Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Использование радаров гибдд. Переносные радары под запретом.

Использование радаров гибдд. Переносные радары под запретом.

15.09.2016 10:14

Региональные управления Госавтоинспекции возобновляют использование ручных радаров для замера скорости на дорогах. Полицейские доработали мобильные комплексы: теперь инспекторы не могут самостоятельно стирать видеозаписи о нарушениях ПДД, а значит, вымогать взятки.


РИА «Новости»

Напомним, по указанию Владимира Колокольцева с 10 июля до «особого распоряжения» было прекращено применение инспекторами ГИБДД мобильных комплексов, фиксирующих нарушения ПДД в ручном режиме (радары типа «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и другие). Ранее приборы нередко использовались инспекторами для вымогания взяток, после чего записи с них стирались. В распоряжении министра оговаривалось, что использование устройств допускается только по решению руководства региональной полиции при условии, что будет утвержден порядок применения радаров и «обеспечены меры», исключающие возможность удаления записей.

Ставропольский край стал одним из первых регионов, где радары вернули инспекторам. Решение было принято еще в августе, после ДТП с девятью погибшими: в «исключительных случаях» приборы разрешили использовать сотрудникам 3-го спецвзвода спецроты ГИБДД. Речь идет о подразделении, обслуживающем трассу «Кавказ». Радары применяются только во время спецрейдов по контролю за нарушителями скоростного режима, причем останавливают водителей, превысивших лимит более чем на 40 км/ч. Как заверили “Ъ” в региональном УГИБДД, техника используется не просто в исключительных случаях, но и под особым контролем, «исключающем проявления коррупционного характера». Ранее начальник УГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов заявлял, что за работой инспекторов следят сотрудники собственной безопасности.

В Кемеровской области сотрудники автоинспекции возобновили применение ручных радаров с середины августа: это произошло после того, как был разработан и утвержден порядок использования приборов. Документ, в частности, четко определяет действия инспектора и «исключает факты некорректной передачи или искажения показателей работы приборов», заявили “Ъ” в региональном УГИБДД.

Решение возобновить использование мобильных радаров принято и министром внутренних дел Татарстана Артемом Хохориным. «Анализ аварийности за истекший период показал, что количество ДТП по причине превышения установленной скорости движения увеличилось в два раза, количество погибших — в три раза, — объяснили в полиции. — В связи с этим было принято решение о возобновлении использования сотрудниками ГИБДД мобильных средств». Теперь инспекторы будут применять приборы «Амата» (всего их 145 в распоряжении ГИБДД): удалить сделанную запись можно только с помощью пароля администратора. «Инспектор во время несения службы или после не может корректировать информацию, которая хранится на жестком диске, — заверил замначальника регионального УГИБДД Рустам Ибрагимов.— Мы в данном случае исключаем возможность коррупционных проявлений».

«Не вижу связи между применением радаров и возросшим количеством аварий, — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Если говорить про трассы, то там чаще причиной тяжких ДТП является не только превышение скорости, но и выезд на встречную полосу. Поэтому возникает вопрос, где все-таки больше будет мобильных камер — на трассах или в самой Казани? В городе с прошлой недели стали повально устанавливать знаки ограничения скорости "40 км/ч". Подозрительно, что это совпадает с объявлением об использовании ручных радаров».

«Совсем убирать мобильные комплексы с дорог нельзя, потому что стационарные камеры поставить везде невозможно. Водители запоминают их расположение и начинают тормозить только в одном месте, — говорит один из разработчиков ГОСТа для камер Григорий Шухман. — Если программное обеспечение действительно модифицировали и исключили стирание записей, будем надеяться, что их будут применять для отлова нарушителей, а не для пополнения кармана инспектора».

В ряде регионов сотрудникам Госавтоинспекции запретили использовать ручные радары . Решение было принято на базе приказа главы Министерства внутренних дел Владимира Колокольцева «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции». Как ясно из названия, главной целью письма стала борьба с коррупцией среди сотрудников ГИБДД.

Несмотря на то, что содержание документа раскрыто не было, основная его цель, согласно пресс-службе ГИБДД, заключается в упорядочение процедуры применения сотрудниками подразделений Госавтоинспекции мобильных средств правил дорожного движения для обеспечения контроля и законности при осуществлении правоприменительной практики. В документе глава МВД позволил региональным управлениям самостоятельно решать будут ли у них использоваться ручные радары или нет, некоторые области и регионы тут же их запретили.

Больше не будут использовать ручные радары в Ростовской и Самарской областях, в Краснодарском крае под запрет попали все радары, в которых можно вручную стереть данные. Примечательно, что за нарушение запрета инспекторы могут понести серьезное дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения.


Мнения экспертов относительно таких запретов разделились. Одни уверены, что запрещать нужно было раньше, ведь у ручных радаров были серьезные погрешности и это время от времени подтверждается курьезными случаями, когда водителей Газелей уличают в превышении скорости в городском потоке более чем на 150 км/ч. Плюс ко всему приборы фиксации превышения скоростного режима в которых была возможность удалять данные предоставляли нечестным сотрудникам целое поле для обманных схем. Что позволяло зарабатывать на нарушителях в свой карман, все равно никто ничего не узнает.

С другой стороны, разработчики уверяют, используемые ручные приборы фиксации- это современные устройства, обладающие серьезной защитой от взлома и незаконных манипуляций. Их невозможно использовать во вред. Плюс к этому в некоторых ситуациях использовать ручные радары гораздо удобнее, в пример приведены горные серпантины, на которых водители нередко совершают запрещенные обгоны.

И наконец, последний плюс этих радаров, - они недорогие, из-за чего для многих регионов с дефицитом бюджета это единственный приемлемый вариант закупок.

Компактные переносные радары для считывания скорости автомобиля в движении, так любимые сотрудниками ДПС и так ненавидимые автовладельцами, оказались под запретом. Правда, пока только в нескольких регионах, но не исключено, что эта практика распространится на всю страну. СМИ вчера сообщили, что такое письменное распоряжение дал глава МВД.


Как выяснил корреспондент "Российской газеты", около месяца назад министр внутренних дел Владимир Колокольцев дал устное указание навести порядок в этой и других сферах деятельности полиции, вызывающих сомнения. Был выпущен ряд мер, которые должны снизить коррупционные риски. Среди них оказалось и указание главы МВД в адрес дорожно-постовой службы и ГИБДД о необходимости ограничить использование приборов, позволяющих корректировать информацию.

Речь идет о ручных приборах замера скорости в форме пистолета только с экраном вместо прицела. Такие радары особенно часто дорожные полицейские использовали на загородных трассах. Как правило, сотрудник при этом был не виден приближающемуся автомобилисту. Он выныривал из-за преграды. Если скорость на приборе отражалась с превышением допустимых нормативов, страж правопорядка останавливал такой автомобиль и демонстрировал водителю показатели радара. Вот только показатели эти часто не совпадали с теми, что водитель видел на своем спидометре. Но с представителем закона спорить сложно.

Стоит отметить, что к работе ручных радаров накопилось очень много претензий, причем не только у автолюбителей, но, как оказалось, и у руководства МВД. Дело в том, что данными в таких приборах легко манипулировать. В итоге нерадивые сотрудники набрасывали недостающие для нарушения водителю километры. Бывали случаи, когда сотрудник фиксировал реальное нарушение скоростного режима каким-то автомобилистом, а затем цифры с радара демонстрировал всем последующим остановленным водителям.

Еще одна серьезная претензия полицейского руководства к работе ручных радаров заключается в том, что данные с них можно легко удалить. То есть решение о наказании нарушителя скоростного режима единолично принимает инспектор. Он может как зафиксировать нарушение и оформить его положенным образом, так и стереть информацию, если его об этом "хорошо попросит" водитель-нарушитель.

Некоторые регионы на указание главы МВД отреагировали очень быстро и сразу запретили все ранее применяемые переносные устройства фиксации скорости. Отмечалось, что это Ростовская и Самарская области, а также Краснодарский край.

При этом официально в Ростовском управлении ГИБДД решение об отмене радаров комментировать вчера не стали. "Сейчас с ручными радарами практически никто и не работает, - рассказал "РГ" опытный сотрудник местной ГИБДД. - В основном инспекторы выезжают на ДТП. А на линиях, постах и тем более в кустах уже не стоят".

Главный коррупционный риск заключается в том, что любую информация с радара можно легко стереть

"В Ростовской области инспекторы ГИБДД действительно злоупотребляли ручными радарами, особенно это было распространено, когда на радарах не было видеофиксации, - рассказал "РГ" координатор Всероссийского движения "Я езжу по правилам" Олег Стречень. - Старые модели приборов были технически несовершенны, имели огромную погрешность. Технологии с тех пор сильно усовершенствовались, да и водители стали более грамотными, поэтому, насколько я вижу по числу обращений, эта проблема сходит на нет".

В главке МВД по Краснодарскому краю также отказались официально прокомментировать решение о запрете радаров. По словам местных правозащитников, запрет ручных радаров хорош тем, что снизит те лазейки, которые позволяют инспекторам ГИБДД при общении с водителями трактовать ситуацию на дорогах в свою пользу.

В Самарской области же и вовсе запрет, похоже, не начал действовать. Как пояснили "РГ" в пресс-службе облуправления ГИБДД, документ от вышестоящего руководства получен, но в работе инспекторов ничего не изменилось: "Все приборы с видео- и фотофиксацией, имеющиеся на балансе, используются".

По словам местного правозащитника Сергея Слюсарева, радаров старого образца, которые в народе называют "фенами" на дорогах области в руках инспекторов никто давно и так не видел.

Автоэксперты в целом положительно оценили инициативу главы МВД. "По сути это защита тех людей, которые едут в отпуск на машине", - сказал агентству РИА Новости координатор общества автолюбителей Петр Шкуматов. - К примеру, в Воронежской области стоят мобильные комплексы фото- и видеофиксации, они просто работают, там нет никакого вымогательства".

Известный автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков также поддержал запрет ручных радаров, поскольку эти устройства, по его словам, нередко используются в коррупционных целях. "Я скорее за запрет ручных "спидганов", поскольку они мотивируют инспекторов прятаться, не предупреждать правонарушение, а дожидаться его совершения, а уже потом его пресекать и наказывать", - сказал Лысаков ТАСС.

Напомним, приборы для замера скорости ГАИ СССР начала использовать еще в 1960-х годах - в частности, такие модели, как "Фара" и "Барьер". По мере совершенствования радаров в них появилась функция видеозаписи и привязка к GPS-координатам. В настоящее время полицейские используют такие модели радаров, как "Беркут-Виза", "Сокол-Виза", "Визир", "Визир-2М", "Бинар", и некоторые другие.

Исключив из арсенала переносные радары, МВД, видимо, делает ставку на стационарные комплексы фиксации скоростного режима. Сейчас в стране работают более 10 тысяч видеокамер, некоторые из которых фиксируют не только скорость, но и выезд на встречную или выделенную полосы, проезд на красный свет и другие нарушения ПДД. Число таких комплексов постоянно растет. Кроме того, полицейские активно используют комплексы видеофиксации, установленные в служебных автомобилях. В таких комплексах вся информация сохраняется, и инспектор не может внести в нее коррективы.

Важная новость для автомобилистов: инспекторам ГАИ вновь выдали ручные радары - специальные приборы, чтобы отслеживать превышение скорости. Почти год их не использовали, и вот теперь решили вернуть с обновленной «прошивкой», которая, как утверждается, позволяет избежать неправомочных действий со стороны полицейских. Раньше они могли манипулировать данными, и именно это послужило поводом для запрещения использования радаров.

Они вернулись! На российских дорогах без широкой огласки вновь появились ручные радары. Картина привычная – вооруженный прибором инспектор высматривает в потоке нарушителя. Измеритель скорости громко реагирует на превышение.

Радары старые, прошивка новая. Специальное программное обеспечение для ручных радаров разработчики выпустили после фактического запрета на пользование приборами. Распоряжение МВД появилось в июне прошлого года. Главной причиной повсеместного изъятия радаров назвали борьбу с коррупцией. Как следствие, с дорог на время исчезли так называемые «засады в кустах». Затем оборудование модернизировали и выдали инспекторам.

«Главное отличие данного прибора в том, что в него внедрена новая система, он является антикоррупционным. То есть, внесение инспектором изменений или удаление какой-либо информации невозможно. Данный прибор сразу блокируется», - поясняет инспектор ДПС Евгений Васьков.

Прибор теперь работает в автоматическом режиме – запись сама включается, когда в кадре появляется нарушитель. Количество постановлений и протоколов должно соответствовать числу выявленных обновленным радаром превышений скорости.

Федеральная трасса «Кавказ». Ручной радар установлен на панели приборов в автомобиле. Машина без специальной раскраски стоит на обочине – так называемый скрытый патруль. Нарушения выявляет один экипаж, через пару километров останавливает другой.

Ставрополье, Ханты-Манскийский округ, Иркутская, Псковская, Тюменская области - регионов, где стали вновь использовать ручные радары, пока не так много. Реакция у большинства водителей одинаковая – автомобилисты не скрывают удивления. Многие уверены, что приборы все еще под запретом, и практически у каждого из них найдется история, когда продемонстрированные инспектором цифры вызывали сомнения.

«Они и сейчас могут мухлевать, это точно такой радар, вот точно такой радар под Екатеринбургом год назад был. У меня скорость была, я только с заправки вышел, 73 километра это максималка была, а он мне 103 показывает. Я говорю, это что такое? Он говорит – докажете, будете… так в тупую. Я достал флешку на планшет, показал ему, ребята, смотрите», - рассказывает водитель из Тюменской области Вячеслав.

«Я с этим столкнулся еще в Волгограде. Стоит инспектор просто на дороге. Как ему заблагорассудилось, так он его и направляет. Что он там показывает, как он там показывает, вообще не понятно», - недоумевает Роман из Ставропольского края.

Некоторым автолюбителям удалось доказать в суде, что недобросовестные инспекторы намеренно изменяли настройки. Например, выставляли на радаре режим попутного измерения скорости вместо встречного. В кадре был изображен один автомобиль – он ехал навстречу патрулю, а скорость фиксировалась у машины в соседней, обратной полосе. В обновленном приборе все манипуляции инспектора фиксируются, и подобные ситуации уже не должны повториться.

В региональных ГИБДД заявляют, что возвращение радаров – мера необходимая. Каждая третья авария отчасти происходит из-за превышения скорости. Только на Ставрополье за три месяца этого года погибло и пострадало больше людей, чем за весь 2016 год. Поэтому скрытые патрули с ручными радарами теперь будут на трассах появляться все чаще.

Власти запретили в некоторых регионах России инспекторам ГИБДД использовать ручные радары, чтобы фиксировать нарушения правил дорожного движения. На решение принять такие меры повлияло письменное обращение В. Колокольцева (глава МВД), в письме он закликает, таким образом, начать борьбу с коррупцией, которая процветает среди сотрудников Госавтоинспекции. Так в каких регионах ГИБДД запретили использовать ручные радары?

Первыми, кому пришлось прекратить использовать этот прибор, стали работники Госавтоинспекции Самарской и Ростовской областей, а также, Самарского края. Данный закон вступил в силу в нынешнем году больше месяца назад (10 июля). Наверняка, водителям новый законопроект пришелся по - душе, чего не скажем о самих работниках дорожной автоинспекции. Согласно постановлению, инспекторы не имеют права применять те радары, на которых можно стереть вручную всю информацию. В список запрещенных моделей вошли:

  • «Визир-2М»;
  • «Сокол-Виза»;
  • «Беркут-Виза»;
  • «Визир»;
  • «Бинар».

Те госавтоинспектора, которые ослушаются и будут продолжать использовать ручной радар, понесут дисциплинарную ответственность, либо их просто уволят с работы. Совсем неплохой вариант для уменьшения коррупционеров на отечественных дорогах.

С принятием нового закона, использование ручных радаров сегодня является серьезным правонарушением, и виновники будут наказаны, в случае нарушения данного соглашения. Согласно нововведениям, инспектора Ростовской и Самарской области не вправе штрафовать водителей с помощью вышеперечисленных моделей. В каких регионах ГИБДД запретили использовать ручные радары, теперь известно. Распространиться ли запрет на другие регионы России, пока не понятно. Эксперты разделились на два табора, и каждый из них имеет свое мнение по поводу использования этих приборов. Некоторые считают, что этот запрет давно уже нужно было ввести, ведь на ручных радарах можно накрутить любые показатели скорости. Что, собственно говоря, многие инспектора и делали, чтобы заработать как можно больше денег. Сейчас, «стражи дорог» не смогут зарабатывать деньги только для себя.


Против применения устройств выступили многие производители ручных радаров. Они утверждают, что современные устройства защищены от удаления и изменений. То есть, дорожный инспектор не сможет незаконно использовать аппарат против водителя. К тому же, есть места, где без такого оборудование не обойтись, в основном это горные дороги.

Первыми устройствами, позволяющими замерять скорость еще в конце 1960 в начале 1970 -гг. начинали пользоваться ГАИ СССР. С тех пор прошло много времени, и современные устройства усовершенствовались, получили функцию видеозаписи и привязку к GPS-координатам. Но, такие приборы помогали дорожным гаишникам зарабатывать немалые деньги. Вам известно в каких регионах ГИБДД запретили использовать ручные радары и если ситуация в других областях РФ не улучшится, там так же будут бороться с «нечестными» инспекторами. В 2000-х годах российские власти начали активно препятствовать коррупции, и предложили новые системы автофиксации правонарушений. Спустя восемь лет в КоАП РФ внесли новые изменения, согласно которым, работники ГИБДД обязаны были высылать на почту правонарушителя уведомление о штрафе, которое зафиксировал автоматический комплекс.


На сегодняшний день на отечественных дорогах используют больше десяти тысяч таких камер. Эти устройства фиксируют не только превышение скорости, но и выезд на встречную или выделенную полосу, проезд через железнодорожные пути и многое другое. В текущем году, с помощью таких автоматических систем наблюдения, водителям, которые нарушили, было выписано 26 млн. штрафов на основании данных, полученных с камер. Но, не смотря на это, многие гаишники до сих пор используют старые ручные приборы.