Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Буквы 3 и с на конце приставок. Блог "По уши в ОГЭ и ЕГЭ" скоро переезжает! Какую тему мы сегодня проходили

Буквы 3 и с на конце приставок. Блог "По уши в ОГЭ и ЕГЭ" скоро переезжает! Какую тему мы сегодня проходили


Рассмотрим возможные варианты формулировки данного задания:

Вариант 1. Из предложений 1-6 выпишите слово "На конце приставки пишется З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный".

Вариант 2. Из предложений 11-16 выпишите слово , правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный".

На сайте на французском языке кажется очевидным недвусмысленно передавать произношение слова. Это то, что ребенок учит читать. Он читает каждое письмо один за другим, чтобы сформировать слово. Запоминание каждой провозглашенной буквы позволяет открывать слово. В зависимости от его библиотеки изученных слов она может понять это. «Пианино» - это слово, но также и, прежде всего, материальный объект, идентифицируемый всеми говорящими, которые разделяют наш язык. В этом примере все буквы произносятся без затруднений.

Французский не так прост. Эти фонемы не являются непосредственно в форме буквы. Поэтому необходимо было найти конкретный алфавит, способный предлагать все звуки французского языка. Он также используется Петитом Робертом и Ларусом для слов, которые представляют собой трудность. Говоря об этих двух справочниках, необходимо сделать некоторые различия для онлайн-версий. С другой стороны, онлайн-версия Роберта более надежна. Неразумно давать правильное произношение слова, когда последнее является особенным.

Вариант 3. Из предложений 5-8 выпишите слово , в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

Вариант 4. Из предложений 21-25 выпишите слово(-а), в котором(-ых) выбор согласной буквы приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука.

Этот алфавит полезен для того, чтобы произносить правильные более редкие или чужие слова. В словаре правильное произношение помещается в квадратные скобки, используя фонетический алфавит. Характер одноярусного растения. Каждый знак представляет собой точный и уникальный звук. Иногда звуки похожи.

Наконец, чтобы узнать имена каждого знака, обратитесь к международному фонетическому алфавиту. Этот алфавит используется для правильного воспроизведения звука. Перед тем, как запомнить его, требуется немного практики. Фонетический алфавит довольно сложный, но эта таблица значительно упрощает вещи. Большинство фонем представлены буквами нашего латинского алфавита. Он также содержит буквы греческого алфавита и специальные знаки. В некоторых случаях знак назализации сдвигается по своему характеру.

Вариант 5. Из предложений 11-15 выпишите слова , правописание приставки в которых определяется правилом: "В приставках, оканчивающихся на З-С, перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется С, перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется З".

Этап 3
При прочтении задания обращаем внимание на следующее:

Возможно, вам нужны эти символы в текстовом документе. Чтобы добавить знаки в международный фонетический алфавит, найдите вставки символов. Выберите своего персонажа и скопируйте его в текстовый процессор.

Наконец, чтобы узнать имена каждого знака, обратитесь к международному фонетическому алфавиту. Этот алфавит используется для правильного воспроизведения звука. Перед тем, как запомнить его, требуется немного практики. Фонетический алфавит довольно сложный, но эта таблица значительно упрощает вещи. Большинство фонем представлены буквами нашего латинского алфавита. Он также содержит буквы греческого алфавита и специальные знаки. В некоторых случаях знак назализации сдвигается по своему характеру.

1. номера предложений (часто 9-классники ищут слово в не в тех предложениях, так как забывают или путают указанные в задании номера);

2. сколько слов должно быть в ответе? (если задание сформулировано корректно, то при внимательном его прочтении вы узнаете, сколько слов вы должны выписать, хотя возможна и неопределённая формулировка, как в варианте 4, а также, к сожалению, возможна и некорректная формулировка задания, например, вас просят выписать 1 слово, а на самом деле их 2);

3. каковы требования к слову-ответу? (например, по заданию варианта 1 необходимо выписать только слово с приставкой на З, в варианте 2 - слово с приставкой на С; а вот задания вариантов 3, 4, 5 менее конкретны, так как ответом может быть как слово с приставкой на З, так и слово с приставкой на С).

Этап 4
Выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:
без-, бес-
воз-, вос-
вз-, вс-
из-, ис-
низ-, нис-
раз-, рас-
роз-, рос-
через-, черес-
чрез-, чрес-

Этап 5
Рассмотрим, какого типа слова нельзя выписывать , так как они не подходят:

1. сл ово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо;

2. слово с приставкой на З-С, после которой стоит Ъ (разЪезд), так как от Ъ выбор согласной на конце приставки не зависит;

3. слово с приставкой С- (Сделать), так как приставка С- относится к неизменяемым приставкам, и на её написание не влияет качество следующего за ней согласного звука.

Этап 6
Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками:

1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
5. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

Этап 7
Не путайте следующие приставки:

1. ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)
2. ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)
3. РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

Этап 8
Имейте ввиду, что в слове может быть две и более приставок , одна из которых может оканчиваться на З-С.

Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ 2 приставки: НЕ- и ВОС-. Правописание второй приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

Или в слове ПРЕВОЗНОСИТЬ 2 приставки: ПРЕ- и ВОЗ-.

Этап 9
В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С.

Рассмотрим предложение: Целый день гробовщик ездил с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.

Здесь 2 слова имеют приставку, правописание которой зависит от звонкости/глухости последующего согласного: извозчика и Разгуляя. Второе слово является именем собственным.

Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»

Тема урока

Буквы З-С на конце приставок

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с орфограммой «правописание З-С на конце приставок»; формировать умение определять условия букв З, С на конце приставок: обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии

Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Материалы

Раздаточный материал, содержащий задания урока; презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Организационная структура урока

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Здравствуйте, ребята,садитесь. Меня зовут Биче-оол Аялга Сарыг-ооловна, я являюсь учителем русского языка и литературы школы с. Бурен-Хем. Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным.

А начнем наш урок с небольшой лингвистической сказки. Я читаю вам сказку, а вы слушаете меня внимательно для того, чтобы вам было легче сформулировать тему сегодняшнего урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слушают учителя, Размещают учебные материалы на рабочем столе.

Фронтальная работа

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

2.Актуализация знаний

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери- Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности.

А то что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые окончанивались на –З и-С. А они стали озорничать, никак ее не слушаются! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС.

Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощь у сестры ОРФОГРАФИИ. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

О чем эта сказка?

А вы заметили, что это не простые приставки, а какие?

А теперь, сформулируйте,пожалуйста, тему нашего урока. (Слайд 1)

Итак, с темой мы определились, а что мы сейчас должны делать после того, как узнали тему? Нам надо ставить цели к уроку, давайте поставьте цели к нашему занятию.

Слушают учащиеся, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения .

Проблемная ситуация: У нас есть возможность понять, почему приставки РАЗ- и РАС- постоянно менялись, когда Орфография отдала их к Орфоэпию.

4. Эвристическая беседа, просмотр презентации по теме урока, ответы на вопросы, составление алгоритма.

Посмотрите, ребята. У вас на партах находятся карточки с пословицами. Для начала прочитайте их(слайд 2)

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

А следующую пословицу вы должны сами составить.

Составляя правильно пословицу, обратите внимание на заглавную букву и точку, что они вам подсказывают?

Работа в группе

лает. От собака безделья

Какие слова выделены в этих пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выделите приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается.

А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

Посмотрите, перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

А перед какими согласными пишется С-?

Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки?

- Давайте откроем наши учебники и проверим, правильно ли мы догадались? Правило прочтет ученик (Имя).

- хорошо, все ли правильно мы определили ребята?

(От безделья собака лает)

Безделье, бессильный, безделья.

( Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С).

Читает

Отвечают

Мотивация к учебной деятельности

Работаем на алгоритмом. А для этого мы должны вернуться к словам пословицы. Какие шаги мы сделали после составление пословицы?

(слайд 3)

В сотрудничестве с учителем составляют шаги алгоритма, делают вывод

Коммуникативные

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Проверим себя. Задание на карточке.

Вставьте пропущенные буквы в следующих словах и объясните свой выбор орфограммы.

Бе … корыстный, ра…бить, бе…полезный, ра…дать, и…портить, и…гнать, ра…чертить, бе…брежный, ра…писать, в…помнить.

На слайде: ключ

Когда вы встречаетесь с приставками на З/С, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы З и С. А вот и вторая опасность. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одна буква С или З, а две. Откуда же берутся две С или две З в словах с приставками? Давайте попробуем разобраться и с этим.

Прочитайте следующую пословицу:

Ра..сердясь на блох, да и шубу в печь. (Слайд 5)

Выпишите слово РАССЕРДЯСЬ и выделите в слове корень и приставку. Потом объясните, откуда появилась вторая буква С в этом слове? (Одна буква принадлежит С приставке, а другая корню).

Смысл данной пословицы в следующем: Не разобравшись, сгоряча можно уничтожить не причину неприятностей, а нечто важное, ценное.

Еще одна важная информация это в словах ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ нет приставки. (СЛАЙД6)

Групповая, индивидуальная

Физкультминутка

- Мы уже много работаем. Пора немного размяться

Каждому слову соответствует определённое движение.

Слова для лингвофизминутки : Бескрайний, бессознательный, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, здание, здоровье, расписаться, разбежаться, здесь, истратить, безграничный .

Движения:

слова с приставкой на с- – ножками потопали;

слова с приставкой на з- – ручками похлопали;

без приставки (в этих словах з входит в корень) – поднять руки вверх и потянуться

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Закрепление. Работа в парах: один ученик выписывает слова с приставкой на букву З, другой на букву С.

- 1.Прочитайте текст . Найдите слова с приставками на з и с. Докажите правомерность вашего выбора

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
(По Д. Зуеву)

2. На экране даны пословицы, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова. (слайд 7)

- На слайде: ключ

3. Следующее задание называется « не съешьте вторую букву!»

От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.

Например: Без заботы-беззаботный

Без совести - бессовестный

Без края - бескрайний

Без цели -бесцельный

Без сердца -бессердечный (слайд 9)

Если мы с вами поняли почему приставки постоянно менялись, это поймет и Орфоэпия.

Работа в парах

Коммуникативные : работа в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Итог урока. Рефлексия, обратная связь

1. Подберите синонимы(устно слайд 10)

2. -В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался более интересным

Задание на дом

Составить десять словосочетаний, в составе которых будут слова с приставками на З, С

Оценки