Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Как выбрать автомобильный навигатор. Что нужно знать при выборе автомобильного навигатора

Как выбрать автомобильный навигатор. Что нужно знать при выборе автомобильного навигатора

В век цифровых технологий мы с вами начинаем отказываться от обычных компасов, переходя на совершенно новые технологии. Такими технологиями сейчас являются навигаторы. Они вам и дорогу проложат, и запомнят ваш выбор, и подскажут где пробки, в общем, куча полезного. Но зачастую владельцы не знают, как работают эти приборы. Некоторые говорят — что это спутниковый сигнал, другие что сотовый, третьи вообще — что он сам позиционируется на месте! Но где же правда, как работает автомобильный (или какой либо другой) навигатор? Давайте разбираться …


Что хочется отметить, навигаторы это совершенно независимые устройства, работают автономно! ДА в некоторые из них может быть встроена сим карта, то есть позиционирование по сотовым вышкам, но это в качестве исключения, нежели в общей практике! Навигатор работает совершенно по другому принципу.

Техническая составляющая

Итак, прежде чем определять — как он работает, давайте вспомним, из чего же он состоит:

  • Собственно это «печатная» или еще называют «материнская плата» навигатора, которая заключается в корпус. Именно она «сердце» любого устройства, на ней устанавливается процессор, память и собственно сам приемник сигналов, GPS модуль (про это чуть позже).
  • Экран. Сейчас они практически все сенсорные, раньше зачастую встречались и обычные. Они строятся по TFT или IPS технологиям. Нужно отметить вторая технология позволяет повысить удобство от пользование навигатором, потому как на ней менее проявляются блики, также объекты более четкие и яркие. Всем советую брать именно с IPS матрицей. Хотя сейчас и TFT дисплеи покрывают антибликовым покрытием. Дисплей соединяется с «материнской платой» при помощи специальных шлейфов.
  • Аккумулятор. Также необходим, по сути, он мало чем отличается от телефонных или планшетных батарей. Позволяет работать устройству автономно, не зависимо от источников питания (электрическая цепь дома или автомобиля). Чем больше батарея, тем дольше он может работать, ведь расход энергии при позиционировании действительно большой.
  • Корпус. Хочется заострить на нем внимание. Ведь он реально важная составляющая. Раньше они делались только из пластика и были достаточно хлипкими, сейчас же все чаще встречаются версии с защищенным корпусом, он прорезиненный, такие навигаторы не бояться влаги, а некоторые даже могут погружаться в воду. Так что если вы занимаетесь экстремальными видами спорта, в том числе и авто. То вам нужно выбирать именно защищенный корпус.


Если подвести итог навигатор будь то автомобильный или обычный, по сути это маленький компьютер, зачастую по своим функциям похож на планшетный ПК.

Как работает электроника навигатора?

Все что я перечислил сверху, это всего лишь физическая составляющая или как говорят программисты на своем сленге «ЖЕЛЕЗО», без программ оно работать не будет.

Чтобы заставить ЖЕЛЕЗО издавать хоть какие-то сигналы на него устанавливают BIOS , он то и начинает заставлять работать все вместе – материнскую плату, GPS датчик, дисплей, аккумулятор, память, процессор.


Далее на него уже устанавливается операционная система . Сейчас самые популярные это Windows CE и Android, причем вторая система активно вытесняет первую из-за своей гибкости, стабильности и быстрой работы. Однако существуют и другие разработчики со своими системами, например GARMIN и Tom Tom, у них свои «операционки» и оболочки. Все эти системы специально адаптированы под сенсорный монитор, то есть здесь присутствует .


Ну все, поставили мы скажем — Android на свое «железо», но как он дальше будет работать? Как позиционировать?

Теперь нам нужно установить так называемую рабочую программу , сейчас их также десятки, самые распространенные в России, это конечно же Navitel, а также свои навигационные программы от поисковиков Яндекс и Google. Вообще если «порыть» можно найти не менее 10 программ, которые можно установить на свой навигатор.


Программа сама по себе начинает взаимодействовать с GPS модулем и определяет точку по координатам на мониторе вашего навигатора. Но вот без карт это бесполезно. Поэтому еще одной важной составляющей являются карты , которые как бы подкладываются в программу.

Как работают карты?

Навигатор как я написал выше, определяет координаты, в которых вы находитесь – долгота, ширина и высота. Если карт у вас в навигаторе нет, то на просто белом или черном дисплее вы будете видеть точку, возможно, будут указываться ваши координаты. Такая информация практически бесполезна. Подкладываются электронные карты, они также жестко привязаны к координатам, поэтому, когда навигатор определил место положения, то точка сопоставляется с местом на карте. Таким образом, вы видите свое местоположение.


Карты постоянно совершенствуются, на них появляются все больше опознавательных знаков, зачастую указаны адреса, улицы, дома, магазины, светофоры, радар-детекторы и прочая полезная информация. Нужно сказать, что это большая работа, и разработчикам постоянно нужно обновляться карты, ведь города и дороги изменяются.

Как работает « GPS» и «ГЛОНАСС»?

Вот мы и подошли к самому интересному, а именно к работе самого приемника. Чтобы узнать координаты, он отсылает через встроенную антенну, специальный запрос в Глобальную Систему Позиционирования (Global Position System или просто GPS), у которой на орбите нашей планеты есть группировка спутников. Дальше он получает ответ в зашифрованном виде, ответ с координатами, ответ передается навигационной программе, которая определяет место положения.

Для точности определения координат, и для корректной работы нужно как минимум связь с 4 спутниками, если их меньше, то программа может автоматически не заработать! Если на небе облака и тучи, то видимость спутников категорически падает. Также они практически не видны в зданиях, туннелях метро и других подземных частях.


GPS – это американская система позиционирования, однако Россия сейчас на данный момент разработала и успешно применяет свою альтернативную группировку спутников, которая получила название «ГЛОНАСС», да пока там спутников меньше, и работоспособность системы немного «плавает», но каждый год на орбиту выводятся новые и новые элементы стабильность растет год от года. Сейчас уже и не отличить где «GPS», а где «ГЛОНАСС».

В свою очередь навигаторы, будь то автомобильный или просто переносимый стационарный могут автоматически переключаться между системами позиционирования. Также доступен и ручной режим. В планах правительства России, сделать все современные автомобили оснащенными системой «ЭРА ГЛОНАСС».

Про сотовые вышки или нужен ли интернет?

Как вы, наверное, уже поняли навигатору не нужно интернет соединения ВООБЩЕ! Поэтому высказывания – «если нет интернета, нет и позиционирования» – МЯГКО СКАЗАТЬ ОШИБОЧНЫ! Навигационные системы работают на прямую, со спутниками и сотовые вышки им совершенно не нужны.

Но откуда же пошел такой миф? Все просто, виноваты в этом сотовые телефоны и первые навигационные системы от поисковиков (Яндекс Google). Именно они, в начале своего пути, позиционировали по расположению точки между базовыми станциями. То есть человек с телефоном запускал программу, она автоматически опрашивала сотовые вышки и они примерно, показывали ваше местоположение, погрешность была огромной, лично я сам помню до 2 километров, особенно в тех местах, где не было достаточно сотовых вышек (интернета). ДА и такое позиционирование было очень медленным, стояло выехать за город, сигнал терялся, интернет становился вообще «ниже плинтуса» и программа зависала. Проблема была еще и в том что вашему гаджету нужно было тянуть карты из интернета в режиме онлайн!

Сейчас совершенно другая ситуация, поисковики научили свои программы, корректно работать с GPS модулями:

  • Появилась возможность позиционирования через спутники, а не только через базовые станции. Есть и гибридный режим – спутники + вышки.
  • Можно выкачать карту вашей местности (города, села области и т.д.), что не дает не нужного расхода интернета.
  • Позиционирование очень точное, с точностью до метра.

Таким образом – ИНТЕРНЕТ для навигатора, даже в телефоне НЕ НУЖЕН! Вам достаточно включить GPS модуль, выкачать карты и пользоваться.

НА этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ.

Современные электронные устройства, помимо своей основной задачи, выполняют множество дополнительных функций. Однако изначально навигатор - это электронный прибор, на экране которого отображается карта или схема окружающего пространства с указанием места нахождения автомобиля и возможного маршрута проезда к необходимой цели.

Ниже рассмотрим основные нюансы, на которые стоит обратить внимание при покупке, чтобы выбрать самый лучший навигатор для автомобиля.

Повсеместное распространение навигационных устройств было бы невозможно без функционирования спутниковой системы GPS. Она была запущена Соединенными Штатами Америки в 90-е годы. Кстати, в настоящее время существует альтернативная система позиционирования под названием ГЛОНАСС. Принцип их действия одинаков. Все современные gps навигаторы для автомобиля способны работать с любой из них.

Получение текущих координат происходит на основе информации, приходящей от космических аппаратов. Специальные спутники движутся по закрепленным орбитам на высоте около 20 тыс. километров над поверхностью Земли. Благодаря этому обеспечивается 100% охват всей территории планеты.

Навигатор по специальному протоколу обменивается данными со спутниками, в результате чего может получить место своего местонахождения (широту и долготу).

Эта информация, представляющая для несведущего человека просто набор цифр, была бы бесполезной, если бы не программное обеспечение GPS-помощника. Совмещая координаты с загруженной в нее картой, электронный помощник отображает местонахождение автомобиля, привязываясь к текущей местности.

Также, благодаря определенным алгоритмам, он прокладывает маршрут к нужной точке и следит за передвижением с целью возможной его корректировки.

Точность работы подобных устройств выше всяких похвал. Погрешность вычислений не превышает пары метров.

Рассмотрим некоторые наиболее важные особенности функций прибора:

    • Монитор. Внешний вид устройства во многом сходен с небольшим планшетом или смартфоном и состоит из цветного сенсорного экрана различной диагонали, расположенного в пластиковом корпусе. Он используется для отображения необходимой информации и управления устройством с помощью экранных кнопок. В зависимости от модели и стоимости существуют навигаторы диагональю от 3 до 7 дюймов. Есть авто навигаторы с емкостным экраном. Разрешение матрицы обычно не превышает 800х480 пикселей. Кроме того, в последнее место появились модели с широкоформатными дисплеями. Они предпочтительнее обычных, так как вмещают при той же диагонали экрана больше необходимой информации. Есть также авто планшет с навигатором и видеорегистратором.
    • Голосовые подсказки и управление. Во время движения водителю нецелесообразно отвлекаться, чтобы посмотреть на дисплей навигатора. В этой связи очень полезной функцией можно признать голосовые подсказки. Они помогут правильно выбрать полосу движения, приготовиться к повороту и изменить режим скорости, не отрывая взгляд от дороги, что повышает безопасность вождения. Кроме того, многие модели могут поддерживать управление голосом. Это еще больше сказывается на эргономике и удобстве управления.
    • Беспроводные технологии. Наличие таких технологий связи, как WiFi или Bluetooth, позволяет существенно расширить функциональность навигатора. WiFi обеспечит подключение к сети Интернет для обновления внутреннего программного обеспечения и актуализации карт. А Bluetooth облегчает контакт мобильного телефона или беспроводной гарнитурой.
    • FM-передатчик. Позволяет подключать жпс навигатор для автомобиля к бортовой системе машины. Есть возможность трансляции подсказок электронного помощника через автомобильные динамики.
  • Модуль мобильной связи. В данном случае навигатор приобретает некоторые функции мобильного телефона. В частности, с помощью модуля связи можно получать актуальную информацию о дорожной ситуации, авариях, пробках и тому подобном. Для связи используются обычные SIM-карты, с которыми вы часто встречаетесь в мобильных телефонах. Это сильно увеличивает стоимость навигатора для автомобиля, поэтому подобное приобретение оправдано только для постоянного использования в крупных городах.

Технические характеристики

Настало время рассмотреть чисто техническую сторону автомобильных навигаторов. Какие его особенности нужно учитывать, чтобы полностью удовлетворить все ваши потребности и не разочароваться в приобретении.

Как и любое электронное устройство, навигатор состоит из нескольких модулей и подсистем, каждая из которых влияет на скорость и удобство работы с ним.

Оперативная память . Вы уже поняли, что GPS-помощник по принципу своего устройства мало отличается от мобильного телефона или компьютера. Он лишь выполняет свою, узко направленную функцию. Но для его работы также требуется оперативное запоминающее устройство.

Минимально комфортный объем оперативной памяти - 128 МБ. Однако, всем известно, что запас карман не тянет. Современные темпы развития электроники и программного обеспечения приведут к тому, что через небольшой промежуток времени этого количества хватать не будет. А так как добавить памяти без замены устройства невозможно, то целесообразно сделать свой выбор в пользу более дорогих моделей с увеличенным объемом памяти.

Процессор. Вряд ли кто-либо обращает внимание на этот параметр. Не будем особо заострять внимание и мы. Нужно лишь отметить, что частота процессора менее 400 Мегагерц должна вас насторожить. Возможно вам пытаются продать дешевую китайскую имитацию какого-нибудь известного бренда. В современные навигаторы устанавливают процессоры с тактовой частотой 480 Мегагерц или выше.

Навигационный чип. Все, что вам нужно о нем знать - поддерживаемые технологии. Лучше, если будет присутствовать как GPS, так и ГЛОНАСС. Но в принципе поддержка лишь первой из этих систем все равно обеспечивает нужную точность позиционирования.

Внутренний накопитель. От его емкости зависит все установленное программное обеспечение. Обратите внимание на наличие возможности расширения с помощью установки дополнительных SD-микросхем.

Программное обеспечение

Навигаторы автомобильные: какие лучше? Отзывы 2016 года и мнения большинства пользователей GPS систем говорят о том, что лучший навигатор для автомобиля 2016 по России признан Garmin (Гармин). Но не стоит спешить с выбором, и останавливать свое внимание только на этой марке.

Комфорт от использования автомобильного навигатора зависит как от его технических характеристик, так и размера экрана. Точность позиционирования, оптимальность выбранного маршрута и быстрота работы обусловлены, прежде всего, правильным выбором программного обеспечения.

Остановимся на самых популярных навигационных комплексах:

  • Навител;
  • Navteq (Garmin);
  • Автоспутник.

Какой навигатор лучше купить для автомобиля? Здесь конечно все зависит от ваших предпочтений и от суммы, которую вы готовы потратить. Давайте разберем популярные модели.

Навител характеризуется довольно точными картографическими данными для большинства отечественных дорог и крупных населенных пунктов. При этом, информация содержит названия всех улиц, указывает станции метрополитена, заправочные пункты и другую важную информацию. Купить навигатор Навител для автомобиля можно во многих интернет-магазинах.

Navteq проектируется и выпускается фирмой Garmin, неплохо показавшей себя на этом рынке. Эти карты, как и предыдущее программное решение, содержат наиболее полные сведения о сети автодорог в нашей стране. Навигатор Гармин автомобильный постоянно обновляется для поддержания в актуальном состоянии. Сколько стоит навигатор для автомобиля этой марки? Наверно единственным минусом этого GPS-помощника является его достаточно высокая стоимость. Но по отзывам владельцев понятно, что цена соответствует качеству!

Igo – довольно простая программа, но которая неплохо справляется с возложенными на нее задачами. Это решение продается на специальных карточках памяти, что делает возможным ее использование в любом навигаторе, оборудованном GPS-чипом и соответствующим слотом SD.

Автоспутник. Помимо подробной схемы дорог, отличается огромной базой данных так называемых «точек интереса». В это понятие включаются заправочные станции, посты ДПС, магазины, автосалоны, кафе, рестораны и множество других сведений, которые пригодятся, например, в автомобильном путешествии.
Предлагаем вашему вниманию видео «Как выбрать навигатор»:

Заключение

Приобретение какой-либо модели автомобильного спутникового навигатора несомненно будет полезным любому автомобилисту. Но удовольствие от его использования можно испытать лишь в том случае, если покупка будет в полной мере соответствовать всем вашим ожиданиям и потребностям.

В настоящее время обычному автомобилисту тяжело определиться в целом море подобных устройств. Выбор навигатора для автомобиля слишком широк.

Целью этого материала было дать вам общие сведения о моделях навигаторов, выполняемых ими функциях, дополнительных модулях и программном обеспечении. Также в этой статье мы рассмотрели вопрос: навигаторы автомобильные какие лучше? Отзывы 2016 года признают самым удачным выбором, как мы уже выяснили, марку Гармин (Garmin). Но выбор за вами!

Приведенная информация поможет вам приобрести надежного и удобного помощника.

Сегодня трудно найти водителя, в автомобиле которого отсутствует электронный навигатор. Ведь атласы автомобильных дорог, топографические карты и схемы, выполненные методами полиграфии, постепенно уходят в прошлое. Их место занимают многофункциональные электронные гаджеты, пользоваться которыми, находясь за рулем транспортного средства, намного удобнее. Для таких устройств разрабатывается специальное программное обеспечение, позволяющее использовать в качестве навигатора смартфон или компактный планшет.

Одним из самых известных в России и на территории постсоветского пространства разработчиков и поставщиков лицензионного программного обеспечения в области навигационных сервисов и цифровой картографии является ЗАО «ЦНТ». Вся продукция этой компании реализуется под торговой маркой Navitel.

Среди пользователей навигационного оборудования наиболее популярна мультиплатформенная навигация Navitel Navigator, успешно работающая с операционными системами Symbian, Mobile, Android, IPhone, Bada, Windows, Windows CE, Java и iPad. Кроме подробных навигационных карт России и других стран (СНГ, Европа, Азия, Америка), программа Navitel Navigator предоставляет доступ к бесплатным навигационным сервисам Navitel:

  • «Пробки»,
  • «События»,
  • «Динамические POI»,
  • «Друзья»,
  • «Погода».

Всевозрастающей популярности навигационная программа Navitel Navigator обязана быстродействию и высокой точности позиционирования. Производя большое количество математических расчетов различных геодезических параметров, программа способна вывести на дисплей не один, а несколько вариантов маршрута, предлагая водителю выбрать оптимальный.

Внимание! Благодаря своим достоинствам Navitel Navigator все чаще включается в состав штатных мультимедийных устройств, устанавливаемых непосредственно на заводах-изготовителях автомобилей.

В связи с этим компания «ЦНТ» недавно приступила к выпуску собственных навигаторов, оснащаемых навигационными программами собственной разработки.

В настоящее время линейка навигаторов Navitel включает в свой состав 6 моделей. Флагманом линейки является навигатор Navitel A737.

Установка и настройка навигатора Navitel

Несмотря на то что конструкция и функциональные возможности как навигаторов, так и их программного обеспечения постоянно совершенствуются, установка и первичная настройка навигатора Navitel остается неизменно простой. Выполнить ее может практически любой автовладелец. Для этого необходимо знать об основных особенностях такого устройства.

Установка

Устанавливается навигатор Navitel, как правило, на приборную панель или лобовое стекло автомобиля. Для этого в его комплект входит специальное крепежное устройство на присоске. При установке устройства необходимо учитывать следующие факторы:

  • навигатор способен точно определить свое местонахождение, получив информацию не менее, чем от четырёх спутников. Если их количество меньше, то на дисплее появится предупреждающее сообщение «Недостаточно данных»;
  • устанавливая навигатор, необходимо следить за тем, чтобы рядом не было экранирующих предметов (фольга, металлические листы и пр.). При наличии таких предметов могут быть сбои в работе устройства, несмотря на имеющуюся защиту;
  • Провода, используемые для зарядки или работы навигатора от автомобильного «прикуривателя», не должны быть сильно натянуты. При этом необходимо помнить, что и большое количество свободно лежащего возле прибора провода, также нежелательно.

Настройка

Одним из основных достоинств навигаторов Navitel является простота его первоначальной настройки.

Во время первого запуска программа самостоятельно инициализируется, а затем задает несколько простых вопросов, на которые необходимо ответить нажатием соответствующих кнопок.

Завершается первоначальная настройка навигатора Navitel голосовым сообщением «Соединение со спутниками установлено».

Кроме того, можно воспользоваться кнопкой «Дополнительные настройки». В этой вкладке программы Navitel Navigator настраивают формат отображения времени и даты. Также можно включить или отключить звук.

В дальнейшем работа с навигатором не представляет никакой сложности. Все необходимые предварительные операции позиционирования выполняет при включении прибора высокоскоростной навигационный ЧИП ГЛОНАСС/GPS.

Наиболее сложной операцией считается прокладка предварительного маршрута. При этом необходимо руководствоваться всплывающими в необходимых местах подсказками.

Для настройки движения владелец навигатора Navitel должен выполнить следующие операции:

Задать конечную точку маршрута можно и другими способами, например, воспользовавшись подменю «Точки интереса» (POI), «Путевые точки», «История», «Любимые», «По координатам» или «Навител SMS».

После того как будет введен конечный пункт назначения и программа обозначит его флажком на карте, нажимаем кнопку «Поехать» и на дисплее появится проложенный маршрут.

Во время движения может возникнуть необходимость куда-нибудь заехать. При необходимости изменить маршрут необходимо просто отметить это место на карте. При этом активируются кнопки «Заехать» и «Продолжить».

Нажатие на кнопку «Заехать» вызовет изменение маршрута на карте, а последующее нажатие кнопки «Продолжить» снова выведет маршрут к конечной точке.

Во время движения изображение на карте не загромождается излишней информацией. Приводятся только самые необходимые данные.

Следуя пословице «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» весь процесс правильной настройки маршрута движения на навигаторе Navitel можно посмотреть на небольшом видео:

(С. Бояр - Рыбацкое подворье - №2 -2005)

Принцип действия GPS-навигаторов. GPS-навигаторы для начинающих

Работая заведующим отделом в одном из магазинов, торгующим снаряжением для охотников и рыболовов Санкт-Петербурга, мне часто приходится стоять за прилавком и консультировать покупателей. Очень многие «продвинутые» рыболовы и охотники не только не пользуются навигаторами, но даже не представляют, на каком принципе основана их работа. Все дело в том, что информации по навигаторам в печати очень мало, а та, что есть, носит, в основном, рекламный характер.

Имея большой опыт общения с навигаторами, я попытаюсь наиболее доходчиво, не очень вдаваясь в сложные технические подробности, рассказать об их возможностях, наиболее популярных моделях, применении и системе GPS в целом.

Изобретение спутниковых систем навигации по своей значимости можно сравнить с изобретением мобильной связи, спутниковых телевидения и телефонии. Человек, который хоть один раз в жизни оказывался в незнакомой местности, вдали от дорог и других ориентиров, по достоинству оценит это величайшее изобретение 20 века.

Сегодня GPS - навигация становится чрезвычайно популярной среди любителей пешего, горного, водного и лыжного туризма, охотников и рыболовов, велосипедистов и многих других любителей активного отдыха. Тому, кому нужно знать, где он находится, откуда пришел, как ему добраться до нужного места, с какой скоростью он движется и когда доберется до цели - можно посоветовать воспользоваться преимуществами, предоставляемыми GPS.

Навигация, в современном своем виде, основана на таких дисциплинах, как астрономия, картография, геодезия. Работа штурмана требует множества специальных знаний, навыков работы с навигационными приборами, картами, справочниками. Недаром на судне штурман является вторым человеком после капитана. Ошибки штурмана нередко приводят к трагическим последствиям.

Основные задачи, решаемые навигацией - выбор безопасного и кратчайшего пути, определение места, скорости и направления движения, оценка точности этих определений. Со всеми этими задачами с легкостью справится грамотный пользователь спутникового навигатора, не обремененный тем огромным объемом зна­ний, необходимых профессиональному штурману в его работе.

Система GPS (Global Positioning System - всемирная система определения координат) является наиболее ярким примером конверсии, и была разработана по заказу Министерства обороны США в конце семидесятых годов 20-го столетия. В восьмидесятых годах систему GPS (официальное название - NAVSTAR - NAVigation System with Timing And Ranging - навигационная система определения времени и дальности) открыли для гражданского использования.

Система GPS работает при любых погодных условиях по всему миру 24 часа в сутки. С ее помощью можно с высокой степенью точности определять координаты и скорость подвижных объектов. За пользование услугами системы GPS не взимается ни абонентская плата, ни плата за подключение. Все, что нужно для пользования системой GPS - это приобрести GPS-приемник (спутниковый навигатор).

Система состоит из 24 спутников (на самом деле спутников больше, но некоторые из них находятся в резерве), вращающихся по б орбитам на высоте около 20 000 км с периодом обращения 12 часов, нескольких наземных станций слежения, систем связи и центрального пункта управления. Наклон орбит к земному экватору - 55 градусов, угол между плоскостями орбит - 60 градусов.

Каждый спутник весит меньше 1 т и имеет размер около 5 м (с раскрытыми солнечными батареями). Мощность радиопередатчика - не более 50 Вт. Спутники рассчитаны на работу примерно в течение 10 лет. Новые спутники изготавливаются и запускаются на орбиту по мере необходимости. Спутники GPS способны передвигаться по орбитам, заполняя бреши в системе (если один из них вышел из строя). Важным элементом спутника являются атомные часы, рубидиевые и цезиевые, по четыре на каждом.

Орбиты спутников располагаются примерно между 60 градусами северной и южной широты. Этим обеспечивается устойчивый прием сигнала от нескольких спутников повсеместно в любое время. "Увидеть"спутники можно даже на полюсах, правда, они не будут пролетать прямо над головой.

Наземная часть Системы GPS состоит из 4 станций слежения, расположенных на тропических островах. Они отслеживают видимые спутники и передают данные на Главную станцию управления и контроля на авиабазе в Колорадо-Спрингс для обработки на сложных компьютерных программных моделях. Эти наборы данных называются эфемеридами. Через наземные станции данные передаются обратно на спутники, а затем спутник передает их приемникам GPS.

Определение местоположения GPS приемника основано на измерении задержки прохождения радиосигнала от нескольких спутников и вычисления на основе этих измерений географических координат и высоты над уровнем моря.

Сигнал каждого спутника содержит псевдослучайный код (PRN - PseudoRandom Number code), эфемериды (ephimeris) и альманах (almanach).

Система слежения очень может пригодиться на охоте, особенно, если происходит она в незнакомых местах или в крупных лесных и горных массивах. Кроме того, возможности GPS-слежения позволят контролировать передвижения вашего четвероногого помощника и не потерять его в угодьях.

Что такое GPS

Если сильно не углубляться в специальные термины и детали, то глобальная система позиционирования Global Positioning System – GPS оказывается очень простой. Помните школьную задачку – из пункта А в пункт Б выехал автомобиль со скоростью 100 км/час…Вот GPS и является тем способом, который простым измерением расстояния и времени, потраченного на его преодоление, может определить точное местонахождение передвигающегося предмета или человека.

Для точного определения своих координат не человеку достаточно знать расстояние до трех каких-либо пунктов. В Случае GPS эти три пункта-ориентира – космические спутники.

Немного истории

Первые спутники системы Вооруженные силы США начали размещать на орбите в 1974 году. От Земли они на расстоянии почти 1900 километров. Изначальное количество их было 6 и возросло до 24 в 1994 году. Этого оказалось достаточно, чтобы можно было вычислить местоположение чего-либо или кого-либо в любой точке планеты, включая Антарктиду. Первая система имела аббревиатуру DNSS. Сейчас группа этих спутников носит название NAVSTAR (акроним Navigation Timing and Ranging), а сама система переименована в GPS (не путать с GPRS, которая работает только через Интернет). На 2015 год она включает 29 спутников, 5 из которых – запасные. Они подключаются, когда какой-нибудь из основных выходит из строя или на время замены устаревших новыми, более современными технологически моделями.

Спутники не очень большие – от 1 до 2 тонн каждый, размеры не более 5 метров с развернутыми солнечными батареями, движутся они по 4 штуки на 6 орбитах. Скорость их такова, что за сутки каждый облетает Землю по 2 раза. Орбиты расположены таким образом, что 4 из спутников постоянно могут принимать сигналы из любой точки на планете.

Принцип работы системы GPS

В систему входит также единый центр управления в американском городе Колорадо Спрингс и еще 5 подчиненных пунктов по всему миру, предназначенных только для приема сигналов и мониторинга работы системы GPS. Задача центра управления – проверка соответствия передвижения спутников заданной им орбите. Если какой-то из них отклоняется – то через радиосвязь подается сигнал и с помощью ракетных двигателей, установленных на каждом из спутников, его отправляют на место.


Бесконечно вращаясь вокруг Земли, спутники в унисон ведут радиопередачу на одной частоте – 1,57542 Ггц, к которой подключаются ежесекундно сотни миллионов GPS-приемников в машинах, на кораблях, в карманах пользователей и даже на собачьих и кошачьих ошейниках.

Вообще-то спутники GPS транслируют два сигнала – L1 и L2. Изначально они имели разное назначение. Сигнал L1 предназначался только для гражданского пользования, и в намеренно была заложена погрешность на точность определения координат с разбросом в 100 метров. Сигнал L2 имеет назначения высокоточной навигации авиации и флота, а также, для применения в военных целях. Но с развитием технологий и потребностями гражданских пользователей в более высокой точности в 2002 году было принято решение дать доступ к L2 и гражданским лицам. Хотя в системе предусмотрена возможность в случае надобности моментально поменять код и закрыть доступ к военной системе GPS.


Что примечательно, этой высокоточной навигацией абоненты могут пользоваться бесплатно, а оплачивать надо только стоимость самих устройств.

Как и в стандарте цифровой беспроводной связи CDMA, которую изначально американцы также разработали для военных нужд, в GPS используется принцип «псевдослучайной последовательности», или еще одно название – псведошумовой сигнал. Он отличается такими характеристиками как защита от естественных и искусственных помех, возможность мгновенного оправления и принятия огромных объемов информации от множества объектов. А еще, эти сигналы не требуют большой мощности передаточных и приемных устройств ни на спутниках, ни на аппаратах абонентов.

Скорость, с которой распространяется сигнал, равна скорости света. То есть, если спутник находится прямо над головой, то сигнал с орбиты дойдет чуть меньше чем за 0,06 секунды. При такой скорости погрешность в вычислении координат будет составлять почти 3 километра. Конечно, такая точность не интересует ни гражданских, ни военных, поэтому на каждый спутник установлены и синхронизированы с другими высокоточные атомные часы, дающие погрешность всего в одну наносекунду (0,000000001 секунды) против 0,0001 секунды в обычных электронных часах. На каждом спутнике установлены по 4 такие атомные часы (про запас) и такая точность позволяет допускать погрешность в координатах 3-5 метров.

Как работает GPS-навигатор

Это высокотехнологичное устройство, размером не больше мобильного телефона – приемник и компьютер в одном корпусе. Приемник принимает сигналы с орбиты, а программа его расшифровывает и производит все нужные вычисления, выдавая пользователю нужную информацию.

В GPS-навигатор встроены также высокоточные часы, но не атомные (их стоимость – 75 тысяч долларов), а кварцевые, погрешность которых учитывается при компьютерных расчетах, и производится их корректировка.

Все модели навигаторов GPS отображают на экране текущее его место положения, географические координаты точки, а также траекторию пройденного пути от предыдущей отмеченной точки (все эти данные сохраняются в памяти компьютера). Кроме того, все приборы двух последних поколений имеют несколько страниц, на которых отображается разная информация: положение спутников относительно точки расположения прибора, карту с пройденным путем, страничку навигации с указанием самого короткого и удобного пути к выбранной точке. Это может быть сделано различными способами: стрелочкой на экране путевого компьютера или голосовыми предупреждениями. При этом программа учитывает скорость передвижения и отмечает уже пройденное расстояние.

В программе уже заложена часть совместимых с ним карт, но производители рекомендуют загружать более точные в стране использования прибора, что позволяет получать не только географические координаты, но и отметку на карте конкретной местности, что гораздо удобнее и нагляднее.

В чем особенности автомобильных GPS-навигаторов

По принципу действия они практически ничем не отличаются, просто оснащены дополнительным оборудованием: креплением для передней панели автомобиля, шнуром питания в прикуривателе и разъемом для выносной антенны. Последний момент очень важен, так как в салоне часть неба закрыта крышей — и сигнал от части спутников не достигает приемного устройства. Кроме того, именно в автомобильных навигаторах чаще всего предусмотрена функция голосовых подсказок, а также, возможность прокладывания и расчета маршрута только по заданной конечной точке, в автоматическом режиме, без участия человека.



Эта функция удобная и необходимая в условиях передвижения на незнакомой местности и позволяет сгенерировать весь маршрут, конечной точкой которого может быть конкретный город, улица и даже дом.

Но эта функция поддерживается только при загрузке определенных карт с подробной информацией о дорогах, развязках, знаках. При этом программа сама выбирает из всех возможных вариантов маршрута тот, который будет самым коротким, комфортным для автомобиля и максимально пролегающим по качественным дорогам.

На карте при этом фиксируются путевые точки (отправная и конечная) а также точки POI – точки интереса. Они хранятся в памяти устройства и недоступны для редактирования пользователем. Точки POI – это координаты АЗС, полицейские посты, СТО, магазины, кафе и рестораны, отели, кемпинги, развлекательные заведения и пр. Библиотеку POI можно пополнять, но только с фирменных CD, с информацией о конкретных регионах и городах. Последние версии с библиотеками точек интереса содержат не только точный адрес и название, но и номер телефона заведения или учреждения.

GPS-навигатор на охоте – есть ли в нем потребность?

Система слежения очень может пригодиться на охоте, особенно, если происходит она в незнакомых местах или в крупных лесных и горных массивах. В азарте поиска и преследования дичи охотник может потерять ориентиры и заблудиться. Или же охотник получил ранение и не имеет возможность самостоятельно передвигаться. Сколько раз уже находили останки охотников (даже промысловиков), которые так и не нашли выход из тайги. Часто в таких диких местах мобильная связь недоступна, зато поисковые службы могут определить местонахождение потерявшегося или раненого человека по сигналу GPS-трекера (более простой, бюджетный вариант, работающий через сотовую связь) или навигатора (независимое устройство). Кроме того, навигатор поможет найти кратчайший путь до нужной точки: например, до охотничьей базы или ближайшей дороги.

GPS-ошейники для собак

Еще одно, наверное, чаще всего используемый функционал системы позиционирование – контроль за местоположением собаки на охоте.


Она может убежать за дичью и потерять любую связь с охотником, а может стать в крепкую стойку и найти ее в высокой траве или зарослях будет крайне сложно. Каждый охотник наверняка вспомнит такой случай в своей практике, когда приходится по несколько часов рыскать по угодьям, свистя и срывая голос, в поисках пропавшего помощника. Специальный ошейник с трекером раз и навсегда избавит от этой проблемы. Мы не будет описывать все системы – а их более 10-ти от разных производителей, просто предоставляем советы охотников, которые уже испытали несколько доступных в нашей стране вариантов и рекомендуют выбирать модели:

  • в которых есть двухсторонняя связь;

  • встроено устройство экономии энергии;

  • зарядка аккумулятора действует больше 24 часов;

  • корпус устройства должен быть водонепроницаем;

  • есть возможность слежения в режиме реального времени;

  • есть кнопка подачи тревожного сигнала (дай Бог, чтобы никогда не пригодилась).

    Такие модели незначительно дороже, но они того стоят, особенно если вы собираетесь на серьезную охоту.

Немного юмора

Чтобы 100%-но найти утку, надо ее поймать и прикрепить навигатор — теперь трофей точно будет ваш

Возможности устройства — обнаружены 8 белых грибов и 1 лисица

Видео

Видеосюжет о возможностях навигатора

Как выбрать навигатор

Навигатор для охоты и рыбалки