Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что должен знать будущий программист. Что должен уметь программист, чтобы получить работу в сфере финансов

Что должен знать будущий программист. Что должен уметь программист, чтобы получить работу в сфере финансов

Как стать программистом? Что нужно выучить? Ответ вроде прост: пойти в университет и там тебя научат. Но если вы спросите любого программиста он скажет что то чему там обучают, хоть иногда даже и бывает интересно, но почти бесполезно и совсем мало имеет общего с реальной работой.

Программирование - это что-то вроде грамоты

Наша профессия - одна из сложнейших, но самое забавное, что само довольно просто. Его даже спокойно изучают в школе. Чтобы написать простенькую программу в Паскале, школьнику достаточно знать штук десять операторов (а их всего пятнадцать) и несколько функций ввода/вывода, математических и работы со строками.

Эти операторы - как буквы алфавита, а функции ввода/вывода Read () и Write () - как первые слова, «мама» и «папа», с которых ребенок начинает постигать мир.

Тем не менее так же, как есть обычные люди, умеющие читать и изредка что-то пишущие, и есть профессиональные писатели, мастерски владеющие пером, сегодня есть пользователи компьютеров и есть программисты. И программистом, на мой взгляд, быть намного сложнее, чем писателем. У нас всегда сжатые сроки, нам приходится учитывать требования капризных пользователей и преодолевать ограниченные возможности медленных компьютеров, нужно сделать интерфейс максимально простым и удобным, хорошо все задокументировать, чтобы пользователи не терялись, и постараться все выполнить без ошибок, а еще заранее продумать, как программа будет развиваться в будущем, и сделать так, чтобы легко можно было добавить новую функциональность и чтобы она была понятной и предсказуемой. При этом саму программу нужно написать в одинаковом стиле, да так, чтобы другие программисты потом смогли после тебя разобраться и продолжить работу.

У писателей все намно-о-о-го проще. У них даже, наоборот, приветствуется, когда у автора - свой стиль, а сюжет - запутанный и непредсказуемый.

С программистами можно сравнить разве что создателей сериалов, которые тоже, по сути, пишут программу, только для актеров. Сценаристы, как и мы, работают командно, у них тоже есть сроки, релизы, им также нужно продумывать в голове хитросплетения сюжета и даже закладывать возможность в будущем сюжет поменять, добавить новых героев или воскресить прежних.

Но есть одно существенное отличие: сценаристы уже не могут переписать сюжет снятой серии. В лучшем случае, если зритель что-то недопонял, они прояснят это в следующей серии.

Нам же, программистам, приходится постоянно возвращаться к старому коду и что-то в нем менять. Представьте себе толстый роман, который вы писали десять лет, и вам приходится снова и снова переписывать каждую главу, превращая его в триллер. А теперь представьте, что вы перешли на другой проект и теперь должны сделать то же самое с текстом, который вы никогда ранее не видели, причем писали его несколько авторов, у каждого из них свой стиль и к тому же все они уже покинули проект.

Поэтому научиться программировать - относительно легко, но чтобы этим профессионально заниматься, нужно проделать титаническую работу. Писатели начинают с маленьких новелл, постепенно постигая все стилистические приемы, обогащают свою речь, сами много читают. Точно так же и программистам приходится много программировать и оттачивать свое мастерство. И черт возьми, это очень сложно! И постоянно - годами, десятилетиями - приходится совершенствоваться. Это долгий марафон, полный как терний, так и радости. Ни денежная, ни какая-то другая мотивация не помогут тебе - только твой собственный интерес к делу.

Я встречал ребят, которые заучили программирование, даже какие-то книжки из этой области прочли и принялись искать работу, но при этом не написали ни одной своей программы. Вы можете себе представить писателя, который, едва освоив грамоту и не написав ни одного рассказа, уже хочет устроиться в редакцию? Он вообще даже не знает, понравится ли ему это занятие и сможет ли он достигнуть успеха, но уже подсчитывает зарплату! Тем не менее, многие такие горе-программисты все же находят себе работу. Выполняют они ее скверно, но всегда существует круг таких задач, где высокое качество не так уж и важно.

Постепенно у программистов сложилась своя профессиональная лексика. Сам процесс написания программы они называют кодированием (Coding), а людей, которые кое-как освоили только это, уничижительно именуют кодерами. Они могут что-то вам написать, чтобы заработало, но потом улучшить, усовершенствовать такую программу будет крайне сложно и неприятно, обычно ее легче переписать. Сами кодеры называют себя разработчиками (Developers), а с течением времени, поднабравшись опыта, многие начинают именовать себя инженерами ПО (Software Engineer).

Оk, если программирование - это «как грамота», то что тогда еще нужно знать и уметь, чтобы стать «писателем»?

Постепенно из множества дисциплин, технологий и навыков выкристаллизовались общие и повторяющиеся, которые на практике оказались наиболее полезными для программистов.К сожалению, это все тоже непостоянно. Например, еще тридцать лет назад большинству программистов требовались знания по электронике, обработке сигналов и машинным кодам команд процессора (ассемблер).

Сегодня уже довольно успешно можно справляться с работой без этих знаний, и я даже был в шоке, когда однажды познакомился с Senior-разработчиком, весьма смутно понимающим, как работает процессор. Но зато за эти тридцать лет появился интернет, а программы стали огромными по размерам и очень сложными. И прибавилось множество других навыков и знаний, без которых сегодня ну прямо никак: гибкие процессы разработки, объектно-ориентированная и функциональная парадигмы программирования, построение масштабируемых высоконагруженных и отказоустойчивых систем, а еще необходимо уметь читать старый код и работать с ним, использовать системы управления версиями. Не обойтись и без такого обязательного навыка, как умение искать в интернете, которого раньше просто не было.

Все это выходит за рамки самого программирования и, по-хорошему, нуждается в каком-то своем, отдельном термине. Лично я для большей ясности называю «программерией» - это как Программная инженерия , но более широкий термин, охватывающий важное для нас: процессы разработки; умение программировать свой мозг, чтобы, например, «входить в поток»; умение работать в команде или составлять резюме - в общем, всё, чем мы занимаемся.

Основы программерии

Мне очень повезло, потому что я почти сразу же, как только увлекся программированием, прочел потрясающую книгу - «Совершенный Код» . Она меня поразила тем, что это была не книга о каком-нибудь языке программирования или о технологии, как все то, что мне попадалось ранее, а книга о самом Программировании как таковом. Это, наверное, первая книга, которая попыталась заполнить пробелы, остающиеся после прочтения учебников по алгоритмам, технических руководств и документации.

И она сразу же начинается с метафор которые помогают точнее передать суть нашей работы. Вы уже узнали о Литературной метафоре, когда программирование сравнивается с писательством, но есть ещё популярная метафора сравнивающая программирование со строительством домов , или даже созданием самолётов.

Неслучайно она победила, в опросе «Если бы вы могли вернуться в прошлое, когда были еще начинающим девелопером, то какую книгу по программированию вы посоветовали бы себе прочитать?».

Затем появились другие хорошие книги о программерии:

И множество других достойных, но в целом они охватывают глубже определённые области.

По сути, вся эта алхимия программирования на самом деле состоит из таких вещей с которыми мы работаем постоянно и нужно понимать:

  • Основы компьютерной техники: основы Булевой алгебры, двоичная и шестнадцатирядная системы счисления.
  • Устройство компьютера: процессор, оперативная память, стек, жесткий диск, графическая карта, шина, периферия (т. е. клавиатура, мышь).
  • Ассемблер процессора и С - их тоже нужно знать хотя бы немного.
  • Собственно базовая грамота: синтаксис, как объявлять переменную, функцию, как писать условный оператор if, приоритет операторов, как организовать цикл, как получить ввод от пользователя и как ему вывести. Структурное программирование - как писать без goto, используя циклы и рекурсию. Это легкотня на самом деле, пятнадцать операторов выучиваются быстро. Почти все используемые сегодня языки программирования наследуются от С (C++, Java, C#, PHP, JavaScript), так что переучивать их не придется. Поэтому, кстати, не особо важно, с какого из этих языков вы начнете обучение.
  • Алгоритмизация: линейный поиск перебором, бинарный поиск, пузырьковая сортировка, быстрая сортировка и т. д. Оценка сложности алгоритмов.
  • Структуры данных: строки, очередь, стек, одно- и двусвязный список, массивы и т. д.
  • Декомпозиция, абстракция и проектирование программы: объектно-ориентированное программирование, SOLID, шаблоны проектирования, UML-диаграммы.
  • Основы функционального программирования: как писать без деструктивного присваивания и циклов, работа с коллекциями в функциональном стиле.
  • Знание платформы, библиотек, технологий: Java Core, работа с файлами, работа с Сетью, работа с массивами, строками и коллекциями, работа с памятью и сборка мусора. Обо всем этом есть толстые книги от самих создателей технологии (например, «Эффективная Java»).
  • Стандарты и протоколы сети: TCP, UDP, HTTP, HTML, XML, JSON, MIME, RFC.
  • Умение писать чистый код: как правильно называть переменные и классы, как форматировать код, как правильно писать комментарии (точнее, как их не писать:-)). Понимание приходит после прочтения книги Clean Code.
  • Умение работать с кодом: рефакторинг (книга Фаулера), хоткеи IDE для рефакторинга, умение читать и сопровождать старый код.
  • Инженерные практики: юнит-тесты, экстремальное программирование (XP), непрерывная интеграция, системы управления версиями (Git, SVN).
  • Управление проектом и организация процесса: Waterfall, Agile, SCRUM, Kanban, баг-трекеры, оценка времени на задачу.
  • Soft skills: умение общаться с заказчиком и ладить в команде, побороть отсутствие мотивации, выбрать приоритеты.
  • Базы данных: SQL, реляционные, документо- и граф-ориентированные БД, ACID, теорема CAP, оптимизация запросов.
  • Операционные системы: Linux, установка и настройка программ на нем, командная строка.
  • Масштабирование и высокие нагрузки, мониторинг, логинг, отказоустойчивость.
  • Криптография, защита от атак.
  • Юзабилити, сбор требований.
  • Знание английского языка, умение четко и лаконично писать документацию.
  • Умение правильно формулировать вопросы и самостоятельно находить ответы на них.
  • Умение учиться и при этом постоянно самосовершенствоваться.
  • Умение обучать других, понятно объяснять и даже выступать перед публикой на конференциях…
  • и при этом не слетать с катушек.

Как видите, этот список можно продолжать, но вы должны понять главное: именно само программирование - это совсем чуть-чуть. Почти все остальные навыки просто невозможно выучить. К ним можно только придти сквозь большой опыт и постоянное чтение правильных книг, которые помогут его переосмыслить.

Работа такого специалиста – это комбинация чисто технических действий с разными языками программирования и творческой работы по оптимизации функционала итогового программного продукта. Специалист занимается проектированием, созданием алгоритма программы, написанием ее кода, проверкой на работоспособность.

Необходимые профессиональные умения и знания

Всему перечисленному можно научиться. Да, развиваться нужно постоянно, но базовый навык кодирования можно развить до совершенства всего за несколько лет учебы по качественно проработанной образовательной программе.

Другой вопрос, что нужно знать чтобы поступить на программиста. Здесь невозможно за 2–5 лет вырасти в профессионала, если подойти к профильному образованию с минимальным набором школьных знаний. Желая опередить соперников, со старта карьеры получить преимущество, каждый программист (будущий) должен приступать к освоению профессии с отличной базой:

  • по математике (здесь же – логика, теория вероятности);
  • физике;
  • информатике;
  • английскому, русскому.

Что должен знать программист для работы на перспективу (карьера, зарплата, репутация)? Нужно глубокое понимание архитектуры программной среды, где предстоит работать, принципов кодирования, знание простейших методов создания программ.

Знать нужно очень много: стандарты программирования, концепцию проектирования задач, методологию тестирования ресурсов. Чем глубже студент погружается в основы математики (анализ, графы), тем сильнее его позиции, шире арсенал применяемых инструментов.

Дополнительные навыки делающие конкурентоспособным на рынке труда

Какие навыки помогут быстрее завоевать рынок престижных вакансий?

  • Умение работать в команде для IT-специалиста – 50% успеха его становления на любом поле (разные архитектуры сетей, языки программирования).
  • Усидчивость, упорство, неумение сдаваться.
  • Аналитический склад ума + критическое мышление позволят отмести априори неисполнимые задачи. Умение экономить время заказчика – самый важный плюс профессионала.
  • Аргоритмизированный подход (системность характера) поможет добиться успеха быстрее.
  • Особенность профессии – работа в условном отрыве от социума – определяет некоторые привычки программиста, которые в будущем могут снизить его эффективность. Потому навыки позитивного общения и умение презентовать свои идеи, привычка быть в курсе популярных алгоритмов, сервисов тоже являются полезными навыками.

Что должен знать новичок

Работа программиста – это безостановочная эволюция знаний. Теоретическая и практическая платформа формируется во время обучения, но на этом процесс становления не заканчивается – различные знания надо обновлять с углублением в узкие направления. Но значит ли это, что стартовать с минимальным набором знаний, умений навыков нельзя? Новичку для хорошего резюме достаточно:

  • навыков написания программ на 2–3 популярных языках (оптимальными для начинающего специалиста считаются Python, JavaScript, HTML);
  • знания и понимания алгоритмов, баз данных, паттернов программирования;
  • изучения фреймворков (программная среда под разные операционные платформы – Windows, iOS).

Мой список включает следующие языки:

  1. C++ . Именно на этом языке написаны многие из ниже указанных платформ (JVM, CLR, Node и другие). Кроме того, с его помощью вам будет проще понять, как вручную выполнять оптимизацию памяти.
  2. C# или Java. Нет, вам не нужно знать сразу оба. Изучение одного из этих объектно-ориентированных языков очень похоже на изучение другого.
  3. HTML. Я не считаю его одним из языков программирования, но другие придерживаются именно этого мнения, поэтому…
  4. CSS . Крайне необходим для любых видов веб-разработки.
  5. JavaScript. Его более современный и приятный вариант, а не та дрянь, которой мы пользовались 20 лет назад. Заметьте: сам язык не сильно изменился с того времени и вплоть до нынешнего момента. Мы, а именно, программисты, которые его используют, вот кто действительно поменялся.
  6. SQL. Понадобится для работы с реляционными базами данных.
  7. Lisp. Да, Lisp. Или, если быть более точным, “одно из воплощений этого языка”. Подойдет Clojure, Lisp, Scheme, Nu или что-то наподобие того. Вы должны знать, что представляет собой гомоиконный язык, а также понимать, как при использовании правильных инструментов исчезают границы между кодом и данными.
  8. Smalltalk. Ага. В любой основе графического интерфейса, построенного на базе собственных аппаратных средств (Windows, macOS, OS/2, X/Windows, Android, iOS и прочие), используются те же самые базовые принципы, что были сформулированы и воплощены в Smalltalk еще в 60-ые годы.
  9. Ruby или Python. Вам необходимо знать хотя бы один динамический язык программирования. Сюда же подходит Javascript, но только если вы сначала изучите сам язык, безо всяких DOM-моделей, которые могут значительно исказить начальную картинку (React, Angular, VueJS – во всех них содержатся эти самые “DOM-модели”, о которых и ведется речь.) Кстати, как только вы разберетесь с Lisp, вам станет намного проще понимать JavaScript.
  10. AspectJ. Знакомство с аспектно-ориентированным программированием полностью изменит ваш взгляд на объекты, и это прекрасно.
  11. Haskell, ML, Ocaml или Miranda . Потратьте некоторое время на функциональные языки, в которых отсутствуют объекты.
  12. Bash, или zsh, или другой сценарий командной оболочки. Потому что далеко не каждая проблема или задача в программировании должна решаться с помощью полноценного приложения.
  13. F#, Scala, Clojure или любой другой объектный/функциональный гибридный язык программирования. Потому что как только вы разберетесь с азами и усвоите базовый набор, к которому относятся первые 11 языков программирования из этого списка, вы будете готовы к чему-то, что будет совсем непросто изучить.
  14. Swift и/или Kotlin . Оба относятся к разновидностям объектно-ориентированных языков и обладают некоторыми встроенными функциональными особенностями. Изучив их, вы будете готовы к работе над мобильными приложениями.
  15. x86 или ARM-ассемблер. Умение читать на языке ассемблера позволит вам отлаживать код без использования исходного кода.

И да, я действительно знаю все выше перечисленные языки. И я даже преподаю многие из них.

И нет, вам не нужно знать их все, чтобы стать достаточно компетентным программистом. Если вы хотите стать просто хорошим разработчиком, вам нужно знать один из основных языков (HTML/CSS/Javascript) + язык для бэкенд-программирования (чаще всего, это C#, Java, Python, Ruby или NodeJS-Javascript) + SQL, если вы используете систему управления реляционными базами данных (RDBMS). Этого будет вполне достаточно.

Однако изучение всех остальных языков – это именно то, что позволит вам перейти от «рядового» к «ведущему» программисту, а после достигнуть максимального уровня знаний и умений.


Нишан Панта, специалист по компьютерной инженерии, разработчик на языке Python

Я придерживаюсь так называемого языкового агностицизма, поэтому если бы кто-то под страхом смертной казни заставил меня составить подобный список, то он бы выглядел следующим образом:

1. P ython . Так как он крайне удобен и прост для прототипирования, а также благодаря существованию огромного количества фреймворков с открытым исходным кодом. Кроме того, нелишним будет упомянуть широко развитое сообщество.

2. C . Потому что с его помощью можно четко понять, как все работает. Отлично подходит для выполнения несложных задач.

3. C++. Также для выполнения несложных задач. Подходит для использования объектно-ориентированных парадигм. Кроме того, может использоваться для ряда других задач.

4. Bash. На первый взгляд работа с ним может вызвать недоумение и даже некоторые трудности. Однако как только вы его освоите, любые процессы автоматизации вы будете проводить с его помощью.

5 . S cala. Используется в качестве гибрида функционального и императивного языка программирования. С его помощью можно сотворить удивительные вещи.

6. Javascript . Самый мощный язык для веб-разработки. Лично мне нравится "чистый" JS (стоит учитывать, что веб-разработка – это точно не мое).

7 . Java. Для выполнения задач в объектно-ориентированном программировании. И для использования Spring framework.

8 . Haskell . Каждый программист должен знать парадигмы функционального программирования.

9 . PHP. Если вам нужно выполнить что-то, связанное с веб-разработкой. На мой взгляд, этот язык точно не является символом удобства и простоты.

10. R . Для статистического анализа. Лично я даже не пробовал с ним работать, так как мне более чем неплохо с самим Python.

11 . HTML. Как я уже говорил, обычно я не занимаюсь веб-разработкой. Однако иногда на работе от меня требуется показать то, что было выполнено в бэкенде. В таком случае знание HTML является необходимостью.

12 . Markdown . Один из наиболее часто используемых языков разметки. Как правило, я его использую для каких-то пометок, написания файла README и многого другого.

13. VimL / vimscript . Раньше с помощью VimL я писал скрипты для создания пользовательских плагинов и конфигураций для vim. Это один из тех скриптовых языков, работать с которыми осмеливаются далеко не многие.

14. CSS . Использование CSS время от времени совсем не повредит вашему HTML.

15. Matlab / Octave . С его помощью я раньше выполнял сложные вычисления. Однако теперь я все это делаю на Python благодаря NumPy.

Эстебан Фаргас, занимаюсь разработкой приложений и принимаю участие в соревнованиях по программированию

  1. Java : Компания Oracle наверняка неплохо так приплатила вашему университету, чтобы вы изучали именно этот язык в качестве вводного в объектно-ориентированное программирование. Он также будет полезен, если вы хотите участвовать в соревнованиях по программированию.
  2. C / C ++: В принципе, очень похож на указанный выше Java. Кстати, я эти два языка все же воспринимаю как один.
  3. C #: Неплохой язык, получившийся в результате смешения двух вышеуказанных языков.
  4. HTML : Является основой всей сети. Однако все же не идеален.
  5. CSS : Позволяет красиво выглядеть различным вещам в интернете. Также далеко не идеален.
  6. JavaScript : Позволяет выстраивать логические схемы для интернета.
  7. Python : Неплохо также иметь другой язык программирования и набор парадигм, чтобы написать бэкенд для приложения. Кроме того, на данный момент является общепринятым языком для технологий машинного обучения.
  8. Ruby : Еще один отличный язык для создания бэкенда. На его изучение не уйдет много времени.
  9. Golang : Собрал в себе все приятные функции, которые есть в различных языках группы C. Он прекрасен. С помощью его совмещенной модели можно выполнять крупномасштабные проекты.
  10. Scala : Также позволяет создавать действительно отличное профессиональное программное обеспечение. Знакомство с функциональной парадигмой может стать крайне интересным и щедрым на увлекательные задачи.
  11. Haskell : Изучение функциональной парадигмы на максимальном уровне.
  12. Lisp : То же самое, что и выше приведенный Haskell, только в еще более необычном варианте исходя из невообразимо причудливого синтаксиса.
  13. Bash : Это вообще язык или нет? Так или иначе, неплохо было бы им овладеть в качестве одного из удобных инструментов разработчика.
  14. SQL: Используется для работы с базами данных.
  15. PHP : Язык, который в прошлом столетии использовался для создания бэкенда.

Любой современный компьютер или мобильный телефон по своей структуре является настолько сложным устройством, что не может функционировать самостоятельно, как, скажем, утюг или двигатель внутреннего сгорания. Необходима программа, которая бы всем этим руководила.

Программный код, который управляет компьютерами и другими устройствами, создают программисты. Этот код не является чем-то материальным, как электроника, - напротив, подобно книге, созданной писателем, продукт деятельности программиста является абстрактным (идеальным), не существующим в реальном мире. Программы «рождаются» в сознании их создателей (инженеров-программистов) и далее «живут» в памяти компьютеров, коими, собственно, и управляют.

Программа, с которой работает пользователь (программа высокого уровня), управляет не самим компьютером, а другой программой (системного уровня), которая в свою очередь может управлять какой-то третьей (низкого уровня). В конечном счете, эта иерархическая цепочка завершится в самом низу на какой-то конкретной аппаратной схеме (железе), состоящей из процессора, памяти, устройств ввода-вывода и других элементов.

Такие промежуточные программы называются драйверами (от англ. drive - управлять), а программный код, который находится в самом низу - контроллером (от англ. control - контролировать, в данном случае конкретную часть электроники компьютера). Программы самого высокого уровня называют прикладными, потому что они выполняют какую-то конкретную задачу предметной области и непосредственно взаимодействуют с пользователем (человеком).

На каждом уровне такой иерархии могут существовать разные программы, написанные на разных языках программирования, как правило, разными программистами. В создании любого крупного программного комплекса задействован не один программист, а целый коллектив. Часто над одной и той же программой работают сразу несколько специалистов.

Как же так получается, что компьютеры способны понимать программы, написанные программистами? Что для этого нужно и как вообще можно стать программистом?

Путь, который может пройти программист как профессионал, можно условно разделить на четыре уровня:

  1. Пользовательский уровень.
  2. Знание основ программирования.
  3. Углубленное изучение языка программирования; работа в реальных коммерческих проектах.
  4. Работа в команде программистов над сложными системами.

Давайте рассмотрим особенности каждого из этих четырех этапов.

Пользовательский уровень

В третьем тысячелетии основы компьютерной грамотности и использования сети Интернет стали такими же атрибутами современного человека, как умение писать и читать. Даже гуманитарии, которые далеки от точных наук, используют компьютер как один из основных инструментов для работы с информацией. Программисты не являются исключением. Они не обязаны знать все программы в мире и уметь ими пользоваться. Это то же самое, что пытаться прочитать все написанные на сегодня книги.

С другой стороны, хороший программист никогда не останавливается на каком-то узком наборе стандартных программ. Обладая широким пользовательским кругозором, он всегда пробует новые программные инструменты, ищет альтернативные, а иногда и нестандартные решения. Именно такой исследовательский подход к решению задач и желание понимать происходящие в компьютере информационные процессы и побуждают обычного пользователя заняться программированием.

Получить базовые навыки пользования компьютером можно на уроках информатики, во внешкольном кружке или на специализированных курсах. Можно освоить компьютер и самостоятельно, но на это уйдет больше времени.

Как правило, пользователи работают с программами, запускаемыми под операционной системой Windows(OS, operation system, можно сказать, что это самая главная программа в любом компьютере). Существует огромное множество, как других операционных систем, так и других типов компьютеров. Самые популярные из альтернатив - это OSX (MacOS) и Linux.

Вне зависимости от того, чем именно вы решите заниматься в жизни, вам всегда пригодится умение искать нужную информацию в сети Интернет, пользоваться различными сетевыми сервисами — от электронной почты до платежей онлайн. Прошли те времена, когда для решения какой-то одной конкретной задачи нужно было штудировать тома учебной и справочной литературы. Кроме поисковых сервисов (google.com,yandex.ru) в Интернет существует масса сайтов, построенных по типу вопрос-ответ (лучший для программистов — stackoverflow.com). Это революционный и самый эффективный способ найти решение конкретной проблемы, потратив минимум времени.

Львиная доля самой актуальной информации в сети, и по программированию в том числе, публикуется на английском языке. Поэтому, если вы хотите достигнуть профессионального уровня, то английский язык для вас крайне важен.

Знание основ программирования

Как начать программировать?

Лучший способ - это занятия в кружке юных программистов при школе или в каком-нибудь внешкольном учебном центре, как станции юных техников. Там не ставят оценок, как в школе. Есть время попробовать, подумать, стоит ли вообще серьезно заниматься программированием. Поверьте, это очень интересное и увлекательное занятие само по себе, хотя и далеко не для всех. За год интенсивных занятий в кружке или на курсах вы можете вполне реально освоить школьную программу по информатике в сфере программирования. Важно отметить, что в школе не только изучают теоретические основы программирования на примере стандартного набора задач, но и дают другие полезные для программиста знания и навыки: логика, системы счисления, представление информации, работа с программами пакетаMS Office.

Какой язык программирования выбрать?

Старая шутка гласит: «Выбирай тот язык программирования, на котором практикует ближайший к тебе гуру (авторитетный опытный профессионал), который всегда может помочь советом». Другой совет состоит в том, чтобы выбрать язык программирования, используя который, вы будете чувствовать себя счастливым . А если серьезно, то не важно, какой именно язык вы выбираете, чтобы освоить азы структурного программирования. Основная ваша задача на этом этапе - это понимание таких вещей как алгоритм, код, данные. Вы должны уметь работать с числовыми и строковыми переменными, массивами, использовать циклы, условный оператор, подпрограммы в формате процедур или функций, корректно программировать ввод и вывод данных. Судя по демонстрационным вариантам ЕГЭ по информатике 2012 года, основными учебными языками программирования остаются Бейсик (BASIC), Паскаль (Pascal) и Си (С). С таким же успехом в этот список можно добавить Питон (Python) и Руби (Ruby). Вы не выбираете один язык программирования раз и навсегда. Напротив, плох тот программист, который знает только один язык программирования. Со временем к вам придет осознание того факта, что такое разнообразие языков и сопутствующих им технологий существует не случайно. Дело в том, что в реальной жизни выбирать тот или иной язык программирования нужно в зависимости от поставленной задачи.

Можно изучить основы программирования самостоятельно.

В этом случае вам понадобятся учебно-методические материалы. Это может быть самоучитель или набор вводных статей в электронном виде (tutorial), которых в сети сейчас существует огромное множество даже на русском языке. Из программ вам потребуется компилятор или интерпретатор языка, который вы выбрали, и редактор исходного кода. Желательно иметь пакет программ разработчика с интегрированной средой разработки (IDE). Это специальный набор программ, который совмещает в себе и удобный редактор кода и подключенный к нему компилятор или интерпретатор. Подобные пакеты можно найти даже для очень старых компьютеров на базе операционной системы MS-DOS.

Интерпретатор - это программа, которая транслирует код вашей программы в машинный язык (самый низкоуровневый язык программирования; компьютер “железо” понимает только этот язык программирования) и тут же его выполняет шаг за шагом (интерпретирует). Компилятор - это программа, которая транслирует (компилирует) код вашей программы в специальный исполняемый формат (exe -файл под Windows ), по сути, в отдельную программу, которую позже можно самостоятельно запустить даже на другом компьютере под управлением той же или совместимой с ней операционной системы.

Стоит также отметить, что даже базовых знаний и навыков программирования уже достаточно для решения пусть и учебных, но довольно сложных алгоритмических задач. Участие в олимпиадах по программированию и творческих конкурсах разработки программного обеспечения может вылиться в дополнительные преимущества при поступлении в вуз.

Профессиональное программирование

Между начинающим программистом, который с интересом впитывает всё новое, и специалистом, способным реализовать программное решение для какой-то реальной задачи, лежит, что называется, пропасть. Это выражается в уровне понимания происходящих процессов как создания программного обеспечения (ПО), так и его последующего внедрения и использования. Дорогу осилит идущий. Рано или поздно количество часов, потраченных на изучение учебных материалов и просмотр чужих и написание своих кодов, выльется в качественные изменения в понимании будущего специалиста. Лучшее средство для этого - разработка своего собственного программного проекта. Пусть даже на некоммерческой основе. В мире существует огромное множество подобных «открытых» проектов, библиотек, исходных кодов.

Термин открытое программное обеспечение (англ. open - source software ) обозначает статус некоторого ПО (библиотека компонентов, прикладная программа), доступного в Сети для свободного скачивания, изучения и использования. Такие программы, в зависимости от приложенной к ним лицензии, могут быть использованы любым человеком или организацией в таком же open - source проекте, в коммерческой системе или модифицированы под нужды конкретной задачи.

Работая над своим реальным, пусть пока и не коммерческим, проектом, вы гораздо быстрее получите крайне важный профессиональный опыт: научитесь использовать дополнительные инструменты программиста (отладчик, программную документацию, системные утилиты, различные настройки, всевозможные форматы представления данных и библиотеки модули для работы с ними), искать в сети готовые решения проблем, выбирать оптимальные из них, общаться с другими людьми из мира IT. Одно дело - решать теоретические олимпиадные задачи, и совсем другое - создание полезного ПО, у которого есть конкретная предметная область.

При сегодняшнем огромном числе программистов нередко можно встретить талантливых самоучек, которые самостоятельно дошли до вершин профессии без высшего образования. С другой стороны, это, как правило, сотрудники очень узкой специализации. Достигнув своего локального потолка, такой человек уже не способен расти в профессиональном и карьерном плане. При первой же нестандартной задаче он просто растеряется. Привязанность и к месту работы, и к конкретной функции является весьма уязвимым местом в социальном аспекте.

Вот почему в таких наукоемких сферах как IT высшее техническое образование играет одну из ключевых ролей. Оно дает вам как перспективу, так и безопасность в будущем. И речь сейчас вовсе не о формальном дипломе. Обладая широкой теоретической базой, полученной в вузе, вы сможете легко осваивать новые инструменты, языки программирования и даже целые парадигмы (функциональное программирование, логическое программирование, ООП, DSL, AI, Machine Learning). Вам будет гораздо легче найти новую работу. Богатый математический аппарат даст возможность решать сложные задачи, принимать нестандартные решения, видеть шире и дальше, со временем повести за собой людей, возглавив коллектив от нескольких программистов до мультинациональных групп разработчиков, в качестве системного архитектора (Architect), старшего программиста (Lead Developer), руководителя IT-направления (англ. Chief Information Officer, CIO) или исполнительного директора (англ. Chief Executive Officer, CEO). (СПбГУ ИТМО)

Работа в компании

Одного диплома недостаточно для того, чтобы автоматически получить место программиста в серьезной компании. В первую очередь HR’ы (англ. Human Resource, люди в компании, которые занимаются кадровыми вопросами подбора персонала) смотрят на реальный опыт кандидата, который тот должен подтвердить на собеседовании и при реализации тестового задания.

Условно позиции программистов можно разделить на 3 уровня:

  • начальный (Junior Software Developer);
  • средний (Middle Software Developer);
  • высокий (Senior Software Developer).

Причем каждая вакансия подразумевает специализацию по тому или иному языку программирования и технологии. Самые популярные и востребованные из них: Java, C/C++, .NET, PHP, Ruby, Python, Flash/Flex. Кроме того, существует градация по предметной области: программирование под Web, Enterprise-разработка коммерческих решений в сфере управления, создание игр, программирование под мобильные платформы, низкоуровневое и системное программирование.

Только в очень редких случаях вас могут взять на работу в качестве junior программиста или стажера без реального опыта работы. Поэтому я вам настоятельно рекомендую начать свою карьеру программиста уже на последних курсах университета. Это может быть стажировка или бесплатные курсы в какой-то компании или даже работа с частичной занятостью (part-time). Таким образом, по окончании вуза у вас будет не только диплом, но и ценный реальный опыт в вашем резюме.

Академическое знание в XXI веке старается не отставать от стремительно изменяющегося мира IT. Поэтому, и наши, и зарубежные вузы тесно сотрудничают с крупнейшими компаниями-разработчиками ПО. Так, например, преподаватели МГУ задействованы в школе обработки информации, занятия которой уже несколько лет организует компания Яндекс. С одной стороны, компании дают самые передовые практические навыки разработки, с другой - получают квалифицированные кадры в качестве выпускников факультетов прикладной математики и информатики.

12 вещей, которые помогут вам в учебе и работе. Мы выбрали для вас дюжину лучших ответов со stackexchange на вопрос «Что должен знать программист?».

Если вы только начинаете кодить, то, вероятно, не раз задавались вопросом о необходимом уровне знаний. Мы постарались собрать для вас лучшие ответы со stackexchange, которые помогут вам определиться с базовым набором. Подборка является универсальной и не зависит ни от языка, ни от среды разработки, ни от ОС, в которых вы работаете.

Каждый программист должен знать:

1. Общие понятия и что они значат. Например, шаблоны проектирования, юзабилити, тестирование, стэк и пр.
2. Иметь понимание ООП.
3. Быть крутым хотя бы в одном языке. Ничего сверхъестественного, просто уметь инициализировать переменные, методы и т.д. С этого момента вы сможете учиться быстро.
4. Как читать чужой код.
5. Все время учиться. Учитесь правильно потреблять информацию. Книги, интернет, что угодно.
6. Системы контроля версий. Не обязательно все, главное знать основы, встречающиеся в каждой.
7. Когда нужно просить о помощи, а когда нет.
8. Какую проблему решать. Очень часто программисты тратят огромное количество времени на пустяки.
9. Иногда забывать о самолюбии и признавать ошибки, не принимая их на личный счет.
10. Как думать, как пользователь, а не просто техно-гик программист. Важно понимать, что вашим софтом пользуются люди, поэтому вы должны хотеть сделать их счастливыми.
11. Как отдыхать. Отдых – залог продуктивной работы. Силы воли и кофе недостаточно.
12. Как работать в команде. Успешная карьера программиста наполовину зависит от работы с людьми.

Это очевидно, что подборка лишь краткий набор от всего что вам предстоит узнать, поэтому советуем вам не останавливаться и не бояться неизвестного. Все время открывайте для себя новые языки, решайте новые задачи и не пугайтесь, если сначала ничего не выйдет. Быть программистом значит всегда быть в тренде и поспевать за новыми технологиями индустрии. Так что, совершенствуйтесь и расширяйте границы своих знаний и навыков.

Хотите получать больше интересных материалов с доставкой?