Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Создать единую межведомственную информационно-статистическую систему.
2. Утвердить прилагаемое Положение о единой межведомственной информационно-статистической системе.
3. Установить, что:
оператором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральное агентство по информационным технологиям;
координатором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральная служба государственной статистики.
4. Федеральному агентству по информационным технологиям обеспечить:
а) совместно с Федеральной службой государственной статистики ввод в эксплуатацию до 1 января 2011 г. единой межведомственной информационно-статистической системы и ее дальнейшее функционирование;
б) технологическую возможность включения субъектами официального статистического учета официальной статистической информации в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему.
5. Субъектам официального статистического учета включать официальную статистическую информацию в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему, в соответствии с федеральным планом статистических работ.
6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления в 2010 году, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусматриваемых Федеральной службе государственной статистики и Федеральному агентству по информационным технологиям в федеральном бюджете на 2010 год на руководство и управление в сфере установленных функций.
7. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период предусматривать выделение бюджетных ассигнований:
а) Федеральному агентству по информационным технологиям - на обеспечение эксплуатации и функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы;
б) Федеральной службе государственной статистики - на организационно-методическое обеспечение функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы.
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин
Положение о единой межведомственной информационно-статистической системе
1. Настоящее Положение определяет цели создания, назначение, принципы функционирования и структуру единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - межведомственная система), круг ее участников, их полномочия и обязанности.
2. Межведомственная система представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ (далее - статистические ресурсы).
3. Межведомственная система создается в целях обеспечения доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее - пользователи межведомственной системы) к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.
4. Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.
5. Межведомственная система предназначается для:
а) объединения статистических ресурсов, способствующего их эффективному использованию при принятии управленческих решений и прогнозировании;
б) предоставления пользователям межведомственной системы доступа к официальной статистической информации в электронном виде;
в) обеспечения возможности представления официальной статистической информации в государственные информационные системы.
6. Функционирование межведомственной системы основывается на следующих принципах:
а) актуальность, доступность и открытость официальной статистической информации;
б) единство форматов и технологий представления официальной статистической информации;
в) использование единой методологии формирования метаданных субъектами официального статистического учета;
г) применение единой нормативной и справочной информации и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
д) единство организационно-методического обеспечения;
е) использование электронной цифровой подписи для обеспечения достоверности информации;
ж) обеспечение возможности интеграции межведомственной системы с другими государственными информационными системами.
7. Межведомственная система состоит из программно-технических средств центрального и ведомственных сегментов и включает в себя ведомственные статистические ресурсы, содержащие официальную статистическую информацию, сформированную субъектами официального статистического учета, метаданные, справочники, классификаторы и иное необходимое информационное обеспечение.
8. Применение программно-технических средств центрального сегмента, использующих инфраструктуру общероссийского государственного информационного центра, обеспечивает:
а) размещение, актуализацию и контроль наполнения ведомственных статистических ресурсов;
б) формирование и ведение базы данных официальной статистической информации;
в) предоставление доступа к официальной статистической информации;
г) возможность использования электронной цифровой подписи;
д) интеграцию с другими государственными информационными системами.
9. Применение программно-технических средств ведомственного сегмента обеспечивает взаимодействие субъекта официального статистического учета с программно-техническими средствами центрального сегмента с целью формирования и актуализации официальной статистической информации в ведомственном статистическом ресурсе межведомственной системы.
10. Участниками межведомственной системы являются:
а) координатор межведомственной системы;
б) оператор межведомственной системы;
в) субъекты официального статистического учета;
г) пользователи межведомственной системы.
11. Координатор межведомственной системы:
а) обеспечивает ведение реестра показателей официальной статистики, подлежащих включению в статистические ресурсы, входящие в межведомственную систему;
б) осуществляет мониторинг формирования и актуализации официальной статистической информации;
в) осуществляет мониторинг соблюдения единой методики формирования метаданных;
г) осуществляет мониторинг использования актуальных версий классификаторов и справочников;
д) определяет порядок размещения и актуализации официальной статистической информации;
е) взаимодействует с оператором с целью обеспечения функционирования и развития межведомственной системы.
12. Оператор межведомственной системы обеспечивает:
а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатацию и развитие программно-технических средств межведомственной системы;
б) соблюдение требований безопасности межведомственной системы;
в) возможность использования электронной цифровой подписи при предоставлении официальной статистической информации;
г) предоставление на безвозмездной основе субъектам официального статистического учета программно-технических средств ведомственного сегмента.
13. Субъекты официального статистического учета:
а) представляют координатору межведомственной системы перечень показателей, формируемых в соответствии с федеральным планом статистических работ, для их включения в реестр показателей официальной статистики;
б) формируют, размещают и своевременно актуализируют метаданные;
в) включают официальную статистическую информацию в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, и обеспечивают достоверность этой информации.
Информационная система, заключающая в себе информационные базы данных, в которых хранятся сведения о программных и технических средствах, применяемых организациями, и которые позволяют пользоваться электронными сервисами, электронными сообщениями при обеспечении муниципальными и госуслугами, а также гарантирующая взаимодействие между электронными информационными системами организаций, которые применяются при предоставлении гос- и муниципальных услуг в форме цифрового документооборота, называется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Система межведомственного электронного взаимодействия ратифицирована постановлением Правительства РФ от 8.09.2010 за номером 697. В нем прописаны первостепенные правила создания, а также работоспособности системы взаимодействия и передачи информации, которая будет осуществляться с ее использованием между информационными системами госорганов исполнительной власти субъектов страны, внебюджетных фондов с господдержкой, муниципальных и госучреждений, МФЦ и прочих органов с целью обеспечения услугами (государственных и муниципальных), а также исполнения функций на муниципальном и государственном уровнях в виде электронного документооборота.
При выполнении муниципальных и государственных функций в и оказании публичных услуг должно быть гарантировано технологическое и информационное взаимодействие всех подключенных органов и организаций. Опираясь на эту цель, была разработана единая система межведомственного электронного взаимодействия. Это полноценная государственная на федеральной основе.
Основное назначение СМЭВ решать круг определенных задач. Как то:
Беспрепятственное осуществление муниципальных и госфункций с помощью электронного документооборота,
Оказание услуг на уровне государства и муниципалитета в электронной форме, включая с использование многоцелевой электронной пластиковой карты и государственной (на федеральной основе) информационной базе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»,
Гарантия при условии электронного документооборота информационного согласования при оказании услуг или функций на муниципальной и/или государственной основе.
Технологически согласовать взаимодействие системы можно, применив электронные сервисы, которые должны быть выстроены по общеустановленным стандартам с задействованием единых технологических приемов и решений, единым классификаторам и описаниями состава баз данных.
Существенными признаны следующие:
Гарантировать обмен запросами, сведениями и документами, необходимыми для выполнения муниципальных и госуслуг, заявленными через единый портал, органов и/или организаций, присоединенных к системе электронного взаимодействия и которым вменено в обязанность обеспечивать граждан запрашиваемыми услугами;
Гарантировать обмен документами в электронном формате между организациями и/или органами, присоединенными к СМЭВ для выполнения услуг или функций на муниципальной и государственной основе;
Гарантировать обмен запросами, сведениями и документами через единый портал, которые уже прошли обработку в информационных системах и базах организаций и органов, а также информации о стадии реализации запроса для исполнения услуги от муниципалитета или государства.
Для осуществления этих функций система межведомственного электронного взаимодействия обязана добиться обеспечения:
Беспрепятственного доступа к электронным базам и сервисам, подсоединенных к СМЭВ информационных систем,
Фиксации, пересылки и обработки цифровых документов в границах взаимодействия организаций и органов с регистрацией времени оформления заявки, целостности и достоверности документов, а также доказательства их авторства и отслеживанием истории движения запроса при обеспечении государственными и/или муниципальными услугами, и/или реализации муниципальных и государственных функций в форме цифрового документооборота,
Возможности присоединения к действующим централизованным базам данных и/или единых классификаторов, входящих в систему,
Защиты находящейся в системе информации от хакерских атак и нелегального доступа, а также ее блокировки или подтасовки с момента поступления цифровых документов до передачи их к другим информационным системам,
Безопасности цифровой документации, хранящейся в реестрах информационных серверов организаций и органов, подключенных к СМЭВ и оценки эффективности, охваченных реестрами электронных сервисов.
Цифровые сообщения и документы, заключающие в себе государственную тайну, к обработке и хранению в системе запрещены.
Для эффективной работы СМЭВ к ней должны подсоединиться:
Информационные системы федерального подчинения, которые полезны при обеспечении государственными услугами и исполнениями государственных функций исполнительной властью федерального подчинения и внебюджетными фондами,
Система межведомственного электронного взаимодействия регионального подчинения, которая была выстроена в субъектах страны, с целью гарантировать обеспечения госуслугами в электронной форме и исполнять государственную функцию исполнительной властью регионов РФ, а также обеспечения услугами на муниципальном уровне и исполнения функций руководством муниципального образования,
Информационные системы некоторых органов и/или организаций, участие коих обязательно при исполнении публичных услуг и функций на государственном или муниципальном уровне на договорной основе с провайдером системы или органами и организациями, участниками системы.
Деятельность органов государственного, регионального и/или городского уровня предоставляя публичные услуги должна быть сосредоточена на обеспечении неделимости функционирования системы электронного взаимодействия.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия и присоединенные к ней информационные системы выполняют свои функции на бесплатной основе.
Процесс построения электронного правительства значительно продвинулся с появлением системы межведомственного электронного взаимодействия. До ее появления работа не ладилась из-за различных технологий, создаваемых организациями или органами информационных систем. Естественно, что в этих условиях обмен информацией был практически невозможен.
Сегодня же система межведомственного электронного взаимодействия позволяет беспрепятственно, а зачастую автоматически обмениваться информацией между органами и организациями, подключенными к этой системе.
Благодаря электронному взаимодействию электронное правительство дает возможность:
Снизить (если не исключить) влияние географического положения гражданина,
Увеличить политическую активность граждан,
Включить граждан в процесс получения услуги от государства или муниципалитета самостоятельно, используя электронные сервисы,
Быстрее оказывать муниципальные или государственные услуги населению и/иди бизнесу.
Главное, чего добивается электронное правительство - возможность оформлять документы дома не отходя от компьютера. А это повлечет за собой снижение бумажной волокиты и бюрократических препон.
Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр) оказывает услуги по предоставлению информации по системе СМЭВ. Росреестр участвует в обмене информацией в электронном виде между муниципальными, региональными и центральными органами власти. Это позволяет освободить граждан, обращающихся за услугами, сбора нужных документов самостоятельно.
Росреестр, согласно федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ, оказывает услуги прямого доступа к своим информационным системам. Эти электронные сервисы дают возможность некоторым кредитным организациям и девелоперам оформлять заявки на услуги Росреестра в электронном виде.
Крупным потребителем электронного сервиса службы является Сбербанк, который тоже подключен к системе МЭВ. Благодаря этому клиенты банка, приобретающие жилье в ипотеку, регистрируют его не выходя из дома.
Состоит он из технических и программных средств, которые обеспечивают единый способ электронного документооборота через информационные системы организаций и органов при обмене информацией для оказания муниципальных и государственных услуг населению посредством технологии электронных очередей, не требующей прямого взаимодействия и работающей в асинхронном режиме.
Органы и организации, получающие информацию через электронные сервисы, инициируют запрос, СМЭВ через оператора системы выдает необходимую информацию.
Система электронного согласования является сетью защищенных каналов связи, которые расположены между узлами, которые, в свою очередь, находятся в центрах обработки баз данных Ростелекома. Узел системы (каждый в отдельности) - это шина на Enterprise Service Bus. Каждый участник системы МЭВ является одновременно потребителем и поставщиком информации:
Каждый поставщик, подключенный к СМЭВ, создает электронный сервис, с целью обработки поступающих запросов и выдачи сведений,
Каждый потребитель создает собственный адаптер, способный безошибочно запрашивать информацию и получать ответ.
Оператором системы является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. А за строительство инфраструктуры, как и за технические подробности, отвечает «Ростелеком».
Взаимодействие информационных систем происходит через электронные сервисы, которые реализованы в виде веб-сервисов. Электронные сообщения передаются посредством протокола SOAP поверх HTTP. Электронные подписи передаются в стандартах XMLDsig и PKCS #7. Электронные документы ходят в системе в формате PDF/A, а реквизиты размещаются в XML-файле.
Правила разработки и форматы, применяемые в системе, регламентируются нормативными актами Министерства связи РФ.
Заявитель, обращаясь в СМЭВ должен знать, что органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги не имеют права требовать:
Предоставлять информацию, документы или осуществить действие, не предусмотренное законодательством РФ, регулирующем отношения, возникающие при обращении за муниципальной или госуслугой;
И/или документы, которые находятся в информационных базах органов, осуществляющих муниципальные или госуслуги;
Обращаться в иные муниципальные или государственные органы для получения каких-либо муниципальных или госуслуг, за некоторым исключением, регламентируемым Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2010 г. N 367
"О единой межведомственной информационно-статистической системе"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Создать единую межведомственную информационно-статистическую систему.
3. Установить, что:
оператором единой межведомственной информационно-статистической системы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
координатором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральная служба государственной статистики.
4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить:
а) совместно с Федеральной службой государственной статистики ввод в эксплуатацию до 1 января 2011 г. единой межведомственной информационно-статистической системы и ее дальнейшее функционирование;
б) технологическую возможность включения субъектами официального статистического учета официальной статистической информации в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему.
5. Субъектам официального статистического учета включать официальную статистическую информацию в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему, в соответствии с федеральным планом статистических работ.
6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления в 2010 году, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусматриваемых Федеральной службе государственной статистики и Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в федеральном бюджете на 2010 год на руководство и управление в сфере установленных функций.
7. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период предусматривать выделение бюджетных ассигнований:
а) Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - на обеспечение эксплуатации и функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы;
б) Федеральной службе государственной статистики - на организационно-методическое обеспечение функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы.
Положение
о единой межведомственной информационно-статистической системе
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 2010 г. N 367)
1. Настоящее Положение определяет цели создания, назначение, принципы функционирования и структуру единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - межведомственная система), круг ее участников, их полномочия и обязанности.
2. Межведомственная система представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ (далее - статистические ресурсы).
3. Межведомственная система создается в целях обеспечения доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее - пользователи межведомственной системы) к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.
4. Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.
5. Межведомственная система предназначается для:
а) объединения статистических ресурсов, способствующего их эффективному использованию при принятии управленческих решений и прогнозировании;
б) предоставления пользователям межведомственной системы доступа к официальной статистической информации в электронном виде;
в) обеспечения возможности представления официальной статистической информации в государственные информационные системы.
6. Функционирование межведомственной системы основывается на следующих принципах:
а) актуальность, доступность и открытость официальной статистической информации;
б) единство форматов и технологий представления официальной статистической информации;
в) использование единой методологии формирования метаданных субъектами официального статистического учета;
г) применение единой нормативной и справочной информации и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
д) единство организационно-методического обеспечения;
е) использование электронной цифровой подписи для обеспечения достоверности информации;
ж) обеспечение возможности интеграции межведомственной системы с другими государственными информационными системами.
7. Межведомственная система состоит из программно-технических средств центрального и ведомственных сегментов и включает в себя ведомственные статистические ресурсы, содержащие официальную статистическую информацию, сформированную субъектами официального статистического учета, метаданные, справочники, классификаторы и иное необходимое информационное обеспечение.
8. Применение программно-технических средств центрального сегмента, использующих инфраструктуру общероссийского государственного информационного центра, обеспечивает:
а) размещение, актуализацию и контроль наполнения ведомственных статистических ресурсов;
б) формирование и ведение базы данных официальной статистической информации;
в) предоставление доступа к официальной статистической информации;
г) возможность использования электронной цифровой подписи;
д) интеграцию с другими государственными информационными системами.
9. Применение программно-технических средств ведомственного сегмента обеспечивает взаимодействие субъекта официального статистического учета с программно-техническими средствами центрального сегмента с целью формирования и актуализации официальной статистической информации в ведомственном статистическом ресурсе межведомственной системы.
10. Участниками межведомственной системы являются:
а) координатор межведомственной системы;
б) оператор межведомственной системы;
в) субъекты официального статистического учета;
г) пользователи межведомственной системы.
11. Координатор межведомственной системы:
а) обеспечивает ведение реестра показателей официальной статистики, подлежащих включению в статистические ресурсы, входящие в межведомственную систему;
б) осуществляет мониторинг размещения и актуализации официальной статистической информации;
в) осуществляет мониторинг соблюдения единой методики формирования метаданных;
г) осуществляет мониторинг использования актуальных версий классификаторов и справочников;
д) определяет порядок размещения и актуализации официальной статистической информации;
е) взаимодействует с оператором с целью обеспечения функционирования и развития межведомственной системы;
Анализ рынка: где взять данные?
Начинающие маркетологи, проводящие анализ рынка часто спрашивают о том, где можно найти данные рынков. Разумеется, проще всего приобрести готовое маркетинговое исследование, по рынку, данные о котором вам необходимы. Но при отсутствии денег встает вопрос, на каких бесплатных ресурсах есть данные, которые можно использовать при анализе рынка.
Вариантов достаточно много, сегодня я хочу рассказать о таком недооцененном ресурсе как официальная статистика Федеральной службы государственной статистки, или проще Росстат.
Прежде всего, для маркетолога-аналитика интерес представляет блок «официальная статистика»
Блок «официальная статистика на сайте Росстаста
В основном в него входят статистика по макроэкономическим показателям,
Нажав на любой раздел вы попадаете на страницу официальной статистики, а выбрав нужный пункт меню справа («Содержание») – получите список имеющихся документов и информации.
Набор документов и данных в разделе «Официальная статистика».
Первый блок, сразу под названием раздела содержит ссылки на имеющиеся данные в базах Росстата. Чтобы их увидеть надо нажать на название соответствующего раздела в блоке.
Статистические данные могут быть представлены в различном виде:
Можно посмотреть каждый и выбрать, какими данными вам будет удобнее пользоваться.
Блок «Методология» содержит пояснения о способе получения данных и методиках исследований.
Блок «Оперативная информация» – содержит документы наиболее интересные для оперативной работы аналитика. Сюда попадают последние обработанные данные.
Блок «Официальные публикации» – сборники, подготовленные сотрудниками Росстата и относящиеся к выбранной теме.
Даже в этом разделе есть данные, которые помогут в оценке рынка. В любом случае демографические данные вам, скорее всего, пригодятся.
Если вам нужны более подробные данные по вашему региону можно перейти на сайт регионального отделения Росстата. Сделать это очень просто.
В нижней части сайта находите карту России и выбираете нужную область.
Будут показаны контактные данные, территориального органа Росстата, в том числе и сайт. Перейдя по ссылке, вы попадете на сайт Росстата выбранного региона, структура которого аналогична структуре официального сайта Росстат. Только раздел «Официальная статистика» будет содержать данные относящиеся к интересующему вас региону.
Официальная статистика регионов
Стоит отметить, что на сайтах региональных отделений Росстата состав информации и ее представленность может отличаться. Относитесь к поиску информации, как к исследованию, возможно вам повезет и вы найдете именно те данные, которые вам пригодятся для анализа рынка.
(Единой межведомственной информационно – статистической системе)
Не секрет, что Росстат, а также другие министерства и ведомства собирают большое количество данных. Они содержатся в отчетах, которые предприятия обязаны предоставлять в органы статистики. Можно ли на сайте Росстата найти эти данные? Ответ – да, большинство данных, которые Росстат собирает с предприятий, находятся в открытом доступе. При их поиске есть две проблемы
Попробуем разобраться.
Все данные (ну, или те, которые Росстат решил предоставить для свободного доступа) хранятся в Единой межведомственной информационно – статистической системе (ЕМИСС). Для работы с данными создан специальный сайт ЕМИСС . Даже если вы не знаете адреса, найти его достаточно просто. Ссылка на него есть на сайте Росстат, в разделе Базы данных. Путь показан на картинке.
Нажав на пункт «ЕМИСС» мы попадаем на страницу, все содержание которой – ссылка «Единая межведомственная информационно – статистическая система (ЕМИСС)», с описанием.
Содержит официальную статистическую информацию, формируемую субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ. ЕМИСС создана и введена в эксплуатацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2010г. № 367.
И предупреждением, что через браузер Microsoft Internet Explorer с системой лучше не работать.
Сайт ЕМИСС — Единая межведомственная информационно – статистическая система
Но найти в нем данные, если вы не знаете, что дочно ищете непросто.
Чтобы облегчить себе задачу снова идем на сайт Росстата и ищем ссылку на реестр ЕМИСС.
Даю подсказку – его можно скачать по ссылке, которая скрывается в разделе «Статистический инструментарий» за последней кнопкой справа:
Раздел находится прямо под картой с территориальными отделениями Росстата, о которой мы уже говорили.
Нажав на кнопку, вы скачаете файл excel, содержащий список данных, которые находятся в системе. Впрочем, вы можете скачать его прямо из статьи, кликнув на картинку. Все что вам остается – посмотреть, какие данные могут пригодиться вам для анализа рынка.
Реестр ЕМИСС
Для этого посмотрите колонку «Наименование» в ней перечислены данные, которые представлены в соответствующем разделе ЕМИСС. Колонка 2 отчета подскажет, из какой отчетной формы эти данные получены.
Наконец, колонка D – даст код, по которому эти данные можно найти в системе ЕМИСС.
Например, взяв код 9300770 показателя «Количество малых и средних предприятий» и, введя его в окно поиска, видим ссылку на нужный отчет и можем его открыть.
Очень удобно, что данные можно скачать в формате EXCEL, что позволяет их обрабатывать самостоятельно.
Как видите, найти данные рынков не так и сложно. Важнее умение их применять для анализа рынка, который интересен именно вам.
Успехов в поиске данных и анализе!
Присоединяйтесь к группе «