Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что такое приставка

Что такое приставка


Тема урока:

«Приставка как часть слова»
Подготовила и провела

учитель начальных классов

Перлина Татьяна Васильевна

2013/2014 учебный год


Тема урока: Приставка как часть слова

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о приставке как о части слова.

Задачи урока:


  1. Обобщить знания детей о частях слова;

  2. Уточнить место приставки в слове, её роль и значение;

  3. Способствовать развитию аналитического мышления;

  4. Работать над развитием речи учащихся;

  5. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

  6. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Оборудование:


  1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс, в 2-х частях. – М:Просвещение, 2013.

  1. Листы с таблицами для приёма «Верные и неверные утверждения»

Примечание: Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей : вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Кластер»

Ход урока
I.Организация класса.
Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок!


-Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными.

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.


II.Стадия вызова.
1.Приём «Верные и неверные утверждения»

У вас на столах лежат листы, на которых начерчены таблицы. Цифрами указаны номера вопросов. Я задаю вопрос, а вы обсуждаете его в парах. Если согласны - ставите «+», если не согласны - «-», если у вас возникли сомнения , то обведите этот номер в кружок.



1

2

3

4

5

6

7

Верите ли вы, что слово можно разбить на части?

Верите ли вы, что у слова может не быть корня?

Верите ли вы, что за корнем стоит суффикс?

Верите ли вы, что суффикс образует новые слова?

Верите ли вы, что в словах бывают приставки?

Верите ли вы, что не только суффиксы могут образовывать новые слова?

Верите ли вы, что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными?


- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор?

Это значит, что мы ещё не всё знаем о составе слова.

Значение какого слова из предложенных в вопросах, вам не совсем понятно? (Приставка)

Что же оно обозначает? (Предположения детей)

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Приставка – часть слова.)
2.Постановка проблемы.

Ребята, прочитайте слова на доске: сад, садовый, садик.

- Как обозначают приставки?

«приставкой»?

- Да, ребята, по – это приставка.

- Скажите, где стоит приставка? (- В начале слова, перед корнем. )

Какой вывод вы можете сделать? (- Приставки помогают образовывать однокоренные слова )

5. Знакомство с алгоритмом нахождения приставки в слове.

Приставка

Приставлена

К слову вплотную,

Но я ее вижу!

Нашел и ликую:

Поехать, увидеть, отдать,

Помириться,

Допеть, досказать или

Договориться!

Попробуйте

Вместе со мною

Пройти –

И в каждом из слов

Приставку найти !

Давайте запишем слова-действия, которые встретились в этом стихотворении .

Поехать, увидеть, отдать, помириться, допеть, досказать, договориться.
- Сейчас каждая группа попробует предложить нам алгоритм нахождения приставки в слове (в течение 1- 2 минут обсуждается в группах, озвучиваются результаты)

А сейчас, давайте сравним наши предположения с алгоритмом в учебнике. (с.85 – правило)

Пользуясь данным алгоритмом, выделить приставки в записанных словах (работа в группах) Назовите приставки.
IV . Рефлексия :

1. Прием « Вопросительные слова» (работа в группах)

Для того, чтобы обобщить полученные сегодня на уроке знания, воспользуемся вопросительными словами. Предлагаю каждой группе в течение 30 секунд (1 минуты) составить вопросы по теме для одноклассников.

-Что …

- Где ….

- Для чего ….

- Много ли …

- Как …

- Почему …

- Чем …

- Могут ли …

- В чем …

Отметьте вопросы, на которые мы сумели ответить на уроке:

-Что такое приставка?-

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

- Как обозначают приставки?
- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем отличаются приставки от суффиксов?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и предлогом?

- Могут ли в слове быть две или три приставки?
- Остались ли вопросы, на которые мы не смогли пока дать ответ? (- Да, остались.)

Мы будем искать на них ответы на следующих уроках.


2. Итог урока: Приём «Кластер»

А сейчас давайте обобщим всё, что мы узнали о приставках .

Назовите тему нашего урока. (Приставка – часть слова)

Расскажите всё, что вы запомнили о приставке (По ходу ответов заполняем кластер)





- Всё ли у вас получилось на уроке?

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …
V . Домашнее задание: упр.86, правила (с. 84, 85)


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

приставка

И, род. мн. -вок, дат. -вкам, ж.

Действие по глаг. приставить -приставлять (во 2 знач. ).

Требовалось завести новые панталоны, заплатить сапожнику старый долг за приставку новых головок к старым голенищам. Гоголь, Шинель.

То, что приставляется, приделывается дополнительно к чему-л.

Приставка к фотокамере. Магнитофон с акустической приставкой.

3. Грамм.

Часть слова, стоящая перед корнем; префикс.

С давних времен у нас на Руси повелось прибавлять к названиям далеких и малоисследованных земель приставку «за» - Заонежье, Заволжье, Зауралье. Паустовский, Страна за Онегой.

Что такое приставка , приставка это, значение слова приставка , происхождение (этимология) приставка , синонимы к приставка , парадигма (формы слова) приставка в других словарях

приставка - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

2. То, что приставлено, присоединено к чему-н. Магнитофонная п. (магнитофон без усилителя мощности и громкоговорителя).

Что такое приставка? 1. Что такое приставка 2. Где стоит в слове? 3. Для чего служит в нашем языке? Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Слайд 15 из презентации «Приставка» . Размер архива с презентацией 407 КБ.

Русский язык 3 класс

краткое содержание других презентаций

«Суффиксы в русском языке» - Девиз урока. Проверь себя. Самостоятельная работа по выбору. Таблица значений суффиксов. (За)колдовала зима лес. Улыбнитесь друг другу. Алгоритм нахождения суффикса. Лес, в лесу, лесной, лесник, леса, лесок, за лесом. Суффикс. Тема урока: суффикс. Суффикс и его роль в слове. Задачи урока.

«Слова-синонимы и антонимы» - Прилагательные-синонимы. Ненастье. Выпишите слова. Слова, близкие по смыслу выделенным. Подчеркнутое слово замени антонимом. Подберите к прилагательному синоним. Орфограммы в словах. Синонимы. Подберите к существительным синонимы. Антонимы.

«Написание слов с двойными согласными» - Болезнь. Заяц. Сосуд. Кроссворд с двойными согласными. Береза. Капуста. Мороз. Воробей. Бассейн. Карандаш. Упражнение в написании слов с двойными согласными. Ягода. Теннис. Перрон. Хоккей. Кроссворд.

«Состав слова в русском языке» - Назовите значение слов. Можно ли утверждать, что Вова выполнил задание верно. Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом. Разбор по составу слова «избушка». Выполните разбор каждого слова по составу. Расскажите алгоритм разбора слова по составу. Ключевые умения темы. Прочитайте текст и выпишите в тетрадь слова с приставками. Диагностические задания. Образуйте и напишите три сложных слова.

«Родовые окончания прилагательных» - Систематизация существенных признаков имени прилагательного. Берёзонька. Словосочетание. Холодные ветры. Ветер дует нам в лицо. Растение. Надо уметь думать. Родовые окончания имен прилагательных. Корректор. Подснежник. Жили мышки на квартире. Часть речи.

«Русский язык 3 класс «Глаголы»» - Что такое глагол. Перед глаголами в скобках пишите вопрос, укажите число глагола. Какое слово «спряталось». Спишите, вставляя пропущенные буквы. Чистописание. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время. Глагол связан с существительным. Страна. Учись, смекай, активней будь. Найдите глаголы, действия которых происходит сегодня, сейчас. Глагол отвечает на вопросы.

ФИО: Рехтина Елена Андреевна

Дата: 17.11.2016

Класс: 3-В

Предмет: русский язык

Тема урока: «Приставка – значимая часть слова».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с новой частью слова – приставкой.

Задачи:

Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова;

Формировать представления о приставке;

Обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: формулировать определение приставки; объяснять значение приставки в корне; образовывать слова при помощи приставок.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; анализировать полученную информацию; планировать и оценивать деятельность на уроке.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку.

Оборудование:

Характеристика этапов урока:

Этапы урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Проверка готовности учащихся, их настрой на работу.

Приветствие, настрой на работу.

Вступительная беседа.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт положительный настрой на урок.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Минутка чистописания

Формирование навыков письма

Запишите сегодняшнее число 17 ноября, классная работа. Подчеркните орфограммы.

Индивидуальная работа.

Контролирует выполнение работы.

Записывают число, классная работа. Выделяют орфограммы (двойная согласная СС в слове классная, непроверяемая безударная гласная в слове рАбота)

Актуализация знаний

Формирование умений находить корень в словах

Какие части слова вы уже знаете?

Служит ли окончание для образования новых слов?

Какую роль оно играет в предложении?

*Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень и окончание.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.

*К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? .

Запишите пары слов, выделите корень.

Игра, письмо, свет, сад.

Индивидуальная работа с карточками.

Дифференцированная работа (слабые, сильные)

Контролирует правильность выполнения задания (слабым учащимся оказывает помощь в выполнении задания)

Выполняют задание.

Самоопределение к деятельности

Формирование учащимися темы и целей урока.

Прочитайте слова. Выделите в словах корень. (Слайд 1)

Полет, перелет, вылет, отлет.

Что можно сказать об этих словах? (однокоренные)

Чем отличаются эти слова?

Объясните лексическое значение этих слов. (Одинаковое или разное?)

Что вы заметили в этих словах?

Может быть кто-то знает, как называется эта часть слова?

Сформулируйте тему урока. (Приставка) (Слайд 2)

Как вы думаете, для чего служит эта часть? (проблема)

Сформулируйте цели урока. (Узнать, что такое приставка, для чего она служит, какое место в слове занимает, как обозначается)

Фронтальная работа.

Подводит к формированию темы урока.

Отвечают на вопросы. Формируют тему и цели урока.

Изучение нового материала

Наблюдение за ролью приставок в слове.

У вас на партах – карточки, в которых дан корень и разнообразные приставки. Попробуйте составить из этих частей как можно больше слов. (карточки)

Корни: -ход-, -бег- (-беж-)

Приставки: в-, о –, об -, от –, не –, по –, под -, вы –, пред –, про –, с-,

у -, раз –, из –, до –, за –, на –, над –, при-.

Прочитайте слова, которые у вас получились.

Что в них общего?

Чем отличаются?

Какая часть придает им разное значение?

Какое место в слове она занимает?

Сделаем вывод, что такое приставка.

Как нам проверить, правильно ли мы сформулировали понятие? Что нам поможет?

С. 84 – чтение правила.

Правильно мы сформулировали правило?

Групповая работа.

Организует работу в группах. Контролирует правильность выполнения задания.

Выполняют работу в группах на карточках. Отвечают на вопросы.

Приставками, значением.

Приставка.

Перед корнем.

Значимая часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем, обозначается…

Учебник.

Физминутка

Снятие напряжения

Один учащийся выходит к доске показывать движения. Остальные повторяют.

Разминка.

Повторяют движения.

Закрепление изученного

Формирование умений находить приставки в словах

(Слайд 3-4)

К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.

Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите в них приставки.

Как лук без земли вырастить? Надо взять кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Прочитайте текст, который у вас получился.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Контролирует правильность выполнения задания.

Организует работу в парах. Контролирует правильность выполнения задания.

Записывают пары слов. Выделяют приставку.

Выполняют задание в парах.

Рефлексия

Оценка деятельности.

(Слайд 5)

К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие или предмет, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите приставки.

Что нового узнали на уроке? Достигли поставленных целей?

Что такое приставка?

Для чего она служит?

Какое место в слове занимает?

Фронтальная работа.

Объясняет задание, задает вопросы по изученному материалу.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.

Закрепление знаний

С. 85, упр. 154

Фронтальная работа.

Записывает д\з на доске.

Записывают д\з в дневник.