Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Согласные на конце приставок. и…рытый, бе…ветренный, бе…радостный. Они мечтают звонкого соседа

Согласные на конце приставок. и…рытый, бе…ветренный, бе…радостный. Они мечтают звонкого соседа

















7 Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. («Радионяня»)








10 Объяснить выбор согласной в приставках на З и С Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить, и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный, бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор, во(с,з)делать, бе(з,с)делье, чре(с,з)мерный, и(з,с)брать, и(з,с)жалить.








Тест 1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) и.черпать; б) чре.мерный; в) бе.жизненный; г) во.делать. 2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) во.наградить; б) бе.шумный; в) ра.жечь; г) и.мутить. 3) В каком слове приставка оканчивается на –з? а) ни.ходить; б) во.произвести; в) ра.чёт; г) в.дохнуть. 4) В каком слове приставка оканчивается на –з? а) и.жарить; б) и.царапать; в) ра.шнуровать; г) бе.ценный. 5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква: а) и.царапать; и.жарить; б) и.числять; бе.ценный; в) бе.жалостный; бе.шумный; г) бе.вкусица; ра.шнуровать.




Урок соответствует ФГОС, содержит: актуализацию знаний, ввод и формулирование темы урока, постановка целей урока, опорный конспект, теоретический материал, практические упражнения, тестовые задания, рефлексию, самооценку на уроке.

Пример актуализации знаний:

1. Что изучает морфемика?

Морфемика - это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)

2. Что такое приставка?

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов

4. Что такое суффикс?

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов

5. Что такое окончание?

Окончание - это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

6. Приведите примеры чередования гласных звуков в корне слова

7. Приведите примеры беглых гласных в корне и в суффиксе слова.

Просмотр содержимого документа
«Буквы З и С на конце приставок»



Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Христолюбова Ю.А., 1 к.к.



Актуализация знаний

  • 1. Что изучает морфемика?
  • Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
  • 2. Что такое приставка?
  • Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
  • 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
  • 4. Что такое суффикс?
  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
  • 5. Что такое окончание?
  • Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова
  • 6. Приведите примеры чередования гласных звуков в корне слова
  • 7. Приведите примеры беглых гласных в корне и в суффиксе слова.


Сформулируем тему урока.

  • Бе..думный
  • Бе..шумный

В какой части слова пропущена буква?

А какая это может быть буква?

«З» или «С»

Следовательно, какая тема урока?

«Буквы «З» и «С» на конце приставок»



Сформулируем цели урока:

  • 1. Познакомиться с правописанием….
  • приставок, заканчивающихся на С и З;
  • 2. Научиться правильно писать слова…
  • с приставками, заканчивающимися на С и З.


Четвертое февраля. Классная работа.

  • «Буквы «З» и «С»
  • на конце приставок»


Понаблюдаем…

  • Бе..думный
  • Бе..шумный
  • Попробуйте сформулировать правило, когда на конце приставки пишется С , а когда З .


На конце приставки пишу букву З перед звонким согласным,

букву С - перед глухим согласным

Звонкие согласные: Б,В,Г,Д,Ж,З,Л,М,Н,Р

Глухие согласные: П,Ф,К,Т,Ш,С,Ч,Х,Ц,Щ



1. Выдели в слове приставку.

2. Посмотри на букву согласного звука после приставки.

Если оканчивается на глухой согласный пиши С .

Если оканчивается на звонкий согласный пиши З

  • ис п олнить из д ать
  • бес п орядок без б режный


Примечание:

1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.

2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:

ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ !



Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зави сит от последующей согласной корня) : сгиб, сделать, сбросить.

Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете написанием С- и З - в ней, смело пишите С, так как приставки З в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

З приставкой не была и не будет!



Запомнить правило поможет песенка из передачи «Радионяня».

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.



Потренируемся З ИЛИ С

Бе…болезненный, бе…шумный, в…дыхать, бе…цельный, бе…жалостный, бе…чувственный, ра…валиться, …бить, и…кусать, в…крикнуть, ра…жимать, в…порхнуть, ра…смотреть, бе…конечный, ра…гадать, ра…порядок, …дуть, и…чезать, и…портить, ра…гадать, ра…пилить, ра…писание, бе…граничный, ра…жимать, бе…конечный, ра…носить, дать.



Замена словосочетания словом с тем же значением с приставкой ­ без-, бес-

Ребенок без забот (беззаботный),небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, вышивка без вкуса, рыдание без звуков, разговор без цели, смех без причины.



Вставьте пропущенные буквы.

  • Ра …писание – ра…вязать,
  • бе…шумный – бе…жалостный, во…делывать­ - во…питать,
  • и…печь – и…дать,
  • вос…тание – воз…вание.




Вставьте пропущенные буквы

  • И.. поведь, и.. полнить, и.. правление,
  • и.. пятнать, и.. сверлить, и..секать, и.. синить,
  • и.. следовать, и.. следование,
  • и.. стругать, и.. ­сушить, и.. сякать, и.. терзать,
  • и.. топить, и.. тосковаться, и.. требитель,
  • и.. царапать, и …целение, и.. чезать, и.. чезновение, и.. черкать, и.. черчивать.


Вставьте пропущенные буквы

  • Ра.. катывать, ра.. кашляться, ра.. каяться, ра.. квасить, ра.. квитаться, ра.. кидистый ра.. кипеться, ра.. кисать, ра.. кладушка,
  • ра.. кланяться, ра.. клёвывать,
  • ра.. колдовать, ра.. копки, ра.. кошелиться.


Проверка Буквы З - С на конце приставок

В какой строке во всех словах на конце приставки пишется буква З?

1.ра…глядеть, ра…певать, рас…вет

2.бе…грамотный, и…расходовать, и…менчивый



Молодцы!



В какой строке во всех словах на конце приставки пишется буква С?

1. в…помнить, в..паханный, бе…чувственный

2. бе…грамотный, бе…конечный, бе…душный



В первой!

МОЛОДЦЫ!



З на конце?

1. бе…граничный, бе…заботный, во…радоваться

2. бе…печный, ра…четливый, и…рыдался



В первой!

УРА! ВЕРНО !



В какой строке во всех словах есть приставка с буквой С на конце?

1. и…рытый, бе…ветренный, бе…радостный

2. ра…щелина, ра…кидать, и…порченный





Рефлексия

1. Какую тему мы сегодня проходили?

2. От чего зависит написание приставок, оканчивающихся на З и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ....,. ВС ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС)?

3. Если тема вам понятна, и вы можете объяснить ее другому - поднимите большой палец вверх, если остались вопросы, нужно еще повторить правило, большой палец поверните в сторону, а если тема урока осталась не понятна, и вы не усвоили правило, опустите большой палец вниз.



Домашнее задание: Упражнение № 443

Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»

Тема урока

Буквы З-С на конце приставок

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с орфограммой «правописание З-С на конце приставок»; формировать умение определять условия букв З, С на конце приставок: обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии

Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Материалы

Раздаточный материал, содержащий задания урока; презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Организационная структура урока

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Здравствуйте, ребята,садитесь. Меня зовут Биче-оол Аялга Сарыг-ооловна, я являюсь учителем русского языка и литературы школы с. Бурен-Хем. Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным.

А начнем наш урок с небольшой лингвистической сказки. Я читаю вам сказку, а вы слушаете меня внимательно для того, чтобы вам было легче сформулировать тему сегодняшнего урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слушают учителя, Размещают учебные материалы на рабочем столе.

Фронтальная работа

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

2.Актуализация знаний

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери- Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности.

А то что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые окончанивались на –З и-С. А они стали озорничать, никак ее не слушаются! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС.

Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощь у сестры ОРФОГРАФИИ. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

О чем эта сказка?

А вы заметили, что это не простые приставки, а какие?

А теперь, сформулируйте,пожалуйста, тему нашего урока. (Слайд 1)

Итак, с темой мы определились, а что мы сейчас должны делать после того, как узнали тему? Нам надо ставить цели к уроку, давайте поставьте цели к нашему занятию.

Слушают учащиеся, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения .

Проблемная ситуация: У нас есть возможность понять, почему приставки РАЗ- и РАС- постоянно менялись, когда Орфография отдала их к Орфоэпию.

4. Эвристическая беседа, просмотр презентации по теме урока, ответы на вопросы, составление алгоритма.

Посмотрите, ребята. У вас на партах находятся карточки с пословицами. Для начала прочитайте их(слайд 2)

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

А следующую пословицу вы должны сами составить.

Составляя правильно пословицу, обратите внимание на заглавную букву и точку, что они вам подсказывают?

Работа в группе

лает. От собака безделья

Какие слова выделены в этих пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выделите приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается.

А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

Посмотрите, перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

А перед какими согласными пишется С-?

Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки?

- Давайте откроем наши учебники и проверим, правильно ли мы догадались? Правило прочтет ученик (Имя).

- хорошо, все ли правильно мы определили ребята?

(От безделья собака лает)

Безделье, бессильный, безделья.

( Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С).

Читает

Отвечают

Мотивация к учебной деятельности

Работаем на алгоритмом. А для этого мы должны вернуться к словам пословицы. Какие шаги мы сделали после составление пословицы?

(слайд 3)

В сотрудничестве с учителем составляют шаги алгоритма, делают вывод

Коммуникативные

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Проверим себя. Задание на карточке.

Вставьте пропущенные буквы в следующих словах и объясните свой выбор орфограммы.

Бе … корыстный, ра…бить, бе…полезный, ра…дать, и…портить, и…гнать, ра…чертить, бе…брежный, ра…писать, в…помнить.

На слайде: ключ

Когда вы встречаетесь с приставками на З/С, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы З и С. А вот и вторая опасность. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одна буква С или З, а две. Откуда же берутся две С или две З в словах с приставками? Давайте попробуем разобраться и с этим.

Прочитайте следующую пословицу:

Ра..сердясь на блох, да и шубу в печь. (Слайд 5)

Выпишите слово РАССЕРДЯСЬ и выделите в слове корень и приставку. Потом объясните, откуда появилась вторая буква С в этом слове? (Одна буква принадлежит С приставке, а другая корню).

Смысл данной пословицы в следующем: Не разобравшись, сгоряча можно уничтожить не причину неприятностей, а нечто важное, ценное.

Еще одна важная информация это в словах ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ нет приставки. (СЛАЙД6)

Групповая, индивидуальная

Физкультминутка

- Мы уже много работаем. Пора немного размяться

Каждому слову соответствует определённое движение.

Слова для лингвофизминутки : Бескрайний, бессознательный, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, здание, здоровье, расписаться, разбежаться, здесь, истратить, безграничный .

Движения:

слова с приставкой на с- – ножками потопали;

слова с приставкой на з- – ручками похлопали;

без приставки (в этих словах з входит в корень) – поднять руки вверх и потянуться

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Закрепление. Работа в парах: один ученик выписывает слова с приставкой на букву З, другой на букву С.

- 1.Прочитайте текст . Найдите слова с приставками на з и с. Докажите правомерность вашего выбора

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
(По Д. Зуеву)

2. На экране даны пословицы, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова. (слайд 7)

- На слайде: ключ

3. Следующее задание называется « не съешьте вторую букву!»

От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.

Например: Без заботы-беззаботный

Без совести - бессовестный

Без края - бескрайний

Без цели -бесцельный

Без сердца -бессердечный (слайд 9)

Если мы с вами поняли почему приставки постоянно менялись, это поймет и Орфоэпия.

Работа в парах

Коммуникативные : работа в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Итог урока. Рефлексия, обратная связь

1. Подберите синонимы(устно слайд 10)

2. -В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался более интересным

Задание на дом

Составить десять словосочетаний, в составе которых будут слова с приставками на З, С

Оценки