Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Почему провалились продажи LADA Vesta. Как продать руководству отчет о провале продаж

Почему провалились продажи LADA Vesta. Как продать руководству отчет о провале продаж

22 сентября в странах первой волны стартовали продажи iPhone 8. Тем же вечером ценители биржевых сводок задохнулись от возбуждения, читая новости о том, как рухнула капитализация Apple.

Если до премьеры речь шла о том, что скоро компания будет стоить триллион долларов, то через 10 дней после презентации всё поменялось: котировки снизились с 830 до 780 миллиардов. Это крайне существенно – например, если бы такой казус случился с Ford, корпорации бы просто не стало.

Ведущие мобильные аналитики тут же связали сиюминутный крах Apple с серостью iPhone 8 – аппарата, который почти не отличается от «семерки». Возможно, в такой точке зрения имеется своя правда, но если взглянуть на реакцию биржи на дебюты всех iPhone, начиная с первого, то окажется, что закономерности не существует – общие впечатления от смартфонов редко коррелируют с котировками акций.


Первый iPhone унижали за сумасшедшую цену (500 долларов), отсутствие 3G, нехватку физических клавиш и сырую iPhone OS – в то время её и правда можно было критиковать изо всех сил. Конкуренты (от Nokia до BlackBerry) топтались на Джобсе, Артемий Лебедев не понимал, как пользоваться таким телефоном за рулем, а Эльдар Муртазин наваял гигантский список претензий. Но падение в акциях было крошечным – тот iPhone не превратил Стива в лузера.

После iPhone 3G снижение было уже заметнее, но его связывали не со смартфоном, а с тем, что Джобс провел премьеру после тяжелейшей болезни. Со сцены исхудавший и побледневший сооснователь Apple рассказал о том, что новая модель выйдет на международный рынок (в том числе, в Россию) и будет работать в 3G-сетях. Преимуществ оказалось слишком мало – опять падение.

Зато после релиза iPhone 3Gs акции устремились вверх. Учитывая, что шел 2009 год, и с рынка еще не пропала Nokia, у которой дизайн флагманов менялся раз в шесть месяцев, триумф Apple получился историческим: в Купертино трижды сыграли на одном дизайне, но вышли в плюс за счет улучшенной камеры, мощного (по тем временам) процессора и доработанной ОС.


Субъективно переход от iPhone 3Gs к iPhone 4 кажется путешествием во времени: «четверку» оборудовали божественным экраном, сексуальным стеклянным корпусом, шикарной камерой и производительным чипом. На акции повлиял то ли слив (iPhone засветился задолго до ивента), то ли дефицит, но факт в том, что чисто номинально тот дебют оставался самым ужасным вплоть до появления iPhone 8. Рекорд по падению (почти 3%) держался семь с лишним лет.

Тренд на безумие продолжил iPhone 4S: во время презентации акции слегка упали, но потом умер Стив Джобс, и 14 октября 2011 года (через 10 дней после анонса) стоимость одной ценной бумаги достигла 422 долларов (+13 с лишним процентов). Поразительно, что скучный 4S (голосовой помощник и новый процессор) до сих пор остается самым успешным релизом Apple в контексте биржи.

После той модели стоимость акций колебалась уже не так значительно. Допустим, iPhone 5 критиковали из-за того, что это всего лишь удлиненный iPhone 4S, но биржа проигнорировала эти претензии. Тот же сценарий – с iPhone 5s: весь рынок уже был захламлен пятидюймовыми флагманами, но Apple простили четырехдюймовую модель.

Шестое поколение убивали за полоски и выступ камеры, 6s на The Verge назвали худшим по дизайну после iPhone 3Gs, от «семерок» не плевались только самые преданные фанаты, но курс акций после поступления этих устройств в продажу менялся всего лишь в пределах пяти процентов.

Вывод очень прост.

Обвал, вызванный iPhone 8, логичен, если рассматривать его в отрыве от предыдущих релизов, но изучать вопрос нужно глобальнее.

В том, что курс акций серьезно подсдулся, виновата на «восьмерка», а исключительно iPhone X – Apple впервые настолько откровенно и нагло применила схему с вице-флагманом (iPhone 5c не в счёт), поэтому от биржи стоило ждать чего-то подобного.

Дело не в смартфоне, а в наших ожиданиях (и наших проблемах).

Что делать дальше?

С одной стороны, сейчас можно затариться акциями Apple (они дешевле, чем биткоины) и ждать, когда выстрелит iPhone X.


С другой стороны, Х тоже непредсказуем: вполне вероятно, что из-за взлет курса уже не будет таким эффектным, как сентябрьское крушение графика.

Поэтому за суетой вокруг акций лучше наблюдать со стороны и не воспринимать её всерьез: этот график двигается практически рандомно и не дает никакого представления о качестве продуктов.

Бывает, что результаты квартала, а то и целого года активной деятельности не радуют. Не получилось продать столько, сколько планировалось! Или прибыли катастрофически нет. Собственнику бизнеса в этой ситуации пригодится сильный коуч, или можно еще квартиру продать (шутка). Наемному руководителю продаж в какой-то степени проще. Грамотно представив результаты своей работы владельцу компании, он может получить новый шанс.

Итак, картина безрадостная… Получив плохие бизнес-результаты, собственник видит четыре альтернативы:

– Закрыть бизнес, как неперспективный. Недостаток средств на продолжение инвестиций, кстати, также может повлиять на отнесение направления к тупиковым.

– Сменить команду.

– Изменить организацию и/или интенсивность работы.

– Подождать, пока все наладится.

Наемного управленца устроят только варианты три и четыре. А хорошего – только вариант три. На нем и сосредоточимся. Что я как собственник компании предпочел бы услышать в сложной ситуации от руководителя отдела продаж?

  • Точные выводы. Без попыток маскировать действительность, но и без уныния, опускания рук. Например: «Неверно оценили сегмент, переориентировались на другой только в конце периода». Или: «Объем продаж снизился, но рентабельность продаж на 5% возросла». Но! Маскировка провалов «хитрыми графиками», ссылками на внешние причины или уходом в детали будет работать недолго. Собственник согласится терпеть раскачку или перестройку отдела один-три квартала, не больше.
  • Четкий разбор причин неуспеха. Чего и почему не хватило – идей, людей, денег, технологий, усилий? Объяснение должно быть конкретным и по возможности без эмоциональной окраски. Мало кто из собственников хочет услышать: «Как я и думал», «Как я и говорил», или «У нас все не так». Обратите внимание: если причин больше трех и все веские, то это в глазах собственника уже смахивает на профнепригодность. Важно: избегайте без крайней необходимости апелляции к внешним причинам: не сезон, рынок на спаде, неурожай в Непале... Во время отсчета все это звучит неубедительно. Раньше нужно было думать.
  • Кто и как компенсирует компании провал? Хотя бы морально. Я не жажду крови, но признание персональных недоработок считаю справедливым и правильным для всех сторон. Хороший руководитель продаж предложит даже лишить себя части или всей премии. Хороший собственник этого делать не будет, но оценит.
  • План выхода из кризиса . Он должен быть реальным и детальным, и я должен поверить в этот план также, как верит в него автор. Важно, что в большинстве случаев обещание «работать больше» ситуацию не исправит. Важнее работать по-новому. Например, пересмотреть ценовую политику компании, внедрить независимый контроль качества работы менеджеров, поставить на регулярную основу обучение продавцов. Собственник должен увидеть готовность руководителя отдела продаж управлять по-новому. Скорее всего выработка новой стратегии потребует перехода к другим принципам планирования или даже привлечения внешнего консультанта. Так что готовьтесь убеждать и быть убедительным.
  • Сравнение ситуации в компании с рынком. Провалил продажи – покажи, как обстоят дела на рынке в целом и у конкурентов в частности. Потрудись найти источники данных и сравнить сравнимые показатели. Общий упадок рынка может тебя оправдать. Но есть большое второе «но»! Если у конкурентов все идет слишком хорошо, этот пункт лучше опустить.
  • Показать достижимые перспективы. Если за период был сделан хороший задел на ближайшие один-два квартала, то это важно продемонстрировать. Но с деталями. Комментарий «Вышли на рынок нового региона с хорошим потенциалом» без цифр смотрится жалко. Не стоит сильно упирать на внутренние достижения типа «сформировали сильный отдел» . На фоне низких продаж это скорее раздражает. Обнадеживающие прогнозы и перспективы подавайте в конце презентации, чтобы закончить на позитиве.
  • И последнее. Озаботьтесь качественным оформлением и четкой структурой презентации отчета. В идеале она не должна расползаться более, чем на 20 слайдов (15 слайдов – еще лучше!), а ход мысли не должен теряться. Не затягивайте вступление, быстро говорите о результатах. Потом – о выводах, и в заключение – о плане действий и новых целях . И не забывайте проверять все виды ошибок. Хорошее оформление и подача подсластят даже самую горькую пилюлю слабых результатов. Примеры хороших презентаций легко найти в интернете, например на ресурсе Slideshare.net. Но еще одно «но»: не слишком увлекайтесь наведением красоты, презентуя неудачные результаты.

Рыночная капитализация корпорации Apple за десять дней, прошедших с момента презентации новых iPhone, снизилась почти на 50 миллиардов долларов, сообщает CNBC со ссылкой на расчеты аналитиков.

Накануне презентации (состоялась 12 сентября) капитализация Apple составляла 834,9 миллиарда долларов, а к моменту закрытия торгов на биржах 22 сентября суммарная стоимость акций компании снизилась до 782,5 миллиарда долларов. Потерянная сумма - это больше, чем стоимость таких компаний, как eBay, Target или Ford Motor.

Впрочем, эксперты обращают внимание на тот факт, что акции Apple, несмотря на значительное снижение котировок, все равно стоят на 30 процентов больше, чем год назад.

Как пишет Financial Times , 22 сентября акции Apple упали на 1,5 процента, а с понедельника они упали в общем на более чем 5,2 процента. Это сильнейшее падение с 29 апреля 2016 года.

Издание отмечает, что причина падения акций - в низком уровне продаж новых iPhone 8 и iPhone 8 Plus (продажи устройств в ряде стран стартовали 22 сентября). Их дизайн такой же, как у предыдущего поколения, за исключением стеклянной задней крышки, дающей возможность беспроводной зарядки.

Между тем, как считают эксперты телеканала Fox Business, тот факт, что покупатели не спешат приобретать новые iPhone 8 и iPhone 8 Plus, может быть позитивным знаком для Apple. Телеканал отмечает, что спрос на новые смартфоны, которые обычно "разлетаются" с полок магазинов, сейчас едва теплый.

По словам аналитика банковского холдинга Morgan Stanley Кэти Хуберти, любой застой в продажах iPhone 8 может сигнализировать потенциально больший спрос на iPhone Х. "С финансовой точки зрения, это наилучший исход", - приводит ее слова РИА Новости . Хуберти заявила, что продажи более дорогой и рентабельной модели увеличат выручку.

Тем не менее, некоторые покупатели iPhone 8 в Пекине, где очереди за новинкой также были невелики, рассказали, что iPhone Х не стоит ожидания. Другие, наоборот, посчитали, что покупать этот, хоть и более дешевый, смартфон не стоит, поскольку он мало чем отличается от предыдущей версии. Так или иначе, показатели Apple будут немало зависеть от спроса в Китае, передает Fox Business.


В китайском городе Ханчжоу в местный Apple Store за последним гаджетом от Тима Кука пришли всего два человека. shanghaiist.com


А это фото сделано в день старта продаж "яблочных" гаджетов во французском Apple Store. Twitter

Ряд экспертов рассматривают модели iPhone 8 и iPhone 8 Plus как инструмент хеджирования в Apple. Выпуском этих смартфонов компания может пытаться удержать клиентов, более чувствительных к высокой цене и не готовых потратить тысячу долларов на новый девайс.

iPhone Х появится в продаже 3 ноября. Его цена начинается от 999 долларов. Это самый дорогой айфон в истории Apple.

Как и предполагал портал «АвтоВзгляд», многообещающая (но только по мнению самих создателей) . Из 5000 автомобилей, которые намеревался продать , дилерам кое-как удалось избавиться от 2800 машин. Причем основная доля покупателей пришлась на Москву и Санкт-Петербург - иными словами, в регионах от новинки массово отказались. Не трудно догадаться, что для Волжского автозавода это стало ударом ниже пояса, ведь, как известно, основной акцент в продвижении своих моделей вазовцы ставят на региональных потребителей. Так до настоящего момента и было: уходили в российскую глубинку эшелонами. Еще бы - доступные по стоимости, неприхотливые в эксплуатации и легко ремонтируемые. Однако с появлением «Весты» все изменилось: народ банально испугался ее кусающих прайс-листов. Скажем больше - люди возмутились! Что, в общем-то, вполне оправдано: как может стоить «Лада», пусть и примерившая и пару а-ля современных прибамбасов, 600 000 - 700 000 «деревянных» (базовую версию за 514 000 рублей, напомним, купить практически невозможно)?

Безусловно, Vesta - , которые мы привыкли любить, но больше ненавидеть - она лучше. Но до западных конкурентов, прекрасно зарекомендовавших себя с эксплуатационной точки зрения, ей, как АВТОВАЗУ до сокращения убытков! Поэтому потребители справедливо отдают предпочтение . Во всяком случае, за те же деньги у иномарок ничего не отваливается и не хрустит. Да и для прогрева зимой им не требуются несколько часов, как «Ладе».


Другими словами, спасти новую LADA может лишь ее удешевление, но из-за неоправданно странной маркетинговой политики компании об этом говорить не приходится. Создается впечатление, что менеджмент преследует цель поскорее развалить завод и полностью отдать бюджетный сегмент рынка французам . Тем более, что АВТОВАЗ продолжает утопать в долгах и банально не в состоянии отчитаться о потраченных средствах ни перед акционерами, ни перед властями. К слову, продажи тольяттинской продукции в минувшем году упали на 30,5%. Думаете,

С момента дебюта долгожданного седана Lada Vesta прошло уже более четырех месяцев. Срок сравнительно небольшой, но даже он позволяет сделать первые выводы относительно дальнейших перспектив новинки. И, как бы ни хотелось это признавать, они не утешительны. Спрос на Lada Vesta оказался значительно ниже ожидаемого и предпосылок к тому, чтобы в ближайшее время сложившаяся ситуация изменилась кардинальным образом, нет. Выходит, что АвтоВАЗ в очередной раз вывел на рынок «полуфабрикат», который просто не в состоянии выдержать конкуренцию? В том-то и дело, что нет.

Журналисты, получившие возможность протестировать автомобиль практически одновременно с началом
его продаж, в один голос заявили, что Vesta практически ни в чем не уступает своим многочисленным конкурентам. Мало того – по ездовым характеристикам, объему багажника, запасу свободного пространства у многих из них она выигрывает.

И ведь не сказать, что журналисты поспешили выдать желаемое за действительное. Тысячи рядовых автолюбителей, которым довелось совершить хотя бы короткий тест-драйв Vesta, согласились с тем, что седан от АвтоВАЗа вполне можно ставить в один ряд с Volkswagen Polo,Hyundai Solaris и Kia Rio.

Казалось бы, после этого за Vesta должны были выстроиться очереди. Но не выстроились. Отечественный автомобиль не может стоить дорого – для подавляющего большинства наших автолюбителей это аксиома. А Lada Vesta оказалась хоть и немного дешевле своих основных конкурентов, но большинство покупателей сочли, что ценник на нее завышен. Зачем покупать Lada, если можно немного доплатить и уехать на новеньком Volkswagen Polo или . И пусть оснащены они будут чуть хуже, но это будет настоящий немецкий или корейский автомобиль.

Получается, что весьма солидный уровень базового оснащения, который изначально был воспринят как один из основных козырей Lada Vesta, одновременно является и слабой стороной отечественного седана. Очень похвально, что на АвтоВАЗе решили уже в базовой версии Vesta устанавливать систему помощи при старте в гору и систему стабилизации, но очень многие автолюбители с радостью отказались бы от этих «помощников» взамен на более низкую стоимость самого автомобиля.

Теоретически можно предположить, что на АвтоВАЗе решили сделать ставку на жителей крупных городов, доходы у которых заметно выше средних по стране и для которых стоимость Lada Vesta не кажется через чур завышенной, но тут мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Жителям мегаполисов ежедневно приходится стоять в пробках и большую часть времени передвигаться в режиме старт-стоп. А для таких условий нужен автомобиль пусть и с архаичной, но автоматической коробкой переключения передач. Таковой у Lada Vesta нет.

Заменой «автомату» должна была стать роботизированная трансмиссия AMT, но уже после первых поездок на Vesta с «роботом» стало понятно, что полноценной альтернативой «автомату» стать он не в состоянии. Зачем мириться с нелогичными переключениями, толчками и прочими минусами, если на рынке полно «бюджетников», для которых доступна автоматическая трансмиссия.

Не в пользу «робота» AMT сыграл и тот факт, что на данный момент можно только догадываться о том, насколько большим окажется его ресурс. Справедливо это и для автомобиля в целом. Если в случае с Polo или Solaris покупатели уже имеют полное представление о слабых местах автомобиля, что позволяет им рассчитывать на определенный уровень затрат на послегарантийные ремонты и обслуживание, то оценить уровень надежности Lada Vesta пока невозможно. Платить из своего кармана за возможные конструкторские просчеты многие покупатели, что вполне естественно, не хотят, поэтому и не решаются сделать свой выбор в пользу Vesta.

Совокупность всех этих факторов и привела к тому, что очереди за Lada Vesta не выстроились. При столь высокой конкуренции мало предложить автомобиль с азартной управляемостью, достойным комфортом и стильным интерьером. В первую очередь он должен отвечать запросам потенциальных покупателей. У Lada Vesta пока с этим проблемы. Благо, что исправлять собственные ошибки на АвтоВАЗе умеют.