Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Для всех и обо всем. Сколько стоят виниловые пластинки? Добавить свою цену в базу Комментарий

Для всех и обо всем. Сколько стоят виниловые пластинки? Добавить свою цену в базу Комментарий

Виниловые пластинки. Возвращение. Поколение 70-80-х прекрасно помнит ажиотаж, неизменно возникающий в любом месте, где появлялись яркие «пласты» с записями известных исполнителей. Купить виниловые пластинки звезд советской эстрады реально было в магазине грамзаписи «Мелодия» и в « Культтоварах». Записями популярных зарубежных исполнителей торговали нелегально, привозя
их из - за границы. Это было довольно опасно, т.к. в уголовном кодексе имелась соответствующая статья. Любители музыки платили за «пласты» огромные по тем временам деньги. Самым «крутым» в молодежной среде считался тот, у кого коллекция грампластинок была богаче.Появлением этого аудио-чуда мы обязаны великому американскому изобретателю Томасу Алве Эдисону. В 1877 г., в результате своих опытов, гениальный американец обнаружил возможность сохранения и воспроизведения звука при использовании и соответствующей обработке некоторых материалов. Так появился первый фонограф. Наилучшим материалом в этом плане оказался винил, а венцом творенья изобретателей - виниловая пластинка. Далее изобретается и легендарное приспособление для ее прослушивания - проигрыватель виниловых пластинок - граммофон. Звуковоспроизводящие устройства с течением времени претерпевали метаморфозы - от патефонов и радиол до мощных стереосистем. С течением времени виниловые пластинки были вытеснены аудио-кассетами и CD дисками. Но, как говорится, то, что действительно хорошее - почему-то становится вечным. В последнее время винил возвращается, усовершенствованный научно-техническим прогрессом, но такой же теплый и живой. Наблюдая за работой высококлассного ди-джея на дискотеке, мы смеем думать, что работает он на «цифре», и виртуозное перебрасывание виниловых дисков - это чистой воды «понты». А ведь это не всегда так. Если ди-джей действительно профессионал высокого класса, то работает он именно с винилом, сам получая удовольствие и даря его окружающим. Дело в том, что виниловые пластинки, не смотря на некоторые недостатки (быстрая изнашиваемость, малое количество треков на 1-й стороне и т.д.) имеет одну волшебную особенность, которую не могут объяснить ученые. Звук, воспроизводимый пластинкой, удивительно теплый и настолько живой, что его хочется потрогать. Ни одна, даже самая дорогая лицензионная «цифра», не в состоянии подарить слушателю столь изумительную палитру звуков.Скептики считают, что «винил» покупают исключительно люди пожилого возраста, чтобы предаться ностальгии у камина, а также снобы или утонченные эстеты. Это утверждение верно, но только отчасти. Основная масса покупателей виниловых пластинок - «продвинутая» в музыкальном отношении молодежь.Человечеству, скорее всего, до смерти надоели заменители и суррогаты, поэтому спрос на виниловые пластинки возрос до такой степени, что открылись специализированные интернет - магазины, торгующие этим чудом. Если у вас сохранился дома проигрыватель пластинок - можете слушать любимых исполнителей на нем. А можете купить проигрыватель виниловых пластинок в тех же магазинах (гораздо более современную и качественную звуковоспроизводящую аппаратуру, чем была в 70-80 годы).



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Виниловые пластинки, некоторые даже не вспомнят что это такое, для кого-то они остались пережитком прошлых лет. Однако стоит учесть, что многие музыкальные группы продолжают выпускать издаваемые альбомы не только на дисках и в интернете, но и на виниле, объясняя это тем, что такая запись обладает своим собственным, неповторимым шармом.

Узнать актуальные цены на редкие виниловые пластинки и ознакомиться с настоящими RARE VINYL LP можно на уважаемом сайте Виниловые-пластинки.рф - там представлены редкие и коллекционные издания виниловых пластинок выпущенных в Англии, США, Германии и других странах, в частности 1960х-70х-80х годах.

Первые пластинки появились еще в конце XIX века и изготавливались из шеллака. В следствие развития технологий материалы для изготовления пластинок сменяли друг друга. И только в середине XX годов для их производства стали использовать полихлорвинил. Такие пластинки из ПВХ и стали называться виниловыми.

Основные положения, влияющие на стоимость

Сейчас стоимость виниловых пластинок очень разнится в виду множества факторов. Сумма, за которую можно продать или выкупить пластику зависит от следующих факторов:

  • Год производства . Пластинки делятся по годам производства, так, есть современные и старые винилы.
  • Страны производителя . Разные страны – разное качество, у кого-то оно лучше, у кого-то хуже.
  • Редкость . Раритетные пластинки могут достигать колоссальной стоимости.
  • Общее состояние . Даже самая редкая пластинка в плохом состоянии не будет стоить и гроша.
  • Скорость воспроизведения . Считается, что чем больше оборотов пластинка делает в минуту — тем качественнее звук воспроизведения.

Последний пункт особенно важен, его делят на несколько видов, на упаковке после проверки ставят 2 буквы, по которым отслеживают состояние пластинок:

  • NM – абсолютно новая пластинка. Может быть упакована в заводской полиэтилен.
  • EX – прекрасное состояние. Но несколько раз пользовалась.
  • VG – несмотря на хорошее состояние, при проигрывании потрескивает коробка. У такой пластинки винил может быть немного подпорчен, но вся ценная информация должна быть сохранена.
  • G – играет, но с треском. Иногда игла перескакивает на царапинах. Конверт сохранен, но приведен в плачевное состояние.
  • F – пластинка уже ни на что не годна, такую можно разве что на стену повесить для красоты.

Отслеживание состояние обычно производится для старых пластинок.

Стоимость старых виниловых пластинок

Процесс, при котором изготовлялась пластинка, сильно влияет на ее конечную стоимость в наше время.

Прежде всего на магнитную ленту записывали музыку. Потом с ленты ее переносили на восковой слепок при помощи иглы, которая оставляла бороздки на мягком материале. Затем, пройдя множество процедур, появлялась материнская плата, по которой в дальнейшем изготавливались пластинки. И тут начинается разделение. Дело в том, что зачастую изготавливалась только одна плата, имеющая дорожки оригинального звука. Однако, заводов было множество и остальные делали свои пластинки используя копии оригинальных записей, что портило звук.

При переиздании винилов так же использовались магнитные ленты, причем старых выпусков, что снова снижало качество звука.

Из этого всего можно сделать небольшой вывод. Самой лучшей пластинкой будет считаться та, которая была записана в первой партии с оригинальной материнской платы и отмеченная буквами NM. Именно такая будет стоить немереных денег. А самая плохая не будет стоить и гроша. Так, например, сейчас можно найти пластинки Высоцкого за 800 рублей , однако редкие экземпляры могут достигать стоимости в 120 тысяч .

Но это не самая большая цена, наиболее дорогой пластинкой является запись группы The Beatles. Одна из первых записанных ими пластинок, обошедшаяся тогда в 17 шиллингов и 6 пенсов, была продана с аукциона за 200 тысяч долларов . У нас таких раритетов не наблюдается и пластинку можно приобрести начиная от 500 рублей (мелодия) до 6000 руб/шт .

Отличие старого и нового винила

История винила делится на 2 этапа, между которыми пропасть в 10 лет. Дело в том, что начиная с середины 70-х популярность винила пошла на спад, в результате чего начали закрываться заводы по его производству. К началу 90-х в мире практически не осталось производителей винила. Однако спустя одно десятилетие винил снова вернулся на полки магазинов, радуя коллекционеров и просто любителей музыки. Новодел, несмотря на схожий внешний вид, все равно отличается от старого винила, появились как преимущества, так и минусы.

Преимущества новодела:

  • Старый винил славился своей прочностью по сравнению с шеллаком, однако, современный все равно переплюнул предшественника.
  • Несмотря на возвращение, винил уже не сыщет славы, как это было в былые годы, поэтому тиражи таких пластинок маленькие. В этом и заключается плюс, так как запись на них производится с одной материнской платы, а значит звук будет качественным на всех пластинках серии.
  • Качество винила улучшилось благодаря использованию высококачественного сырья. Раньше пластинки делались из переработанных пластиковых отходов.

Минус у новых пластинок только один — неизвестное происхождение мастер-ленты.

Новодел. В основном продается в магазинах дисков и бытовой техники, их стоимость может варьироваться от 600 до 11 000 рублей за штуку .

На чем проигрывать

Главное в виниле, все таки, звук. Мягкий и ламповый по сравнению с цифрой, все дело в том, что запись на пластинке – аналоговая. Современные способы хранения музыки могут хранить только отпечатки аналоговых записей, что ограничивает и убирает жизнь из звука.

Для качественного извлечения музыки из черных кругов ПВХ нужен проигрыватель. Если вы хотите купить качественный проигрыватель, то приготовьте сумму от 15 до 30 тысяч рублей .

Составляющие качественного винилового проигрывателя:

  • Масса более 10 кг . Как ни странно, именно большая масса играет роль, ведь в массивных конструкциях стоят более надёжные, сильные и долговечные двигатели.
  • Регулировки тонарма . Точные настройки помогут подстроиться и ощутить полноту звука каждой проигрываемой пластинки.
  • Литой диск . Диск, на котором будет лежать проигрываемая пластинка, должен быть цельным и литым, чтобы избежать повреждений обратной стороны пластинки.
  • Бренд с мировым именем . Чаще всего, мировое имя – знак качества, особенно это выражается при многолетнем опыте.

Винил очень интересная вещь, с какой стороны на него не взгляни. Однако все же куда приятнее не смотреть, а слушать восхитительную, живую музыку, которую может передать только пластинка.

Изобретение винила было не менее сложным, чем изобретение электрических лампочек, пришедших на смену газовым и масляным фонарям. Не все с восторгом воспринимали это изобретение, даже на заре его появления. Но особенностью виниловых дисков является то, что они развивались параллельно с аппаратами, проигрывающими их.


История появления

История звукозаписи начинается ещё с 16 века, когда первые попытки записи звука совершались с помощью механических инструментов – музыкальных игрушек и аппаратов. В это время данные изобретения попадают и в Россию. Но пик популярности музыкальных игрушек пришёлся на конец 19 – начало 20 века.


Первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

В 1888 году немецким изобретателем Э. Берлинерем был создан граммофон – настоящее «чудо века»! Вместе с граммофоном начинается эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата.


Появление понятия «виниловая пластинка»

Понятие «виниловая пластинка» появилось только после Второй мировой войны. В это время производитель пластинок «Колумбия» создал новые «долгие» пластинки, которые делались из винилита. Именно благодаря этой технологии стало возможным записывать на пластинку целые альбомы.

В 1934 году виниловая пластинка подарила популярность комментатору Мартину Блоку, который в перерывах между новостями вставлял музыку с пластинок. За эту новую идею его коллега Уолтер Винчелл дал ему название «диск-жокей». Создавалось впечатление, что радиовещание ведётся из танцзала. После этого программа стала пользоваться огромной популярностью.

Сегодня же виниловые пластинки являются раритетом. Однако в последнее десятилетие винил стал частью молодёжной субкультуры. Жаль, что используют его лишь для декора, а не для прослушивания музыки.

Виниловая пластинка

Грампластинка (винил или просто пластинка ) - аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск , изготовленный из синтетических материалов (первоначально из шеллака), на поверхности или поверхностях которого отштампована непрерывная, извилистая канавка или дорожка, представляющей собой отражение звуковых волн . Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», но поскольку граммофоны давно уже никто не использует, то эти сокращённые термины стали существовать независимо друг от друга. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка была важнейшим аудионосителем, часто недорогим и доступным. Главным преимуществом грампластинки было удобство массового тиражирования путём горячей штамповки ; кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки всегда останутся подверженность температурным изменениям и влажности, а так же способность пластинок при постоянном использовании терять свои аудиохарактеристики.

Принцип действия

История грампластинки

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесенных точек. Игла скреплена с мембраной , которая при каждом попадании иглы в канавку издает звук. Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, называемого им «фоноавтограф» в 1860 году. Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноафтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.

Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

В 1877 французский учёный Ш. Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и её последующего воспроизведения.В этом же году,а именно - в середине 1877 года молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной, игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив вместо хромовой , пластинку из цинка . Эмиль Берлинер заменил валики дисками - металлическими матрицами , с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж - не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, а соответственно на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат - рекордер , а для воспроизведения звука другой - граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года. Вместо глубинной записи Эдисона, Белингер применил поперечную, то есть игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями. В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита , при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми из поливинилхлорида или «винила».

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Особенности

Самые первые пластинки имели диаметром 6,89 дюймов , для простоты изложения названными 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7", где " - это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции, грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы "Одеон". В этом же году появились первые 11,89" или 12 дюймовые (12") грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм, на которых помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. "Жизнь" подобных пластинок была кратковременна - звукосниматель весил более 100 граммов , а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

Как различить

Шеллачные (граммофонные ) пластинки нельзя проигрывать на электрофонах, за исключением тех, которые снабжены поворотной иглой с маркировкой «78» на одной из сторон. Иначе игла сразу придёт в негодность.

Виниловые (долгоиграющие и стерео ) и гибкие пластинки предназначены только для электрофонов. Проигрывание такой пластинки на граммофоне сразу и навсегда уничтожит запись.

Поэтому важно отличать типы пластинок. Граммофонные являются более толстыми, тяжёлыми, и хрупкими (как стекло). Виниловые (или гибкие) пластинки производства СССР маркируются знаком перевернутого треугольника (моно) или пересекающихся окружностей (стерео). Далее по тексту, рассматриваются исключительно виниловые и гибкие записи.

Записи «на костях»

Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка , чаще просто пластинка ) - аналоговый носитель звуковой информации - диск , на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешевой аппаратуре.

Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны , патефоны , в дальнейшем - электропроигрыватели и электрофоны .

Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки , кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон , чем более современные форматы хранения звукозаписей .

Типы пластинок

Жёсткие пластинки

Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными » (по материалу изготовления), или «патефонными » (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки - толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах , необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости.

Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака - по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.

Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах , и на скорость вращения 33⅓ об/мин или (реже) 45 об/мин.

Гибкие пластинки

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM , на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных.

Гибкие пластинки, на которых записывалась эстрадная музыка, были широко распространены в СССР. Они отличались небольшим размером и обычно вмещали всего 4 песни - по 2 на каждой стороне.

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках ("музыка на ребрах").

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

  • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
  • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь ».

Сувенирные и декоративные пластинки

Привычный цвет грампластинок - чёрный , но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.

Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»

Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.

В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой - на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.

Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. На территории СССР такие пластинки не встречались, как, впрочем, и музыкальные автоматы

Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.

Квадрофонические пластинки

На квадрофонических пластинках записана информация на четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon » 1973 года), а их тиражи ограничены - это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто.

Изготовление

Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки . На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии - на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

Материал для изготовления современной грампластинки - это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

История

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку , в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф ». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно - в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Первая революция

Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» - знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне.

Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10"), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую.

Три основных типоразмера пластинок - 12″, 10″ и 7″ - традиционно называются «гигант », «гранд » и «миньон », соответственно.

«Жизнь» первых пластинок была недолгой - звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

Вторая революция

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и в конце 1960-х годов их производство свернули окончательно (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году).

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см (англ. LP ) используются до сих пор:

  • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
  • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
  • любителями старины и коллекционерами.

На современных пластинках, предназначенных для диджеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива , не боится царапин и неосторожного обращения.

Рост производства грампластинок в начале XXI века

Развитие индустрии получило неожиданное продолжение в начале XXI века . По данным RIAA , продажи винила после снижения в 2005 году вновь показывают достаточно устойчивый рост .

Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: так, в 2007 г. рост продаж составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок ; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок, что на 17,7 % больше, чем в 2011 году .

В 2013 году продажи в США составили 6,1 миллиона пластинок. Кроме США, эффект был заметен в Великобритании и Австралии . Грампластинки по-прежнему составляют незначительную часть рынка музыкальных записей (2 % в США в 2013 году против 57 % для компакт-дисков).

В продажах грампластинок играет роль как ностальгия (в 2010 году лидером продаж был альбом Битлз Abbey Road), так и неясные другие факторы: первые два места в 2013 году заняли новые альбомы Random Access Memories (Дафт Панк) и Modern Vampires of the City (Vampire Weekend). Теории новой популярности грампластинок включают как желание слышать более «богатый» и «тёплый» звук, так и сознательное отрицание цифрового мира .

Кроме того, немаловажную роль в «виниловом ренессансе» играет городская легенда о том, что современные дешевые проигрыватели компакт-дисков плохо воспроизводят звук . На самом деле, 16-битное квантование , используемое в компакт-дисках, значительно превосходит качество грампластинок (эквивалентное примерно 11 битам для наиболее качественной штамповки ).

Грампластинка как элемент культуры

Бартманский и Вудвард объясняют продолжающуюся притягательность грампластинок нетехническими причинами:

  • изменчивость смысла, позволяющая разным группам слушателей вкладывать в пластинки свои ассоциации;
  • чувства преемственности, достоверности и «клёвости (англ.) русск. ». Так, поскольку большое количество значимых для аудиофилов альбомов было первоначально выпущено на грампластинках, прослушивание их в этом виде создаёт ощущение сопричастности;
  • неидеальность и не-массовость, вытекающая из процессов производства и хранения грампластинок. Хрупкость грампластинок становится их преимуществом, если интерпретируется как чисто человеческая слабость, в отличие от безличных цифровых записей, которые можно скопировать или удалить нажатием нескольких клавиш;
  • механические ограничения проигрывателей, поощряющие групповое и ритуалистическое прослушивание.

Рынок грампластинок

Можно выделить два основных рынка грампластинок: первичный и вторичный.

В начале XXI века на первичном рынке основными покупателями являются диджеи и аудиофилы , предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

Дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон . Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше, чем на обычном виниле.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.
Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используются несколько различных систем оценки виниловых пластинок.