Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Шлем виртуальной реальности нтс vive. Шаг вперед. Системные требования для шлема HTC Vive Pro

Шлем виртуальной реальности нтс vive. Шаг вперед. Системные требования для шлема HTC Vive Pro

Стоит только надеть шлем виртуальной реальности HTC VIVE, как реальный мир уступает место фантастическим ощущениям. Тебе доступны как игры для помещений, например, настольный теннис или бильярд, так и целые миры, сочетающие самые разные жанры. Технология SteamVR Tracking, потрясающая графика, угол обзора...

Стоит только надеть шлем виртуальной реальности HTC VIVE, как реальный мир уступает место фантастическим ощущениям. Тебе доступны как игры для помещений, например, настольный теннис или бильярд, так и целые миры, сочетающие самые разные жанры. Технология SteamVR Tracking, потрясающая графика, угол обзора 110˚, интуитивно понятная система управления и сверхточная обратная связь - все это отвечает за создание непревзойденного уровня погружения в виртуальную среду.

ПРЕВРАТИ СВОЮ КОМНАТУ В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Технология SteamVR Tracking предлагает сверхточное отслеживание с минимальными задержками внутри игрового пространства и обеспечивает непревзойденный опыт взаимодействия с виртуальным миром. Ты можешь исследовать виртуальный мир в режиме отслеживания перемещений в комнате, а также стоя или сидя. В любой игре ты всегда находишься в самом центре событий!

ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ КОНТЕНТ
Более тысячи игр для SteamVR™ и все, что тебе нравилось в Steam, теперь стало доступным в виртуальной реальности. Следи за новыми релизами, автоматически загружай обновления игр, создавай новый игровой контент и делись им с миллионами друзей, которых ты уже встретил или встретишь на платформе Steam.



ТВОЯ ЖИЗНЬ В VR
Viveport - это глобальный магазин приложений VR с постоянно увеличивающейся базой контента для виртуальной реальности, удобно организованной в категории с разнообразной тематикой. Исследуй виртуальные миры, выбирай интересные приложения, создавай новый контент и находи единомышленников. Доступен через Vive, интернет-браузеры, а также как мобильное приложение и приложение для рабочего стола компьютера.

При заказе ты получаешь шлем HTC VIVE, два беспроводных контроллера и две базовых станции для определения пространственного положения и отслеживания твоих движений во время игры.

ШЛЕМ
Погружает тебя в мир, полный сюрпризов. Свободно двигайся и исследуй пространство вокруг себя - безопасное перемещение в игровой среде обеспечивается интегрированной интуитивно понятной системой Chaperone. Потрясающая графика отвечает за ощущения реальности и, одновременно, нереальности, происходящего.

КОНТРОЛЛЕРЫ
Сверхточная обратная связь и привычные жесты гарантируют интуитивно понятное взаимодействие с виртуальным миром во время игр и работы с различными приложениями. Каждый беспроводной контроллер снабжен 24 сенсорами, что обеспечивает свободу движений. Теперь перед тобой открыто гораздо больше возможностей действий в виртуальном пространстве.

БАЗОВЫЕ СТАНЦИИ
Каждое твое движение отслеживается с высочайшей точностью. Это достигается благодаря революционной технологии базовых станций, когда шлем и контролеры получают точные координаты своего положения в пространстве. Исследуй виртуальный мир и взаимодействуй с ним без каких-либо ограничений. В HTC Vive VR с передвижением по комнате ты действительно окажешься в самом центре происходящего.


Характеристики

  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2,...
  • Видеокарта: NVIDIA® GeForce® GTX 1060 / AMD Radeon™ RX 480, или лучше
  • Процессор: Intel® i5-4590 / AMD FX 8350 или лучше
  • Оперативная память: не менее 4ГБ
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2, или лучше
  • Порт USB: 1 x USB 2.0 порт или более скоростной
  • Операционная система: Windows 7 SP1 или выше


Характеристики шлема:
Дисплей: Dual AMOLED каждый с диагональю 3.6"
Разрешение: 1080 x 1200 на каждый глаз (2160 x 1200 на оба глаза)
Частота обновления: 90 Hz
Угол обзора: 110 градусов
Система безопасности: Система безопасности Chaperone по границам игровой зоны и фронтальная камера
Датчики: SteamVR Tracking, акселерометр, гироскоп, датчик приближения
Соединение: HDMI, USB 2.0, разъем для наушников 3.5 мм, кабель питания, Bluetooth
Вход: Встроенный микрофон
Подстройка оккуляров: Настройка межзрачкового расстояния и расстояния до линз

Характеристики контроллеров:
Датчики : SteamVR Tracking
Вход: Мультифункциональный трекпад, кнопки захвата, кнопки-триггеры с двойным ходом, системная кнопка, кнопка Меню
Время работы без подзарядки: примерно, 6 часов
Соединения: Порт Micro-USB для заряда

Требования к игровой зоне:
Стоя/Сидя: Минимальные требования отсутствуют
С перемещением: Минимальный размер: 2м х 1,5м. Максимальное расстояние между базовыми станциями 5 м.

Видео обзор

Комплектация

  • 2 лицевые накладки
  • 1 накладка для носа
  • 2 бепроводных контроллера
  • 2 базовые станции
  • Кабель 3-в-1
  • Коммуникационный модуль
  • Наушники-затычки
  • Кабели, зарядки и аксессуары
  • Код для получения бесплатного промо-контента vive.com/code
  • Бесплатная подписка на VIVEPORT на 1 месяц

Производителем могут быть изменены комплект поставки и страна производства без предварительного уведомления, вследствие чего на момент продажи конкретного товара они могут отличаться от указанных ранее.

Лучшее устройство для виртуальной реальности на данный момент: полное погружение VR, отличная физика в играх и приложениях, большое количество контента…

Введение

«Я думаю, что пределом развития дисплея будет комната, в которой компьютер может управлять существованием материи. Стул в такой комнате вполне сгодится для сидения на нём. Наручники, созданные в такой комнате, будут сковывать, а пуля, созданная в такой комнате, будет смертельной»


Айвен Эдвард Сазерленд, американский ученый

Отцом VR (виртуальной реальности) можно назвать Мортона Хейлинга, начинающего кинематографиста в Голливуде. Симулятор VR под названием «Сенсорама» (sense - чувство, rama - панорама) он собрал и запатентовал в далеком 1957 году. Суть устройства была такая: человек садился на специально оборудованное место, всовывал голову в «будку» и совершал прогулку на мотоцикле по Бруклину. Видео было записано на три камеры с разным углом зрения, человек, принимавший участие в виртуальной реальности, слышал стереозвук, чувствовал не только вибрацию выбоин на дороге, но и легкий встречный ветерок. Кроме того, была придумана система передачи запахов. К сожалению, в подобной технологии не было никакого взаимодействия человека с VR.

Первые попытки создать портативный шлем виртуальной реальности были предприняты американским ученым и пионером Интернета Айвеном Сазерлендом. В 1967 году ученый описал и сконструировал шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Но поскольку конструкция была громоздкой, устройство приходилось подвешивать к потолку, поэтому аппарат еще называли «Дамоклов меч».


Спустя 10 лет в Массачусетском технологическом институте создали проект «Кинокарта Аспена» (The Aspen Movie Map) – симулятор прогулки по городу Аспен (Колорадо). Именно TAMM считается первой реализацией «настоящей» VR. Кстати, термин «виртуальная реальность» появился значительно позже – в 1989 году благодаря Дарому Ланьеру, ученому в области визуальных данных.


В 80-е и частично в 90-е годы тема виртуальной реальности и киберпространства (в 1984 году термин ввел Уильям Гибсон в романе «Нейромантик») была достаточно популярна. Писали книги, создавали игры, снимали фильмы. Наиболее запоминающееся кино моего детства - «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man): ученый ставит эксперименты над людьми с использованием компьютерных технологий; при помощи виртуальной реальности экспериментатор развивает умственные возможности больного паренька. Дальше «спойлерить» не стану, вдруг вы захотите посмотреть.

Как мне кажется, наибольшую популярность VR получила в наши дни. В общем, это и немудрено: компьютеры стали мощнее, датчики более точными, а экраны – миниатюрнее и с высоким разрешением. Последние пару лет практически все производители решили показать свои технологии в сфере виртуальной реальности: у Samsung появился шлем Gear VR, у Facebook теперь есть Oculus Rift, китайский гигант Xiaomi также показал Mi VR, компания Sony продемонстрировала PlayStation VR. Однако все они не в полной мере погружают человека в мир виртуальной реальности, то есть ты не можешь, находясь в VR, физически перемещаться в пространстве и взаимодействовать с предметами одновременно.

В начале этого года на ежегодной выставке MWC компания HTC совместно с легендарной Valve, откровенно говоря, неожиданно представала свой шлем под названием Vive. Суть устройства аналогична конкурентным решениям, однако с HTC Vive можно перемещаться в виртуальном пространстве, то есть физически «прогуливаться» по комнате, при этом совершая те же движения в VR.

Зимой я ездил на демонстрацию Vive и затем поделился своим впечатлением. На тот момент устройство находилось на стадии разработки. И поскольку гаджет оказался непростым в реализации (тонны проводов, сложная система установки), то я не был уверен, что HTC Vive в ближайшее время появится в продаже. Однако ошибся: не так давно шлем поступил в магазины, и цена составила 70 000 рублей.

Комплект поставки

Устройство поставляется в большой черной коробке (примерно 60х40х20 см) с надписью «Vive» и изображением шлема. Внутри вы найдете:


Получается внушительный такой комплект с проводами и разными адаптерами.



Внешний вид

Поскольку я знаю, как выглядит некоммерческий образец, то могу сказать, что разработчики проделали неплохую работу над эргономикой дизайна, а также его эстетикой (датчики закрыли, провода аккуратно собрали в косичку, они стали тоньше).


На лицевой стороне расположена камера (позволяет добавлять элементы реальности в визуальный мир), справа внизу – регулировка расстояния между окулярами (IPD). Справа и слева находятся держатели, потянув за которые, можно выставить оптимальное расстояние от глаз до объектива. Слева – кнопка шлема и индикатор готовности. Возле рта – микрофон.

Сверху проходят четыре кабеля, три из которых подключаются к ПК. Один служит для вывода звука 3.5 мм.







Контроллеры также изменились в лучшую сторону: до этого они были угловатыми, а кнопки смотрелись, как «привет из 90-х». Теперь каждый контроллер имеет плавные очертания, верхняя часть круглая, сенсорная зона под большим пальцем приятная на ощупь, имеет механическое нажатие сверху-снизу, слева-справа. Под ним – кнопка запуска меню Steam в режиме VR, сверху – кнопка для выбора различных функций. Под указательным пальцем – курок, еще есть две кнопки слева и справа на рукоятке. Стики достаточно легкие, управлять ими интересно, но не всегда безопасно: в некоторых играх они могут случайно вылететь из рук (при резких взмахах), поэтому предусмотрены ремешки.

В стики встроили вибромоторчики. Они срабатывают в разные моменты: когда натыкаетесь на виртуальные предметы, когда взаимодействуете с ними, когда происходит перезарядка оружия и так далее. Все это еще больше погружает в VR.















Техническая сторона вопроса

Необходимо отметить, что для работы HTC Vive потребуется мощный ПК на Windows. Под мощным ПК я подразумеваю в его составе видеокарту не ниже GTX980, а лучше круче, что-то типа 1070 или 1080, поскольку качество графики и частота кадров будут напрямую зависеть от карты. А ниже привожу официальные минимальные требования:

  • Графический процессор: NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 или лучше
  • Процессор: Intel i5-4590/AMD FX 8350 или лучше
  • Оперативная память: не менее 4 ГБ
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 или лучше
  • Порт USB: 1 x USB 2.0 порт или более скоростной
  • Операционная система: Windows 7 SP1, Windows 8.1 или выше, Windows 10

Для обзора мой ПК и iMac не подошли, поэтому попросил такой компьютер, чтобы уж точно отсечь возможность «лагов»: красивый, компактный и мощный MSI VORTEX G65VR.


Достаточно серьезная игровая машина.

Сам шлем выглядит, как большинство подобных устройств. На его корпусе расположены сенсоры (32), которые равномерно распределены по всей поверхности, в том числе на боках, на нижней и верхней гранях. Угол обзора – 110 градусов.

У аппарата есть две линзы, фокусирующиеся на двух экранах с разрешением каждого 1200х1080 пикселей. Матрица линз – Amoled. Вероятно, использовали именно эту матрицу, чтобы черный цвет был черным, однако, как вы знаете, Amoled «славится» определенным строением пикселей – Pentile. Это строение, к сожалению, очень заметно, поэтому разрешение визуально становится меньше, чем 1200х1080. Низкое разрешение – основной недостаток HTC Vive. Однако для повышения разрешения необходимы не только новые дисплеи, но и производительная видеокарта, которая позволила бы выдавать 4К для каждого глаза выше 90 кадров в секунду. Идеальная ситуация, когда каждый экран получает разрешение не менее FullHD, а лучше больше.

Здесь же стоит сказать о времени работы стиков. Мне хватало их на 4-5 часов. С одной стороны, немного, с другой – более 5 часов играть сложно, поскольку устают не только глаза, но и все тело в целом, так как приходится физически перемещаться по выделенному пространству. Заряжаются стики около 2-3-х часов – необходимый минимум времени для восстановления организма. Все остальное питается от сетевых адаптеров.

Станции позиционирования синхронизируются беспроводным способом, их нужно только включить в розетку. Проводное соединение может потребоваться лишь в специальных случаях.

Установка и настройка

Для начала вам потребуется выбрать место, где вы будете играть. Лучше всего выделить не менее 2.5x3.5 метра пустого пространства. На всякий случай убрать бьющиеся предметы, желательно закрыть зеркала и отключить яркие источники света.

Использовал описанный выше компьютер MSI Vortex, подключил его к монитору моего ПК. Инсталлировал ПО и Steam . Далее собрал все необходимые элементы:

  1. Поскольку у меня есть система освещения для съемки видео, то стойки от нее я использовал в качестве штативов для базовых станций. Благо у них есть стандартное крепление сзади и снизу. Расположил стойки в противоположных углах комнаты и выставил высоту около 2-х метров. Так как базовые станции должны подключаться к блоку питания, то заранее продумайте, куда будете подключать адаптеры (в моем случае розеток не хватило, пришлось чуть ли не всю комнату увешать удлинителями). Установил БС так, чтобы они смотрели друг на друга. С обратной стороны БС есть кнопка переключения каналов: на одной базе должно быть значение А, на другой – B.




  1. Подключил шлем к LinkBox, а уже эту коробочку к ПК. Подсоединил сетевой адаптер к LinkBox.
  2. Когда все собрал, и ПО определило все необходимые драйверы, то запустил Run Room Setup
  1. Можно выбрать большую либо маленькую комнату. Настроить одну из них – ниже скриншоты. Будьте внимательны при калибровке пола, иначе в VR вы будете находиться либо выше, либо ниже в пространстве. При настройке пространства необязательно обводить только то место, где у вас нет предметов, например, у меня стоял диван, и я включил его пространство в VR, поскольку он находится ниже, а в виртуальной реальности, как правило, задействуется пространство по прямой. У меня вышло 2.7x1.9 метра (для игр освобождал больше места, для теста этого делать смысла не было).









  1. Запускаете Steam, выбираете Магазин - Игры - Виртуальная реальность, оставляете в поиске HTC Vive и инсталлируете игры.


Игры, впечатления

На данный момент в Steam примерно 800 игр, заточенных именно под VR. Конечно, как и всегда, не все они интересные и оригинальные, особенно бесплатные, но выбрать себе можно точно. Минимальная стоимость игрушек – 59 рублей, максимальная – 1 300 рублей. В среднем они продаются за 300-600 рублей.

Так как я уже пользовался HTC Vive в демозоне в начале года, то представлял себе, что увижу в VR. Для демонстрации руководство HTC инсталлировали несколько игр на свой вкус. Позже уже я сам ставил игры, правда, бесплатные:)

Многие игры отображаются на ПК, то есть окружающие могут видеть происходящее у вас в виртуальном мире. Единственное, отображается это все по-разному: где-то как вертикальное видео, где-то как широкоформатное. Полную картину зрители не видят. Один из важных моментов – обязательно используйте гарнитуру! Первый запуск HTC Vive у меня был без наушников, и, откровенно говоря, особенного эффекта я не почувствовал. Второй «заход» уже был в «ушах». Вот тогда-то я 100% погрузился в атмосферу VR.

Одна из немногих несложных игр – Audioshield. Задача очень простая: под музыку, которую выбираете вы сами, необходимо как бы отбивать щитами энергетические шары разных размеров и цветов. Вроде бы все просто, но крайне увлекательно. Чем быстрее темп в музыке, тем больше шаров в игре и тем больше приходиться двигаться, чтобы их отбивать.

В данном случае вы получаете огромное удовольствие от того, что картинка очень реалистичная, а темп иной раз в игре высокий. Кроме того, стики вибрируют, если в них попадают шары. Для компании друзей игрока в самый раз!

Игра The Brookhaven Experiment. Здесь необходимо отстреливать зомби. У вас есть пистолет и фонарик. Игра интересная с точки зрения атмосферы, но неоригинальная, поскольку все происходит в темноте, а хочется разглядывать каждую травинку.




Все игры описывать не стану – в них надо играть в VR самим, а не читать.

Наибольшее впечатление произвела программа The Lab. Здесь вам дается возможность узнать, на что способен HTC Vive с точки зрения взаимодействия с объектами в виртуальном мире, понять работу в режиме VR.










Вы попадаете в лабораторию, где по полу бегает электронная собачка. С ней можно играть: берете любой предмет (зажать курок на стике) и кидаете в сторону (в основном там уже лежат палочки). Собачка принесет обратно.

На виртуальном столе нашел пульт управления дроном и сам летательный аппарат. Как оказалось, его можно запустить и управлять им. Прикольно и необычно.

Самое эффектное демо, которое, уверяю, не оставит никого равнодушным, - горы. Ты попадаешь в потрясающе живописное место в горах (реалистичное настолько, что сложно отличить от настоящего мира). Ощущения захватывающие, но перемещение, к сожалению, происходит только по определенным точкам. Именно с этого демо начинал показ возможностей HTC Vive своим родным и друзьям.

Например, папе VR очень понравился: он с удовольствием исследовал различные уголки подводного мира игры The Blu, отмахивался от дракона в одной из комнат The Lab, а в демке Senza Peso даже у меня шли мурашки по телу, когда я наблюдал по монитору, как он перемещается на лодке по реке мистического подземного мира, возможно, олицетворяющего собой ад Данте.

Мама не выдерживала и нескольких минут в «Горах» демо The Lab: хваталась за меня, закрывала глаза стиками и периодически взвизгивала от ужаса, оказываясь на скалах перед «пропастью». В «Зомби» совсем не смогла играть из-за страшных звуков и персонажей, соответствующих названию игры.

Супруге понравилась программа создания галактик, Земли и других планет (Universe Sandbox). Отличная физика и графика, интересные эффекты.

Я просмотрел более 25 игр. Большинство из них были бесплатные, поэтому сюжет и графика порой оставляли желать лучшего. Однако для себя выделил несколько приложений: The Lab – первое, что надо ставить на VR; конечно же Serious Sam – легендарная игрушка; Invasion - прикольный мультик (насколько я знаю, он есть и на Sony VR); PresenZ – демонстрация суперреалистичной статичной графики (я даже не уверен, что это графика, вероятно, так снято на камеры); Quanero – необычное приложение демонстрации небольшого ролика с возможностью перемотки происходящего вперед или назад (можете подходить к героям, рассматривать их).




Короче говоря, погружение в VR практически полное. Интересно наблюдать за знакомыми со стороны, когда они пытаются в той своей реальности что-то куда-то забросить, или когда на коленках ползают и тыкают в разные предметы в поисках чего-то, или когда в страхе отмахиваются стиками, возможно, от летящих пуль, стрел, а может, от нападающих «зомбаков».

После пары часов игры меня несколько раз подташнивало, часто после VR окружающее пространство выглядело нереальным, например, монитор ПК казался меню выбора в VR, объекты чересчур объемными и так далее. Поэтому будьте благоразумны, не увлекайтесь этим «погружением» надолго.

  1. Определяйте зону для игры как можно больше, но только так, чтобы она не выходила за пределы базовых станций. Дело в том, что если за них выйти, то, скорее всего, собьется ориентир, и вы окажетесь где-нибудь на полу, или стики будут где-то сзади.
  2. Устанавливайте базовые станции там, где их никто не собьет и они будут устойчиво сканировать пространство. А что будет, если «я ваш БС шатал»?)). Пространство вокруг вас начнет качаться.
  3. Постарайтесь убрать из зоны игры наблюдающих, иначе они могут помешать позиционированию.
  4. Закрепите стики на руках при помощи шнуров. Вероятность того, что вы в какой-то момент запустите стики в телевизор или окно, довольно высока.
  5. Достаточно часто сложно было выйти из игр, они подвисали, приходилось перезаряжать систему Steam и Steam VR.
  6. В целом, связка Steam и Steam VR работала не совсем стабильно.

Заключение

Да, устройство не для всех. При цене 70 000 рублей многим Vive может показаться вещью в себе, так как для получения эффекта VR желательно иметь не только большое пустое пространство для игр, но и неслабый компьютер. Кроме того, из-за кучи проводов и сетевых адаптеров необходимо заранее продумывать размещение базовых станций и ПК. Игр, конечно, масса, но многие из них, мягко говоря, странные и интерес вызывают разве что первые минут 10-20.

Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что на данный момент HTC Vive – это лучшее средство для погружения в виртуальную реальность с возможностью взаимодействия с предметами и перемещения внутри VR-мира. Если вы когда-либо пользовались очками типа Gear VR by Samsung, то уверяю вас – это ни о чем по сравнению с HTC Vive. Описывать ощущения словами сложно – надо пробовать. Если у вас будет возможность, то обязательно сделайте это – получите новый опыт, который может изменить ваше представление о некоторых вещах в вашей жизни.

Систему виртуальной реальности HTC Vive я приобрел 2,5 месяца назад, поэтому успел её протестировать при повседневном использовании, когда проходил первоначальная эйфория от покупки и можно объективней оценить достоинства и недостатки.

На данный момент основная конкуренция идет между устройством Oculus Rift и HTC Vive. Я выбрал последний, т. к., в отличии от Окулуса, Vive позволяет использовать шлем не только сидя, но и стоя, передвигаясь по игровой зоне у себя дома. И по отзывам у его гораздо лучше реализовано отслеживание позиционирования (и у меня действительно никаких нареканий к тому, насколько точно совпадает положение моей головы и рук в реальности в в виртуальности). Не последнюю роль сыграло и то, что HTC Vive можно купить в России официально, а при покупке в Онлайнтрейд доставка до моего города и квартиры обошлась мне совсем недорого, по сравнению с официальным сайтом.

Немного спецификаций :

  • Amoled дисплей с разрешением 2160x1200 (1080 x 1200 для каждого глаза)
  • частота обновления 90 Гц (т. е. 90 кадров в секунду, если ваш компьютер достаточно мощный)
  • угол обзора 110°
  • разъем 3.5 мм для подключения наушников
Помимо шлема в комплект поставки входят :
  • 2 базовые станции (они отслеживают положение шлема и контроллеров в пространстве)
  • 2 беспроводных контроллера (аккумулятор емкостью 960 мАч)
  • Коммуникационный модуль
  • Наушники (маленькие, вставные, которые можно заменить на свои, если не понравятся)
  • Куча проводов, зарядок, креплений, шнурков и даже саморезы.

Все это пришло в коробке 58×38×26 весом 6,5 кг. Упаковано все отлично, много защитного поролона, свободных пространств внутри коробки нет. К сожалению, обзор я решил написать недавно, поэтому фотографий процесса распаковки не будет.


Процесс установки

Подключается всё достаточно просто, но повозиться придётся. Сначала необходимо выбрать подходящее место в комнате: минимум 1,5×2 м, максимум - пространство с диагональю 5 м (у меня получилось выделить 2×4 м. После подключения шлема и первоначальной настройки границы игровой зоны будут видны в виде решетки из квадратов, причем плотность решетки и цвет можно задать, впрочем иногда все равно её не замечаешь и то в стену врезаешься, то по этой стене контроллером ударяешь).

Далее необходимо каким-нибудь образом закрепить базовые станции в противоположных углах пространства на высоте от 2 м - удобней и надежней всего это сделать с использованием саморезов и креплений из комплекта поставки, но можно использовать и штативы, лишь бы станции были неподвижны). Станции подключать к компьютеру не нужно, а вот к электрической сети - необходимо. Так что поблизости должны быть розетки, либо необходимы удлинители).


Коммутационный модель подключается к компьютеру (HDMI + USB2) и к сети, а сам шлем, в свою очередь, к коммутационному модулю (в комплекте идут двухсторонний скотч, позволяющий этот модуль куда-нибудь наклеить, я его сверху корпуса закрепил).


Ах да, компьютер тоже должен быть неплохим, особенно графическая карта. Минимальные требования NVIDIA GeForce GTX970 или AMD Radeon R9 290 или выше; процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8360 или выше; RAM 4 Гб. Однако, у меня процессор чуть похуже (i5-4570), и все работает.

Перейдем, наконец, к самому интересному: к опыту использования.

Шлем : лично для меня он оказался удобным, не давит и не болтается, вес комфортен, внутри немного жарковато, если проводить в виртуальности больше часа. Гости, которым давал пользоваться тоже не жаловались. Расстояние от линз до глаз и между линзами регулируется, причем если отодвинуть линзы на максимум, то можно пользоваться шлемом даже в очках, но тогда появляется опасность, что бы все таки поцарапаете или линзы или в шлеме, или в очках). Крепление регулируется качественными липучками.


Графика : разрешение достаточно высокое, с ощущениями от использования Google cardboard с 5-ти дюймовым смартфоном не сравнить, но если пиксельная сетка всё же видна, ощущение такое, что смотришь сквозь мелкий тюль. Для того, чтобы превратить плоский дисплей в сферический используются линзы Френеля, их ребристость тоже заметна, особенно по краям угла обзора, однако при погружении в игру/программу всё это просто перестаешь замечать.


Задержка между поворотом головы (даже резким) и изображением не замечается (по крайней мере мной). В целом ощущение реальности происходящего достаточно высокое, запускать игры-ужастики я даже пробовать не хочу, а в играх связанных с залезанием на высокие здания, если посмотреть вниз, то действительно есть некоторый страх высоты. Сам я переношу почти всё внутри виртуальности хорошо, спокойно могу находиться в шлеме несколько часов, однако среди гостей, которые пробовали у меня во что-то поиграть, некоторые говорили о легком ощущении головокружения и/или тошноты, особенно в игры связанных с активным передвижениям или полётами.

Контроллеры : в руку легки прекрасно, к управлению привык быстро за исключением боковых кнопок для нажатия на которые нужно сжать контроллер в руки - сделать это быстро довольно сложно, к счастью, разработчики игр тоже это понимают, поэтому это не очень мешает. Пластик используется довольно прочный, несильные удары по стене (а ни разу случайно этого не сделать во время активных игр почти невозможно) выдерживает. Т одного более сильного удара, у меня контроллер все же сломался (сам пластик остался цел, а вот внутри выпал из гнезда один из шлейфов), но в интернете нашелся способ починки без обращения в сервисный центр. В связи с этим обнаружился и основной недостаток системы: комплектующие (тот же контроллер на замену) покупать очень дорого, ремонт тоже дорогой, а поломка от физического воздействия, естественно, гарантией не покрывается. И уберите ценные и хрупкие предметы подальше от вашей игровой зоны (монитор, например).

Игры и приложения : игр для шлема существует уже очень много и постоянно появляются новые. С более серьезными приложениями пока сложнее: есть Google Tilt Brush для рисования, Kodon и Masterpice VR для скульптурной лепки, виртуальная музыкальная студия, несколько программ для подбора мебели и несколько сред для разработки собственных приложений. Но количество пользователей шлемов ВР увеличивается, так что скоро должны и программы новые появиться, я надеюсь. Кроме того можно смотреть 360°/3D фильмы и фото, и выводить в шлем рабочий стол с любым количеством виртуальных мониторов, впрочем текст читаться будет плохо и я на данный момент не вижу возможности использования шлема вместо монитора для работы.

Резюме : я покупкой остался очень доволен, несмотря на довольно высокую цену (особенно если учесть, что компьютер тоже пришлось чуть обновить) и на то, что через год-два наверняка появятся более совершенные устройства (или такие же, но дешевле).

Шаг вперед

Цена - 80 000 руб.


Продолжая тему виртуальной реальности, мы наконец добрались до самого интересного - обзора наиболее масштабной и продвинутой на сегодняшний день системы - HTC Vive. То, что другие разработчики только обещают в будущем, можно испытать уже здесь и сейчас.

Еще в ходе распаковки огромной коробки с ворохом компонентов, приходит понимание, что установить все это мгновенно и без инструкции не получится, и свидание с новой реальностью случится явно не в ближайшие пять минут. Самой сложной задачей, с учетом реальных городских жилищных условий, будет поиск подходящей площадки. Это должен быть прямоугольный участок комнаты поперечником 5 метров без какой-либо мебели, но вплотную к . Пол должен быть абсолютно ровным. О каких-либо порогах или уступах не может быть и речи, даже наличие перехода с паркета на ковер в рамках игровой зоны нежелательно. Лучше подумать о принципиальной возможности правильной инсталляции до приобретения Vive, дабы избежать разочарований в дальнейшем. По краям необходимо разместить две базовые станции, причем закрепить их лучше «намертво». Установка на мобильных штативах будет слишком часто требовать повторной калибровки. Настенные кронштейны предусмотрены в комплекте поставки.

«Маяки» образуют сетку из лазерных лучей, по которой датчики на шлеме считывают позицию игрока. Любые отражающие поверхности, будь то зеркала или просто стекла, оказавшиеся поблизости под неудачным углом, сбивают трекинг и должны быть закрыты или убраны на время игры. В сравнении с системой от Oculus, где все реализовано с точностью до наоборот, и сама гарнитура подсвечивается инфракрасными диодами, а одна камера считывает положение, данная схема кажется переусложненной. Тем более, что результат вроде бы идентичен, в обоих случаях качество позиционирования близко к идеалу. Но не следует забывать, что HTC Vive изначально делался с расчетом на свободное перемещение в рамках значительного по площади пространства, а как справится с подобной задачей доподлинно неизвестно.

Дизайн шлема можно назвать утилитарно-киберпанковским. Лишних декоративных элементов на нем вроде бы нет, но сам по себе аппарат выглядит весьма экзотично. Оголовье лишено внутренней проводки для наушников и не имеет встроенных сенсоров, что, по идее, подразумевает сравнительно легкую и бюджетную замену в случае повреждения. Центральное расположение кабеля определенно удобнее для игры стоя, чем боковое у Oculus. В последнем случае провод постоянно задевает левое плечо, что отвлекает от игрового процесса. Но баланс всей конструкции оставляет желать лучшего - лицевая часть довольно увесистая, центр тяжести сильно смещен вперед. Резкие движения вызывают ощутимую инерцию и часто сбивают оптимальный оптический фокус, если оголовье затянуто недостаточно туго. В случае же плотной фиксации быстро наступает утомление лицевых мышц и остается характерный отпечаток, как от плохой маски для дайвинга. Проблема с запотеванием оптики тут более ощутима, нежели у Oculus. Отчасти это связано с менее удачной конструкцией маски, в частности сравнительно слабой продуваемостью и гигроскопичной пенкой, но и активное движение в процессе игры вносит свою лепту.

Линзы довольно крупные и занимают практически все внутреннее пространство маски. Здесь использованы оптические элементы системы Френеля, что помогает избавиться от ряда искажений по краям картинки, свойственных простым стеклам, но привносит свои аберрации в виде лучей и гало вокруг контрастных объектов. Использовать очки с HTC Vive проблематично. Для дужек здесь предусмотрены вырезы в пенке, а оптику можно слегка отодвинуть вглубь специальным регулятором. Но подобрать оправу, которая легко помещалась бы в шлем, из имеющихся в наличии нам так и не удалось, а с трудом вставленная всякий раз снимается вместе с маской и проваливается внутрь с явно небезобидным звуком. Контактные линзы остаются пока единственным разумным вариантом для человека с неидеальным зрением.

Научиться не запутываться в десятиметровом кабеле можно быстро, но только пока интенсивность событий в игре не превышает определенного предела. Резкие маневры, особенно в многопользовательских “стрелялках”, требуют мастерского владения данной дисциплиной. Попытки подняться из сидячей позиции наступив на провод - не только комичны для окружающих, но и представляют серьезное испытание на прочность всей конструкции шлема. Оставаться в рамках игровой зоны помогает установленная на маске камера и система «поводырь», которая при приближении к границам площадки демонстрирует поверх графики очертания окружающего пространства. Это хорошее и оригинальное решение, но полностью исключить опасность падения оно не в состоянии. К примеру, предупредить о присутствии под ногами кошки, привлеченной весело болтающимся кабелем, данная схема не может.

Наушники явно добавлены в последний момент и представляют собой простейшие «затычки», совершенно незаслуженно оказавшиеся в этом дорогом комплекте. Лучшее, что можно с ними сделать - выбросить сразу и заменить на достойную игровую или Hi-Fi гарнитуру. А вот штатные джойстики это совершенно новое слово в жанре моушен-контроллеров. Позиционируются они с потрясающей точностью, все подобные аксессуары для игровых консолей сравнения не выдерживают. Правда, их эргономику можно назвать в лучшем случае своеобразной. Это довольно тяжелые устройства, держать их подолгу на весу утомительно. Также, здесь отсутствует такой привычный элемент, как стик или крестовина для движения. Есть только кнопки и небольшой тачпад для большого пальца, расположенный по центру, что, как легко догадаться, не совсем оптимально. С одной стороны, это логично в системе, где для перемещения используются собственные ноги. Однако, разработчики пока не слишком хорошо понимают, что им делать с этой комбинацией и для большинства игр придется докупить обычный геймпад XBOX ONE - поддержка управления джойстиками HTC Vive присутствует сегодня в крайне ограниченном наборе приложений.

Интерфейс Steam VR по оформлению, эргономике и стабильности работы проигрывает Oculus Home, зато по количественному обилию игр и ценам значительно привлекательнее. Правда, если владельцу Oculus всегда рады в Steam VR, то двери конкурирующего решения для обладателей HTC Vive пока закрыты. Причем, дело тут не только в капиталистической жадности или конструктивных особенностях приборов. Драйверы различных устройств по-разному формируют 3D-поток и ряд приложений просто совместим только с каким-то одним вариантом. Так что одна часть игр эксклюзивна для своей платформы по коммерческим соображениям, другая по техническим. Разумеется, все, что использует фирменные контроллеры Vive, доступно только для данной системы и будет ли оно актуально для владельцев Razer Hydra и в перспективе Oculus Touch - вопрос открытый.

Технология Roomscale, являющаяся изюминкой HTC Vive, на текущем этапе является самым совершенным средством взаимодействия с виртуальной реальностью. Здесь можно свободно перемещаться по игровому пространству собственными ногами и управлять процессом привычными жестами рук. Это обеспечивает непревзойденный уровень погружения в действие и очевидно, является логичным следующим этапом в развитии видеоигр соответствующих жанров. Но есть тут и пара проблем. Ограниченная и небольшая по сути площадь «комнаты» загоняет разработчиков игр в крайне суровые рамки по реализации своей, так сказать, творческой мысли. Много ли хороших игр жанра FPS или квестов от первого лица мы можем вспомнить, где все действие проходит в пространстве 12 квадратных метров? Предлагаемый же создателями HTC Vive вариант с занятием исходной позиции в центре комнаты, «телепортацией», перемещением по небольшой зоне вокруг новой точки, возвращением в нее и так далее начисто убивает ощущение реализма. Обескураживает и способность игрока беспрепятственно проникать сквозь все объекты внутри игровой зоны. Остановить упершегося в стенку аватара, как это принято в случае управления традиционным джойстиком, здесь невозможно и игрок всегда ощущает себя внутри бесплотной голограммы. Когда это обыграно сюжетом - не проблема, но, опять же, лишнее ограничение разработчикам контента жизнь не упрощает.

Однако, как бы то ни было, реальной альтернативы пока нет. Проекты всенаправленных беговых дорожек, с которыми многие связывают будущее игр в виртуальной реальности, отчаянно буксуют. Наиболее удачный прототип Cyberith Virtuaizer авторам так и не удалось запустить в серийное производство, а единственный реально доступный пользователям аппарат Virtuix Omni на поверку оказался большим трекпадом, где движения ногами имеют с реальными ходьбой и бегом до обидного мало общего. Так что на сегодня HTC Vive - практически единственный способ испытать подобные перспективы игровой индустрии на собственном опыте.

Основная проблема на данный момент заключается в небольшом количестве и невысоком качестве тех приложений, которые в полной мере используют возможности HTC Vive. Контроллеры движения высокой точности, отсутствие привычного джойстика и сам по себе «Roomscale», то есть свобода перемещения в рамках ограниченного пространства, еще слишком мало времени присутствуют на рынке, чтобы разработчики игр оценили весь их потенциал. Количество пользователей пока не выросло до необходимого объема потенциальных тиражей, который был бы адекватен для запуска в производство дорогих ААА-игр. С текущим набором программ HTC Vive вряд ли способен заменить игровую консоль, а в большей степени отвечает задачам публичного аттракциона, экзотического гаджета для развлечения гостей или 15-минутного перерыва на что-то казуальное. Тем, не менее, вдобавок к своим уникальным качествам, данный прибор представляет собой один из лучших на сегодня, лишь незначительно уступающий Oculus Rift в эргономике и совместимости драйверов.

Паспортные данные:

Тип - шлем виртуальной реальности | Название - HTC Vive | Дисплей - OLED, 2160x1200 | Частота обновления, Гц - 90 | Поле зрения, град. - 110 | Сенсоры - акселерометр, гироскоп, магнетометр | Камера для позиционирования - да, охват 360 градусов, максимальная площадка 3 х 4 м | Тип соединения - проводные, HDMI и USB 3.0 | Длина кабеля, м - 10 | Наушники - да | Микрофон - да | Коррекция межрачкового интервала - да | Коррекция диоптрий - нет | Масса, кг - 0,55

Итак, выбор в пользу HTC Vive, с одной стороны, сопряжен с дополнительными материальными затратами и порядком более сложной инсталляцией, но, с другой, может обеспечить совершенно новые, незабываемые ощущения от игр. Пусть пока в сильно ограниченном объеме и не без стандартных для новшества недоработок, зато «новая реальность» тут - не рекламный слоган, а точное определение.

Сергей Раков


Комментарии

Популярные статьи

Виртуальная реальность – это когда целая комната вдруг оживает на Ваших глазах, превращаясь в иной магический мир. И сегодня погрузится в этот мир с головой можно с помощью систем виртуальной реальности, например, такой как HTC Vive.

Виртуальная реальность HTC Vive — Отзывы

Подобно Oculus Rift — самой известной системе виртуальной реальности — HTC Vive работает на высокопроизводительных игровых ПК. Она соединяется с компьютером с помощью длинных кабелей. Кроме гарнитуры виртуальной реальности, система Vive также оснащена специальными устройствами, которые крепятся на руками и на ноги. Пара контроллеров движения и два светоизлучающих блока переносят Вас из реального пространства в виртуальное.

В виртуальную реальность попадаете не только Вы, но и часть Вашего дома.

Что предлагает HTC Vive чего нет в Oculus Rift

Эти две системы очень похожи. Недостатком является то, что для обеспечения работы Вам понадобится большой, довольно мощный ПК с Windows, к которому система должна быть подключена с помощью проводов.

В Vive была добавлена возможность, находясь в виртуальной реальности, использовать не только свои глаза и голову, но также руки и тело.

HTC Vive предлагает комплексную гарнитуру для отслеживания движения, два беспроводных контроллера движения и две маленькие, жужжащие, лазерные светоизлучающие коробочки, которые сканируют комнату, создавая в рамках вашего движения пространство виртуальной игры. Плюс, наушники, крепежные скобки для лазерных коробочек, адаптеры питания, а также большое количество проводов.

Oculus Rift стоит меньше, но и поставляется только с гарнитурой, одним датчиком движения, пультом дистанционного управления и игровым контроллером Xbox One. Компания Oculus разработала свои собственные контроллеры движения, получившие название Oculus Touch, но в продаже они появятся только в следующем году, и пока не известно по какой цене.

Система Vive представляет собой результат сотрудничества между компанией электроники HTC и PC игр, издающей программное обеспечение Valve. Именно поэтому Valve предлагает своим пользователям на старте приличную горсть SteamVR игр, многие из которых ещё не доступны на других системах (но будут доступны в этом году). Кроме того, Vive поставляется с несколькими бесплатными играми, причем отличными: Job Simulator, The Lab и Fantastic Contraption.

Подготовка к работе

По своим возможностям эта система не имеет себе равных. Она подарит Вам самые лучшие впечатления от виртуальной реальности, по крайней мере на сегодняшний день.

В HTC Vive много приспособлений

При тестировании я подключил Vive к солидному ноутбуку Clevo под управлением видеокарты, рассчитанной на уровень настольного компьютера. И тут же почувствовал себя как киберпанк из романа 90-х годов.

Гарнитура Vive огромная и выпуклая, она напоминает по очертанием голову паука. Её легко можно надеть на обычные очки. На голове удерживается с помощью толстых ремней и липучек. От гарнитуры вдоль спины спускаются провода: толстый трос из трех шнуров, которые подключаются к коробочке. Разъем для наушников свисает сзади, и к нему Вы можете подключить или свои собственные наушники, или использовать те, которые идут в комплекте. Трос системы Vive имеет длину около 15 футов (4,5 метра), благодаря чему Вы можете свободно блуждать в ней по комнате.

В системе HTC Vive очень хорошие джойстики-контроллеры, хотя и немного странной формы: кольцевой диск из пластика, переходящий в рукоятку, на которой расположены несколько кнопок спереди и сбоку, триггеры и большой вогнутый интерактивный диск, который похож на огромный трекпад. В контроллерах есть тактильная вибрация и аккумуляторные батареи.

При сжимании палочек и нажатии на спусковые крючки, возникает ощущение, что Вы хватаете вещи и поднимаете их. Во время игры, в системе VR Вы не видите контроллеры, поскольку они превращаются в другие вещи. Так, в приложениях для рисования, таких как Google, Tilt Brush, они превращаются в крутящуюся палитру и кисти. В игре Job Simulator, они становятся бестелесными мультяшными белыми рукам в перчатках. Во многих других играх, они становятся оружием.

Хитрым трюком Vive – это пространственное распознавание магии, которое происходит посредствам двух световых коробочек, которые подключаются к розетке, но не к вашему компьютеру. Они излучают свет, чтобы помочь правильно расположить голову, руки и ноги.

Масштабная комната VR и клетка в реальности

Систему Vive можно использовать не только стоя неподвижно или сидя, как Oculus Rift, но и двигаясь, благодаря масштабной комнате VR. Кстати, «масштабируема комната VR» основная причина из-за которой Вы захотите купить HTC Vive. Но для того чтобы воспользоваться данной опцией, Вам понадобится по крайней мере 6,5 на 5 футов (2 на 1,5 метра) свободного пространства, а расстояние между световыми коробочками должно составлять 16 футов (4,9 метра) по диагонали, причем они должны быть установлены в пределах прямой видимости друг от друга, предпочтительно высоко в воздухе.

Инструкция по установке Vive относительно проста. Вам нужно скачать программное обеспечение, откалибровать пол и подключить световые коробы и гарнитуру. На все эти манипуляции уйдет около получаса.

После того, как Vive отсканирует комнату, нужно надеть гарнитуру, и следовать указаниям Valve инструкций. Ощущения необычные… Пол под ногами растекается, а Vive контроллеры парят в воздухе.

Плавающий вокруг вас роботизированный глаз говорит, какие кнопки нужно нажимать на контроллерах, чтобы управлять объектами в виртуальной реальности. Когда перемещаясь по виртуальному миру, перед Вами возникает сетка, светящаяся синими линиями, это значит, что Вы достигли края вашего (реального) мира. Это может быть стена, шкаф или любой другой объект, находящийся в комнате.

Каждый шаг, который Вы делаете в реальном мире, становится шагом в виртуальном. Поэтому чем больше Ваша виртуальная комната, тем лучше. В реальном мире может казаться, что места много, но в VR возникает ощущение, что клетка реальности ограничивает свободу.

Chaperone: Ваше всевидящее око

Блуждание по комнатам в непрозрачной гарнитуре, ослепляющей в реальном мире, заставляет Вас нервничать? В шлеме HTC Vive есть камера, которая помогает видеть, и она активируется каждый раз, когда Вы оказываетесь рядом с границей виртуальной комнаты. Неожиданно перед глазами появляются очертание мебели, рук и ног, как в рентгеновском излучении, в виде «тепловой карты».

Но Vive не чувствует мебель, домашних животных или детей, которые могут оказаться на Вашем пути. Но, если Вы выключите Chaperone, то словно прозреете, поэтому данная функция единственная возможность следить за реальным миром.

Глюки в матрице

Периодически из-за первоначально неправильно отрегулированных настроек, контролеры ускользают из поля зрения системы. Так, если один из беспроводных контроллеров или один из двух световых коробов выпадет из диапазона датчика, виртуальный мир в играх смещается, в результате может казаться, что пол у Вас над головой, а небо под ногами. Чтобы исправить это, придется перезапустить систему заново.

Энтузиазм HTC Vive, и то, что впереди

Во время тестирования системы, было опробовано более 100 игры для Vive. Некоторые работали просто потрясающе, например, ультрареалистичная игра Cloudlands VR Minigolf. Другие, такие как TheBlu, напоминали расширенные демо версии игр. В одни играть было удобно, в другие, нет. Ряд из них, например, SteamVR, не работали с включенными контроллерами устройства: для их запуска требовались игровой контроллер Xbox One или мышь и клавиатура.

Вот что действительно интересно, так это поход в магазин приложений Valve для VR. В нем, в отличие от Oculus, Вы найдете не только специализированное аппаратное обеспечение для Vive.

Больше всего Вы найдете, конечно же, игр, но кроме них есть ещё полномасштабные приложения рисования (Tilt Brush) и лепки (SculptrVR). Кроме того, интерактивный документальный фильм об Apollo 11.

Итог

Вы быстро привыкните к настройке VR, а также к её оборудованию. Вы точно полюбите эту систему. Правда, возможно, не захотите вкладывать деньги во всё это оборудование прямо сейчас. Это вполне понятно, учитывая цену, а также то, что оказаться в виртуальной реальности можно используя более дешевые Google Cardboard и Samsung Gear VR, работающие на смартфонах.

Но система HTC Vive это совершенно иной уровень. Это предмет научной фантастики; чистая магия. Магия с продолжением. Данная технология будет продолжать развиваться, станет со временем беспроводной и легкой. Vive конечно не единственная подобная система на рынке, но на сегодняшний день, она Ваш лучший билет в виртуальный мир. Она предлагает контроллеры движения и всю систему слежения за комнатой в комплекте, но систему нельзя назвать компактной, для создание клетки реальности нужно пространство.

Если Вас не смущает громоздкость, большое количество проводов и деталей для синхронизации, и конечно же, цена 800 $, то Вам непременно стоит купить HTC Vive.

Система виртуальной реальности HTC Vive – видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .