В сегодняшнем обзоре я опишу и сравню две видеокарты и MSI Geforce GTX570 Twin Frozr III.
Выход новой версии API DirectX вселяет надежды на очередную революцию в графике, неуклонно приближая ее к обещанному лет семь назад светлому будущему в виде кинематографического качества. Учитывая смещения приоритетов игростроев на консольные проекты, ждать очередной PC-шедевр нам придется не скоро. Пока же разработчики графических процессоров занимают оборону, выпустив по второму поколению настольных видеокарт с поддержкой DirectX 11.
Переход к этому API для NVIDIA оказался тяжелым: опоздавшие на полгода карты были дорогими в производстве, с высоким энергопотреблением и отключенной частью функциональных блоков у флагмана компании. Лишь сейчас она смогла выпустить более-менее достойные решения. AMD, напротив, размеренно следует своей стратегии разработки простых одночиповых продуктов и hi-end акселераторов на базе двух графических процессоров. И если бы не она, интерес к мультичиповым конфигурациям вряд ли был бы на должном уровне.
Смену поколений видеокарт AMD решила осуществить расширением линейки Radeon, тем самым введя путаницу в модельный ряд компании. Новинки серии HD 6800 на самом деле оказались медленнее предшественников, но за счет цены они должны занять нишу между Radeon HD 5800 и HD 5700, составив конкуренцию неплохому по своим характеристикам GeForce GTX 460 .
Для высокопроизводительных решений на базе одного GPU уготовано место, где обычно царили двухчиповые продукты. Таким образом, в серию Radeon HD 6900 теперь будут входить все карты на базе ядра Cayman — приемника Cypress .
Cayman
Графический процессор Cayman, на базе которого основаны видеокарты Radeon HD 6970 и HD 6950, выполнен по все по тому же 40-нм техпроцессу, что и предшественник. Но в отличии от Cypress новое ядро претерпело некоторые изменения. Так, число SIMD-ядер было увеличено с 20 до 24 (по 16 суперскалярных потоковых процессоров в каждом), количество текстурных блоков соответственно выросло до 96. Блоки рендеринга немного улучшили для работы со сглаживанием, но их число осталось без изменений, т.е. 32 штуки. Алгоритм сглаживания тоже подвергся некоторым усовершенствованиям. «Графический движок» теперь разделен на двое, каждая часть которого обслуживает свою половину ядра. Некоторых блоков в нем стало в два раза больше, что позволило увеличить скорость работы с геометрией и тесселяцией (последнее почти в три раза выше, чем у Cypress). Кроме того, к каждой половинке ядра подключен свой диспетчер потоков (Ultra-Threaded Dispatch Processor), отвечающий за распределение нагрузки по исполняющим блокам.
Характеристики младшей модели чуть поскромнее: 1408 потоковых процессоров, 88 TMU, количество ROP прежнее, частоты ядра и памяти составляют 800 и 5000 МГц соответственно. Объем памяти также равен 2048 МБ.
Видеоадаптер | Radeon HD6970 | Radeon HD6950 | Radeon HD6870 | Radeon HD6850 | Radeon HD5870 | Radeon HD5850 |
Ядро | Cayman XT | Cayman Pro | Barts XT | Barts Pro | RV870 (Cypress) | RV870 (Cypress) |
Архитектура | VLIW4 | VLIW4 | VLIW5 | VLIW5 | VLIW5 | VLIW5 |
2640 | 2640 | 1700 | 1700 | 2154 | 2154 | |
Техпроцесс, нм | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Площадь ядра, кв. мм | 389 | 389 | 255 | 255 | 334 | 334 |
1536 | 1408 | 1120 | 960 | 1600 | 1440 | |
Количество текстурных блоков | 96 | 88 | 56 | 48 | 80 | 72 |
Количество блоков рендеринга | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 880 | 800 | 900 | 775 | 850 | 725 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 256 | 256 | 256 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 5500 | 5000 | 4200 | 4000 | 4800 | 4000 |
Объём памяти, МБ | 2048 | 2048 | 1024 | 1024 | 1024 | 1024 |
11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | |
Интерфейс | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 |
Заявленная максимальная потребляемая мощность, нагрузка/простой, Вт | (250) 190/20* | (200) 140/20* | 151/19 | 127/19 | 188/27 | 170/27 |
*
— в скобках указана максимальная мощность
Из приятных моментов для энтузиастов отметим поддержку Dual BIOS и специальный переключатель возле разъема CrossFire, позволяющий выбрать тот или иной чип с микрокодом. Одна версия предназначена для постоянного обновления, а вторая защищена от записи для предотвращения порчи информации. Это будет особо полезно любителям перепрошивать карты — если выйдет из строя одна микросхема, то можно будет и дальше использовать акселератор.
Как видим, изменений в новом графическом процессоре Cayman достаточно, чтобы говорить о новом поколении видеокарт с поддержкой DirectX 11. Но насколько эти изменения отразятся в реальных приложениях? Это мы и узнаем ниже.
Теперь взглянем непосредственно на сами карты. Перед нами почти что полные близнецы. Вместо плавных линий и округлых форм, характерных для прошлой серии Radeon, новички имеют вид «кирпичика» с красными вставками по бокам.
Смотрится родная СО довольно внушительно.
Взглянем теперь на дизайн плат. Ниже представлены фото Radeon HD 6970
Отличаются видеокартами разными GPU и рабочими частотами.
Radeon HD 6970 (слева) и Radeon HD 6950
Немного о температурном режиме. Radeon HD 6970 в игровых приложениях легко прогревается до 90 °С (при 23 °С в помещении). Почти как GeForce GTX 480, вот только уровень шума у новинки AMD намного меньше, гул заметен, но терпим.
Для сравнения с AMD Radeon HD 6970 и HD 6950 использовались карты AMD Radeon HD 5970, Force3D Radeon HD 5870, Zotac GeForce GTX 580 и Inno3D GeForce GTX 480, участвовавшие в недавнем тестировании решения на базе GF110 . Для сравнения их характеристики занесены в следующую таблицу:
Видеоадаптер | Radeon HD6970 | Radeon HD6950 | Radeon HD5970 | Radeon HD5870 | GeForce GTX 580 | GeForce GTX 480 |
Ядро | Cayman XT | Cayman Pro | RV870 x2 (Hemlock) | RV870 (Cypress) | GF110 | GF100 |
Количество транзисторов, млн. шт | 2640 | 2640 | 2154 x2 | 2154 | 3000 | 3200 |
Техпроцесс, нм | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Площадь ядра, кв. мм | 389 | 389 | 334 x2 | 334 | 512 | 526 |
Количество потоковых процессоров | 1536 | 1408 | 1600 x2 | 1600 | 512 | 480 |
Количество текстурных блоков | 96 | 88 | 80 x2 | 80 | 64 | 60 |
Количество блоков рендеринга | 32 | 32 | 32 x2 | 32 | 48 | 48 |
Частота ядра, МГц | 880 | 800 | 725 | 850 | 772 | 701 |
Частота шейдерного домена, МГц | 880 | 800 | 725 | 850 | 1544 | 1401 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 256 | 384 | 384 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 5500 | 5000 | 4000 | 4000 | 4008 | 3696 |
Объём памяти, МБ | 2048 | 2048 | 1024 | 1024 | 1536 | 1536 |
Поддерживаемая версия DirectX | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
Интерфейс | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.1 | PCI-E 2.0 | PCI-E 2.0 |
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт | (250) 190 | (200) 140 | 294 | 188 | 244 | 250 |
Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда следующая:
Методика тестирования
Игры в нашем тестировании разбиты на три группы, в соответствии с поддерживаемой версией DirectX. Первыми идут приложения под девятую версию этого API, а последними игры под DirectX 11. Внутри каждой группы приложения расположены в соответствии с датой выхода, исключение — Metro 2033, эта самая требовательная игра, и результаты в ней мы традиционно выносим в самый конец статьи. Все тесты проводились в разрешении 1920x1200 на максимальных настройках качества, анизотропная фильтрация AF16x всегда включена. Сглаживание активировалось из меню игры, принудительное форсирование через драйверы не использовалось. Список игр и методикa тестирования более подробно описаны в обзоре GeForce GTX 580.
Результаты тестирования в приложениях под DirectX 9
Borderlands
Mafia 2
Результаты тестирования в приложениях под DirectX 10
Far Cry 2
Полное превосходство архитектуры Fermi. Видно и неплохое преимущество Cayman над Cypress, когда разогнанный Radeon HD 6970 почти настигает Radeon HD 5970.
Tom Clancy"s H.A.W.X. 2
Sid Meier"s Civilization 5
Новые одночиповые флагманы AMD по итогам нашего тестирования продемонстрировали превосходство над старым Radeon HD 5870, но никакого фурора не произвели. От новой серии все же ожидалось чего-то большего. Шлифовка архитектуры и исправление ошибок позволила чуть-чуть поднять производительность, остальное довершили более высокие частоты.
Производительность Radeon HD 6950 близка к Radeon HD 5870, кое-где новичок уступает пару процентов, кое-где выходит вперед с таким же крошечным отрывом. Основное преимущество заметно в играх, активно использующих тесселяцию (Lost Planet 2, H.A.W.X. 2). Неплохой отрыв от предшественника в Metro 2033 частично обусловлен и увеличенным объемом памяти — в остальных случаях второй гигабайт не востребован.
Radeon HD 6970 уже более интересный продукт, он однозначно обходит Radeon HD 5870. Хотя в некоторых играх под старые версии DirectX разница между ними не более 10%. Зато в DirectX 11 мы наблюдаем и тридцатипроцентный прирост. Этого все равно мало, чтобы составить сильную конкуренцию двухчиповому Radeon HD 5970 и флагману NVIDIA. Старший Cayman успешно соперничает лишь с GeForce GTX 480, хотя в DirectX 11 первое место почти всегда остается за старичком NVIDIA. Впрочем, никто и не метил в лидеры — новые графические карты призваны создать конкуренцию для свежеиспеченого GeForce GTX 570, а в качестве соперника для GeForce GTX 580 в арсенале компании имеется все тот же Radeon HD 5970.
Скорее Cayman является ничем иным как подготовкой к переходу на более тонкий техпроцесс, где новые графические процессоры смогут обзавестись большим числом вычислительных блоков с приемлемым уровнем энергопотребления. Сейчас, естественно, такого добиться невозможно. Это подтверждается почти одним и тем же числом потоковых процессоров и уровнем TDP, что и у Cypress. Скорее даже наоборот, Radeon HD 6970 своим горячим нравом напоминает GeForce GTX 480, хотя по шумовым характеристикам, к счастью, не отличается от остальных топовых видеоадаптеров. Главное преимущество новинок AMD — это цена. Стоимость их вполне привлекательна на фоне того же GeForce GTX 580. Для соперничества в топовом сегменте компании придется выпустить решение на базе двух Cayman. Но это уже другая история...
Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:
И Radeon HD 6970 представленные в начале текущего года действительно являются наиболее эффективными и популярными решениями сегодняшнего дня. Их популярность обусловлена грамотной ценовой политикой со стороны компании AMD и присутствием многих прогрессивных технологий как AMD EyeFinity, которые в графических решениях конкурента присутствуют лишь на "зачаточном уровне".
На нашем портале Мега Обзор ранее уже было представлено не малое количество обзоров видеокарт данного семейства. Среди них можно выделить:
1. Обзор PowerColor Radeon HD 6950 PCS++. Видеокарта с двойными частотами
2. Обзор Sapphire Radeon HD 6950 2GB. Знакомство с референсной видеокартой
3. Обзор HIS Radeon HD 6950. Разблокировка и превращение в HIS Radeon HD 6970
4. Обзор XFX Radeon 6950 1 GB XXX Edition. Как повлияет уменьшение видеопамяти на производительность?
5. Обзор MSI Radeon HD 6950 Twin Frozr II. Модифицированный вариант популярного решения
6. Обзор PowerColor PCS+ Radeon HD 6950 Vortex II Edition. Новая система охлаждения для популярной видеокарты
7. Обзор ASUS Radeon HD 6950. Скромный заводской разгон от ASUS
8. Обзор ASUS Radeon HD 6970 DirectCU II. Нововведения от ASUS в топовой видеокарте от AMD
9. Обзор HIS Radeon HD 6950. Разблокировка и превращение в HIS Radeon HD 6970
10. Обзор PowerColor Radeon HD 6970 PCS+. Заводской разгон и новая система охлаждения
11. Обзор PowerColor Radeon HD 6970 LCS. Попытка обмануть оверклоккера?
12. Обзор HIS Radeon HD 6970 IceQ Turbo. Новая модификация уже на рынке!
Каждый из данных обзоров можно найти на нашем портале Мега Обзор. При их рассмотрении вы можете заметить, что отличие всех графических решений между собой заключается исключительно в модифицированной системе охлаждения и в уровне заводского разгона ядра или чипов видеопамяти. Все это делает часть тестирования видеокарт однотипным и малоинтересным для конечного пользователя.
Учитывая данное обстоятельство, мы бы хотели подготовить иной обзор по данным продуктам, который будет обобщать наш опыт работы с данными видеокартами и позволит конечным пользователям решить многие задачи, которые могли показаться им не решаемыми ранее.
Нам бы хотелось построить сегодняшнюю статью в рамках формата "Вопрос-Ответ", что позволит облегчить поиск нужной информации в будущем.
1. В чем заключается отличие между видеокартами AMD Radeon HD 6950 и HD 6970?
Это первый вопрос, который задают пользователи при выборе видеокарты данного семейства. Отличие видеокарт заключается в следующем:
- младшая видеокарта имеет меньшее количество универсальных процессоров (вместо 1536 у старшей, младшая обладает 1408 штуками),
- младшая видеокарта имеет меньшее количество текстурных блоков (вместо 96 у старшей, 88 штук у младшей)
- младшая видеокарта трудиться при меньших рабочих частотах (частоты у старшей видеокарты 880/1375 Мгц, у младшей 800/1250 Мгц),
- младшая видеокарта обладает меньшим энергопотреблением (старшая видеокарта в пиках нагрузки потребляет до 250 ватт, младшая - до 200 ватт электричества).
Результаты тестирования показывают, что объективно реальная разница в производительности между старшей и младшей видеокартой может достигать 17%. В среднем данный параметр колеблется в районе 12%. Стоит переплачивать за старшую видеокарту семейства или нет - решать вам.
Картинка кликабельна --
Несмотря на это длина печатных плат одинаковая и достигает 27,6 см, что необходимо учитывать при выборе корпуса системного блока. Не каждый системный блок формата mATX сможет вместить графическое решение данного семейства.
Производитель рекомендует для одиночной видеокарты данного семейства блок питания мощностью около 550 ватт. При этом надо учитывать, что это должна быть реальная мощность питающего устройства, а не пиковая. Блок питания должен соответствовать спецификациям ATX2.xx, то есть выдавать основную мощность по линии 12 вольт.
Если вы планируете разгон видеокарты с софтвольтмодом, то рекомендуем подумать задуматься о блоке питания более высокой мощности, так как энергопотребление данных видеокарт может легко приблизиться к цифре 330-340 ватт.
Для тандема видеокарт семейства Radeon HD 6950/6970 в режиме CrossFire рекомендуется к приобретению блок питания мощностью не менее 850 ватт. Как правило, данной мощности оказывается достаточно для энергообеспечения данных графических решений.
Картинка кликабельна --
Как правило, использование видеокарты в слоте PCI-Express 1.0 может привести к невозможности достижения максимальной производительности в некоторых игровых режимах, где необходим наиболее быстрый обмен данными. Использование тандема видеокарт в режиме CrossFire на шине предыдущего поколения также не рекомендуется, так как ее производительности для двух видеокарт точно не хватит.
Для создание CrossFire конфигураций необходимо приобретать материнские платы сообщающие о поддержке данной технологии или имеющие два и более слотов PCI-Express 2.0. Дорогие материнские платы поддерживают два полноценных слота PCI-Express 2.0 x16, более дешевые варианты обеспечивают работу двух видеокарт в формате PCI-Express 2.0 x8.
Опыт показывает, что разница в уровне производительности при двух разных вариантах построения CrossFire конфигураций незначительна, хотя и может наблюдаться при высоких нагрузках.
Для построения CrossFire рекомендуется соединять видеокарты соответствующими мостиками. В идеальном варианте - это два мостика. Опыт показывает, что можно использовать и один мостик, если вы играете при разрешении менее 1980х1024 пикселей включительно.
4. Видеокарту под какой маркой порекомендуете приобретать?
Это следующий практический вопрос, который начинает интересовать наших пользователей. Действительно, на сегодняшний день отечественный рынок предлагает большое разнообразие продуктов серии Radeon HD 6950/6970 от ASUS, MSI, Palit, Gainward, Sapphire, PowerColor, HIS и т.д. Большинство представленных решений имеет эталонный дизайн, который можно выявить по стандартной системе охлаждения и разводке схем питания на оборотной стороне видеокарты.
Если в вашем случае вы выбираете между эталонными дизайнами, мы рекомендуем приобретать наиболее дешевый вариант. Уровень производительности, качество у данных видеокарт абсолютно одинаковое. Отличие решений заключается лишь в этикетках нанесенных на кожухи системы охлаждения.
Картинка кликабельна --
Как правило, производители устанавливаются более эффективные системы охлаждения на свои видеокарты и осуществляют их небольшой заводской разгон. Ярким примером может быть видеокарта MSI Radeon HD 6950 Twin Frozr II, которая имеет модифицированную систему охлаждения и работает на повышенных относительно номинала частотах.
Недавно на рынок поступила новая модификация видеокарт данной серии - MSI Radeon HD 6950 Twin Frozr III PE, которая имеет модифицированную схему питания. Как правило, модификация схемы питания видеокарты приводит к повышению стабильности ее работы при ее разгоне и позволяет достичь более высоких частот, нежели на обычной видеокарте. К сожалению, этого также вам никто не гарантирует и это лишь теоретическое "может быть", за которое предлагается пользователю немного доплатить.
Картинка кликабельна --
К сожалению, не всегда проблема заключается в блоке питания, она может крыться и в самой видеокарте. Никто не застрахован от распайки несколько некачественного дросселя. Решается данная проблема достаточно просто. На слух выявляется свистящий дроссель, снимается видеокарта и выявленный элемент заливается лаком для радиоэлектроники.
Следует понимать, что данная манипуляция полностью и навсегда лишает вас гарантии на видеокарту. Как правило, свистящий дроссель не признается гарантийным случаем ни одним из сервисных центров.
Возможно и более простое решение данной проблемы. Опыт показывает, что уровня производительности видеокарт Radeon HD 6950/6970 хватает для многих и большая часть вычислительных сил видеокартами расходуется впустую. Поэтому имеет смысл поставить ограничение максимальной частоты кадров, включив в драйвере функцию VSync. Снижение нагрузки на видеокарту приведет к снижению, как энергопотребления, так и к исчезновению надоедливого звука.
В целом видеокарты Radeon HD 6950/6970 сдаются по гарантии не чаще конкурирующих решений и даже меньше, так как имеют на борту два чипа БИОСа и пользователям необходимо постараться, чтоб уничтожить обе записи системы загрузки.
Каких-либо жалоб на несовместимость видеокарт с оборудованием от других производителей мы также не встречали.
Картинка кликабельна --
В принципе повысить данное напряжение вам никто не мешает. Это можно сделать заливкой новой версии БИОСа на видекарту. Некоторые пользователи отмечали выгорание чипа после повышения напряжения на чипах видеопамяти. Как показывает опыт, количество данных случаев не превышает среднестатистические значения даже среди не модифицированных видеокарт, поэтому 1,6 вольт для чипов памяти трудно назвать смертельным.
Картинка кликабельна --
Единственным ключевым требованием является предварительная чистка операционной системы от "остатков" драйверов предыдущей видеокарты, особенно, если это была видеокарта NVIDIA. Делается это достаточно просто, в сети и на нашем сайте Мега Обзор представлено несколько программ, к примеру, Driver Sweeper.
Заключение
Завершая нашу первую статью о том, на что следует обращать внимание при покупке видеокарт AMD Radeon HD 6950/6970, мы хотим отметить, что данные видеокарты очень популярны среди отечественных пользователей. Практически единственным недостатком видеокарт данного семейства является отсутствие поддержки технологии Nvidia PhysX, из-за чего некоторые пользователи отдают безоговорочное предпочтение продукции конкурента. Энтузиасты достаточно давно решили данную проблему, установкой второй видеокарты от NVIDIA для поддержки данной технологии в играх. При этом NVIDIA PhysX будет без проблем работать только в операционных системах Windows XP и Windows 7, проблему активации данной функции в Windows Vista решить не удалось.
На зарубежных сайтах ходят скриншоты использования новых драйверов AMD, которые включают работу PhysX на видеокартах AMD Radeon HD 6950/6970. К сожалению, данных драйверов в нашей стране никто не видел и все это пока так и остаются простыми скриншотами.
Во второй статье посвященной видеокартам AMD Radeon HD 6950/6970 мы постараемся дать советы по правильной эксплуатации данных видеокарт.
AMD Radeon HD 6970M (также известная как ATI Mobility Radeon HD 6970) - это производительная графическая карта для больших мощных лэптопов. Она основана на графическом адаптере HD 6850 для настольного ПК, и следовательно, ей присущи особенности видеопроцессора UVD3 и Eyefinity +. Blackcomb XT - это кодовое название GPU. Энергопотребление у HD 6970M точно такое же, как и у GeForce GTX 480M .
960 потоковых процессоров основано на "устаревшей" 5D-архитектуре, похожей на ту, которая использовалась в 5000-серии. То есть, число шейдеров не сопоставимо с современными одноядерными графическими процессорами NVIDIA. С AMD Mobility Radeon HD 6950M выполнение тесселяции будет улучшено (как и в случае с 6800-серией для настольных ПК). Потоковые процессоры могут быть использованы с DirectX 11, OpenGL 4.1, DirectCompute 11 и OpenCL. Также могут применяться для выполнения таких сложных задач, как перекодирование видео.
По производительность в 3D, адаптер находится между высокопроизводительными видеокартами GeForce GTX 470 и 485M . Судя из тестов, AMD Radeon HD 6970M быстрее, чем GeForce GTX 480M, в среднем, на 33%. Однако, новый адаптер GTX 485M все же мощнее HD 6970M, примерно, на 12%. По сравнению с ATI Mobility Radeon HD 5870 (видеокартой предыдущего поколения), Radeon 6970M производительнее предшественника на 50%. Впрочем, и энергопотребление у этой карты побольше.
С Radeon HD 6970M геймеры могут спокойно играть в самые современные игры на высоких настройках. Только Crysis и Metro 2033 будут «притормаживать» при разрешении 1920х1080 точек.
Новый UVD3 поддерживает декодирование MPEG-4 AVC/H.264, VC-1, MPEG-2, Flash, а также Multi-View Codec (MVC) и MPEG-4 Part 2 (DivX, XVid).
Кроме того, в 6900-серию интегрирован HD аудио контроллер для передачи HD Audio (TrueHD или DTS Master Audio) по HDMI и DisplayPort (например, для Blu-Ray видео).
Технология AMD HD3D поддерживает Blu-Ray 3D и 3D-дисплеи (интегрированные и внешние). Однако эта технология явно уступает NVIDIA 3D Vision.
Благодаря поддержке Eyefinity графический чип позволяет подключать до 6 мониторов одновременно. Впрочем, это возможно только при наличии в ноутбуке достаточного количества DisplayPort. Потребляемая мощность чипа идентична картам Nvidia GeForce GTX 480M или 485M , то есть около 100 Вт с модулем MXM и 2 Гб видеопамяти GDDR5. TDP карты составляет, примерно, 75-100 Вт. Следовательно, карта может устанавливаться только в большие ноутбуки с хорошей системой охлаждения.
Производитель: | AMD |
Серия: | Radeon HD 6970M 960@680MHz |
Код: | Blackcomb XT |
Потоки: | 960 - unified |
Тактовая частота: | 680* МГц |
Частота шейдеров: | 680* МГц |
Частота памяти: | 900* МГц |
Разрядность шины памяти: | 256 Бит |
Тип памяти: | GDDR5 |
Максимум памяти: | 2048 Мб |
Общая память: | нет |
DirectX: | DirectX 11, Shader 5.0 |
Транзисторов: | 1700 млн |
Технология: | 40 нм |
Размер ноутбука: | большой |
Дата выхода: | 04.01.2011 |
* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем
Наконец, мы добрались до практической части нашего исследования. Прежде всего, ознакомьтесь с конфигурацией тестового стенда и настройками приложений:
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
Центральный процессор | Intel Core i7-870 @ 4.0 ГГц (200x19) |
Система охлаждения | GlacialTech F101 + 2 x 120 мм кулера |
Материнская плата | ASUS Maximus III Extreme |
Оперативная память | DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890 МГц @ 9-9-9 |
Блок питания | IKONIK Vulcan 1200 Вт |
Жёсткий диск | Samsung SpinPoint 750 Гбайт |
Корпус | Cooler Master Test Bench 1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate x64 |
Версия драйверов для карт AMD | AMD_Win7_Vista_Radeon_HD6900_8.79.6.2RC2_Dec7 |
Версия драйверов для карт NVIDIA | Программное обеспечение NVIDIA версии 260.99 для GeForce GTX 480 WHQL Программное обеспечение NVIDIA версии 263.09 для GeForce GTX 580 WHQL Программное обеспечение NVIDIA версии 263.99 для GeForce GTX 570 |
Тестирование проводилось в следующих приложениях:
3DMark Vantage | Пресеты Performance, High, Extreme |
3DMark 11 | Пресеты Performance, Extreme |
Battleforge DX 10 | Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
Colin McRae DiRT 2 DX 11 | |
Crysis v 1.2 x64 DX 10 | |
Just Cause 2 DX 10 | Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF. |
Alien versus Predator DX 11 Benchmark | Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
FarCry 2 DirectX 10 benchmark | Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
Final Fantasy XIV | Режим High, 1920x1200 no AA/AF |
Mafia II | Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена |
Metro 2033 DX11 Benchmark | Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена |
Unigine Heaven 2.0 | Максимальная детализация, Тесселляция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF Максимальная детализация, Тесселляция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF |
Lost Planet 2 Benchmark | |
HAWX 2 Benchmark | DX11, Максимальная детализация, тесселляция включена, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF DX11, Максимальная детализация, тесселляция включена, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF |
В тестировании принимали участие следующие видеокарты:
Разгон
Для разгона ускорителей AMD Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 можно воспользоваться не только встроенными функциями драйвера Catalyst, но и средствами утилиты MSI Afterburner, которая уже достаточно давно признана одной из лучших программ для разгона и мониторинга параметров видеокарты. Учитывая тот факт, что MSI Afterburner по умолчанию не позволяет устанавливать тактовые частоты выше, чем OverDrive в драйверах AMD, а также то, что на данный момент только Catalyst Control Center позволяет сдвинуть порог активации AMD Power Tune, для разгона мы решили воспользоваться встроенными в драйвер функциями.
К сожалению, максимальный порог тактовых частот для графического ядра и видеопамяти не так высок, как того хотелось бы, да и попавшие к нам на тестирование ускорители не смогли оправдать наши надежды на стабильную работу при поднятии частот. Так, ускоритель Radeon HD 6950 удалось разогнать до 840/5500 МГц, а стабильная работа Radeon HD 6970 и вовсе оказалась возможной только при частотах 900/5600 МГц. Учитывая совсем мизерный рост частот для Radeon HD 6970, мы решили не приводить результаты разогнанного ускорителя на графиках. Отметим также, что при тестировании разогнанного ускорителя Radeon HD 6950 порог активации Power Tune был сдвинут на 20% в большую сторону.
Как показало наше тестирование, GPU ускорителей Radeon HD 6950/6970 не разогреваются до критических значений, как, например GeForce GTX 480, тем не менее, некоторый рост температуры относительно предыдущего одночипового флагмана в случае с Radeon HD 6970 заметен. В итоге температура Radeon HD 6950 немного ниже температуры GPU GeForce GTX 570, а нагрев GPU Radeon HD 6970 примерно соответствует оному у GeForce GTX 580.
А вот с точки зрения энергопотребления системы в типичных игровых условиях продукты AMD по-прежнему вне конкуренции. Обратите внимание на то, что системы с Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 потребляют меньше энергии, чем аналогичный стенд с GeForce GTX 570.
Ну что же, замеры температуры и энергопотребления Radeon HD 6950/6970 показали, что новинки от AMD без труда могут составить конкуренцию одноклассникам из лагеря NVIDIA, а в некоторых случаях оказываются лучше продуктов соперника. Посмотрим, так ли хороши новые Radeon в играх и синтетических тестах.
На данный момент 3DMark Vantage всё ещё остаётся актуальным тестом, так как является неплохим ориентиром для владельцев ускорителей с поддержкой DirectX 10, вот только теперь рядом с ним рука об руку будет идти новый тестовый пакет 3DMark 11. Итак, результаты. К сожалению, несмотря на некоторый рост производительности ускорителей Radeon HD 6950/6970 относительно Radeon HD 5870, новинкам от AMD не удалось дотянуться даже до GeForce GTX 570. Конечно, 3DMark Vantage - не истина в последней инстанции, однако такие результаты, мягко говоря, настораживают.
Ну что же, вот и долгожданная новинка от компании Futuremark - тестовый пакет 3DMark 11. В первую очередь отметим, что новый тест создавался с учётом всех возможностей DirectX 11, включая тесселляцию. Описывать все изменения, которые произошли со времён 3DMark Vantage, мы не будем, скажем лишь, что отныне в 3DMark всего три стандартных профиля, вместо четырех. Для тестирования Hi-End ускорителей мы использовали профили Performance и Extreme (разрешение в случае с Performance - 1280x720, в случае с Extreme - 1920x1080). Также отметим, что 3DMark 11 более не поддерживает аппаратное ускорение при помощи PhysX, так как последний является собственностью NVIDIA.
Судя по результатам, ускоритель Radeon HD 6950, как и Radeon HD 6970, оказывается быстрее своего предшественника - Radeon HD 5870, однако до одночипового флагмана NVIDIA ни один из этих продуктов не добрался. Radeon HD 6950 оказался немного медленнее GeForce GTX 570, в свою очередь Radeon HD 6970 занял свое законное место между GTX 570 и GTX 580.
В Battleforge говорить хотя бы о равенстве новых ускорителей Radeon HD 6950/6970 и GeForce GTX 570/580 не приходится. Radeon HD 6950 отстаёт от всех участников нашего тестирования, в том числе и от Radeon HD 5870. Тем временем Radeon HD 6970 оказывается чуть быстрее Radeon HD 5870 в лёгких режимах и незначительно отстаёт от него в тяжёлых. Что касается противостояния новых ускорителей AMD и продуктов NVIDIA, то в этой игре преимущество на стороне зелёных.
В DiRT 2 ситуация немного иная. Здесь Radeon HD 6950 оказывается на равных с Radeon HD 5870, либо едва заметно опережает его, в то время как Radeon HD 6970 уходит в отрыв от 5870 во всех режимах. При этом, к сожалению для фанатов AMD, новинки не сумели составить конкуренцию даже GeForce GTX 570.
Классический DirectX 10-тест - Crysis - демонстрирует паритет между Radeon HD 5870 и Radeon HD 6950. Во всех режимах эти ускорители показывают близкие результаты. Наконец, ускоритель Radeon HD 6970 проявил себя, выступив на равных с GeForce GTX 580, впрочем, особым достижением это вряд ли можно назвать, поскольку все современные Hi-End решения способны без проблем “крутить” Crysis даже на максимальных настройках с высокими значениями FPS.
Ещё один классический бенчмарк, на сей раз на движке Far Cry 2. Как и в предыдущем случае, Radeon HD 6950 полностью повторяет достижения Radeon HD 5870, лишь изредка слегка вырываясь вперёд. Ускоритель Radeon HD 6970 оказывается быстрее Radeon HD 6950, однако не настолько, чтобы догнать хотя бы GeForce GTX 480.
В игре Just Cause 2 ускорители Radeon HD 6950 / 6970 показывают достаточно неплохие результаты. Так, Radeon HD 6950 оказывается производительнее GeForce GTX 570, в некоторых случаях догоняя или даже перегоняя GTX 580. Вполне естественно, что ещё более мощный ускоритель Radeon HD 6970 оказался самым производительным в этой игре.
Игра Alien versus Predator поддерживает DirectX 11 и позволяет активировать тесселляцию. Несмотря на все проведённые оптимизации и улучшения, Radeon HD 6950 оказался медленнее Radeon HD 5870 в лёгких режимах, зато немного опередил его в тяжёлых, благодаря более эффективной работе подсистемы памяти. У видеокарты Radeon HD 6950 хватило сил показать результат в режимах с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, сравнимый с тем, что продемонстрировал нам ускоритель GeForce GTX 570. Что же касается Radeon HD 6970, то этот ускоритель смог обойти GeForce GTX 570 во всех режимах.
Первое место занимает ускоритель GeForce GTX 580, который показал заметно более высокий результат, чем Radeon HD 6970/6950. Новые ускорители AMD в данном тесте выдающихся достижений не демонстрируют: видеокарта Radeon HD 6970 лишь немного опережает GeForce GTX 480, несколько недотягивая до GeForce GTX 570, а Radeon HD 6950 и вовсе уступает всем участникам теста, включая Radeon HD 5870.
Одна из новинок игрового сезона этого года - игра Метро 2033. Движок Метро активно использует тесселляцию, так что мы воочию сможем убедиться в эффективности проведённых инженерами AMD оптимизаций. Итак, во всех без исключения режимах, особенно самых тяжёлых, новый ускоритель Radeon HD 6950 оказывается быстрее Radeon HD 5870, демонстрируя при этом результат, близкий к показателям GeForce GTX 480. В свою очередь Radeon HD 6970 оказывается на равных с GeForce GTX 570 в лёгких режимах и немного вырывается вперёд в тяжёлых, хотя GeForce GTX 580 всё ещё остается вне досягаемости.
В Lost Planet 2 ускорители Radeon HD 6950/6970 чувствуют себя не очень уверенно. Даже несмотря на существенно усиленный блок тесселляции и прочие оптимизации, новинки не могут похвастать выдающимися результатами. И если Radeon HD 6970 всё же немного опережает Radeon HD 5870, то Radeon HD 6950 почти всегда оказывается слабее всех. К сожалению, ни о каком равенстве с представленными в нашем тесте продуктами NVIDIA говорить не приходится.
Тестовый пакет Unigine Heaven 2 до сих пор является, пожалуй, одним из лучших приложений для демонстрации роста качества картинки после включения тесселляции. В этом тесте мы видим безоговорочное преимущество Radeon HD 6950/6970 над старичком Radeon HD 5870, причём во всех режимах. Однако, несмотря на заметное ускорение при активации тесселляции, новые ускорители AMD не могут составить конкуренцию GeForce GTX 480/570, не говоря уже о GeForce GTX 580.
Благодаря активному использованию тесселляции в HAWX 2, ускорители Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 заметно опережают Radeon HD 5870, однако этого недостаточно для того, чтобы приблизиться к топовым ускорителям NVIDIA, которые обладают порой двукратным преимуществом.
Расстановка сил в Mafia II такова: место аутсайдера среди всех протестированных нами плат достаётся Radeon HD 6950, следом за ним следует Radeon HD 5870, а вот позиция Radeon HD 6970 меняется в зависимости от используемого режима. В тяжёлых режимах Radeon HD 6970 оказывается быстрее GeForce GTX 570, а в лёгких сравнивается или даже уступает конкуренту.
Первое, что хотелось бы отметить, так это работу, проведённую инженерами AMD по улучшению своих продуктов. Очевидно, что в Radeon HD 6950/6970 появился ряд достаточно интересных технологий, которые в будущем получат дальнейшее развитие. Так, например, технология Power Tune, которую можно сравнить с технологиями Turbo Boost/Turbo Core, используемыми в современных процессорах Intel/AMD, имеет достаточно большие перспективы, особенно при создании сложных многочиповых решений. Также нельзя не отметить усилия, направленные на улучшение качества полноэкранного сглаживания и развитие фирменных технологий, например, Eyefiniy.
Учитывая обилие слухов в отношении новых ускорителей AMD Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970, полученные сегодня результаты можно трактовать по-разному. Всё зависит от того, чего вы ожидали от этих видеокарт и какие характеристики считаете решающими. С точки зрения чистой производительности новинки от AMD не могут на равных соперничать со старшим видеоускорителем NVIDIA (GeForce GTX 580) практически ни в одной игре, за исключением, пожалуй, классики, вроде Crysis. Очевидно, любителям самой быстрой езды придётся ждать Antiles.
А вот всем остальным огорчаться не стоит. Помимо абсолютных значений производительности есть такой фактор, как цена, и зачастую именно этот фактор является решающим. И если вы вспомните рекомендованные цены на Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970, которые составляют 299 и 369 долларов, соответственно, то получается, что новые продукты вполне конкурентоспособны. В наших будущих материалах мы обязательно вернёмся к вопросу противостояния двух графических гигантов, особенно интересно выяснить соотношение сил между Radeon HD 6950 и GeForce GTX 470.