Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Влияние элементов информационного общества на личность будущего специалиста. Роль информационных технологий в развитии личности студента

Влияние элементов информационного общества на личность будущего специалиста. Роль информационных технологий в развитии личности студента

- 100.00 Кб

Создание единой научной, социально-общественной информационной среды дает возможность получать качественное образование в любом месте и времени. При таком подходе сильно увеличивается роль самообразования и саморазвития личности. Влияние отдельной личности на информационные процессы всего общества повышаются. В связи с этим актуальным становится вопрос об этической и нравственной сторонах процесса обучения. Возрастает стремление воспитать разносторонне развитую личность. Идеал разносторонне развитой личности - это гармоничное развитие. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Это нравственная личность. Становление личности и профессиональное самоопределение активно идет в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня сформированности интеллекта. Конечно же, ИТ стимулируют и повышают интеллектуальное развитие.

В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для творчества. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека. Образование по истине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы с высокой психологической лабильностью, способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, его целях, содержании, методах и технологиях.

При использовании ИТ необходимо стремится к реализации всех потенциалов личности. А именно: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Для того, чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне необходима педагогическая компетенция в области ИТ. Развитие этой компетенции надо начинать еще при обучении педагогов в ВУЗах. Характеристиками компетенции в области ИТ можно назвать: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде; стремление к развитию личных творческих качеств; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия; наличие потребности к саморефлексии; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации.

3. Роль информационных технологий на развитие личности студента

Современное образование направлено на подготовку нового поколения к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, на овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Следовательно, цель политики профессионального образования состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира.


Развитие личности студента является основной задачей информационного общества, ставящей его в прямую зависимость от качества образования. Высокие информационные технологии, внедряемые в образовательный процесс, направлены на то, чтобы образование создавало для них необходимую интеллектуальную базу.
В настоящее время информационным технологиям, методам и средствам получения, преобразования, хранения и использования информации, уделяется значительное внимание. Они создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса; являются современным набором методов и приемов обучения; глубже и точнее отображают способы и средства доставки информации; позволяют осуществлять поддержку учебного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых; оказывают существенное влияние на личность обучающихся.


Информационные технологии – это вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах. В сфере образования они представляют собой один из ведущих факторов формирования личности. Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого обучающимся изображения в процессе обучения. В связи с этим, применение информационных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на первоначальный этап усвоения знаний – ощущение и восприятие. Процесс запоминания, как логическое завершение процесса усвоения изучаемого материала, способствует закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогает запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Таким образом, информационные технологии дают возможность значительно экономить ресурсы учебного времени, уделять больше внимания содержательным аспектам учебной деятельности и тем самым повысить качество образовательного процесса и уровень обученности студентов.


В аспекте реализации инноваций в педагогическом поиске преподавателя, отметим, что «информационное общество и компьютер породили новый компонент феномена «культура» – «культуру информационную», которая является подсистемой общей культуры и обладает рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать ее как самостоятельное понятие» . Кроме того, переход к информационному обществу имеет базовые образовательные ориентиры – образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь, а значит и к самообразованию . Это способствует разностороннему развитию личности современного студента, а также построению открытой образовательной системы, позволяющей каждому обучающемуся выбирать свою собственную траекторию обучения посредством более эффективной организации познавательной деятельности в ходе учебного процесса.


В ходе освоения и использования компьютера в психике обучающихся возникает ряд изменений, связанных с преобразованием и « обогащением психической деятельности за счет ее опосредования информационными технологиями, алгоритмизация мышления, углубление символического опыта и развитие воображения, усиление позитивных интересов» . Значит, применение современных технологий дает большие возможности для развития у обучающихся соответствующих типов мышления, способности читать информацию в виде таблиц, графиков и др., создает условия для саморазвития и самообразования на компьютерной основе.


Информационные технологии в обучении при правильном их использовании обеспечивают ряд преимуществ:
- позволяют добиваться повышения результативности процесса обучения за счет его технологичности;
- обеспечивают деятельностную основу подготовки обучаемых, при которой формирование и развитие умений и качеств обучаемого становится основой учебно-воспитательного процесса;


- обеспечивают индивидуализацию учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
- повышают эффективность использования учебного времени, как следствие быстроты формирования основных умений учащихся; обеспечивают объективность оценки знаний обучаемого;


- позволяют организовать оптимальное управление образовательным процессом за счет внедрения информационных систем.
Таким образом, информационные технологии являются активным средством развития личности студента, с их помощью легче осуществляется переработка и усвоение различного вида информации, как на подсознательном, так и на сознательном уровнях, они способны существенно повысить уровень овладения знаниями учащихся по любой учебной дисциплине и способствовать их становлению в конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Кроме того, информационные технологии создают условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, воображения, восприятия и оптимизируют познавательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2001. – №6.

6. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.

7. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике // Финансы и статистика – 2000 - № 9.

8. Талантов М. Поиск в Интернете: использование имён// Компьютер Пресс. – 2000. – №2.

9. Тумалева Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов // Сб. науч. тр.: Дистанционное образование: Проблемы и перспективы. СПб., 1996. С.62-69.

10. ЦИЭС «Бизнес-Программы-Сервис»// Финансовая газета. – 2001. – № 27.

11. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. - № 2.

12. Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/ infsystekst.html.

13. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index. html.

14. Использование современных информационных технологий в работе с населением. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koi.www.expos.ru/it/it. shtml. 3. Роль информационных технологий в развитии личности
студента 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ефименко Владимир Николаевич, Коновалов Сергей Николаевич

Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики (СКФ МТУСИ), г. Ростов-на-Дону

Рассмотрены проблемы влияния информационных компьютерных технологий на развитие личностной компоненты студента в ходе профессиональной подготовки. Определены свойства компьютерных технологий, которые влияют на личностный контекст студента в процессе профессиональной подготовки. Показана взаимосвязь между личностным и информационным контекстами.

Проблема развития субъекта деятельности в области инфокоммуникации, в контексте информации, как базовой компоненты подготовки специалиста многогранна в силу многовекторности движения каждого конкретного человека в предметном пространстве. Исходя из этого, в научно-теоретическом и практическом аспекте данная проблема может быть решена на основе таких методологических ориентиров, которые учитывали бы место и роль самого человека в процессе его профессиональной подготовки. С другой стороны, само предметное пространство является сутью развития личности: в этом смысле, – определяя роль и место подготовки как основы изменений личности, мы имеем возможность, отталкиваясь от сущности и структуры подготовки как таковой, подходить к освещению объективных начал человека определённого типа.

Таким образом, дуализм ответа на проблему развития личности в информационном пространстве требует освещения взаимоотношения между обучаемым и предметным пространством.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе подготовки студента по дисциплинам учебного плана позволяет посмотреть на проблему развития личности с точки зрения контекста пребывания студента в информационном пространстве. Информационное пространство, формируемое с посредством ИКТ для решения задачи развития личности должно обладать следующими свойствами:

  • формировать представления о сущности и структуре реального и потенциального основания позитивно-конструктивного развития человека;
  • четко определять сущностно-структурные границы деятельности человека в пространстве изменяющейся действительности;
  • позволять апробировать различные педагогические приемы развития человека в информационном пространстве;
  • проводить мониторинг динамики развития специалиста в конкретной области знаний, представляемой ИКТ;
  • предлагать перспективы развития личности специалиста в адекватном ему информационном контексте бытия.

Возможность позитивно-конструктивного развития студента объективно связана с определением смыслового поля любого акта деятельности человека, как в личностном, так и профессиональном плане. После определения смыслового поля может быть обнаружено расширение (сатурация) или сужение (консулизация) информации, что требует корректировки степени присутствия в ИКТ вышеперечисленных свойств. Критерием оценки вектора формирования личности студента, при использовании ИКТ, является персонифицированное восприятие контекста реализации своего собственного “Я” в информпространстве.

Конструктивизм связи информационного и личностного смысла зависит от усилий, которые необходимо затратить студенту на освоение представляемого материала. Величина этих усилий определяется не столько личностью студента, а, сколько параметрами информационного пространства, реализуемого с помощью ИКТ.

Данные параметры по своей сути определяют:

  • потенциал самой информации (какой импульс изначально заложен в неё, что и как она несёт в себе);
  • интенсивность освоения студентом предъявленной информации.

При этом, позитивное значение, как в первом, так и втором случае, отражает согласованность информационного и субъектного контекстов, а негативное – рассогласованность этих контекстов. Согласование информационного и личностного контекстов зависит уже от того, как человек реализует в себе самом возможность фиксации информации. От этого, в свою очередь, собственно зависит полнота реализации смыслового контекста в его целостном варианте: как в информационном, так и в личностном. Согласование, имеющихся контекстов – явление, постоянно изменяющееся как в содержательном, так и в структурном аспектах. Причинами изменения степени согласования контекстов являются:

  • непрерывная координация множества восприятий информации, когда студент пытается на основе интерпретации отдельных частей знаний, представленных с помощью ИКТ, получить целое;
  • изменение согласования контекстов на основе развития интерпретации, где проявляется вся критериальная целостность различных частей информационного пространства;
  • трансцендентность восприятия студентом смысловых элементов информационного пространства;
  • координация смысловых отношений между информацией и студентом в плоскостях внутреннего содержания информационного пространства, его трансцендентного наполнения и объектного восприятия.

Таким образом, выше обозначенные приоритеты при их практической реализации в ИКТ должны опираться на две компоненты системы подготовки специалиста – личностную и профессиональную. Вопрос состоит не в различии этих компонент, а в адресности и направленности. Личностная компонента рассматривается как общекультурное направление развития субъекта в информпространстве, то есть она контекстна всей культуре, а профессиональная – направлена лишь на освоение субъектом определённого сегмента знаний. Интеграционная составляющая данных компонент является информационной по типу, индивидуальной по содержанию, локальной по характеру и контекстной по области применения.

Таким образом, для развития личности специалиста в ИКТ должны найти отражение следующие аспекты, влияющие на формирование:

  • определённого типа культурного существования студента, где происходит акцентуация усилий личности на овладение информации как базисом современного существования;
  • индивидуального развития личности, где скорость и качество изменений зависят, прежде всего, от субъектных способностей;
  • локального развития личности специалиста, где проявляются особенности и специфика типа и характера деятельности конкретного профессионала, находящегося в том или ином информопространстве;
  • возможности использования информации в позитивно-конструктивном направлении личностно-профессионального развития специалиста.

На наш взгляд, данное пространство в контексте развития личности специалиста имеют объективную природу. Объективность определятся жизненной и профессиональной необходимостью конкретного человека познать своё место в культуре, трансформировать его в профессиональную составляющую, и, в конце концов, сбыться в реальных и потенциальных векторах существования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ. Основные модели медиавоздействия на сознание человека. СМИ как часть медиакультуры. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на подрастающее поколение.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со СМИ. Пресса, радио и телевидение становятся настоящей ареной для предвыборных баталий всех партий.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Килимова Людмила Викторовна. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06: Курск, 2003 147 c. РГБ ОД, 61:04-22/107-7

    Введение

    Глава 1. Саморазвитие личности в современном обществе 13

    1.1. 13

    1.2. Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности 32

    1.3. Саморазвитие как форма развития личности 54

    Глава 2. Роль информационных технологий в развитии личности 80

    2.1. Информационные технологии в системе социокультурных отношений 80

    2.2. Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности 104

    Заключение 131

    Список использованных источников 134

    Введение к работе

    Последние десятилетия XX века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники. Происходит изменение средств и характера труда, возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. Это связано со вступлением человечества в новую эпоху своего развития - период построения информационного общества, что обусловило огромный интерес к проблемам информатизации, к новым информационным технологиям, вопросам влияния информатизации на социокультурные процессы, адаптацию и развитие личности в качественно новой среде.

    В условиях становления информационного общества важнейшим продуктом его жизнедеятельности является информация, ее производство, распространение, использование. Информация становится одним из главных факторов развития общества, а новые информационные технологии являются основой качественно новых механизмов развития в XXI веке.

    Современная кардинальная социотехнологическая трансформация, включает материальное производство, социальные отношения, культуру, коммуникации, автоматизацию интеллектуальной деятельности человека. Формируется качественно новая система ценностей личности, ее потребностей и целей, а, соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности в новых социальных условиях. Эта трансформация осуществляется в форме информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и личности. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, стали атрибутом ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социокультурного контекста невозможно. Качественный скачок в информационной индустрии обусловил необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений. Переход к информационному обществу, в

    4 котором познавательные ценности являются одними из основных, определил потребность изменения личностного потенциала. Формирование новой познавательной системы ценностей личности, информационной культуры способствует выживанию, дальнейшему непрерывному развитию и саморазвитию личности в новой социокультурной среде.

    Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. Это обстоятельство ставит информационную безопасность личности, общества и государства в ряд актуальных и перспективных проблем государственной политики и научного познания.

    Особое место в изучении проблем информатизации общества принадлежит социологии, включающей в свою предметную область все сферы жизни общества на широкой междисциплинарной основе. Полагая в центре внимания личность и ее деятельность, рассматривая в системном и органичном единстве объективные и субъективные стороны жизнедеятельности человека, социология способствует более полному и глубокому раскрытию закономерностей и механизмов информационных процессов в обществе, предельно сближая предметные поля философии, психологии, культурологии и социологии.

    Глобализация информационных процессов, внедрение в жизнедеятельность человека новейших информационных технологий, развитие личности в современных условиях неизбежно влечет за собой потребность в переосмыслении проблем, возникающих в связи с этим.

    Именно необходимость социологического осмысления этого феномена определяет актуальность настоящего исследования.

    Степень научной разработанности проблемы. Информатизация общества рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом. Далеко не во всех случаях к информатизации

    5 общества подходят как к чрезвычайно сложному социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и технологической основе.

    Основными вопросами научных исследований современных
    информационных процессов выступает обеспечение адекватности,
    объективности, целостности, динамизма воспроизведения социального
    пространства в рамках идентичного ему информационного пространства. Это
    - создание адекватного информационного отражения жизнедеятельности
    общества и его структурных элементов как целостных систем,
    продуцирование диалектически взаимосвязанного социально-

    информационного пространства.

    Доктрина постиндустриального (информационного) общества, разработанная во второй половине XX столетия, стала одним из эффективных теоретических инструментов исследования тенденций и процессов социокультурной эволюции человеческого сообщества, вступившего в XXI век. Сегодня это важнейшая социокультурная метатеория в равной мере воспринята западной и отечественной социальнб-политической традицией. Суть ее заключена в анализе новой социальной системы, идущей на смену индустриализму, в понятиях прогресса научного знания и технологических достижений в области сбора, хранения, трансформации и распространения информации.

    В современных условиях развитие и применение информационных технологий - это крупномасштабный социальный процесс, который охватывает практически все сферы жизни и общественной деятельности людей. Не случайно в области информационных технологий ведут научно-исследовательскую работу философы, социологи, психологи, специалисты теоретической и прикладной информатики, социальной когнитологии, информографии и других областей знания.

    В мировом обществознании наиболее значимый вклад в разработку

    концепций информационного (постиндустриального) общества внесли Д.Белл , А.Гоулднер , М.Кастельс , И.Масуда , О.Тоффлер , А.Турен .

    В разработку проблемы социальной информации внесли вклад В.Г.Афанасьев , Б.А.Грушин , Г.Т.Журавлев , А.П.Суханов и другие. Вопросы взаимодействия в системе «человек-техника-среда» нашли отражение в работах Р.Ф.Абдеева , В.М.Глушкова , А.П.Ершова , Н.Н.Моисеева , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула . Над вопросами влияния информационных технологий на глобальное развитие работали В.Б.Бритков , К.К.Колин , Н.П.Ващекин , В.Ф.Халипов и другие.

    Вопросы развития информационного общества и проблемы трансформации в социальных сферах исследуются в работах О.Н.Вершинской , Г.Г.Воробьева , В.А.Копылова , НЛ.Поляковой , Г.Л.Смоляна , Д.С.Черешкина , Ю.В.Яковца .

    Основу для разработки специальной методологии, методики и техники социологического анализа проблем, порождаемых информатизацией общества, создали отечественные социологи Г.С.Батыгин , А.Г.Здравомыслов , Г.В.Осипов , В.И.Патрушев , В.А.Ядов и другие.

    Среди весьма значительного числа научных исследований по проблемам информатизации немного работ, в которых бы это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества, влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Проблема саморазвития личности, в той или иной мере, рассматриваются в работах исследователей: К. Роджерса , Дж. Келли , А.Маслоу , Г.Олпорта , Э.Фромма , В.И.Андреева , Л.И.Анцыферовой , О.В.Афанасьевой , Л.П.Гримака , П.Ф.Кравчук , Н.Б.Шмелевой и других.

    7 Вместе с тем, в социологии недостаточно внимания уделяется исследованию процесса саморазвития личности в условиях информатизации российского общества. Сегодня возникла необходимость всестороннего изучения социокультурных условий, характера, потребностей, особенностей, направлений использования информационных технологий в процессе саморазвития личности. Уровень исследования проблемы обусловил определение объекта и предмета исследования, его цели и задач.

    Объектом исследования данной диссертационной работы является процесс развития личности в условиях информационного общества.

    Предмет исследования - специфика влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей влияния информационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности на процесс саморазвития личности.

    Исходя из цели исследования, определяются следующие задачи:

    обосновать необходимость саморазвития личности в условиях информационного взаимодействия в социуме;

    определить место и роль информационной потребности в системе потребностей развивающейся личности;

    выявить специфику процесса развития личности; раскрыть взаимосвязь развития информационных технологий и трансформаций жизнедеятельности общества;

    исследовать характер влияния информационных технологий на самосовершенствование личности.

    Теоретические и методологические основания исследования.

    Методологической основой предлагаемой работы являются социально-философские положения о сущности и природе информационных процессов в обществе (работы В.Г.Афанасьева , В.М.Глушкова ,

    8 Г.Р.Громова , А.П.Ершова , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула и других), принципы системного подхода, которые изложены в работах таких авторов как И.В.Блауберг , В.А.Картышев , В.Н.Садовский , Э.Г.Юдин и других. Использование данного подхода в исследовании процесса развития личности, ее системы ценностей нашло отражение в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой, П.Ф.Кравчук, А.П.Станкевича, В.А.Ядова и других. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Маслоу, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, применяемых деятельностный подход, позволили проанализировать проблему потребностей личности и ее структуру. Использованы методы диагностики и прогнозирования социальных отношений, что позволило раскрыть сущность саморазвития личности в условиях информатизации общества.

    Эмпирической базой диссертационного работы являются результаты социологического исследования, проведенного автором в 2003 году на территории города Курска методом анкетирования с объемом выборки 548 человек среди групп молодежи, имеющих различный образовательный уровень, являющихся учащимися колледжа (87 человек), студентами вузов (378 человек) и выпускниками вузов (83 человека). Выборка строилась по квотному принципу.

    В диссертации использовались также результаты социологических исследований проблем информатизации общества, полученные другими исследователями: Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2003 году, группой под руководством В.Кроля и В.Мордвинова в 1998-2000 годах среди студентов Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики; Ч.Пиллером в 1994 году, С.Лохром (S.Lohr) в 1995 году и Р.Маклеодом (R.McLeod) в 1996 году в США.

    9 Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.

    Выявлены особенности развития личности в условиях необходимости качественного изменения уровня информационной культуры, повышения уровня нравственной ответственности и активности проявления творческого потенциала индивида.

    Определено место информационной потребности в структуре личностных потребностей как элемента, обеспечивающего открытость личности, стимулирующего развитие личностного потенциала.

    Уточнено понятие саморазвития личности как внутреннее, необходимое, качественное изменение личностного потенциала, определяемое противоречиями процесса самореализации человека в условиях информационного общества.

    Раскрыта структура самосовершенствования личности, как единства саморазвития, самообразования, самовоспитания.

    Показана социальная сущность информационных технологий, как фактора, обусловливающего процесс саморазвития личности.

    Основные положения, выносимые на защиту:

      Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми телекоммуникационными технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.

      В условиях информатизации общества происходит постоянный отбор информации, в который включаются интересы, потребности, система ценностей личности. Информационная потребность, порождая активность личности, предваряет любую деятельность и удовлетворение всех других потребностей, производством и использованием информации для выбора цели, определения путей и способа действий личности, направленных на саморазвитие. В структуре человеческих потребностей она является

    10 элементом, обеспечивающим открытость личности, ее готовность к самореализации.

      Саморазвитие способностей осуществляется в рамках самосовершенствования личности и является центральным элементом его структуры. Оно неразрывно связано с самообразованием и самовоспитанием. Саморазвитие личности - это осознанное, целенаправленное развитие конкретных качеств и способностей личности, вызывающих ее неудовлетворенность. Оно опирается на информационную потребность, которая представляет собой синтез потребности в «информации-знании» и потребности в «информации-ценности», приобретает творческий характер действий, направленных на качественное совершенствование своих задатков и способностей, то есть самосовершенствование.

      Информационные технологии выступают как самостоятельный феномен, который, с одной стороны, обусловлен потребностями общества и подвластен определенным закономерностям, с другой - сам оказывает детерминирующее воздействие на социум.

    Практическая значимость диссертации состоит в следующем:

    Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть
    использованы при дальнейшей разработке социальных и социокультурных
    проблем функционирования, развития информационных технологий и
    применения их в целях саморазвития личности;

    Положения диссертации могут быть применены в процессе
    совершенствования государственной информационной политики,
    направленной на саморазвитие личности, а также общей стратегии
    формирования информационного общества в России;

    Материалы диссертации использованы в комплексном исследовании
    кафедры, в преподавании учебных курсов гуманитарных дисциплин, а
    предложенная автором методика социологического исследования может

    использоваться в области диагностики уровня самосовершенствования личности.

    Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты» (Курск, январь 2001г.), на Российской научно-технической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Железногорск, апрель 2003 года), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003» (Москва, апрель 2003 года), на XXI вузовской научной конференции студентов и аспирантов в области научных исследований «Молодежь и XXI век» (Курск, май 2003 года), на Международной научной конференции «Инновационные процессы в системе образования» (Курск, октябрь 2003 года), на заседаниях кафедры философии Курского государственного технического университета, отражены в публикациях автора.

    Ряд выводов подтвержден методами прикладных социологических исследований.

    Основные положения диссертационной работы представлены в публикациях автора:

      Килимова Л.В. Информатизация общества и проблемы образования // Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / г. Курск. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. С. 156-159.

      Кравчук П.Ф. Килимова Л.В. Информатизация общества как условие самосовершенствования личности // Известия Курск, гос. техн. ун-та. №1(8). Курск. 2002. С.241-253.

      Килимова Л.В. Влияние информации на развитие личности // Молодежь и наука XXI века. Сб. материалов /г. Железногорск. - Н.Новгород: Талам. 2003. С. 34-36.

      Килимова Л.В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности: Научное издание. - Курск: Курск, гос. техн. ун-т. 2003.-63с.

      Килимова Л.В. Значение информационных технологий в современных условиях // Молодежь и XXI век: Тезисы докладов XXXI вузовской научно-технической конференции: В Зч. Ч.З / Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2003. С.121-123.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

    Личность как субъект информационного взаимодействия

    Современный момент цивилизационного развития характеризуется двумя социотехнологическими процессами: компьютеризацией человеческой деятельности и информатизацией общества. Под компьютеризацией понимается процесс создания и использования средств электронной вычислительной и микропроцессорной техники в различных сферах жизнедеятельности общества . Компьютеризация составляет ядро технического перевооружения, являясь катализатором научно-технического прогресса, она существенно изменяет условия труда, влияет на формирование мировоззрения, открывает новые возможности для всестороннего развития личности. Однако компьютеры, составляя техническую основу информатизации общества, не исчерпывают всю технику информатизации, включающую системы связи, традиционные средства хранения и тиражирования информации. Информатизация - более широкое понятие, чем компьютеризация, так как акцентирует внимание на проблеме освоения информации, а не средствах ее обработки.

    Информатизация общества является системно-деятельностным социотехнологическим процессом с характерными для него закономерностями и тенденциями. Одной из тенденций развития является приоритет информации по отношению к техническим и материальным ресурсам. В ходе дальнейшего развития общества мыслительная, интеллектуально-информационная деятельность будут преобладать. Информатизация общества является социально значимым процессом благодаря ускоряющемуся накоплению информации, достигшего с начала 90-х годов прошлого столетия темпа ежегодного удвоения. Поэтому в качестве второй закономерности информатизации выделяется постоянно увеличивающееся накопление информации в ускоренном темпе. В этих условиях потребители информации (отдельная личность или общество в целом) не в состоянии удовлетворить свои информационные потребности без качественно новых средств обработки, хранения и передачи информации. Одной из важнейших закономерностей информатизации является расширение и рост информационных потребностей личности и общества. Этот процесс происходит как по пути компьютерного накопления и поиска данных, так и по пути автоматизации научных исследований, генерирующих новое знание. Именно благодаря информатизации общества удается разрешить информационный кризис, выражающийся в противоречии между информационным «взрывом» и информационным «голодом» (неудовлетворенными нуждами потребителей информации).

    Понятие «информация» исследователи характеризуют с разных точек зрения, рассматривая как «товар», «ресурс», «элемент процесса познания», «явление культуры» и тому подобное. Сложность данного понятия показывает противостояние двух исследовательских концепций: атрибутивной и функциональной. Приверженцы атрибутивной концепции (А.Урсул , Б.Бирюков , и другие) квалифицируют информацию как свойство присущее всем материальным объектам, как атрибут материи.

    Сторонники функциональной концепции (И.Гришкин , Д.Дубровский и другие) связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, с органической природой и обществом.

    Информацию делят на два вида: техническую и семантическую (смысловую). В связи с этим, в науке выделяются два направления: кибернетическое и социальное. В рамках данного диссертационного исследования наибольший интерес представляет социальная информация.

    Трактовки понятия информация и, в частности, социальной информации различны. Так А.Д.Урсул и Г.Т.Журавлев определяют его как отражение действительности, Б.А.Грушин - совокупность сообщений человека, В.Г. Афанасьев , А.П. Суханов - как знания, сообщения, сведения, циркулирующие в обществе. Таким образом, многие исследователи связывают информацию с человеком, с его трудовой, познавательной, научной, духовной и общественной деятельностью.

    В современных условиях информация приобретает значение неистощимого, возобновляемого и приоритетного ресурса человечества, выступает одной из главных ценностей общества. Превращение информации в фактор (ресурс), определяющий прогресс общества является существенной закономерностью . Производство информации становится «господствующим, а информационный ресурс - важнейшим национально-государственным ресурсом и стимулом развития» .

    Информационный ресурс становится одним из основных ресурсов человечества, главной ценностью современной цивилизации. По словам Г.Р.Громова , информация - это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию, а в ряде случаев расширению и созданию новых знаний.

    Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности

    Информация играет одну из ведущих ролей в жизни человека, благодаря ей окружающий мир связан в единую информационную систему. Сложность феномена информации обусловливается многообразием ее проявлений в действительности. Проблема информации отражена в работах Э.Шапиро , А.А.Харкевича , А.М.Коршунова и В.В.Мантатова , А.И.Берга и других.

    Одной из работ, посвященной вопросу возникновения информации, является труд Г.Кастлера «Возникновение биологической организации», написанный в 1964 году. Согласно этому автору, информация - это запомненный выбор из набора возможных состояний. Данный подход к информации можно рассматривать как процесс организации, и что, соответственно, может происходить самоорганизация информации .

    По словам Ю.М.Каныгина и Г.И.Калитича информация может существовать в пассивной и активной формах. К пассивным относятся такие формы существования знаний, которые не связаны, либо слабо связаны, с конкретными предметными областями, возникающие в процессе целеполагания (книги, журнальные статьи и тому подобное). К активным формам существования информационного ресурса относятся: модель, программа, база знаний. Информационный ресурс делает человеческое знание коллективным, массовым и является фактором коллективного творчества. Личностные знания рождаются в основном в результате интеллектуальных коммуникаций человека, они рождаются из информации и являются субъективной категорией. Знание, превращенное в сообщение, ставшее информационным ресурсом является уже субъективно-объективной категорией, отражающей не пассивно-созерцательный, а деятельностный, активный подход к миру .

    Общественная ценность информации с каждым годом возрастает. Каждое явление общественной жизни, все процессы, протекающие в социальных группах, становление и развитие личности осуществляется благодаря движению информации. К критериям развивающихся систем Э.П.Семенюк относит «...объем информации, на базе которого осуществляется развитие (информационное содержание, информационное обогащение, повышение информационных возможностей...)» . Информационный критерий развития предполагает обнаружение постоянного и неуклонного обогащения и оптимизации информационного содержания, потенциала информационных возможностей. Только непрерывное совершенствование информационных возможностей может обусловить прогрессивное развитие.

    Личность как целостная система способна, с одной стороны, сохранять свою Самость, с другой - саморазвиваться. Приобретаемая ею информация способствует сохранению системы и выступает источником ее саморазвития, самореализации. Именно эти две интенции человеческой жизни (самосохранение и саморазвитие) порождают потребности личности.

    Потребность активизирует человека, стимулирует его поведение, направление поиска информационных, материальных или энергетических ресурсов, задавая активность личности по отношению к внешнему миру и, что более важно, по отношению к себе.

    Именно поэтому феномен потребности привлекает особое внимание и его уместно рассматривать в вопросах развития и саморазвития личности. А.Т.Шумилин отмечает, что внешние условия детерминируют потребности, которые осознаются и определяют цели и задачи. Удовлетворение потребностей в процессе потребления завершает цикл и, в то же время, создает новые условия для дальнейшего развития . Именно потребности личности толкают ее на преодоление различных препятствий.

    Анализируя понятие «потребность», мы пришли к выводу, что ряд определений связаны с термином «необходимость» (Д.Н.Узнадзе , Л.И.Божович , В.А.Ядов и другие), иные подходы связаны с термином «зависимость» (А.В.Петровский , П.В.Симонов и другие). Однако, практически все, авторы отмечают связь понятия потребности с понятиями «сохранение» и «развитие». В данной работе мы придерживаемся определения, данного П.В.Симоновым. «Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире» .

    Наличие той или иной потребности означает нарушение равновесия между организмом и средой: организм как система испытывает неустойчивое состояние ввиду недостатка, отсутствия или избытка того, что необходимо для его нормального функционирования. Всякое состояние неустойчивости сопровождается напряжением системы. Если до реализации потребности оно существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, то по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает. Переживание потребности выражается в стремлении практически снять внутренний конфликт, разрядить появившееся напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение.

    Для целей нашего исследования важно, что потребность всегда включает в себя сравнение и оценку. Потребность существует только тогда, когда человек может сравнивать какое-то актуальное состояние отсутствия чего-либо с иным, потенциальным состоянием присутствия того же объекта, а так же произвести суждение о том, что второе, потенциальное состояние является предпочтительным. Например, потребность умения работы на компьютере в современных условиях не есть просто некая прихоть или желание человека.

    Информационные технологии в системе социокультурных отношений

    В процессе становления нового общества возникает индустрия информационных технологий, предназначенная удовлетворять потребности в информации ее членов. Понятие информационные технологии связано с длительным историко-культурным развитием техники и технологии передачи, хранения информации, насчитывающим более тысячи веков. Однако сегодня это понятие получило новое звучание. Его содержание и объем не определены окончательно и во многом дискуссионны.

    В узком смысле под технологией понимаются конкретные технологические приемы. В широком смысле технология есть способ освоения человеком мира посредством специально организуемой деятельности. М.Кастельс, Х.Брукс и Д.Белл под технологией понимали «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность, использующуюся многократно, тиражируется для решения сходных задач, достижения заданных результатов.

    Таким образом, информационные технологии можно определить как программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации . В этом качестве они родились и развивались. Наиболее распространенным в отечественной и зарубежной литературе является определение, данное А.Макмиланом. Информационная технология - это «...получение, обработка, хранение и распространение звуковой, графической (изобразительной), текстовой и цифровой информации с помощью, основанной на микроэлектронике, комбинации вычислительной, телекоммуникационной и видеотехники» . Сюда относятся и широковещание и телекоммуникации, и обработка информации с помощью компьютера. .

    Принятое определение позволяет выделить техническую, обеспечивающую составляющую, однако функциональная, содержательная сторона дела остается недостаточно раскрытой. На наш взгляд, в структуре информационных технологий можно выделить две стороны. Первая - это техническая сторона, которая отражает уровень и возможности систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации. Вторая сторона -социокультурная.

    Информационные технологии определяют уровень информационного воздействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, то есть объектом информационных технологий является процесс деятельности, взаимодействие в системе «человек-техника-среда». Именно это направление рассматривают в своих работах отечественные авторы В.Г.Афанасьев , Н.П.Ващекин , В.М.Глушков , В.С.Готт , А.П.Ершов , К.К.Колин , Н.Н.Моисеев , А.И.Ракитов , Э.П.Семенюк , А.Д.Урсул и другие. Большой вклад сделан зарубежными авторами К.Бродом , А.Мейером , Э.Роджерсом , К.Хессингом и другими. Именно этот социокультурный аспект информационных технологий представляет интерес для данного диссертационного исследования.

    В связи с этим возникает необходимость рассматривать информационные технологии как разновидность социальных технологий. В научной литературе обсуждается множество концепций социальной технологии, но единое определение пока не сложилось. Так, например, Н.Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.

    Несколько иной подход к определению социальных технологий предлагают В.Взятышев и Л.Романенков . Под социальными технологиями они понимают:

    1) способы рациональной и человекоориентированной организации коллективной и индивидуальной деятельности человека в технической области;

    2) технологии деятельности человека в интересах общества, которые предполагают и опираются на определяющую роль личности деятеля и всесторонний учет интересов других людей;

    3) учение, стремящееся распространить естественные и искусственные структуры и закономерности коллективной и индивидуальной деятельности человека на возможно большее количество социальных практик.

    Понятие социальной технологии органично связано с информационной проблематикой. Сама технология как система включает в себя одну из составляющих - информацию: здесь важно и знание как таковое, и возможность его трансляции, практического воплощения с помощью различных механизмов коммуникации и социальной памяти, а коммуникативная функция - неотъемлемый атрибут информации в обществе. Прямое следствие этого, начиная с самых ранних стадий развития общества, непрерывно стимулируемая деятельность людей по разработке и совершенствованию средств коммуникации и связи.

    Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности

    Появление новых информационных технологий привело к качественно новым условиям жизнедеятельности, в которых человеку предстоит развивать и совершенствовать свои способности, навыки, умения и другие социальные качества. Это обусловливает необходимость изучения особенностей влияния условий информатизации на развитие личности, ее самосовершенствование.

    На процесс формирования и развития личности в современном обществе наибольшее влияние оказывают следующие факторы: - интеллектуализация трудовой деятельности человека; - применение информационно-телекоммуникационных технологий; - проблема поиска и доступа к информации; - формирование утилитарно-сциентической системы ценностей. Вопрос о том, является ли человеческая деятельность, построенная на использовании новых информационных технологий, более содержательной, освобождающей от рутинной работы или, наоборот, становится рутиной, ограничивает творчество, развитие личности решается отнюдь не однозначно. Анализируя работы, посвященные исследованию информационного общества можно отметить опасения, связанные с использованием новых информационных технологий вообще, и компьютерных систем в частности. Многие авторы (К.Брод, С.Нора, А.Минк, И.Шнепель, КЛсперс) утверждают, что внедрение компьютеров может оставлять меньше простора для инициативы, разнообразия и творчества.

    К.Брод обращает внимание на непосредственное влияние техники на формирование характера мышления человека. Интенсивная работа с компьютером, по его мнению, делает людей техноцентрированными, утрачивающими интерес к чисто человеческим ценностям. Поведение таких людей все больше подчиняется машине. Они утрачивают гибкость мышления и способность к творческому решению задач .

    Все высказываемые опасения действительно могут стать реальностью. Здесь большое значение играет выбор применяемых технологий и систем, принципы, на основе которых они разрабатываются. Однако технические и технологические инновации воспринимаются каждым человеком по-разному, в зависимости от способностей, специализации, пристрастий и желаний индивида.

    Проведенное социологическое исследование направлено на выявление особенностей влияния информационных технологий на самосовершенствование личности, в том числе самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Анализ результатов социологического исследования показал: респонденты, принявшие в нем участие, находятся на следующих уровнях самосовершенствования, разработанных автором в диссертации (рис.2.1).

    Большинство опрошенных находятся на высоком уровне самообразования, на среднем уровне самовоспитания и на низком уровне саморазвития. Это показывает, что информационные технологии оказывают различное влияние на самовоспитание, самообразование и саморазвитие. Самосовершенствование представляет собой результат нормирования суммарных значений каждой составляющей.

    Самосовершенствование, а также самовоспитание, самообразование и саморазвитие имеют определенную зависимость от таких показателей как пол, возраст, образование, успеваемость, место учебы и наличие работы.

    Для мужчин более характерен низкий уровень саморазвития (44,9%), то есть проявления творческих способностей только по мере необходимости, высокий уровень самообразования (43,1%). Для женщин в большей мере характерно проявление своих творческих способностей в условиях благоприятной атмосферы, свойственное среднему уровню саморазвития (39,5%) и низкий уровень самообразования (42,3%). Отметим, что мужчины достигают больших успехов в процессе самовоспитания. (34,3% против 22,4%). Таким образом, процесс самосовершенствования имеет тендерные отличия.

    На следующем рисунке представлено распределение респондентов по уровням самосовершенствования в зависимости от возраста (рис.2.3). Анализ данных исследования показывает определенную динамику: чем старше молодежная возрастная группа, тем на более высоком уровне самосовершенствования она находится. Пик этого процесса приходится на возрастную группу 26-29 лет и составляет 32,1%.