Все это — уже почти в прошлом. PAL и NTSC принадлежат аналоговому телевидению, которое потихоньку заменяется цифровым повсеместно и безвозвратно. Однако некоторое время назад эти аббревиатуры были знакомы каждому, кто смотрел или снимал видео дома: несовпадение стандартов записи приводило к отказу техники от воспроизведения. Сегодня проблема так остро не стоит: при необходимости используются декодеры. И все же в свое время много копий сломалось о вопрос о различиях PAL и NTSC, особенно учитывая жесткую территориальную привязку: PAL принадлежал Европе, NTSC — США и Японии. Уже одно это вызывало споры, что лучше для советско-российского человека. Впрочем, ответа на этот вопрос нет и быть не может: вкус и цвет всегда приоритетнее, да и на территории России ни PAL, ни NTSC не транслировались — здесь царит SECAM.
PAL
— система цветного аналогового телевидения, принятая в ряде стран Европы, Африки, в Австралии.
NTSC
— система цветного аналогового телевидения, принятая в США, Японии, Южной Корее и некоторых других азиатских странах.
Собственно, разница между PAL и NTSC исключительно в специфике технологий. Большинство моделей видеотехники всеядны: способны принимать сигнал и воспроизводить изображение любого из трех стандартов без искажения. В первую очередь стоит обратить внимание на частоту строчной развертки: для PAL 625 строк, для NTSC — 525. Соответственно, разрешение получается у европейской системы повыше. А вот частота кадров — наоборот, 30 Гц против 25 Гц.
На глаз отличия между PAL и NTSC заметны по качеству цветопередачи. Технически более сложный NTSC допускает искажения цветности, тогда как PAL дает картинку, приближенную к естественной. NTSC чувствителен к фазовым искажениям сигнала и амплитудным колебаниям, потому и преобладание красного, например, или замена цвета для него — дело обычное. В PAL, появившемся позже, эти недостатки устранили, правда, получилось это сделать за счет четкости полученного изображения. К тому же приемник PAL более сложный по конфигурации, в нем присутствует линия задержки, соответственно, себестоимость сборки выше.
Стандарт PAL на сегодняшний день существует во множестве разновидностей, разных по специфике. NTSC же представлен тремя, один из которых, NTSC N, соответствует PAL N, почти ничем не отличаясь, так что названия оказались взаимозаменяемы. В Японии действует собственный формат NTSC J.
Это все о телевидении. Однако аббревиатуры очень хорошо знакомы и геймерам, причем они-то пристрастно относятся к этому вопросу. Или относились, поскольку актуальность явление утратило. Некоторое количество лет назад производители игровых приставок и разработчики игр учитывали регион продаж, выпуская контент либо в PAL, либо в NTSC формате. Приставки признавали только свой родной, отказываясь работать с чужими. Поэтому игра локализовалась не только посредством перевода, но и кодированием в соответствии со стандартом. Иногда попутно в ней что-то изменяли или вырезали, так что один и тот же релиз в Европе и США мог отличаться, и существенно. Те, кто мог выбирать (а потом уже и владельцы консолей без региональной привязки), часто выбирали PAL — ибо разрешение и качество цветопередачи немного выше. Зато игры могли слегка притормаживать. Естественно, единодушия в этом вопросе не наблюдалось. На сегодняшний день разделение по регионам все еще актуально для некоторых моделей игровых приставок, но с чиповкой (спасибо умельцам) и кроссплатформенностью проблемы не составляет.
PAL — стандарт для стран Европы, NTSC — для США, Японии и некоторых азиатских стран.
Частота развертки для PAL — 625 строк, NTSC — 525.
Частота кадров для PAL — 25 Гц, для NTSC — 30 Гц.
NTSC допускает искажения при передачи цвета, у PAL ниже четкость изображения.
Игры и игровые приставки различаются по региону продаж: NTSC для США, PAL для Европы.
Многие считают, что штатный японский монитор праворульной машины – это бесполезная для России игрушка. На многих форумах можно услышать – «там формат NTSC, а в России Pal, и ничего тут не поделаешь». Это не совсем так.
В тоже время для нас стали уже привычными функции, которые доступны для леворульных авто, даже в бюджетных версиях:
В общем – чтобы все было «нормально». А вместо этого пол панели занимает практически бесполезная японская голова, которая и радио то ловит с трудом.
Существуют разные пути решения этой проблемы.
I. Замена штатного головного устройства.
Плюсы: Как правило это современные 2Din устройства, в которых есть большой набор функций:
А иногда замена просто невозможна, т.к. на штатный монитор может выводиться информация по управлению некоторыми системами автомобиля (климат-контроль, настройки бортового компьютера, часов и пр.)
II. Адаптация штатного монитора. Установка ТВ тюнера-транскодера, который конвертирует любые сигналы в NTSC.
III. Использовать NTSC устройства. А их оказывается не так мало!
Практически все из них имеют USB вход и могут читать любые форматы аудио и видео и выводить изображение на штатный монитор.
И цена на них очень и очень демократичная – от 1500 рублей.
Устанавливать ее не обязательно в центральную панель, а куда угодно – в бардачок, под сидение и пр.. Правда тогда придется подобрать магнитолу с пультом управления и купить USB удлинитель для флешек (100-200 руб). И все это будет работать без дорогих транскодеров и абсолютов.
Пример такого подключения можно посмотреть в фотоотчете:
В данном примере, вы увидите за очень небольшие деньги штатная система была дополнена новыми функциями – просмотр DVD дисков(все форматы), музыка MP3, чтение данных с USB-флешки и подключена камера обгона. При этом полностью сохранен внешний вид панели, все стандартные функции штатного устройства, «родная» камера заднего вида работает в штатном формате.
Но при использовании штатного монитора нужно учесть некоторые нюансы:
Цель данной статьи – развеять предубеждения о бесполезности штатных NTSC мониторов.
Возможно, для кого-то многое сказанное здесь не будет новостью, т.к. подобные темы, так или иначе, всплывают на разных форумах. Постараемся удивить даже бывалых специалистов такими «экзотическими вариантами»:
Вывод изображения на штатный японский монитор с сотового телефона. Мало кто знает, но некоторые модели телефонов могут выводить изображение в аналоговом формате. Например, Nokia 5800 XpressMusic, Nokia N97 mini, Samsung Galaxy S I9000 (Андроид) и др. могут выводить изображение и музыку на любой монитор с помощью стандартного видео кабеля 3.5 jack-3RCA (150 руб) и все имеют поддержку NTSC. Все модели IPhone так же можно подключить к видеовходу штатной магнитолы с помощью специального кабеля. Таким образом, если на телефоне установлены навигационные программы – вы можете вывести изображение на штатный монитор, а голосовые подсказки на колонки автомобиля. Но, к сожалению телефоны с аналоговым видеовыходом уже не выпускаются (кроме IPhone), большинство производителей перешло на HDMI видеовыход. Тем не менее, возможно это один из немногих вариантов адаптации (в кавычках) японской навигации.
Подключение медиа-плеера.
Несмотря на то, что медиа-плееры появились относительно недавно, уже сейчас
согласно данных яндекс.маркета уже существует более 600 моделей. Для
подключения в автомобиле расмотрим миниатюрные модели с возможностью установке
жесткого диска от ноутбука. Эти модели удобны маленьким размером - чуть больше
пачки сигарет. Плеер можно расположить в любом месте салона или на торпеду, он
занимает мало места и не испортит внешний вид. Практически все модели имеют
пульт управления, читают USB-флешки и SD-карты, поддерживают оба формата
Pal/Ntsc. Большинство поддерживают оба формата, но лучше проверить. Важный
момент(!). Все эти устройства работают от 220 вольт, через внешний блок
питания. Но свое "родное" напряжение у большинства 5В. Например,
модели Qumo Home Base HB001, Supra MP-13, iconBIT HD277HDMI - все могут
питаться от 5В, поддержку NTSC, слот для жесткого диска, USB, SD, читают все форматы видео и аудио стоят в
пределах 1500-2000 рублей. Чтобы получить 5В из автомобильных 12В можно
использовать обычную зарядку-переходник прикуриватель/USB. Ведь стандартное
напряжение USB как раз
и есть 5B. Для плеера с
жестким диском нужно подобрать зарядное 1.5-2А, без жесткого диска достаточно
1-1.5А. Если нет обычной USB зарядки с большим током, можно использовать
зарядные от GPS-навигаторов или смартфонов. Как правило все они имеют параметры
5В и 1.5-2А.
Таким образом, мы можем подключить плеер напрямую к сети автомобиля, не
используя громоздкие переходники с постоянного тока на 220В и обратно. В итоге
мы получим очень недорогое решение, которое позволит смотреть фильмы на штатном
мониторе и слушать музыку с флешки. Ничто не помешает нам подключить на этот
видеовход камеры обгона и заднего вида, как было описано выше. Главное, чтобы
формат камер бы NTSC.
Мы хотели бы развивать использование NTSC устройств, и регулярно проводим акцию - если вы можете сделать хороший фотоотчет по подключению камеры обгона, медиа-плеера, сотового телефона или другого устройства к магнитоле автомобиля – участвуйте в акции «1500 рублей за фотоотчет» . Опишите нам свою идею, сделайте хороший фотоотчет и мы заплатим вам деньги или отправим камеру обгона совершенно бесплатно.
Всем удачи на дорогах. Любите свой автомобиль и он ответит вам тем же.
PAL, SECAM и NTSC - это системы, в которых идёт трансляция сигнала (с антенны, кабельного, спутникового ресивера или DVD). Самое важное, что нужно знать о них и немного истории в нашей статье
О том, что такое ПАЛ или СЕКАМ большинство из нас узнало только в конце 80-х годов, когда привозили с собой из-за границы или покупали в фирменных магазинах первые импортные видеомагнитофоны, видеоплееры и видеокассеты с фильмами или музыкой. Каково же было разочарование, когда оказывалось, что их не так просто подключить к нашим, советским телевизорам, а подключив, оказывалось, что картинка была чёрно-белой Вот тогда, обратившись к мастеру, хозяин "видика" узнавал, что его телевизор принимает только систему цвета "SECAM ", а все купленные им видеокассеты записаны в "PAL " или, ещё хуже, в одном из стандартов "NTSC "
Говоря простым языком, PAL, SECAM и NTSC - это системы "цветности" или передачи цвета. При их несовпадении (у источника сигнала и телевизора) картинка на экране будет черно-белой (а ещё может быть зауженной или вообще полоски, вместо картинки). Сам сигнал, который обрабатывает схема телевизора, содержит в себе информацию о яркости (черно-белой картинке) и цветности (о том, как ч/б картинку нужно раскрасить). Так вот, информация о цветности "красках" как раз и закодирована в одну из систем ПАЛ, СЕКАМ...
PAL, SECAM и NTSC - это системы, в которых идёт трансляция сигнала с антенны, кабельного приёмника, спутникового ресивера или DVD.
PAL, SECAM и NTSC - это системы цветности или передачи цвета. При их несовместимости у источника сигнала и телевизора картинка на экране будет черно-белой, или может быть зауженной либо полосками без стандартного изображения. Сам сигнал, который обрабатывает схема телевизора, содержит в себе информацию о яркости и цветности . Информация о цветности закодирована в одну из систем ПАЛ, СЕКАМ...
Чтобы получить цветное изображение, достаточно всего три цвета: красный , синий и зелёный . Поэтому, телевизионный сигнал должен содержать информацию об этих трёх цветах и сигнале яркости .
Зная информацию о яркости Y , а так же сигнале синего В цвета и красного R , можно, путём несложного вычисления узнать информацию о зелёном цвете G .
Есть несколько стандартов NTSC , самые популярные из которых: NTSC 4.43 и NTSC 3.58 . Они все имеют частоту смены полукадров 60Гц (точнее: 59,94005994 Гц), число строк: 525 (486 - активных), а цифры: 4.43 или 3.58 - это частота, на которой передаётся информация о цвете (частота модуляции)
Основной недостаток системы - возможность появления искажений в передаче цвета. Они вызывают изменение цветового тона на экране телевизора в зависимости от яркости данного участка изображения. Например, человеческие лица на экране окрашиваются в красноватый цвет в тенях и в зеленоватый - на освещенных участках. Для уменьшения этих искажений телевизоры NTSC оснащаются регуляторами цветового тона: TINT CONTROL . Этот регулятор позволяет добиться более естественной окраски деталей с какой-то одной яркостью, однако искажения цветового тона более ярких или более темных участков изображения при этом даже возрастают.
Основные характеристики: частота смены полукадров - 50Гц , количество строк - 625 (576 активных), частота модуляции цветовой поднесущей (информации о цвете) 4.43 МГц
Так как количество полных кадров в PAL равно 25 (в секунду) - это близко к 24 -м стандартным кадрам киносъёмки, следовательно - процесс переноса кинопленочных фильмов в телевизионный стандарт ПАЛ максимально прост и удобен (не нужно мудрить лишние несуществующие кадры, как для NTSC)
Сложение напряжения на входе линии задержки с перевернутым напряжением на ее выходе устраняет ошибку (сбой) фазы и цветовая гамма на экране телевизора выглядит более естественно, чем при просмотре передач, кодированных в НТСЦ.
Разновидность стандарта PAL-60 , поддерживает частоту смены полей 60 Гц, принятую в системе NTSC, благодаря чему может работать на оборудовании и в телевизорах, имеющих эту частоту кадровой развёртки.
В мире используются несколько модификаций стандарта SECAM , не отличающихся друг от друга способом передачи цветоразностных сигналов, включая так называемые предыскажения. Отличаются только несущие частоты яркостного видеосигнала, звукового сопровождения и способ модуляции звука. Одним из важных отличий в настоящее время является способ опознавания цвета. Для этого могут применяться как стандартные сигналы цветового опознавания SECAM , так и пакеты импульсов поднесущей во время строчного гашения.
Обычное телевидение предполагает разрешение изображения 720 на 576 точек, а ТВЧ позволяет смотреть телепрограммы с разрешением до 1920 на 1080 точек. Таким образом, размер изображения HDTV в 5 раз больше чем в обычном телевидении, или можно сказать, что HDTV в пять раз чётче обычного ТВ.
Еще одной особенностью стандарта HDTV является то, что он регламентирует 60 прогерессивных кадров в секунду, тогда как обычное ТВ дает только 24 (25) кадра в секунду. Такое количество кадров позволяет получить гораздо более мягкое и естественное изображение на экране, особенно в динамичных сценах.
Термин «Высокая чёткость» появился в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда в телевидении произошёл качественный скачок: стали применяться системы, позволившие отказаться от изображения с разрешением 15 - 200 строк. В середине 50-х годов были созданы первые прототипы. Однако для того, чтобы высокая чёткость телевидения стала заметна невооружённым глазом, необходим дисплей с большой диагональю экрана. Высокая стоимость таких дисплеев тормозила развитие HDTV на протяжении десятилетий. Стремительное развитие HDTV началось в середине 2000-x годов, одновременно с широким распространением плазменных и жидкокристаллических дисплеев.
· 720p: 1280×720 точек, прогрессивная развёртка, отношение сторон 16:9, частота — 24, 25, 30, 50 или 60 кадров в секунду (этот формат ТВЧ рекомендован как стандартный для стран-членов ЕВС);
· 1080i: 1920×1080 точек, чересстрочная развёртка, отношение сторон 16:9, частота — 50 или 60 полей в секунду;
· 1080p: 1920×1080 точек, прогрессивная развёртка, отношение сторон 16:9, частота — 24, 25 или 30 кадров в секунду.
Для просмотра HDTV фильмов вам нужен HDTV телевизор. Это может быть HDTV плазма, ЖК телевизор или HDTV проектор. Можно смотреть и на мониторе (ЖК или ЭЛТ), но всего качества HDTV Вы не увидите. Так же, нужен плеер с поддержкой HDTV , либо мощный компьютер. Если вы хотите наслаждаться HDTV телевидением у себя дома, Вам необходимо приобрести специальный ресивер и спутниковую антенну.
Держу пари, многие слышали такие термины как PAL, SECAM и NTSC. Телевизоры и ТВ-тюнеры в процессе настройки каналов, часто грешат вопросами о выборе одного из них. Ситуация усугубляется, когда дополнительно на выбор предлагает несколько подвидов любого из трёх форматов. И, что же выбрать? А главное, чем же все эти форматы друг от друга отличаются? Во всём этом мы сейчас и будем разбираться.
В мире существует три системы аналогового цветного телевидения - NTSC , PAL и SECAM , во многом похожих, и в тоже время, различающихся по целому ряду параметров. Такое положение зачастую требует использования специальных декодеров для преобразования видеозаписей из одного стандарта в другой.
Телевизионная картинка состоит из последовательно отображаемых на экране строк (линий). Подобный метод формирования изображения называют строчной разверткой , а цикл полной смены изображения (кадра) - кадровой разверткой . Чем больше строк на экране, тем лучше вертикальная чёткость изображения, а повышенная кадровая частота устраняет возможный эффект мерцания.
На рисунке показано преимущественное использование стандартов цветного ТВ по регионам.
Из-за ограниченной пропускной способности каналов связи каждый кадр во всех ТВ-стандартах передается в два приема или, как говорят, состоит из двух полей. Первоначально (в первом поле) отображаются четные строки, затем нечетные. Такая развертка называется чересстрочной и, в отличие от строчной, она несколько ухудшает качество изображения, но позволяет вместить телесигнал в стандартную полосу частот каналов связи.
Частотный спектр полного телесигнала цветного ТВ показан на рисунке, откуда видно, что телесигнал состоит из яркостного, цветового и звукового сигналов, передаваемых по каналам связи с помощью отдельных несущих частот. Основные различия между стандартами заключаются в способах кодирования цвета на основе модуляции несущей частоты цветового сигнала.
При отображении принятого телесигнала цветовая составляющая накладывается яркостную. Поэтому при использовании аппаратуры, не поддерживающей тот или иной стандарт, обычно удаётся получать хотя бы чёрно-белую картинку. Звуковая несущая частота может быть разной даже в вариантах одного и того же стандарта, что и служит иногда причиной отсутствия звука при нормальном воспроизведении видео.
Этот стандарт цветного телевидения (NTSC ) разработан в США. Первая версия появилась еще в 1941 году, а регулярные телетрансляции начались в 1954 г. В разработке NTSC принимали участие крупнейшие, в то время, электронные компании, входившие в национальный комитет по системам телевидения (англ. National Television System Committee (NTSC)). В настоящее время стандарт NTSC используется на большей части американского континента, а также в Японии, Южной Корее, на Тайване и Филиппинах.
Широко применяются два варианта NTSC , обозначаемых буквенными индексами M и N. Исторически первым был, и сейчас наиболее распространенный вариант, NTSC M. Затем появился NTSC N (называемый иногда PAL N), сегодня используется в некоторых странах Южной Америки. Правда, в Японии работает еще и NTSC J, но этот вариант незначительно отличается от основного - NTSC M.
Частота строчной развертки для NTSC M равняется 525 строкам на экран, частота смены кадров - 30. Полоса частот, занимаемая видеосигналом - 4,2 МГц. В NTSC N используется несколько больше строк - 625 и пониженная кадровая частота - 25 Гц.
Система на основе NTSC позволяет обеспечить высокое качество цветного изображения, но предъявляет весьма жесткие требования к приемной и передающей аппаратуре. Из-за особенностей формирования сигналов этого формата, при декодировании не всегда удаётся полностью разделить сигнал на отдельные составляющие, поэтому цветовые сигналы смешиваются с яркостным. И, в зависимости от яркости участка изображения, оно может несколько менять свой цветовой тон.
Фазовые искажения сигнала, возникающие иногда при передаче, также способствуют не совсем естественной передаче цветового тона, а амплитудно-частотные вызывают изменение насыщенности цвета.
Стандарт PAL (англ. Phase Alternation Line ) впервые был использован в 1967 году в Германии и Великобритании. Вещание в этих странах началась несколько различающихся вариантах, которых в настоящее время стало еще больше. PAL широко используется в большинстве стран Западной Европы, Африки, Азии, в Австралии и Новой Зеландии.
По сути, PAL является усовершенствованной системой NTSC, в которой устранена чувствительность передаваемого сигнала к фазовым искажениям за счет изменения метода модуляции несущей частоты цвета. Правда, это привело к некоторому ухудшению четкости, что отчасти компенсируется (в некоторых вариантах стандарта) повышенным количеством строк.
Cтандарт PAL имеет наибольшее количество используемых разновидностей.
Стандарт SECAM (франц. Sequential Couleur Avec Memoire ) - последовательная передача цветов с запоминанием был разработан во Франции. Регулярное вещание с его использованием началось в 1967 году, во Франции и СССР. В SECAM используется 625 строк с частотой 25 кадров, или 50 полей в секунду. Сейчас SECAM используется во Франции и некоторых странах Европы, в некоторых странах бывшего CCCP и Африки.
Особенность системы в том, что цветоразностные сигналы передаются посредством частотной модуляции. Тогда, как в PAL и NTSC используется квадратурная амплитудная модуляция. Частотная модуляции, а также поочередная (через строку) передача двух цветовых сигналов позволила избавиться от излишней чувствительности к искажениям, но несколько ухудшила четкость, что, впрочем, в условиях приема эфирного телевидения не всегда принципиально и наиболее заметно в кабельных системах. SECAM позволяет добиться более естественной цветопередачи за счет улучшенного разделения цветовых сигналов от яркостного.
Для записи на магнитную ленту использовалась разновидность стандарта - MESECAM , в котором поднесущие цветоразностных сигналов перенесены на более низкие частоты (примерно 1,1 МГц), что позволило минимизировать влияние непостоянства скорости протяжки ленты на качество цвета.
Перечень основных различий между стандартами сведен в таблицу. Как видно, имеются значительные различия по несущим частотам и занимаемой в каналах связи общей полосе частот.
Стандарт | NTSC M | PAL B,G,H | PAL I | PAL N | PAL M | SECAM B,G,H | SECAM D,K,L |
Число строк/кадров | 525/30 | 625/25 | 625/25 | 625/25 | 525/30 | 625/25 | 625/25 |
Полоса частот видеосигнала, МГц | 4,2 | 5 | 5,5 | 4,2 | 4,2 | 5 | 6 |
Цветовая несущая, МГц | 3,58 | 4,43 | 4,43 | 3,58 | 3,58 | 4,25 и 4,406 | 4,25 и 4,406 |
Звуковая несущая, МГц | 4,5 | 5,5 | 6 | 4,5 | 4,5 | 5,5 | 6,5 |
Впрочем, сегодня вряд ли читателям придётся серьёзно страдать из-за проблем, несовместимости форматов. Каким бы способом Вы не выводили бы видео с компьютера, почти всегда будет возможность выбора, как минимум, из двух форматов PAL или NTSC .