Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Javascript циклы while, do-while и for. Ветвления и циклы

Javascript циклы while, do-while и for. Ветвления и циклы

Способность управлять программным потоком позволяет делать выборочное выполнение отдельных участков кода, а это весьма ценная особенность программирования. Оператор выбора if позволяет нам выполнять или не выполнять определенные участки кода,в зависимости от того является ли истинным или ложным условие этого оператора. Одно из самых важных назначений оператора выбора if так это то, что он позволяет программе совершить действие на выбор, в зависимости от того, какие данные ввел пользователь. Банальный пример использования if - это проверка введенного пользователем пароля, если пароль правильный, программа разрешает пользователю совершить какое-то действие, если пароль введен неправильный, то программа не позволит пользователю получить доступ к ограниченным ресурсам.

Без условного оператора программа бы срабатывала раз за разом одинаково, независимо от того, какие входные данные поступали от пользователя. Если же использовать операторы выбора, то результат работы программы может быть намного интереснее, так как он будет зависеть напрямую от входных данных пользователя.

Перед тем как начать разбираться в структуре оператора if , стоит обратить внимание на такие значения как ИСТИНА и ЛОЖЬ в контексте программирования и компьютерной терминологии.

Истинное значение (ИСТИНА ) имеет значение отличное от нуля, ЛОЖЬ эквивалентна нулю. При использовании операторов сравнения, оператор будет возвращать единицу, если выражение сравнения - истинно, или - 0, если условное выражение ложно. Например, выражение 3 == 2 вернет значение 0, так как три не равно двум. Выражение 5 == 5 оценивается как истинное и вернет значение 1. Если вам сложно это понять, попробуйте сделать вывод на экран этих выражений, например: printf ("%d", 7 == 0);

В процессе программирования, часто приходится сравнивать одни переменные с другими и на основе этих сравнений управлять программным потоком. Есть цэлый список операторов, который позволяет выполнять сравнения, вот он:

Скорее всего вы знакомы с этими операторами сравнения, но на всякий случай, я показал их в таблице выше. Они не должны быть сложными для вашего понимания, большинство из этих операторов вы изучили в школе на уроках математики. Теперь вы понимаете, что такое ИСТИНА и ЛОЖЬ , пора испытать оператор выбора if в бою. Структура if:

If (условное выражение) // тут располагается один оператор, который выполнится, если условное выражение - истинно

Вот вам простой пример использования оператора if:

If (7 > 6) printf("Семь больше шести");

В этом примере программа оценивает условное выражение — «семь больше шести?» Чтобы увидеть результат работы этого фрагмента кода просто вставьте его в функцию main() и не забудьте включить заголовок stdio.h , запускаем программу и видим результат - true . Конструкция оператора выбора if c фигурными скобочками:

If (TRUE) { /* весь код который помещен внутрь скобок - выполнится */ }

Если не использовать фигурные скобочки, то к телу оператора if будет относиться только один, первый оператор. Если же необходимо управлять несколькими операторами, то необходимо поместить их в фигурные скобочки. Я рекомендую всегда ставить скобки, после объявления if - это хороший тон программирования и вы никогда не запутаетесь в своем коде, так как такое объявление наиболее понятное.

Оператор else

Иногда, когда условное выражение - ложное, было бы удобно, чтобы выполнялся некоторый код, отличный от того кода,который выполняется при ИСТИННОМ условии. Как же это делается?
Вот пример использования оператора if else:

If (TRUE) { /* выполняется этот код,если условие истинно */ } else { /* выполняется этот код,если условие ложно */ }

Конструкция else if

Обычно операторы else if используют, когда необходим множественный выбор, то есть например определены несколько условий, которые одновременно могут быть истинными, но нам необходимо только одно истинное условное выражение. Вы можете использовать оператор if else сразу после оператора выбора if , после его тела. В таком случае, если условие первого оператора выбора - ИСТИННО , тогда конструкция else if будет игнорироваться, тогда как в противном случае, если условие первого оператора выбора - ЛОЖНО , начнет выполнятся проверка в конструкции else if . То есть если условие одного оператора if будет истинно, то другие проверяться не будут. Теперь чтобы все это хорошо закрепить в голове и понять, давайте рассмотрим простой пример с использование конструкций операторов выбора.

#include #include int main() { int age; // без переменной никак... printf("Сколько вам лет? "); // спрашиваем пользователя о его возрасте scanf("%d", &age); // ввод пользователем количества лет if (age < 100) { // если введенный возраст меньше 100 printf ("Вы очень молоды!\n"); // просто показываем что программа сработала верно... } else if (age == 100) { // используем else для примера printf("Молодость уже позади\n"); // \n - символ перевода на новую строку. } else { printf("Столько не живут\n"); // если ни одно из выше-перечисленных условий не подошло, то программа покажет этот вариант ответа } return 0; }

Рассмотрим интересные условные выражения с использование логических операторов.

Логические операторы позволяют создавать более сложные условные выражения. Например, если вы хотите проверить, является ли ваша переменная больше 0 но меньше 10, в таком случае вам достаточно воспользоваться логическим оператором - И. Вот так это делается - var > 0 and var < 10 . В языке СИ есть точно такой же же оператор, только обозначается он иначе — && .
При использовании операторов if часто необходимо проверить несколько различных условий, поэтому очень важно понимать логические операторы OR, NOT и AND. Логические операторы работают точно так же как и операторы сравнения: они возвращают 0, если имеют ложное значение или 1, если логическое выражение - истинное.
Подробнее о логических операциях вы можете прочитать в .

В этой статье мы продолжим изучать основы PHP и поговорим о циклах и условиях. Первым делом рассмотрим конструкцию IF – ELSE, которая позволяет выполнять определенные действия в зависимости от того, выполняется ли условие или нет. Затем мы перейдем к рассмотрению циклов. Всего будет рассмотрено три конструкции циклов – это циклы WHILE, DO – WHILE и цикл FOR.

Основы PHP. Конструкции IF – ELSE

Конструкция IF – ELSE позволяет выполнять определенные действия в зависимости от того, выполняются ли условия или нет. Данную конструкцию можно широко применять на практике, например, для создания простой защиты какого-то раздела сайта при помощи пароля. Если пользователь вводит правильный пароль, то ему предоставляется доступ в закрытый раздел. В противном случае мы можем выдать ему, например, сообщение об ошибке.

На практике конструкция IF – ELSE имеет следующий вид:

Итак, давайте прокомментируем. Сначала переменным присваиваются значения. Затем ставится условие. Если переменная $a равняется переменной $b, то выполняется код, который находится в первых фигурных скобках. Если условие не выполняется, то все что находится в первых фигурных скобках пропускается и выполняется код, который находится в фигурных скобках после ELSE. Как видите все банально просто и понятно.

Кроме простых условий в PHP можно применять и несколько условий и конструкций IF – ELSE. Для примера давайте рассмотрим следующий код:

"; if ($e != $c) { echo "Переменная Е не равняется переменной С
"; } else { echo "Переменная Е равняется переменной С
"; } } else { echo "Переменные не равны
"; } ?>

Вначале мы присваиваем переменным определенные значения. Затем идут вложенные конструкции IF – ELSE. Как видите в PHP каждая конструкция IF – ELSE может содержать в себе другие такие же конструкции, количество которых, в принципе, не ограничено.

Теперь давайте рассмотрим знаки, которые применяются в условиях.

  • == — в PHP этот знак означает равно . Знак «=» в PHP является знаком присваивания.
  • != не равно , например, $a != $b – переменная $a не равняется переменной $b.
  • and или && — означают И , например, $a != $b && $c != $d – переменная $a не равняется переменной $b и переменная $c не равняется переменной $d.
  • or или || — означают ИЛИ , например, $a != $b || $c != $d — переменная $a не равняется переменной $b или переменная $c не равняется переменной $d.

Итак, с толкованием всех знаков мы разобрались. Теперь давайте приступим к чтению вышеприведенного кода, который словами может быть сформулирован следующим образом:

Если переменная $a равняется переменной $b и переменная $c равняется переменной $d или переменная $e равняется переменной $d, то выводим на экран сообщение «Переменные равны» и делаем перенос строки. Затем делаем еще одну проверку. Если переменная $e не равняется переменной $c, то выводим сообщение «Переменная Е не равняется переменной С» и делаем перенос строки. Если же условие не выполняется, то выводим «Переменная Е равняется переменной С». Если же первое условие не выполняется, то весь код в первых фигурных скобках пропускается и сразу выводится сообщение «Переменные не равны» и делается перенос строки (тег
).

На этом мы заканчиваем рассматривать конструкцию IF – ELSE. Надеюсь, вы поняли всю суть описанного выше и мы переходим к дальнейшему изучению основ PHP – изучению циклов.

Основы PHP. Циклы WHILE и DO – WHILE

Циклы в PHP имеют очень широкое применение, так как позволяют реализовать множество функций, которые присутствуют на каждом динамическом сайте. Одной из самых распространенных задач, которые решаются при помощи циклов есть, например, вывод последних новостей сайта. Вся суть циклов состоит в том, чтобы выполнять определенное действие до тех пор, пока выполняется условие. Для примера решим задачу по вычислению суммы чисел от одного до 10. В данном случае количество чисел может быть любым, но в качестве примера возьмем число 10, так как в этом случае проще будет проверить результат.

Для решения этой задачи будет использован цикл WHILE . Код для вычисления суммы чисел от одного до десяти будет следующим:

Первым делом мы заводим переменные $s (сумма) и $i (счетчик) и присваиваем им значения. Затем мы прописываем цикл WHILE, в условии которого указываем, что цикл нужно выполнять до тех пор, пока переменная $i (счетчик) будет меньше или равно 10. В тело цикла прописываем значение переменной $s и увеличиваем счетчик $i на единицу. Делается это при помощи двух знаков + ($i++) или простым добавлением единицы ($i = $i + 1). Значение счетчика нужно изменять в обязательном порядке во избежание зацикливания (бесконечное выполнение цикла).

Теперь давайте рассмотрим, как же выполняется программа. Сначала мы присваиваем значение переменным. Затем в цикле проверяется условие. Если оно выполняется, то выполняется код, который находится в теле цикла (в фигурных скобках). После выполнения тела цикла и увеличения значения счетчика, снова проверяется условие и, если оно выполняется, цикл опять повторяется. Повторение цикла будет происходить до тех пор, пока будет выполняться условие. После отработки цикла результат выводится на экран при помощи оператора вывода Echo. Более подробно о переменных и операторах вывода вы можете ознакомиться в статье « ».

Аналогичным образом работает и цикл DO – WHILE. Единственное отличие здесь в том, что проверка условий выполняется после выполнения цикла. Таким образом, выполнение цикла в любом случае произойдет минимум один раз. На практике цикл DO – WHILE выглядит следующим образом:

Как видите, в решении задачи по подсчету суммы чисел от одного до десяти при помощи цикла DO – WHILE сначала присваиваются значения переменным. Затем выполняется код и увеличивается значение счетчика, и лишь после всего этого идет проверка условия. Если оно выполняется, то цикл снова повторяется. В противном случае результат выводится на экран при помощи оператора вывода.

Основы PHP. Цикл FOR

При помощи цикла FOR можно выполнять все те же действия, что и при помощи цикла WHILE. Он также применяется при создании сайтов но, на мой взгляд, в меньшей мере, чем цикл WHILE. Лично я предпочитаю последний, но в рамках этой статьи мы рассмотрим и цикл FOR, так как он есть частью языка PHP и его нужно знать.

Давайте рассмотрим решение предыдущей задачи при помощи цикла FOR. Код для подсчета суммы чисел от одного до десяти при помощи цикла FOR будет выглядеть следующим образом:

Как видите, синтаксис цикла FOR следующий. Сначала производится инициализация переменных, затем указывается условие, после чего указывается действие, которое нужно выполнить после прохода одного цикла. Схематически это будет выглядеть примерно так:

For (инициализация; условие; действие после выполнения одного цикла) { Тело цикла (действие) }

Как видите, синтаксис PHP похож на синтаксис C++. Если вы изучали C++, то вам будет проще освоить PHP. Но даже если вы не изучали до этого других языков программирования, вы без проблем сможете овладеть основами PHP, так как он является одним из самых простых языков программирования.

На этом данная статья об основах PHP подошла к концу. Если вам понравился мой стиль написания статей и само их содержимое, вы можете подписаться на новости сайта любым удобным для вас способом в пункте «Подписка».

На этом все. Удачи вам и до скорых встреч на страницах блога

В некоторых источниках говорится, что оператор выбора if else — самостоятельный оператор. Но это не так, if else — это всего лишь форма записи оператора выбора if . Оператор if else позволяет определить программисту действие, когда условие истинно и альтернативное действие, когда условие ложно. Тогда как if позволял определить действие при истинном условии.

Синтаксис записи оператора выбора if else:

If (/*проверяемое условие*/) { /*тело оператора выбора 1*/; } else { /*тело оператора выбора 2*/; }

Читается так: «Если проверяемое условие истинно, то выполняется тело оператора выбора 1 , иначе (то есть проверяемое условие ложно) выполняется тело оператора выбора 2 «. Обратите внимание на то, как записан оператор if else . Слово else специально сдвинуто вправо для того чтобы программный код был понятен и его было удобно читать.

Рассмотрим задачу с предыдущей темы, с использованием if else . Напомню условие задачи: «Даны два числа, необходимо их сравнить».

// if_else.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int a, b; cout << "Vvedite pervoe chislo: "; cin >> a; cout << "Vvedite vtoroe chislo: "; cin >> b; if (a >= b) // если a больше либо равно b, то { cout << a << " >= " << b << endl; } else // иначе { cout << a << " <= " << b << endl; } system("pause"); return 0; }

В данном коде нас интересуют строки 14-20 . Эти строки читаются так: если a (первое число) больше либо равно b (второе число), то выполнить оператор вывода в строке 16

Cout << a << " >= " << b << endl;

иначе выполнить оператор вывода в строке 19

Cout << a << " <= " << b << endl;

В данном ифе мы используем операции соотношений >= и <= . Условие перехода не совсем правильно, так как условие будет ложно только в том случае, если первое число будет меньше второго, во всех остальных случаях условие истинно. Значит, строку 19 нужно записать так

cout << a << " < " << b << endl; // в кавычках записать не меньше или равно, а просто меньше.

А вот так сработала программа (см. Рисунок 1).

Vvedite pervoe chislo: 15 Vvedite vtoroe chislo: -4 15 >= -4 Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Рисунок 1 — Оператор выбора if else

Покажу еще один пример использования операторов выбора if else (так называемые вложенные операторы if else для множественного выбора).

Условие задачи:
Составить алгоритм находящий значение y, если у=х, при х<0; у=0, при 0<=х<30; у=х 2 , при х>=30;

// inif_else.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int x, y; cout << "Vvedite x: "; cin >> x; if (x < 0) { y = x; // выполняется, если х меньше нуля } else { if ((x >= 0) && (x < 30)) { y = 0; // выполняется, если х больше либо равно нуля и меньше 30 } else { if (x >= 30) { y = x * x; // выполняется, если х больше либо равен 30 } } } cout << "y=" << y << endl; system("pause"); return 0; }

В данной задаче возможны три случая:
1-й случай: х < 0 ;
2-й случай: х лежит в пределах от 0 (включая 0) до 30;
3-й случай: х больше или равен 30.

Заметьте новшество!! В 17 строке такую запись: if ((x >= 0) && (x< 30)) , я использовал символы && — это . Операция логического И && необходима для объединения нескольких простых условий в одно составное. В нашем случае необходимо проверить истинность двух условий: первое – x >= 0 , второе – х < 30 . Все проверяемое условие будет истинно, если истинны два простых условия. В математике правильной записью считается такая запись: 0 <= x < 30 , а в С++ правильной записью считается вот такая запись: (x >= 0) && (x < 30) или такая 0 <= x && x < 30 . Кстати круглые скобочки () && () не обязательны, так как условия простые, но для уверенности, я прописываю, всегда, данные скобочки и вам советую.

Разбор частного случая:

Допустим, пользователь ввел число 31. Начиная со строки 12 , выполняется проверка условий. Читается так: «Если х (31 в нашем случае) < 0, то выполнить оператор в строке 14 ». Но так как 31 > 0 условие ложно мы переходим к слову else (иначе) строка 15 . Дальше проверяем, входит ли число 31 в заданный интервал. Читается так: если х>=0 и х<30 то выполнить оператор в строке 19 . Но так как число 31 не входит в заданный интервал, то условие ложно. Подробно строка 17 : программа сначала проверит первое простое условие х >= 0 – оно истинно, а если первое истинно, то программа перейдет к проверке второго простого условия х < 30 – оно ложно. Следовательно всё составное условие ложно, ведь в составном условии у нас используется логическая операция && , а это значит, что все составное условие истинно только в том случае, когда истинны оба простых условия. Переходим к else (иначе), здесь у нас последний if , (строка 22 ). Выполняется проверка х >= 30 . Читается так: Если х >= 30 то выполнить оператор, находящийся в строке 24 . Наконец-то условие истинно, итак выполнился оператор в строке 24 . И строка 28 печатает получившееся значение. Ну, все, рассмотрели программу по мельчайшим деталям. Результат работы программы, в случае, если пользователь ввел число 31 (см. Рисунок 2)

Вторым шагом создания полноценных программ на языке MatLab является изучение операторов ветвления и циклов. С их помощью можно реализовывать логику выполнения математических алгоритмов и создавать повторяющиеся (итерационные, рекуррентные) вычисления.

2.1. Условный оператор if

Для того чтобы иметь возможность реализовать логику в программе используются условные операторы. Умозрительно эти операторы можно представить в виде узловых пунктов, достигая которых программа делает выбор по какому из возможных направлений двигаться дальше. Например, требуется определить, содержит ли некоторая переменная arg положительное или отрицательное число и вывести соответствующее сообщение на экран. Для этого можно воспользоваться оператором if (если), который и выполняет подобные проверки.

В самом простом случае синтаксис данного оператора if имеет вид:

if <выражение>
<операторы>
end

Если значение параметра «выражение» соответствует значению «истинно», то выполняется оператор, иначе он пропускается программой. Следует отметить, что «выражение» является условным выражением, в котором выполняется проверка некоторого условия. В табл. 2.1 представлены варианты простых логических выражений оператора if.

Таблица 2.1. Простые логические выражения

Истинно, если переменная a меньше переменной b и ложно в противном случае.

Истинно, если переменная a больше переменной b и ложно в противном случае.

Истинно, если переменная a равна переменной b и ложно в противном случае.

Истинно, если переменная a меньше либо равна переменной b и ложно в противном случае.

Истинно, если переменная a больше либо равна переменной b и ложно в противном случае.

Истинно, если переменная a не равна переменной b и ложно в противном случае.

Ниже представлен пример реализации функции sign(), которая возвращает +1, если число больше нуля, -1 – если число меньше нуля и 0, если число равно нулю:

function my_sign
x = 5;
if x > 0
disp(1);
end
if x < 0
disp(-1);
end
if x == 0
disp(0);
end

Анализ приведенного примера показывает, что все эти три условия являются взаимоисключающими, т.е. при срабатывании одного из них нет необходимости проверять другие. Реализация именно такой логики позволит увеличить скорость выполнения программы. Этого можно добиться путем использования конструкции

if <выражение>
<операторы1> % выполняются, если истинно условие
else
<операторы2> % выполняются, если условие ложно
end

Тогда приведенный выше пример можно записать следующим образом:

function my_sign
x = 5;
if x > 0
disp(1);
else
if x < 0
disp(-1);
else
disp(0);
end
end

В данной программе сначала выполняется проверка на положительность переменной x, и если это так, то на экран выводится значение 1, а все другие условия игнорируются. Если же первое условие оказалось ложным, то выполнение программы переходит по else (иначе) на второе условие, где выполняется проверка переменной x на отрицательность, и в случае истинности условия, на экран выводится значение -1. Если оба условия оказались ложными, то выводится значение 0.

Приведенный выше пример можно записать в более простой форме, используя еще одну конструкцию оператора if языка MatLab:

if <выражение1>
<операторы1> % выполняются, если истинно выражение1
elseif <выражение2>
<операторы2> % выполняются, если истинно выражение2
...
elseif <выражениеN>
<операторыN> % выполняются, если истинно выражениеN
end

и записывается следующим образом:

function my_sign
x = 5;
if x > 0
disp(1); % выполняется, если x > 0
elseif x < 0
disp(-1); % выполняется, если x < 0
else
disp(0); % выполняется, если x = 0
end

С помощью условного оператора if можно выполнять проверку более сложных (составных) условий. Например, необходимо определить: попадает ли переменная x в диапазон значений от 0 до 2? Это можно реализовать одновременной проверкой сразу двух условий: x >= 0 и x <=2. Если эти оба условия истинны, то x попадает в диапазон от 0 до 2.

Для реализации составных условий в MatLab используются логические операторы:

& - логическое И
| - логическое ИЛИ
~ - логическое НЕ

Рассмотрим пример использования составных условий. Пусть требуется проверить попадание переменной x в диапазон от 0 до 2. Программа запишется следующим образом:

function my_if
x = 1;
if x >= 0 & x <= 2
else
disp("x не принадлежит диапазону от 0 до 2");
end

Во втором примере выполним проверку на не принадлежность переменной x диапазону от 0 до 2. Это достигается срабатыванием одного из двух условий: x < 0 или x > 2:

function my_if
x = 1;
if x < 0 | x > 2
disp("x не принадлежит диапазону от 0 до 2");
else
disp("x принадлежит диапазону от 0 до 2");
end

Используя логические операторы И, ИЛИ, НЕ, можно создавать разнообразные составные условия. Например, можно сделать проверку, что переменная x попадает в диапазон от -5 до 5, но не принадлежит диапазону от 0 до 1. Очевидно, это можно реализовать следующим образом:

function my_if
x = 1;
if (x >= -5 & x <= 5) & (x < 0 | x > 1)
disp("x принадлежит [-5, 5], но не входит в ");
else
disp("x или не входит в [-5, 5] или в ");
end

Обратите внимание, что при сложном составном условии были использованы круглые скобки. Дело в том, что приоритет операции И выше приоритета операции ИЛИ, и если бы не было круглых скобок, то условие выглядело бы так: (x >= -5 и x <= 5 и x < 0) или x > 1. Очевидно, что такая проверка давала бы другой результат от ожидаемого.

Круглые скобки в программировании используются для изменения приоритетов выполнения операторов. Подобно арифметическим операторам, логические также могут быть изменены по желанию программиста. Благодаря использованию круглых скобок, сначала выполняется проверка внутри них, а, затем, за их пределами. Именно поэтому в приведенном выше примере они необходимы для достижения требуемого результата.

Приоритет логических операций следующий:

НЕ (~) – самый высокий приоритет;
И (&) – средний приоритет;
ИЛИ (|) – самый низкий приоритет.