Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » В корень заключен смысл всех

В корень заключен смысл всех

  • Знакомство с понятием “приставка”.
  • Изучение правописания приставок.
  • Оборудование:
  • Учебник “Русский язык” 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
  • Карточки лото.
  • Тест “Проверь себя” для каждого ученика.
  • Карточки с вопросами для работы над понятием.
  • Карточки с приставками.
  • Ход урока
    1. Актуализация знаний

    Предлагаю детям сыграть в грамматическую игру “лото”. На партах первого ряда лежат карточки синего цвета, на партах второго ряда - красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу. Например:
    1 ученик: Корень – это…..
    2 ученик: главная часть слова
    Карточки синего цвета Карточки красного цвета
    Корень – это… …однокоренными или родственными
    В корне заключён… …образование новых слов
    Чтобы правильно выделить корень… …главная часть слова
    Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. …после корня
    Суффикс – это… …общий смысл всех однокоренных слов
    Суффикс стоит… …часть слова
    Роль суффикса… …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть

    Итак, мы знаем такие части слова, как корень и суффикс.
    2. Введение нового знания
    а) Создание проблемной ситуации

    На доске слова:
    Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
    - Что заметили? (Во всех словах есть общая часть -разг-)
    Делают предположения, что это корень.
    б) Поиск решения
    Предлагаю вспомнить два признака однокоренных слов.
    1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
    2 - общий смысл
    Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.
    Предлагаю выделить корень в каждом слове.
    Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова:
    Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)
    Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)
    Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)
    Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)
    - Что заметили? (Пред корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)
    3. Объявление темы урока
    - Эта часть слова называется “приставка”. Как вы думаете, почему?
    Дети высказывают предположения (от слова “приставлять”)
    На странице 83 рассматриваем рисунок. Дети на иллюстрации что-то приставляют, пристраивают к корню.
    4. Работа над понятием
    а) Намечаем пункты плана определения приставки
    - Что бы вы хотели выяснить, узнать о приставке?
    Дети задают свои вопросы. Помещаю на доску заранее приготовленные карточки. Поскольку уже велась подобная работа при изучении корня и суффикса, то учащиеся задают следующие вопросы:

    • Что такое приставка?
    • Где находится?
    • Для чего служит?
    • Какие бывают приставки?
    • Как пишутся?
    б) Частично отвечаем на поставленные вопросы
    - На какие вопросы мы можем ответить?
    На первые два вопроса можем дать ответ. (Фиксирую)
    Для чего служит приставка - пока не знаем. А на вопрос: “Какие бывают приставки?” можем указать пока только одну – раз-
    Как пишутся – тоже затрудняемся сказать. Предполагаем, что на уроке выясним.
    Займёмся поиском ответов на эти вопросы.
    в) Наблюдение над ролью приставки
    Выполняем упражнение № 132
    Дети читают слова: бежал, побежал, пробежал, добежал, убежал, сбежал, отбежал, перебежал.
    - Какая часть слов выделена? (Приставки)
    - Как догадались? (Находятся перед корнем –беж-)
    - Понаблюдайте, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки (Получаются разные слова)
    - На какой вопрос мы дали ответ? (“Для чего служат приставки?”) Приписываю ответ: для образования новых слов. Дети замечают, что и суффиксы выполняют такую же роль.
    - Что ещё можем добавить в план определения приставки? (Можем дополнить ответ на вопрос “Какие бывают приставки?” Записываю: по-, про-, до-, у-, с-, от-, пере-
    Продолжим наблюдение над ролью приставки и выясним, каким значком принято выделять приставку. Даю слово “пиши” и показываю карточки с разными приставками. Дети должны образовать слова и записать в тетрадь.
    с-, вы-, до-, за-, пере-, на-, под-
    Ещё раз убеждаемся, что образовали новые слова с помощью приставок (спиши, выпиши, допиши, запиши, перепиши, напиши, подпиши)
    Показываю как принято выделять приставку в слове.
    5. Учимся отличать приставки от предлогов
    На доске:
    по……….. по……….
    про………про………
    до………..до………..
    Подбираем словосочетания. Например: поскакал по полю, прочитал про зверей, довёз до школы. Выясняем, чем являются эти буквосочетания. Обращаем внимание, что бывают...
    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Вариант 1

    1 .

    2) из окончания, основы, корня, приставки, суф­фикса

    3) из синонимов и антонимов

    2 . Выбери верную формулировку.

    1) Предложения- это разные тексты.

    2) Предложения - это разные диктанты.

    3) Предложение состоит из слов, связанных по смыслу.

    3.

    2) ударные и безударные слоги в словах

    3) подлежащее и сказуемое

    4) существительное, прилагательное, глагол, место­имение, наречие, числительное, предлог, союз

    4 . Сколько звуков в слове УСТНЫЙ?

    1) 4 3) 6

    2) 5 4) 7

    5. Укажи вариант, где ударными являются вторые слоги.

    1) озеро, стрекозы, насекомые, маленькая

    2) сильный, дерево, жёлтый, колокол

    3) история, великий, пословица, вредитель

    4) природа, ученик, петушок, неуклюжий

    6 .

    1) в суффиксе 3) в основе

    2) в приставке 4) в корне

    7. Что такое основа слова?

    1) корень

    2) часть слова без окончания

    3) всё слово

    4) приставка и корень

    8.

    Тра..ка, к..рабль, с..ёмка, заб..лел, дерев...я, трос..ник.

    1) непроизносимая согласная, разделительный Ь, проверяемая безударная гласная, разделитель­ный Ъ, непроверяемая безударная гласная, со­мнительная согласная

    2) непроизносимая согласная, сомнительная со­гласная, разделительный Ь, непроверяемая безударная гласная, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ

    3) сомнительная согласная, непроверяемая без­ударная гласная, разделительный Ъ, проверяе­мая безударная гласная, разделительный Ь, не­произносимая согласная

    9. В каком предложении допущена ошибка в напи­сании предлога и приставки?

    1) Полестнице я до брался до узкой открытой двери чердака и вошёл. 2) Я был уверен, что на чердаке что-то спрятано.

    3) Лестница подо мной прогибалась, поскрипы­вала.

    4) Так впервые я залез на чердак.

    10 . Сколько глаголов среди приведённых слов?

    Пробежит, одуванчики, большое, наблюдать, верши­на, далёкий, толкал, жизнь, стройная, бьют, ребятиш­ки, скорлупка, известный, краснеют, шёл, снегопад, лёгкий, маленький, березняк.

    1) 5 3) 7

    2)6 4) 8

    Повторение изученного в 3 классе.

    Вариант 2

    1. Из каких значимых частей состоят слова?

    1) из главных и второстепенных членов

    2) из синонимов и антонимов

    3) из окончания, основы,- корня, приставки, суф­фикса

    4) из ударных и безударных гласных

    2 . Выбери верную формулировку.

    1) Предложение состоит из слов, связанных по смыслу

    2) Предложения - это разные тексты.

    3) Предложения - это разные диктанты.

    4) Предложения - это простые и сложные слова.

    3. Укажи вариант, где перечислены части речи.

    1) корень, суффикс, приставка, окончание, основа

    2) ударные и безуДа£йь1е Слоги в словах

    3) существительное, прилагательное, глагол, место­имение, наречие, числительное, предлог, союз

    4) подлежащее и сказуемое

    4. Сколько звуков в слове ГРУСТНЫЙ?

    1) 5 3) 7

    2) 6 4) 8

    5. В каком варианте во всех словах ударными яв­ляются вторые слоги?

    1) случай, лепестки, солнечный, заготовили 2) озеро, стрекозы, насекомые, маленькая 3) природа, ученик, петушок, неуклюжий 4) история, великий, пословица, вредитель

    6 . В чём заключён общий смысл всех однокоренных слов?

    1) в суффиксе 3) в приставке

    2) в корне 4) в основе

    7. Что такое основа слова?

    1) корень

    2) всё слово

    3)приставка и корень

    4) часть слова без окончания

    8 . Определи правильный порядок перечисления ор­фограмм в приведённых словах.

    Кни..ка, л..пата, об..езд, д..лёкий, лист..я, чес..ность.

    1) сомнительная согласная, непроверяемая без­ударная гласная, разделительный Ъ, проверяе­мая безударная гласная, разделительный Ь, не­произносимая согласная

    2) непроизносимая согласная, разделительный Ь, проверяемая безударная гласная, разделитель­ный Ъ, непроверяемая безударная гласная, со­мнительная согласная

    3)непроизносимая согласная, сомнительная со­гласная, разделительный Ь, непроверяемая безударная гласная, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ

    4) проверяемая безударная гласная, разделитель­ный Ь, непроизносимая согласная, сомнитель­ная согласная, непроверяемая безударная глас­ная, разделительный Ъ

    9. Найди предложение, в котором допущена ошибка в написании предлога и приставки.

    1) По лестнице я добрался до узкой открытой двери чердака и вошёл.

    2) Дочердака я до полз по крутой старой лестнице.

    3) Лестница подо мной прогибалась, поскрипывала.

    4) Так впервые я залез на чердака.

    10. Сколько прилагательных среди данных слов?

    Пробежит, одуванчики, большое, наблюдать, верши­на, далёкий, толкал, жизнь, стройная, бьют, ребятиш­ки, скорлупка, известный, краснеют, шёл, снегопад, лёгкий, маленький, берёзняк.

    1) 8 2) 7 3) 64) 5

    Ответы:

    Вариант

    А1

    А2

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    1

    2

    3

    4

    2

    3

    4

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    3

    3

    4

    2

    4

    1

    2