Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Алгоритмизация и программирование. Решение задач и моделирование

Алгоритмизация и программирование. Решение задач и моделирование

4.3.2. Отличительной чертой интеллектуальных систем является...

4.3.3. Метод Монте -Карло относится к методам ____________ моделирования

4.3.4. Для моделирования движения идеального маятника используются…

4.3.5. Результатом процесса формализации является __________ модель.

4.3.6. Программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов и тиражирующие их эмпирический опыт для решения задач прогнозирования, принятия решений и обучения, называются …

4.3.7. Операция _____________ состоит в апробации, исследовании структурной связанности, сложности, устойчивости с помощью макетов или подмоделей упрощенного вида, у которых функциональная часть упрощена.

4.3.9. Правильная последовательность решениязадач информационнойтехнологии:

б) постановка задачи

в) анализ результатов

г) создание компьютерной модели

д) построение информационной модели

Информационная модель объекта

4.4.1. Информационной моделью является...

4.4.2. Информационной (знаковой ) моделью является …

4.4.3. Модель гравитационного взаимодействия двух тел, записанная в виде формул, является __________ моделью.

4.4.4. Информационные модели делят на …

4.4.5. Вербальная модель – это информационная модель в _________ форме.

4.4.6. Любое описание объекта является его ______________ моделью.

4.4.7. Описание изменений системы во времени называется ее _____________информационной моделью

New Page 2

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

Это последний урок из серии "Моделирование систем", публикуемый в бесплатном разделе. Начиная со следующего, публикация уроков будет продолжена в . В бесплатном же разделе иногда, возможно, будут опубликованы некоторые отдельные статьи, посвященные моделированию систем.

Исходники к уроку можно скачать .

Сегодня мы разработаем программу для моделирования простейшего пружинного маятника. Сначала разработаем математическую модель. И так, маятник у нас имеет массу m, в текущий момент времени он находиться в положении x, имеет скорость v и ускорение a. На него действует сила натяжения пружины F, которая равна

F= -Fx * x

где Fx - удельная сила натяжения пружины. Знак минус означает, что пружина тянет маятник в сторону, противоположную смещению маятника из положения равновесия.

Сила натяжения пружины создает маятнику ускорение

a=F/m

Скорость маятника меняется по формуле:

v=v0+a*t

где v0 - старая скорость, a - ускорение, t - размер кванта времени.

За квант времени t местоположение маятника меняется по такому закону:

x=x+v*t

Теперь реализуем это программно:

class Pendulum : BaseClass

///

/// Координата x маятника

///

public double x { get ; set ; }

///

/// Масса маятника

///

public double m { get ; set ; }

///

///

///

public double Fx { get ; set ; }

private double _F;

///

/// Сила натяжения пружины

///

public double F

get

return _F;

///

/// Скорость движения маятника

///

public double v { get ; set ; }

///

/// Ускорение маятника

///

public double a { get ; set ; }

///

/// Размер кванта времени

///

public double quantumTimeSize { get ; set ; }

///

/// Отработка одного кванта времени

///

public void quantumTime()

F = - Fx * x;

A = F / m; //вычислим ускорение, создаваемое силой натяжения пружины

///

/// Заголовок класса

///

/// Заголовок класса

public override string GetClassCaption()

return "Маятник" ;

для тестирования вновь создадим форму с Chart, как это делали на :

Вот как у нас будет выглядеть процедура симуляции:

Pend.a = Convert .ToDouble(tba.Text);

Pend.Fx =

Pend.m = Convert .ToDouble(tbm.Text);

Pend.v = Convert .ToDouble(tbv.Text);

Pend.x = Convert .ToDouble(tbx.Text);

Chart.Series.Clear();

Chart.Series.Add(" Коордианат x" );

Chart.Series.Add(" Скрость v" );

Chart.Series.Add(" Ускорение a" );

Chart.Series.ChartType = SeriesChartType .Line;

Chart.Series.BorderWidth = 3;

Chart.Series.ChartType = SeriesChartType .Line;

Chart.Series.BorderWidth = 3;

for (int i = 1; i < cn; i++)

pend.quantumTime();

И вот как будет выглядеть график движения маятника:

теперь немножко усложним модель и добавим к ней внешнее воздействие - кратковременные толчки силой Fp, длительностью N квантов времени и периодичность M квантов времени. Для этого нам надо немного переделать класс Pendulum:

Using System;

Using System.Collections.Generic;

Using System.Linq;

Using System.Text;

Namespace WindowsFormsApplication1

class Pendulum : BaseClass

///

/// Координата x маятника

///

Public double x { get ; set ; }

///

/// Масса маятника

///

public double m { get ; set ; }

///

/// Удельная сила натяжения пружины

///

Public double Fx { get ; set ; }

///

/// Внешняя сила

///

public double Fp { get ; set ; }

///

/// Длительность импульса внешней сила, квантов времени

///

public double N { get ; set ; }

///

/// Периодчиность следования импульстов, квантов времени

///

public double M { get ; set ; }

private double _F;

private double _n;

private double _m;

///

/// Сила натяжения пружины

///

public double F

get

Return _F;

///

/// Скорость движения маятника

///

public double v { get ; set ; }

///

/// Ускорение маятника

///

public double a { get ; set ; }

///

/// Размер кванта времени

///

Public double quantumTimeSize { get ; set ; }

public Pendulum()

N = 0;

M = 0;

///

/// Отработка одного кванта времени

///

Public void quantumTime()

double _Fp=0;

if (_m == 0)

N = N;

M = M;

else

M = _m-1;

if (_n != 0)

Fp = Fp;

N = _n - 1;

else

Fp = 0;

V = v + a * quantumTimeSize; //вычислим изменения скорости

X = x + v * quantumTimeSize; //вычислим новое положение маятника на оси x

F = - Fx * x; //вычислим силу натяжения пружины

A = (_Fp + F) / m; //вычислим ускорение, создаваемое силой натяжения пружины и внешней силой

///

/// Заголовок класса

///

/// Заголовок класса

Public override string GetClassCaption()

return " Маятник " ;

ну, и, соответственно, чуть чуть внесем изменения в процедуру симуляии:

private void btnSimul_Click(object sender, EventArgs e)

Pendulum pend = new Pendulum ();

Pend.a = Convert .ToDouble(tba.Text);

Pend.Fx = Convert .ToDouble(tbFx.Text);

Pend.m = Convert .ToDouble(tbm.Text);

Pend.quantumTimeSize = Convert .ToDouble(tbquantumTimeSize.Text);

Pend.v = Convert .ToDouble(tbv.Text);

Pend.x = Convert .ToDouble(tbx.Text);

Pend.M = Convert .ToDouble(tb_M.Text);

Pend.N = Convert .ToDouble(tbN.Text);

Pend.Fp = Convert .ToDouble(tbFp.Text);

Chart.Series.Clear();

Chart.Series.Add(" Коордианат x" );

Chart.Series.Add(" Скрость v" );

Chart.Series.Add(" Ускорение a" );

Chart.Series.ChartType = SeriesChartType .Line;

Chart.Series.BorderWidth = 3;

Chart.Series.ChartType = SeriesChartType .Line;

Chart.Series.BorderWidth = 3;

Chart.Series.ChartType = SeriesChartType .Line;

Chart.Series.BorderWidth = 3;

int cn = Convert .ToInt32(tbCount.Text);

for (int i = 1; i < cn; i++)

Chart.Series.Points.AddXY(i, pend.x);

Chart.Series.Points.AddXY(i, pend.v);

Chart.Series.Points.AddXY(i, pend.a);

pend.quantumTime();

Теперь посмотрим, как будет вести себя система при разном значении частоты толчков:

Если частота близка к резонансной.

Модели решения функциональных и вычислительных задач

ИНФОРМАТИКА

Методические указания для самостоятельной работы
студентов очной формы обучения
по выполнению индивидуальных заданий

Составители:

Абышева Ирина Геннадьевна, Николаева Марина Викторовна,
Семёнова Александра Георгиевна

Редактор М.Н.Перевощикова

Технический редактор М.Ю.Соловьёва

Подписано в печать «____»___________2009г.

Формат 60×84/16. Гарнитура Times New Roman

Усл.печ.л. ______ Уч.-изд.л. ______ Тираж _______ экз. Заказ № _______

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

1. Аналог (образ) предмета, процесса или явления, используемый в качестве заменителя оригинала, с целью изучения его свойств называется:

ü моделью

2. Степень соответствия модели исходному объекту характеризует уровень ее:

ü адекватности

3. Назначение модели заключается в том, что она:

ü выступает как инструмент для познания объекта

4. Модели, использующие алгебраические, дифференциальные и другие уравнения, и предусматривающие осуществление однозначной вычислительной процедуры, приводящей к их точному решению, называются:

ü аналитическими

5. Модели, воспроизводящие свойства и способы функционирования исследуемой системы, называются:

ü имитационными

6. Порядок следования этапов компьютерного моделирования:

а) планирование и проведение компьютерных экспериментов;

б) создание алгоритма и написание программы;

в) разработка концептуальной модели, выявление основных элементов системы и элементарных актов взаимодействия;

г) формализация, переход к математической модели;

д) постановка задачи, определение объекта моделирования;

е) анализ и интерпретация результатов.

ü д); в); г); б); а); е)

7. Отвлечение от несущественных деталей называется:

ü абстрагированием

8. Для одного объекта, рассматриваемого с разных точек зрения:

ü может быть построено несколько моделей

9. В аналитической модели движения маятника, образованного тяжелым грузом, подвешенным на нити, к существенным факторам является:

ü регулярный характер колебаний

10. Модель представляет собой _______________ реального объекта

ü упрощение

11. Элементы процесса моделирования:

ü субъект

ü модель, опосредующая отношения субъекта и познаваемого объекта

процессор

1. Виды моделей по возможности реализации:



ü мысленные (наглядные, символические, математические)

ü реальные (физические)

ü информационные

2. Виды моделей по отношению ко времени:

ü статические

ü динамические

3. Виды динамических моделей в зависимости от представления в них времени:

ü дискретные – непрерывные

4. При математическом моделировании непрерывных динамических объектов в качестве моделей обычно выступают:

ü дифференциальные уравнения

5. Модель, содержащая стохастические параметры, должна описываться аппаратом:

ü теории вероятностей

6. Дискретная модель характеризуется тем, что:

ü переменная времени задана на дискретном множестве значений

7. Виды моделей по области применения:

ü универсальные

ü специализированные

8. Математическая модель, не имеющая в качестве входных параметров переменной времени, называется …

ü статической

1. Ряд Фибоначчи является _____________ моделью размножения кроликов.

ü дискретной

2. При моделировании дорожного движения используется:

ü стохастическая модель

3. Для моделирования движения идеального маятника используются:

ü дифференциальные уравнения

4. Пусть функционирование системы во времени описывает оператор F S :

переменные: являются:

ü независимыми

5. Пусть функционирование системы во времени описывает оператор F S :

вектор является:

ü зависимым

6. Пусть функционирование системы во времени описывает оператор F S :

независимыми параметрами оператора являются:


7. Пусть функционирование системы во времени описывает оператор F S :

зависимыми параметрами оператора являются:


8. Идеальный газ является ____________ моделью реальных газов.

ü мысленной

9. Методы, применяемые к аналитической модели при известных входных параметрах для получения результата:

ü численные

ü аналитические

1. Описание реального объекта, процесса или явления в виде совокупности его характеристик называется:

ü информационным объектом

2. Информационные элементы, характеризующие объект, процесс или явление в информационном объекте, называются:

ü атрибутами

3. Связанная совокупность информационных объектов, описывающих информационные процессы предметной области, называется:

ü информационной моделью

4. К информационным моделям относятся:

ü базы данных

ü базы знаний

5. На рисунке представлена _______________ информационная модель.


ü иерархическая

6. Узлы, помеченные на рисунке номерами 5-6, 8-10 и 12-14, называются:

ü листьями

7. К основным понятиям иерархической модели данных относятся:

ü уровень

ü потомок

8. Родословная собаки описывается следующей информационной моделью:

ü двоичное дерево

9. На рисунке представлена _______________ информационная модель.

ü сетевая

10. К методам моделирования решений интеллектуальных задач относятся:

ü модель лабиринтного поиска

ü эвристическое программирование

ü методы математической логики

11. Модели представления знаний:

ü продукционные модели

ü семантические сети

12. Ядро любой интеллектуальной системы:

ü база знаний

13. Знания в интеллектуальных системах делятся на:

ü процедурные - декларативные

14. Программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов и тиражирующие их эмпирический опыт для решения задач прогнозирования, принятия решений и обучения, называются:

ü экспертными системами