Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Об установке плагинов (компонентов) foobar2000. Foobar2000 – настраиваем аудиопроигрыватель под себя

Об установке плагинов (компонентов) foobar2000. Foobar2000 – настраиваем аудиопроигрыватель под себя

Всем привет Значит сегодня я хочу вам рассказать о такой программе как Foobar2000. Не знаю как вы, а я часто слышал о этой проге, но так и никогда ее не ставил. Но недавно все таки поставил, ибо уж больно интересно было. Дело в том, что Foobar2000, это аудиоплеер, но не простой, а вроде как только для аудиофилов. Ну конечно его и обычный юзер может слушать, но там нет никаких красивостей, то есть просто плеер и все.

Я не знаю откуда это пошло, но я и не говорю что это не правда, но Foobar2000 считается именно лучшим плеером для тех, кому важно качество звучания. Но я не знаю почему так. Я его попробовал, мне все в нем понравилось, все сделано ОЧЕНЬ удобно, систему он не грузит, все кнопки и оформление ПРОСТОЕ и УДОБНОЕ. В принципе за что мне этот плеер и нравится, годный плеерок

Foobar2000 бесплатный, и вроде бы не очень популярный, ну наверно Аимп или Винамп все таки более популярный. В общем если вы аудиофил, то я советую вам обратить внимание на Foobar2000

Собственно вот как выглядит этот Foobar2000:


Тут есть эквалайзер, вот чтобы его открыть, то вызовите меню View и выберите там пункт Equalizer:

Ну и вот сам эквалайзер:


Чтобы открыть настройки в Foobar2000, то нужно вызвать меню Library и там выбрать пункт Configure:


Вот сами настройки, тут все на английском, но думаю что не сложно будет разобраться:


Скажу честно, что в настройках я вообще ничего не менял. Даже не знаю почему, работало все нормально, не было никаких косяков или глюков, поэтому в настройки и не лез. Кстати плеер вообще безглючный, работает как часы. Единственное что, я тут поставил вывод звука WASAPI. Плагин можно скачать на официальном сайте, потом просто на вкладке Playback > Output выбрать вывод звука в WASAPI. Короче там нет ничего сложного, поверьте. Кстати в Аимпе этот вывод уже есть в комплекте, ну то есть скачивать ничего не нужно. Аимп в последнее время преобразился, стал другим, так бы сказать круче, серьезнее что ли..

В Foobar2000 есть некоторые прикольные штучки, так бы сказать что-то вроде визуализации. Чтобы включить какую-то такую вот визуализацию, то нужно вызвать меню View, выбрать там пункт Visualizations:


Вот на картинке выше включен Spectrum.

Ну что, вроде бы более-менее с тем что за программа Foobar2000 мы разобрались. Теперь скажу немного по звуку. Конечно многие могут со мной не согласиться, ну что мол я не прав. Но мне кажется, что ничего особенного в звуке Foobar2000 нет. Но это и есть главная фишка, как мне кажется, плеер Foobar2000 играет музыку так, какой она есть на самом деле, вот мне это и нравится. Огромной какой-то разницы с другими плеерами вроде бы нет.

Но все таки что-то в плеере есть, за что мне на нем приятнее слушать музыку. В общем тут ничего сказать не могу, ну мол лучше, хуже, это как с выводом звука WASAPI: кто-то чувствует разницу, кто-то ее вообще не может заметить. Тут еще зависит что у вас за аппаратура, что есть что у вас за колонки или наушники. Если у вас дорогая аппаратура, то вы может быть тоже заметите разницу между Foobar2000 и другими плеерами, или между WASAPI и обычным виндовским выводом звука. Ну и конечно, не стоит забывать про источник звука! Встроенные звуковые карты в материнки, это так бы сказать бытовой уровень качества, пойдет для всего, но особо качественным такой источник назвать нельзя, вы это должны понимать. А вот если у вас внешняя звуковая карта, ну и не самая дешевая, то это уже совсем другое дело. В общем, это уже совсем другая история…

Ну и теперь я покажу как удалить Foobar2000, это на тот случай, если вам плеер не понравился, ну мало ли..

Итак, смотрите, для удаления можно использовать такой удалятор как . Он и плеер удалит и еще его остатки в винде найдет и тоже удалит. В общем смотрите сами, удалятор годный и известный, имеет хорошую репутацию, я сам вот им пользуюсь

Ну а теперь как удалить так бы сказать по-простецки. Значит зажимаем кнопки Win + R и пишем такую команду как:


Теперь находим значок Программы и компоненты, ну и запускаем его:


В списке программ находите foobar2000 (у меня вот версия v1.3.12, а у вас может быть другая), нажимаете правой кнопкой и выбираете Удалить:


Потом откроется окошко foobar2000 Uninstall, тут нужно поставить две галочки (это чтобы настройки тоже были удалены) и нажать Uninstall:


Все, потом оно все быстренько удалится, ничего сложного как видите нет!

В общем надеюсь что теперь вы знаете что это за программа Foobar2000 и думаю вы сможете для себя решить, нужна она вам или нет. Если не нужна, то я показал как ее удалить. Удачи вам и хорошего настроения

25.09.2016

Foobar 2000 - программное обеспечение, необходимое для организации качественного вывода звука на персональном компьютере. Используя данную программу, можно выполнить все требуемые настройки и гарантировать повышение качества звукового ряда. Разработчик, предлагая новые версии программы, гарантирует улучшение функциональных характеристик и видоизменение предлагаемого приложения с учетом потребностей пользователей. Итак, на какие функции следует рассчитывать? Какие настройки есть в новой версии Foobar 2000 ?

  1. Track позволяет сохранить баланс громкости только для определенной музыкальной композиции.
  2. Album - это режим для создания баланса громкости между всеми песнями альбома.
  3. Prevent clipping according to peak - лучший вариант, который позволяет предотвращать уровень, на который происходит занижение громкости, благодаря чему прослушивание композиций становится максимально комфортным. Для настройки происходит расчет с помощью album peak, track, в зависимости от того, какой вариант был выбран.
  4. Apply gain - режим позволяет выравнивать громкость прослушиваемых музыкальных композиций. Нужно отметить, что обычно воспринимаемая громкость не имеет связь с пиковыми уровнями, так как она зависит от индивидуального восприятия. Этот режим не является рекомендованным, так как присутствует риск серьезных изменений громкости треков.
  5. Apply gain and prevent clipping according to peak - режим, который может провести анализ трека и посчитать его очень тихим, в результате чего будет происходить усиление значения. Этот режим позволяет не только проводить анализ track, album, но и гарантировать повышение уровня громкости.
  6. Pre-amp позволяет регулировать показатели громкости, но при этом учитываются индивидуальные предпочтения пользователя программы. Функция работает только, если включен apply gain. При этом происходит суммирование из track/album. Несмотря на включение данной функции, от нее желательно отказаться, так как качество становится существенно хуже.

Разработчик предусмотрел возможность для цифровой обработки звуков с помощью DSP. Данные обработчики позволяют проводить преобразование звукового потока. В идеальном случае любая обработка звукового ряда должна отсутствовать, но иногда для повышения качества приходится использовать инновационные обработчики.

Каждая версия программы Foobar 2000 приобретает новые функции и возможности, среди которых есть достойные варианты, а есть неэффективные предложения. Теперь вы знаете, как настроить Foobar 2000. В любом случае новые грани звучания окажутся открытыми.

Среди музыкальных проигрывателей современности Foobar2000 занимает, пожалуй, одно из самых значимых мест. Некоторые пользователи, которые не до конца разобрались с его возможностями, ошибочно утверждают, что Foobar2000 - хороший аудиоплеер с понятным интерфейсом. Но сказать, что он просто хороший, - значит не сказать ничего. Дело в том, что в нем заложено столько самых разнообразных и порой весьма неожиданных программных решений, что иногда просто диву даешься, как разработчикам удалось совместить все их в одном пакете. В материале, представленном ниже, попробуем рассмотреть, каким образом производится настройка Foobar2000 на максимальное качество звучания с использованием абсолютно всех основных и скрытых возможностей, которые, правда, можно реализовать исключительно за счет установки дополнительных компонентов, самые главные из которых далее и будут представлены. Но обо всем по порядку.

Выпускаемые модификации

Судя по всему, разработчики этого проигрывателя подошли к его созданию весьма основательно. Неудивительно, что на официальном сайте, где это программное обеспечение доступно для загрузки совершенно бесплатно, можно найти последнюю версию плеера для Windows-систем, Foobar2000 для Mac и мобильных платформ.

Для закачки нужно выбрать всего лишь нужную ссылку и нажать на нее. Но тут нужно обратить внимание на то, что для тех же Windows-систем загрузить установочный дистрибутив можно непосредственно по линку на ресурсе или получить приложение из «Магазина». Для старта закачки для «яблочных» и мобильных ОС нужно будет перейти по ссылке переадресации на соответствующие хранилища. К сожалению, Foobar2000 для Linux на сайте не представлен, однако установку можно запустить, скажем, на платформе Ubuntu с Wine при условии конфигурирования системы, как модификации Windows XP. Но поскольку Windows-системы у нас считаются самыми распространенными, рассматривать все основные аспекты, связанные с установкой и настройкой плеера, будем исключительно для них.

Основные возможности, плюсы и минусы музыкального комбайна

Что же касается возможностей, то все описать в одной статье просто нереально. По крайней мере, можно ограничиться лишь тем, что самым основным направлением в использовании этого музыкального плеера является воспроизведение высококачественного несжатого аудио lossless-формата, хотя сам проигрыватель воспринимает практически все известные звуковые форматы без необходимости установки дополнительных кодеков (они нужны только для расширения функционала проигрывателя и получения максимально чистого звука, о чем будет сказано несколько позже).

Несомненными плюсами музыкального плеера Foobar2000, кроме поддержки максимального количества аудиоформатов, можно назвать гибкость настроек, возможность подключения дополнительных программных модулей в виде DSP-эффектов и «железных» устройств для воспроизведения, поддержка интегрирования дополнительных аудиодрайверов, кодеков и декодеров и многое другое. К минусам можно отнести разве что отсутствие предустановленных настроек встроенных эффектов, а также полное отсутствие русскоязычного интерфейса.

Установка основной программы

Наконец, вы определились с выбором платформы и загрузили установочный дистрибутив, который на сегодняшний день доступен в виде версии 1.4. Пока инсталляцию дополнительных компонентов не рассматриваем, а берем в расчет исключительно установку основной программы. Исходя из описания системных требований, представленных на официальном ресурсе, проигрыватель запросто может работать даже на устаревших процессорах i686 и в относительно устаревших операционных системах семейства Windows. В седьмой модификации и выше, как обычно, установщик запускается от имени администратора (при условии, что учетная запись суперадминистратора не отключена самим пользователем), после чего нужно согласиться с доверительным отношением к приложению со стороны службы контроля UAC, а затем следовать подсказкам соответствующего «Мастера». Тут ничего сложного нет.

При желании на одном из этапов можно выбрать либо полную, либо портативную установку. При выборе полной инсталляции изменять устанавливаемые по умолчанию компоненты не нужно.

Первый запуск и предварительные быстрые настройки

Итак, программа установлена. Теперь - самое время познакомиться с интерфейсом проигрывателя и выполнить в плеере Foobar2000 настройку звука исходя из тех возможностей, которые представлены в основном программном пакете. После запуска приложения, например, через созданный на «Рабочем столе» ярлык окно быстрой настройки параметров будет выдано автоматически.

Здесь можно выбрать цвета оформления, распределение и сортировку треков по плейлистам, установить дополнительные информационные блоки и т. д. Все элементы интерфейса изменяются автоматически при нажатии на соответствующий пункт опций. После этого можете открыть трек, несколько файлов или папки для добавления их в проигрыватель. Обратите внимание, что, даже если в выбранном каталоге присутствуют видеоролики, их аудиодорожки тоже воспроизвести будет можно. Основные же параметры можно просмотреть через файловое меню, выбрав соответствующий пункт (Preferences).

Изначально «заводская» настройка Foobar2000 такова, что, в общем-то, изменять выставленные параметры не нужно. В лучшем случае можно поэкспериментировать с эквалайзером, который находится в разделе DSP-эффектов, представленном в меню вида (View).

Установка дополнительных драйверов ASIO

Теперь перейдем к установке некоторых дополнительных компонентов, за счет которых и можно повысить качество звучания. Для воспроизведения владельцы компьютеров и ноутбуков с мощными звуковыми картами (в том числе и внешнего типа) могут воспользоваться установкой специальных драйверов ASIO, которые первичные звуковые драйверы системы превосходят по всем параметрам. По всей видимости, музыкантам, работающим с виртуальными студиями и секвенсорами, нет надобности объяснять, что это такое, поскольку именно ASIO-драйверы требуются для получения максимально чистого звука во многих таких программах. Для настройки Foobar2000 (в Windows 7, например), такое программное обеспечение тоже предусмотрено. Скачать его также можно на официальном ресурсе. Для подключения загруженного драйвера файл foo_out_asio нужно поместить в каталог Components в основной директории установки плеера, после чего запустить его и согласиться с добавлением компонента.

После этого необходимо активировать скопированный элемент, нажав кнопки Apply и ОК. После рестарта плеера можно выбрать предпочитаемый драйвер с его разрядностью.

В настройках панели ASIO лучше всего установить для буфера максимальное значение (2048 сэмплов).

Примечание: при выборе воспроизведения через ASIO непосредственно в разделе Output величину буфера можно увеличить до 30 000 ms.

Инсталляция дополнительного стримера

Поскольку драйверы ASIO некоторыми интегрированными саундкартами не поддерживаются (исключение составляют звуковые карты с поддержкой High Definition Audio), их владельцы настройку Foobar2000 на повышенное качество воспроизведения аудио могут произвести за счет установки специального компонента Kernel Streaming Support, который также необходимо загрузить с официального сайта разработчика в виде динамической библиотеки. Его, как и компонент ASIO, нужно переместить в вышеуказанный каталог, после чего точно так же активировать в настройках выхода в самой программе (Output), выбрав для воспроизведения компонент, название которого начинается с приставки KS.

Настройка Foobar2000 для воспроизведения формата SACD

Для использования плагинов и плеер можно настроить на воспроизведение улучшенного формата SACD, который приходит на смену обычным CD-дискам. Сначала необходимо подключить устройство воспроизведения и установить для него соответствующее управляющее программное обеспечение, загруженное с ресурса производителя оборудования. Далее потребуется инсталляция дополнительного декодера для Super Audio CD, который, как уже понятно, можно скачать на сайте разработчика программного плеера Foobar2000

Установка и настройка декодера

После распаковки архива, все его содержимое необходимо поместить в папку компонентов проигрывателя, как это было показано на примере стримера.

После этого можно активировать дополнительный DSP-процессор и декодер. При подтверждении операций проигрыватель будет перезапущен.

Затем установленные компоненты появятся в списке.

Инсталляция компонента ASIOProxy

Еще одна дополнительная настройка Foobar2000 связана с компонентом ASIOProxy, который предназначен для воспроизведения DSD. Эта утилита поставляется в комплекте с вышеописанным декодером, а действия ее абсолютно идентичны всему тому, что было описано выше.

Кроме всего прочего, можно вручную установить и специальный ASIO-транскодер, запустив инсталлятор из папки dsd_transcoder, которая находится в директории с кодеком. После этого указанный элемент появится в списке драйверов для воспроизведения.

Изменение интерфейса программы

Что касается изменения внешнего вида проигрывателя, настройка Foobar2000 предполагает некоторые варианты управления

Сначала эту возможность нужно активировать, как показано на изображении выше, а затем можно использовать меню ПКМ на выбранном элементе или информационном поле для изменения его вида, свойств и т. д.

Полная настройка Foobar2000 за счет расширенных возможностей сторонних скинов

Однако, как показывает практика, раскрыть абсолютно все встроенные скрытые возможности плеера можно только за счет установки дополнительных тем оформления (скинов). Так, при выборе популярной оболочки Xchange Br3tt можно запросто отображать дополнительные сведения об исполнителях (биографию и фото), отображать тексты песен и т. д.

После загрузки содержимого темы сначала следует поместить содержимое папки fonts_xchange в каталог со шрифтами системы (Windows\Fonts). Файлы из папки components_exchange нужно скопировать или переместить в каталог с компонентами проигрывателя, а затем скопировать папку skins с загруженной темой непосредственно в основную директорию установки проигрывателя.

Для выбора скина после рестарта программы появится окно, в котором нужно отметить пункт ColumnsUI и согласиться с изменением настроек.

После этого в настройках дисплея необходимо импортировать преференции для выбранного скина в окошке FCL importing and exporting, указав путь к файлу конфигурации каталога xchange в скопированной папке skins, а затем подтвердить операцию добавления всех выделенных элементов. И только после этого внешний вид плеера преобразится до неузнаваемости, а также станут доступными те самые скрытые возможности, о которых было сказано выше.

Общий итог

Как видим, назвать просто хорошим аудиоплеером Foobar2000 невозможно даже принципиально. Этот проигрыватель настолько необычен и интересен, что может запросто переплюнуть самые известные программные проигрыватели вместе взятые, и по качеству звучания, и по гибкости настроек, и по своим неслыханным дополнительным возможностям, которые, если можно так выразиться, нужно «разбудить». Правда, несколько огорчает отсутствие русскоязычного интерфейса и встроенных эффектов или даже отсутствие поддержки видеоряда, но все это можно назвать мелочами по сравнению с мощнейшими возможностями проигрывателя, которые раскрываются за счет установки дополнительных компонентов. Ну а качество звучания лучше всего оценить самому, произведя вышеописанные настройки. Оно, как уже понятно, выше всяких похвал, поскольку мало какой плеер современности может похвастаться такими высокими параметрами, да еще и при условии возможности работы с новыми форматами CD и аудио, а также в плане подключения к приложению внешних «железных» устройств. Что же касается плеера Foobar2000 для мобильных устройств, настроек в нем не так много, как в стационарной версии, однако в любом случае качество звука на порядок выше, нежели у всех тех проигрывателей, которые предлагаются для установки на мобильные платформы.

Настройка побитово-точного вывода звука на аудио карту. Описание настроек плеера foobar2000, а также рекомендации по поводу источника и настроек оборудования.

2017-09-17T19:10

2017-09-17T19:10

Audiophile"s Software

ВНИМАНИЕ : статья постоянно дорабатывается и дополняется. На данный момент информация актуальна для foobar2000 v1.3.x и операционных систем Windows XP, Vista/7/8/10. Настройки преимущественно ориентированы на воспроизведение стерео звука через аналоговый выход звуковой карты.

Copyright 2017, Taras Kovrijenko

Полное или частичное копирование текста допускается только с письменного разрешения автора .

Вступление

Основным критерием качества воспроизведения является количество искажений, которое вносится в аудиопоток при прохождении через звуковой тракт. Искажения, в свою очередь, неизбежно вносятся при любой обработке, так что главная для нас задача - свести к минимуму или вообще исключить обработку звука на участке тракта, по которому сигнал передается в цифровом виде. Также нам необходимо следовать принципу последовательного включения: в каждом звене тракта сохранять максимальный уровень сигнала, громкость же регулировать в самом последнем звене (например, на усилителе для акустики).

Звуковой тракт в нашем случае имеет следующий вид:

1) Источник - звук в одном из форматов lossy, lossless PCM или DSD.

2) Плеер - foobar2000. Содержит:

  • Декодер
  • Обработчики звука
  • Вывод
(подробнее см. дальше)

3) Микшер Windows, драйвер звуковой карты - очень тесно взаимодействующие элементы. На данном этапе может выполняться программная обработка звука (порой некачественная), что крайне нежелательно.

4) DSP звуковой карты - это уже аппаратная составляющая. Digital Signal Processor находится непосредственно на звуковой карте и совершает необходимую обработку звукового потока, а также обработку в соответствии с выставленными настройками в микшере звуковой карты (большинство операций, которые производит данный блок, зависит от выставленных настроек звуковой карты и от самой модели звуковой карты).

5) ЦАП - цифро-аналоговый преобразователь. Производит преобразование полученных цифровых аудиоданных в аналоговый вид для дальнейшего усиления (с помощью операционных усилителей) и подачи на аналоговый выход звуковой карты (с него - на наушники или внешний усилитель).

1. Источник

Бесспорно, это звено является основой. Если изначально запись некачественная, нет большого смысла тратить усилия на настройку остального тракта.

Источники можно подразделить на три типа:

  • Lossless PCM (wav, flac, wv, ape, tak, tta, ofr, etc.) - аудио закодированное без потерь (при декодировании полученный аудиопоток в точности соответствует тому, что кодировали в lossless - аналогично распаковке файлов из архива ZIP).
  • Lossy (mp3, ogg, aac, wma, etc.) - аудио сжатое с потерями. При кодировании происходят необратимые потери некоторой части информации (а именно, вырезается та часть звуковых данных, которую человек не воспринимает или же почти не воспринимает).
  • DSD (SACD-R образы, DSF/DFF файлы) - 1-битный высокочастотный поток (сжатый или несжатый), которым оперируют сигма-дельта АЦП/ЦАП. Так как настройка вывода DSD (если ваша звуковая карта его поддерживает) очень специфична, за информацией по нему обратитесь в соответствующий раздел статьи про SACD .

Если для lossless PCM проблемы качественного воспроизведения сводятся к минимуму, то для наиболее качественного воспроизведения lossy необходимо принять определенные меры (смотрите «Рекомендации по воспроизведению аудиоматериала»).

2. Программный плеер foobar2000

Теперь рассмотрим подробнее всё, что касается foobar2000. Одним из достоинств этого плеера является очень продуманный и прозрачный тракт. Чтобы наглядно это продемонстрировать я нарисовал блок-схему (нажмите для просмотра):

Примечания:
1. Как видно из схемы, присутствие всех компонентов необязательно - некоторые можно отключать, а некоторые включаются только при необходимости. Так, например, декодер нужен только для сжатых форматов, а конвертер глубины бит включается при несоответствии формата входных данных настройкам вывода (output data format).
2. Для Windows 7+ возможен вывод в формате с плавающей точкой (32-bit вывод через DS).

2.1 Декодер

Декодирует входные данные, в результате чего получаем несжатый звуковой поток в виде импульсно-кодовой модуляции. Большинство lossy декодеров работают в режиме с плавающей точкой (32-бит). На выходе декодеров lossless получаются данные с параметрами аналогичными исходному аудио (которое сжималось). Обратите внимание, что поток DSD (если SACD/DSD декодер работает в режиме DSD) следует на вывод, минуя все звенья, через которые проходит PCM.

2.2 Постпроцессор

Этот элемент был включен разработчиком в тракт сравнительно недавно. Выполняет роль декодера форматов HDCD и DTS (только lossless источники - пока только CDDA, WAV, FLAC, ALAC и WV). Так как для успешного декодирования этих форматов данные с обычного декодера должны передаваться бит-в-бит, постпроцессор находится в тракте сразу после него.

2.3 Обработчики

Совершают цифровую обработку звукового потока. Надо отметить, что использовать их надо только при необходимости, т.к. практически любая обработка звука - будь то даже изменение громкости - непременно вносит определенные искажения. Все обработчики по умолчанию работают в режиме с плавающей точкой. К цифровым обработчикам foobar2000 относятся:

2.3.1 ReplayGain

Прежде всего нужно отметить, что любой lossy аудио файл не содержит цифрового аудиопотока как такового. Он содержит его описание с помощью различных функций и т.д., по которым можно восстановить примерную форму исходной волны (что и делают декодеры lossy форматов). И вот, при декодировании возникает один нюанс: т.к. кодирование происходит с потерями (повторюсь: данные в lossy аудио-файле позволяют восстановить только примерную форму исходной волны), семплы на выходе имеют уровень отличный от того что был на входе.

Чем же это грозит? Декодер foobar2000 работает в формате с плавающей точкой, что позволяет ему обрабатывать и описывать волну не только в пределах какого-то диапазона. Например, для 16 бит с фиксированной точкой (16-bit signed integer): 2^16=65536 возможных значений уровня, а именно, числа от -32768 до 32767. Но дело в том, что после того как сигнал передается плеером на вывод, он автоматически преобразовывается в формат с фиксированной точкой.

Рассмотрим пример. Если мы будем преобразовывать семпл с уровнем 1.000000 (плавающая точка) в формат 16 бит с фиксированной точкой, то получим число 32767 - это максимальный уровень для 16-bit integer. Но не будем забывать, что при декодировании lossy исходный сигнал восстанавливается приближенно, и мы можем получить семплы с более высокими уровнями, например 1.124325. И правильно описать это значение в режиме фиксированной точки уже не получится, т.е. уровень этого семпла он автоматически приравняется к максимальному - 32767.

И что же мы получаем? Таким образом все участки волны (состоящей из точек-семплов), выходящие за максимальный уровень, «обрезаются», вследствие чего вместо синусоиды например мы получим что-то похожее на прямоугольные импульсы (если «верхушки» синусоиды окажутся выше максимума, они будут «срезаны»), а это означает что мы имеем дополнительные нелинейные искажения (уровень искажений зависит от того, какая часть звуковой волны выходит за максимум). Что-то схожее можно услышать при «запирании» колонок - когда подаешь на колонки сигнал с мощностью превышающей максимальную допустимую - диффузоры не могут двигаться дальше максимального уровня отклонения, получаются такие же искажения как и в нашем случае. Первое явление (с цифровым аудиопотоком) - это софтовый клиппинг (англ. clipping - обрезание), второе (с диффузорами) - аппаратный клиппинг (в некоторых других случаях это явление называют «перегрузкой»).

Для чего же в нашем случае нужен ReplayGain?

а) Чтобы определить, выходит ли уровень декодированного сигнала за допустимые пределы, а именно определить пиковый уровень записи - это делает ReplayGain Scanner.

б) Понизить уровень трека так, чтобы он вписывался в рамки допустимого - после того как сканер произвел сканирование, он записывает ReplayGain теги (с информацией о пиковом уровне), а плеер при проигрывании считывает эти теги и занижает уровень громкости всей записи (именно всей - чтобы не менять баланс громкости между отдельными участками) так, что пик оказывается на максимальном уровне (0 dB на пикметре), а всё остальное - конечно же, не выше этого уровня.

Настройка:

Source mode: track , если вы хотите сохранять баланс громкости только в пределах одного трека, album - если вам важен баланс громкости между треками всего альбома.

Processing: Prevent clipping according to peak - лучший в большинстве случаев вариант, при котором будет только предотвращаться clipping (уровень, на который будет занижаться громкость, будет рассчитываться с помощью тега track peak или album peak - в зависимости от выбранного source mode).

Apply gain - в этом режиме ReplayGain поможет выровнять воспринимаемую громкость прослушиваемых Вами треков (часто воспринимаемая громкость не связана с пиковыми уровнями, т.к. она определяется методом психоакустического анализа); данный вариант не рекомендуется, т.к. при этом может сильно изменяться громкость треков, что только ухудшает положение в плане качества.

Apply gain and prevent clipping according to peak . в результате анализа трека утилита ReplayGain может посчитать его слишком тихим и прописать в тегах положительное значение усиления, громкость при воспроизведении такого трек будет завышаться, в следствии чего пики результирующего сигнала могут оказаться выше максимального уровня. Этот режим позволяет утилите при воспроизведении анализировать не только тег track (или album - в зависимости от source mode) gain, но и track (album) peak и рассчитывать максимальное допустимое усиление, чтобы предотвратить клиппинг.

Pre-amp: Дополнительное усиление на выбор пользователя. Работает только при включенном Apply gain (или apply gain and prevent clipping), суммируется с усилением из тега Track (Album) gain. Использование данной функции не рекомендуется , т.к., опять же, может негативно повлиять на качество.
With RG Info - для треков с тегами ReplayGain
Without RG info - для треков без тегов Replay Gain.

Примечание: если вы по какой-то причине не хотите или не можете использовать ReplayGain, есть другой вариант - Advanced Limiter DSP (смотрите ниже).

Более подробную информацию по этой теме можно найти в моей статье «О понятии громкости в цифровом представлении звука и о методах её повышения» .

2.3.2 DSP

Это цифровые обработчики звука, необходимы для выполнения различных преобразований звукового потока в режиме реального времени.

В идеале любая обработка звука, конечно же, должна отсутствовать, но в некоторых случаях для достижения более высокого качества приходится использовать некоторые обработчики. В частности, DSP под названием Resampler просто необходим при отсутствии аппаратной поддержки звуковой картой частоты дискретизации воспроизводимого сигнала (чаще всего это материал со звуковых компакт-дисков с частотой дискретизации 44.1 кГц) для выполнения предварительного преобразования звукового потока в вид соответствующий аппаратным возможностям звуковой карты (чаще всего это преобразование 44.1->48/96/192 кГц).

Примечание : для встроенных визуализаций поток снимается сразу после прохождения через цепочку DSP.

Выявление некачественной передискретизации

На этот случай существует специальный семпл:

Настройка:

Итак, если Ваша звуковая карта поддерживает ASIO, скачайте и установите со ASIO Output. Если же поддержки нет, установите Kernel Streaming. Далее запустите foobar2000 и на странице вывода выберите в Output device драйвер ASIO производителя Вашей карты (например: ASIO: Creative ASIO , ASIO: Xonar Essence STX ASIO ) или же KS: <ваша звуковая карта> :

Buffer Length - это регулировка буфера плеера. Чем меньше значение - тем быстрее (считая от момента включения/изменения) будут вступать в силу изменения громкости, включение плагинов и т. д. На качество вывода данная опция не влияет, изменять стандартное значение не рекомендуется (т. к. при высокой нагрузке могут появится щелчки и треск).

Output format / Postprocessing

Output data format: установите максимальную разрядность, поддерживаемую вашей звуковой картой. Форматы 8 и 16 бит являются полноценными форматами с фиксированной точкой. Формат 24 бит соответствует либо i24v24 («integer 24 valid 24», 24 бита с фиксированной точкой, 24 значащих бита) либо i32v24 (32 бита, фиксированная точка, 24 значащих бита) - в зависимости от поддержки драйвером звуковой карты. Формат 32 бита соответствует либо 32 битам с плавающей точкой (f32v32), либо, в случае отсутствия поддержки драйвером плавающей точки - 32 битам с фиксированной точкой (i32v32). В некоторых случаях (для вывода ASIO и в более новых ОС) разрядность вывода плеер выбирает сам, на основе полученных от драйвера данных.

Dither: включение dithering + noise shaping (подробно читайте в статье «Системы понижения разрядности в мастеринге» . Данная функция может быть полезна только при выполнении одного из следующих условий:

а) Если ваша звуковая карта аппаратно НЕ поддерживает разрядность звука выше 16 бит и вы используете одну из функций: ReplayGain, DSP, Volume Control (регулятор громкости в foobar2000).

б) ваша звуковая карта аппаратно НЕ поддерживает разрядность звука выше 16 бит и вы воспроизводите в foobar2000 материал с разрядностью более 16 бит.

Во всех остальных случаях (например, если все обработчики выключены и вы воспроизводите материал с разрядностью 16 бит) включение данной функции только ухудшит качество .

Если вы используете вывод ASIO, его также необходимо настроить:

Use 64-bit ASIO drivers - если у вас 64-битная ОС и имеется 64-битный драйвер ASIO, очень желательно включить этот параметр для повышения производительности.

Run with high process priority - запускает обработчик ASIO (процесс ASIOHOst.exe) с высоким приоритетом. Также позволяет улучшить производительность.

Кроме того, если кликнуть два раза по названию ASIO драйвера в ASIO drivers , появится окно настройки ASIO драйвера:

Разрядность (если она настраивается в вашем драйвере) рекомендуется установить в 24 бита, оптимальное значение буфера ASIO обычно 20-40 мс. Обратите внимание на то, что буфер ASIO влияет на частоту обновления визуализаций плеера (чем меньше - тем выше частота), при этом малое значение может привести к явным искажениям, щелчкам и зависаниям.

2.4.2 Windows Vista/7/8/10

В этих ОС звуковая подсистема имеет совершенно иную структуру. Ниже представлена её упрощенная блок-схема:


API - Application Programming Interface
APO - Audio Processing Object
CPT - Cross Process Transport
KST - Kernel Streaming Transport

Как видно из схемы, никакого DirectSound тут нет (есть только его видимость для совместимости со старыми программами). По-умолчанию все звуки выводятся через интерфейс WASAPI (Windows Audio Session API) в т. н. общем (shared) режиме, который включает в себя различные службы, софтовые обработчики и микшер. Также очевидно, что звук передается драйверу устройства только пройдя все вышеуказанные составляющие. Таким образом, все звуки приводятся к одной частоте и битности, смешиваются, (вся обработка идет с использованием вычислительных ресурсов ЦП), а на звуковую карту поток поступает уже в готовом виде.

Как показала практика, в некоторых случаях обработчики подсистемы WASAPI могут сужать динамический диапазон записи, привнося в него некоторый шум. Это зависит от выбранной разрядности в настройках устройства, однако, так или иначе, получить побитовый вывод при использовании WASAPI shared удаётся не всегда.

В данных ОС также присутствует Kernel Streaming (KST), но на практике он далеко не всегда работает - порой устройство по непонятным причинам оказывается «занято».

Если посмотреть на схему, то можно заметить, что прямой доступ к драйверу имеется через ASIO. Отсюда вывод: если ваша карта аппаратно поддерживает ASIO (и имеет вменяемый драйвер ASIO 2.0) - используйте этот интерфейс . Не забывайте, что для этого необходим плагин .

Но что же делать если у карты нет поддержки ASIO? Сразу скажу, что ASIO4ALL тут едва ли поможет, так как работает через тот же нестабильный Kernel Streaming.

К счастью, выход из этой неприятной ситуации всё же существует. Разработчики оставили нам лазейку, и называется она WASAPI Exclusive. В этом режиме можно обойти все нежелательные составляющие WASAPI. Правда, в эксклюзивном режиме действуют жесткие ограничения - при использовании приложением этого режима звуки всех остальных приложений отключаются.

Настройка

Примечание : описание настроек вывода можно найти в предыдущем разделе. Здесь освещены лишь специфические для новых ОС моменты.

Как я уже сказал, если у вашей карты есть поддержка ASIO - используйте его (описание настроек можно найти выше). В противном случае скачайте со и установите плагин WASAPI Output, после чего выберите его для вывода:

Обратите внимание : у WASAPI exclusive существует два режима буферизации - Event и Push. Первый режим является технически более совершенным и лучше совместим с USB устройствами. Однако, режим event поддерживается не всеми звуковыми картами. Таким образом, предпочтительным является режим event. Если же воспроизведение в нем работать отказывается, необходимо переключиться на режим push.

В связи с частыми проблемами щелчков и треска во время воспроизведения звука в Windows Vista и более новых здесь немаловажно упомянуть дополнительные настройки воспроизведения, которые находятся в File->Preferences->Advanced->Playback :

Hardware buffer in MS - аппаратный буфер вывода для каждого из режимов WASAPI Exclusive. Если наблюдаются hgj,ktvs со щелчками, попробуйте увеличить значение для используемого вывода.
High worker process priority - этот параметр устанавливает высокий приоритет выполнения обработчика WASAPI Exclusive, который запускается в отдельном процессе WASAPIHost.exe (аналогично ASIO Host). Для достижения максимального эффекта можно установить и этому процессу, и процессу foobar2000.exe в Диспетчере задач Windows приоритет реального времени.

Thread priority - устанавливает приоритет для потока, отвечающего за воспроизведение. Желательно установить в максимум.
Use MMCSS - включает взаимодействие со службой Multimedia Class Scheduler Service, которая занимается распределением процессорных ресурсов. Эту функция рассматривается в статье по разбору звуковой подсистемы WASAPI .
MMCSS mode - выбор режима MMCSS. Для наилучшей производительности и стабильности рекомендуется значение Pro Audio .

3. Настройка звуковой карты

Так как звуковых карт огромное множество, в этой части даются только общие рекомендации или же рекомендации по настройке с помощью стандартных средств Windows.

3.1 Настройка средствами Windows

3.1.1 Windows XP

Чтобы начать настройку, вам необходимо перейти в Панель управления Windows->(Звук, речь и аудиоустройства->)->Звуки и аудиоустройства.

Рис. 1.1 Громкость следует установить на максимум, регулировку уровня громкости производить аналоговым методом (например, ручкой на усилителе). Если вы используете наушники без регулятора громкости, регулируйте её средствами foobar2000. По окончании настройки нажать на кнопку Дополнительно в графе Громкость микшера .

Рис. 1.2. Все источники, кроме Wave (его надо установить на максимум) и Play Control конечно же, следует отключить. Wave тоже можно отключить, если вы не используете в плеере вывод через DirectSound, при этом все остальные звуки, в том числе системные, не будут слышны. Предварительно необходимо перейти в "Свойства" и включить отображение всех источников:

Рис. 1.3. Тут вы должны включить отображение всех источников воспроизведения для настраиваемого устройства.

Рис. 1.4. Данное окно вызывается с помощью кнопки Дополнительно в графе Настройка динамиков окна изображенного на рис. 1.1. Здесь вы должны выбрать Вашу конфигурацию динамиков. Далее переходим на вторую вкладку.

Рис. 1.5. Тут оба регулятора следует выставить в максимальное положение. Естественно, подразумевается, что никаких неполадок с воспроизведением звука (чаще всего это может происходить в играх) у вас не возникает. Если же неполадки есть, подберите наибольшие положения регуляторов, при которых неполадки исчезнут. В таком случае, стоит отметить, что данные настройки не влияют на воспроизведение с использованием Kernel Streaming и ASIO, из этого следует, что если вам пришлось установить один из регуляторов в более низкое положение, для качественного вывода звука в плеере необходимо использовать один из этих плагинов вывода.

По завершении настроек в каждом окне следует нажимать кнопку Ок .

3.1.2 Windows Vista+

Чтобы начать настройку, вам необходимо перейти в Панель управления Windows->Оборудование и звук->Звук и на первой вкладке дважды нажать на устройстве воспроизведения, которое вы хотите настроить.

Рис. 2.1 Основную громкость установить на максимум. Все ненужные источники (микрофон, линейный вход) выключаем, регуляторы каналов (Front, Rear и т.д. - на скриншоте их не видно) устанавливаем в максимальное положение..

Рис. 2.2 Наличие и название данной вкладки зависит от установленной звуковой карты. Как показали опыты, включение/отключение этой опции влияет только на софтовые эффекты накладывающиеся при выводе в общем режиме. При выводе через WASAPI Exclusive эта опция ни на что не влияет - в этом случае будут работать только эффекты накладываемые аппаратным DSP звуковой карты.

Рис. 2.3 На этой вкладке нас больше всего интересует включение монопольного режима, необходимого для работы WASAPI. Параметр Предоставить приоритет приложениям монопольного режима оставьте включенным.

Настройка частоты и глубины бит здесь тоже работает лишь для общего режима, т.е. это опорная частота и глубина бит программного микшера, к которой будут приводиться все поступающие в него звуки. Частоту желательно установить соответствующую характеристикам вашей звуковой карты, глубину бит - максимальную поддерживаемую (используйте кнопку Проверка ).

На этом этапе принцип настройки не отличается от предыдущих: необходимо обеспечить достоверную передачу цифрового аудиопотока без внесения в него каких-либо изменений (в идеале - до самого цифро-аналогового преобразователя). Рекомендации по настройке состоят в следующем:

  • Все эффекты/эквалайзеры и т.п. должны быть выключены . По возможности следует включить режим Bit-Matched Playback (для карт Creative эта опция может находиться в Creative Audio Console или же Console Launcher).
  • Для большинства карт есть возможность выбора опорной частоты дискретизации (Master Sampling Rate) - ее следует установить равной частоте дискретизации воспроизводимого материала или же частоте установленной в ресемплере foobar2000. Там же может быть настройка глубины квантования (Bit Depth) - ее следует выставить на максимум.
  • Все регуляторы громкости влияющие на громкость воспроизведения следует устанавливать в положение максимум .

Для получения наилучшего результата, перед воспроизведением трека рекомендуется выполнить следующие действия.

Для lossy:

1. Выделите трек(и) в библиотеке или плейлисте foobar2000, нажмите на выделенном правую кнопку мыши и выберите из раскрывшегося списка Utils->Verify Integrity . Произведется сканирование трека(ов) на наличие ошибок. При наличии ошибок в файлах формата MP3 foobar2000 может их исправить. Если вы увидите ошибку вроде «Reported length is inaccurate...», выделите треки для которых отобразилась данная ошибка, нажмите правую кнопку и выберите Utils->Fix VBR MP3 Header , после обработки проверьте трек еще раз, ошибка должна отсутствовать.

Если при проверке вы наблюдаете ошибку вида «MPEG Stream error...», её можно исправить с помощью опции Utils->Rebuild MP3 Stream. После выполнения операции исправления ошибки не забывайте повторно проверять треки.

2. Выделите треки, нажмите на выделении правой кнопкой и выберите ReplayGain->Scan Per-File Track Gain, если выделены треки из разных альбомов или альбомы в тегах не указаны, Scan Selection As Single Album - если выделены треки одного альбома и Scan As Albums (by tags) - если выделены несколько альбомов. Также можно использовать опцию Scan As Albums (by folders), если теги альбомов не прописаны но треки каждого альбома находятся в отдельной папке. После сканирования вы увидите информацию о рассчитанных пиках и значениях усиления для каждого альбома/трека (в зависимости от выбранного типа сканирования), нажмите кнопку «Update File Tags» чтобы записать теги ReplayGain в файл.

Для lossless:

В случае с этим типом источника выполнение каких-либо действий для достижения максимального качества не требуется. вы также можете проверить материал на ошибки с помощью функции Utils->Verify Integrity, но вероятность ошибок для lossless меньше, тем более, в случае их наличия, исправить их средствами foobar2000 возможности нет (по крайней мере, таким же образом как в случае с MP3). Необходимости использовать ReplayGain в случае c lossless нет, т.к. клиппинга (в том виде, в котором мы его обычно имеем в случае lossy) в lossless источниках быть не может, так что эта функция может пригодиться разве что для выравнивания громкости между треками/альбомами.

За помощь в «поисках истины» огромное спасибо участникам форумов foobar2000.org, websound.ru, hydrogenaudio.org

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : Статья находится в процессе доработки . На данный момент информация в этой статье актуальна для foobar2000 v0.9.6.9 - v1.0 и Windows XP SP3.

Copyright (C) 2010, Audiophile

При воспроизведении данного текста или его части ссылка на источник обязательна .

ВСТУПЛЕНИЕ.

Основным критерием качества воспроизведения является количество искажений, которое вносится в аудиопоток при прохождении через звуковой тракт. Искажения, в свою очередь, неизбежно вносятся при любой обработке, так что главная для нас задача - свести к минимуму или вообще исключить обработку звука на участке тракта, по которому сигнал передается в цифровом виде.

Звуковой тракт в нашем случае имеет следующий вид:

1) Источник - сам звуковой файл - MP3, FLAC, OGG etc

2) Декодер - встроен в плеер, декодирует входной поток данных, в результате чего получаем несжатый звуковой поток в виде импульсно-кодовой модуляции, а точнее поток в формате 32 bit floating-point PCM (с плавающей точкой).

3) Цифровые обработчики звука - DSP, эффекты etc. - совершают дополнительную обработку звукового потока. Надо отметить, что данную составляющую тракта надо использовать только при необходимости, т.к. практически любая обработка звука - будь то даже изменение громкости - непременно вносит определенные искажения

4) Плагин вывода - данная составляющая необходима как связующее звено между плеером и звуковой картой. Плагин вывода определяет каким образом будет производиться вывод полученного (в результате работы всех предыдущих звеньев) аудиопотока из плеера на звуковую карту. Часто это звено играет решающую роль, т.к. порой позволяет обойти некоторые некачественные участки дальнейшего тракта. Надо отметить, что на этапе вывода поток преобразуется в формат с фиксированной точкой (глубина бит от 8 до 32 бит - в зависимости от выбранных параметров), к чему это может привести - будет рассмотрено далее.

5) Драйвер звуковой карты - составляющая, которая играет не меньшую роль, чем все предыдущие - на этом этапе также может совершаться обработка звука, но тут она абсолютно нежелательна

6) DSP звуковой карты - это уже аппаратная составляющая. Digital Signal Processor находится непосредственно на звуковой карте и совершает необходимую обработку звукового потока, а также обработку в соответствии с выставленными настройками в микшере звуковой карты (все действия, которые производит данный блок зависят от выставленных настроек звуковой карты и от самой модели звуковой карты)

7) ЦАП - Цифро-Аналоговый Преобразователь. Производит преобразование полученных цифровых аудиоданных в аналоговый вид для дальнейшего усиления и подачи на аналоговый выход звуковой карты (с него - на наушники или внешний усилитель).

ЧАСТЬ 1. Настройка программного плеера foobar2000

Теперь рассмотрим первые четыре составляющие тракта - источник и компоненты относящиеся к плееру.

1. Источник

Бесспорно, это звено является основой. Если изначально запись некачественная, нет большого смысла тратить усилия на настройку остального тракта.

Источники можно подразделить на два типа:

Lossless (wav, flac, wv, ape, tak, tta, ofr etc.) - аудио закодированное без потерь (при декодировании полученный аудиопоток в точности соответствует тому что кодировали в Lossless - аналогично распаковке файлов из архива ZIP)

Lossy (mp3, ogg, aac, mpc etc.) - аудио сжатое с потерями. При кодировании происходят необратимые потери некоторой части информации (а именно, вырезается та часть звуковых данных, которую человек не воспринимает или же почти не воспринимает).

Если в первом случае проблемы качественного воспроизведения сводятся к минимуму, то во втором случае для наиболее качественного воспроизведения необходимо принять определенные меры, о которых будет написано дальше.

2. Декодер.

С данным компонентом (а точнее, с компонентами, декодер под каждый формат - свой) у foobar2000 проблем нет - декодеры постоянно обновляются, мельчайшие ошибки быстро исправляются, о качестве не стоит и говорить.

3. Цифровые обработчики звука

Это звено в плеере можно подразделить на два пункта: ReplayGain и DSP. Также сюда входит регулятор громкости и конвертер битовой глубины, но о них будет сказано позже.


Прежде всего нужно отметить, что любой lossy аудио-файл не содержит цифрового аудиопотока как такового. Он содержит его описание с помощью различных функций и т.д., по которым можно восстановить примерную форму исходной волны (что и делают декодеры lossy форматов). И вот, при декодировании возникает один нюанс: т.к. кодирование происходит с потерями (повторюсь: данные в lossy аудио-файле позволяют восстановить только примерную форму исходной волны), уровень семплов на выходе имеет уровень отличный от того что был на входе - вплоть до того что некоторые участки звуковой волны могут выходить за максимальный уровень - 0dB (если Вы включите в Foobar2000 View->Visualizations->Peakmeter, сами сможете увидеть текущий уровень). Чаще всего это бывает когда уровень закодированной записи был высоким и пик записи находился на максимальном уровне - 0dB - или же близко к нему, практически всегда такие записи после кодирования в lossy и последующего декодирования имеют участки выходящие за 0dB.

Далее должен указать на еще один факт. Декодер foobar2000 работает в формате с плавающей точкой, что позволяет ему обрабатывать и описывать волну не только в пределах 0dB (значения уровня в таком случае могут быть от 0 до 1) но и за ними (значения выше 1). Проблема же состоит в следующем. После того как сигнал передается плеером на вывод, он автоматически преобразовывается в формат с фиксированной точкой, что равносильно потере всего что лежит выше максимального уровня, все семплы, имеющие значения выше 0dB (в формате с плавающей точкой они имели значение больше 1) - приравниваются к уровню 0dB (в формате с плавающей точкой это было бы аналогично их приравниванию к единице). И что же мы получаем? Все участки волны выходящие за максимальный уровень "обрезаются", в следствии чего, вместо синусоиды например мы получим что-то похожее на прямоугольные импульсы (если "верхушки" синусоиды окажутся выше 0dB, они будут "срезаны"), а это означает что мы имеем дополнительные нелинейные искажения (уровень искажений зависит от того, какая часть звуковой волны выходит за максимум). Что-то схожее можно услышать при "запирании" колонок - когда подаешь на колонки сигнал с мощностью превышающей максимальную допустимую - диффузоры не могут двигаться дальше максимального уровня отклонения, получаются такие же искажения как и в нашем случае. Первое явление (с цифровым аудиопотоком) - это софтовый клиппинг (англ. clipping - обрезание), второе (с диффузорами) - аппаратный клиппинг (в некоторых других случаях это явление называют "перегрузкой").

Для чего же в нашем случае нужен ReplayGain?

а) Чтобы определить, выходит ли уровень декодированного сигнала за допустимые пределы, а именно определить пиковый уровень записи - это делает ReplayGain Scanner.

б) Понизить уровень трека так, чтобы он вписывался в рамки допустимого - после того как сканер произвел сканирование, он записывает ReplayGain теги (с информацией о пиковом уровне), а плеер при проигрывании считывает эти теги и занижает уровень громкости всей записи (именно всей - чтобы не менять баланс громкости между отдельными участками) так, что пик оказывается на уровне 0 dB (в данном случае этот уровень соответствует значению 1), а всё остальное - конечно же, не выше этого уровня.

Настройка:

Volume - изменение громкости в плеере. Настоятельно рекомендуется максимальное значение.

Replay Gain

Source mode: track , если Вы хотите сохранять баланс громкости только в пределах одного трека, album - если Вам важен баланс громкости между треками всего альбома.

Processing: Prevent clipping according to peak - лучший в большинстве случаев вариант, при котором будет только предотвращаться clipping (уровень, на который будет занижаться громкость, будет рассчитываться с помощью тега track peak или album peak - в зависимости от выбранного source mode).
Apply gain - в этом режиме ReplayGain поможет выровнять воспринимаемую громкость прослушиваемых Вами треков (часто воспринимаемая громкость не связана с пиковыми уровнями, т.к. она определяется методом психоакустического анализа); данный вариант не рекомендуется, т.к. при этом может сильно изменяться громкость треков, что только ухудшает положение в плане качества.
Apply gain and prevent clipping according to peak . в результате анализа трека утилита ReplayGain может посчитать его слишком тихим и прописать в тегах положительное значение усиления, громкость при воспроизведении такого трек будет завышаться, в следствии чего пики результирующего сигнала могут оказаться выше максимального уровня. Этот режим позволяет утилите при воспроизведении анализировать не только тег track (или album - в зависимости от source mode) gain, но и track (album) peak и рассчитывать максимальное допустимое усиление, чтобы предотвратить клиппинг.

Pre-amp: Дополнительное усиление на выбор пользователя. Работает только при включенном Apply gain (или apply gain and prevent clipping), суммируется с усилением из тега Track (Album) gain. Использование данной функции не рекомендуется , т.к., опять же, может негативно повлиять на качество.
With RG Info - для треков с тегами ReplayGain
Without RG info - для треков без тегов Replay Gain

3.2 DSP

Это цифровые обработчики звука, необходимы для выполнения различных преобразований звукового потока в режиме реального времени.

В идеале любая обработка звука конечно же должна отсутствовать, но в большинстве случаев для достижения более высокого качества приходится использовать некоторые обработчики. В частности, DSP под названием Resampler просто необходим при отсутствии аппаратной поддержки звуковой картой частоты дискретизации воспроизводимого сигнала (чаще всего это материал со звуковых компакт-дисков с частотой дискретизации 44.1кГц) для выполнения предварительного преобразования звукового потока в вид соответствующий аппаратным возможностям звуковой карты (чаще всего это преобразование 44.1->48кГц).

Настройка

Рассмотрим два варианта для воспроизведения материалов с частотой дискретизации 44.1кГц:

a) Ваша карта аппаратно поддерживает данную частоту дискретизации. В этом случае для достижения максимального качества на вкладке DSP должны отсутствовать какие-либо включенные обработчики (первый список, слева).

б) Ваша карта аппаратно НЕ поддерживает данную частоту дискретизации. Для достижения максимального качества установите плагин и выставьте в его настройках максимальную частоту дискретизации, которую аппаратно поддерживает Ваша звуковая карта. После плагина SoX resampler в список активных плагинов обязательно добавьте Advanced Limiter - этот плагин позволит предотвратить клиппинг, занижая уровни участков звукового потока которые в результате ресемплинга сигнала могут оказываться выше максимально допустимого уровня.


Если у Вас второй случай и Вы выставили рекомендуемые настройки, то теперь появится возможность максимально качественно (для этой звуковой карты)воспроизводить не только записи 44.1 кГц, но и записи с любой другой частотой дискретизации. В случае, если частота воспроизводимого материала совпадет с максимальной поддерживаемой Вашей картой, ресемплер просто отключится (за ненадобностью).


3.3 Output (вывод)

Как я уже писал, это звено цифрового аудиотракта часто является решающим. Но должен отметить, что не всегда. На данный момент в foobar2000 существуют следующие способы вывода звука: DirectSound, Kernel Streaming, ASIO, WASAPI (только для Vista и Windows 7, будет рассмотрен позже, в более новых версиях статьи).

Первый выводит звук через микшер Windows - то есть на громкость воспроизведения будет влиять регулятор Wave в микшере Windows. Надо сказать, что в случае использования этого вывода и некачественных драйверов звуковой карты (это сейчас не редкость, особенно устаревшие драйвера) в аудио могут вноситься дополнительные искажения. Искажения эти могут возникать как в результате программной регулировки громкости регулятором Wave (что крайне не рекомендуется!), так и в случае положения этого регулятора на максимум, т.к. для некоторых драйверов положение регулятора Wave на максимум в действительности не соответствует максимальному значению.

Эту проблему решают два других плагина вывода. Оба плагина обходят некоторые некачественные участки дальнейшего тракта, включая регулятор Wave. Главное отличие ASIO и Kernel Streaming заключается как раз в том что они способны выводить звук мимо микшера Windows и в некоторых случаях избежать вышеописанных проблем с качеством. Отличие ASIO в том что данный интерфейс ориентирован на минимизацию задержки (латентности вывода), что на качество воспроизведения никоим образом не влияет. К тому же различные драйвера ASIO могут иметь свои ошибки, а потому для достижения наиболее точного вывода рекомендуется использовать именно Kernel Streaming.

Настройка:

И так, тут всё просто. Устанавливаем плагин , запускаем foobar2000 и на странице вывода выбираем:

Output Device: KS: <Ваша звуковая карта> - для вывода звука будет использоваться плагин Kernel Streaming, звук будет выводиться на указанную звуковую карту.

Buffer Length: регулировка буфера плеера. Чем меньше значение - тем быстрее (считая от момента включения/изменения) будут вступать в силу изменения громкости, включение плагинов и т.д. На качество вывода данная опция не влияет, изменять стандартное значение не рекомендуется.

Output format / Postprocessing

Output data format: установите максимальную разрядность, аппаратно поддерживаемую Вашей звуковой картой.

Dither: включение dither + noise shaping. Данная функция может быть полезна только при выполнении одного из следующих условий:

а) Если Ваша звуковая карта аппаратно НЕ поддерживает разрядность звука выше 16 бит и Вы используете одну из функций: ReplayGain, DSP, Volume Control (регулятор громкости в foobar2000).

б) Ваша звуковая карта аппаратно НЕ поддерживает разрядность звука выше 16 бит и Вы воспроизводите в foobar2000 материал с разрядностью более 16 бит.

Во всех остальных случаях (например в случае, если Ваша звуковая карта аппаратно поддерживает разрядность звука выше 16 бит) включение данной функции только ухудшит качество .

ЧАСТЬ 2. Настройка звуковой карты

Так как звуковых карт огромное множество, в этой части даются только общие рекомендации или же рекомендации по настройке с помощью стандартных средств Windows.

1. Настройка средствами Windows

Чтобы начать настройку, Вам необходимо перейти в Панель управления Windows->(Звук, речь и аудиоустройства->)->Звуки и аудиоустройства.

Рис. 1. Громкость следует установить в максимальное положение, регулировку уровня громкости производить аналоговым методом (например, ручкой на усилителе). По окончании настройки нажать на кнопку "Дополнительно" в графе "Громкость микшера".

Рис. 2.1. Все источники, кроме Wave (его надо установить на максимум) и Play Control конечно же, следует отключить. Wave тоже можно отключить, если Вы не используете в плеере вывод через DirectSound, при этом все остальные звуки, в том числе системные, не будут слышны. Предварительно необходимо перейти в "Свойства" и включить отображение всех источников:

Рис. 2.2. Тут Вы должны включить отображение всех источников воспроизведения для настраиваемого устройства.

Рис. 3. Данное окно вызывается с помощью кнопки "Дополнительно" в графе "Настройка динамиков" окна изображенного на рис. 1. Здесь Вы должны выбрать Вашу конфигурацию динамиков. Далее переходим на вторую вкладку.

Рис. 4. Тут оба регулятора следует выставить в максимальное положение. Естественно, подразумевается, что никаких неполадок с воспроизведением звука (чаще всего это может происходить в играх) у Вас не возникает. Если же неполадки есть, подберите наибольшие положения регуляторов, при которых неполадки исчезнут. В таком случае, стоит отметить, что данные настройки не влияют на воспроизведение с использованием Kernel Streaming и ASIO, из этого следует, что если Вам пришлось установить один из регуляторов в более низкое положение, для качественного вывода звука в плеере необходимо использовать один из этих плагинов вывода.

По завершении настроек в каждом окне следует нажимать кнопку "Ок".

На этом этапе принцип настройки не отличается от предыдущих: необходимо обеспечить достоверную передачу цифрового аудиопотока без внесения в него каких-либо изменений (в идеале - до самого цифро-аналогового преобразователя). Рекомендации по настройке состоят в следующем:

а) Все эффекты/эквалайзеры и т.п. должны быть выключены . По возможности следует включить режим "Bit-Matched Playback" (для карт Creative эта опция может находиться в Creative Audio Console или же Console Launcher).

б) Для большинства карт есть возможность выбора опорной частоты дискретизации (Master Sampling Rate) - ее следует установить равной частоте дискретизации воспроизводимого материала или же частоте установленной в ресемплере foobar2000. Там же может быть настройка глубины квантования (Bit Depth) - ее следует выставить на максимум.

в) Все регуляторы громкости влияющие на громкость воспроизведения следует устанавливать в положение максимум .

Для получения наилучшего результата, перед воспроизведением трека рекомендуется выполнить следующие действия.

Для lossy:

1. Выделите трек(и) в библиотеке или плейлисте foobar2000, нажмите на выделенном правую кнопку мыши и выберите из раскрывшегося списка Utils->Verify Integrity. Произведется сканирование трека(ов) на наличие ошибок. При наличии ошибок в файлах формата MP3 foobar2000 может их исправить. Если Вы увидите ошибку вроде "Reported length is inaccurate...", выделите треки для которых отобразилась данная ошибка, нажмите правую кнопку и выберите Utils->Fix VBR MP3 Header, после обработки проверьте трек еще раз, ошибка должна отсутствовать.

Если при проверке Вы наблюдаете ошибку вида "MPEG Stream error...", её можно исправить с помощью опции Utils->Rebuild MP3 Stream. После выполнения операции исправления ошибки не забывайте повторно проверять треки.

2. Выделите треки, нажмите на выделении правой кнопкой и выберите ReplayGain->Scan Per-File Track Gain, если выделены треки из разных альбомов или альбомы в тегах не указаны, Scan Selection As Single Album - если выделены треки одного альбома и Scan As Albums (by tags) - если выделены несколько альбомов. Также можно использовать опцию Scan As Albums (by folders), если теги альбомов не прописаны но треки каждого альбома находятся в отдельной папке. После сканирования Вы увидите информацию о рассчитанных пиках и значениях усиления для каждого альбома/трека (в зависимости от выбранного типа сканирования), нажмите кнопку "Update File Tags" чтобы записать теги ReplayGain в файл.


Для lossless:

В случае с этим типом источника выполнение каких-либо действий для достижения максимального качества не требуется. Вы также можете проверить материал на ошибки с помощью функции Utils->Verify Integrity, но вероятность ошибок для lossless меньше, тем более, в случае их наличия, исправить их средствами foobar2000 возможности нет (по крайней мере, таким же образом как в случае с MP3). Функцию ReplayGain в случае c lossless использовать не рекомендуется, т.к. клиппинга (в том виде, в котором мы его обычно имеем в случае lossy) в lossless источниках быть не может, а использование функции "Apply Gain" не рекомендуется потому как данная обработка может только ухудшить качество.

За помощь в "поисках истины" огромное спасибо участникам форумов foobar2000.org, websound.ru, hydrogenaudio.org