Если в один "прекрасный" день сидя за своим любимым лэптомом вы вдруг заметили, что его аккумулятор стал значительно меньше и хуже держать заряд – не спешите сразу же подыскивать ему замену.
Для начала стоит выяснить источник проблемы и разобраться, что же не так с вашей АКБ. А уже после проверки можно говорить о причинах плохой работы аккумулятора и сделать вывод о том, можно ли продолжать им пользоваться дальше или требуется замена.
Аккумуляторная батарея – это большая «батарейка», которая позволяет компьютеру работать автономно. Если с батареей всё в порядке – лэптоп нормально «чувствует» себя несколько часов без подзарядки. Однако со временем емкость литий-ионных АКБ (именно такие устройства стоят в большинстве современных лэптопов) безвозвратно уменьшается.
Так как же понять, исчерпал ли аккумулятор для ноутбука свой ресурс полностью или у него есть еще «порох в пороховницах»? Для этого существуют специальные программы-тестеры и приборы, с помощью которых можно поставить точный «диагноз» устройству.
Специалисты предлагают два основных способа проверки состояния аккумулятора:
«Препарировать» батарею нужно на ровной широкой поверхности. Желательно заранее подготовить все необходимые инструменты:
Процесс разбора аккумулятора.
Если вы все сделали правильно, батарея снова будет держать заряд, как новенькая.
Таким нехитрым образом можно проверить состояние аккумулятора и даже продлить ему жизнь. Долгих лет исправной работы вашему ноутбуку!
Прежде чем пытаться восстановить работу батареи портативного компьютера, следует определить вид устройства. Их три: никель-металлгидридные, литиево-ионные, литиево-полимерные. Чаще всего в ноутбуках используются последние два вида. Их главным минусом является недолговечность – всего около 300 циклов работы. Впрочем, реанимировать устройство можно и собственноручно в домашних условиях…
Для начала нужно разобрать аккумулятор. Сделать это не так просто – части батареи скреплены надежно. Для работы вам понадобится острый тонкий нож или скальпель. Надавливая на шов, осторожно разберите устройство на части. Старайтесь не повредить “внутренности”. Далее убедитесь в том, что батарея полностью разряжена. Чтобы определить это, вам нужно прибегнуть к помощи автомобильных лампочек и мультиметра. Подключите их к аккумулятору. Можно приступать к ремонтным работам, если источники света горят. Стоит отметить, что общее напряжение на мультиметре должно быть равно количеству элементов, которые умножены на 3,7 или более. В случае, если напряжение на измерительном устройстве меньше, чем необходимо, вам придется проверить каждый элемент батареи и по мере надобности заменить поврежденные или неисправные части.Поставив аккумулятор на место в ноутбук, полностью зарядите его. Чтобы ваша батарея служила вам как можно дольше, придерживайтесь правил эксплуатации.
Только в случае если предполагается, что плата контроллера исправна имеет смысл ремонтировать аккумулятор ноутбука своими руками. Если контроллер не исправен или уже заблокировался, то для ремонта такой батареи потребуется программирование контроллера, а такое дешевле делать в специализированной мастерской так как программированием одного аккумулятора вы не окупите стоимость программатора и программы.
Понятно, что сначала нужно извлечь аккумуляторную батарею из ноутбука. Далее нужно разделить пластиковый корпус на две половинки и аккуратно извлечь батарею элементов с платой контроллера. Для меня этот этап был самым сложным и требовал нетривиальных решений. Я пользовался следующими методами:
Как я уже писал, разборка аккумулятора ноутбука зачастую нетривиальная и может потребовать опыта и смекалки. Например, я перед тем начать самому практиковаться посмотрел на youtube несколько роликов с разборкой различных аккумуляторов ноутбуков. Чем более аккуратно получиться разобрать аккумулятор тем легче потом его будет собрать обратно.
Второй шаг более простой, но требует внимательности: нужно определить схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Лучше всего сделать фото сборки и нарисовать электрическую схему соединения проставить полярность подключения элементов.
В случае аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначается как 2P3S, то есть по два элемента в параллель и три таких блока последовательно.
Далее с помощью вольтметра подтверждаем нашу схему. Сначала нужно определить общую точку, обычно на плате контроллера она обозначается как 0V или GND, относительно неё измеряем остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера и записываем показания на схеме. На всех точках относительно нуля должны получатся положительные напряжения если это не так, то скорее всего возникла ошибка в выборе общего провода. И надо найти точку с самым низким потенциалом. Далее проверяем последовательный прирост напряжения на каждом последовательно включенном блоке элементов. Этот прирост должен быть положительным.
Уже на данном этапе по напряжениям на элементах можно делать какие-то предположения о состоянии элементов, например дисбаланс напряжений на блоках элементов.
На следующем фото можно увидеть два термодатчика приклеенные скотчем на элементы.
Внимание!!!
пока плата контроллера подключена к элементам элементы нельзя заряжать или разряжать внешними источниками, можно только измерять напряжение. Своими опытами с контроллером вы можете его заблокировать или вообще вывести из строя.
Внимание!!!
отключать контроллер от сборки элементов нужно строго определенным образом, иначе он заблокируется. Первым нужно отпаивать провод (или шину) который имеет наибольшее напряжение, то есть положительный контакт самого крайнего от нуля аккумуляторного элемента. Затем провод с максимальным напряжением из оставшихся и так повторить до последнего провода.
Теперь можно убрать контроллер и схему подальше, чтобы не повредить и не потерять его.
А вот элементы батареи можно теперь и помучить, чтобы лучше понять что же случилось с аккумулятором.
Сегодня литий-ионные аккумуляторы используются где-только можно, однако до сих пор не многие знают, что их можно демонтировать из сломанных аккумуляторных батарей ноутбуков и нетбуков, причем с высокой вероятностью они еще могут послужить во многих радиолюбительских самоделках. Рассмотрим практический пример разборки аккумуляторной батареи от ноутбука, для дальнейшего использования ее составляющих
Где почти на халяву достать литий-ионные батареи? Если в вашем радиолюбительском арсенале или ваших знакомых не оказалось старых аккумуляторных батарей их можно достать без существенных материальных затрат. Для этого разместите в местных барахолках объявление о покупки нерабочих АКБ от ноутбуков, и в течение недели вас просто завалят предложениями, причем многие готовы с ними расстаться за пакет сока или бутылку газировки.
Некоторые читатели скажут: в чём смысл покупки неисправных батарей ? В батареях от ноутбуков и нетбуков, банки соединены и параллельно и последовательно. При этом контроллер заряда постоянно отслеживает напряжение на каждой группе банок, а в некоторых случаях даже на каждой. Если напряжение на них отклониться от рекомендованных значений, то контроллер отключит всю батарею. Из-за огромного разброса параметров, такая ситуация очень часто происходит, когда ресурс аккумуляторов ещё достаточно большой. А в нерабочей батареи, большая часть банок совершенно исправные. А в случае неисправности контроллере заряда или термодатчика хорошими могут оказаться и все отдельные аккумуляторы.
Как разобрать батарею ноутбук, если они выпускаются в неразборных корпусах ? На самом деле разобрать такой корпус дело нескольких минут. Для разборки нам нужен обычный строительный нож со сменным лезвием и шайба необходимой толщины.
Лезвие ножа устанавливаем на минимальную длину и фиксируем его. Затем надеваем на лезвие шайбу небольшой толщины, чтобы выступающая над шайбой часть составляла около 1,5-2мм.
Прорезаем шов между обоими половинками пластикового корпуса аккумулятора по всему периметру. На заводе изготовителе АКБ, обычно перед сборкой, смазывают невысыхающим клеем одну или две половинки корпуса, а со стороны другой могут вставить отрезки двухстороннего скотча. Это усложняет разборку даже если, края половинок корпуса уже немного отделены друг от друга.
Но, немного терпения, и мы видим банки аккумуляторной батареи во всей красе:
Дополнительным приятным бонусом для радиолюбителя может стать (1), и термопредохранитель (3), который отключает батарею в случае поломки электроники, а также обычный плавкий предохранитель (2), ограничивающий максимальный ток, батареи.