Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Влияние компьютера на психику человека. Влияние компьютера на развитие ребенка

Влияние компьютера на психику человека. Влияние компьютера на развитие ребенка

Компьютеры ворвались в нашу жизнь подобно вихрю. В школах появились компьютерные учебники, учителя вместе с учениками учатся работать с Интернетом, все читают электронные газеты и смотрят цифровое видео, сидят в чатах и ведут переписку по электронной почте. Мы чувствуем, что стоим на пороге новой эпохи, и не совсем понимаем – каким же будет этот мир, мир, преображённый компьютерными технологиями. Большинство родителей относятся к наличию домашнего компьютера негативно, потому что в 90 % случаев компьютер используется как игрушка. Дети зачарованно играют в компьютерные игры, не занимаясь уроками, поручениями родителей по дому. Естественно, что в этой ситуации время, проведённое ребёнком за компьютером, кажется родителям бесцельно потраченным, а уже вопрос о том, что компьютер вредит здоровью, для родителей очень болезненный.

Я хочу рассказать о том влиянии компьютера, которое напрямую связанно с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи – игры и Интернет. Это то, что затягивает, то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни – это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Как же положительно влияет компьютер на психику человека? Согласно статистике, собранной американскими аналитиками, каждый третий учащийся начальной школы жалуется на негативное отношение и издательство со стороны сверстников. По мнению педагогов, бороться с агрессией нужно именно в этом возрасте, поскольку после окончательного формирования личности повлиять на поведение человека будет очень сложно. Компьютерную игру под названием хорошая школа, в которой действуют мирные законы. В этой игре с анимированными персонажами и «ожившими» предметами детям предлагается находить выход из конфликтных ситуаций, выбирая один из четырёх возможных вариантов развития событий.

Последнее исследование работы мозга геймера показало, что, помимо всего негативного, что несут в себе видеоигры, их влияние может быть ещё положительным. В ходе эксперимента установлено, что визуальное восприятие окружающего мира у поклонников видеоигр развито значительно лучше, нежели у людей, которые не играют вовсе. Добровольцам было предложено окунуться в мир видеоигр на шесть дней и играть, по меньшей мере, по два часа в сутки. Результаты эксперимента доказали, что неусыпная бдительность геймеров в процессе игры способствует развитию внимания не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни.

Погружение в Интернет может быть не менее эффективно, чем посещение психотерапевта. Данный факт утверждают исследователи, протестировав специально созданную терапевтическую программу, которую можно также самостоятельно пройти через Интернет. Кроме того, индивидуальное прохождение программы в сети оказалось более эффективным, чем групповая терапия.

Инициаторы исследования рекомендуют интернет- терапию в качестве дополнительного или альтернативного метода лечения депрессивных состояний легкой и средней степени. В исследовании приняли участие 117 добровольцев с диагнозом легкой и средней депрессии. За состоянием проходивших интернет-терапию наблюдали в течение шести месяцев. Терапия, построенная по принципу «сделай сам», состоит из 89 страниц текста. В них включены упражнения, направленные на «починку» восприятия, улучшение сна и физического здоровья. Результаты исследований показали, что участники эксперимента полностью вышли из депрессивного состояния.

Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с тяжёлыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство. Австралийские медики считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов.

Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в виртуальные игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку.

Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях.

А теперь посмотрим на отрицательные стороны компьютерной зависимости. Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним из показателей качества жизни. Действительно, простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть несравнима ни с чем другим. Школьник и студент 21 века с трудом теперь представляют себе, что такое каталог районной библиотеки: огромное количество виртуальных библиотек раз и навсегда решило эту проблему. Найдётся всё: от античных драм Еврипида до фан-фиков про Гарри Поттера. Однако чтение с экрана компьютера не только не прибавляет здоровья, но и не обеспечивает прочного запоминания материала: как ни странно, при таком чтении больше рассеивается внимание, снижается сосредоточенность.

Другая проблема, связанная с информацией, получаемой посредством Интернета, состоит в том, что она зачастую не проверена, а порой и вредна. Потому как управляет компьютером человек, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Особенно рискуют любители получать советы в форуме или на on-line консультации. Так, одна молодая девушка поделилась с подругами по косметическому форуму секретом лечения волос с помощью репейного масла, забыв, правда, упомянуть о том, что смывается оно в лучшем случае стиральным порошком.

Психологи обнаружили заболевание – маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей. Воспалённые, покрасневшие глаза, высокая степнь нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота – вот лишь некоторые симптомы новой болезни. «Сетеголики», так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него.

Кроме «сетемании», в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляются нервное и физическое возбуждение. Это «игромания». Вот, например, отрывок из письма в редакцию одного популярного московского компьютерного журнала в ответ на публикацию кодов отладки новой трёхмерной «леталки»: «Это потрясающе! С этой игрушкой легко и надолго забываешь о работе, жене и детях! Когда жена уехала в командировку, я так заигрался, что забыл забрать дочь из школы…». Вряд ли эти строки принадлежат серьёзному человеку со здоровой психикой. Но особенно синдрому игромании подвержены подростки. Они могут всерьёз ассоциировать себя с виртуальными «дюками» и «думами» и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких «стрелялок» «мочилок» и «бродилок» очень трудно расти человеку с нормальной психикой.

Интернет-зависимые подростки страдают от депрессии, нервозности, необъяснимых приступов страха. Медики бьют тревогу – уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Интернет как будто говорит им: «Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!».

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

Невозможность остановиться;

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

Пренебрежение семьёй и друзьями;

Ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, и так далее.

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Интернет станет величайшей иллюзией 21 века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдёт место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создаёт себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним – это трудности возращения в реальный мир. Но и она в скорой времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием Интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином «аддикт» следует понимать зависимых пользователей) . Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер, включая виды использования, не относящиеся к социальным потребностям. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  • 1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция)
  • 2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 г. предложил

доктор А. Голдберг для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Предложенные им диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям психических болезней по классификации DSM для нехимических зависимостей:

  • 1. Использование компьютера вызывает дистресс.
  • 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.

Интернет-зависимость (Cyber Disorder) вошла в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Л. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».

Основные источники притягательности Интернета для ухода от реальности:

  • - возможность анонимного общения;
  • - возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например киберсекс, ролевые игры, чаты и т. д.);
  • - чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отмстить, что нет необходимости удерживать собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
  • - неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не, а иногда и единственным средством общения: 90 % - зависимы от общения, 10 % - зависимы от информации).

Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то между ними можно обнаружить много общего. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие черты данного типа, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Впервые научный подход к изучению феномена «Интернет- зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг , разместившая на одном из сайтов Интернета оригинальный текст для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • 1) навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • 2) предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • 3) увеличение времени, проводимого онлайн;
  • 4) увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости:

  • киберсексуалъная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  • пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  • навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  • информационная перегрузка - затянувшиеся путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  • игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный текст К. Янг использовался и российскими исследователями (А.Е. Войскунский, М.С. Иванов, Е.А. Корнеева и др.), которые получили более 600 анкет, из которых 570 было принято к обработке. Из них: 196 - женщин, 374 - мужчин. Возраст опрошенных от 12 до 47 лет, средний возраст анкетируемых оставил 23 года. 49 % имеют высшее образование, 20 % - средне- специатыюе, 15 % - незаконченное высшее. 32 % респондентов продолжают образование. 78 % используют Интернет для работы, остальные 22 % исключительно для отдыха и развлечения. В результате изучения полученных данных было выявлено, что распространенность интернет-зависимости составляет примерно 2 %, причем более подвержены ей гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67 %) (по данным английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском Интернете в настоящее женщин меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки и т. д. Стаж пребывания в сети Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тест> г К. Янг «пограничное» количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой «игрушкой».

По мнению К. Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые пользователи становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т. п., то есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Сложившаяся практика и опыт убеждают в том, что чрезмерное влечение к общению в Интернете крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение. Остановимся на основных симптомах, тесно связанных между собой, доставляющих неудобство тем, кто большую часть времени проводит в обществе компьютера.

Психологические симптомы:

S хорошее самочувствие или эйфория при работе за компьютером;

S отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером, невозможность остановиться;

S эмоциональная неустойчивость;

S пренебрежение семьей и друзьями;

S появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

S снижение самооценки.

Физические симптомы:

S синдром карпального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);

S сухость в глазах;

S головные боли по типу мигрени;

S боли в спине;

S нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

S пренебрежение личной гигиеной;

S расстройства сна, изменение режима сна.

Социальные симптомы:

S возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в колледже или на работе;

S проблемы экономические, так как много денег приходится платить за такое удовольствие;

S проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

S пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные симптомы, среди которых основными являются потеря смысла реальной жизни - жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что эта плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного - неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Патологическое использование компьютера, возможно не так опасно в своем влиянии на человека, как. например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же влияет на личность человека.

  • Голдберг Айвен Кеннет - американский психиатр и психофармакологв 1995 г. предложил термин интертен-зависимость (Internet Addiction Disorder),вкладывая в него не медицинский смысл, а поведение со сниженным уровнемсамоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.
  • Кимберли С. Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»), основатель Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью.

Продолжительная работа за компьютером, как выяснили медики и психологи, отрицательно сказывается на деятельности систем и органов нашего организма: психической сфере, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. И это на пустые слова! Что же все это может означать для обычного человека? Все что угодно: от испорченного зрения до проблем с варикозным расширением вен на ногах. Честно говоря, все это каждый из нас может приобрести и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер, в такой ситуации, есть лишь еще одно звено в той же патологической цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неадекватое питание, стресс и т.д.

Воздействие всех вышеупомянутых факторов, безусловно, отразятся и на Вашем психическом состоянии. В этой статье речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с психикой человека. И если зрение или слух могут испортиться с участием клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику, прежде всего, влияют более, так сказать, виртуальные вещи – компьютерные игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего нереально оторваться, то, без чего многие люди больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от компьютерных игр. Если хотите, это можно назвать интернетомания или игромания. В таких случаях речь уже идет о психическом расстройстве, когда может понадобиться профессиональная психологическая помощь и консультация психолога.

Для начала, нужно сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, «аськах», форумах, за играми, а не занимаются профессиональной работой в интернете. Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Людям, проживающим свою жизнь в интернете часто необходима социальная поддержка, у них есть определенные трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность в жизни, у них заниженная самооценка, они закомплексованны, чувствуют робость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто предлагает им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди торопятся уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую виртуальную жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых, возможно, хотели бы избавиться, а также приобретают новые, среди которых самая главная это- уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Конечно, постепенно, такой образ жизни, образ мыслей, пропитывает все уровни их жизни. Такой человек начинает действовать и думать по-другому. Он иначе решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Следующие психологические симптомы и состояния может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

  • - отличное самочувствие или эйфория за компьютером;
  • - невозможность остановиться;
  • - увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • - пренебрежение семьей и друзьями;
  • - ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • - ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • - проблемы с работой или учебой.

Сигналами опасности являются:

  • - навязчивое желание постоянно проверять электронную почту;
  • - предвкушение очередного сеанса он-лайн;
  • - увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • - увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Очевидно, что все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимого человека усугубляется, превращаясь в манию. Однако, за этой манией, часто, скрывается депрессия. Испытывая эйфорию за компьютером, он одновременно культивирует в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, равнодушное отношение к близким. Кстати сказать, большое заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетзависимыми родственниками, в том, что вышеупомянутые качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к нормам морали. Но, еще раз повторимся, это заблуждение. Эти люди психически больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера. amstergirls.com

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети, зачастую, становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд иных побочных эффектов от долгого контакта с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане: может наблюдаться повышенная агрессивность и вспышки деструктивного и аутодеструктивного поведения. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работает память, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить множество проблем; может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству и социальной изоляции.

Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых – влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Точно так же как монета имеет две стороны, так и это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние компьютера на психику человека

Начнем с отрицательных аспектов воздействия компьютера на психику человека. Всемирная паутина стала причиной появления нового вида зависимости – интернет-зависимости. Основные типы интернет-зависимости:

  • Игровая зависимость (игромания) – один из наиболее распространенных типов зависимости. Мир виртуальных игр ярок и реалистичен благодаря сложнейшим спецэффектам. Каждый новый уровень любой игры сложнее предыдущего. Желание покорить все новые высоты в виртуальном мире полностью завладевает зависимым человеком, он все свободное время (и не только) проводит за компьютером, пытаясь покорить уровень любимой игры. При этом интерес к реальной жизни практически утрачивается.
  • Навязчивый веб-серфинг (бесконечные путешествия) – проявляется данная зависимость в форме постоянного перехода с одной интернет-страницы на другую. Интригующие заголовки и шокирующие анонсы заставляют заходить на новые сайты, кликать по различным ссылкам. Множество ненужной информации перегружает мозг.
  • Виртуальные знакомства и общение – популярные социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники» и другие, чаты, форумы, аська и другие способы знакомства в интернете могут таить в себе угрозу. В жизни далеко не каждый из нас успешен. Мы недовольны своей внешностью, финансовым положением, автомобилем, одеждой. Все это может стать причиной неуверенности в себе, появления комплексов и даже депрессии. В виртуальном мире можно быть кем угодно – для этого нужно лишь подобрать себе подходящий ник, сделать красочный аватар (любая понравившаяся фотография – даже чужая), и можно предстать в любом образе. Представьтесь хоть суперзвездой – все равно никто не узнает, кто же скрывается за данным ником. Виртуальное общение позволяет почувствовать себя значительно лучше, но не обязывает к правде. Возвращаясь в реальный мир, человек, который только что был суперменом или фотомоделью, чувствует себя еще более ущербным, потому он все больше времени посвящает виртуальному общению.
  • Финансовая зависимость – интернет-магазины, интернет-аукционы предлагают приобрести множество товаров с невероятной скидкой. Такая возможность затягивает, появляется желание покупать все новые и новые (в большинстве абсолютно бесполезные) вещи.
  • Зависимость от виртуального секса. Сексуальный инстинкт – один из самых сильнейших. Порой найти для себя подходящего партнера – невероятно сложная задача. В интернете поиск сексуального партнера очень прост – многие сайты специализируются на предоставлении подобного вида услуг, да и секс по интернету ни к чему не обязывает. Множество эротических картинок и видео становятся поводом и возможностью для самоудовлетворения.

Но нельзя утверждать однозначно, что интернет – зло, ведь всемирная паутина также оказывает и положительное воздействие на психику человека:

  • Неограниченный доступ к любому виду информации дает возможность интеллектуального развития, самосовершенствования. Если раньше для того чтобы изучить какой-либо аспект, необходимо было перечитать множество книг и журналов в библиотеке, теперь все это можно сделать, не выходя из дому. Притом ограничений нет никаких – любую книгу или журнал на любом языке можно найти в интернете.
  • Чувство востребованности и самореализации. Интернет – кладезь вакансий. Многие сайты специализируются на предоставлении работы. Все что от вас требуется – разослать свое резюме – и потенциальный работодатель узнает о вас. Ежедневно создается множество сайтов, существующие сайты обновляются, их наполняют новой информацией – а ведь это же множество рабочих мест, кстати, большинство таких вакансий и разовых подработок доступны для людей, находящихся за сотни и тысячи километров. Даже если вы живете в крошечном городке или деревне, где официально трудоустроиться – задача из области фантастики, вы можете найти удаленную работу, тем самым материально себя обеспечить.
  • Интернет – возможность общения. Благодаря скайпу, аське, различным сайтам мы можем реализовывать свою потребность в общении. Можно слышать, видеть человека, находящегося на другом континенте, а создается такое впечатление, что он сидит за соседним столом. Кроме общения с близкими людьми, можно также найти единомышленников, людей, которые дадут вам дельный совет, поймут, научат.

Отдельно надо сказать про влияние компьютера на психику ребенка, которое также имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Но в силу того, что детская психика еще неустойчивая, несформированная, это воздействие, как правило, куда более выраженное, чем на взрослых, и требует от родителей особого внимания к этой проблеме.

Как уже не раз говорилось в огромном количестве книг и публикаций, длительная работа за компьютером весьма негативно сказывается на многих функциях человеческого организма. Здесь можно вспомнить и о высшей нервной деятельности, а также эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Не в меньшей, а то и большей степени сказанное касается зрения и костно-мышечном аппарате человека. Мрачными последствиями несоблюдения несложного комплекса правил пользования компьютером могут явиться как испорченное зрение, так и варикозное расширение вен на ногах. Если положить руку на сердце, то, конечно, все эти проблемы человек может приобрести и без компьютера, ему достаточно просто вести несбалансированный образ жизни. Регулярное использование компьютера представляет собой всего лишь еще одну причину возникновения проблем со здоровьем наряду с недостаточным отдыхом, малоподвижным образом жизни или неправильным питанием. Другое дело, что эта причина оказывается весьма и весьма весомой.

Безусловно, все перечисленные выше заболевания не могут не оказать отрицательного воздействия на психическое состояние человека. Но в данный момент нас интересует только то влияние компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрению и слуху человека в первую очередь угрожают клавиатура, «мышь», монитор или наушники, то, что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно — чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.

Перед тем как приступить к рассмотрению указанных выше случаев, необходимо сразу сказать, что в данном контексте мы будем рассматривать только те ситуации, которые подразумевают многочасовое сидение за компьютером. Кроме того, стоит отметить, что мы исключаем из данного контекста тех людей, которые просто вынуждены проводить огромное количество своего времени за компьютером по роду своих занятий (постоянный мониторинг и сбор какой-либо информации и т.д.) Вовсе нет! В центре нашего внимания окажутся те люди, которые уже не могут представить свою повседневную жизнь без всевозможных чатов, интернет-форумов или различных компьютерных игр (стоит сказать, что такие люди составляют примерно 90% от всех «завсегдатаев» всемирной паутины).

Теперь попробуем набросать портрет среднестатистического представителя указанной аудитории. В принципе, такую задачу вряд ли можно назвать сложной, так как образ жизни такого человека и выступает в роли основополагающей причины подобного времяпрепровождения, причем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете (ну, хотя бы, большую ее часть), как правило, крайне необходима социальная поддержка, так как они испытывают огромные сложности с общением, неудовлетворенность собой, в некоторых случаях крайне низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Как показывает практика, такая путина довольно часто засасывает огромное количество людей, спешащих уйти в безопасную для них среду, и ни к чему не обязывающую жизнь.

Здесь наблюдает двойственная ситуация. С одной стороны такие люди усугубляют те свои черты характера, от которых они хотели бы полностью избавиться, а, с другой стороны, приобретают новые «призы», которые выражаются в уходе от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст или какие-то еще качества… Опасность также выражается еще и в том, что с течением времени подобный образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, что заставляет человека действовать и думать совершенно по-другому. Другими словами, он полностью меняет подход к решению бытовых вопросов, а также всех своих семейных, личных, профессиональных, партнерских и прочих проблем.

Ниже представлен список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:

    ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;

    проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;

    увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;

    невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;

    ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;

    учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;

    возникновение проблем с работой или учебой.

Помимо этого настороженность должны вызывать такие сигналы, как:

    навязчивое стремление как можно чаще проверять электронную почту;

    с трудом сдерживаемое предвкушение следующего сеанса нахождения в сети;

    с каждым разом все большее время, проводимое в сети;

    рост расходов, связанных с оплатой Интернет-услуг и компьютерного времени.

Можно, кстати, отметить, что все указанные симптомы практически полностью соответствуют симптомам, характерным для любой другой зависимости, будь то алкоголь, наркотики или одержимость работой. Во всех указанных случаях, включая сюда и Интернет-зависимость, состояние зависимого человека усугубляется, в конечном итоге приобретая статус мании, если своевременно не предпринимать никаких мер по выводу это человека из зависимости. Эйфория, предоставляемая компьютером и Интернетом, постепенно начинает культивировать в человеке неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, наплевательское отношение к членам семьи и друзьям.

Довольно часто среди близких людей зависимого человека можно встретить распространенное заблуждение, что они сами могут призвать своего «проблемного» родственника к этическим нормам и нормальному образу жизни. К сожалению, это практические никогда не удается, так как в данном случае им приходится иметь дело не с упрямством, а с настоящей болезнью человека, которая вызывает глубокие изменения личности, сопровождая этот процесс развитием новых, довольно неприятных, черт характера и особенностей самой личности.

Теперь что касается детей. Если про взрослого человека можно сказать, что он сделал свой выбор в большей или меньшей степени осознанно, то ребенок довольно часто становится невольным заложником образа жизни своих родителей, поведение и привычки которых он копирует на сознательном и подсознательном уровне. Долгое общение с компьютером, который в представлении ребенка начинает ассоциироваться с другом, всегда готовым к игре и не говорящим «хватит, я устал!», может приводить не только к возникновению так называемой компьютеромании, но и еще целого комплекса других отрицательных побочных эффектов.

Особенности детской психики заставляют ребенка в крайне короткий срок приспосабливаться к окружающему миру, что совершенно справедливо и в отношении мира компьютеров. К сожалению, многие изменения, вызванные такой особенностью ребенка, обычный человек сразу заметить оказывается не в состоянии (с этой задачей может справиться только опытный педагог или психолог). В качестве примера можно привести изменения в эмоциональном плане, появление повышенной агрессивности, частых вспышек насилия. Также можно обратить внимание и на другой аспект - у ребенка прекращается полет фантазии, свойственный его возрасту, он становится неспособными создавать собственные визуальные образы, а также с большим трудом может обобщить и проанализировать поступившую информацию. Долгое общение с компьютером довольно часто может приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития ребенка. Некоторые психологи уже сейчас отмечают у так называемого «компьютерного поколения» ухудшение работы некоторых видов памяти, появление эмоциональной незрелости и общей безответственности.

Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.