Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Подборка пабликов с музыкой в известной социальной сети. Какие хорошие музыкальные паблики ВКонтакте вы можете посоветовать

Подборка пабликов с музыкой в известной социальной сети. Какие хорошие музыкальные паблики ВКонтакте вы можете посоветовать

Я уже рассказывал о том, как один знакомый мне персонаж утверждает, что посевов песен в музыкальных пабликах достаточно для продвижения артистов. Также один владелец популярных пабликов считает, что через VK невозможно сделать артиста известным. Существует множество блогеров, рекламирующих сервисы по накруткам подписчиков как эффективный способ для промо. Всех этих мутантов я отношу либо к категории «неучи», либо к категории «дилетанты». В этой статье я расскажу и наглядно покажу наиболее эффективные и совершенно новые механизмы для промо творчества, которые мы с командой успешно практикуем при работе с социальной сетью VK.

В первую очередь разберём эти чудо-предложения от неучей и дилетантов. Что тебе даст накрутка подписчиков? С точки зрения увеличения аудитории и охвата записей – ничего. Надо ли накручивать подписчиков в свой паблик? Иногда надо, но в большинстве случаев нет. Важно понимать, что если ты накрутишь себе 20-50 тысяч подписчиков, а средний охват каждой записи при этом будет меньше 2-3 тысяч человек, это будет только вызывать отторжение у знающей публики. Профессионалы шоу-бизнеса, которые могли бы стать твоими партнёрами, увидев такие показатели при анализе, обязательно примут это к сведению. Если речь идёт об известном артисте с многолетней историей, то ничего накручивать я не рекомендую. Временами статус артиста и его известность могут не совпадать с количеством подписчиков, это нормально. Например, Митя Фомин, активно гастролирующий и ротируемый исполнитель, имеет в своей официальной группе всего 20 тысяч подписчиков. Мешает ли ему это в работе? Очень сомневаюсь! Если же речь идёт о совершенно свежем артисте, чьи продажи ещё необходимо старательно форсить, то, возможно, стоит накрутить условно-минимальное количество подписчиков. При этом важно таргетировать каждую запись для увеличения естественной активности и роста, но об этом позже. Конечно, если в твоей группе 100 подписчиков, большинство людей (даже из аудитории ретаргетинга) вряд ли подпишется на неактивное сообщество. Поэтому первые тысячу-две подписчиков новому артисту допустимо накрутить. Если же артист уже известный, просто он и его команда ранее никогда не занимались соц сетями, то поднять количество подписчиков рекламными методами не составит труда. Существует очень много популярных артистов с огромным количеством накрученной аудитории, и причина сему крайне глупая. Когда в музыкальный проект вваливается туева хуча бабла, инвесторы зачастую ставят в приоритет быстрые количественные показатели, а не качественные. Таким образом, даже при продвижении паблика естественным путем, параллельно у них идёт активная накрутка либо масс инвайтинг подписчиков для этого самого количества. Заполучив условный уровень известности, команда прекращает накручивать, но среди подписчиков уже образуется плотное количество мёртвых аккаунтов. Удалять их уже не комильфо, ибо быстрое падение количества подписчиков, по мнению многих, негативно скажется на репутации. Так они и живут с мёртвыми душами на борту. Хорошо ли это? Не очень. Теперь перейдём к рекламным методам увеличения количества подписчиков.


Я уже частично раскрывал тему таргетированной рекламы, теперь разберу этот инструмент подробно. В статьях и говорилось о таком механизме как «Парсинг». В мире SEO-маркетинга он означает «сбор аудитории» и существует уже долгие годы. Ты наверняка получаешь много контекстной рекламы тех направлений, которые недавно искал в гугле или в яндексе. Это один из наиболее частых видов парсинга с дальнейшим таргетом. У нашей команды есть возможность собирать базу id всех пользователей VK, у которых в аудиозаписях присутствуют песни заданного нами артиста. Помимо этого мы часто парсим людей, добавивших песни заданного артиста к себе на стену. Также мы умеем парсить активную аудиторию любого сообщества, публику по ключевым словам, всех, кто лайкнул заданные записи и ещё много разных целевых групп. Обычно мы выгружаем полученную аудиторию в текстовые файлы и храним их в базах. Эти базы мы загружаем в аудиторию ретаргетинга. Для этого в рекламном кабинете VK мы заходим в раздел Ретаргетинг и добавляем аудиторию из файла. На эту базу мы обычно запускаем рекламу с кнопкой «Вступить ». Для этого мы заходим в раздел Таргетинг и нажимаем Создать объявление . Второй вариант – зайти в группу/паблик артиста, затем в меню нажать Рекламировать сообщество . После этого выбираем тип объявления Запись с кнопкой и в качестве кнопки выбираем Вступить . В настройках мы рассеиваем весь таргет, кроме аудитории ретаргетинга, где мы выбираем собранную базу пользователей. Таким образом люди, уже знакомые с артистом, получают рекламное приглашение поддержать артиста, который им уже нравится. Из такого типа рекламы обязательно исключать уже имеющихся подписчиков (под пунктом «Сообщества » пункт «За исключением »; не перепутай с аудиторией ретаргетинг а), ибо отправлять им это объявление бессмысленно. Такой подход даёт высокую конверсию в активных подписчиков. При этом в разделе «Сохранение аудитории » рекомендую всегда сохранять людей скрывших запись, чтобы во всех последующих рекламах исключать их из аудитории ретаргетинга . Так мы будем получать меньше скрытий и жалоб записи, постепенно уменьшая негативную оценку рекламы и увеличивая общую. Об оценках расскажу чуть позже. Ниже показываю скриншот статистики результатов, затем идёт пример того, как выглядит сама реклама.




Эта статистика актуальна на 19 февраля 2018 около 18:00, когда я пишу эту статью. Мы таргетировали эту запись на активных подписчиков шоу «Голос» и «Х-Фактор». Для рекламного охвата на 41 тысячу человек было уже затрачено около 4-5 тысяч рублей. Мы видим 927 переходов по ссылке и 2034 перехода в группу, при этом ссылка вела в группу артиста. Из этого следует, что из 41 тысячи человек по объявлению перешли в группу 2961. А 733 человека вступили сразу по кнопке, увидев объявление с призывом подписаться на понравившегося артиста. Итого у нас получается конверсия в заинтересовавшуюся публику – 7.2%, а конверсия в подписчики – 1.8%. Исходя из научных работ Филипа Котлера это считается очень хорошим результатом, благодаря чему «Позитивная реакция » выдаёт высокий показатель. На этот параметр также влияет количество лайков, репостов и комментариев, но сейчас мы говорим непосредственно о привлечении подписчиков. При этом мы получили высокий уровень «Негативной реакции », которая складывается из количественных показателей скрытий и жалоб, таких в сумме получилось 508 человек из 41 тысячи. Из совокупности позитивной и негативной реакций складывается общая оценка по десятибальной шкале, которая нам показывает 8.6/10, что очень даже хорошо. Ну и, конечно, получить более чем семьсот активных подписчиков за 4000 рублей – это довольно приятный результат. Регулярно добиваясь высокой оценки, можно получить от администрации VK бесплатные охваты, о чём говорилось в . И, если общая оценка твоей рекламы выше 7/10, это хороший результат, полученный из совокупности правильно составленной записи и точно настроенной аудитории.




ограничена лишь твоей фантазией и опытом. На прикреплённых выше и справа картинках пример того, как можно привлекать аудиторию разных известных лиц (мероприятий/мест и тд). Ранее молодые артисты выступали на разогревах у более известных исполнителей для привлечения публики вторых, а теперь достаточно всего лишь совместного фото. Этот пост был затаргетирован на активных подписчиков из нескольких пабликов, посвящённых артисту Elvin Grey. Суммарная конверсия в подписчиков и в заинтересовавшуюся публику составила меньше одного процента, но она всё равно получила высокую оценку благодаря полученному количеству лайков, репостов и комментариев у продвигаемой записи. А почти отсутствие негативной реакции сказалось на общей оценке рекламы в размере 9.7/10. Бесплатный охват Анжелике ещё не дают только потому, что мы просто ещё мало таргетировали записей, при этом она всегда получает высокую оценку рекламы. Так, кстати, можно проверять, насколько хорошо или наоборот плохо публика реагирует на того или иного артиста. Помимо этого, если твоя песня или клип получает ротацию или, например, если у тебя был эфир на каком-то крупном телеканале, об этом обязательно стоит оповестить активных подписчиков этого ресурса. Ниже показываю пример того, как мы проработали аудиторию сериала, в число саундтреков которого попала песня артиста Weel .




Заметь, что в посте не говорится напрямую «Смотрите, моя песня стала саундтреком »! Там идёт рекомендация к просмотру сериала, который этим людям уже нравится. Обрати внимание на подачу этой записи и на форму передачи информации. Очень важно, чтобы реклама не казалась навязчивой и не вызывала отторжения, но при этом полностью доносила всю суть и выполняла поставленные задачи. Мы прикрепили к записи постер сериала и играющую в нём песню. Отрывок видео, в котором эта песня звучала, был вырезан и загружен непосредственно в плеер VK, так мы могли отследить конверсию заинтересованных. Бюджет на этот и предыдущий примеры составили в среднем по 3500 рублей. Многие начинающие артисты предпочитают за такие суммы прибегнуть к накруткам, ошибочно полагая, что так будет дешевле. Но по факту мы видим, что живой трафик с хорошо настроенной рекламой получается не намного дороже и в сотни раз эффективнее. Это же простая математика: что лучше сделать на 5000 рублей? Накрутить 10-15 тысяч мёртвых подписчиков или получить 700-800 активных? Повторюсь, возможности таргетированной рекламы в VK ограничены лишь твоей фантазией и опытом. Сегодня этот инструмент способен заменить физическую рекламу и значительно сократить расходы на промо. Например, пару лет назад мы продвигали квесты в реальности, печатали листовки за 1000 рублей и платили флаерщику еще 1000 рублей, чтобы он раздавал их у ближайшей станции метро. Сейчас я лучше вложу эти 2000 рублей в таргетированную рекламу на всех людей, которые прямо сейчас находятся около этой станции метро в радиусе 500 метров. Таким образом, раньше мы раздавали около 5 тысяч листовок около метро, а сейчас я могу донести эту же информацию за эти же деньги до примерно 17-20 тысяч человек в этом же районе (и более точно настроить параметры нужной аудитории, например, по интересам). И уже долгое время при организации концертов мы собираем базу id всех пользователей, проживающих в городе проведения концерта, у которых в аудиозаписях есть песни выступающих артистов. Именно поэтому у этих артистов крайне высокая посещаемость концертов. Так что парси, таргетируй и властвуй. Однако важно понимать, что «не парсингом едины». И прежде, чем начинать сбор заинтересованной аудитории, песни и клипы артиста нужно распространить!


Ты наверняка миллиарды раз слышал модное слово « », который в данной социальной сети в большинстве случаев означает покупку рекламы с песней/клипом артиста в пабликах. С точки зрения быстрого распространения в день премьеры – это действительно мощный инструмент для большого охвата новой публики. Но только важно понимать, где и в каких объёмах тот или иной материал нужно сеять. Совсем недавно через биржу в рекламном кабинете (раздел « ») можно было посмотреть детальную статистику аудитории пабликов, чтобы определить приоритетность и необходимость размещения вашего материала исключительно в группах с соответствующей вашему продукту публикой. Сейчас подобные статистики необходимо запрашивать непосредственно у администраторов этих сообществ. Но зато мы получили взамен возможность нативного распространения материала, но об этом в другой статье. В первые дни премьеры материала рекомендую закупать его активный и других тематических группах, это действительно даёт мощный толчок на старте. При этом мы стараемся рассчитать посевы таким образом, что бы каждые 30 рублей давали нам охват в размере не менее 1000 человек. В случаях с тематическими сообществами у этой формулы (30 рублей => 1000 человек охвата) могут быть различные погрешности, однако найти музыкальные сообщества, соответствующие данному ценообразованию совсем не сложно. Но достаточно ли этого для получения популярности? Конечно, нет! Мы часто парсим всех, кто поставил лайк на посевных постах и привлекаем их в группу артиста через таргетированную рекламу. По свежей памяти понравившейся работы люди с большей охотой выполняют позитивные действия, и мы получаем высокую оценку рекламной записи и, соответственно, интересный результат. Но что делать, когда посевы закончились, а до выхода новой работы ещё много времени? В древние времена, примерно 5 лет назад, мы наняли двух школьников, которые после уроков за 500 рублей в день (3 часа работы, 3-4 раза в неделю) спамили все сообщества заданным материалом. Для этого они искали паблики по заданным ключевым словам (в основном музыкальные паблики) и рассылали в раздел «Предложить новость » (тогда этот раздел только появился, и это было прорывной техникой в нашей работе) подборки популярных песен, где второй/третьей в списке стояла нужная песня. По началу, огромное количество администраторов одобряло такие предложки, но со временем к этому пришли и другие smmщики, вследствие чего конверсия одобренных записей стала значительно ниже. Через какое-то время затраты и объём работы по такому распространению перестали себя оправдывать, но этот метод работы мы используем и по сей день, ибо применяем к нему совершенно новый подход. Теперь вместо большого количества людей за нас все эти операции выполняет огромное количество аккаунтов, скрывающихся под собственными прокси-серверами на каждого (так работа каждого аккаунта происходит как будто из разных концов страны, и её как будто делают разные люди). Эта работа происходит централизовано через собственное программное обеспечение. Таким образом, один наш менеджер в состоянии выполнять больший объём работ, чем огромные smm-отделы, специализирующиеся на рассылках и прочем подобном рассеивании. Наличие собственного программиста способствует еще быстрому созданию новых необходимых механизмов и моментальному исправлению любых технических проблем.


Пример такого поста ты видишь на картинке, но сейчас мы уже используем не только подборки песен. Так как эти посты предлагаются и зачастую выходят под авторством какого-то человека (аккаунта, который предложил новость), мы регулярно создаём опросы, задаём вопросы и выдумываем прочие хитрые призывы изучить прикреплённый материал. Например, мы сняли видео, как из машины играет песня артиста, загрузили его в плеер VK без указания названия песни и её исполнителя через один из наших аккаунтов. Затем мы начали раскидывать по предложкам это видео с вопросами: «что за песня играет? », «подскажите, кто исполнитель песни? » и прочими подобными. По количеству просмотров мы определяли количество прослушавших песню! Помимо этого мы увеличивали количество шазамов в одноимённом приложении. В данном условно-чёрном методе продвижения возможности так же ограничены лишь фантазией и опытом. Объём рассылок ограничен программой до 100 действий в сутки на каждый аккаунт во избежания частых банов. То есть мы активно спамим несколько десятков тысяч (а временами и сотен тысяч) постов в сутки. Это даёт большое распространение материала в небольших и средних пабликах, периодически попадая в крупнейшие (обычно пару раз в сутки). Такой способ распространения с точки зрения охватов даже выгоднее посевов, но он исключает возможность гарантированного попадания в нужные сообщества в нужное время. Теперь мы вычисляем наиболее эффективную схему для продвижения артистов в VK: распространяем материал в день премьеры путём классического посева, затем спамим песню или клип через раздел «Предложить новость », параллельно собирая базы положительно отреагировавших аудиторий и привлекая их в группу артиста через таргетированную рекламу. И это работает просто волшебно!


В ранних статьях я рассказывал, как можно использовать фан-клуб для усиления процесса продвижения артистов. Члены фан-клубов регулярно голосуют, скачивают и прочими действиями поддерживают артиста. В социальных сетях фан-клубы являются целой интернет-армией, которая участвует в коммуникациях, скандалах и прочих активностях. Но что делать, если такого фан-клуба у тебя ещё нет? Именно VK может стать эффективным триггером для создания полноценного фан-клуба. Я не буду озвучивать имена артистов, с которыми мы практиковали метод работы, описанный ниже, но его эффективность и новаторство очевидны. Как я уже говорил, у нас есть программное обеспечение для внутренней и внешней работы с любым количеством аккаунтов VK. При этом на некоторых биржах периодически можно найти довольно качественные аккаунты с большим количеством друзей, фото и активности на стене, зарегистрированные приличное время назад. Именно такой аккаунт (а желательно не один) нам и нужен для проведения следующей махинации. По нескольким фото человека через поисковую систему google можно найти его настоящие страницы в социальных сетях, чтобы регулярно загружать новые фото и публикации купленного аккаунта. В первую очередь мы настраиваем внутреннюю активность аккаунта, среди которой – регулярное добавление новых аудио, видео и фото, а также репосты записей популярных сообществ, публикация собственных постов и прочая деятельность. Такие аккаунты не вызывают никакого отторжения или подозрения со стороны обычных пользователей, соответственно они наиболее эффективны для коммуникации с потенциальными слушателями продвигаемого артиста. Обычно мы запускаем отслеживание новостей VK в режиме реального времени, чтобы отбирать людей, которые добавляют себе на стену песни или видео заданного артиста. Как только бот фиксирует опубликованную человеком запись с заданными параметрами, он отправляет одно из многочисленных вариантов сообщений с призывом поддержать артиста вступлением в его официальную группу. При этом сообщения должны выглядеть максимально дружелюбно и эмоционально, позиционироваться от лица руководителя фан-клуба, а не спамера. Важно понимать, что каждый аккаунт VK ограничен возможностью отправлять не более 20 сообщений за 12 часов (несмотря на то, что администрация VK пишет — 24 часа) вне списка друзей. Соответственно, более 40 человек в день пригласить в группу с одного аккаунта невозможно. И если ты сделал эффективный посев, и твою работу добавляют на свою страницу по несколько человек в минуту, одного аккаунта для этой работы будет недостаточно. Наиболее положительно отреагировавшие получатели могут пообщаться на сторонние, дружеские темы, и такие беседы важно поддерживать и аккуратно агитировать собеседника проявлять больше активности в группе артиста. Как только собирается небольшое количество очень активных поклонников, мы создаём чат фан-клуба, лидером которого становится наш аккаунт, чтобы агитировать фанатов на нужные нам действия и контролировать их в удобной форме. Через несколько месяцев приходит необходимость в настоящем лидере фан-клуба, и к тому времени обычно такого человека найти не сложно. Наш аккаунт пишет самому активному фанату что-нибудь в стиле «к сожалению, совсем нет времени этим больше заниматься» или прочие подобные отмазки. Твой фан-клуб готов и успешно функционирует.


Через VK можно работать с общественным мнением и инфоповодами, и я обязательно расскажу об этом в одной из следующих статей. А также по традиции я поделюсь новыми лайфхаками и дам больше механизмов для успешной работы. Буквально в начале этого года в рекламном кабинете ВК интегрирована возможность нативной рекламы контента через Маркет-платформу, и скоро я подробно расскажу, почему это очень круто! Как и прежде мы с командой прослушиваем весь материал, который ты можешь отправить на почту (обязательно укажи свои контактные данные для обратной связи). Все понравившиеся нам артисты получают бесплатную консультацию по работе со своим проектом. Не забудь вступить в мою

В хабе «Я пиарюсь». Причина простая: этот пост совершенно, никаким образом не технологический. Просто не знаю, в какой хаб лучше поместить этот пост.

Я пишу его скорее для самого почти полугодичной давности, когда положил в долгий ящик, а потом чуть не забросил этот проект. Для таких же, как я — людей, которые по каким-то причинам, жизненным обстоятельствам перестали работать над каким-то прекрасным проектом, и вот-вот махнут на него рукой. Я довел Public Radio до логической точки, до сегодняшнего первого релиза благодаря, пожалуй, в том числе какому-то везению, которое поставило меня на ноги, но именно такая статья, наверное, помогла бы мне тогда, если бы мне не так сильно повезло.
Остальные публикации пойдут в «веб-разработку», «javascript» и так далее: мне есть много что рассказать о начинке моего «радио», но начать большой рассказ о нем я очень хочу именно с лирики и просто истории того, как я все это делал.

Чтобы вы понимали, о чем я говорю: Public Radio — это специализированный плеер для музыкальных пабликов в Вконтакте. Как сказала моя хорошая подруга, один из первых тестеров этого приложения — «last.fm с подборками от теплых ламповых человеков, а не от бездушных роботов». Собственно, это абсолютно точное описание: last.fm дает достаточно точные подборки по твоим вкусам, но это действительно «группы, похожие на те, что вы слушаете». Но есть одно НО: множество групп, похожих на те, что я слушаю, и множество тех, что меня приведут в восторг, не совпадают. Я вот за неделю использования Public Radio с удивлением для себя самого понял, что мне очень даже нравятся некоторые представители отечественной альтернативной сцены (например, Пионерлагерь Пыльная Радуга) — хотя всегда слушал несколько другую музыку.

Самое большое спасибо я, конечно, хотел бы сказать тем людям, которые каждый день выкладывают в подобные сообщества хорошую музыку — на четыре-пять часов воспроизведения ежедневно. Без вас бы ничего не получилось, ребята!

Появление идеи

Начну издалека, еще до того момента, как мне пришла вообще в голову идея радио.

Я сильно увлекаюсь музыкой. Не в том плане что в том же самом ВК у меня написано «йа миламан», а в том плане, что с одной квартиры на другую со мной переезжает набор качественной акустики с АЧХ типа «смерть соседям», две гитары (акустика и электро) и виниловый проигрыватель с коллекцией пластинок.
И я не люблю рекомендательные сервисы типа last.fm. По моим ощущениям — они слишком бездушные, что ли. Ты слушаешь одну группу, тебе говорят «смотри, парень, вот тебе такая же группа, слушай и их тоже». Слушаешь и понимаешь, что да, это абсолютно то же самое. Примерно как «попробуй этот бутерброд с сыром, сыр тут другой, но он по вкусу такой же, как ты только что ел».

Поэтому я предпочитал слушать онлайн-радиостанции типа Channel X. На него, честно говоря, наткнулся случайно — искал саундтрек из GTA, и оказалось, что реально есть такая онлайн-станция, очень качественная.

Со временем открыл для себя еще и такую вещь, как музыкальные паблики в ВК. Это сообщества, куда выкладывают музыку определенного формата — объем выкладываемого контента может доходить до 6-8 часов воспроизведения за сутки. Например, в моих группах есть паблик про пост-грандж, и есть паблик про new retro wave. Иногда это просто новости музыки (альтернативная сцена, или классический рок). Есть паблики фортепианных каверов на известные песни, есть паблики инструментальной музыки. В общем, музыка абсолютно на любой вкус.
Их крайне приятно слушать, правда, большинство из них своим форматом предполагает вдумчивое прослушивание: выкладываются альбомы, выкладываются подборки, в итоге — в режиме «играть все» раз в полчаса относительно резко сменяется музыкальный стиль. К тому же очень часто бывает ощущение дежа вю, если слушать паблики ежедневно. «Я же уже слушал этот альбом!».

Тем временем я еще на старом месте работы запустил фановый проект GTA V radio. Сначала сделал просто для себя плеер mp3-файлов, вытянутых с трекера, потом остальные захотели сделать из этого промо-проект.

В моей голове сложилось два и два, и я решил сделать маленький челлендж для себя самого: хоть сколько-то полноценное приложение, размещенное на github.io (читай, без бэкэнда вообще). Получилось, и через четыре дня заиграл прототип, который уже можно было слушать.
Он использовал алгоритм, который находил музыкальные группы из групп пользователя. Алгоритм был простой, как валенок: берем последние 20 постов, если в них есть хотя бы 20 треков — значит, это можно сыграть. Как ни странно, эта простая логика оказалось эффективной.

Прототип загружался минут пять, после чего появлялось 5-10 групп (сколько наберется), которые реально можно было включить и запустить этот самый рандом с условиями. Рандом был хитрый: он выбирал треки по возможности из тех, что не играли, а если таких не было — по определенной логике брал их тех, что играли давно. До сих пор хочу усложнить, поставив условие — не воспроизводить одного и того же исполнителя подряд, и никак не доходят руки пока, куда больше других задач по проекту.

Собственно, во времени загрузки и была первая проблема: API вконтакта не позволяло выполнять более трех запросов в секунду, так что все это превращалось в веселейший квест: запросить список групп, затем запросить посты для каждой из группы. У среднего пользователя может быть пара сотен групп, а в итоге — это растягивалось (с иногда всплывающими проблемами с ошибками таймаутов и прочим весельем) на минуты. Естественно, это утомляло.

Да, это можно было слушать (что и делал я и мои друзья), но для полноценного, гхм, развития и продвижения это было крайне неэффективно.
К тому же 5-10 групп выглядели крайне одиноко, и безумно хотелось добавить какие-то рекомендации, но с таким быстродействием это было бы нереально. Хотя музыка с этого радио у меня дома играла нон-стоп.

Долгий ящик

События происходили примерно полгода назад, в мае 2014 года, после чего в связи с рядом обстоятельств в жизни я решил отложить Public Radio. Иногда наличие еды в холодильнике все же важнее проектов для души, увы.

Да, я тогда покинул прежнее место работы. На лето я попал в одно довольно занятное место бэкэнд-разработчиком на ноде, и за два месяца там на меня напала жуткая апатия: было ощущение, что меня взяли на деньги сеньора, но при этом на позицию джуниора. Никакого доверия, много си-стайл кодинга (костяк разработчиков — бывшие сишники). Я уже было начал думать, что разработка — это не мое. Апофеозом был момент, который помню до сих пор:

-В этом js-модуле есть баг, найди.
через пять минут:
-Баг в этом участке кода, как он работает — без понятия, но кроме как в нем бага быть не должно. Его можно запустить на такие две строки:…
-Это замкнутый список с указателем, я его сам писал, оставь так, ищи баг. Это для перформанса.
через десять минут:
-Я заменил на предложенный код, замерил быстродействие, процессор просаживается на сотые доли процента, расход памяти такой же, баг ушел.
-Нет, оставь этот код, ищи баг.
через четыре часа:
-Я нашел баг, был плюс вместо минуса в одном месте.
-Нууу, окей. Я же говорил что список работает.

Сейчас это воспринимается даже смешно, но тогда я почему-то начал на полном серьезе задумываться о том, что к разработке у меня не лежит душа, что это не мое, и что это не то, чем мне стоит заниматься. Я даже начал прокручивать вариант с тем, чтобы достать с полки диплом инженера-судоводителя. Действительно, отсутствие эффективной деятельности угнетает и подавляет. Оглядываясь назад — я понимаю, о чем вообще говорят, когда говорят «дают тупую работу, чтобы ты сам тупел». Я стремительно тупел, я словно забывал все то, что умел, и терял желание что-либо делать. Я терял даже уверенность в себе и своих действиях, да настолько, что до сих пор периодически у лифта возвращаюсь и проверяю, закрыл ли я дверь. Проходит, конечно, но периодически до сих пор бывает.

К счастью, ребята от меня с моими умными идеями там устали, похоже, так же, как и я от них, и мы распрощались. Это отдельная смешная история, но я ее рассказывать не буду.

Я уже перестал тогда видеть в программировании торжество интеллекта, и начал, честно говоря, просто искать место, где можно удобно примостить пятую точку и получать приличные деньги за свои знания. Дальше была еще одна смена места в попытках примостить пятую точку куда потеплее, но в сентябре я вышел на какой-то стабильный ритм в жизни, впервые за черт знает сколько лет. В голове словно все стабилизировалось, и руки сами потянулись к Public Radio. Не потому что даже так интересно было запустить проект уже, а потому что была возможность обкатать те технологии, которые я не мог обкатывать в основном месте работы.

Самое интересное, что та самая уверенность в себе и своих решениях возвращалась именно благодаря тому, что я делал это самое радио.
Я много спорил с друзьями о том, как оно должно работать, больше всего споров вначале было про то, что нельзя пропустить трек и перейти к следующему. Технически это было возможно, конечно же, но идеологически — нет. Если тебе не нравится «станция» — выбирай другую, а не ищи на ней то, что тебе понравится. Попытка найти то, что нравится в гадости, когда рядом есть что-то, что может понравиться сразу, сродни какому-то мазохизму. По крайней мере на мой взгляд. Это был, кстати, еще один аргумент в копилку качественной рекомендательной системы.

Заодно тогда же, в сентябре, я увидел новую концепцию material design от гугла, и она зацепила, как в свое время зацепил Metro UI, в связи с чем я решил стилизовать приложение под нее. Не уверен, что получилось, но по крайней мере смена дизайна прошла хорошо.
Если пост читают фронтэнд-разработчики, то я объясню, чем же так вкусно было для меня возиться и «выпускать пар» — как в плане технологий, так и в плане UX.

Немножечко frontend-porn:
браузеры: ie11+ (и то потому что у меня winPhone), хром-фф последние
Javascript: ES6/traceur;
MVVM: vue.js;
Шаблонизация: Jade;
Стили: Stylus;
build system: gulp + browserify + gulp(как именно это — это для одной из следующих статей)
API: VK.com. Musicbrainz, coverartarchive, last.fm — отложено до следующих релизов по ряду причин.
Из временно выпиленного функционала: шейдерный эквалайзер для фона (нативные вызовы, без библиотек), нейронная сеть на brain.js в web worker для персонализации рекомендаций (надеюсь добавить во втором релизе).

Если вы разбираетесь во фронтэнде, то я думаю, что вы понимаете, насколько это заманчиво выглядит.
А если вы разбираетесь в бэкэнде — увы и ах, тут нет бэкэнда. ВООБЩЕ. Это не приложение с бэкэндом на апях, это не приложение даже с удаленными сервисами для хранения данных типа firebird. Максимум, что используется, кроме API Вконтакта и музыкальных сервисов — это localStorage и indexedDB на клиенте. Public radio — это настоящее client-side веб-приложение. У меня даже не стоит на сервере ничего кроме nginx. Это ведь в самом начале была просто еще одна ачивка в мою копилку: сделать взрослое серьезное приложение, которое можно развернуть на github.io. К сожалению, из-за last.fm придется делать какой-то бэкэнд: их api не поддерживает CORS, а друзья уже просят о его поддержке.

Для меня же это было сродни ковырянию под автомобилем — оно не будет ездить так, как надо, но сам процесс доводки доставляет удовольствие.
Просто игра ума и торжество аккуратности. То, что делаешь для себя — стараешься шлифовать, не хочется сделать гадость. Поэтому сидишь и часами медитируешь, как сделать правильно. Это правда было сродни психологической разрядке.

Нет, оно «ездило» бы, рано или поздно, но я совершенно не разбираюсь в раскрутке и продвижении приложений, а потому я скорее всего сделал бы ровно то же самое, что и со многими моими другими проектами — опубликовал бы и забыл.

Возрождение

А значит — зацепило бы и многих других людей.

А что еще важнее — я смог бы доказать себе, что я могу создавать веб-проекты, которые работают, ездят, и которые по-настоящему нравятся другим. Нет, никакой коммерческой цели не было как тогда, так и сейчас, просто хотелось сделать хороший проект.

Неделю назад я вернулся, начал хреначить (иначе не скажешь), а заодно и взял домен publicradio.io.

И сегодня я могу сказать, что у меня есть первый релиз Public Radio. Да, там нет многого функционала, который я хотел бы в нем видеть: нет умной строки поиска, которая бы подсказывала станции для друзей, определенных исполнителей или других станций. Нет сложного социального взаимодействия. Нет аналитики и персонализации для владельцев групп. Нет даже банально удаления не нравящихся тебе групп из списка. Но оно работает, оно играет музыку, рекомендует мне то, что я с удовольствием слушаю, лайкаю и добавляю в «мои группы». Это то, без чего я не мог видеть это «долбаное радио» (да, был период, когда я называл его именно так и никак иначе).

Я работаю над ним по ночам, по выходным, и я искренне счастлив, каждая минута работы с ним по-настоящему доставлет мне удовольствие, особенно когда возишься с ним под музыку, которая играет из него же.

Знаете, я только сейчас осознал, что я пришел в большую коммерческую веб-разработку ровно два года назад. 20 октября 2012 года я начал работать на первом месте из тех, что указаны у меня в резюме, до сих пор почему-то помню эту дату.
Наверное, это символично: начинать третий год работы в веб-разработке, запуская свой собственный проект. Некоммерческий, действительно фановый, такой проект, который нравится мне самому и который мне хочется развивать.

Наверное, у кого-то возникнет мысль «а в чем прикол? почему так долго делать? Да я это на коленке за неделю сделаю».

Я не буду спорить, сделаете. Я сам первую версию собрал за четыре дня, как я уже говорил.
А так долго… Два слова: быстродействие и рекомендации. Причем быстродействие как в плане работы с API, так и с рендером.
Если честно, получение данных можно было бы сделать в 2 раза быстрее, я его специально снизил сейчас: ВК отвечает через jsonp, который парсится как javascript, в режиме максимальной утилизации VK Api получалось, что 3 раза в секунду браузер парсил скрипты размером до 2 МБ каждый. Браузер, что логично, на это время подвисал, и даже дергался звук.

Что дальше?

Дальше я буду развивать проект — если людям он понравится, конечно. Правда, мне жутко не хватает времени — так что если кто-то хочет присоединиться, я только за. Я был бы рад видеть в команде Public Radio еще одного фронтэндщика и дизайнера, который хотел бы попробовать себя в Material Design.

Конечно, напишу 4 или 5 статей на Хабр про набор технологий, как и обещал выше. Мне правда есть о чем сказать — начиная от шейдеров (вот два, которые я сделал специально для Public Radio, но пока что не внедрил, долго объяснять причины, честно говоря: www.shadertoy.com/view/XsBSDW , www.shadertoy.com/view/XsBXDW) или построением веб-приложения как конечного автомата поверх генераторов es6 — и заканчивая простейшей рекомендательной системой и теми тонкостями, с которыми я столкнулся при ее создании на коленке.
Первую статью — про gulp+browserify+gulp, я надеюсь, я опубликую уже в среду.

Public Radio не станет коммерческим проектом, по крайней мере пока это мой проект.

Честно говоря, я не знаю, как мне продвигать его, и я искренне надеюсь на то, что мне просто повезет, и он станет сколько-то виральным. Я буду связываться с владельцами небольших пабликов и предлагать добавить их в список рекомендуемых: сейчас берутся первые 500 пабликов по слову music, парсятся, расчитываются по жанру и так далее — если создать каталог с жанрами, это значительно убыстрит и улучшит работу сайта — за размещение ссылки на радио (радио поддерживает ссылки на паблики, например, publicradio.io/?shantrock ), и, возможно, публикацию поста о радио. Если у кого-то есть хорошие идеи по развитию проекта — я буду рад услышать их, равно как и полезные комментарии.

Очень хотелось бы сделать мобильное приложение с кэшированием аудио — чтобы слушать «радио» в дороге или в метро, где лимитированный трафик (эта зараза может сожрать до 50 мб в минуту, особенно во время загрузки).

Но пока что у меня лично в планах сегодня вечером просто включить мою любимую станцию на Public Radio, собрать друзей, и отметить запуск моего первого полноценного веб-проекта.

Всем спасибо. Надеюсь, вам понравится Public Radio .

UPD: Забыл сказать. Если вам понравился проект и хотите помочь в его развитии — пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями. Это очень важно, куда важнее, чем в обычных случаях «расскажите о нас друзьям»: если удастся наладить партнерство с большим количеством (от 500, в идеале — как минимум 1500-2000) музыкальных пабликов, получится значительно ускорить загрузку и давать более точные рекомендации. Заодно будет почти полностью переписан движок с целью подключения нейросети для системы рекомендаций. А готовность владельцев пабликов идти на контакт и помогать предоставлять данные прямо зависит от живой аудитории Public Radio.

С удовольствием отвечу на Ваш вопрос. Посвященных музыке пабликов ВК много, постараюсь выделить более предпочтительные. Но, конечно, основываясь, в первую очередь, на своём субъективном мнении (да и жанров предпочитаемых Вы не указали). Очередность расположения пабликов ниже никак не связана с их рейтингом, порядок произвольный. Не претендую на всеобъемлемость, тут точно всего не охватишь, да и не знаешь всего.

Замечательный паблик "История музыки". Здесь каждый день отмечают определённые события, происходившие в мире музыки в тот или иной день в определённом году, какие-то знаковые даты (дни рождения, дни выпуска синглов, альбомов, проведения концертов и пр.), публикуют посты-обзоры на альбомы разных жанров (в первую очередь - рок-музыка (как правило, классический рок или жанры, ему близкие), качественная поп-музыка), делятся текущими новостями из музыкального мира, публикуют интересные факты об исполнителях, песнях, композициях, альбомах и т.п. Часто можно увидеть различные тематические подборки, истории создания конкретной песни, альбома (собственно, изначально, видимо, паблик на это и ориентировался, как мы можем увидеть из названия).

Мелодии и ритмы любимых альбомов. Публикуют, как опять же видно из названия, музыку альбомами, обязательно рассказывая об истории их создания, биографические факты деятельности конкретных исполнителей; иногда описания носят рецензионный характер (отмечаются достижения написанного альбома, его сильные вещи и не очень, характерные особенности альбома в целом и отдельных композиций, новаторство, прогрессия группы, либо, наоборот, упадок), либо просто отмечают оценку критиков, какие награды продукт принес авторам/исполнителям. Преимущественно можно увидеть классическую рок-музыку, иногда фолк (не современный, как правило), джаз, бывает и поп-музыка (но также, как и в паблике выше, очень избирательно), бывает электронная музыка. Стараются делиться музыкальными новинками. Хороший паблик.

Сетка пабликов E-music (основная страница: ): тематические музыкальные паблики разнообразных направлений и жанров в музыке - от классического рока, джаза, фолка до советской музыки, маршевой музыки, дрона, эмбиента, витч-хауса, вонки и так далее. Здесь меню с каталогом страниц: . Еще и паблики, посвященные книгам, кино, игрушкам компьютерным есть. Ссылки на конкретные паблики размещать не буду, потому что их оочень много. Кстати, есть деление на паблики, посвященные музыке конкретных городов России.

Паблики BBC Radio. Как известно, это радио имеет несколько станций, каждая из которых посвящена чему-то конкретному. Этот информационный ресурс музыкально интересен, потому меломаны, любители музыки и указанных радиостанций в целом решили отражать соответствующий материал в рамках ВК. Напишу о более интересных.

BBC Radio 1 (страничка ВК - ) - преимущественно на нем можно услышать современную электронную музыку (техно, транс, трип-хоп, инструментальный хип-хоп и так далее). Публикуют новинки, лонгплеи, сеты различных артистов. участвующих в деятельности радиостанции, рейтинги, чарты, архивные выпуски передач, ротаций (все на английском, конечно) радиостанции, жанровые подборки, тематические подборки (аля летняя музыка и пр.).

BBC Radio 6 ( - ссылка ВК) - здесь необычная смесь музыки: с одной стороны, много классического рока, джаза, фанка, регги прошлого столетия, с другой - достаточно современного фолка, инди, электронной и поп-музыки, но все достаточно избирательно. Также публикуют архивные выпуски передач, текущие передачи (все на языке оригинала), рассказывают о новинках музыки, памятных датах и пр. Меломанам можно будет подчерпнуть достаточно интересного материала, особенно, если слушать передачи. Часто приглашают музыкантов для беседы и обсуждения материалов.

Любители музыки психо-прог-арт-этно-блюз-рок. Один из любимейших мною пабликов. Если вас интересуют указанные жанры, вы найдете здесь много интересного, хотя иногда от основной тематики администраторы уклоняются, можно, к примеру, увидеть и подборки классической поп-музыки (Майкл Джексон, Джордж Майкл, к примеру), трип-хопа, достаточно классической музыки. Но в основном именно прог, психодел, арт, джаз, фьюжн. Музыка публикуется в большей степени альбомно (также рассказывают об исполнителе, особенностях альбома, его истории, ну или обязательно указывают инструментальную составляющую (перечисленные жанры, как правило, всегда связаны с мультиинструментализмом). Выделяются памятные музыкальные даты, значимые даты. В паблике достаточно живых обсуждений (во многих группах/пабликах они уже умерли) относительно музыкальных предпочтений и подобного. Иногда можно увидеть опросники с оценками альбома. В общем, любители психо-прог-арт-этно-блюз-рока точно этот паблик оценят.

Collection Of Elite Music. Энциклопедия меломана. Звучит пафосно и претенциозно, но паблик хороший, простим его за это.) Опять же, преимущественно публикуются альбомы музыки 20 века, иногда с описанием интересных фактов и особенностей работ, альбома в целом. Описание паблика ВК выглядит следующим образом: "Страничка для тех, кто любит музыку всех жанров и направлений; музыку, имеющую красивую гармонию; музыку, которая ласкает слух и заставляет нас воспринимать окружающий мир совершенно в ином свете... Если Вы меломан, любите рок-н-ролл, блюз, джаз и просто добротную музыку, то Вам сюда! :-)". Преобладающие жанры, как видно, обозначены.

World of intellectual music. Вновь альбомно публикуемая музыка - классический рок, блюз, джаз, прог, арт и так далее.

Один день в истории музыки. Музыкальный календарь с рассказом о фактах истории написания песни, из жизни музыкантов и пр.

Для любителей классической музыки.

В закладки

В апреле этого года «ВКонтакте» музыкальный раздел. Помимо нового дизайна и других чисто косметических изменений, это был один из последних на данный момент больших шагов в сторону легализации аудиозаписей, из-за которых социальная сеть судилась с правообладателями.

TJ пообщался с администраторами популярных музыкальных пабликов, чтобы понять, на каких правах живёт музыка во «ВКонтакте» спустя полгода после перезапуска.

Нововведения

В 2016 году холдинг Mail.Ru Group, которому принадлежит «ВКонтакте», а также его партнёр по взаимодействию с правообладателями United Music Agency заключили соглашение с некоторыми крупными западными музыкальными издателями (в их числе Universal Music, Sony Music и Warner Music) и с отечественным «Первым музыкальным издательством» об использовании их музыки на коммерческих условиях. До того момента музыкальные паблики «ВКонтакте» технически существовали в серой зоне: пользователи могли загружать любые аудиозаписи, но от их не защищён был никто.

Эти соглашения привели к тому, что в конце 2016-го приложение «Музыка ВКонтакте» сменило название на Boom. В Boom появился платный тариф за 149 рублей, а также бесплатный пробный период. С перезапуском музыкального раздела внимание на приложении акцентировалось ещё сильнее, а в основном приложении «ВКонтакте» для Android пропала возможность слушать треки офлайн (зато такая функция появилась в платной версии Boom). пресс-секретаря «ВКонтакте» Евгения Красникова, платное прослушивание музыки офлайн было требованием правообладателей.

Кроме того, с апреля «ВКонтакте» начала более активно использовать аудиорекламу. Помимо веб-версии, где музыку можно по-прежнему слушать без подписки, реклама стала появляться и в мобильной версии. Платная подписка в Boom отключает аудиорекламу везде.

Так выглядел музыкальный раздел «ВКонтакте» после весеннего перезапуска.

Как функционировали музыкальные паблики и за что их любили

Помимо свободного доступа к самой разной музыке, основным преимуществом музыкальных пабликов «ВКонтакте» раньше были так называемые «сливы» - альбомы, которые тем или иным образом попадают в сеть до официального релиза. В остальном интернете сливы преимущественно распространяются через закрытые торрент-трекеры вроде what.cd (в ноябре прошлого года он существование), peer-to-peer сервис Soulseek , специализированные cайты и приватные группы в Facebook, которые не всегда понятны простым пользователям.

Паблики «ВКонтакте» сильно демократизировали свободное распространение музыки, заодно превратившись практически в стриминг-сервис для сливов. Не нужно лезть ни на какие подозрительные сайты и ничего скачивать, можно просто включить и слушать тот или иной альбом порой за месяцы до его официального выхода.

К примеру, альбом «22, A Million» группы Bon Iver оказался во «ВКонтакте» ровно за месяц до релиза, а альбом калифорнийской группы Craft Spells был слит буквально на следующий день после его анонса . Некоторые пластинки могли появляться даже раньше, чем в остальном «общедоступном» интернете - альбом «Salad Days» канадского музыканта Мака Демарко был напрямую слит из Soulseek пабликом My pet spider до того, как оказался на других пиратских сайтах или торрентах.

Впрочем, немногие страницы самостоятельно занимаются таким дотошным поиском и загрузкой новой музыки. Большинство крупных музыкальных пабликов добавляют себе уже загруженные аудиозаписи, либо загружают их заново сами.

Что изменилось теперь

Со сливами музыки, как и с нелегальным контентом, правообладатели всегда сражались с переменным успехом. Они то блокировали не самые очевидные релизы, то пропускали известные альбомы. С момента введения платной подписки борьба со сливами заметно ужесточилась: многие опубликованные до релиза альбомы блокируются в течение нескольких дней, а некоторые аудиозаписи «ВКонтакте» распознаёт сразу после момента загрузки и блокирует моментально. Другое дело, что аудиозаписи не пропадают навсегда, а снова становятся доступными после официального релиза - иногда в том же самом посте, иногда файлы приходится перезаливать.

За последний год количество сливов сократилось во всём интернете в принципе. Альбомы популярных исполнителей всё чаще попадают в сеть всего за день-два до официального релиза (как это было с «Melodrama» певицы Лорд) или прямо в день выхода (как это было с альбомом «Starboy» The Weeknd).

Лейблы со временем стали лучше защищать свои релизы и теперь больше полагаются на официальные стриминговые «премьеры». К примеру, на сайтах вроде NPR и Hype Machine некоторые грядущие альбомы выкладывают для легального прослушивания за неделю до выхода.

Что об этом говорят администраторы пабликов

​Альбомы больших артистов (например, Coldplay или Depeche Mode) удаляют из пабликов почти сразу, если они появились там до релиза. Это занимает иногда несколько часов, а иногда несколько минут.

После официального релиза почти все артисты и альбомы доступны в «ВКонтакте» (раньше, во время конфликта лейблов с социальной сетью, некоторых артистов здесь просто не было: The National, Honeyblood и других). Артисты же рангом поменьше могут быть удалены, но не всегда.

На ведение паблика [это] почти никак не влияет, мы стараемся выкладывать альбомы только после релиза. С удалением альбомов до релиза мы не боремся. Стараемся поддерживать лейблы и артистов и выкладываем альбомы только после официального выхода. Негатива почти нет, люди уже привыкли, что альбомы, слитые до релиза, будут доступны всего пару часов, а потом их удалят.

На «Родном Звуке» (Паблик с отечественной музыкой. - прим. TJ) это практически не отразилось. 80% нашего контента - это музыканты, выпускающие свои альбомы и синглы в домашних условиях, без помощи лейблов. У многих из них музыки нет даже в Apple Music и Soundcloud. Зачастую «ВКонтакте» - единственная площадка, где они представлены. «ВКонтакте» в России и странах СНГ - это колыбель новой музыки.

Альбомы российских независимых артистов сливаются редко. За последнее время могу вспомнить только альбом Kedr Livanskiy, 7 треков из которого оказалось во «ВКонтакте» за неделю до релиза. Но его удалять не стали, треки остались доступны (Этот альбом был издан на американском лейбле 2MR. - прим. TJ) .

Недавний новый альбом группы «Пасош» слили за несколько часов до релиза, но музыканты это заметили и выложили его сами в своём паблике.

​Музыку сейчас всегда удаляют до релиза. Особенно если это релиз большого лейбла - Warner, Sony, Universal. У таких лейблов есть представительства во «Вконтакте». В одном из них мне рассказали, что если альбом сливается до релиза, то они подают заявку в техподдержку, и его блокируют.

[Чаще удалять альбомы до релиза стали] благодаря слаженной работе представителей крупных лейблов в России. Я сам сейчас ничего не заливаю в паблик, если альбом слили. Смысл? Если его его удалят в течении дня. Это неуважение к артисту и музыканту.

Если у тебя небольшой ламповый паблик на тысячу человек и ты хочешь быть самым быстрым, то имеет смысл публиковать слив. Но у меня полмиллиона человек, и каждый большой альбом очень важен для подписчиков.

Все привыкают слушать альбомы в день выхода. Продвинутые меломаны увидят альбом на торрентах, скачают, но комментировать все равно придут во «ВКонтакте». Я слушаю сливы, но сам оформил подписку в Apple Music и не жалуюсь. C приходом стриминговых сервисов по доступной цене менталитет даже наших людей меняется.

Что будет дальше

Все нововведения «ВКонтакте» похожи на условия использования многих популярных стриминг-сервисов. В бесплатной версии Spotify есть аудиореклама, без подписки на Deezer в мобильной версии нельзя сохранять песни в кэш, в Google Play Music можно самостоятельно добавлять песни в фонотеку. Cтоимость подписки на Boom в России тоже немногим отличается от подписок на другие стриминги: Google Play Music стоит 159 рублей в месяц, а Apple Music и «Яндекс.Музыка» - 169 рублей.

Вероятно, «ВКонтакте» тоже стремится стать полноценным стриминг-сервисом и избавиться от пиратского прошлого. ​Подобное случалось: сервис Deezer тоже первоначально давал неограниченный доступ к нелегальной музыке, но из-за проблем с правообладателями был вынужден заключить соглашения с лейблами.

У «ВКонтакте» есть большая база лояльных пользователей, которые привыкли слушать там музыку, но не очень понятно, готовы ли они платить за это. Социальная сеть не раскрывала число платных подписчиков в Boom, а сами пользователи восприняли приложение скорее негативно. Рейтинг приложения в Google Play сейчас колеблется в районе 1,6 на основе около 150 тысяч оценок, в App Store - около 2,5 на основе более 4 тысяч оценок.

Паблики тем временем перестают быть распространителями пиратского контента. Они становятся скорее рекомендационными площадками, которые специализируются на той или иной музыке. Что-то похожее есть в других стримингах - редакторы по странам в Deezer или кураторские плейлисты в Apple Music. Тем пабликам, которым это не нравится и которые всё ещё хотят распространять нелегальный контент без ограничений, вероятно, придётся подыскивать новую площадку.

Ей вполне может стать Telegram - там, как и во «ВКонтакте» пару лет назад, можно бесплатно слушать аудиофайлы, а также скачивать их без лимитов. Telegram, впрочем, уже блокировал каналы с нелегальным контентом (в том числе музыкальным), но массовых прецедентов пока не было.

Другое дело, что «ВКонтакте» всё ещё лучше многих других стримингов в плане редкой и андеграундной музыки. Она часто недоступна на официальных стримингах, об её удалении не заботятся правообладатели. Это касается страниц с электронной музыкой (сообщества вроде

10 октября социальной сети «ВКонтакте» исполнилось десять лет. Один из главных подарков, который сделал «ВК» русскому интернету за эти годы, конечно, паблики. Они становились источниками мемов, в пабликах узнавали о новой музыке и модных тенденциях, смотрели сериалы, из пабликов вырастали знаковые и уходившие в офлайн . По случаю юбилея социальной сети сотрудники The Village, друзья редакции и люди, которые проводят много времени в социальных сетях, рассказывают о своих самых любимых и просто лучших пабликах на свете.

Десять пабликов о музыке

Кирилл Мажай , журналист

«И другие »

Журнал «Сеанс»

Страничка лучшего в России черно-белого журнала о кино должна быть в подписках у каждого добропорядочного синефила.

A-One Films

Паблик наших друзей, благодаря которым мы видим самые ожидаемые фильмы сезона в российском прокате. А еще там разыгрывают много призов с кинофестивалей.

Четыре паблика для рейверов

Юлия Рузманова, новостной редактор The Village

«Техномаразм »

Мой любимый паблик техноснобов. Здесь стебутся над посетителями Ouline, Ниной Кравиц и теми , кто ищет разницу между техно и рейвом. Еще они периодически проходятся по неаккуратным статьям и высказываниям на тему рейвов (наверное, теперь пройдутся и по мне).

«Техногалерея »

Здесь обшучивают рейверскую актуалочку: Виллалобос, Berghain, габбер и фен на картинах Рене Магритта, Фабиана Переза и других классиков. Иногда получается прикольно, правда, обновления появляются довольно редко.

«MЫИDЕМ »

«MЫИDЕМ» пишут об интересных тусовках и выставках столицы и рекламируют модные шмотки. Делают это довольно прямолинейно, без привычного жесткого или шутливого тона, который присутствует почти во всех подобных пабликах и Telegram-каналах. Этого мне не хватает, но подборки событий на выходные у них и правда полные - их и смотрю, а оcтальные посты смело пропускаю.

«Гордые лица русского рейва »

Этакое агентство Lumpen на рейве без правильного освещения и поз, ну и просто Кастальский ключ для аватарок и глупых комментариев.

Семь самых важных пабликов эпохи

Кирилл Савинов , журналист, ведущий рубрики «Ревизия „Вконтакте“»
на сайте «ВОС»

За время существования «Ревизии „Вконтакте“» на «ВОС» я пересмотрел столько пабликов, что уже и не упомнить, да и сейчас все еще подписан штук на 600. Есть ощущение, что теперь интересных сообществ появляется меньше. Года два назад был настоящий пик. Зато существующие паблики активно развиваются. Если говорить о ценном и любимом, то вот:

mom"s spaghetti

В «ВК» есть тысячи сообществ, где пересказывают шутки с Reddit и Tumblr, и это одно из них. В «Cпагетти» админов отличает великолепный вкус и чувство времени. И они не знают меры, а в мемах это важнее всего.

CLIQUE

Самый модный паблик про популярную культуру, сериалы, супергероев, неоновый нуар и другие актуальные вещи. Еще создатели снимают свои ролики вроде трейлера и тизера к воображаемому третьему сезону True Detective. Правда, сейчас «Клик» стал слишком большим, вальяжным и неповоротливым. Ну правда, сколько можно публиковать фотографии актеров из сериала Shameless!

«ОНА РАЗВАЛИЛАСЬ »

Не хочу никого обижать, но это сообщество выполняет просветительскую миссию помощнее всех «Открытых университетов» и «Ельцин-центров» вместе взятых. Благодаря «Развалюхе» можно погрузиться в период конца 80-х - начала 90-х, узнать что-то интересное про войну в Карабахе, первые российские журналы о гей-культуре, необычные клипы с участием Жириновского, и так до бесконечности. Настоящий глоток свободы.

«Лев Толстой. Секрет успеха »

Цитаты из дневников Льва Николаевича с красивыми коллажами. Самое мотивирующее чтение в интернете. Толстой обвиняет себя в бесталанности, похоти, алчности, неспособности написать ни строчки. Он такой же, как мы.

«Выхинская критика французской мысли »

Я так и не понял, действительно это сайт-проект факультета философии ВШЭ или нет. В любом случае шутки про философию у них получаются отличные.

«Симулятор Троллейбуса »

Классика веб-панка. Содержание соответствует названию.

«Советы по макияжу от Дэвида Боуи »

Дэвид Боуи дает советы по внешнему виду и имиджу. Советы крайне щадящие и добрые, а главное - полезные. После смерти Боуи это сообщество читаешь с какой-то особенной теплотой.

Пять пабликов о разнообразии жизни

Николай Кононов, главный редактор издания «Секрет фирмы», автор книги «Код Дурова»

«Русская интеллигенция »

Я уже 25-й, кто пишет о «Русской интеллигенции», но что поделать. Это ведь успех - когда люди заглядывают в паблик в поисках себя и огорчаются, если не находят.

«Толстые собаки и цитаты о любви »

Сагитировал подписаться дочь Веру (10 лет).

«одноклассники ругаются »

Надо помнить, где живешь.

«Монеточка »

Слежу за кумиром!

«Филологическая дева »

Старая любовь не ржавеет.

Десять пабликов с мемами и сложными шутками

Роман Бордунов, SMM-редактор «Амедиатеки», основатель сообщества «