Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Пример решений задачи коммивояжера методом ветвей и границ. Решение задач коммивояжёра, способов её решения - Реферат

Пример решений задачи коммивояжера методом ветвей и границ. Решение задач коммивояжёра, способов её решения - Реферат

Одна из самых известных и важных задач транспортной логистики (и класса задач оптимизации в целом) – задача коммивояжера (англ. «Travelling salesman problem», TSP ). Также встречается название «задача о бродячем торговце ». Суть задачи сводится к поиску оптимального, то есть кратчайшего пути проходящего через некие пункты по одному разу. Например, задача коммивояжера может применяться для нахождения самого выгодного маршрута, позволяющего объехать определенные города со своим товаром по одному разу и вернуться в исходную точку. Мерой выгодности маршрута будет минимальное время, проведенное в пути, минимальные расходы на дорогу или, в простейшем случае, минимальная длина пути.

Кто и когда впервые начал исследовать задачу коммивояжера неизвестно, но одним из первых предложил решение подобной проблемы выдающийся математик XIX в. – Уильям Гамильтон. Здесь мы рассмотрим замкнутый вариант задачи (т.е. такой, когда в итоге мы возвращаемся в исходную точку) и ее решение методом ветвей и границ .

Общий план решения задачи коммивояжера

Для решения задачи коммивояжера методом ветвей и границ необходимо выполнить следующий алгоритм (последовательность действий):

  1. Построение матрицы с исходными данными.
  2. Нахождение минимума по строкам.
  3. Редукция строк.
  4. Нахождение минимума по столбцам.
  5. Редукция столбцов.
  6. Вычисление оценок нулевых клеток.
  7. Редукция матрицы.
  8. Если полный путь еще не найден, переходим к пункту 2, если найден к пункту 9.
  9. Вычисление итоговой длины пути и построение маршрута.

Более подробно эти этапы решения задачи о бродячем торговце раскрыты ниже.

Подробная методика решения задачи коммивояжера

В целях лучшего понимания задачи будем оперировать не понятиями графа, его вершин и т.д., а понятиями простыми и максимально приближенными к реальности: вершины графа будут называться «города», ребра их соединяющие – «дороги».

Итак, методика решения задачи коммивояжера:

1. Построение матрицы с исходными данными

Сначала необходимо длины дорог соединяющих города представить в виде следующей таблицы:

В нашем примере у нас 4 города и в таблице указано расстояние от каждого города к 3-м другим, в зависимости от направления движения (т.к. некоторые ж/д пути могут быть с односторонним движением и т.д.).

Расстояние от города к этому же городу обозначено буквой M. Также используется знак бесконечности. Это сделано для того, чтобы данный отрезок путь был условно принят за бесконечно длинный. Тогда не будет смысла выбрать движение от 1-ого города к 1-му, от 2-ого ко 2-му, и т.п. в качестве отрезка маршрута.

2. Нахождение минимума по строкам

Находим минимальное значение в каждой строке (di ) и выписываем его в отдельный столбец.

3. Редукция строк

Производим редукцию строк – из каждого элемента в строке вычитаем соответствующее значение найденного минимума (di).

В итоге в каждой строке будет хотя бы одна нулевая клетка .

4. Нахождение минимума по столбцам

5. Редукция столбцов

Вычитаем из каждого элемента матрицы соответствующее ему dj.

В итоге в каждом столбце будет хотя бы одна нулевая клетка .

6. Вычисление оценок нулевых клеток

Для каждой нулевой клетки получившейся преобразованной матрицы находим «оценку ». Ею будет сумма минимального элемента по строке и минимального элемента по столбцу, в которых размещена данная нулевая клетка. Сама она при этом не учитывается. Найденные ранее di и dj не учитываются. Полученную оценку записываем рядом с нулем, в скобках.

И так по всем нулевым клеткам:

7. Редукция матрицы

Выбираем нулевую клетку с наибольшей оценкой. Заменяем ее на «М ». Мы нашли один из отрезков пути. Выписываем его (от какого города к какому движемся, в нашем примере от 4-ого к 2-му).

Ту строку и тот столбец, где образовалось две «М» полностью вычеркиваем. В клетку, соответствующую обратному пути , ставим еще одну букву «М» (т.к. мы уже не будем возвращаться обратно).

8. Если полный путь еще не найден, переходим к пункту 2, если найден к пункту 9

Если мы еще не нашли все отрезки пути, то возвращаемся ко 2 -му пункту и вновь ищем минимумы по строкам и столбцам, проводим их редукцию, считаем оценки нулевых клеток и т.д.

Если все отрезки пути найдены (или найдены еще не все отрезки, но оставшаяся часть пути очевидна) – переходим к пункту 9 .

9. Вычисление итоговой длины пути и построение маршрута

Найдя все отрезки пути, остается только соединить их между собой и рассчитать общую длину пути (стоимость поездки по этому маршруту, затраченное время и т.д.). Длины дорог соединяющих города берем из самой первой таблицы с исходными данными.

В нашем примере маршрут получился следующий: 4 2 3 1 4 .

Общая длина пути: L = 30 .

Практическое применение задачи коммивояжера

Применение задачи коммивояжера на практике довольно обширно. В частности ее можно использовать для поиска кратчайшего маршрута при гастролях эстрадной группы по городам, нахождения последовательности технологических операций обеспечивающей наименьшее время выполнения всего производственного цикла и пр.

Решение задачи коммивояжера онлайн

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ

Определения

Графом называется непустое конечное множество, состоящее из двух подмножеств и . Первое подмножество
(вершины) состоит из любого множества элементов. Второе подмножество (дуги) состоит из упорядоченных пар элементов первого подмножества
. Если вершины и
такие, что , то это вершины смежные.

Маршрутом в графе называется последовательность вершин
не обязательно попарно различных, где для любого
смежно с . Маршрут называется цепью, если все его ребра попарно различны. Если то маршрут называется замкнутым. Замкнутая цепь называется циклом.

Постановка задачи

Коммивояжер должен объездить n городов. Для того чтобы сократить расходы, он хочет построить такой маршрут, чтобы объездить все города точно по одному разу и вернуться в исходный с минимумом затрат.

В терминах теории графов задачу можно сформулировать следующим образом. Задано n вершин и матрица {c ij }, где c ij ≥0 – длинна (или цена) дуги (i , j ),
. Под маршрутом коммивояжера z будем понимать цикл i 1 , i 2 ,…, i n , i 1 точек 1,2,…, n. Таким образом, маршрут является набором дуг. Если между городами i и j нет перехода, то в матрице ставится символ «бесконечность». Он обязательно ставится по диагонали, что означает запрет на возвращение в точку, через которую уже проходил маршрут коммивояжера , длина маршрута l (z ) равна сумме длин дуг, входящих в маршрут. Пусть Z – множество всех возможных маршрутов. Начальная вершина i 1 – фиксирована. Требуется найти маршрут z 0  Z , такой, что l (z 0)= min l (z ), z Z .

Решение задачи

Основная идея метода ветвей и границ состоит в том, что вначале строят нижнюю границу φ длин множества маршрутов Z. Затем множество маршрутов разбивается на два подмножества таким образом, чтобы первое подмножество состояло из маршрутов, содержащих некоторую дугу (i, j), а другое подмножество не содержало этой дуги. Для каждого из подмножеств определяются нижние границы по тому же правилу, что и для первоначального множества маршрутов. Полученные нижние границы подмножеств и оказываются не меньше нижней границы множества всех маршрутов, т.е. φ(Z)≤ φ (), φ(Z) ≤ φ ().

Сравнивая нижние границы φ () и φ (), можно выделить то, подмножество маршрутов, которое с большей вероятностью содержит маршрут минимальной длины.

Затем одно из подмножеств или по аналогичному правилу разбивается на два новых и . Для них снова отыскиваются нижние границы φ (), и φ () и т.д. Процесс ветвления продолжается до тех пор, пока не отыщется единственный маршрут. Его называют первым рекордом. Затем просматривают оборванные ветви. Если их нижние границы больше длины первого рекорда, то задача решена. Если же есть такие, для которых нижние границы меньше, чем длина первого рекорда, то подмножество с наименьшей нижней границей подвергается дальнейшему ветвлению, пока не убеждаются, что оно не содержит лучшего маршрута .

Если же такой найдется, то анализ оборванных ветвей продолжается относительно нового значения длины маршрута. Его называют вторым рекордом. Процесс решения заканчивается, когда будут проанализированы все подмножества.

Для практической реализации метода ветвей и границ применительно к задаче коммивояжера укажем прием определения нижних границ подмножеств и разбиения множества маршрутов на подмножества (ветвление).

Для того чтобы найти нижнюю границу воспользуемся следующим соображением: если к элементам любого ряда матрицы задачи коммивояжера (строке или столбцу) прибавить или вычесть из них некоторое число, то от этого оптимальность плана не изменится. Длина же любого маршрутом коммивояжера изменится на данную величину.

Вычтем из каждой строки число, равное минимальному элементу этой строки. Вычтем из каждого столбца число, равное минимальному элементу этого столбца. Полученная матрица называется приведенной по строкам и столбцам. Сумма всех вычтенных чисел называется константой приведения.

Константу приведения следует выбирать в качестве нижней границы длины маршрутов.

Разбиение множества маршрутов на подмножества

Для выделения претендентов на включение во множество дуг, по которым производится ветвление, рассмотрим в приведенной матрице все элементы, равные нулю. Найдем степени Θ ij нулевых элементов этой матрицы. Степень нулевого элемента Θ ij равна сумме минимального элемента в строке i и минимального элемента в столбце j (при выборе этих минимумов c ij – не учитывается). С наибольшей вероятностью искомому маршруту принадлежат дуги с максимальной степенью нуля.

Для получения платежной матрицы маршрутов, включающей дугу (i , j ) вычеркиваем в матрице строку i и столбец j , а чтобы не допустить образования цикла в маршруте, заменяем элемент, замыкающий текущую цепочку на бесконечность.

Множество маршрутов, не включающих дугу (i , j ) получаем путем замены элемента c ij на бесконечность.

Пример решения задачи коммивояжера методом ветвей и границ

Коммивояжер должен объездить 6 городов. Для того чтобы сократить расходы, он хочет построить такой маршрут, чтобы объездить все города точно по одному разу и вернуться в исходный с минимумом затрат. Исходный город A. Затраты на перемещение между городами заданы следующей матрицей:

Решение задачи

Для удобства изложения везде ниже в платежной матрице заменим имена городов (A, B, …, F) номерами соответствующих строк и столбцов (1, 2, …, 6).

Найдем нижнюю границу длин множества всех маршрутов. Вычтем из каждой строки число, равное минимальному элементу этой строки, далее вычтем из каждого столбца число, равное минимальному элементу этого столбца, и таким образом приведем матрицу по строкам и столбцам. Минимумы по строкам: r 1 =15, r 2 =1, r 3 =0, r 4 =16, r 5 =5, r 6 =5.

После их вычитания по строкам получим:

Минимумы по столбцам: h 1 =5, h 2 =h 3 =h 4 =h 5 =h 6 .

После их вычитания по столбцам получим приведенную матрицу:

Найдем нижнюю границу φ (Z ) = 15+1+0+16+5+5+5 = 47.

Для выделения претендентов на включение во множество дуг, по которым производится ветвление, найдем степени Θ ij нулевых элементов этой матрицы (суммы минимумов по строке и столбцу). Θ 14 = 10 + 0,
Θ 24 = 1 + 0, Θ 36 = 5+0, Θ 41 = 0 + 1, Θ 42 = 0 + 0, Θ 56 = 2 + 0, Θ 62 = 0 + 0,
Θ 63 = 0 + 9, Θ 65 = 0 + 2. Наибольшая степень Θ 14 = 10. Ветвление проводим по дуге (1, 4).

Нижняя граница для множества
остается равной 47. Для всех маршрутов множества из города A мы не перемещаемся в город D. В матрице это обозначается выставлением в ячейку (1, 4) знака ∞. В этом случае выход из города A добавляет к оценке нижней границы по крайней мере наименьший элемент первой строки. φ () = 47 + 10.

В матрице, соответствующей полагаем c 14 = ∞.

После проведения процедуры приведения с r 1 =10 получим новую нижнюю границу 57 + 10 = 67.

В матрице, соответствующей , вычеркиваем первую строку и четвертый столбец и положим c 41 = ∞, чтобы предотвратить появления цикла 1→ 4 → 1. Получим новую платежную матрицу {c 1 ij }:

Для приведения надо вычесть минимум по первому столбцу: h 1 =1. При этом нижняя граница станет равной 47+1 = 48. Сравнивая нижние границы
φ () = 67 и φ () = 48 , которое с большей вероятностью содержит маршрут минимальной длины.

Рис. 1 Ветвление на первом шаге

Далее продолжаем процесс ветвления. Найдем степени Θ ij нулевых элементов этой матрицы Θ 21 =16, Θ 36 = 5, Θ 42 = 2, Θ 56 = 2, Θ 62 = 0, Θ 63 =9, Θ 65 = 2. Наибольшая степень Θ 21 . Затем множество разбивается дуге (2, 1) на два новых
и .

В матрице для вычеркиваем строку 2 и столбец 1. дуги (1, 4) и (2, 1) образуют связный путь (2, 1, 4), положим c 42 = ∞, чтобы предотвратить появления цикла 2→1→ 4 → 2.

Для приведения надо вычесть минимум по строке 4: r 4 =2. При этом нижняя граница станет равной 48+2 = 50.

Нижняя граница для , полученная как на предыдущем шаге ветвления, равна 48 + 16 = 64. Сравнивая нижние границы φ () = 64 и φ () = 50 .

Рис. 2 Ветвление на втором шаге

Приведенная платежная матрица для

Для приведения надо вычесть минимум по строке 3: r 3 =5. При этом нижняя граница станет равной 50+5 = 55. Выбираем для дальнейшего разбиения подмножество маршрутов.

Рис. 3 Ветвление на третьем шаге

Приведенная платежная матрица для

0 Шпаргалка >> Бухгалтерский учет и аудит

Активности, влияния, участия в решении задачи . В различных ситуациях жизни... Специальные задачи математического программирования Специальные задачи математического программирования. Задача о коммивояжере .Метод ветвей и границ . Задача о коммивояжере Пусть...

Совершенно очевидно, что задача может быть решена перебором всех вариантов объезда и выбором оптимального. Беда в том, что количество возможных маршрутов очень быстро возрастает с ростом n (оно равно n ! - количеству способов упорядочения пунктов). К примеру, для 100 пунктов количество вариантов будет представляться 158-значным числом - не выдержит ни один калькулятор! Мощная ЭВМ, способная перебирать миллион вариантов в секунду, будет биться с задачей на протяжении примерно 3 ⋅ 10 144 лет. Увеличение производительности ЭВМ в 1000 раз даст хоть и меньшее в 1000 раз, но по-прежнему чудовищное время перебора вариантов. Не спасает ситуацию даже то, что для каждого варианта маршрута имеется 2 ⁢ n равноценных, отличающихся выбором начального пункта (n вариантов) и направлением обхода (2 варианта). Перебор с учётом этого наблюдения сокращается незначительно - до n ! 2 ⁢ n = n − 1 ! 2 вариантов.

Может быть, алгоритм, основанный на полном переборе вариантов, не является самым эффективным (в смысле быстродействия) для решения задачи коммивояжёра? Увы, доказано, что не существует алгоритма решения, имеющего степенную сложность (то есть требующего порядка n a операций для некоторого a) - любой алгоритм будет хуже. Всё это делает задачу коммивояжёра безнадёжной для ЭВМ с последовательным выполнением операций, если n хоть сколько-нибудь велико.

В таком случае следует отказаться от попыток отыскать точное решение задачи коммивояжёра и сосредоточиться на поиске приближённого - пускай не оптимального, но хотя бы близкого к нему. В виду большой практической важности задачи полезными будут и приближённые решения.

Заметим, что интеллект человека, не вооружённый вычислительной техникой, способен отыскивать такие приближённые решения задач, требующих огромного перебора вариантов в поисках оптимального. Вспомним хотя бы шахматы. Человек может весьма успешно соперничать в этой игре с вычислительной машиной либо вовсе не прибегая к перебору, либо сводя его к минимуму. Человек руководствуется при этом интуицией и набором эвристик (находок) - правил, которые обычно помогают в решении задач, хотя эффективность таких правил и не имеет достаточного обоснования. В качестве подобной универсальной эвристики можно упомянуть категорический императив Канта : «поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другой, более приземлённый пример даёт золотое правило валютного спекулянта: «когда все продают доллары, ты покупай, а когда все покупают - продавай».

Многие природные процессы решают задачи выбора оптимального варианта из огромного (даже, возможно, бесконечного) множества вариантов. Например, тяжёлая гибкая однородная цепочка, подвешенная за концы на двух гвоздиках, из всевозможных доступных форм принимает именно ту, которая соответствует минимуму потенциальной энергии силы тяжести (которая пропорциональна высоте центра тяжести цепочки). Причём цепочке для поиска нужной формы (она называется катеноидой , или цепной линией ) требуется времени гораздо меньше, чем человеку, составляющему и решающему дифференциальное уравнение Эйлера - Лагранжа для нахождения этой самой катеноиды. Мыльная плёнка, натянутая на проволочный контур, принимает форму, соответствующую минимуму внутренней энергии плёнки (состоящей, в основном, из потенциальной энергии сил поверхностного натяжения, пропорциональной площади плёнки). Световой луч в прозрачной (возможно, неоднородной) среде, преломляясь, отыскивает кратчайший путь (требующий наименьшего времени прохождения любого своего участка) с учётом скорости света в каждой точке среды, через которую он проходит. Вещество, кристаллизуясь из расплава, постепенно принимает ту кристаллическую форму, которая минимизирует опять же внутреннюю энергию, складывающуюся из энергий попарного взаимодействия молекул. В последнем примере молекулы вещества, совершающие хаотическое тепловое движение, которое замедляется по мере остывания, постепенно «нащупывают» нужную, минимальную в энергетическом смысле конфигурацию среди огромного количества вариантов расположения молекул. Биологическая эволюция совершенствует виды, снижая вероятность выживания (и, соответственно, передачи потомству генетической информации) менее приспособленных особей.

Все эти соображения ведут нас к эвристике: «хочешь приближённо решить задачу - смоделируй (например, с помощью ЭВМ) природный процесс, решающий подобную задачу». Вот несколько конкретных приложений этой эвристики: «нужен эллипс - посвети фонариком на пол, слегка наклонив его (фонарик или пол)». Или «налей в цилиндрический или конический стакан воды и чуть наклони». Или «возьми батон колбасы и разрежь наискосок». «Нужна синусоида - заверни колбасу в бумагу и разрежь вместе с бумагой, а затем разверни бумажный лист». Или «присоедини колебательный контур к осциллографу» - колебательный контур мгновенно решает дифференциальное уравнение колебаний, а решения этого уравнения - синусы и косинусы. «Хочешь вычислить определённый интеграл - вырежи криволинейную трапецию из бумаги, взвесь её и подели на массу единичного бумажного квадратика».

Описанные выше наблюдения позволяют считать природные процессы вычислительными машинами (такие машины называют аналоговыми ), вполне пригодными для решения многих важных задач. Аналоговые вычислительные машины можно использовать непосредственно, а можно принципы их работы положить в основу весьма эффективных алгоритмов для традиционных, цифровых ЭВМ. Единственное, что может пострадать при таком моделировании - точность решения задачи.

Переборные задачи, нацеленные на поиск оптимального варианта, называют задачами комбинаторной оптимизации

Дадим формальную постановку задачи оптимизации. Дано конечное (обычно очень большое) множество X и числовая функция U ⁡ x на этом множестве. Эту функцию называют целевой . Требуется найти такой x * ∈ X , что U ⁡ x * будет наименьшим, то есть U ⁡ x * ⩽ U ⁡ x для всех x ∈ X . Вариант постановки задачи, когда требуется найти точки максимума целевой функции, легко сводится к поиску точек минимума функции − U .

Задача коммивояжёра может быть поставлена как задача оптимизации. В качестве множества X достаточно взять S n (множество перестановок n -элементного множества), а в качестве целевой функции U ⁡ x - длину замкнутой ломаной, проходящей через n заданных точек в порядке, заданной перестановкой x ∈ X .

Для решения задачи поиска точки минимума функции придумано множество методов. Например, для дифференцируемых функций U , определённых на числовом множестве X , как известно, точки минимума (если они есть) следует искать среди критических точек U , то есть таких x , что U ′ x = 0 . Однако о дифференцируемости функции, определённой на конечном множестве, к тому же не обязательно числовом, говорить не приходится, поэтому метод, основанный на критических точках, не годится. Полный перебор всех x мы тоже отвергаем по причинам, которые обсуждались выше.

Для множеств X , для которых определено отношение близости , годятся и другие методы. Среди них - метод градиентного спуска

Отношение близости - это способ определить для двух элементов множества, являются ли они близкими (в каком-нибудь смысле). Для числовых множеств, для множеств точек на плоскости или в пространстве близкими можно считать два числа (две точки), расстояние между которыми не превосходит некоторого маленького числа ε . Для множества S n близкими удобно считать две перестановки, отличающиеся на одну транспозицию , то есть получающиеся друг из друга «рокировкой» двух элементов множества. Например, перестановки 2 4 1 3 и 2 3 1 4 являются близкими в этом смысле, так как отличаются перестановкой элементов с номерами 2 и 4 . Можно определить и более строгое отношение близости, при котором близкие перестановки отличаются на соседнюю транспозицию , когда рокировка затрагивает элементы множества с соседними номерами. Тогда указанные выше перестановки близкими уже не будут, но близкими окажутся 2 4 1 3 и 2 4 3 1 .

Суть метода градиентного спуска отражена в его названии и заключается в следующем. Строится последовательность x 0 x 1 x 2 x 3 … ⊂ X , в которой начальный элемент x 0 выбирается произвольно (возможно, случайным образом), а каждый последующий является одним из соседей предыдущего, причём именно тем из соседей, для которого значение функции U будет наименьшим. Построение последовательности завершается тогда, когда последовательность значений целевой функции U ⁡ x 0 U ⁡ x 1 U ⁡ x 2 U ⁡ x 3 … перестанет быть монотонно убывающей.

Последний элемент построенной последовательности называют точкой локального минимума . Это такая точка, в которых значение U строго меньше, чем во всех соседних с ней. В слове «локальный» заключён главный недостаток описанного метода. Локальных минимумов у функции U может быть много, и каждому из них отвечает, как правило, своё локально минимальное значение целевой функции. Нас же интересует абсолютный минимум функции и тот элемент множества X , в котором он достигается. Если бы было легко найти все точки локального минимума, перебором среди них мы нашли бы точку абсолютного минимума. Но метод градиентного спуска не даёт рецепта поиска всех точек локального минимума, он позволяет найти лишь какую-нибудь .

Имеется вероятностная версия метода градиентного спуска. На каждом шаге для элемента множества X выбирается случайный сосед. Если значение целевой функции в случайной соседней точке уменьшилось, она добавляется в последовательность и мы переходим к следующему шагу. Если же нет, то снова выбирается случайный сосед. Алгоритм останавливается, если достаточно долго не пополняется последовательность (не происходит переход к следующему шагу): вероятно, алгоритм в этом случае привёл в точку локального минимума.

Один из приближённых методов решения таких задач оптимизации - метод имитации отжига . Отжиг - уже упоминавшийся процесс постепенного остывания вещества, при котором молекулы на фоне всё замедляющегося теплового движения собираются в наиболее энергетически выгодные конфигурации. Термин «отжиг» пришёл из металлургии. Дело в том, что металл в более энергетически выгодном состоянии одновременно твёрже и прочней: требуется большее внешнее воздействие, большая механическая работа над куском металла, чтобы нарушить выгодную конфигурацию молекул, «приподнять» эту конфигурацию над самым дном энергетической ямы.

Метод имитации отжига является модификацией вероятностного метода градиентного спуска. Отличие заключается в поведении алгоритма, когда U ⁡ x ⩽ U ⁡ x ~ , где x - очередной элемент последовательности, а x ~ - его сосед, выбранный наугад. Вероятностный метод градиентного спуска отвергал такого соседа безусловно, а метод имитации отжига допускает добавление такого «плохого» соседа в последовательность, правда, с некоторой вероятностью p , зависящей от того, насколько плохой сосед ухудшил целевую функцию. Возьмём разность ∆ ⁡ U = U ⁡ x ~ − U ⁡ x (она неотрицательна, если сосед «плохой») и положим p = e − ∆ ⁡ U Θ . Здесь e - некоторое число, большее единицы (какое именно, не принципиально, но обычно берут e ≈ 2,718281828459045… - основание натуральных логарифмов), а Θ - некоторое положительное число, называемое температурой

На рисунке 45.1. «Вероятность мутации для метода имитации отжига» показаны зависимости вероятности мутации от величины ∆ ⁡ U при различных значениях температуры Θ . Высоким температурам соответствуют графики, чей цвет ближе к красному, низким - к синему. Как и положено, значение вероятности заключено в отрезке 0 1 . При отрицательных ∆ ⁡ U вероятность равна 1 , что соответствует случаю «хорошей» мутации.


Продолжение следует…


Здравствуй, Хабр! Реализовывая различные алгоритмы для нахождения гамильтонова цикла с наименьшей стоимостью, я наткнулся на публикацию , предлагающую свой вариант. Попробовав в деле, я получил неправильный ответ:

Дальнейшие поиски в Интернете не принесли ожидаемого результата: либо сложное для не-математиков теоретическое описание, либо понятное, но с ошибками.

Под катом вас будет ждать исправленный алгоритм и онлайн-калькулятор.

Сам метод, опубликованный Литтлом, Мерти, Суини, Кэрелом в 1963 г. применим ко многим NP-полным задачам, и представляет собой очень теоритеризованный материал, который без хороших знаний английского языка и математики сразу не применишь к нашей задаче коммивояжера.

Кратко о методе - это полный перебор всех возможных вариантов с отсеиванием явно неоптимальных решений.

Исправленный алгоритм, для нахождения действительно минимального маршрута

Алгоритм состоит из двух этапов:

Первый этап
Приведение матрицы затрат и вычисление нижней оценки стоимости маршрута r.
1. Вычисляем наименьший элемент в каждой строке (константа приведения для строки)
2. Переходим к новой матрице затрат, вычитая из каждой строки ее константу приведения
3. Вычисляем наименьший элемент в каждом столбце (константа приведения для столбца)
4. Переходим к новой матрице затрат, вычитая из каждого столбца его константу приведения.
Как результат имеем матрицу затрат, в которой в каждой строчке и в каждом столбце имеется хотя бы один нулевой элемент.
5. Вычисляем границу на данном этапе как сумму констант приведения для столбцов и строк (данная граница будет являться стоимостью, меньше которой невозможно построить искомый маршрут)
Второй (основной) этап
1.Вычисление штрафа за неиспользование для каждого нулевого элемента приведенной матрицы затрат.
Штраф за неиспользование элемента с индексом (h,k) в матрице, означает, что это ребро не включается в наш маршрут, а значит минимальная стоимость «неиспользования» этого ребра равна сумме минимальных элементов в строке h и столбце k.

А) Ищем все нулевые элементы в приведенной матрице
б) Для каждого из них считаем его штраф за неиспользование.
в) Выбираем элемент, которому соответствует максимальный штраф (любой, если их несколько)

2. Теперь наше множество S разбиваем на множества - содержащие ребро с максимальным штрафом(S w) и не содержащие это ребро(S w/o).
3. Вычисление оценок затрат для маршрутов, входящих в каждое из этих множеств.
а) Для множества S w/o все просто: раз мы не берем соответствующее ребро c максимальным штрафом(h,k), то для него оценка затрат равна оценки затрат множества S + штраф за неиспользование ребра (h,k)
б) При вычислении затрат для множества S w примем во внимание, что раз ребро (h,k) входит в маршрут, то значит ребро (k,h) в маршрут входить не может, поэтому в матрице затрат пишем c(k,h)=infinity, а так как из пункта h мы «уже ушли», а в пункт k мы «уже пришли», то ни одно ребро, выходящее из h, и ни одно ребро, приходящее в k, уже использоваться не могут, поэтому вычеркиваем из матрицы затрат строку h и столбец k. После этого приводим матрицу, и тогда оценка затрат для S w равна сумме оценки затрат для S и r(h,k), где r(h,k) - сумма констант приведения для измененной матрицы затрат.
4. Из всех неразбитых множеств выбирается то, которое имеет наименьшую оценку.

Так продолжаем, пока в матрице затрат не останется одна не вычеркнутая строка и один не вычеркнутый столбец.

Небольшая оптимизация - подключаем эвристику

Да, правда, почему бы нам не ввести эвристику? Ведь в алгоритме ветвей и границ мы фактически строим дерево, в узлах которого решаем брать ребро (h,k) или нет, и вешаем двух детей - Sw(h,k) и Sw/o(h,k). Но лучший вариант для следующей итерации выбираем только по оценке. Так давайте выбирать лучший не только по оценке, но и по глубине в дереве, т.к. чем глубже выбранный элемент, тем ближе он к концу подсчета. Тем самым мы сможем наконец дождаться ответа.

Теперь, собственно, об ошибках в той публикации

Ошибка была одна единственная - следует выбирать для разбиения множество с минимальной границей из всех возможных путей, а не из двух полученных в результате последнего разбиения детей.

Доказательство

Вернемся к картинке в начале поста:


А вот решение с исправленным алгоритмом:

Ответ: путь:3=>4=>2=>1=>5=>3 длина: 41
Как видите, включая ребро 5:2 в решение будет ошибкой. Что и требовалось доказать

График сравнения метода ветвей и границ и потраченного времени для случайной таблицы от 5х5 до 10х10:


График максимального и минимального потраченного времени для матриц от 5х5 до 66х66.


Попробовать с подробным решением можно

Определения

называется непустое конечное множество, состоящее из двух подмножеств и . Первое подмножество (вершины) состоит из любого множества элементов. Второе подмножество (дуги) состоит из упорядоченных пар элементов первого подмножества . Если вершины и такие, что , то это вершины смежные.

Маршрутом в графе

называется последовательность вершин не обязательно попарно различных, где для любого смежно с . Маршрут называется цепью, если все его ребра попарно различны. Если то маршрут называется замкнутым. Замкнутая цепь называется циклом.

Постановка задачи

Коммивояжер должен объездить n городов. Для того чтобы сократить расходы, он хочет построить такой маршрут, чтобы объездить все города точно по одному разу и вернуться в исходный с минимумом затрат.

В терминах теории графов задачу можно сформулировать следующим образом. Задано n вершин и матрица {c ij }, где c ij ≥0 – длинна (или цена) дуги (i , j ),

. Под маршрутом коммивояжера z будем понимать цикл i 1 , i 2 ,…, i n , i 1 точек 1,2,…, n. Таким образом, маршрут является набором дуг. Если между городами i и j нет перехода, то в матрице ставится символ «бесконечность». Он обязательно ставится по диагонали, что означает запрет на возвращение в точку, через которую уже проходил маршрут коммивояжера , длина маршрута l (z ) равна сумме длин дуг, входящих в маршрут. Пусть Z – множество всех возможных маршрутов. Начальная вершина i 1 – фиксирована. Требуется найти маршрут z 0 ÎZ , такой, что l (z 0)= minl (z ), z ÎZ .

Решение задачи

Основная идея метода ветвей и границ состоит в том, что вначале строят нижнюю границу φ длин множества маршрутов Z. Затем множество маршрутов разбивается на два подмножества таким образом, чтобы первое подмножество

состояло из маршрутов, содержащих некоторую дугу (i, j), а другое подмножество не содержало этой дуги. Для каждого из подмножеств определяются нижние границы по тому же правилу, что и для первоначального множества маршрутов. Полученные нижние границы подмножеств и оказываются не меньше нижней границы множества всех маршрутов, т.е. φ(Z)≤ φ (), φ(Z) ≤ φ ().

Сравнивая нижние границы φ (

) и φ (), можно выделить то, подмножество маршрутов, которое с большей вероятностью содержит маршрут минимальной длины.

Затем одно из подмножеств

или по аналогичному правилу разбивается на два новых и . Для них снова отыскиваются нижние границы φ (), и φ () и т.д. Процесс ветвления продолжается до тех пор, пока не отыщется единственный маршрут. Его называют первым рекордом. Затем просматривают оборванные ветви. Если их нижние границы больше длины первого рекорда, то задача решена. Если же есть такие, для которых нижние границы меньше, чем длина первого рекорда, то подмножество с наименьшей нижней границей подвергается дальнейшему ветвлению, пока не убеждаются, что оно не содержит лучшего маршрута .

Если же такой найдется, то анализ оборванных ветвей продолжается относительно нового значения длины маршрута. Его называют вторым рекордом. Процесс решения заканчивается, когда будут проанализированы все подмножества.

Для практической реализации метода ветвей и границ применительно к задаче коммивояжера укажем прием определения нижних границ подмножеств и разбиения множества маршрутов на подмножества (ветвление).

Для того чтобы найти нижнюю границу воспользуемся следующим соображением: если к элементам любого ряда матрицы задачи коммивояжера (строке или столбцу) прибавить или вычесть из них некоторое число, то от этого оптимальность плана не изменится. Длина же любого маршрутом коммивояжера изменится на данную величину.

Вычтем из каждой строки число, равное минимальному элементу этой строки. Вычтем из каждого столбца число, равное минимальному элементу этого столбца. Полученная матрица называется приведенной по строкам и столбцам. Сумма всех вычтенных чисел называется константой приведения.

Константу приведения следует выбирать в качестве нижней границы длины маршрутов.

Разбиение множества маршрутов на подмножества

Для выделения претендентов на включение во множество дуг, по которым производится ветвление, рассмотрим в приведенной матрице все элементы, равные нулю. Найдем степени Θ ij нулевых элементов этой матрицы. Степень нулевого элемента Θ ij равна сумме минимального элемента в строке i и минимального элемента в столбце j (при выборе этих минимумов c ij – не учитывается). С наибольшей вероятностью искомому маршруту принадлежат дуги с максимальной степенью нуля.

Для получения платежной матрицы маршрутов, включающей дугу (i , j ) вычеркиваем в матрице строку i и столбец j , а чтобы не допустить образования цикла в маршруте, заменяем элемент, замыкающий текущую цепочку на бесконечность.

Множество маршрутов, не включающих дугу (i , j ) получаем путем замены элемента c ij на бесконечность.

Пример решения задачи коммивояжера методом ветвей и границ

Коммивояжер должен объездить 6городов. Для того чтобы сократить расходы, он хочет построить такой маршрут, чтобы объездить все города точно по одному разу и вернуться в исходный с минимумом затрат. Исходный город A. Затраты на перемещение между городами заданы следующей матрицей:

A B C D E F
A 26 42 15 29 25
B 7 16 1 30 25
C 20 13 35 5 0
D 21 16 25 18 18
E 12 46 27 48 5
F 23 5 5 9 5

Решение задачи

Для удобства изложения везде ниже в платежной матрице заменим имена городов (A, B, …, F) номерами соответствующих строк и столбцов (1, 2, …, 6).

Найдем нижнюю границу длин множества всех маршрутов. Вычтем из каждой строки число, равное минимальному элементу этой строки, далее вычтем из каждого столбца число, равное минимальному элементу этого столбца, и таким образом приведем матрицу по строкам и столбцам. Минимумы по строкам: r 1 =15, r 2 =1, r 3 =0, r 4 =16, r 5 =5, r 6 =5.

После их вычитания по строкам получим:


1 2 3 4 5 6
1 11 27 0 14 10
2 6 15 0 29 24
3 20 13 35 5 0
4 5 0 9 2 2
5 7 41 22 43 0
6 18 0 0 4 0

Минимумы по столбцам: h 1 =5, h 2 =h 3 =h 4 =h 5 =h 6 .

После их вычитания по столбцам получим приведенную матрицу:

1 2 3 4 5 6
1 11 27 0 14 10
2 1 15 0 29 24
3 15 13 35 5 0
4 0 0 9 2 2
5 2 41 22 43 0
6 13 0 0 4 0

Найдем нижнюю границу φ (Z ) = 15+1+0+16+5+5+5 = 47.

Для выделения претендентов на включение во множество дуг, по которым производится ветвление, найдем степени Θ ij нулевых элементов этой матрицы (суммы минимумов по строке и столбцу). Θ 14 = 10 + 0,
Θ 24 = 1 + 0, Θ 36 = 5+0, Θ 41 = 0 + 1, Θ 42 = 0 + 0, Θ 56 = 2 + 0, Θ 62 = 0 + 0,
Θ 63 = 0 + 9, Θ 65 = 0 + 2. Наибольшая степень Θ 14 = 10. Ветвление проводим по дуге (1, 4).