XXI век. Эпоха цифровых технологий и интернета. Реальность все увереннее становится виртуальной. Сегодня чуть ли не каждый первый житель любой развитой страны не расстается со смартфоном. И если часть отдает предпочтение модным Iphone и операционной системе IOS, то большинство пользуется устройствами на Android. Ведь они дешевле и выбор приложений гораздо богаче. И чтобы создавать такие приложения, нужны специально обученные люди, называемые программистами. Что нужно знать и уметь для того, чтобы погрузиться в Android-программирование?
Разработка требует специальных знаний, а также необходимо наличие инструментов.
Первое, что нужно, - это рабочий ноутбук или настольный компьютер. Только он должен быть не очень древним. Выбор в пользу ноутбука оправдан тем, что заниматься обучением и практикой можно в любом удобном месте.
Для того чтобы тестировать творения, нужен смартфон с операционной системой Android. Версия системы должна быть как минимум предпоследней. Это важно, потому что скорость развития новых гаджетов и программного обеспечения просто сумасшедшая, каждый день выходят различные обновления, разрабатываемое приложение должно одинаково хорошо работать как на старых, так и на новых устройствах. Программирование Android-приложений требует постоянной слежки за последними новостями из области технологий.
Перед началом разработки на компьютер следует установить драйверы для смартфона. Это если на компьютере установлена Windows. Остальные системы обходятся без специальных драйверов. Искать их лучше на официальном сайте производителя устройства. Если в процессе программирования будут возникать вопросы (а они будут возникать постоянно), то нужен доступ к интернету. Разработка под Android происходит в программе "Андроид Студио". Скачивается она с официального сайта. Разработана программа компанией Google.
При обучении категорически не нужно читать абсолютно все источники информации, проходить все курсы и уроки из Всемирной паутины и просматривать все видео. Нужно уметь находить правильную и актуальную информацию. Android-программирование таково: то, что было новым год назад, сегодня устарело. Если обучение проходит под руководством человека, то этот учитель должен быть мастером своего дела. Плохой программист ничему не научит, после потраченного времени придется переучиваться вновь.
Какую книгу выбрать? Хорошо себя зарекомендовала книга из серии Head First «Программирование для Android». В ней в доступной для новичка форме описан весь процесс. Авторы выбрали не скучную и монотонную, а юмористическую манеру изложения материала с массой интересных заданий.
Основным языком, на котором разрабатываются приложения, является Java. Поэтому нужно знать его хотя бы на начальном уровне для того, чтобы Android-программирование давалось легко. Без знаний Java ничего не выйдет. Это один из самых востребованных по всему миру языков программирования. Он в освоении намного проще, чем языки C и C++. Java строго типизирован, и это привьет хорошие манеры написания кода. Для изучения этого языка тоже есть книга от Head First. Программирование для Android осилит любой желающий. Главное, чтобы была мотивация.
Для начала можно начинать с 15 минут в день. Если будет затягивать, то постепенно добавлять по 5 минут. На первых порах нет нужды в многочасовом сидении за компьютером. Такое под силу только профессионалам. Да и желание может пропасть.
Программированием интереснее заниматься не в одиночку. Можно найти желающих среди знакомых. Если таковых нет, то всегда есть интернет. Социальные сети и форумы помогут найти единомышленников. А такая группа фанатов программирования в дальнейшем может превратиться в крупную международную корпорацию.
На первых порах можно просматривать чужой код и стараться его понять, внести какие-то свои правки. Исходники всегда можно найти в свободном доступе. Затем можно придумать приложение для друга или кого-то из родных и попытаться его реализовать. Даже полноценно работающий простой калькулятор, написанный своими руками, будет радовать новичка. Дальше можно усложнять задания. Самое главное - практиковаться ежедневно. Теория - это хорошо, но без практики программистами не становятся.
Есть один хороший прием при изучении: при прохождении новой темы надо попытаться объяснить ее другому человеку. Если он поймет, значит, цель достигнута и тема усвоена.
Может наступить момент, когда захочется бросить Android-программирование. Сложности бывают всегда, но не нужно унывать. Не надо гнаться за профессионалами, главное, чтобы занятия были регулярными, и со временем уровень обязательно улучшится, а сложности покажутся смешными. В конце концов, программирование - это очень интересно и, как дополнение, прибыльно и перспективно. Ведь сейчас даже для функционирования чайника нужно писать программу.
В любом деле самое сложное - это начало. Часто бывает тяжело войти в контекст, с чем столкнулся и я, решив разработать свое первое Android-приложение. Настоящая статья для тех, кто хочет начать, но не знает с чего.
Статья затронет весь цикл разработки приложения. Вместе мы напишем простенькую игру “Крестики-Нолики” с одним экраном (в ОС Android это называется Activity).
Отсутствие опыта разработки на языке Java не должно стать препятствием в освоении Android. Так, в примерах не будут использоваться специфичные для Java конструкции (или они будет минимизированы на столько, на сколько это возможно). Если Вы пишете, например, на PHP и знакомы с основополагающими принципами в разработке ПО, эта статья будет вам наиболее полезна. В свою очередь так как, я не являюсь экспертом по разработке на Java, можно предположить, что исходный код не претендует на лейбл “лучшие практики разработки на Java”.
Перечислю необходимые инструменты. Их 3:
Утилиты устанавливаются в определенном выше порядке. Ставить все перечисленные IDE смысла нет (разве только если Вы испытываете затруднения с выбором подходящей). Я использую IntelliJ IDEA Community Edition, одну из самых развитых на данный момент IDE для Java.
Итак, File->New Project:
По нажатию кнопки F6 проект соберется, откомпилируется и запустится на виртуальном девайсе.
В папке gen находятся файлы, которые генерируются автоматически при сборке проекта. Вручную их менять нельзя.
Папка res предназначена для хранения ресурсов, таких как картинки, тексты (в том числе переводы), значения по-умолчанию, макеты (layouts).
src - это папка в которой будет происходить основная часть работы, ибо тут хранятся файлы с исходными текстами нашей программы.
Как только создается Activity (экран приложения), вызывается метод onCreate(). IDE заполнила его 2 строчками:
super.onCreate(savedInstanceState);
setContentView(R.layout.main);
Метод setContentView (равносильно this.setContentView) устанавливает xml-макет для текущего экрана. Далее xml-макеты будем называть «layout», а экраны - «Activity». Layout в приложении будет следующий:
Для этого приложения идеально подойдет TableLayout. Id можно присвоить любому ресурсу. В данном случае, TableLayout присвоен id = main_l. При помощи метода findViewById() можно получить доступ к виду:
private TableLayout layout; // это свойство класса KrestikinolikiActivity
public void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
super.onCreate(savedInstanceState);
setContentView(R.layout.main);
layout = (TableLayout) findViewById(R.id.main_l);
buildGameField();
}
Теперь необходимо реализовать метод buildGameField(). Для этого требуется сгенерировать поле в виде матрицы. Этим будет заниматься класс Game. Сначала нужно создать класс Square для ячеек и класс Player, объекты которого будут заполнять эти ячейки.
Все классы нашего приложения находятся в папке src.
Инициализация Game в конструкторе KrestikinolikiActivity.
public KrestikinolikiActivity() {
game = new Game();
game.start(); // будет реализован позже
}
Метод buildGameField() класса KrestikinolikiActivity. Он динамически добавляет строки и колонки в таблицу (игровое поле):
private Button buttons = new Button;
//(....)
private void buildGameField() {
Square field = game.getField();
for (int i = 0, lenI = field.length; i
В строке 8 создается объект, реализующий интерфейс View.OnClickListener. Создадим вложенный класс Listener. Он будет виден только из KrestikinolikiActivity.
public class Listener implements View.OnClickListener {
private int x = 0;
private int y = 0;
public Listener(int x, int y) {
this.x = x;
this.y = y;
}
public void onClick(View view) {
Button button = (Button) view;
}
}
Осталось реализовать логику игры.
public class Game {
/**
* игроки
*/
private Player players;
/**
* поле
*/
private Square field;
/**
* начата ли игра?
*/
private boolean started;
/**
* текущий игрок
*/
private Player activePlayer;
/**
* Считает колличество заполненных ячеек
*/
private int filled;
/**
* Всего ячеек
*/
private int squareCount;
/**
* Конструктор
*
*/
public Game() {
field = new Square;
squareCount = 0;
// заполнение поля
for (int i = 0, l = field.length; i
Готово! Надеюсь, эта статья помогла Вам освоиться в мире разработки под OS Android. Благодарю за внимание!
Операционная система Android с каждым годом становится не только годной ОС для обычных пользователей, но и мощной платформой для разработчиков. Что ж поделать: Google всегда идёт навстречу девелоперам, предоставляя широкие возможности и мощный инструментарий, приправленный информативной документацией.
К тому же не стоит выпускать из внимания тот факт, что «зелёный робот» является лидером по популярности среди мобильных операционных систем. Это говорит о том, что, программируя под Android, вы будете иметь широкую аудиторию, которая впоследствии может принести прибыль. В общем, Android - своеобразный «оазис» для разработчиков. Поэтому мы подготовили для вас специальную подборку языков программирования, а также сред разработки для этой ОС.
Внимание, небольшое наставление новичкам
: программирование на Android может поначалу показаться сложным или слишком монотонным. Совет: предварительно рассмотрите ссылки на полезные документации прежде чем браться за дело, и тогда программирование на Android не станет для вас проблемой.
Google на данный момент официально поддерживает достаточно мощную среду разработки Android Studio, которая собрана на основе Intellij IDEA от JetBrains. Также не стоит забывать про очень подробную документацию от Google, в которой разбирается всё: от match_parent и wrap_content до конструкторов, констант и основных методов класса JavaHttpConnection - обязательно стоит почитать.
Кроме того, не стоит забывать о Eclipse - очень популярной среде для Java-программистов. С официальным плагином ADT от Google этот тулкит станет мощным и легковесным оружием в ваших руках. Но ребята из Маунтин-Вью ещё с лета прошлого года перестали поддерживать Eclipse, уступив место свежей Android Studio. Рекомендуется использовать на слабых ПК.
Необходимая документация:
За всё существование Android было создано немало фреймворков и средств разработки для C++. Особенно хочется выделить широко известный Qt и IDE QtCreator, позволяющие разрабатывать кроссплатформенные приложения для Windows, Windows Phone, Windows RT, iOS, SailfishOS и Android (когда-то в этот список входил ещё и Symbian). Кроме того, вы получаете удобную библиотеку контейнеров, алгоритмов и шаблонов Tulip, впитавшую в себя всё лучшее из Java и Android. Ну и, наконец, вы получаете множество различных QT-модулей для высоко- и низкоуровневой работы с системой. Ваш покорный слуга кодит именно в связке C++ и Qt.
В прошлом году на конференции Windows: The Next Champter было уделено широкое внимание достаточно популярной среде разработки Visual Studio 2015. Одним из главных нововведений стала поддержка разработки приложений как под Windows Phone, так и под Android - Microsoft пыталась хоть как-то увеличить количество приложений для своей ОС.
Нельзя также не упомянуть о том, что официальный Android Studio стал поддерживать NDK. С помощью NDK вы сможете использовать при работе с Android графику OpenGL. Если вам нужна быстрота и эффективность - выбирайте NDK! Этот способ разработки отлично подойдёт для игровых движков, требующих большой производительности.
Android разработка на C или C++ может показаться более простой чем на Java, но, несмотря на то, что язык предлагает вам полную свободу производимых действий и не ограничивает вас в ваших шагах, он имеет некоторые специфические особенности, на изучение которых уйдёт немало времени - недаром C++ сравнивают с нунчаками (превосходным оружием, которое, к сожалению требует огромного мастерства). Тем не менее разработка приложений под Android на C и C++ может оказаться занятным делом.
Необходимая документация:
Данный тулкит поможет вам при написании простых 2D-игр, для коих здесь присутствуют библиотеки для 2D=объектов, звуков, сети и игрового движка. Созданные игры работают с OpenGL, что означает высокую эффективность. Отлично подходит для новичков, возможно, именно на нём вы сможете создать своё первое мобильное приложение на Android!
Необходимая документация:
На самом деле готовые приложения из PhoneGap представляют из себя простейшие WebView, оживлённые при помощи JavaScript. При помощи разнообразных API вы сможете использовать различный функционал устройства прямо как на нативных приложениях. Что интересно - приложения компилируются на сервере и затем уже доступны для использования на iOS, Android, Windows Phone, Web OS и BlackBerry OS. С такой широкой кроссплатформенностью разработка приложений может значительно ускориться.
Необходимая документация:
Основная логика Fuse-приложений строится на JavaScript - простом и понятном языке с низким порогом вхождения. Интерфейсный же фундамент представляет UX-разметка - интуитивно понятная каждому. Ну а «плюшки» среды позволят вам применять изменения прямо во время работы приложения на вашем устройстве или эмуляторе - прямо как в Android Studio 2.0 и выше. С помощью Fuse разработка приложений для Android может оказаться несложной и приятной.
Необходимая документация:
Возраст ОС Android приближается к десятилетнему юбилею. Хотя с момента первого релиза этой операционной системы прошло уже столько времени, это вовсе не означает, что поезд ушёл, а учиться разработке Android-приложений уже поздно. На самом деле, именно сейчас самое время научиться: ещё никогда не существовало так много эффективных способов создания потрясающих приложений для Android.
А ещё все новые Хромбуки отныне и навсегда обзавелись поддержкой Android-приложений: их можно скачивать, устанавливать и запускать, как в родной среде. Рынок Android-программ лишь растёт. Не следует думать, что время ушло – ещё совсем не поздно начать. Всё, что нужно для старта: приготовиться, сделать глубокий вдох, подобрать подходящий язык программирования – и начать свое путешествие.
Но какой язык программирования будет лучшим именно для вас? Выбор подходящего инструмента разработки – первая задача, с которой никто не справится лучше вас. Многое зависит от опыта в программировании (либо от отсутствия опыта в конкретных средах разработки), от личного комфорта при использовании того или иного языка. К счастью, выбор приличный. В данной статье рассмотрена подборка лучших языков программирования для Android.
Когда дело касается приложений для Android, язык Java никак не может стать неверным выбором. Помимо того, что это официальный язык программирования данной ОС, он ещё и второй по распространённости на ресурсе GitHub, и столь популярен он уже более 20 лет. Это значит, что инструкций и учебников по Java существует великое множество, да и беспокоиться об устаревании этого языка в ближайшем будущем совершенно не следует.
Так как язык Java широко распространился по десяткам отраслей программирования, мы рекомендуем начать его изучение с книг, посвящённых Java в контексте экосистемы Android. Разумеется, Java один и тот же во всех средах, но отдельные парадигмы и выражения помогут пытливому уму быстрее вникнуть в суть разработки Android-приложений. Именно такую задачу и ставят перед собой большинство книг на эту тему.
Стоит отметить, что из-за почтенного возраста Java ему не хватает некоторых характерных особенностей, присущих более молодым языкам. Новичкам это не столь важно, однако для более опытных программистов, переходящих на этот язык, скажем, со Swift, Java может поначалу вызывать приступы клаустрофобии.
Язык программирования Kotlin был создан специально для работы на виртуальных машинах Java. Это означает, что приложения Kotlin компилируются в код Java, что позволяет им запускаться на любых машинах с поддержкой Java-среды. А так как поддержкой Java обладает большинство машин, то использование Kotlin – сравнительно простой способ разработки кросс-платформенного ПО.
Использование Kotlin – это применение в программном продукте всех лучших сторон Java, без его недостатков. Синтаксис и другие особенности программирования на Kotlin современны, понятны, быстры. Это действительно удобная среда для разработки. Там, где Java кажется громоздким, неуклюжим и староватым языком, Kotlin выглядит комфортно, свежо и даже красиво. В какой-то степени можно считать, что Kotlin был специально создан для разработки приложений Android.
Обратная сторона медали? Kotlin – очень молодой язык. Его первые версии были выпущены в 2011 году, а официальный релиз состоялся лишь в 2016. Есть и хорошие новости: Kotlin – бесплатный и с открытым исходным кодом. Стоит ожидать, что он будет развиваться семимильными шагами. Но в любом случае должно пройти несколько лет, прежде чем этот язык зарекомендует себя по-настоящему надёжным выбором.
C# — невероятный язык программирования! Он взял от Java всё самое лучшее, оставив за бортом худшие особенности этого языка. И развивался он в том же правильном русле. Похоже, что в Microsoft некогда разглядели потенциал Java и решили разработать собственную, лучшую версию.
Долгое время серьёзным недостатком использования C# было то, что он работал лишь в системах Windows: этот язык основывается на.NET Framework. Но в 2014 году это обстоятельство изменилось: Microsoft открыла исходные коды.NET Framework. Более того, в 2016 году корпорация приобрела компанию Xamarin – разработчика Mono (проект, позволяющий программам C# работать на различных платформах).
Итогом этих славных дел стало то, что сегодня можно использовать среды Xamarin.Android и Xamarin.iOS для создания мобильных приложений в Visual Studio или Xamarin Studio. Отличный способ для начала разработки, ведь в дальнейшем можно будет использовать средства этого языка в других областях – скажем, создание сложных игр при помощи Unity и C#. Наглядные примеры приложений, созданных в Xamarin? MarketWatch – ни больше, ни меньше.
Наконец, отметим, что ещё недавно за работу в Xamarin требовалась плата. Но Microsoft сделала эту среду бесплатной!
Хотя Android не обладает нативной поддержкой Python, существуют инструменты, позволяющие писать приложения на Python, а затем конвертировать их в «родные» для Android приложения APK. Великолепный пример жизнеспособности Python в качестве действительно эффективного языка. Почитатели языка Python, желающие попробовать себя в разработке Android-приложений, обязательно оценят эту возможность – не вникая при этом в дебри Java.
Среди наиболее популярных решений для конвертации кода Python в APK – проект Kivy. И дело даже не в его природе open source, и не только в поддержке Windows, Mac, Linux и iOS вдобавок к Android. Kivy спроектирован таким образом, чтобы действительно ускоряет разработку приложений. Во всяком случае, можно использовать его в качестве инструмента для прототипирования. Сколько всего можно сделать при помощи лишь нескольких строк кода!
Впрочем, в отсутствии у Python нативной поддержки, не получится воспользоваться и преимуществами родной для Android среды. Приложения, написанные с Kivy, как правило, компилируются в более объёмные APK, медленный старт и, в целом, производительность ниже среднего. Однако каждый вновь выпущенный релиз по-настоящему лучше предыдущего, а мобильные устройства сегодняшнего дня настолько мощны, что неоптимальная производительность приложений значит не столь уж много. Пусть этот фактор не будет препятствием.
Пара примеров приложений на Android, написанных в Kivy: Kognitivo и Barly.
Эта тройка языков, когда-то созданных для разработки фронт-энд приложений в веб-среде, с тех пор переросла в нечто большее. Теперь инструментов HTML5, CSS и JavaScript вполне достаточно для создания самых разных приложений и для мобильных устройств, и для классических ПК. По сути, программист создаёт веб-приложение, способное использовать всю мощь и магию оффлайн-платформ.
Для создания Android-приложений этим способом можно использовать возможности Adobe Cordova – это фреймворк с открытым исходным кодом, который также поддерживает операционные системы iOS, Windows 10 Mobile, Blackberry, Firefox, и многие другие. Однако, какой бы полезной ни была Cordova, для создания в ней сколь-нибудь приличного приложения требуется серьёзная работа. Поэтому многие программисты отдают предпочтение проекту Ionic Framework (который использует «Кордову» для развертывания на различных платформах).
Примеры приложений для Android, написанные на HTML5, JavaScript и CSS: Untappd и TripCase.
Есть и другая возможность: использование библиотеки React Native. Её можно развернуть на Android, iOS и платформе «Универсальных приложений Windows». Эту библиотеку используют специалисты Facebook, Instagram и других крупных компаний, поэтому можно положиться на её надёжность. Обучение не самое простое, но когда оно подойдёт к финалу, в ваших руках будет вся мощь, гибкость и удобство, которые только можно пожелать.
Lua – старый скриптовый язык, который изначально создавался в качестве дополнения для программ, написанных на более сложных языках: C, VB.NET и т.д. В этом языке есть некоторые особенности, которые выделяют Lua из ряда подобных ему – к примеру, начало массивов с 1 вместо 0, или отсутствие нативных классов.
Таким образом, для определённых задач Lua можно использовать в качестве основного языка программирования. Лучший тому пример – SDK Corona. При помощи Corona можно создавать мощные, богатые по функциональности приложения с возможностью развёртывания на Windows, Mac, Android, iOS, и даже Apple TV + Android TV. В Corona также встроены возможности для монетизации, плюс – это приличный по объёмам рынок, где можно отыскать полезные в работе плагины.
Чаще всего Corona используют для создания игр (среди примеров – Fun Run 2 и HoPiko), однако есть и образцы утилит, а также бизнес-приложений (My Days и Quebec Tourism).
Для создания приложений Android, Google официально предоставляет две среды разработки:
Отметим, что для создания приложения целиком, использовать C, C++ и «голый» Java не получится. Вместо этого NDK позволяет создавать библиотеки, к функциям которых могут обращаться части Java-кода из приложения.
Как правило, нет необходимости использовать NDK. Эту среду не стоит использовать в качестве основной хотя бы потому, что придётся больше заниматься кодингом на C/C++, а не на Java. Существование NDK оправдано в тех задачах, когда требуется выжать как можно больше производительности при выполнении сложных вычислительных задач. Также NDK позволяет внедрять в приложение библиотеки C и C++.
Но в других случаях стоит придерживаться Java везде, где возможно. Разработка Android-приложений на C/C++ в разы сложнее, чем на Java. И чаще всего выигрыш в производительности слишком незначителен.
Мессенджеры, игры, калькуляторы, блокноты, проигрыватели. Возможности безграничны! Во многом они безграничны благодаря перечисленным выше языкам программирования и фреймворкам. Не нужно изучать их всех подряд – лишь те, которые пригодятся именно в решении вашей задачи. Если в будущем потребуется расширить собственные знания, то можно заняться самообразованием, когда настанет время.
Напоследок рекомендуем почитать блоги, посвящённые разработке мобильных приложений. Они позволят определиться с ингредиентами, нужными для приготовления успешного мобильного приложения и помогут преодолеть множество затруднений, которые неизбежно возникают на пути всех программистов.
Здравствуйте. Сегодня на глаза попался пост о курсе программирования под Android на сайте Linux Foundation, а вместе с ним - и немало комментариев о том, что хотелось бы видеть и перевод этих уроков. Поскольку я сейчас, после четырех лет разработки под микроконтроллеры, начал изучать и программирование для мобильных устройств, то параллельно решил сделать перевод первой части урока.
Поздравляем, вы только что создали свое первое приложение под Android. Во второй части этого введения мы более подробно рассмотрим структуру Android-приложения, и сделаем некоторые улучшения нашей программы: ввод времени обратного отсчета, кнопку Stop и меню. Также мы запустим его на реальном устройстве, а не на эмуляторе.