Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Элементы и батареи для малогабаритных приемопередатчиков, радиоприемников, аппаратуры связи и другой аппаратуры

Элементы и батареи для малогабаритных приемопередатчиков, радиоприемников, аппаратуры связи и другой аппаратуры

Общие сведения

Элементы и батареи ртутно-цинковой системы предназначены для питания малогабаритной специальной радиоаппаратуры, аппаратуры связи, а также используются в медицине и часовой промышленности.

Структура условного обозначения

РЦ-ХХ:


С - повышенной сохранности. Х РЦХХ:
Х - цифра, указывающая на количество элементов в секции, далее
условное наименование элементов, составляющих секцию;
РЦ - ртутно-цинковая электрохимическая система;
Х - условный номер элемента (53, 63, 83 и т. д.): 1-я цифра -
диаметр элемента в условном обозначении; 2-я цифра - высота
элемента в условном обозначении;
Х - буквенные обозначения: У - универсальный, Х - холодостойкий,
С - повышенной сохранности.
"Бор", "Акция", "Прибой" - торговое наименование батарей.
Климатическое исполнение элементов УХЛ категории размещения 2 по ГОСТ 15150 - 69.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря не более 3000 м.
Относительная влажность воздуха в нерабочем состоянии не более 98% при температуре 25°С без конденсации влаги.
температурные интервалы работоспособности элементов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тип изделия Температурный интервал работоспособности, ° С

Элементы: РЦ15, РЦ32,РЦ53, РЦ55, РЦ57,РЦ63, РЦ65,РЦ83, РЦ85,РЦ73, РЦ75,РЦ93, РЦ93С

От –5 до 40

РЦ53У, РЦ83Х

От –40 до 50

Батареи: 2401, 2402, 2403,3601, 3602

От –10 до 40

Прибой-2С, Прибой-2К

От –10 до 50

Акция,Бор


В целях предотвращения взрыва элементов не допускается их нахождение при температуре окружающей среды выше 50°С.
Батареи соответствуют требованиям по технике безопасности ГОСТ 12.2.007.0 - 75 и ГОСТ 12.2.007.12 - 88.)ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018;ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-01;
ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-02;ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-03;
ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-04;ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-05;
ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.019;ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-06;
ТУ 16-87 ИЛЕВ 563122.018-07;ТУ 16-529.616-87;ТУ 16-729.082-77;
ТУ 16-529.450-79;ИЛЕВ 563.122.014 ТУ;ФШО.351.934 ТУ;ФШЗ.513088-03 ТУ;
ФШО.351.920 ТУ;ТУ 16-529.293-77;ФШЗ.503.109 ТУ;ФШЗ.503.096 ТУ;
ФШЗ.503.104 ТУ;ТУ 16-729.083 ТУ;ТУ 16-729.089 ТУ;ТУ 16-529.295-77;
ТУ 16-529.797-73;ТУ 16-529.308-77;ТУ 16-529.310-77;ТУ 16-529.937-75

Электрические характеристики элементов устанавливаются путем разряда через внешнюю цепь при условиях, предусмотренных ГОСТ или ТУ.
Методика испытаний изложена в ГОСТ 3004 - 75. Основные технические характеристики элементов приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РТУТНО-ЦИНКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ,

СЕКЦИЙ И БАТАРЕЙ ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ РЕЖИ·МЕ·РАЗРЯДА

Тип изделия Номинальное напряжение, В Емкость, А·ч Начальное напряжение, В Продолжительность работы, ч, при температуре, ° С Сопротивление внешней цепи, Ом Конечное напряжение, В, при температуре, ° С Гарантийный срок хранения, мес
от 20 до 50 от 0 до 2 от 20 до 50 от 0 до 2
Элементы:
РЦ53
РЦ63
РЦ83
РЦ85
РЦ15
РЦ17
РЦ32
РЦ53У
РЦ55
РЦ57
РЦ65
РЦ73
РЦ75
РЦ82
РЦ83Х
РЦ93
РЦ93С
1,35
0,3
0,65
1,8
2,8
0,03
0,1
0,1
0,175
0,55
0,85
1,1
1,1
1,8
1,5
1,5
13,6
12,4

1,25
1,25
1,25
1,22
1,25
1,25
1,25
1,25
1,25
1,25
1,22
1,25
1,22
1,25
1,25
1,25
1,25

29
33
38
60
100
20
30
35
54
42
55
38
60
35
30
44
40

10
16
16
15

16
16
18


120
60
25
25
4200
250
625
250
120
50
60
40
40
25
25
4
4
1,0 0,9
18
24
24
36
24
31
9
60
36
18
36
24
36
24
18
36
63
Секции и батареи:
2РЦ53–10РЦ53
2РЦ55–10РЦ55
2РЦ63–10РЦ63
2РЦ65–10РЦ65
2РЦ75–10РЦ75
2РЦ83–10РЦ83
2РЦ85–10РЦ85
2РЦ73–10РЦ73
2,7 ? 13,5
0,25
0,5
0,552
1,0
1,5
1,5
2,5
1,0

2,5 ? 12,5
2,44 ? 12,2
2,5 ? 12,5
2,44 ? 12,2
2,44 ? 12,2
2,5 ? 12,5
2,44 ? 12,2
2,5 ? 12,5

24
48
32
50
55
32
54
33

240 ? 1200
240 ? 1200
120 ? 600
120 ? 600
80 ? 400
50 ? 250
50 ? 250
80 ? 400

15
24
18
24
24
18
24
18
4РЦ57
5РЦ53У
7РЦ53У
5РЦ83Х
6РЦ83Х
9РЦ83Х
5,4
6,75
9,45
6,75
8,1
12,15
0,54
0,03
0,1
1,5
1,5
1,5
5,0
6,25
8,75
6,25
6,75
11,25

40
140
50
6250
14580
4,0
5,0
7,0
5,0
6,0
9,0
12
60
54
9
9
9
2401
2402
2403
2,7 0,2
0,2
0,3
2,5 20
20
20
500
240
170
2,0 30
30
30
3601
3602
4,05 0,2
0,2
3,75 20
20
750
450
3,0 30
30
Бор (6РЦ63) 8,04 0,02 7,5 27
6
13
5
360
120
5,4 12
Прибой-2с
Прибой-2к
10,8
10,8
1,98
1,98
9,0
9,0
14
14
80
80
30
18
Акция
6РЦ63-2/2-01/
6РЦ53/2-03/
12РЦ63-6/2-02/
3РЦ93
8,1
8,1
8,1
16,2
4,05
0,2
1,0
0,19
0,18
8,8
7,5
6,5
7,0
15,5
3,75
27
8
8
18
360
63
330
150
5,4
5,0
6,0
12,0
3,0
15
9
9
9
20

Таблица 3

Тип изделия Максимальные размеры, мм Масса, кг ГОСТ, ТУ
длина или диаметр высота
Элементы:
РЦ53
РЦ55
РЦ63
РЦ65
РЦ73
РЦ75
РЦ82
РЦ83
РЦ85
РЦ15
РЦ17
РЦ32
РЦ53У
РЦ57
РЦ83Х
РЦ93
РЦ93С

15,6
15,6
21
21
25,5
25,5
30,1
30,1
30,1
6,3
5,5
10,9
15,6
16,6
30,1
30,6
30,6

6,3
12,5
7,4
13
8,4
13,5
9,4
9,4
14
6
24,5
3,6
6,3
17,8
9,4
60,8
60,8

0,0046
0,0095
0,011
0,018
0,017
0,027
0,03
0,028
0,039
0,00085
0,0024
0,0014
0,0046
0,017
0,0253
0,17
0,17

ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-01
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-02
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-03
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-04
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-05
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.019
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-06
ТУ 16–87, ИЛЕВ 563122.018-07
ТУ 16-529.616–87
ТУ 16-729.082–77
ТУ 16-529.450–79
ИЛЕВ 563.122.014 ТУ
ФШО.351.934 ТУ
ФШЗ.513088-03 ТУ
ФШО.351.934 ТУ
ФШО.351.920 ТУ

Секции и батареи:
2РЦ53–10РЦ53
2РЦ55–10РЦ55
2РЦ63–10РЦ63
2РЦ65–10РЦ65
2РЦ73–10РЦ73
2РЦ75–10РЦ75
2РЦ83–10РЦ83
2РЦ85–10РЦ85

16,2
16,2
21,6
21,6
26,1
26,1
30,7
30,7

16–72
28–132
18–81
29–137
20–91
30–142
22–101
31–147

0,01–0,05
0,02–0,1
0,02–0,113
0,037–0,183
0,036–0,176
0,056–0,28
0,057–0,28
0,084–0,42

ТУ 16-529.293–77

4РЦ57
5РЦ53У
7РЦ53У
5РЦ83Х
6РЦ83Х
9РЦ83Х
18,9
19
17
30,7
30,7
30,7
73
40
53,5
52
62
91
0,085
0,037
0,05
0,142
0,171
0,256

ФШЗ.503.109 ТУ
ФШЗ.503.096 ТУ
ФШЗ.503.104 ТУ
У разработчика

2401
2402
2403
26
26
26
14,5
24,5
34,5
0,007
0,0125
0,0177

ТУ 16-729.083 ТУ

ТУ 16-729.089 ТУ

3601
3602
6,2
26
80
35
0,0106
0,0177
Бор 24,5 53,5 0,075

ТУ 16-529.295–77

Прибой-2с
Прибой-2к
137,5 25,5 0,5

ТУ 16-529.797–73

Акция
6РЦ63-2(2-01)
6РЦ53(2-03)
12РЦ63-6(2-02)
3РЦ93
24,2
89,2
34
71
30,5

24,8
19,8
46

60
29,5
26,5
105
188
0,082
0,145
0,04
0,93
0,55

У разработчика
ТУ 16-529.308–77
ТУ 16-529.310–77
ТУ 16-529.937–75

Все ртутно-цинковые элементы, кроме элементов РЦ17, РЦ57 и РЦ93, имеют дисковую форму с отношением высоты к диаметру, меньшим единицы. Корпус и крышка элемента (см. рисунок) изготовляются из стали и служат одновременно токоотводами, которые разделены герметизирующим кольцом. Диафрагмой является щелочестойкая бумага, пропитанная электролитом. Конструкция дисковых элементов обеспечивает возможность простого соединения их в секции и батареи.

Ртутно-цинковый элемент
1 - крышка;
2 - отрицательный электрод;
3 - резиновое кольцо;
4 - бумажная диафрагма, пропитанная электролитом;
5 - сепаратор;
6 - положительный электрод;
7 - корпус
Секция представляет собой последовательно соединенные элементы, разделенные друг от друга бумажной шайбой, через которую проходит никелевая лента, соединяющая соседние элементы. Секция размещается в трубке.
Элементы РЦ17, РЦ57 и РЦ93 - цилиндрические; отрицательный электрод в них формуется в виде цилиндрического брикета из цинковых опилок, положительный электрод - в виде кольца из окиси ртути и графита. Элементы имеют двойные корпус и крышку. Наружный корпус через изолирующее кольцо завальцовывается на крышку.
Электроды разделяются целлофановой (в форме стаканчика) и бумажной диафрагмами.

Гальванические источники тока одноразового действия представляют собой унифицированный контейнер, в котором находятся электролит, абсорбируемый активным материалом сепаратора, и электроды (анод и катод), поэтому они называются сухими элементами. Этот термин используется применительно ко всем элементам, не содержащим жидкого электролита. К обычным сухим элементам относятся углеродно-цинковые элементы или элементы Лекланше .

Сухие элементы применяются при малых токах и прерывистых режимах работы. Поэтому такие элементы широко используются в телефонных аппаратах, игрушках, системах сигнализации и др.

Поскольку спектр приборов, в которых используются сухие элементы, весьма широк и, кроме того требуется их периодическая замена, существуют нормы на их габариты . Следует подчеркнуть, что габариты элементов, приведенные в таблицах 1.1 и 1.2, выпускаемые различными изготовителями могут несколько отличаться в части расположения выводов и других особенностей, оговоренных в их спецификациях.

В процессе разряда напряжение сухих элементов падает от номинального до напряжения отсечки (напряжение отсечки — минимальное напряжение, при котором батарея способна отдавать минимальную энергию), т.е. обычно от 1,2 В до 0,8 В/элемент в зависимости от особенностей применения. В случае разряда при подключении к элементу постоянного сопротивления после замыкания цепи напряжение на его выводах резко уменьшается до некоторой величины, несколько меньшей исходного напряжения. Ток, протекающий при этом, называется начальным током разряда.

Функциональные возможности сухого элемента зависят от потребления тока, напряжения отсечки и условий разряда. Эффективность элемента повышается по мере уменьшения тока разряда. Для сухих элементов непрерывный разряд за время меньше 24ч может быть отнесен к категории разряда с высокой скоростью.

Электрическая емкость сухого элемента оговаривается для разряда через фиксированное сопротивление при заданном конечном напряжении в часах в зависимости от начального разряда и представляется графиком или таблицей. Целесообразно использовать график или таблицу изготовителя для конкретной батареи. Это обусловлено не только необходимостью учета особенностей изделия, но и тем, что каждый изготовитель дает свои рекомендации по наилучшему использованию его продукции. В таблице 1.3 и таблице 1.5 представлены технические характеристики гальванических элементов, наиболее распространенных в последнее время на прилавках наших магазинов.

Внутреннее сопротивление батареи может ограничивать необходимый ток, например при использовании в фотовспышке. Начальный стабильный ток, который может кратковременно давать батарея, называется током вспышки. В обозначении типа элемента присутствуют буквенные обозначения, которым соответствуют токи вспышки и внутреннее сопротивление элемента, измеренные на постоянном и переменном токе (таблица 1.4 ). Ток вспышки и внутреннее сопротивление весьма сложны для измерений, причем элементы могут иметь длительный срок хранения, но при этом ток вспышки может уменьшаться.

1.1. ТИПЫ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Угольно-цинковые элементы

Угольно-цинковые элементы (марганец-цинковые) являются самыми распространенными сухими элементами. В угольно-цинковых элементах используется пассивный (угольный) коллектор тока в контакте с анодом из двуокиси марганца (MnO2), электролит из хлорида аммония и катодом из цинка. Электролит находится в пастообразном состоянии или пропитывает пористую диафрагму. Такой электролит мало подвижен и не растекается, поэтому элементы называются сухими.

Номинальное напряжение угольно-цинкового элемента составляет 1,5 В.

Сухие элементы могут иметь цилиндрическую, рис.1.1, дисковую рис.1.2 и прямоугольную форму. Устройство прямоугольных элементов аналогично дисковым. Цинковый анод выполнен в виде цилиндрического стакана, одновременно являющимся контейнером. Дисковые элементы состоят из цинковой пластины, картонной диафрагмы, пропитанной раствором электролита, и спрессованного слоя положительного электрода. Дисковые элементы последовательно соединяют друг с другом, полученную батарею изолируют и упаковывают в футляр.

Угольно-цинковые элементы «восстанавливаются» в течении перерыва в работе. Это явление обусловлено постепенным выравниванием локальных неоднородностей в композиции электролита, возникающих в процессе разряда. В результате периодического «отдыха» срок службы элемента продлевается.

На рис. 1.3 представлена трехмерная диаграмма, показывающая увеличение продолжительности работы D-элемента при использовании прерывистого режима работы в сравнении с постоянным. Это следует учитывать при интенсивной эксплуатации элементов (и использовать несколько комплектов для работы с тем, чтобы один комплект имел достаточный период времени для восстановления работоспособности. Например, при эксплуатации плеера не рекомендуется использовать один комплект батареек более двуo часов подряд. При смене двух комплектов продолжительность работы элементов увеличивается в три раза.

Достоинством угольно-цинковых элементов является их относительно низкая стоимость. К существенным недостаткам следует отнести значительное снижение напряжения при разряде, невысокую удельную мощность (5…10 Вт/кг) и малый срок хранения.

Низкие температуры снижают эффективность использования гальванических элементов, а внутренний разогрев батареи его повышает. Влияние температуры на емкость гальванического элемента показана на рис. 1.4. Повышение температуры вызывает химическую коррозию цинкового электрода водой, содержащейся в электролите, и высыхание электролита. Эти факторы удается несколько компенсировать выдержкой батареи при повышенной температуре и введением внутрь элемента, через предварительно проделанное отверстие, солевого раствора.

Щелочные элементы

Как и в угольно-цинковых, в щелочных элементах используется анод из MnO2 и цинковый катод с разделенным электролитом.

Отличие щелочных элементов от угольно-цинковых заключается в применении щелочного электролита, в следствии чего газовыделение при разряде фактически отсутствует, и их можно выполнять герметичными, что очень важно для целого ряда их применений.

Напряжение щелочных элементов примерно на 0,1 В меньше, чем угольно-цинковых, при одинаковых условиях. Следовательно эти элементы взаимозаменяемы.

Напряжение элементов с щелочным электролитом изменяется значительно меньше, чем у элементов с солевым электролитом. Элементы с щелочным электролитом также имеют более высокие удельную энергию (65…90 Втч/кг), удельную мощность (100…150 кВтч/м3) и более длительный срок хранения.

Зарядка марганцево-цинковых элементов и батарей производится асимметричным переменным током. Заряжать можно элементы с солевым или щелочным электролитом любой концентрации, но не слишком разряженные и не имеющие повреждений цинковых электродов. В пределах срока годности, установленного для данного типа элемента или батареи, можно производить многократное (6…8 раз) восстановление работоспособности .

Зарядка сухих батарей и элементов производятся от специального устройства, позволяющего получить зарядный ток необходимой формы: при соотношении зарядной и разрядной составляющей 10:1 и отношении длительности импульсов этих составляющих 1:2. Это устройство позволяет заряжать батарейки для часов и активизировать старые малогабаритные аккумуляторы. При зарядке батареек для часов, зарядный ток не должен превышать 2 мА. Время заряда не более 5 часов. Схема такого устройства для зарядки батарей показана на рис. 1.5.

Здесь заряжаемая батарея включена через две параллельно включенные цепочки диодов с резисторами. Асимметричный ток заряда получается в следствии различия сопротивлений резисторов. Окончание заряда определяется по прекращению роста напряжения на батарее. Напряжение вторичной обмотки трансформатора зарядного устройства выбирается так, чтобы выходное напряжение превышало номинальное напряжение элемента на 50…60%.

Время заряда батарей с помощью описанного устройства должно быть порядка 12…16 часов. Зарядная емкость должна быть примерно на 50% больше номинальной емкости батареи.

Ртутные элементы

Ртутные элементы очень похожи на щелочные элементы. В них используется оксид ртути (HgO). Катод состоит из смеси порошка цинка и ртути. Анод и катод разделены сепаратором и диафрагмой, пропитанной 40% раствором щелочи.

Эти элементы имеют длительные сроки хранения и более высокие емкости (при том же объеме). Напряжение ртутного элемента примерно на 0,15 В ниже, чем у щелочного.

Ртутные элементы отличаются высокой удельной энергией (90…120 Втч/кг, 300…400 кВтч/м3), стабильностью напряжения и высокой механической прочностью.

Для малогабаритных приборов созданы модернизированные элементы типов РЦ-31С, РЦ-33С и РЦ-55УС. Удельная энергия элементов РЦ-31С и РЦ-55УС — 600 кВтч/м3, элементов РЦ-33С — 700 кВтч/м3. Элементы РЦ-31С и РЦ-33С применяются для питания ручных часов и другой аппаратуры. Элементы РЦ-55УС предназначены для медицинской аппаратуры, в частности для вживляемых медицинских приборов.

Элементы РЦ-31С и РЦ-33С работают 1,5 года при токах соответственно 10 и 18 мкА, а элемент РЦ-55УС обеспечивает работу вживляемых медицинских приборов в течении 5 лет. Как следует из таблицы 1.6, номинальная емкость этих элементов не соответствует их обозначению.

Ртутные элементы работоспособны в интервале температур от 0 до +50oС, имеются холодостойкие РЦ-83Х и РЦ-85У и теплостойкие элементы РЦ-82Т и РЦ-84, которые способны работать при температуре до +70oС. Имеются модификации элементов, в которых вместо цинкового порошка (отрицательный электрод) используются сплавы индия и титана.

Так как ртуть дефицитна и токсична, ртутные элементы не следует выбрасывать после их полного использования. Они должны поступать на вторичную переработку.

Серебряные элементы

Они имеют «серебряные» катоды из Ag2O и AgO. Напряжение у них на 0,2 В выше, чем у угольно-цинковых при сопоставимых условиях .

Литиевые элементы

В них применяются литиевые аноды, органический электролит и катоды из различных материалов. Они обладают очень большими сроками хранения, высокими плотностями энергии и работоспособны в широком интервале температур, поскольку не содержат воды.

Так как литий обладает наивысшим отрицательным потенциалом по отношению ко всем металлам, литиевые элементы характеризуются наибольшим номинальным напряжением при минимальных габаритах (рис. 1.6). Технические характеристики литиевых гальванических элементов приведены в таблице 1.7.

В качестве растворителей в таких элементах обычно используются органические соединения. Также растворителями могут быть неорганические соединения, например, SOCl2, которые одновременно являются реактивными веществами.

Ионная проводимость обеспечивается введением в растворители солей, имеющих анионы больших размеров, например: LiAlCl4, LiClO4, LiBFO4. Удельная электрическая проводимость неводных растворов электролитов на 1…2 порядка ниже проводимости водных. Кроме того, катодные процессы в них обычно протекают медленно, поэтому в элементах с неводными электролитами плотности тока невелики.

К недостаткам литиевых элементов следует отнести их относительно высокую стоимость, обусловленную высокой ценой лития, особыми требованиями к их производству (необходимость инертной атмосферы, очистка неводных растворителей). Следует также учитывать, что некоторые литиевые элементы при их вскрытии взрывоопасны.

Такие элементы обычно выполняются в кнопочном исполнении с напряжением 1,5 В и 3 В. Они успешно обеспечивают питанием схемы с потреблением порядка 30 мкА в постоянном или 100 мкА в прерывистом режимах. Литиевые элементы широко применяются в резервных источниках питания схем памяти, измерительных приборах и прочих высокотехнологичных системах.

ГЛАВА 1.2 БАТАРЕЙКИ ВЕДУЩИХ ФИРМ МИРА

В последние десятилетия возрос объем производства щелочных аналогов элементов Лекланше, в том числе воздушно-цинковых (см. таблицу В1).

Так, например в Европе производство щелочных марганцево-цинковых элементов стало развиваться в 1980 г., а в 1983 г. оно достигло уже 15% общего выпуска .

Использование свободного электролита ограничивает возможности применения автономных и в основном используется в стационарных ХИТ. Поэтому многочисленные исследования направлены на создание так называемых сухих элементов, или элементов с загущенным электролитом, свободных от таких элементов, как ртуть и кадмий, которые представляют серьезную опасность для здоровья людей и окружающей среды.

Такая тенденция является следствием преимуществ щелочных ХИТ в сравнении с классическими солевыми элементами:

существенное повышение разрядных плотностей тока за счет применения пастированного анода;

повышение емкости ХИТ за счет возможности увеличения закладки активных масс;

создание воздушно-цинковых композиций (элементы типа 6F22) за счет большей активности существующих катодных материалов в реакции электровосстановления дикислорода в щелочном электролите .

Батарейки компании Duracell (США)

Фирма Duracell — признанный лидер в мире по производству щелочных гальванических источников одноразового действия. История фирмы насчитывает более 40 лет.

Сама фирма расположена в Соединенных Штатах Америки. В Европе ее заводы находятся в Бельгии. По мнению потребителей как у нас, так и за рубежом по популярности, продолжительности использования и соотношению цены и качества батарейки фирмы Duracell занимают ведущее место.

Появление Duracell на рынке Украины привлекло внимание наших потребителей.

Плотности разрядного тока в литиевых источниках не велики (по сравнению с другими ХИТ), порядка 1 мА/см2 (см. стр.14). При гарантированном сроке хранения 10 лет и разряде малым током рационально использовать литиевые элементы Duracell в высокотехнологичных системах.

Запатентованная в США технология EXRA-POWER с применением двуокиси титана (TiO2) и других технологических особенностей способствует повышению мощности и эффективности использования марганцево-цинковых ХИТ фирмы Duracell.

Внутри стального корпуса щелочных элементов «Duracell» расположен цилиндрический графитовый коллектор, в котором находится пастообразный электролит в контакте с игольчатым катодом.

Гарантированный срок хранения элементов 5 лет, и при этом — емкость элемента, указанная на упаковке, гарантируется в конце срока хранения.

Технические характеристики ХИТ фирмы Duracell приведены в таблице 1.8.

Батарейки концерна Varta (Германия)

Концерн Varta — один из мировых лидеров по производству ХИТ. 25 заводов концерна расположены в более чем 100 странах мира и выпускают более 1000 наименований аккумуляторов и батареек.

Основные производственные мощности занимает Департамент стационарных промышленных аккумуляторов. Однако порядка 600 наименований гальванических элементов от батареек для часов до герметичных аккумуляторов производятся на заводах концерна Департаментом приборных батарей в США, Италии, Японии, Чехии и т.д., при гарантии неизменного качества вне зависимости от географического расположения завода. В фотографической камере первого человека, ступившего на Луну, были установлены батарейки концерна Varta.

Они достаточно хорошо известны нашим потребителям и пользуются устойчивым спросом.

Технические характеристики ХИТ концерна Varta с указанием отечественных аналогов приведены в таблице 1.9.

Рц 53 Ртутно-цинковая батарейка рц-53 1.35V Свежие

300 р RUB

Мы нашли это объявление год назад
Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений

Купите Рц 53 Ртутно-цинковая батарейка рц-53 1.35V Свежие с гарантией у официального продавца.

Ищем самые выгодные предложения на рынке

Еще объявления

Пpодаются в Москвe свежие ртутнo-цинковыe батapeйки PЦ-53. Пpoизвeдены нoябpe 2018 гoдa. Срок годнoсти до мaя 2020 годa. Нaпpяжeние 1,35V. Типоразмеp 625. Pтутно-цинкoвая бaтаpeйка РЦ-53 нeобходимa для вceх фотоaппaрaтов, кинoкaмер и фoтoэкcпoнoмeтpов с фoтoэлeмeнтами на ocнове СdS датчика, рассчитанного на постоянное напряжение 1,35V. Речь идёт о таких камерах, как: Yаshiса МАТ 124G; Yаshiса МАТ 124; Саnоn F1, Саnоn FТ, Саnоn FТb, Саnоn FТbn; Nikоn F, Nikkоrmаt F; Оlymрus-ОМ1, ОМ-1n; Саnоn Саnоnеt QL-17, Саnоnеt QL-19, Саnоnеt 28; Реntах Sроtmаtiс F; Мinоltа SRТ; Lеiса М5, Lеiса СL; Rоllеi 35, Rоllеi 35S; Зенит-ТТL, Зенит-Автомат, Зенит-АМ2; Киев-60ТТL, Киев-6С ТТL, Киев-88 ТТL; Экспонометры: Свердловск-4; Gоssеn LunаSiх, Gоssеn LunаРrо И много другой фото и кинотехники. О необходимости правильных элементов питания на примере Yаshiса МАТ 124G: “Экспонометр у Яшики работает от элемента питания типоразмером 625. Такие батарейки легко купить и сейчас. Но основная масса современных батареек имеет напряжение 1,55V. А питание экспонометра Яшики рассчитано на напряжение 1,35V. И характеристика отдачи тока в этих элементах отличается. Старые ртутные элементы питания с напряжением 1,35V держат напряжение до самой смерти. У современных элементов питания напряжение сразу начинает падать с 1,55 до 0,9 V. Превышение напряжения и условная нестабильность современных элементов питания приводят к тому, что экспонометр начинает врать. Но “враньё” это нестабильное и зависит от текущего напряжения батарейки (а оно меняется с 1,55 до 0,9V!) . Во вторых, у фотоэлемента Яшики сужается диапазон использования. Т.е., если в экспонометре Яшики долго стоит неправильная батарейка, то на ярком солнечном свете он ещё будет работать, но в условиях слабого освещения экспонометр или будет врать, или вообще не будет работать. Постепенно(но не сразу!) это приведет к тому, что экспонометр просто умрёт.” Внимание: завод поднял отпускные цены. Звоните, пишите вопросы по еmаil. На СМСки не отвечаю.

Фототехника

Фототехника

Батарейки воздушно-цинковые wein cell mrb625 с напряжением 1.35в новые. Подходят как замена ртутным элементам РЦ-53. Дата изготовления к сожалению не известна, возможна проверка на месте. Цена за 1шт.

Фототехника

Добрый день! Продаю элементы РЦ-53 У (ртутно-цинковый). Дата выпуска октябрь 2017г. Температурный диапазон работы РЦ элементов лежит в пределах от 0° до +50° C для обычных элементов. Для элементов универсального типа, обозначение которых имеет букву "у", диапазон работы составляет от -30° до +50° C, а для теплостойких, обозначаемых буквой "т" - от 0° до +50° C. Это значит, что при температуре +5° C элементы летнего типа, не обозначенные буквой "у", отдадут около 60% своей номинальной емкости. Для элементов универсального типа потери емкости при непрерывном режиме разряда составят около 2,5% на 1° C, начиная от 0° C и ниже. В наличии 4шт. Лучше звоните, потому что на смс могу ответить не сразу. Приобрести можно в ПН-ПТ с 8:00 до 17:00 по адресу: Москва, Высоковольный проезд, дом 1 (другие места обговариваются по телефону) Батарейки заводского производства, выполнены по ГОСТ 26527-85 (СТ СЭВ 6699-89)

Оргтехника и расходники

Фототехника

Продaютcя в Mоcкве свежие ртутнo-цинковыe батарeйки РЦ-53. Произведeны в aвгуcтe 2018 гoдa. Срок гoдности дo февраля 2020 гoдa. Haпряжeние 1,35V. Tипоpазмер 625. Ртутно-цинкoвая батaрeйкa РЦ-53 неoбхoдима для всеx фотоаппaрaтoв, кинoкaмеp и фoтoэкспoнометpoв с фoтоэлемeнтaми нa основе СdS датчика, рассчитанного на постоянное напряжение 1,35V. Речь идёт о таких камерах, как: Yаshiса МАТ 124G; Yаshiса МАТ 124; Саnоn F1, Саnоn FТ, Саnоn FТb, Саnоn FТbn; Nikоn F, Nikkоrmаt F; Оlymрus-ОМ1, ОМ-1n; Саnоn Саnоnеt QL-17, Саnоnеt QL-19, Саnоnеt 28; Реntах Sроtmаtiс F; Мinоltа SRТ; Lеiса М5, Lеiса СL; Rоllеi 35, Rоllеi 35S; Зенит-ТТL, Зенит-Автомат, Зенит-АМ2; Киев-60ТТL, Киев-6С ТТL, Киев-88 ТТL; Экспонометры: Свердловск-4; Gоssеn LunаSiх, Gоssеn LunаРrо И много другой фото и кинотехники. О необходимости правильных элементов питания на примере Yаshiса МАТ 124G: “Экспонометр у Яшики работает от элемента питания типоразмером 625. Такие батарейки легко купить и сейчас. Но основная масса современных батареек имеет напряжение 1,55V. А питание экспонометра Яшики рассчитано на напряжение 1,35V. И характеристика отдачи тока в этих элементах отличается. Старые ртутные элементы питания с напряжением 1,35V держат напряжение до самой смерти. У современных элементов питания напряжение сразу начинает падать с 1,55 до 0,9 V. Превышение напряжения и условная нестабильность современных элементов питания приводят к тому, что экспонометр начинает врать. Но “враньё” это нестабильное и зависит от текущего напряжения батарейки (а оно меняется с 1,55 до 0,9V!) . Во вторых, у фотоэлемента Яшики сужается диапазон использования. Т.е., если в экспонометре Яшики долго стоит неправильная батарейка, то на ярком солнечном свете он ещё будет работать, но в условиях слабого освещения экспонометр или будет врать, или вообще не будет работать. Постепенно(но не сразу!) это приведет к тому, что экспонометр просто умрёт.” Внимание: завод поднял отпускные цены. Звоните, пишите вопросы по еmаil. На СМСки не отвечаю.

Фототехника

Продаются в Москве свежие ртутно-цинковые батарейки РЦ-53. Произведены в ноябре 2017 года. Срок годности до мая 2019 года. Напряжение 1,35V. Типоразмер 625. Ртутно-цинковая батарейка РЦ-53 необходима для всех фотоаппаратов, кинокамер и фотоэкспонометров с фотоэлементами на основе CdS датчика, рассчитанного на постоянное напряжение 1,35V. Речь идёт о таких камерах, как: Yashica MAT 124G; Yashica MAT 124; Canon F1, Canon FT, Canon FTb, Canon FTbn; Nikon F, Nikkormat F; Olympus-OM1, ОМ-1n; Canon Canonet QL-17, Canonet QL-19, Canonet 28; Pentax Spotmatic F; Minolta SRT; Leica M5, Leica CL; Rollei 35, Rollei 35S; Зенит-TTL, Зенит-Автомат, Зенит-АМ2; Киев-60TTL, Киев-6С TTL, Киев-88 TTL; Экспонометры: Свердловск-4; Gossen LunaSix, Gossen LunaPro И много другой фото и кинотехники. О необходимости правильных элементов питания на примере Yashica MAT 124G: “Экспонометр у Яшики работает от элемента питания типоразмером 625. Такие батарейки легко купить и сейчас. Но основная масса современных батареек имеет напряжение 1,55V. А питание экспонометра Яшики рассчитано на напряжение 1,35V. И характеристика отдачи тока в этих элементах отличается. Старые ртутные элементы питания с напряжением 1,35V держат напряжение до самой смерти. У современных элементов питания напряжение сразу начинает падать с 1,55 до 0,9 V. Превышение напряжения и условная нестабильность современных элементов питания приводят к тому, что экспонометр начинает врать. Но “враньё” это нестабильное и зависит от текущего напряжения батарейки (а оно меняется с 1,55 до 0,9V!) . Во вторых, у фотоэлемента Яшики сужается диапазон использования. Т.е., если в экспонометре Яшики долго стоит неправильная батарейка, то на ярком солнечном свете он ещё будет работать, но в условиях слабого освещения экспонометр или будет врать, или вообще не будет работать. Постепенно(но не сразу!) это приведет к тому, что экспонометр просто умрёт.” Внимание: завод поднял отпускные цены. Звоните, пишите вопросы по email. На СМСки не отвечаю.

Фототехника

Продаются в Москве свежие ртутно-цинковые батарейки РЦ-53. Произведены в мае 2017 года. Срок годности до ноября 2018 года. Напряжение 1,35V. Типоразмер 625. Ртутно-цинковая батарейка РЦ-53 необходима для всех фотоаппаратов, кинокамер и фотоэкспонометров с фотоэлементами на основе CdS датчика, рассчитанного на постоянное напряжение 1,35V. Речь идёт о таких камерах, как: Yashica MAT 124G; Yashica MAT 124; Canon F1, Canon FT, Canon FTb, Canon FTbn; Nikon F, Nikkormat F; Olympus-OM1, ОМ-1n; Canon Canonet QL-17, Canonet QL-19, Canonet 28; Pentax Spotmatic F; Minolta SRT; Leica M5, Leica CL; Rollei 35, Rollei 35S; Зенит-TTL, Зенит-Автомат, Зенит-АМ2; Киев-60TTL, Киев-6С TTL, Киев-88 TTL; Экспонометры: Свердловск-4; Gossen LunaSix, Gossen LunaPro И много другой фото и кинотехники. О необходимости правильных элементов питания на примере Yashica MAT 124G: “Экспонометр у Яшики работает от элемента питания типоразмером 625. Такие батарейки легко купить и сейчас. Но основная масса современных батареек имеет напряжение 1,55V. А питание экспонометра Яшики рассчитано на напряжение 1,35V. И характеристика отдачи тока в этих элементах отличается. Старые ртутные элементы питания с напряжением 1,35V держат напряжение до самой смерти. У современных элементов питания напряжение сразу начинает падать с 1,55 до 0,9 V. Превышение напряжения и условная нестабильность современных элементов питания приводят к тому, что экспонометр начинает врать. Но “враньё” это нестабильное и зависит от текущего напряжения батарейки (а оно меняется с 1,55 до 0,9V!) . Во вторых, у фотоэлемента Яшики сужается диапазон использования. Т.е., если в экспонометре Яшики долго стоит неправильная батарейка, то на ярком солнечном свете он ещё будет работать, но в условиях слабого освещения экспонометр или будет врать, или вообще не будет работать. Постепенно(но не сразу!) это приведет к тому, что экспонометр просто умрёт.” Внимание: завод поднял отпускные цены. Звоните, пишите вопросы по email. На СМСки не отвечаю.

Фототехника

Продаются в Москве свежие ртутно-цинковые батарейки РЦ-53. Произведены в ноябре 2017 года. Срок годности до мая 2019 года. Напряжение 1,35V. Типоразмер 625. Ртутно-цинковая батарейка РЦ-53 необходима для всех фотоаппаратов, кинокамер и фотоэкспонометров с фотоэлементами на основе CdS датчика, рассчитанного на постоянное напряжение 1,35V. Речь идёт о таких камерах, как: Yashica MAT 124G; Yashica MAT 124; Canon F1, Canon FT, Canon FTb, Canon FTbn; Nikon F, Nikkormat F; Olympus-OM1, ОМ-1n; Canon Canonet QL-17, Canonet QL-19, Canonet 28; Pentax Spotmatic F; Minolta SRT; Leica M5, Leica CL; Rollei 35, Rollei 35S; Зенит-TTL, Зенит-Автомат, Зенит-АМ2; Киев-60TTL, Киев-6С TTL, Киев-88 TTL; Экспонометры: Свердловск-4; Gossen LunaSix, Gossen LunaPro И много другой фото и кинотехники. О необходимости правильных элементов питания на примере Yashica MAT 124G: “Экспонометр у Яшики работает от элемента питания типоразмером 625. Такие батарейки легко купить и сейчас. Но основная масса современных батареек имеет напряжение 1,55V. А питание экспонометра Яшики рассчитано на напряжение 1,35V. И характеристика отдачи тока в этих элементах отличается. Старые ртутные элементы питания с напряжением 1,35V держат напряжение до самой смерти. У современных элементов питания напряжение сразу начинает падать с 1,55 до 0,9 V. Превышение напряжения и условная нестабильность современных элементов питания приводят к тому, что экспонометр начинает врать. Но “враньё” это нестабильное и зависит от текущего напряжения батарейки (а оно меняется с 1,55 до 0,9V!) . Во вторых, у фотоэлемента Яшики сужается диапазон использования. Т.е., если в экспонометре Яшики долго стоит неправильная батарейка, то на ярком солнечном свете он ещё будет работать, но в условиях слабого освещения экспонометр или будет врать, или вообще не будет работать. Постепенно(но не сразу!) это приведет к тому, что экспонометр просто умрёт.” Внимание: завод поднял отпускные цены. Звоните, пишите вопросы по email. На СМСки не отвечаю.

Фототехника

Фoтoэкспoномeтp «Ленинград-6» (Ю-11/6). Живая батaрeя РЦ 53 (2017 г.в.),чеxoл. Пoлнocтью рабoтocпocобен. Один из лучших экcпономeтрoв CCCP и сохраняющих paботoспосoбность cо врeменeм. Пoлнoстью готов к paботe с мoмeнта покупки. Cветопpиемником пpибoра являетcя cеpниcто-кадмиевый фоторезистор ФПФ-7, установленный в светооптическом ограничителе. Прибор имеет гальванометр с фиксатором положения стрелки (арретиром), зеркальный видоискатель в центре калькулятора и гнездо с источником питания (элементом РЦ-53). Угол восприятия яркости по горизонтали около 20°, примерно соответствующий углу поля зрения объектива с фокусным расстоянием 135 мм для 35 мм пленки. Это позволяет более направленно и точно измерять среднюю яркость наиболее важных локальных участков съемочного объекта посредством видоискателя. Угол поля зрения видоискателя соответствует углу восприятия экспонометра-яркомера. В торцевой части корпуса расположен объектив, концентрирующий свет на фоторезисторе, и встроенное молочное стекло, устанавливаемое перед объективом светоприемника передвижением по направляющему пазу при замере освещенности. По сравнению с другими экспонометрами типа «Ленинград» у данного увеличена начальная светочувствительность почти в сто раз, вследствие чего расширен диапазон при измерении малых яркостей и освещенностей. Механический арретир позволяет «запоминать» степень отклонения стрелки и сохранять ее положение до следующего измерения. Арретир также предохраняет подвижную систему гальванометра от повреждений при случайных встрясках и ударах. Ток гальванометра относительно мал и соизмерим с током саморазряда РЦ-53. Емкость элемента хорошо сохраняется, поскольку работает только в момент замера. Расположение зеркального видоискателя в центре калькулятора позволяет концентрировать внимание фотографа на шкалах и положении стрелки гальванометра.

Рельсовые цепи (РЦ) являются основным элементом железнодорожной автоматики и телемеханики, применяемым во всех современных автоматических и телемеханических системах регулирования движения поездов. Они в значительной степени определяют надежность работы систем регулирования движения и безопасность движения поездов.

Электрическими рельсовыми цепями оборудуются перегоны при автоматической блокировке и предстанционные участки при полуавтоблокировке. На станциях с электрической централизацией электрическими рельсовыми цепями оборудуются все стрелочные и бесстрелочные участки в централизованной зоне, расположенной на главных и приемо-отправочных путях.

С помощью электрических рельсовых цепей выполняются основные требования ПТЭ по обеспечению безопасности движения поездов:

  • исключается возможность открытия светофора на занятый блок-участок или путь станции;
  • исключается перевод стрелок под подвижным составом;
  • исключается разделка маршрута или отдельной его части до момента фактического освобождения его всем составом.

Кроме того с помощью рельсовых цепей обеспечивается:

  • автоматическая смена разрешающего огня светофора на запрещающий, если в пределах контролируемого маршрута (блок-участка) появляется подвижной состав или происходит повреждение рельсовой цепи;
  • работа автоматической локомотивной сигнализации;
  • передача информации о свободности или занятости станционных путей и участков приближения на табло аппаратов управления.

Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой есть источник питания и приемник тока (путевое реле), а проводниками электрического тока являются рельсовые нити железнодорожного пути. Электрическая схема простейшей рельсовой цепи состоит из питающего конца , рельсовой линии и релейного конца .

По способу действия рельсовые цепи бывают нормально-замкнутые и нормально-разомкнутые .

В нормально-замкнутой рельсовой цепи при свободном участке ток от источника питания (ИП) через ограничительный резистор (Р) протекает по рельсовой линии к путевому реле (ПР) - этот ток называется сигнальным . Путевое реле находится в состоянии "включено", чем фиксируется свободность участка (отсутствие на участке подвижных единиц) и целостность рельсовых нитей.
При вступлении на участок колесной пары подвижной единицы наступает, при котором часть сигнального тока протекает через колесную пару, а часть - через обмотку реле. Так как электрическое сопротивление колесной пары намного меньше сопротивления обмотки реле, ток, проходящий через КП будет намного больше, чем ток, проходящий через обмотку ПР, поэтому реле будет находиться в состоянии "выключено", чем фиксируется занятость участка подвижным составом. При обрыве рельсовой нити ток через обмотку реле также протекать не будет, что приводит к перекрытию сигнала и появлению индикации "ложной занятости " на аппаратах управления.

Нормально-замкнутые рельсовые цепи применяются на перегонах - в системах автоблокировки, автоматической переездной сигнализации и системах контроля подвижного состава на ходу поезда, и на станциях - в системах электрической централизации стрелок и светофоров.

В нормально-разомкнутой рельсовой цепи при свободном участке источник тока - путевой трансформатор (ПТ) работает в режиме холостого хода, т.к. рельсовая цепь разомкнута и путевое реле находится в состоянии "выключено", чем фиксируется свободное состояние участка. При вступлении на участок колесной пары подвижной единицы колесная пара замыкает цепь, ПТ получает нагрузку, и по цепи протекает ток, достаточный для включения путевого реле. Путевое реле находится в состоянии "включено", чем фиксируется занятое состояние участка.

Недостатком нормально-разомкнутых рельсовых цепей является невозможность непрерывного контроля целостности рельсовых нитей.
Нормально-разомкнутые рельсовые цепи применяются на сортировочных горках в системах горочной автоматической централизации. Для защиты от перевода стрелок под отцепом горочные рельсовые цепи дополняются различными датчиками (датчиками прохода колес, ФЭУ, РТД-С, ИПД), которые обеспечивают дополнительную фиксацию вступления отцепа на контролируемый участок.

В зависимости от рода сигнального тока различают рельсовые цепи постоянного и переменного тока. У последних в качестве сигнального может использоваться переменный ток на частотах 25; 50; 75 Гц, а также в диапазонах тональных частот (420-780 Гц, 4545-5555 Гц).

В зависимости от вида сигналов , поступающих в рельсовую линию, различают рельсовые цепи с непрерывным питанием , импульсные и кодовые . У импульсных рельсовых цепей сигнальный ток подается в рельсовую линию в виде равномерных импульсов, у кодовых - в виде кодовых комбинаций.

Элементы рельсовых цепей

Рельсовая линия имеет две рельсовые нити , которые состоят из отдельных рельсовых звеньев (7) , соединенных между собой токопроводящими стыковыми соединителями (8) для уменьшения электрического сопротивления рельсовых нитей в местах стыков. В зависимости от рода тяги на участке и выбранного способа крепления к рельсу стыковые соединители бывают трех типов. На участках с автономной тягой применяют или соединители. На электрифицированных участках используют соединители.

Рельсовые нити располагаются на деревянных или железобетонных шпалах (9) . Рельсовые линии смежных рельсовых цепей разделяют с помощью изолирующих стыков (6) с или. Изолирующие стыки должны обеспечивать надежную электрическую изоляцию и механическую прочность верхнего строения пути. Поэтому их изготавливают из изолирующих материалов, обладающих значительной механической прочностью и сохраняющих достаточную работоспособность в условиях увлажнения. Клееболтовой изолирующий стык, изготавливаемый в заводских условиях, обладает высокой механической прочностью, так как он составляет единое целое вместе с рельсом.

На электрифицированных участках у изолирующих стыков в рельсовой линии устанавливают (ДТ) , которые обеспечивают пропуск обратного тягового тока по рельсовым нитям в обход изолирующих стыков. Дроссель-трансформатор имеет две обмотки: основную и дополнительную . Основная обмотка имеет три вывода - два крайних подключают к рельсам одной рельсовой цепи, а средний соединяют со средним выводом дроссель-трансформатора, соединенного с рельсами смежной рельсовой цепи. К выводам дополнительной обмотки подключают приборы рельсовой цепи.

На питающем конце рельсовой цепи располагаются приборы, посылающие в рельсовую цепь сигнальный ток: путевой трансформатор , батарея с буферным зарядным устройством , путевой трансмиттер , ограничительный резистор ).

На релейном конце сигнальный ток из рельсовой линии принимает путевое реле постоянного или переменного тока, которое фиксирует состояние рельсовой цепи (занятое или свободное от подвижного состава) и передает эту информацию для работы различных систем регулирования движения поездов.

Режимы работы рельсовых цепей

Рельсовая цепь является электрической цепью с неидеальной изоляцией. Это приводит к тому, что рабочий ток путевой батареи, протекая по рельсовым нитям, замыкается в виде тока утечки через балласт, и до путевого реле доходит только часть рабочего тока. Учитывая, что сопротивление изоляции балласта не остается постоянным и в зависимости от климатических условий изменяется в пределах от 1 до 100 Ом*км, то изменяется рабочий ток и напряжение на путевом реле.

В сырую погоду сопротивление изоляции понижается, утечка тока увеличивается, рабочий ток в путевом реле уменьшается и реле может отпускать якорь и переключать светофор на красный огонь при свободном состоянии рельсовой цепи ("Ложная занятость ").

В сухую погоду утечка тока уменьшается, рабочий ток в реле увеличивается и реле работает с перегрузкой, что может создать опасность сохранения разрешающего огня на светофоре при вступлении скатов поезда на рельсовую цепь ("Ложная свободность ").

С учетом неблагоприятных условий расчет и регулировка рельсовых цепей производится при следующих режимах их работы: нормальном , шунтовом , контрольном .

Нормальный (регулировочный) режим характеризуется свободным от подвижного состава состоянием рельсовой цепи. В этом режиме через путевое реле протекает ток, при котором якорь реле надежно удерживается в притянутом положении или надежно притягивается (при импульсном питании) при самых неблагоприятных для данного режима условиях работы.

Неблагоприятными условиями для работы РЦ в нормальном режиме являются те, которые приводят к снижению тока в путевом реле до величины тока отпускания или непритяжения якоря реле. К снижению рабочего тока в путевом реле приводят: увеличение сопротивления РЦ при нарушении целостности стыковых соединителей; увеличение тока утечки через балласт из-за уменьшения сопротивления балласта (вследствие загрязнения балласта и неблагоприятных метеорологических условий); снижение напряжения источника питания.

Шунтовой режим наступает с момента вступления на рельсовую цепь скатов колесных пар подвижного состава. Происходит электрическое соединение (шунтирование ) рельсовых нитей колесными парами, имеющими незначительное сопротивление по сравнению с сопротивлением обмотки путевого реле. При этом напряжение на реле должно снижаться до значения напряжения отпускания якоря, который должен быть надежно отпущен при самых неблагоприятных условиях шунтового режима.

Неблагоприятными условиями для работы РЦ в шунтовом режиме являются те, которые приводят к увеличению тока в путевом реле, а именно: повышенное напряжение источника питания, наименьшее сопротивление рельсов, наибольшее сопротивление балласта.
Основной характеристикой работы рельсовой цепи в шунтовом режиме является шунтовая чувствительность - наибольшее сопротивление шунта, при замыкании которым рельсовой линии происходит снижение тока (напряжения) в путевом реле до величины тока (напряжения) отпускания якоря реле. Эта величина всегда переменная и зависит от числа колесных пар, находящихся на РЦ и величины переходного сопротивления между бандажом колеса и головкой рельса. По действующим техническим условиям шунтовая чувствительность не должна быть менее 0,06 Ом. Эта наименьшая величина шунтовой чувствительности проверяется наложением на рельсы испытательного нормативного шунта сопротивлением 0,06 Ом . При наложении этого шунта в любой точке рельсовой линии путевое реле должно отпустить якорь.

Контрольный режим наступает при нарушении целости рельсовой цепи (излом или изъятие рельса, нарушение стыка). В этом случае прекращается нормальное прохождение тока по рельсовой линии и путевое реле должно отпустить свой якорь при самых неблагоприятных условиях работы в контрольном режиме.

При лопнувшем рельсе через путевое реле может продолжать протекать ток по обходному пути через балласт. Этот ток может оказаться достаточным для удержания якоря путевого реле и контроля лопнувшего рельса не получится. Таким образом, наихудшими условиями контрольного режима будут: повышенное напряжение источника питания, наименьшее сопротивление рельсов и критическое сопротивление балласта (сопротивление балласта при определенном расстоянии от конца РЦ до места повреждения, когда цепь сохраняется благодаря утечке тока через балласт).

Неисправности в работе рельсовых цепей

Бесперебойная работа систем регулирования движения в значительной степени зависит от надежного действия электрических рельсовых цепей. Отказы в работе РЦ приводят к значительным сбоям в движении поездов, усложняют работу службы движения, способствуют возникновению аварийных ситуаций.

Наиболее распространенными отказами в работе РЦ являются повреждения типов "ложная занятость " и "ложная свободность ".

"Ложная занятость " появляется в случае, когда при отсутствии на РЦ подвижного состава путевое реле не притягивает свой якорь, сигнализируя тем самым о занятости контролируемого участка. Как следствие такой неисправности стрелки не переводятся, светофоры по маршрутам не открываются, на перегонах закрывается автоблокировка, т.е. происходят сбои в движении поездов, влияющие на пропускную способность железнодорожных линий.

Одной из главных причин такого отказа в работе РЦ является ухудшение состояния верхнего строения пути , в результате чего нарушается нормальная работа изолирующих стыков, рельсовых стыковых соединителей, которые часто выходят из строя. Засорение балласта сыпучими грузами, особенно солями и минеральными удобрениями, приводит к резкому снижению сопротивления балласта и увеличению токов утечки через балласт, а также к разрушению элементов верхнего строения пути (рельсов, болтов, подкладок, шпал).

Ложная занятость РЦ может возникнуть по причине:

  • отсутствия рельсового соединителя или плохого контакта в нем;
  • замыкания рельсов посторонним металлическим предметом;
  • пробоя изоляции в изолирующих стыках;
  • загрязненности и плохой подрезке балласта;
  • ненадежном или пониженном электропитании;
  • обрыве кабельных и дроссельных перемычек.

"Ложная свободность " появляется, когда при занятой подвижным составом РЦ путевое реле не отпускает свой якорь. В этом случае резко нарушается безопасность движения поездов, что приводит к возникновению аварийных ситуаций, приводящих к крушению поездов, к появлению возможности перевода стрелки под составом, открытию светофора на занятый путь или блок-участок.

Причинами ложной свободности являются необеспечение шунтовой чувствительности РЦ, либо срабатывание путевого реле от другого (постороннего) источника питания (источника питания смежной РЦ при замыкании изолирующих стыков и нарушении чередования полярностей, помехи тягового тока на участках с электротягой, воздействия электрического оборудования подвижного состава и др.).

Необеспечение шунтовой чувствительности РЦ происходит из-за резкого увеличения переходного сопротивления между рельсами и колесными парами (сопротивления поездного шунта ). Причинами увеличения сопротивления поездного шунта являются ржавчина, напрессованный снег, лед и грязь на головке рельсов, наличие битума и песка на колесах подвижного состава, что увеличивает переходное сопротивление между бандажом колеса и головкой рельса. Одиночный локомотив и автодрезина также плохо шунтируют РЦ, так как сопротивление скатов колес двух или трех тележек слишком велико и напряжение на путевом реле снижается, но не до величины напряжения отпускания якоря реле, и якорь путевого реле остается притянутым, фиксируя ложную свободность пути.

Во избежание потери шунтовой чувствительности нельзя допускать загрязнения головок рельсов песком, снегом, шлаком и другими материалами; работы, связанные с загрязнением головок рельсов, необходимо выполнять с согласия дежурного по станции после соответствующей записи руководителя работ в Журнале осмотра; необходимо периодически обкатывать малодеятельные участки РЦ с тем, чтобы не допускать образования ржавчины на головке рельсов; не оставлять одиночные локомотивы и дрезины на загрязненных рельсах; дополнительно проверять при снегопадах свободность малодеятельных путей перед приемом поезда, внимательно следить по табло за шунтированием РЦ подвижным составом; если путь приема или стрелочный участок занят подвижным составом более суток, сообщить об этом электромеханику.

Для повышения надежности работы РЦ в них применяют импульсное , либо кодовое питание , при котором катушка путевого реле периодически обесточивается и якорь реле отпускается. При очередном импульсе при наличии шунта (даже при повышенном переходном соспротивлении между рельсами и колесными парами) величины тока уже не хватит для притягивания якоря реле, и реле будет оставаться в выключенном состоянии.

В настоящее время широко внедряются тональные рельсовые цепи , отличающие высокой надежностью работы. Такие РЦ работают в случае низкого сопротивления балласта, без изолирующих стыков при любом виде тяги поездов. Аппаратура тональных рельсовых цепей (ТРЦ) обеспечивает формирование и прием амплитудно-модулированных сигналов с частотами модуляции 8 и 12 Гц и несущими частотами в диапазоне 420...780 Гц. Особенностью устройства ТРЦ является то, что в такой РЦ устанавливается один источник питания на две РЦ, а передающая и приемная аппаратура располагается на станциях, примыкающих к перегону.

Разветвленные рельсовые цепи

По месту применения РЦ подразделяются на неразветвленные и разветвленные .

Неразветвленные РЦ не имеют ответвлений и такими РЦ оборудуют неразветвленные участки: главные и приемо-отправочные пути, бесстрелочные участки в горловинах станций и блок-участки на перегонах. Примеры неразветвленных РЦ приводились выше.

Разветвленные РЦ устраивают на разветвленных участках пути, т.е. в стрелочных зонах станции. Они кроме изолирующих стыков по границам рельсовой цепи имеют дополнительные изолирующие стыки (4) на рамных рельсах, исключающие замыкание рельсовых нитей крестовиной стрелочного перевода. Для образования электрической цепи устанавливаются стрелочные рельсовые соединители: (3) - между рамными рельсами, остряками и переводными кривыми, (5) - между крайними рельсовыми нитями, (6) - на крестовине стрелочного перевода.

Основной задачей изоляции разветвленных рельсовых цепей является обеспечение контроля наличия подвижных единиц на ответвленных рельсовых нитях. Для осуществления такого контроля наиболее распространен параллельный способ изоляции, при котором сигнальный ток протекает только по рельсовым нитям одного пути А , где включено путевое реле СП, а рельсовые нити ответвления Б находятся лишь под напряжением.

При свободном стрелочном участке сигнальный ток протекает по цепи: плюс батареи ПБ - рельсовая нить (1) и связанный с ней через соединитель (3) нижний остряк - рельсовый соединитель (6) - рельсовая нить (9) - обмотка реле СП - рельсовая нить (10) - рельсовый соединитель (5) - рельсовая нить (2) - минус батареи ПБ . Реле СП , находясь в возбужденном состоянии, контролирует свободность стрелочного участка и исправность стрелочного соединителя. В случае обрыва рельсового соединителя реле СП отпускает якорь и дает контроль неисправности рельсовой цепи. При занятии участка поездом происходит шунтирование рельсовых нитей 1-2 , 7-8 , или 9-10 малым сопротивлением скатов колесных пар. Реле СП , лишаясь питания, отпускает якорь и контролирует занятость участка.

Двухниточный план станции

Все имеющиеся на станции разветвленные и неразветвленные рельсовые представлены на двухниточном плане станции .

На основании схематического однониточного плана станции составляется схема полной изоляции путей и стрелок , где изображается каждый рельс станционных путей с расстановкой изолирующих стыков для образования разветвленных и неразветвленных рельсовых цепей.

На эту схему переносятся все изолирующие стыки с однониточного плана станции. Затем показываются дополнительные изолирующие стыки для изоляции крестовин стрелочных переводов.

На двухниточном плане станции также изображаются стрелочные переводы, показываются места установки стрелочных электроприводов, путевых дроссель-трансформаторов, трансформаторных ящиков с обозначением конца рельсовой цепи (питающий или релейный), поездных и маневровых светофоров с указанием цвета сигнальных огней, места расположения маневровых колонок, приводится обозначение стрелочных и путевых секций.

Стрелочные секции обозначаются по номерам крайних стрелок, входящих в этот изолированный участок. Путевые бесстрелочные секции обозначаются по номерам соседних стрелок. Участки пути за входными светофорами обозначаются, как правило, по литерным знакам входных светофоров, за которыми они расположены. Расчет ординат стрелок и светофоров производится от оси поста электрической централизации.

Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение электрических рельсовых цепей?
  2. Назовите виды электрических рельсовых цепей и особенности их применения.
  3. В чем недостаток нормально-разомкнутой рельсовой цепи?
  4. Какие элементы входят в состав электрических рельсовых цепей и какую функцию они выполняют?
  5. В каких режимах работают нормально-замкнутые электрические рельсовые цепи?
  6. Назовите основные неисправности в работе электрических рельсовых цепей.
  7. Что представляют собой разветвленные рельсовые цепи?
  8. Что изображается на двухниточном плане станции?

Карелин Денис Игоревич @ Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И.Бондаренко - 2016

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, про­водниками которой служат рельсовые нити пути. Рель­совые цепи являются основным элементом автоблокиров­ки, автоматической локомотивной сигнализации, электри­ческой централизации стрелок и сигналов, диспетчерского контроля движения поездов, автоматической переездной сигнализации и других систем.

1я РЦ была разработана в 1872 г. в США Робинсоном. Сейчас работает ок. 90 видов РЦ. Они играют важнейшую роль в СЖАТ, связанную с организаций движения поездов. РЦ являются наиболее повреждаемыми элементами. На них приходится ок. 50% отказов.

РЦ выполняют функции:

1. Непрерывный контроль свободности или занятости станционных путей, стрелок, участков на станции и блок-участков на перегоне.

2. Контроль целостности рельсовых нитей.

3. Непрерывная связь между светофорами.

4. РЦ являются каналом связи для передачи показаний напольных сигналов на локомотив.

Недостатки РЦ: зависимость надежности работы от состояния верхнего строения пути; зависимость от климатических условий.

Классификация РЦ:

По электрической схеме включения: нормально замкнутые и нормально разомкнутые.

По роду реле: постоянного, переменного тока(при всех видах тяги с разделением частот на 25 или 75 Гц) и РЦ тональной частоты.

По режиму питания: импульсные, непрерывные, кодовые.

По типу путевого приемника: одноэлементные (реагируют только на уровень сигнала), двухэлементные(реагируют на уровень и фазу).

8. Параметры рц

Как электрическая цепь рельсовая линия характеризуется двумя основными электрическими параметрами, называемыми первичными :электрическим сопротивлением рельсовых нитей исопротивлением изоляции .

Электрическое сопротивление рельсовых нитей носит активно-индуктивный характер. Z р =Rо+jwL=Re j φ . его величина в значительной мере определяется типом соединителя, например стальные штепсельные соединителиZ р =1e j 56 , стальные приварныеZ р =0,8e j 56 Ом/км, медныхZ р =0,8e j 65 ,

Сопротивление изоляции (или проводимость) (Ом*км или соответственно 1/Ом*км) зависит от типа балласта, его загрязненности, погодных условий, и может меняться в широких пределах. При расчетах принимают нормативные величины сопротивления изоляции для магистральных линий Z И =1 Ом*км, для сети промышленного транспортаZ И =0,5 Ом*км, для сортировочных горокZ И =0,37 Ом*км. Для отдельных материалов: щебень -Z И =0,5 Ом*км, гравий -Z И =0,66 Ом*км, песок -Z И =1 Ом*км.

Вторичные параметры : волновое сопротивлениеZв=корень2й(Zp*Zи), километрический коэф. затухания γ=корень2й (Zp/Zи).

9. Элементы рц

Рельсовой цепью называется электрическая цепь особого вида, проводниками тока в которой используются рельсовые нити железнодорожного пути. Все известные рельсовые цепи содержат источник сигнального тока с ограничивающим сопротивлением, рельсовую линию и путевой приемник, которым у большинства типов рельсовых цепей является реле.

Рельсовая линия состоит из рельсовых звеньев, соединенных металлическими накладками с болтовым креплением. Для уменьшения величины переходного сопротивления рельсовых накладок и его стабилизации звенья соединяются между собой стыковыми соединителями. Соединители изготавливаются в виде стальных штепсельных, стальных и медных приварных. Стальные штепсельные соединители состоят из двух оцинкованных проволок диаметром 5 мм, приваренных к штепселям, которые запрессовываются в отверстие рельсов. Стальные приварные соединители выполнены из стального троса диаметром 6 мм, концы которого в манжетах привариваются к контрам рельсовых звеньев. Медные приварные соединители из медного троса сечением 70 мм 2 запрессованы в стальные наконечники, посредством которых они привариваются к рельсам. Стальные штепсельные соединители используются в рельсовых цепях постоянного тока, стальные приварные соединители - в рельсовых цепях переменного тока, медные-на участках с электрической тягой.

Рельсовые линии смежных рельсовых цепей разделяются изолированными стыками. Изоляцией между рельсовыми нитями одной рельсовой цепи является сопротивление балласта земляного полотна и шпал.

В большинстве рельсовых цепей источник и приемник тока подключают на разных концах рельсовой линии, которые называют соответственно питающим и релейным концами рельсовой цепи. Аппаратура питающего и релейного концов может располагаться в трансформаторных или релейных ящиках, релейных шкафах. На станциях часть аппаратуры размещается на постах электрической централизации и соединяется с рельсовой линией кабелем, который разделывается в трансформаторных ящиках или кабельных стойках.