Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Какими бывают мультимедиа-приложения и средства их разработки. Как создать мультимедийное приложение

Какими бывают мультимедиа-приложения и средства их разработки. Как создать мультимедийное приложение

Понимая перспективность рынка автомобильной электроники, современные производители систем мультимедиа стремятся использовать все последние технологии в создании новых моделей. Еще недавно наличие в магнитоле системы навигации воспринималось как нечто диковинное и эксклюзивное. Для нынешнего рынка такой функционал является базовым, а конкурентная борьба постепенно смещается в область беспроводных средств коммуникации. Кроме этого, автомобильная мультимедийная система нового поколения располагает улучшенными возможностями воспроизведения аудио- и видеоматериалов. И это не говоря о способностях подключения к широкому перечню устройств и носителей, которые могут выступать источниками контента.

Общие сведения о системах мультимедиа для авто

Несмотря на развитие функционального наполнения и технической начинки, форм-фактор и конструкционные параметры таких устройств остаются прежними. В этом отношении создатели стремятся делать оборудование как можно проще, компактнее и надежнее. Обычно это небольшой блок, который внедряется в специальную нишу, расположенную на передней панели. Конечно, нельзя отрицать, что мультимедийная система для авто оказывает влияние на эстетические достоинства интерьера в салоне, поэтому дизайнерское исполнение устройства имеет особое значение. Наличие тачскрин-дисплея также стало обязательным компонентом в современных Именно через него происходит управление функциями прибора - от смены треков до назначения маршрута в навигаторе. Требования к автомобильной электронике отличаются особой жесткостью в отношении эргономики, поэтому конструкция и способ управления должны подбираться с детальным изучением мельчайших деталей.

Акустические возможности

В последние годы аудиосистемы стали трансформироваться в многофункциональную аппаратуру. Но изначальная задача подобных систем, как и прежде, заключается в воспроизведении звука. И в этом направлении производители развивают свою продукцию не менее активно. В лучших современных исполнениях мультимедийная акустическая система представляет собой целый комплекс, который снабжен всеми возможностями аудио-плеера, а также способен работать с широким спектром сторонней техники. Такие модели, как правило, располагают звуковым процессором, поэтому их можно подключают и к сабвуферу. Также немало вариантов с интегрированными колонками, но в любом случае такие устройства позволят настраивать звуковую картину на любой вкус по обширной шкале параметров.

Что касается возможностей подключения, то в первую очередь они предполагают стандартные Если требуется для просмотра видео, то будет не лишним обратить внимание на разъем HDMI, который считается лучшим каналом для воспроизведения звука и кинофильмов.

Функция навигатора

Хотя данная опция давно стала едва ли не обязательной для автомагнитол, такие системы все еще рассматриваются в качестве гибридных. На рынке подобные устройства легко найти по маркировке 2DIN, которая и указывает на поддержку функции навигатора. С таким оснащением водитель получает возможность цифровой прокладки маршрута с выводом карты на экран дисплея. Сегодня даже мультимедийная из бюджетного сегмента обеспечивает довольно привлекательный набор инструментов для работы с картами. Их можно поворачивать, увеличивать и уменьшать, делать отметки и, конечно, регулярно обновлять и пополнять базу данных с маршрутами. Самым искушенным автовладельцам стоит рекомендовать более функциональные гибриды, снабженные GPS-антеннами и видеорегистраторами. Такая комплектация избавит от необходимости приобретения отдельного средства видеозаписи. Но и это не все. Чтобы избежать неприятностей с дорожной инспекцией, можно приобрести устройство, в котором также будет присутствовать антирадар. За несколько сотен метров до приближения к месту фиксации скоростных режимов данный прибор оповестит об этом участке водителя.

Коммуникационные способности

Наряду с традиционными возможностями подключения устройства мультимедиа оснащаются и множеством технологичных интерфейсов. Среди них стоит отметить USB, посредством которого можно подключать аудио- и видеоаппаратуру, а также связывать систему с мобильными устройствами и компьютером. Кроме этого, мультимедийная система для авто в современном исполнении может обеспечивать беспроводные соединения с мобильными гаджетами и носимой электроникой. Одной из самых популярных опций в этом плане стало подключение модуля Bluetooth для связи с телефоном. При таком соединении водитель может совершать звонки и отправлять SMS с помощью системы мультимедиа, не доставая мобильное устройство из кармана. Кроме того, «синий зуб» позволяет настраивать воспроизведение звука от того же смартфона. Для большинства моделей нового поколения открыта и возможность выхода в Интернет.

Цифровое ТВ

Телевидение на центральной панели автомобиля может показаться неуместным, но и эта функция не будет лишней. Производители обычно комплектуют такие устройства специальными антеннами с магнитными держателями и широким набором опций. Собственно, в плане управления цифровое автомобильное ТВ можно сравнить с полноценными ресиверами и тюнерами. Те же настройки с поддержкой объемного звучания, автоматического поиска, эквалайзера и т.д. Помимо этого, мультимедийная система, в зависимости от модификации, может активно работать с местными передающими сетями. Для этого используется система LCN, улучшающая эффективность приема сигнала и качество трансляции.

Что еще учесть при выборе?

Перед покупкой головного устройства для автомобиля следует определить перечень задач, которые должна будет выполнять система. В частности, следует определиться с источниками контента и устройствами, которые должны будут подключаться к аппаратуре. Также следует оценить необходимость наличия GPS-датчика, радиоприемника, модуля Bluetooth и цифрового ТВ. Это, конечно, полезные опции, но в таком оснащении мультимедийная система стоит в разы дороже, чем предназначенная исключительно для воспроизведения звука. Правда, в случае с гибридными устройствами - напротив, функциональность помогает сэкономить. Дело в том, что многофункциональные комплексы исключают необходимость покупки отдельного видеорегистратора и навигационной системы.

Установка мультимедийной системы

Монтаж устройств такого типа обычно выполняется по стандартной схеме. Производители комплектуют оборудование специальными рамками для панелей и крепежными приспособлениями, которые позволяют без труда интегрировать аппаратуру в подготовленные для этих целей ниши. Правда, если планируется установка монитора с несколькими колонками, то конфигурация монтажа может быть нестандартной. Если штатная мультимедийная система устанавливается в центральную панель, то оборудование с крупными дисплеями обычно интегрируют в потолочную нишу. Но такая конфигурация чаще встречается при оснащении минивэнов и внедорожников.

Заключение

Системы мультимедиа, предназначенные для автомобилей, внешне напоминают развлекательные комплексы, а в некоторых модификациях - и домашние кинотеатры. Разумеется, по характеристикам мощности и габаритам о подобных сравнениях говорить не приходится, но некоторые функциональные «фишки» от традиционных систем давно перекочевали в сферу автомобильной электроники. Достаточно сказать, что современная мультимедийная система позволяет любому водителю пользоваться такими средствами коммуникации, как Bluetooth, USB и HDMI. И это не говоря о встроенной навигационной системе, цифровом телевидении и возможности выхода в Интернет. Другое дело, что столь богатая начинка может не потребоваться автовладельцу. Особенно с учетом стоимости подобных устройств, которая может достигать 50-60 тыс. руб.

Средства создания мультимедийных приложений

Обзор Что такое мультимедиа Мультимедиа в Delphi Компонент TMediaPlayer Два вида программ, использующих мультимедиа

1. Обзор

Delphi позволяет легко и просто включать в программу такие мультимедийные объекты, как звуки, видео и музыку. В данном разделе обсуждается, как это сделать, используя встроенный в Delphi компонент TMediaPlayer. Подробно рассматриваются управление этим компонентом в программе и получение информации о текущем состоянии.

2. Что такое мультимедиа

Точного определения, что же это такое, нет. Но в данный момент и в данном месте, наверное, лучше дать по-возможности наиболее общее определение и сказать, что “мультимедиа” - это термин относящийся к почти всем формам анимации, звукам, видео, которые используются на компьютере.

Давая такое общее определение, нужно сказать, что в данном разделе мы имеем дело с подмножеством мультимедиа, которое включает:

1. Показ видео в формате Microsoft"s Video for Windows (AVI).

2. Воспроизведение звуков и музыки из MIDI и WAVE файлов.

Данную задачу можно выполнить с помощью динамической библиотеки Microsoft Multimedia Extensions для Windows (MMSYSTEM. DLL), методы которой инкапсулированы в компоненте TMediaPlay, находящийся на странице System Палитры Компонент Delphi.

Для проигрывания файлов мультимедиа может потребоваться наличие некоторого оборудования и программного обеспечения . Так, для воспроизведения звуков нужна звуковая карта.

3. Мультимедиа в Delphi

В Delphi есть компонент TMediaPlayer, который дает Вам доступ ко всем основным возможностям программирования мультимедиа. Данный компонент очень прост в использовании. Фактически, он настолько прост, что многим начинающим программистам будет проще создать свою первую программу, проигрывающую видео или музыку, нежели показывающую классическую надпись "Hello World".

Простоту использования можно воспринимать двояко:

В данном разделе не описываются подробности внутренних вызовов мультимедийных функций при работе компонента. Все что нужно знать - это то, что компонент называется TMediaPlayer, и что он дает доступ к набору подпрограмм, созданных Microsoft и называемых Media Control Interface (MCI). Эти подпрограммы дают программисту простой доступ к широкому кругу устройств мультимедиа. Собственно работа с TMediaPlayer интуитивно понятна и очевидна.

4. Компонент TMediaPlayer

Для начала давайте создадим новый проект, затем поместим компонент TMediaPlayer (стр. System Палитры) на форму, как показано на рис.1.

Рис.1: Компонент TMediaPlayer на форме.

Компонент TMediaPlayer оформлен, как панель управления устройством с кнопками. Как и на магнитофоне, здесь есть кнопки “воспроизведение”, “перемотка”, “запись” и др.

Поместив компонент на форму, Вы увидите, что Инспектор Объектов содержит свойство "FileName" (см. рис.2). Щелкните дважды

DIV_ADBLOCK63">

Рис.3: Воспроизведение AVI на панели.

5. Два вида программ мультимедиа

Иногда приходится предоставлять пользователям простой путь для проигрывания максимально широкого круга файлов. Это означает, что Вам нужно будет дать пользователю доступ к жесткому диску или CD-ROM, и затем позволить ему выбрать и воспроизвести подходящий файл. В этом случае, на форме обычно располагается TMediaPlayer, предоставляющий возможность управления воспроизведением.

Иногда программист может захотеть скрыть от пользователя существование компонента TMediaPlayer. То есть, воспроизвести звук или видео без того, чтобы пользователь заботился об их источнике. В частности, звук может быть частью презентации. Например, показ какого-нибудь графика на экране может сопровождаться объяснением, записанным в WAV файл. Во время презентации пользователь даже не знает о существовании TMediaPlayer. Он работает в фоновом режиме. Для этого компонент делается невидимым (Visible = False) и управляется программно.

6. Пример программы с мультимедиа

В данном разделе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компонент OpenDialog1 класса TOpenDialog для выбора файла. В свойстве Filter для него укажите требуемые расширения файлов:

AVI File(*.avi)|*.avi

WAVE File(*.wav)|*.wav

MIDI file(*.MID)|*.mid

Поместите на форму кнопку Button1 классаTButton. Пусть при нажатии данной кнопки вызывается диалог OpenDialog1 и выбранный файл будет воспроизводиться.
Создайте обработчик события OnClick для Button1:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender:TObject);

with OpenDialog1 do

if Execute then begin

MediaPlayer1. FileName:=FileName;

MediaPlayer1.Open;

MediaPlayer1.Play;

Внешний вид формы представлен на рис.4

Рис.4: Начальный вид проекта

Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (см. рис.5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption)

и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

Start_From: Longint;

with MediaPlayer1 do begin

if FileName="" then Exit;

Start_From:=Position;

Panel1.Refresh;

if CheckBox1.Checked then

Position:=Start_From;

Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.

Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = миллисекунд). В обработчике события OnTimer нужно записать:

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

with MediaPlayer1 do

if FileName<>"" then

Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).

16.12.1997

Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов. Мультимедиа - быстро и просто Авторские средства разработки и их классификация Язык сценариев Изобразительное управление потоком данных Кадр Карточка с языком сценариев Временная шкала

Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов.

В настоящее время значительная часть образовательных, развлекательных и информационно-справочных программ на потребительском рынке относится к категории мультимедиа. С применением мультимедийных технологий создается и малотиражная продукция рекламно-информационного характера - каталоги, справочники, разнообразные презентации.

Рост производительности и возможностей современных компьютеров, а также стремительное увеличение числа мультимедийных программ, видимо, навсегда изменят тот путь, которым люди получают информацию. Способность компьютера немедленно находить крошечный элемент из огромной массы данных всегда была одной из его наиболее важных особенностей. Так как видео и звуковое сопровождение могут быть сохранены вместе с текстом на диске CD-ROM, стал реальным и новый подход к изучению предмета. Используя гиперсвязи (программный метод, с помощью которого различные термины, статьи, изображения, звуки и фрагменты видео внутренне увязываются вместе по определенным логическим критериям), материал нетрудно представить так, чтобы пользователи могли просматривать его максимально удобным способом - по ассоциации. Энциклопедии, альманахи, собрания справочников, интерактивные игры, образовательные программы и даже кинофильмы с сопровождающими их сценарием, биографиями актеров, примечаниями режиссера и аналитическими обзорами делают мультимедиа, пожалуй, самой захватывающей и творческой областью компьютерного мира.

Что же может помочь нам, простым пользователям, вступить в этот увлекательный и волнующий мир? Конечно, те средства, которые позволяют объединить созданные отдельные части в единое законченное целое - в мультимедийное приложение. Такие средства можно условно разделить на три группы:

  • специализированные программы, предназначенные для быстрой подготовки определенных типов мультимедийных приложений (презентаций, публикаций в Internet);
  • авторские средства разработки (специализированные инструментальные средства для создания мультимедийных приложений);
  • языки программирования.
  • Провести четкую границу между указанными группами практически очень сложно. К примеру, одна из лучших презентационных программ Astound обладает некоторыми чертами авторского средства разработки, многие авторские средства позволяют распространять созданные с их помощью приложения через Internet и т. д.

    По большому счету есть два основных способа создать мультимедийное приложение: использовать специализированные средства разработки или заняться программированием напрямую. Когда речь идет о презентациях, второй способ бессмыслен, в остальных случаях возможны варианты. Первый способ дает экономию средств и времени, но мы проигрываем в эффективности работы программы. Это плата за скорость разработки. Непосредственное программирование - более дорогое удовольствие, но и некоторые авторские программы недешевы. Кроме того, вы сталкиваетесь с необходимостью овладения специальными приемами для работы с ними и целым рядом ограничений, хотя и тут можно найти выход из положения. Оптимальным был бы путь посередине - применение готовых пакетов с расширением их функций при помощи языков программирования, но он, к сожалению, не всегда осуществим.

    Очевидно, что задача выбора необходимого средства создания мультимедиа-приложения не так проста, как кажется на первый взгляд, и универсального решения, годного на все случаи жизни, не имеет. Поэтому весьма важен в процессе разработки именно сам этап выбора, поскольку если вы ошибетесь, то время и деньги могут быть потеряны напрасно, причем иногда это невосполнимые потери. Мы попытаемся помочь вам осмысленно сделать первый шаг по верному пути. Всякие рекомендации - вещь субъективная: их стоит принимать во внимание, но не нужно следовать им буквально, ведь существует множество нюансов, которые довольно трудно учесть. Так что конечный выбор - за вами, но, естественно, он должен быть разумным.

    Итак, наиболее простым способом разработки мультимедийных приложений является использование современных программ для создания презентаций. С них и начнем.

    Мультимедиа - быстро и просто

    Современные программы создания презентаций все больше ориентируются именно на мультимедиа. Наиболее интересным примером может служить программа PowerPoint 97 фирмы Microsoft. По количеству изобразительных и анимационных эффектов она становится вровень со многими авторскими инструментальными средствами мультимедиа. Наличие сценария без возможности выбора отличало раньше программы для разработки презентации от авторских систем. Но теперь и с этим покончено. В PowerPoint 97 презентация не должна от начала до конца следовать жесткому сценарию - он может свободно разветвляться в зависимости от реакции пользователя.

    Программа PowerPoint 97 позволяет создавать сложные программные надстройки за счет использования Visual Basic. Встроенная поддержка Internet и другие разнообразные усовершенствования сделали эту программу лидером в мире мультимедийных презентаций, а наличие русскоязычной версии позволило решить все проблемы, связанные с применением англоязычного интерфейса.

    Среди других презентационных программ необходимо отметить Macromedia Action!, Gold Disk Astound и Asymetrix Compel. О них достаточно подробно рассказывалось на страницах "Мира ПК". Мы же обратим взор к авторским средствам разработки.

    Авторские средства разработки и их классификация

    Авторское средство разработки (авторская система) представляет собой программу, которая имеет предварительно подготовленные элементы для разработки интерактивного программного обеспечения. Такие системы различаются по своей специализации, возможностям и легкости освоения. В настоящее время не существует автоматизированной авторской системы, позволяющей полностью построить приложение только по принципу "укажи и щелкни", хотя современные средства подходят к этому достаточно близко.

    Применение авторской системы - это фактически ускоренная форма программирования: вы не обязаны вникать в тонкости языка или, хуже того, в детали функционирования Windows API (Application Programming Interface - интерфейс прикладных программ), но должны понимать, как программы работают. Вместе с тем не надо пугаться слова "программирование". Многие системы имеют довольно дружественный пользовательский интерфейс, а для осуществления простейших проектов можно вообще обойтись без этого процесса.

    В общем случае для разработки интерактивного мультимедийного проекта в авторской системе требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования. Это означает снижение стоимости работ в несколько раз. Однако на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук, мультипликация и т. д.) выбор авторской системы вообще не влияет; выигрыш во времени при подготовке конечного продукта в этом случае получается за счет ускоренного построения прототипа, а не из-за выбора авторской системы вместо какого-нибудь языка программирования.

    Что касается классификации авторских систем, то в этом направлении уже предпринято достаточно много попыток. В их основе лежит так называемая авторская метафора - методология, в соответствии с которой авторская система выполняет свои задачи. Хотелось бы подчеркнуть, что:

  • границы между различными метафорами довольно размытые;
  • некоторые авторские системы имеют черты нескольких метафор;
  • классификация авторских систем по метафорам не является достаточно точной.
  • Классификация, предложенная Джеми Сигларом, представляется сегодня наиболее полной. Ее мы и примем за основу в нашем дальнейшем путешествии в мир авторских систем.

    Согласно этой классификации можно выделить восемь типов авторских систем, использующих следующие метафоры:

  • язык сценариев (Scripting Language);
  • изобразительное управление потоком данных (Icon/Flow Control);
  • кадр (Frame);
  • карточку с языком сценариев (Card/Scripting);
  • временную шкалу (Timeline);
  • иерархические объекты (Hierarchical Object);
  • гипермедиа-ссылки (Hypermedia Linkage);
  • маркеры (Tagging).
  • Заметим, что классификация сама по себе не является самоцелью. Это лишь средство для обоснованного выбора необходимого инструмента в соответствии со спецификой вашего мультимедийного проекта и его бюджета. Рассмотрим типы авторских систем более подробно.

    Язык сценариев

    Авторский метод "Язык сценариев" наиболее близок по форме к традиционному программированию. Этот мощный, объектно-ориентированный язык программирования определяет (с помощью специальных операторов) взаимодействие элементов мультимедиа, расположение активных зон, назначение кнопок, синхронизацию и т. д. Он является обычно центральной частью такой системы; редактирование элементов мультимедиа внутри программы (графических изображений, видео, звука и т. д.) представлено либо в минимальном виде, либо отсутствует вообще. Языки сценариев изменяются. При выборе системы обратите внимание на то, в какой степени язык основан на объектах или объектно-ориентирован. Использование этого метода несколько увеличивает период разработки (требуется дополнительное время на индивидуальное изучение возможностей системы), но в результате можно получить более мощное взаимодействие элементов. Так как многие языки сценариев - интерпретирующие, подобные системы имеют довольно низкое быстродействие по сравнению с другими авторскими средствами.

    К системам, основанным на языке сценариев, относятся:

  • Grasp (фирмы Paul Mace Software), DOS;
  • Tempra Media Author (фирмы Mathematica), DOS;
  • Ten Core Language (фирмы Computer Teaching), DOS, Windows;
  • Media View (фирмы Microsoft), Windows.
  • Примером мультимедийного приложения, выполненного с использованием системы Grasp, может служить CD-ROM Space Shuttle. Он был разработан фирмами Amazing Media и Follett Software в 1993 г. и поставлялся с торговой маркой The Software Toolworks (в том числе и в наши магазины). Этот компакт-диск представляет собой энциклопедию по американской космической программе Space Shuttle с кратким описанием истории проекта, процесса подготовки астронавтов и 53 конкретных полетов. Здесь широко используются звуковые комментарии к неподвижным изображениям и оцифрованное видео, правда, не всегда достаточно хорошего качества. Приложение запускается в системе DOS непосредственно с CD-ROM.

    Изобразительное управление потоком данных

    Этот авторский метод обеспечивает минимальное время разработки; лучше всего он подходит для быстрого создания прототипа проекта или выполнения задач, которые необходимо завершить в кратчайшие сроки. Его основа - палитра пиктограмм (Icon Palette), содержащая всевозможные функции взаимодействия элементов программы, и направляющая линия (Flow Line), которая показывает фактические связи между пиктограммами. Авторские системы, построенные на базе этого метода, имеют самые медленные исполняемые модули, потому что каждое взаимодействие влечет за собой всяческие перестановки. Однако наиболее развитые пакеты, такие как Authorware или IconAuthor, являются чрезвычайно мощными и обладают большим потенциалом.

    Главное достоинство рассматриваемого метода состоит в том, что он позволяет ускорить работу над дизайном приложения. Вы перемещаете пиктограммы из палитры на бланк страницы, и получающийся документ становится проектом вашего приложения. Далее нужно дважды щелкнуть на пиктограммах, и появившиеся диалоговые окна будут ждать от вас команд для связывания составляющих в единое целое и формирования диалога с пользователем.

    Применение авторских систем этого типа - наиболее подходящий путь для построения мультимедийных приложений со сложными функциями взаимодействия, подобных программам машинного обучения и мультимедийным киоскам. Такие авторские системы могут стоить очень дорого - до нескольких тысяч долларов. Чем же обусловлена столь высокая цена? Дело в том, что разработчики продают вам не только программное обеспечение, но и право на распространение созданных с его помощью приложений большим тиражом.

    По легкости освоения эти программы занимают промежуточное положение между авторскими системами на базе метафоры "карточка с языком сценариев" и системами, основанными на временной шкале.

    Конечно, здесь имеется значительное число функций и переменных, которые требуют изучения. Однако если вы уже создали с помощью палитры пиктограмм свое приложение, то нет ничего проще, чем формировать новые приложения на базе ваших шаблонов.

    К системам, основанным на изобразительном управлении потоком данных, относятся:

  • Authorware (фирмы Macromedia), Windows, MacOS;
  • IconAuthor (фирмы Aim Tech), Windows, Unix, OS/2;
  • TIE (фирмы Global Information Systems), Windows, Unix.
  • В качестве примера мультимедийного приложения, выполненного с использованием авторской системы Authorware, можно привести CD-ROM "ABBA ностальгия". Диск разработан российской фирмой ВЕКС в 1996 г. Это интерактивная энциклопедия творчества известной шведской группы ABBA на русском языке. Она содержит почти 100 страниц текста, более 400 фотографий, записи (6,5 часа музыки, включая все хиты!), в том числе редкие и ранее не публиковавшиеся в России, биографии и описания творческого пути солистов ансамбля в период с 1969 по 1995 г. Использование мощного авторского инструмента позволило выполнить проект силами небольшого коллектива разработчиков. Приложение запускается в системе Windows непосредственно с CD-ROM.

    Кадр

    Метод "Кадр" подобен методу изобразительного управления потоком данных. В него тоже обычно включается палитра пиктограмм (Icon Palette); однако связи, прорисованные между пиктограммами, могут представлять собой сложные ветвящиеся алгоритмы. Авторские системы, построенные по этому методу, - очень быстрые, но требуют применения хорошего автоматического отладчика, поскольку ошибки визуально неуловимы. Самые лучшие программы такого рода, например Quest, позволяют связать компилируемый язык с языком сценариев (при создании приложения в качестве языка сценариев используются Cи или Apple Media Kit).

    К системам, основанным на кадре, относятся:

  • Quest (фирмы Allen Communication), Windows;
  • Apple Media Kit (фирмы Apple), MacOS;
  • Ten Core Producer (фирмы Computer Teaching), DOS, Windows;
  • CBT Express (фирмы Aim Tech), Windows, Unix, OS/2.
  • Карточка с языком сценариев

    Это весьма мощный по своим возможностям (через включенный язык сценариев) метод, требующий, однако, точной и жесткой структуризации сюжета. Он превосходно подходит для гипертекстовых приложений и особенно для прикладных программ с интенсивным перемещением (наиболее яркий пример - известная игра Myst, разработанная в авторской системе HyperCard).

    Возможности программ этого типа легко расширяемы с помощью модулей XCMD и DLL. Такие системы часто используются для разработки прикладных программ общего назначения, а их лучшие представители позволяют все объекты (включая индивидуальные графические элементы) подготавливать внутри авторской системы. Многие развлекательные и игровые программы проходят этап создания прототипа по данному методу до кодирования на компилирующем языке программирования.

    Одно из достоинств - наиболее легкий процесс обучения. Системы поставляются с множеством шаблонов, примеров и готовых графических элементов пользовательского интерфейса, а также с интерактивными учебными программами. Благодаря этому освоение происходит достаточно быстро.

    Программы Astound и Compel, занимающие промежуточное положение между программами создания презентаций и авторскими системами, тоже иногда относят к этому типу авторских систем. Очень простые в освоении, они позволяют разрабатывать довольно интересные приложения.

    Главный недостаток авторских систем на основе карточки с языком сценариев - невозможность обеспечить точное управление синхронизацией и выполнение параллельных процессов. К примеру, звуковой файл должен запускаться и заканчиваться прежде, чем сможет начаться следующее событие по сценарию.

    К системам, основанным на карточке с языком сценариев, относятся:

  • HyperCard (фирмы Apple Computer), MacOS;
  • SuperCard (фирмы Allegiant Technologies), MacOS;
  • Multimedia ToolBook (фирмы Asymetrix), Windows.
  • Примером мультимедиа-приложения, созданного с использованием авторской системы Toolbook, может служить CD-ROM "Английский на каждый день", разработанный российской фирмой New Media Generation в 1996 г. Специфика интенсивного курса изучения английского языка по методу Т.А. Графовой хорошо сочеталась с данной метафорой. Разработка была выполнена на достаточно высоком уровне и отмечена за отличный дизайн. Приложение функционирует в среде Windows и требует установки отдельных файлов на жесткий диск для ускорения работы.

    Временная шкала

    По структуре пользовательского интерфейса авторская система на основе метода "Временная шкала" напоминает звуковой редактор для многоканальной записи. Синхронизируемые элементы показываются в различных горизонтальных "дорожках" с рабочими связями, отраженными через вертикальные столбцы. Основными элементами данного метода являются "труппа" (cast) - база данных объектов и партитура (score) - покадровый график событий, происходящих с этими объектами. Главное достоинство метода заключается в том, что он позволяет написать сценарий поведения для любого объекта. Каждое появление объекта из труппы в одном из каналов партитуры называется спрайтом (sprite) и также считается самостоятельным объектом. Для управления спрайтами в зависимости от действий пользователя в пакет встраивается объектно-событийный язык сценариев (Scripting language). Подобные системы используются при создании многих коммерческих прикладных программ.

    Авторские системы на базе временной шкалы лучше всего подходят для подготовки приложений с интенсивным использованием мультипликации или таких, где требуется синхронизация различных мультимедийных составляющих. Эти системы легко расширяются с целью обработки других функций (таких как гипертекст) через модули типа XOBJ, XCMD и DLL. Их основной недостаток - сложность освоения из-за необходимости изучения достаточно мощного языка сценариев.

    К системам, основанным на временной шкале, относятся:

  • Director (фирмы Macromedia), Windows, MacOS;
  • Power Media (фирмы RAD Technologies), Windows, MacOS, Unix;
  • MediaMogul (фирмы Optimage), для платформы CD-i.
  • Наиболее известная система, построенная по данному методу, является и самой популярной авторской системой мультимедиа вообще. Это Macromedia Director. С ее помощью разрабатываются достаточно сложные коммерческие приложения и даже компьютерные игры. Как пример можно привести "Frankenstein. Through the eyes of the monster" - довольно сложную приключенческую игру, по своему построению сходную с Myst. Игрок выступает в роли монстра, созданного доктором Виктором Франкенштейном. Цель игры - путешествуя по замку доктора и его окрестностям, раскрывать страшные тайны и разгадывать многочисленные загадки.

    Иерархические объекты

    Здесь, как и в объектно-ориентированном программировании, применяется метафора объекта. Хотя научиться работать с этими средствами разработки непросто, благодаря визуальному представлению объектов и информационных составляющих мультимедийного проекта можно создавать достаточно сложные конструкции с развитым сюжетом. Типичным представителем такого рода средств является mTropolis - одна из наиболее перспективных авторских систем. Подобные системы обычно довольно дорогие и используются в основном профессиональными разработчиками мультимедийных приложений.

    К системам, основанным на иерархических объектах, относятся:

  • mTropolis (фирмы mFactory), Mac;
  • New Media Studio (фирмы Sybase), Unix, Windows (только 95 или NT);
  • Fire Walker (фирмы Silicon Graphic Studio), для платформы SGI.
  • Гипермедиа-ссылки

    Метафора гипермедиа-ссылки подобна метафоре кадра, в которой показываются концептуальные связи между элементами; однако ей недостает визуального представления связей. Авторские системы, построенные по этому методу, весьма просты в освоении, хотя для эффективной работы с ними требуется обучение.

    При использовании авторских систем с гипермедиа-ссылками можно создавать разнообразные гипертекстовые приложения с элементами мультимедиа. Они имеют те же области применения, что и системы, построенные по методу "Карточка с языком сценариев", но более гибки (за счет отказа от карточек).

  • HyperMethod (фирмы Prog. Systems AI Lab), DOS, Windows;
  • Formula Graphic (фирмы Harrow Media), Windows;
  • HM-card, Windows;
  • Everest (фирмы Intersystem Concepts), Windows.
  • Авторская система HyperMethod уже знакома читателям (см. "Мир ПК", #11/97). Она применяется для разработки самых разнообразных мультимедийных приложений. В частности, с ее помощью подготовлена энциклопедия на CD-ROM "Русский музей. Живопись".

    Маркеры (теги)

    Системы на базе маркеров используют специальные команды - теги в текстовых файлах (например, SGML/HTML и WinHelp), чтобы связать страницы для обеспечения взаимодействия и объединения элементов мультимедиа. Они имеют, как правило, ограниченные возможности по отслеживанию связей и лучше всего подходят для подготовки диалоговых справочных материалов, подобных словарям и руководствам. С развитием Internet такие системы нашли широкое применение и при создании страниц для узлов этой глобальной компьютерной сети.

    К системам, основанным на маркерах, относятся:

  • Hot Dog (фирмы Sausage Software), Windows;
  • WebAuthor (фирмы Quarterdeck), Windows;
  • FrontPage (фирмы Vermeer), Windows, MacOS;
  • HoTMetaLPro (фирмы SoftQuad), Windows, MacOS, Unix;
  • Adobe PageMill (фирмы Adobe), MacOS;
  • Arachnophilia, Windows.
  • Число редакторов, предназначенных для создания HTML-страниц, стремительно растет день ото дня. Они распространяются на коммерческой основе или как условно-бесплатное программное обеспечение, немало и бесплатных программ. Причем качество программы совсем не обязательно определяется тем, к какой стоимостной категории она относится.

    Конечно, мир авторских систем не ограничивается перечисленными выше программами. Достаточно полные списки, представленные в Internet, насчитывают порядка 70 таких систем, и число их (в которое не включены программы создания презентаций и разнообразные HTML-редакторы) постоянно увеличивается. Но для человека, делающего свой выбор, нужно начинать со знакомства с лучшими из них.

    Использование языков программирования

    Как мы уже подчеркивали, в сравнении с авторскими средствами разработки универсальные языки программирования оказываются более гибкими и обеспечивают возможность получения более быстродействующего приложения. Но лучшие представители мира авторских систем довольно успешно пытаются преодолеть все препятствия. В современных условиях гибкость и быстрота работы иногда отходят на второй план, уступая место высокой скорости разработки. Этим и объясняется возросший интерес к таким системам со стороны разработчиков. В России распространение авторских систем сдерживается непомерными ценами на них, да и вообще приобрести их довольно сложно. Кроме того, для многих пользователей, особенно непрофессионалов в компьютерной технике, англоязычный интерфейс системы может перечеркнуть все ее достоинства. Но вернемся к программированию.

    Если спросить у профессиональных российских разработчиков мультимедийных приложений, какие средства они используют, то ответ будет однозначным - языки программирования, причем чаще всего Cи++, Delphi, реже Visual Basic. Немногочисленные авторские системы применяются лишь в единичных случаях. Но ситуация постепенно меняется. Все больше авторских инструментов появляется у нас на легальных условиях, и их уже можно купить. Но вот стоит ли? Вопрос, конечно, интересный, и об этом имеет смысл поговорить подробнее.

    Правильный выбор инструмента

    Создание мультимедийного приложения начинается вовсе не с выбора необходимого средства разработки. Прежде всего нужно определить, какую информацию и каким образом вы собираетесь использовать. И только после этого можно переходить к выбору инструмента, который позволит вам наиболее полно выразить свои идеи.

    Предположим, что вопрос о том, что за приложение вы хотите создать, уже решен и наступил момент отбора необходимых средств реализации проекта. Руководствуясь приведенными выше рекомендациями, попытайтесь найти наиболее подходящий для вашей задачи тип авторской системы. Подберите программы, относящиеся к нужному вам типу.

  • тип платформы разработки;
  • цена (включая лицензионные отчисления за распространение разработанных приложений);
  • расширяемость (работа с DLL или XCMD);
  • подход к программированию;
  • наличие инструментов отладки и тестирования приложений;
  • возможности форматирования текста и печати;
  • интерактивные возможности;
  • возможность управления внешними устройствами;
  • поддержка OLE;
  • возможности встроенного редактора компонентов мультимедиа;
  • наличие средств организации проекта;
  • поддержка баз данных;
  • контроль над синхронизацией воспроизведения элементов мультимедиа;
  • техническая поддержка;
  • наличие обучающей программы;
  • качество печатной документации;
  • поддержка по "горячей" телефонной линии.
  • Постарайтесь узнать о предварительно выбранных вами программах побольше. Зарубежные специалисты в области мультимедиа советуют попросить для этого демонстрационные версии у разработчиков. Например, демонстрационные диски с системами Director, Authorware и Icon Author высылаются бесплатно или за минимальную плату. Поработав с такими версиями, вы лучше уясните возможности и ограничения систем. Дополнительную информацию по многим из них можно получить через Internet, обратившись на узлы фирм-разработчиков. В этом поиске вам должна помочь приведенная здесь таблица.

    В России наибольшей популярностью пользуются персональные компьютеры с операционными системами DOS и Windows. Именно для этой платформы ниже даются рекомендации по выбору авторской системы с учетом возможности приобретения тех или иных программных продуктов у нас в стране.

    Web-приложения

    Если вы не хотите стать профессиональным Web-мастером и создаете HTML-страницы от случая к случаю, то наилучшим выбором для вас будет текстовый редактор Word 97 (и никаких проблем с языком!).

    Более качественную работу обеспечивают бесплатные или условно-бесплатные HTML-редакторы, которые можно найти в Internet. В частности, попробуйте программу Arachnophilia, свободно распространяемую самим разработчиком Полем Латусом. Об этой программе стоит сказать пару слов.

    Во-первых, у нее не возникает трудностей при создании русских HTML-страниц, что является большой редкостью даже для коммерческих редакторов. Во-вторых, она удобна для любого пользователя: от новичка до профессионала. К примеру, у известной программы FrontPage есть нехорошая привычка исправлять набранный вами исходный текст, даже если он полностью соответствует спецификации HTML, что ограничивает ваши творческие возможности. Автор Arachnophilia предлагает простой способ борьбы с этим злом, и поэтому совместное использование этих двух редакторов позволит снять подобные ограничения. Учтите и тот факт, что облегченная версия Front Page c набором шаблонов под названием FrontPad поставляется вместе с пакетом Internet Explorer 4.0, распространяющимся бесплатно.

    Презентации

    Тем, кто создает презентации не часто, можно рекомендовать русскоязычную версию программы PowerPoint 97. Она входит в состав Office 97. Стоит обратить внимание и на многообещающую новинку "Клуба голосовых технологий" - презентационную программу "Говорящая мышь для дома" со встроенным синтезатором речи. Все тексты будут читаться с правильным произношением, причем вам предоставляется возможность настроить его в соответствии со своими запросами. Единственным недостатком этих двух программ является их ориентация на Windows 95. Для пользователей Windows 3.1 хорошим выбором будет система Macromedia Action! Если вы сочтете необходимым приобрести пакет Macromedia Director, то разработанные в нем элементы сможете использовать в Action! без всякого преобразования.

    Прототипы приложения

    Для разработки прототипов лучше всего подойдут авторские системы, основанные на изобразительном управлении потоком данных или использующие карточку с языком сценариев. Пожалуй, возможностей демонстрационных версий Authorware или Icon Author будет достаточно для быстрого создания прототипа вашего приложения. Полные версии пока еще очень дороги, тем более для непрофессионалов. Хорошим выбором окажется и Multimedia Toolbook. Эта система вам так понравится, что вы, быть может, пожелаете и окончательный вариант выполнить с ее помощью.

    Интерактивные программы

    В данном случае имеет смысл применить Macromedia Director. Но помните, что для освоения этой программы вам придется приложить некоторые усилия. Если вы не хотите тратить деньги на приобретение авторской системы, остановите свой выбор на MediaView, HM-Card или Formula Graphics.

    MediaView - название новой версии комплекта Multimedia Viewer Publishing Toolkit. Ранее он стоил 695.00 долл. Теперь распространяется бесплатно. По сравнению с предыдущей версией эта программа стала более трудной для изучения и освоения (вы должны хоть немного уметь программировать на Visual Basic), но зато и более мощной.

    HM-Card - условно-бесплатная программа, по своим возможностям близкая к HyperMethod. По заявлению разработчиков, для создания приложения с ее помощью знать язык программирования вам не требуется.

    Formula Graphics - бесплатная программа, которая обеспечивает быстрый и простой путь для реализации мультимедийных проектов в среде Windows. Она имеет свои плюсы и минусы, но факт ее бесплатного распространения многое решает. Зарегистрируйте вашу версию у разработчиков, и вы получите доступ к дополнительным средствам пакета.

    Обучающие программы

    Для создания обучающих программ некоторые фирмы выпускают отдельные версии своих основных продуктов. Например, существует версия Multimedia Toolbook CBT со специальными шаблонами для разработки таких программ. Если вы в процессе обучения собираетесь применять мультипликацию, то можете остановиться на Macromedia Director.

    Гипертекстовые приложения

    Здесь предпочтение следует отдать системам на основе гипермедиа-ссылок (HM-Card или любая программа этого типа) и карточек с языком сценариев (Multimedia Toolbook). Обратите внимание на программу HyperMethod. Невысокая цена, простота изучения базовых возможностей (так что первое приложение вы сможете создать без программирования), быстрота расстановки гиперсвязей с учетом падежей, поддержка мультимедийных функций и совместимость с HTML - вот далеко не полный перечень ее отличительных особенностей. По примеру своих зарубежных коллег российские разработчики выпустили демонстрационную версию и учебные материалы. И быть может, эта программа станет вашим лучшим помощником при построении мультимедийных приложений.

    Реально отечественный рынок программного обеспечения, к сожалению, предоставляет пока небогатый выбор MediaView, PowerPoint, HyperMethod и FrontPage (с учетом приемлемой для пользователя поддержки продукта в России). И в конце концов вам придется выбирать между PowerPoint и HyperMethod, если для вас играет роль цена и важны документация с системой помощи на русском языке.

    Пушков Александр Игоревич - инженер информационного обеспечения Учебно-тренировочного центра г. Санкт-Петербурга. С автором можно связаться по E-Mail: [email protected] .

    Энциклопедия "Русский музей. Живопись"

    Эта энциклопедия создавалась к столетию Государственного Русского музея, который находится в Михайловском дворце. Она подробно рассказывает об экспозиции музея и довольно полно знакомит нас с полотнами русских художников VIII - начала XX вв. CD-ROM включает в себя около 200 репродукций картин и их фрагментов. Каждая картина сопровождается статьей-аннотацией, где излагается история ее создания, описывается сюжет, дается биография художника и даже приводятся стихи, посвященные самой картине или автору. Кроме того, программа включает словарь, который содержит статьи о видах изобразительного искусства и художественных стилях, а также наиболее распространенные термины. Интересующиеся историей русской живописи найдут здесь систематизированные, хотя и краткие сведения обо всех известных художниках, представленных в Русском музее.

    Мультимедийные альбомы

    Хорошим примером мультимедийных энциклопедий, созданных на основе собственного, специально для этого разработанного графического интерфейса, являются диски "Холодное оружие" и "Мир кошек", разработанные компанией SBG Publishing и опубликованные фирмой "1C".

    Альбом "Холодное оружие" представляет самые разнообразные виды вооружения всех времен и народов - от каменных топоров палеолита до сверхсовременных стреляющих ножей десантников. Здесь показаны первые универсальные орудия, которые служили их владельцам и для хозяйственной деятельности, и для обороны; все виды холодного оружия (метательное, ударно-рубящее, клинковое, колющее) и воинское снаряжение (доспехи); очень интересно излагается история возникновения и использования мечей, копий, алебард, шпаг, кортиков и т.п.

    Вы познакомитесь с легендами и мифами, узнаете о том, как закаляли булатные клинки, что надевал русский воин перед битвой, какое оружие применялось в бою в разные исторические периоды, получите полные и достоверные сведения об экзотических типах и формах холодного оружия, о его коллекционных образцах.

    Альбом "Мир кошек" увлекательно и подробно рассказывает об этих прелестных существах, которые с древнейших времен представлялись человеку необычайно загадочными. Вы узнаете о том, когда появились первые представители семейства кошачьих, как и зачем они были одомашнены, сколько пород диких и домашних кошек известно в настоящее время, а также всегда ли кошки падают на четыре лапы и как расшифровать "разговор" кота и кошки, происходящий мартовским вечером. В богато иллюстрированном альбоме повествуется об особенностях поведения ваших любимцев дома и охотничьих повадках их сородичей-хищников в соответствующей среде обитания.

    Авторы постарались рассказать о наиболее интересных породах домашних кошек, о том, как за ними ухаживать и как их воспитывать, о недугах, которыми страдают эти давние спутники человека, и способах их лечения.

    Средства создания мультимедиа-приложений

    Продукт

    Фирма-разработчик

    ОС разработки

    ОС воспроизведения

    Тип

    Цена, долл.

    Адрес в Internet

    PowerPoint 97 Microsoft Windows 95 Windows 95 Презентации 339 http://www.microsoft.com/
    products/prodref/127_ov.htm
    Action! Macromedia Windows Windows Презентации 229 http://www.MacOSromedia.com
    Astound Gold Disk Windows Windows Презентации 200 http://www.golddisk.com/astound.com
    Compel Asymetrix Windows Windows Презентации -

    Содержание

    Введение

    Что означает мультимедиа? Каковы сферы ее применения? Целесообразно начать рассмотрение вопросов данной работы с главных исходных понятий, просмотреть существующие варианты определений, далее рассмотреть какие задачи в зависимости от требований сферы применения решают мультимедийные системы, что входит в их состав, как использовать компьютер в качестве основы для создания звукозаписывающей студии.
    Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно. «Мультимедиа» – сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» – много и «медиа» – носитель, среда, средства общения, т.е. мультимедиа – это «многосредность».
    Таким образом, термин «мультимедиа» можно перевести как «множество носителей», то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и так далее).
    Мультимедийные системы превратились в популярную тему многих конференций по информатике, научно-технической информации, искусственному интеллекту, лингвистике, психологии и теории обучения. Интерес вызывает принципиально нелинейная организация информационных единиц, которые могут быть представлены текстом, аудио и видео информацией, дружелюбная и гибкая форма нелинейного управления этими единицами в мультимедийных системах.
    Быстро расширяется спектр успешного применения мультимедийных систем во многих сферах науки, техники, образования, экономики, искусства.
    Системы мультимедиа коммерческого или общего назначения предназначены для организации комфортных и прогрессивных условий работы сотрудников на переговорах, совещаниях, проведении конференций. Они широко применяются в учебных классах, в диспетчерских, в центрах обработки информации и пр. Коммерческие системы мультимедиа включают в себя: систему аудио и видео конференц-связи (конгресс-система, система голосования, терминалы ВКС и проч.), систему видеоотображения (плазменные панели, видеостены, мониторы LCD, электронные доски и проч.), систему интегрированного управления (управление видео и аудио системами, электрическими системами, климатическим оборудованием, освещением и проч.).
    Коммерческие мультимедийные системы выполняют функции сопровождения бизнес-процессов (сюда относится оптимизация работы сотрудников, организация ситуационных центров и диспетчерских и т. п.), а также служат для повышения их эффективности.
    Отдых и общение современного человека автоматизированы настолько, что нет необходимости отслеживать какую-либо систему или функцию, если под рукой пульт управления с заданными заранее сценариями. Современные системы мультимедиа – это новый уровень комфорта дома и в офисе.
    Резкий рывок, произошедший в этом направлении, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков – аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение.
    Сегодня персональный компьютер (ПК) настолько прочно вошел в нашу жизнь, что многие без него не представляют своего существования. Компьютер используют как вычислитель, игровую приставку, телевизор, факс, записную книжку и т. д. Но есть еще одна очень интересная возможность использования компьютера – музыка. И здесь ПК – основа для создания небольшой личной «звукозаписывающей студии».

    1. Мультимедийные системы

    1.1. Основные понятия и разновидности мультимедиа

    Мультимедиа – это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
    Мультимедиа – объединение в одном пользовательском продукте текста, графики, аудио- и видео информации, анимации, при этом для пользователя добавляется возможность обратной связи, свойство интерактивности. А значит, мультимедиа – это средства обмена информацией между компьютером и внешней средой.
    Интерактивность (от латинского интер – между), возможность активно взаимодействовать с экраном, организовывать с ним своего рода дружественный «междусобойчик» – запрашивать подробности, задавать вопросы и даже менять ход событий, предлагать экрану разные их варианты.
    Мультимедиа может быть классифицирована как линейная и нелинейная.
    Простейшая форма представления множества элементов мультимедиа – линейный проект. В случае линейной мультимедиа человек никаким образом не может повлиять на вывод информации. В этом случае пользователь может выполнять только пассивный просмотр элементов мультимедиа. Последовательность просмотра элементов мультимедиа определяется сценарием.
    Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных.
    Если пользователю предоставлена возможность выбора и управления, то мультимедиа становится нелинейным и интерактивным. Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр.
    В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации.
    Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации может быть назван линейным, так как просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика.
    В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада.
    Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.
    Если пользователю предоставляется структура связанных элементов мультимедиа, которые он может последовательно выбирать, интерактивное мультимедиа становится гипермедиа.
    Live video – « Реальное / живое видео» – характеристика системы мультимедиа с точки зрения ее способности работать в реальном времени.
    Связывание элементов мультимедиа в проект выполняется с помощью программных инструментальных средств. Результаты представления элементов мультимедиа на экране и средства управления мультимедиа, называется пользовательским интерфейсом. Аппаратные и программные средства, обеспечивающие воспроизведение мультимедиа и ограничивающие возможности проекта, называются платформой или средой мультимедиа.
    Мультимедийный продукт – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить:
        музыкальное и речевое сопровождение;
        видеоклипы;
        анимация;
        графические изображения и слайды;
        базы данных;
        текст и т.д.
    Важной характеристикой мультимедийных систем является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее компонент данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования. Например, сочетания видеоряда с текстом и звуковым сопровождением; звуковых фрагментов музыкального произведения с текстовыми данными об исполняющих его музыкантах и инструментах; изображения художественного произведения с музыкальным фоном и текстом и т.п.
    Стандарты, устанавливающие для разработчиков ПО состав аппаратных средств, относящихся к технологии мультимедиа: МРС-1, МРС-2, МРС-3.
    Аппаратные средства мультимедиа
    Основные – компьютер с высокопроизводительным процессором, большим объемом оперативной памяти, жёстким диском от 100 Гбайт и выше, манипуляторами, мультимедиа-монитором со встроенными стереодинамиками и видеоадаптером SVGA.
    Специальные – приводы CD-ROM, CD-R, CD-RW, DVD; TV-тюнеры и фрейм-грабберы; графические акселераторы (ускорители), в том числе, для поддержки трёхмерной графики; платы видеовоспроизведения; устройства для ввода видеопоследовательностей; звуковые платы с установленными микшерами и музыкальными синтезаторами, воспроизводящими звучание реальных музыкальных инструментов; акустические системы с наушниками или динамиками и др.
    Программные средства мультимедиа
    Мультимедийные приложения:
        энциклопедии;
        интерактивные курсы обучения по всевозможным предметам;
        игры и развлечения;
        работа с Интернет;
        тренажёры;
        средства торговой рекламы;
        электронные презентации и др.
    Средства создания мультимедийных приложений:
        редакторы видеоизображений;
        профессиональные графические редакторы;
        средства для записи, создания и редактирования звуковой информации, позволяющие подготавливать звуковые файлы для включения в программы, изменять амплитуду сигнала, наложить или убрать фон, вырезать или вставить блоки данных на каком-то временном отрезке;
        программы для манипуляции с сегментами изображений, изменения цвета, палитры;
        программы для реализации гипертекстов и др.
    Технологии мультимедиа:
    Телевизионный приём – вывод телевизионных сигналов на монитор компьютера на фоне работы других программ.
    Видеозахват – «захват» и «заморозка» в цифровом виде отдельных видеокадров.
    Анимация – воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения.
    Звуковые эффекты – сохранение в цифровом виде звучания музыкальных инструментов, звуков природы или музыкальных фрагментов, созданных на компьютере, либо записанных и оцифрованных.
    Трёхмерная (3D) графика – графика, создаваемая с помощью изображений, имеющих не только длину и ширину, но и глубину.
    Музыка MIDI (Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс музыкальных инструментов) – стандарт, позволяющий подсоединять к компьютеру цифровые музыкальные инструменты, используемые при сочинении и записи музыки.
    Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR). Слово «виртуальный» означает «действующий и проявляющий себя как настоящий».
    Виртуальная реальность – это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в модельный мир и непосредственно действовать в нём. Зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя при этом заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.
    Признаки устройств виртуальной реальности:
        моделирование в реальном масштабе времени;
        имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
        возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

    1.2. Области применения

    Мультимедиа, как самостоятельное направление в компьютерной периферии, возникло в начале 90-х годов в Америке. Тогда стали появляться первые программные продукты на компакт-дисках. В 1990 году было издано всего 10 мультимедийных программ на CD, а сегодня их в тысячи раз больше.
    Мультимедийные системы, в зависимости от сферы применения, решают следующие задачи:
        повышение эффективности переговоров, совещаний, конференций, голосований;
        повышение качества и эффективности обучения;
        моделирование и симулирование комплексных процессов (например, виртуальные операции для врачей);
        оптимизацию работы сотрудников;
        организацию ситуационных и мониторинговых центров;
        управление огромным массивом контента;
        оперативный и удобный доступ к большому объему информации.
    Мультимедийные системы – это совокупность подсистем, обеспечивающих возможность создания, хранения и воспроизведения аудио и видео информации. Условно их можно разделить на системы домашнего и коммерческого или общего назначения. Системы домашнего назначения используются в основном для развлечения и отдыха и включают в себя: домашний кинотеатр, телевидение, аудиосистемы, медиасервер. Коммерческие системы необходимы для оптимизации рабочего процесса, обучения сотрудников, проведения видеопрезентаций.
    С помощью мультимедиа оживают детские сказки, создаются разговаривающие программы для обучения иностранным языкам, справочники и энциклопедии с фрагментами видео- и звуковых клипов, веб-странички.
    Мультимедиа находит различное применение, включая образование, медицину, производство, науку, искусство и развлечения. В последние годы технология мультимедиа нашла применение в разработке Web-страниц и различных Web-приложениях.
    В образовании, мультимедиа используется в учебных курсах, базирующихся на информационных технологиях (медиаобразование). Специальными исследованиями установлено, что из услышанного в памяти остается только четверть, из увиденного – треть, при комбинированном воздействии зрения и слуха – 50%, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения при помощи мультимедийных приложений – 75%.
    В производстве, особенно в механической и автомобильной промышленности, мультимедиа, прежде всего, используется на стадии проектирования. Это позволяет, например, инженеру рассматривать изделие в различных перспективах, производить другие манипуляции, прежде, чем приступать к производству (автоматизированное проектирование).
    В медицине мультимедиа применяется в процессе обучения хирургов (виртуальная хирургия). В науке мультимедиа главным образом используется для моделирования различных процессов. В искусстве наиболее яркими примерами мультимедиа являются специальные эффекты в кино, компьютерная мультипликация и трехмерная графика. В области развлечений ярким примером мультимедиа являются компьютерные игры.

    1.3. Некоторые примеры мультимедийных систем

    Мультимедийный продукт «Ярославская иконопись»

    Известны три подхода к организации хранения и предоставления информации: размещение данных непосредственно в телепрограммы, хранение данных в виде файлов, использование реляционных баз данных. Каждому из этих подходов присущи как преимущества, так и недостатки. По-видимому, разумное сочетание всех трех способов организации данных является наиболее предпочтительным при разработке мультимедийных информационно-поисковых систем.
    Именно такая «гибридная» организация данных используется в ММП «Ярославская иконопись», созданном Центром новых информационных технологий Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова в сотрудничестве с Ярославским художественным музеем. Информационным ядром ММП является реляционная база данных, включающая более 20 таблиц, содержащих подробную информацию об иконах с XIII по XX века и их фрагментах, иконописцах, иконописных сюжетах, литературных источниках сюжетов, реставраторах, выставках, в которых выставлялись иконы и т.п. Полноцветные изображения икон и их пиктограммы хранятся в графических файлах, на которые в базе данных имеются соответствующие ссылки. По каждому веку дополнительно имеется видео, аудио и текстовая информация, также хранящаяся в виде файлов соответствующих форматов.
    Организация мультимедийной информации в виде реляционной базы данных позволила реализовать в ММП гибкую систему поиска икон и их фрагментов по заданным атрибутам (всего около двадцати атрибутов), позволяющую отбирать иконы, как по отдельным признакам, так и по заданной их совокупности. Данная возможность представляет существенный интерес для специалистов, изучающих древнерусское искусство.
    Задача поисковой базы данных – дать как можно более подробную информацию о каждой иконе, занесенной на компакт-диск. Система поиска предусматривает знакомство, как с общим видом иконы, так и с ее фрагментами. Таким образом, о каждом памятнике – о времени его создания, о его бытовании и его изучении – можно получить максимально полную информацию. Эта информация имеет универсальный характер. Если неискушенным интересно будет увидеть воспроизведение иконы и узнать о времени и обстоятельствах ее появления, то специалисты – искусствоведы, историки, сотрудники музеев –воспользуются ценными для них сведениями об истории бытования иконы, выставках и литературе о ней.
    Имеющийся опыт использования информационно- поисковой системы на основе мультимедийной базы данных показал ее высокую эффективность и удобство в работе. Такая организация дает возможность легко расширять саму базу данных по мере накопления информации об ярославских иконописных памятниках.

    Актерское агентство

    Проект «Актерское агентство» реализован с целью систематизации данных об актерах, претендующих на роли в кинофильмах Киностудии им. Горького и других киностудиях, в том числе, зарубежных, и организации удобного оперативного поиска кандидатуры по заданным критериям. Созданная компьютерная база данных включает текстовую информацию об актерах, их фотографии, видеоролики, представляющие их работу, другую информацию. Более 5000 актеров представлены в этой базе данных. База данных опубликована в сети Интернет.

    Звезды XXI века

    Проект «Звезды XXI века» реализован на основе базы данных, в которую помещена имиджевая информация о талантливых людях, мечтающих играть и сниматься в кино или успешно продвигаться в шоу-бизнесе. Систематизированная информация позволяет режиссеру легко отобрать интересующие его кандидатуры по заданным критериям. База данных, опубликованная в Интернет, обращает на себя внимание не только российских режиссеров и организаторов шоу-программ, но и зарубежных продюсеров, что открывает для одаренных людей широкие возможности карьерного роста.

    Радио России

    Проект «Интернет-центр «Радио России» реализован в форме информационного портала с возможностями трансляции аудиоматериалов в режиме on-line и on-demand. Создается архив популярных передач «Радио России» в базе данных, которая накапливает аудиосюжеты передач и их текстовые сопровождения/расшифровки. Главным звеном портала является интерактивная программа передач, которая может быть представлена пользователю на прошлую и будущую дату по его запросу.

    Обслуживание на дому и интерактивное телевидение

    Другим, может быть еще более эффективным применением мультимедиа, является обслуживание на дому. Все то, что человек может получить, пользуясь интерактивным киоском, он может иметь, не выходя из дома, если конечно у него есть мультимедийный компьютер и средства телеконференции. Типичным применением телеконференции являются банковское обслуживание и покупки, не выходя из дома. Подобно тому как делаются покупки по каталогам на основе цветных фотографий товаров, покупатель может выбрать товар, рассмотреть его, поворачивая на экране, меняя характеристики изделия (цвет, фасон), подобрать подходящий и, оплатив покупку, подождать, пока ее привезут домой.

    Часть 2. Создание музыки с помощью компьютера

    Сегодня уже никого не удивишь тем, что музыку можно писать, используя домашний компьютер. Для этого достаточно иметь: желание, компьютер (желательно не самый древний), время и самое главное – это терпение.
    Применение компьютеров в музыке насчитывает восемь основных областей, каждая из которых частично пересекается с другой. Компьютеры могут быть использованы как МИДИ-секвенсеры, для редактирования и печати нотных партитур, для записи, воспроизведения и редактирования цифрового аудиосигнала, редактирования и сохранения синтезаторных «патчей» (наборов тембров), для «продвинутой» работы с МИДИ (сочинение экспериментальной компьютерной музыки), создания МИДИ-аккомпанемента, синтеза музыки и музыкального самообразования.

    2.1. Основные понятия

    Sample – «кусок» аудио-файла. Loop – циклически повторяющийся фрагмент, как правило, состоящий из нескольких семплов, например, партия ударных. Groove – инструментальный аккомпанемент, линия баса и др.
    BPM – (Beats Per Minute) – удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа. Slider, fader – (Слайдер, фэйдер) – регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра – например, громкость, балланс и т.п.
    PLUG-IN – (Плагин) – дополнение в виде небольшой программы, служащей для обработки звука. В основном пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами. Sequencer – (Секвенсор) – устройство (в частности – виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение нескольких дорожек. Популярные секвенсоры – Cakewalk Pro Audio 9 и CubaseSX.
    Synthesizer – (Синтезатор) – это устройство синтезирующее звук. Первоначально синтезаторы были «железными», потом виртуальными. Способов синтеза буквально десятки, каждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) – sample playback. ADSR – (Огибающая) – важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release).
    MIDI controller – (MIDI-контроллер) – устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура.
    EQ – (Эквалайзер) – устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться программно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические.
    Compressor – (Компрессор) – устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Expander – (Экспандер) – противоположность компрессору. Работает наоборот - расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.
    Noise gate – (Гейт) – устройство подавления шумов (ПШ) в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину.

    2.2. Принципы создания музыки

    Есть два основных принципа создания музыки:
        шаблонное создание музыки;
        создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов.
    Шаблонное создание означает то, что в процессе будут использоваться какие либо шаблоны. Например, готовые сэмплы. Здесь в роли ди-джея себя может представить любой, кто обладает чувством ритма и желанием творить. Музыку таким образом можно писать в реальном времени и в пошаговом режиме. Программы, которые дают такую возможность – eJay (www.ejay.com), MixMan Studio, AcidLoop, Music Maker (www.magix.net), New Beat Trancemission (www.microforum.com), Beat 2000 (www.aludra.com), Dance Station (www.dancestation.com) и т.д.
    Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов по определению похоже на шаблонное. Отличие от шаблонного создания музыки можно увидеть из названий – это использование своих сэмплов и лупов. Такие программы еще называются – трекеры (от слова track – дорожка). Это, конечно, не означает, что здесь нельзя использовать чужие сэмплы, просто их нет в комплекте с программным продуктом такого рода, т.к. основной упор делается не на развлечение, а на профессиональное создание музыки.
    Такая программа позволяет записывать несколько звуковых источников одновременно, т.е. можно сводить несколько треков в один, что в итоге будет называться музыкой. Удобная программа для создания треков – ACID (www.sonicfoundry.com) от фирмы Sonic Foundry. Кроме нее пользуются популярностью следующие программы: Cool Edit Pro, n-Track, Samplitude Studio и т.д.
    Как и с помощью чего приготовить свои собственные сэмплы и лупы?
    Самый простой ответ – это записать через микрофон. Но такой вариант подойдет только для создания сэмпла с вокалом, т.е. с чьим-нибудь пением. Правда, после этого надо будет еще убрать шум, наложить разного рода эффекты и т.д. Для редактирования сэмплов, будь то вокал, мелодия, бас или все что угодно, нужна программа, типа Sound Forge. Такой тип программ называется – аудио редактор. Современные мощные звуковые редакторы умеют записывать аудио CD, конвертировать файлы в различные форматы и т.д. А плагины значительно расширяют сферу их деятельности. Самые яркие представители аудио редакторов – это Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro, Gold Wave и другие.
    Есть такие программы, как groove-машины, программные сэмплеры, MIDI-секвенсоры, drum-машины. Вот, в них то и делаются samples и loops.
    СЕКВЕНСЕРЫ
    Это – наиболее широкая область применения компьютеров в музыке. Компьютер, оборудованный звуковой картой, МИДИ-интерфейсом и программой-секвенсером, может записывать и воспроизводить полную оркестровку, управляя несколькими синтезаторами и звуковыми модулями одновременно. При записи песни в компьютер можно слой за слоем создавать аранжировку, изменять партитуру по ходу работы. Процесс редактирования отображается на экране монитора, что позволяет достаточно легко освоить программу и в дальнейшем работать с ней. Когда МИДИ-треки полностью готовы, песню переводят в формат аудио (записывают на ленту или на жесткий диск), после чего в нее добавляют акустические инструменты и вокал. Существуют мощные программы-секвенсеры, позволяющие работать как с МИДИ-дорожками, так и с аудиотреками. Компьютер также может управлять внешним магнитофоном и воспроизводить МИДИтреки синхронно с аудиотреками, записанными на магнитофон.
    РЕДАКТИРОВАНИЕ СИНТЕЗАТОРНЫХ ПАТЧЕЙ
    Такие программы называют «редактор/библиотекарь» (editor/librarian). К ним относятся, например, программы Sound Diver фирмы Emagic, Galaxy фирмы Opcode и многие другие. Они позволяют сохранить на жестком диске компьютера банк патчей (звуковых программ) из внутренней памяти синтезатора. Можно комбинировать патчи из разных банков и сохранять набор тембров в новом банке, а также редактировать сами патчи. Делать это в компьютере гораздо проще, чем в самом синтезаторе, так как удобный графический интерфейс облегчает общение с библиотекой звуков. Дисплей синтезатора - жидкокристаллический и имеет меньший размер, чем экран компьютерного монитора. С развитием сети Интернет стало возможно переписывать банки звуков с серверов фирм-производителей. Записанные банки данных можно потом редактировать в компьютере. Программа редактор/библиотекарь имеет базу данных, позволяющую осуществлять поиск нужного патча по категории или по ключевому слову.
    и т.д.................

    Два вида программ мультимедиа

    Иногда приходится предоставлять пользователям простой путь для проигрывания максимально широкого круга файлов и затем позволить ему выбрать и воспроизвести подходящий файл. В этом случае, на форме обычно располагается TMediaPlayer, предоставляющий возможность управления воспроизведением.

    Иногда программист может захотеть скрыть от пользователя существование компонента TMediaPlayer. То есть, воспроизвести звук или видео без того, чтобы пользователь заботился об их источнике. В частности, звук может быть частью презентации. Например, показ какого-нибудь графика на экране может сопровождаться объяснением, записанным в WAV-файл. В течении презентации пользователь даже не знает о существовании TMediaPlayer. Он работает в фоновом режиме. Для этого компонент делается невидимым (Visible:= False;) и управляется программно.

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите (страница WIN 3.1) компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В свойстве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В свойстве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File (*.avi) | *.avi

    WAVE File (*.wav) | *.wav

    MIDI file (*.MID) | *.mid

    Пусть мы хотим по двойному щелчку мышкой на компоненте FileListBox1 воспроизводить выбранный файл. Тогда в обработчике события OnDblClick для FileListBox1 следует записать:

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    Внешний вид формы представлен на рис.4.

    Рис.4. Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (см. рис.5). В свойстве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption) и присвоить свойству BevelOuter:= bvNone;

    Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

    Start_From: Longint;



    with MediaPlayer1 do

    if FileName ="" then Exit;

    Start_From:= Position;

    if CheckBox1.Checked then Display:= Panel1

    else Display:= NIL;

    Position:= Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на компоненте CheckBox.

    Рис.5. Добавлена панель для воспроизведения видео

    и переключатель окно/панель

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др.

    Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer и установите для него

    Interval:= 100; (100 миллисекунд).

    В обработчике события OnTimer нужно записать:

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).

    Листинг DEMOVideo приведен ниже.

    SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls,

    Forms, Dialogs, ExtCtrls, Gauges, FileCtrl, StdCtrls, MPlayer;

    TForm1 = class(TForm)

    MediaPlayer1: TMediaPlayer;

    CheckBox1: TCheckBox;

    FileListBox1: TFileListBox;

    DirectoryListBox1: TDirectoryListBox;

    DriveComboBox1: TDriveComboBox;

    FilterComboBox1: TFilterComboBox;

    Button1: TButton;

    procedure FileListBox1DblClick(Sender: TObject);

    procedure Timer1Timer(Sender: TObject);

    procedure CheckBox1Click(Sender: TObject);

    procedure Button1Click(Sender: TObject);

    { Private declarations }

    { Public declarations }

    procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:= FileListBox1.FileName;

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:= Round(100*Position/Length);

    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do

    if FileName ="" then Exit;

    Start_From:= Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Display:= Panel1

    Position:= Start_From;

    procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

    if FileListBox1.FileName ="" then Exit;

    with MediaPlayer1 do

    FileName:= FileListBox1.FileName;

    Рис.6. Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV