Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Методы сжатия информации. Сжатие данных без потерь. Алгоритм Хаффмана

Методы сжатия информации. Сжатие данных без потерь. Алгоритм Хаффмана

Сжатие данных (data compression) - технический прием сокращения объема (размеров) записи данных на их носителе (жестком магнитном диске, дискете, магнитной ленте); реализуется разными методами, преимущественно использующими кодирование (повторяющихся слов, фраз, символов). Можно выделить две группы режимов сжатия данных: статический и динамический; различают также физическое и логическое сжатие; симметричное и асимметричное сжатие; адаптивное, полуадаптивное и неадаптивное кодирование; сжатие без потерь, с потерями и минимизацией потерь. Способы (виды) сжатия данных:

Статическое сжатие данных (static data compression) - используется для длительного хранения и архивации; выполняется при помощи специальных сервисных программ-архиваторов, например ARJ, PKZIP/PKUNZIP. После восстановления (декомпрессии) исходная запись восстанавливается.
Динамическое сжатие (сжатие в реальном времени; dynamic compression, compression in real time) - предназначено для сокращения занимаемой области дисковой памяти данными, требующими оперативного доступа и вывода на внешние устройства ЭВМ (в том числе на экран монитора). Динамическое сжатие данных и их восстановление производится специальными программными средствами автоматически и «мгновенно».
Физическое сжатие (physical compression) - методология сжатия, при которой данные перестраиваются в более компактную форму «формально», то есть без учета характера содержащейся в них информации.
Логическое сжатие (logical compression) - методология, в соответствии с которой один набор алфавитных, цифровых или двоичных символов заменяется другим. При этом смысловое значение исходных данных сохраняется. Примером может служить замена словосочетания его аббревиатурой. Логическое сжатие производится на символьном или более высоком уровне и основано исключительно на содержании исходных данных. Логическое сжатие не применяется для изображений.
Симметричное сжатие (symmetric compression) - методология сжатия, в соответствии с которой принципы построения алгоритмов упаковки и распаковки данных близки или тесно взаимосвязаны. При использовании симметричного сжатия время, затрачиваемое на сжатие и распаковку данных, соизмеримо. В программах обмена данными обычно используется симметричное сжатие.
Асимметричное сжатие (asymmetric compression) - методология, в соответствии с которой при выполнении работ «в одном направлении» времени затрачивается больше, чем при выполнении работ в другом направлении. На сжатие изображений обычно затрачивается намного больше времени и системных ресурсов, чем на их распаковку. Эффективность этого подхода определяется тем, что сжатие изображений может производиться только один раз, а распаковываться с целью их отображения – многократно. Алгоритмы асимметричные «в обратном направлении» (на сжатие данных затрачивается меньше времени, чем на распаковку) используется при выполнении резервного копирования данных.
Адаптивное кодирование (adaptive encoding) - методология кодирования при сжатии данных, которая заранее не настраивается на определенный вид данных. Программы, использующие адаптивное кодирование, настраиваются на любой тип сжимаемых данных, добиваясь максимального сокращения их объема.
Неадаптивное кодирование (nonadaptive encoding) - методология кодирования, ориентированная на сжатие определенного типа или типов данных. Кодировщики, построенные по этому принципу, имеют в своем составе статические словари «предопределенных подстрок», о которых известно, что они часто появляются в кодируемых данных. Примером может служить метод сжатия Хаффмена.
Полуадаптивное кодирование (half-adaptive coding) - методология кодирования при сжатии данных, которая использует элементы адаптивного и неадаптивного кодирования. Принцип действия полуадаптивного кодирования заключается в том, что кодировщик выполняет две группы операций: вначале - просмотр массива кодируемых данных и построение для них словаря, а затем - собственно кодирование.
Сжатие без потерь (lossless compression) - методология сжатия, при которой ранее закодированная порция данных восстанавливается после их распаковки полностью без внесения изменений.
Сжатие с потерями (lossy compression) - методология, при которой для обеспечения максимальной степени сжатия исходного массива часть содержащихся в нем данных отбрасывается. Для текстовых, числовых и табличных данных использование программ, реализующих подобные методы сжатия, является неприемлемой. Однако для программ, работающих с графикой, это часто бывает целесообразно. Качество восстановленного изображения зависит от характера графического материала и корректности реализованного в программе алгоритма сжатия. Существует ряд алгоритмов сжатия, учитывающих допустимые уровни потерь исходного графического образа в конкретных вариантах использования его восстановленного изображения, например, путем просмотра его на экране монитора, распечатки принтером, в полиграфии. Эти методы имеют общее наименование «сжатия с минимизацией потерь».
Сжатие изображения (image compression) - технический прием или метод сокращения объема (размеров) записи графических изображений (рисунков, чертежей, схем) на их носителе (например, на магнитном диске, магнитной ленте). По существу «сжатие изображения» является разновидностью динамического сжатия. Для его реализации используются различные способы кодирования данных, которые ориентированы на элементы графики, составляющие изображение, включая и движущиеся объекты. Применяется также при передаче факсимильной информации по каналам связи, в системах мультимедиа, видеофонах.
Сжатие диска (disk compression) - технический прием, основанный на динамическом сжатии в процессе их записи на диск, а при считывании - их автоматическом восстановлении в исходную форму. Сжатие диска используется с целью увеличения емкости диска. В зависимости от характера записей емкость диска может быть увеличена примерно от 1, 5 до 5 раз. Сжатие диска осуществляется специальными прикладными программами, например DoubleSpace, Stacker, SuperStor.

Методы и средства сжатия данных:
Метод сжатия Хаффмена (Huffman compression method, кодирование CCITT) разработан в 1952 году Дэвидом Хаффменом (David Huffman). Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (CCITT) разработал на его основе ряд коммуникативных протоколов для факсимильной передачи черно-белых изображений по телефонным каналам и сетям передачи данных (Стандарт T.4 CCIT и T.6 CCITT, они же - сжатие CCITT group 3 и сжатие CCITT group 4).
Фрактальное сжатие (fractal compression) - метод сжатия растровых изображений путем преобразования их в так называемые фракталы. Хранение изображений в виде фракталов требует в четыре раза меньше дисковой памяти, нежели в пикселях.
ART - метод для сжатия текста, графики, аудио и видео. Принцип работы алгоритма сжатия основан на анализе изображения и выявлении его ключевых признаков (цвет, помехи, края, повторяющиеся особенности).
AC3 Dolby - метод и формат сжатия, который позволяет сжимать, хранить и передавать в одном файле со скоростью от 32 до 640 кбит/с до 6 каналов аудиоданных.
DJVU (DjVu, djvu, deja vu) - технология и формат динамического сжатия отсканированных страниц изданий, содержащих текстовые и иллюстративные материалы.
DVI (Digital Video Interactive) - система динамического сжатия и восстановления аудио- и видеозаписей в цифровой форме. Ее использование позволяет записать на CD-ROM полноформатный видеофильм вместе со звуковым сопровождением.
EAD (Encoded Archival Description) - стандарт кодирования, разработанный подразделением Network Development and MARC Standards Office Библиотеки Конгресса США в сотрудничестве с Society of American Archivists в 1998 году (обновление - 2002 г.). Стандарт устанавливает принципы создания, разработки и поддержки схем кодирования для архивных и библиотечных помощников поиска (finding aids).
Image compression manager - программа управления динамическим сжатием изображений, которая обеспечивает возможность использования различных методов сжатия/восстановления изображений (MPEG, JPEG).
JBIG (Joint Bi-level Image Experts Group) - метод сжатия двухуровневых (двухцветных) изображений без потерь, создан Объединенной группой экспертов по двухуровневым изображениям ISO и CCIT в 1988 году. Метод JBIG в 1993 году утвержден как стандарт кодирования двухуровневых данных вместо менее эффективных алгоритмов сжатия MR (Modified READ) и MMR (Modified Modified READ).
LZW (Lempel-Ziv-Welch) - метод динамического сжатия, основанный на поиске во всем файле и сохранении в словаре одинаковых последовательностей данных (они называются фразы). Каждой уникальной последовательности данных присваиваются более короткие маркеры (ключи).
MP3 (Moving Pictures Experts Group, Layer 3) - метод (алгоритм) динамического сжатия и специальный формат записи файлов аудиоданных. MP3 обеспечивает высокую степень сжатия звуковых записей, используется в приложениях мультимедиа, в частности, в цифровых проигрывателях (плейерах) и Интернете.
RLE (Run Length Encoding) - метод динамического сжатия графических данных, в первую очередь изображений, основанный на уменьшении физического размера повторяющихся строк символов.

Сжатие данных

Михаил Сваричевский

Сжатием (компрессией) данных называют преобразование их в форму, занимающую меньше места. В такой форме данные и хранить легче (устройства хранения все-таки не резиновые), и передавать по каналам с ограниченной пропускной способностью куда приятнее.

Все алгоритмы сжатия делятся на два типа: с потерями и без.

Сжатие с потерями позволяет достичь гораздо бóльшей степени сжатия (до 1/30 и менее от исходного объема).
Например, видеофильм, занимающий в неупакованном виде гигабайт 30, удается записать на 1 CD.
Однако, алгоритмы сжатия с потерями приводят к некоторым изменениям самих данных; поэтому применять такие алгоритмы можно только к тем данным, для которых небольшие искажения несущественны: видео, фото-изображения (алгоритмы JPEG), звук (алгоритм MP3).

Сжатие без потерь, конечно, не так эффективно (его степень очень зависит от конкретных данных), зато данные после распаковки полностью идентичны оригинальным. Что абсолютно необходимо, например, для текстовых данных, программного кода. В этой статье будет рассматриваться именно сжатие без потерь.

Большинство алгоритмов сжатия без потерь делятся на две группы: первыесоставляют текст из кусочков исходного файла в той или иной форме (словарные методы); вторые (статистические методы) используют тот факт, что разные символы или символьные группы появляются в файле с разными вероятностями (например, буква "а" в текстовых файлах встречается гораздо чаще, чем "б").

Словарные методы

Словарные методы отличаются высокой скоростью сжатия/распаковки, но несколько худшим сжатием. Словом называется некоторая последовательность символов. В общем - речь, конечно, идет не о символах, а о байтах; но для простоты в примерах будут использоваться ASCII-символы.

Словарь содержит некоторое количество слов (обычно 2x; например, 4096).
Сжатие достигается за счет того, что номер слова в словаре обычно гораздо короче самого слова.
Алгоритмы словарного сжатия делятся на две группы:
1) использующие словарь в явной форме(алгоритмы LZ78, LZW, LZC, LZT, LZMV, LZJ, LZFG)
Например, по словарю
1. "Большинство"
2. "сжатия"
3. "без"
4. "потерь"
5. "алгоритмов"
текст "Большинство алгоритмов сжатия без потерь" сжимается в "15234".

2) указывающие вместо номера слова - позицию относительно текущей позиции и длину повторяющегося участка (алгоритмы LZ77, LZR, LZSS, LZB, LZH)
Например, текст "абаббабаббабвгббабв"
сжимается в "05абабб5504абвг65", где:
"05абабб" – позиция 0 означает, что далее 5 символов идут без сжатия.
"55" – 5 букв с позиции, отстоящей от текущей на 5 символов назад.
"04абвг" – еще 4 символа не сжимается.
"65" –5 букв с позиции, отстоящей от текущей на 6 символов назад.

Модификации LZ-алгоритмов отличаются только способами представления словаря, поиска и добавления слов. Одни сжимают быстрее, но хуже; другие требуют больше памяти.

Рассмотрим подробнее модифицированный алгоритм LZ77.
Архив будет состоять из записей следующего вида:
(n,m) – означает, что с позиции n начинается такая же строка длиной m, что и с текущей позиции.
(0,m,"m символов") – означает, что далее следует m символов, которые не удалось сжать.

Алгоритм сжатия будет заключаться в следующем: ищем в файле место, начиная с которого идет самая длинная последовательность, совпадающая с последовательностью, начинающейся на текущем байте. Если ее длина больше 3, то в архив записываем начало и длину последовательности; иначе - записываем 0, длину последовательности и сами несжатые символы. Распаковка еще проще: пока файл архива не кончился, читаем по 2 числа(n,m). Если n=0, то m символов из архива сразу помещаем в буфер (эти символы нам еще понадобятся) и записываем в выходной файл. Если n<>0 то из буфера с позиции n копируем m элементов в буфер и выходной файл.

Однако есть две проблемы:
1) Ограниченный размер буфера: если нам нужно будет сжать файл размеров в 100МБ, мы его в буфер никак не поместим. Поэтому, когда он будет заполнен (скажем, на 75%), придется сдвинуть данные в нем к началу (напр., на 25%;конечно, самые старые символы при этом потеряются). Это ухудшит сжатие, но сделает алгоритм нетребовательным к памяти.
2) Скорость работы программы сжатия очень мала. В самом деле, если нужно будет сжать файл размеров 10КБ, то это потребует от нас проведения как минимум около 10000*10000/2 операций (10000 раз нам нужно будет искать совпадающую подпоследовательность, а каждый такой поиск займет в среднем 10000/2 операций). Для того, чтобы ускорить операцию поиска, можно хранить в отдельном массиве номера позиций последовательностей, начинающихся на символ chr(0), chr(2) … chr(255). Тогда при поиске нам нужно будет проверить только те комбинации, первая буква которых совпадает с первой буквой искомой последовательности.

Статистические методы

Статистические методы гораздо медленнее словарных, но достигают более сильного сжатия. В них каждая буква заменяется некоторым кодом. Код – это несколько бит, однозначно идентифицирующие некоторый символ. Статистические методы используют различные приемы для того, чтобы наиболее часто встречающимся символам соответствовали более короткие коды. Существуют два основных алгоритма кодирования букв в соответствии с их частотой встречаемости:

1) Коды Хаффмана: все символы кодируются целым количеством бит; причем так, что раскодирование всегда однозначно (например, если букве "а" соответствует последовательность бит "1001", а "b" – "10010", то раскодирование неоднозначно). Достоинство - высокая скорость сжатия. Недостатки - неоптимальное сжатие, сложности при реализации адаптивного варианта. Так как в последнее время скорость собственно алгоритма кодирования играет все меньшую роль (алгоритмы накопления статистической информации работают все медленнее и медленнее, и даже 2-х кратное увеличение времени работы кодировщика практически не влияет на скорость), этот алгоритм не имеет существенных преимуществ перед арифметическим кодированием.

2) Арифметическое кодирование: для каждого символа определяется промежуток на отрезке и в зависимости от ширины этого отрезка может выделяться разное количество бит, условно говоря, даже дробное (например: пусть строке "a" соответствует0 , а строке "ab" - 1, тогда строка "aba" закодируется в 2 бита, т.е в среднем 2/3 бита на символ). Этот метод точнее использует статистическую информацию, и всегда сжимает не хуже алгоритма Хаффмана, но медленнее. Достоинства - максимальная теоретически достижимая степень сжатия, простая реализация адаптивного варианта. Недостатки - несколько меньшая скорость.

Принцип работы арифметического кодирования:

Например, мы присвоили символу "a" промежуток , "b" – и "c" – . Тогда, если у нас будет число 0.4, то мы можем сказать, что закодирована буква "b"(0.3<=0.4<=0.6), а если 0.9 – то c(0.6<=0.9<=1). Итак, у нас получилось закодировать 1 букву в число. Как же закодировать 2 буквы? Очень просто: например, если первая буква – "b", то интервал равен . Разделим этот интервал на части, в отношении наших первоначальных отрезков. Тогда 2-м буквам "ba" будет соответствовать интервал , "bb" – и "bc" – . Для раскодирования нам достаточно знать любое число из этого интервала.

Попробуем раскодировать: пусть дано число 0.15. Это число попадает в интервал буквы "a", значит первая закодированная буква – "a". Для того, чтобы узнать вторую букву, нужно преобразовать число, чтобы оно указывало букву в интервале не , а . Для этого от числа отнимем нижнюю границу исходного интервала (0) и разделим на ширину интервала (0.3-0=0.3). Получим новое число(0.15-0)/0.3 = 0.5. Повторив те же действия, мы узнаем, что вторая буква – "b". Если бы было закодировано 3 и более букв, то, многократно повторяя этот процесс, мы нашли бы все буквы.

Почему представление в виде числа позволяет сжать данные:
Более вероятным символам соответствует более широкий интервал, и после кодирования такой буквы, интервал уменьшится ненамного, следовательно, для представления любого числа из этого промежутка понадобится ненамного больше бит.

Алгоритм сжатия:
Для каждого символа мы должны присвоить соответствующий промежуток в соответствии с частотой (вероятностью встречи) в данных: пусть символ "а"имеет вероятность 0.4, "b" – 0,3 и "c" – тоже 0.3; тогда символу "а" будет соответствовать промежуток , "b" – , "c" – . Т.е мы делим имеющийся у нас промежуток между всеми необходимыми буквами в соответствии с вероятностью их встречи (более вероятному символу соответствует больший промежуток).

В процессе сжатия у нас есть 2 границы: верхняя и нижняя, назовем их соответственно hiи lo. Пусть нам нужно закодировать символ, которому мы отвели промежуток . Тогда в наш промежуток "вставляется" промежуток символа, и lo будет равен нижней границе вставляемого промежутка, hi – верхней. В итоге по мере кодирования промежуток между loи hi становится все уже и уже. Наконец, когда мы закодировали все данные, выбираем любое число из получившегося промежутка и выводим. Оно и будет сжатыми данными.

Распаковка:
Построим промежутки для символов, как и для сжатия. Символ, в промежуток которого попадает число-архив, и есть первый символ данных. "Растягиваем" промежуток символа вместе с числом-архивом до промежутка (т.е отнимаем нижнюю границу интервала только что раскодированного символа, и делим на ширину этого интервала), затем повторяем операцию, пока все не раскодируем.

Проблемы:
Если бы все было так просто… На самом деле, для хранения числа-архива нужна будет очень большая точность (десятки и сотни тысяч знаков), поэтому на практике приходится пользоваться обычными типами данных. Чтобы этого добиться, будем смотреть на старшие биты/цифры числа-архива. Как только у hi и lo они совпадут, мы можем сразу записать их в архив и "отсечь". При распаковке наоборот, когда увидим, что мы довольно много раз расширяли промежуток до , считаем из файла-архива несколько цифр и допишем их в конец нашего числа-архива.
Часто используется модификация арифметического кодирования - range coder. Основное отличие - начальный интервал - . Это позволяет выводить данные сразу по байту, а не наскребать по биту, что отражается на скорости работы. В конце статьи приведена реализация именно этого варианта.

Определение вероятностей символов

Основной процесс, влияющий на скорость и степень сжатия – определение вероятностей символов. В простейшем случае будем считать вероятностью символа - количество его встреч в уже закодированной части данных, делённое на общее количество символов в данных. Для текстов это дает приблизительно 2-кратное сжатие. Чтобы его увеличить, можно учитывать такие факты, как, например, то, что вероятность встречи символа "я" после "ю" практически равна 0, а "o" после "с" – около 0.25. Поэтому для каждого предыдущего символа будем отдельно считать вероятности.

Предположения, которые мы делаем относительно сжимаемых данных (например, зависимость вероятности от предыдущих символов) называются вероятностной моделью. Модель, вероятности в которой не зависят от предыдущих символов, называется моделью 0-го порядка. Если вероятности зависят от 1 предыдущего символа, то это модель 1-го порядка, если от 2-х последних – то 2-го и т.д. Для эффективного вычисления вероятностей символов в моделях высокого порядка существуют специальная группа алгоритмов – PPM и его модификации.
Модели могут быть неадаптивными, полуадаптивными и адаптивными. В неадаптивных методах вероятности всех символов жестко зашиты в программу. В полуадаптивных по входным данным делается 2 прохода: 1-й - для определения вероятностей, 2-й – собственно для сжатия. Адаптивный – вероятности символов изменяются в процессе сжатия. Адаптивные модели самые медленные, но они обычно сжимают данные сильнее неадаптивных и полуадаптивных моделей. В общем, среди всех моделей лучше сжимают использующие наибольшее кол-во информации о сжимаемых данных - зависимость от предыдущих символов, некоторые факты, например: в текстах после точки обычно следует большая буква и т.д.

Алгоритмы, используемые в популярных архиваторах:

ZIP,ARJ,RAR - LZ+Хаффман
HA - PPM+Арифметическое кодирование
BOA - BWT+Арифметическое кодирование
UHARC - LZ+PPM+Арифметическое кодирование
(Здесь "+" означает, что результат работы алгоритма, написанного слева от знака, далее сжимается алгоритмом, записанным справа).
Как видно, в архиваторах ZIP,ARJ,RAR ,разрабатывавшихся в конце 80-х - начале 90-х, используются уже довольно устаревшие алгоритмы; поэтому они по тестам проигрывают более современным.

Пример программы адаптивного сжатия/распаковки 0-го порядка:

Данные: compr – тут хранятся сжатые данные
Data- тут хранятся исходные данные
Freq – частоты символов

Procedure compress_range; {Процедура сжатия}
Var
cum_freq: Extended;
Begin
{- Инициализация модели и кодера -}
For q:= 0 To 255 Do
freq [q] := 1; {Все символы в начале имеют одинаковую вероятность}
freq := freq - 0.20000;
total:= 256; {Сумма частот всех символов.}
{ В freq - небольшой остступ от 0 и макс.значения}
PC:= 0;{Кол-во уже закодированых байт }
Lo:= 0; range:= 256;
{- Кодирование -}
For q:= 1 To Size Do
Begin
{Нахождение интервала, соответствующего кодируемому символу}
cum_freq:= 0.1; {Начинаем накапливать вероятность}
For w:= 0 To data [q] - 1 Do
cum_freq:= cum_freq + freq [w];
{Изменяем range&lo}
range:= range / total;
Lo:= Lo + range * (cum_freq);
range:= range * freq ];
{Нормализация т.е вывод байтов, одинаковых у Lo и Hi(Hi=Lo+Range)}

Begin
Inc (PC);
compr := Trunc (Lo);
Lo:= Frac (Lo) * 256;
range:= range * 256;
End;
{Обновления модели}
freq ] := freq ] + 1;
{Присваеваем кодируемому символу на 1 большую вероятность}
total:= total + 1;
End;
{Сжатие закончено, выводим остаток}
Lo:= Lo + range / 2;
Inc (PC);
compr := Trunc (Lo);
Lo:= Frac (Lo) * 256;
range:= range * 256;
End;

Procedure decompress_range;{Процедура распаковки}
Var
temp: Extended;
ee: Extended;
Begin
{Инициализация модели и кодера}
For q:= 0 To 255 Do
freq [q] := 1;
freq := freq - 0.20000; { В freq - небольшой остступ от 0 и макс.значения}
total:= 256;
PC:= 4; {PC - номер байта, которые мы считываем}
code:= 0;
Lo:= 0; range:= 256;
{Считываем начальное, приближенное значение code.}
For q:= 1 To 4 Do
Begin
code:= code * 256 + compr [q] / 65536 / 256;
End;
w:= 0; {W- кол-во верно распакованных байт}
{Собственно расжатие}
While True Do
Begin
{Нахождения вероятности следующего символа}
temp:= (code- Lo) * total / range;
{Поиск символа, в интервал которого попадает temp}
sum:= 0.1; ssum:= 0.1;
For e:= 0 To 255 Do
Begin
sum:= sum + freq [e];
If sum > temp Then Break;
ssum:= sum;
End;
Inc (w);
{Проверка правильности распаковки}
{Сейчас в e – распакованный байт, и его можно выводить в файл}
If data [w] <> e Then Break; {Если неправильно распаковали - выходим}
If w = Size Then Begin Inc (w); Break End; {Если все распаковали выходим,}
{и модель не обновляем:-)}
{Обновления Lo&Hi(Растягивание)}
range:= range / total;
Lo:= Lo + range * (ssum);
range:= range * (freq [e]);
{Обновление модели(Делаем символ e более вероятным)}
freq [e] := freq [e] + 1;
total:= total + 1;
{Нормализация, уточнение числа}
While Trunc (Lo) = Trunc (Lo + range) Do
Begin
Inc (PC);
temp:=compr;
code:= (code - trunc(code)) * 256 + temp / 16777216;
Lo:= Frac (Lo) * 256;
range:= range * 256;
End;
End;
Dec (w);
{DONE_DECOMPRESS}
End;

Общей проблемой при обработке различных потоковых данных является их объем. Практически всегда качество воспроизведения оцифрованного потока зависит от частоты дискретизации, а чем больше частота - тем больше объем.

Для решения этой проблемы при хранении и распространении цифровых данных, в особенности видео и аудио, применяют различные методы сжатия.

Под сжатием понимается применение алгоритмов преобразования фрагментов данных, позволяющих при прямом преобразовании (сжатии, упаковке) уменьшить размер данных (т.е. количество битов в конечном блоке меньше, чем в исходном), а при обратном преобразовании восстановить исходные данные в годном для использования виде .

Различают две основные группы методов сжатия: методы сжатия без потерь , которые позволяют восстановить исходные данные без каких-либо изменений , и методы сжатия с потерями , которые восстанавливают данными с отличиями, но эти отличия оказываются допустимыми с точки зрения дальнейшего использования .

В качестве примеров алгоритмов сжатия графических данных без потерь можно привести алгоритм RLE. При применении этого алгоритма вместо последовательности одинаковых по цвету пикселей в строке изображения записывается цвет и количество его повторений. Такой подход используется при хранении изображений в формате BMP.

Для сложных изображений такой метод малоэффективен, поэтому в промышленных форматах применяют другие методы. Например, один из универсальных алгоритмов LZW (назван по фамилиям авторов Якоб Лемпель, Абрахам Зив и Терри Велч). Этот алгоритм подразумевает создание во время обработки специального словаря уже встречавшихся фрагментов. При кодировании последовательности байтов заменяются на их номера по словарю, причем номера часто встречающихся последовательностей имеют меньшее количество битов, чем редко встречающихся. Этот способ активно применяется при сжатии самых разных данных, в том числе и графических. Такой способ сжатия применяется в графическом формате TIFF, в популярном формате GIF. Аналогичные методы применяются и в современном формате PNG (P ortable N etwork G raphic ), разработанном специально для применения в сетевых приложениях.

Нужно отметить, что алгоритмы сжатия применяются не только для работы с графическими данными (где они фактически необходимы), но и для хранения и пересылки других данных. Программы, реализующие применение этих методов, получили название архиваторов . Современные архиваторы при упаковке данных позволяют сохранять файловую структуру, применяют сложные комбинации методов сжатия в зависимости от типа и особенностей упаковываемой информации. Методы сжатия используют такое общее свойство представления информации в цифровом виде, как избыточность .

С появлением средств оцифровки изображений появилась существенная проблема: в фотоизображениях практически не встречались точно повторяющиеся последовательности точек. С учетом роста частоты дискретизации и небольшой емкости носителей, это затрудняло их обработку и применение. Фактически средний жесткий диск мог хранить только 45–50 изображений высокого качества.

Для решения этой проблемы группой специалистов был разработан специальный формат и способ сжатия, получивший название JPEG (J oint P hotographic E xpert G roup , объединенная группа экспертов-фотографов). Алгоритм сжатия, предложенный ими, подразумевал сжатие с потерей качества . Его достоинством было то, что “силу” сжатия можно было указывать изначально и таким образом находить компромисс между качеством и объемом изображения. Первый стандарт этого алгоритма был принят в 1991 году.

Алгоритм JPEG предусматривает перевод изображения в более пригодную для сжатия цветовую модель - YСrCb (Яркость, Хроматический красный, Хроматический синий). За счет того, что человеческий глаз более чувствителен к яркости, чем к цвету, появляется возможность сжимать цветовые компоненты сильнее. В дальнейшем операции над компонентами выполняются отдельно. Изображение разбивается на фрагменты размером 8 ґ 8 пикселей, и внутри объектов выполняется целый ряд преобразований, некоторые из которых сглаживают разницу между пикселями. В зависимости от заданного параметра степени сжатия можно сглаживать разницу сильнее или слабее.

При использовании высоких степеней сжатия изображение чувствительно портится: становится заметно разделение на квадраты и изменение частот в них, появляются своеобразные “ореолы” вокруг четко очерченных объектов.

Алгоритм JPEG - один из базовых алгоритмов сжатия изображений. Его широкое распространение позволило резко расширить возможности и сферу применения цифровых методов обработки изображения. Несмотря на то, что существовали и существуют методы, обеспечивающие более высокое качество и степень сжатия, этот алгоритм получил широкое распространение за счет низких аппаратных требований и высокой скорости работы.

Следующим шагом стала разработка группы методов, предназначенных для сжатия потоковых данных (видео и аудио). Существенной особенностью этих данных является их очень большой объем и постепенное изменение (из-за высокой частоты между двумя соседними кадрами, как правило, разница невелика). Сжатый видео- и/или аудиопоток характеризуется чаще всего общим показателем битрейтом (bit rate - битовая скорость) - количеством битов на одну секунду использования, которое получается после упаковки.

Первым был разработан и принят в 1992 году стандарт MPEG-1, включавший в себя способ сжатия видео в поток до 1,5 Мбит, аудио в поток 64, 128 или 192 Кбит/с на канал, а также алгоритмы синхронизации. Стандарт описывал не алгоритмы, а формат получающегося битового потока. Это позволило в дальнейшем разработать множество реализаций алгоритмов кодирования и декодирования. Стандарт применялся для создания видео и CD.

Особенную популярность завоевала реализация MPEG-1 для упаковки звука. Применяется для этого стандарт MPEG-1 Layer 3 (сокращенно названный MP3 ). При сжатии этим методом используется сжатие с потерей информации. Причем учитывается особенность слухового восприятия: если рядом расположены две частоты, то более громкая “перекрывает” более тихую. Таким образом, ее можно сгладить без ощутимой потери качества звука.

Следующим шагом была разработка и принятие в 1995 году стандарта MPEG-2, предусматривающего работу с более качественным видеопотоком, скорость которого могла изменяться от 3 до 10 Мбит/с. Эта группа методов применяется при создании DVD-дисков.

Группа стандартов, получившая позднее название MPEG-4 , изначально проектировалась для работы с очень низкими потоками, но в дальнейшем претерпела много изменений. В основном эти изменения касались введения интеллектуальных методов - например, описания параметров отображения лиц или синтеза речи.

Несмотря на большое разнообразие, в основе всех этих алгоритмов лежит общий подход к кодированию/декодированию. Во-первых, одной из основ сжатия кадров является алгоритм JPEG. В рамках этого подхода рассматриваются три вида кадров: ключевой кадр, сохраняемый в потоке полностью (intrapictures), кадры, сжатые со ссылкой на предыдущее изображение (predicted), и кадры, ссылающиеся на два кадра (bidirection).

В случае использования ссылок на кадры записывается и сжимается не весь кадр, а только его изменившиеся части. Двунаправленные и ключевые кадры позволяют сократить накапливающиеся ошибки. Во время сжатия каждое изображение разбивается на макроблоки, разбивающие кадр на отдельные квадраты по 16 пикселей (алгоритм разбиения значительно сложнее, но в этом тексте он подробно не рассматривается). Отсюда вытекает ограничение: размеры кадра должны быть кратны 16.

Поскольку алгоритмы в стандарте не описаны впрямую, существует большое количество различных их реализаций. Зачастую результаты работы этих реализаций сильно различаются по качеству изображения - в зависимости, например, от методики расстановки ключевых кадров. Конкретное кодирование и декодирование выполняется набором программ, получившим название кодеков.

Технически кодеки - отдельные программы, вызываемые проигрывателями для декодирования потока, а средствами сохранения - для его сжатия . Кодек отмечается в начале файла (или сетевого потока), и его наличие - важное условие работы с мультимедиа-данными. Многие кодеки не поставляются с операционной системой, а устанавливаются дополнительно. Для удобства их часто собирают в пакеты (codec-pack).

Примеры программных средств

DivX, XviD, Lame MP3 encoder, QuickTime

Принципы сжатия информации

В основе любого способа сжатия информации лежит модель источника информации, или, более конкретно, модель избыточности. Иными словами для сжатия информации используются некоторые сведения о том, какого рода информация сжимается - не обладая никакми сведениями об информации нельзя сделать ровным счётом никаких предположений, какое преобразование позволит уменьшить объём сообщения. Эта информация используется в процессе сжатия и разжатия. Модель избыточности может также строиться или параметризоваться на этапе сжатия. Методы, позволяющие на основе входных данных изменять модель избыточности информации, называются адаптивными. Неадаптивными являются обычно узкоспецифичные алгоритмы, применяемые для работы с хорошо определёнными и неизменными характеристиками. Подавляющая часть же достаточно универсальных алгоритмов являются в той или иной мере адаптивными.

Любой метод сжатия информации включает в себя два преобразования обратных друг другу:

  • преобразование сжатия;
  • преобразование расжатия.

Преобразование сжатия обеспечивает получение сжатого сообщения из исходного. Разжатие же обеспечивает получение исходного сообщения (или его приближения) из сжатого.

Все методы сжатия делятся на два основных класса

  • без потерь,
  • с потерями.

Кардинальное различие между ними в том, что сжатие без потерь обеспечивает возможность точного восстановления исходного сообщения. Сжатие с потерями же позволяет получить только некоторое приближение исходного сообщения, то есть отличающееся от исходного, но в пределах некоторых заранее определённых погрешностей. Эти погрешности должны определяться другой моделью - моделью приёмника, определяющей, какие данные и с какой точностью представленные важны для получателя, а какие допустимо выбросить.

Характеристики алгоритмов сжатия и применимость

Коэффициент сжатия

Коэффициент сжатия - основная характеристика алгоритма сжатия, выражающая основное прикладное качество. Она определяется как отношение размера несжатых данных к сжатым, то есть:

k = S o /S c ,

где k - коэффициент сжатия, S o - размер несжатых данных, а S c - размер сжатых. Таким образом, чем выше коэффициент сжатия, тем алгоритм лучше. Следует отметить:

  • если k = 1, то алгоритм не производит сжатия, то есть получает выходное сообщение размером, равным входному;
  • если k < 1, то алгоритм порождает при сжатии сообщение большего размера, нежели несжатое, то есть, совершает «вредную» работу.

Ситуация с k < 1 вполне возможна при сжатии. Невозможно получить алгоритм сжатия без потерь, который при любых данных образовывал бы на выходе данные меньшей или равной длины. Обоснование этого факта заключается в том, что количество различных сообщений длиной n Шаблон:Е:бит составляет ровно 2 n . Тогда количество различных сообщений с длиной меньшей или равной n (при наличии хотя бы одного сообщения меньшей длины) будет меньше 2 n . Это значит, что невозможно однозначно сопоставить все исходные сообщения сжатым: либо некоторые исходные сообщения не будут иметь сжатого представления, либо нескольким исходным сообщениям будет соответствовать одно и то же сжатое, а значит их нельзя отличить.

Коэффициент сжатия может быть как постоянным коэффициентом (некоторые алгоритмы сжатия звука, изображения и т. п., например А-закон , μ-закон, ADPCM), так и переменным. Во втором случае он может быть определён либо для какого либо конкретного сообщения, либо оценён по некоторым критериям:

  • среднее (обычно по некоторому тестовому набора данных);
  • максимальное (случай наилучшего сжатия);
  • минимальное (случай наихудшего сжатия);

или каким либо другим. Коэффициент сжатия с потерями при этом сильно зависит от допустимой погрешности сжатия или его качества , которое обычно выступает как параметр алгоритма.

Допустимость потерь

Основным критерием различия между алгоритмами сжатия является описанное выше наличие или отсутствие потерь. В общем случае алгоритмы сжатия без потерь универсальны в том смысле, что их можно применять на данных любого типа, в то время как применение сжатия потерь должно быть обосновано. Некоторые виды данных не приемлят каких бы то ни было потерь:

  • символические данные, изменение которых неминуемо приводит к изменению их семантики: программы и их исходные тексты, двоичные массивы и т. п.;
  • жизненно важные данные, изменения в которых могут привести к критическим ошибкам: например, получаемые с медицинской измерительной техники или контрольных приборов летательных, космических аппаратов и т. п.
  • данные, многократно подвергаемые сжатию и расжатию: рабочие графические, звуковые, видеофайлы.

Однако сжатие с потерями позволяет добиться гораздо больших коэффициентов сжатия за счёт отбрасывания незначащей информации, которая плохо сжимается. Так, например алгоритм сжатия звука без потерь FLAC , позволяет в большинстве случаев сжать звук в 1,5-2,5 раза, в то время как алгоритм с потерями Vorbis , в зависимости от установленного параметра качетсва может сжать до 15 раз с сохранением приемлемого качества звучания.

Системные требования алгоритмов

Различные алгоритмы могут требовать различного количества ресурсов вычислительной системы, на которых исполняются:

  • оперативной памяти (под промежуточные данные);
  • постоянной памяти (под код программы и константы);
  • процессорного времени.

В целом, эти требования зависят от сложности и «интеллектуальности» алгоритма. По общей тенденции, чем лучше и универсальнее алгоритм, тем большие требования с машине он предъявляет. Однако в специфических случаях простые и компактные алгоритмы могут работать лучше. Системные требования определяют их потребительские качества: чем менее требователен алгоритм, тем на более простой, а следовательно, компактной, надёжной и дешёвой системе он может работать.

Так как алгоритмы сжатия и разжатия работают в паре, то имеет значение также соотношение системных требований к ним. Нередко можно усложнив один алгоритм можно значительно упростить другой. Таким образом мы можем иметь три варианта:

Алгоритм сжатия гораздо требовательнее к ресурсам, нежели алгоритм расжатия. Это наиболее распространённое соотношение, и оно применимо в основном в случаях, когда однократно сжатые данные будут использоваться многократно. В качетсве примера можно привести цифровые аудио и видеопроигрыватели. Алгоритмы сжатия и расжатия имеют примерно равные требования. Наиболее приемлемый вариант для линии связи, когда сжатие и расжатие происходит однократно на двух её концах. Например, это могут быть телефония. Алгоритм сжатия существенно менее требователен, чем алгоритм разжатия. Довольно экзотический случай. Может применяться в случаях, когда передатчиком является ультрапортативное устройство, где объём доступных ресурсов весьма критичен, например, космический аппарат или большая распределённая сеть датчиков, или это могут быть данные распаковка которых требуется в очень малом проценте случаев, например запись камер видеонаблюдения.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сжатие информации" в других словарях:

    сжатие информации - уплотнение информации — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы уплотнение информации EN information reduction …

    СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ - (сжатие данных) представление информации (данных) меньшим числом битов по сравнению с первоначальным. Основано на устранении избыточности. Различают С. и. без потери информации и с потерей части информации, несущественной для решаемых задач. К… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    адаптивное сжатие информации без потерь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN adaptive lossless data compressionALDC … Справочник технического переводчика

    уплотнение/сжатие информации - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN compaction … Справочник технического переводчика

    цифровое сжатие информации - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN compression … Справочник технического переводчика

    Звук является простой волной, а цифровой сигнал является представлением этой волны. Это достигается запоминанием амплитуды аналогового сигнала множество раз в течение одной секунды. Например, в обыкновенном CD сигнал запоминается 44100 раз за… … Википедия

    Процесс, обеспечивающий уменьшение объема данных путем сокращения их избыточности. Сжатие данных связано с компактным расположением порций данных стандартного размера. Различают сжатия с потерей и без потери информации. По английски: Data… … Финансовый словарь

    сжатие цифровой картографической информации - Обработка цифровой картографической информации в целях уменьшения ее объема, в том числе исключения избыточности в пределах требуемой точности ее представления. [ГОСТ 28441 99] Тематики картография цифровая Обобщающие термины методы и технологии… … Справочник технического переводчика

Лекция №4. Сжатие информации

Принципы сжатия информации

Цель сжатия данных - обеспечить компактное представление данных, вырабатываемых источником, для их более экономного сохранения и передачи по каналам связи.

Пусть у нас имеется файл размером 1 (один) мегабайт. Нам необходимо получить из него файл меньшего размера. Ничего сложного - запускаем архиватор, к примеру, WinZip, и получаем в результате, допустим, файл размером 600 килобайт. Куда же делись остальные 424 килобайта?

Сжатие информации является одним из способов ее кодирования. Вообще коды делятся на три большие группы - коды сжатия (эффективные коды), помехоустойчивые коды и криптографические коды. Коды, предназначенные для сжатия информации, делятся, в свою очередь, на коды без потерь и коды с потерями. Кодирование без потерь подразумевает абсолютно точное восстановление данных после декодирования и может применяться для сжатия любой информации. Кодирование с потерями имеет обычно гораздо более высокую степень сжатия, чем кодирование без потерь, но допускает некоторые отклонения декодированных данных от исходных.

Виды сжатия

Все методы сжатия информации можно условно разделить на два больших непересекающихся класса: сжатие с потерей инфор­мации и сжатие без потери информации.

Сжатие без потери информации.

Эти методы сжатия нас инте­ресуют в первую очередь, поскольку именно их применяют при передаче текстовых документов и программ, при выдаче выпол­ненной работы заказчику или при создании резервных копий информации, хранящейся на копьютере.

Методы сжатия этого класса не могут допустить утрату информа­ции, поэтому они основаны только на устранении ее избыточности, а информация имеет избыточность почти всегда (правда, если до этого кто-то ее уже не уплотнил). Если бы избыточности не было, нечего было бы и сжимать.

Вот простой пример. В русском языке 33 буквы, десять цифр и еще примерно полтора десятка знаков препинания и прочих спе­циальных символов. Для текста, который записан только про­писными русскими буквами (как в телеграммах и радиограммах) вполне хватило бы шестидесяти разных значений. Тем не менее, каждый символ обычно кодируется байтом, который содержит 8 битов и может выражать 256 различных кодов. Это первое осно­вание для избыточности. Для нашего «телеграфного» текста вполне хватило бы шести битов на символ.

Вот другой пример. В международной кодировке символов ASCII для кодирования любого символа отводится одинаковое количество битов (8), в то время как всем давно и хорошо извест­но, что наиболее часто встречающиеся символы имеет смысл кодировать меньшим количеством знаков. Так, например, в «азбуке Морзе» буквы «Е» и «Т», которые встречаются часто, кодируются одним знаком (соответственно это точка и тире). А такие редкие буквы, как «Ю» ( - -) и «Ц» (- - ), кодиру­ются четырьмя знаками. Неэффективная кодировка - второе основание для избыточности. Программы, выполняющие сжа­тие информации, могут вводить свою кодировку (разную для разных файлов) и приписывать к сжатому файлу некую таблицу (словарь), из которой распаковывающая программа узнает, как в данном файле закодированы те или иные символы или их груп­пы. Алгоритмы, основанные на перекодировании информации, называют алгоритмами Хафмана.

Наличие повторяющихся фрагментов - третье основание для избыточности. В текстах это встречается редко, но в таблицах и в графике повторение кодов - обычное явление. Так, например, если число 0 повторяется двадцать раз подряд, то нет смысла ставить двадцать нулевых байтов. Вместо них ставят один ноль и коэффициент 20. Такие алгоритмы, основанные на выявлении повторов, называют методами RLE (Run Length Encoding ).

Большими повторяющимися последовательностями одинаковых байтов особенно отличаются графические иллюстрации, но не фотографические (там много шумов и соседние точки сущест­венно различаются по параметрам), а такие, которые художники рисуют «гладким» цветом, как в мультипликационных фильмах.

Сжатие с потерей информации.

Сжатие с потерей информации означает, что после распаковки уплотненного архива мы полу­чим документ, который несколько отличается от того, который был в самом начале. Понятно, что чем больше степень сжатия, тем больше величина потери и наоборот.

Разумеется, такие алгоритмы неприменимы для текстовых документов, таблиц баз данных и особенно для программ. Незна­чительные искажения в простом неформатированном тексте еще как-то можно пережить, но искажение хотя бы одного бита в программе сделает ее абсолютно неработоспособной.

В то же время, существуют материалы, в которых стоит пожерт­вовать несколькими процентами информации, чтобы получить сжатие в десятки раз. К ним относятся фотографические иллюстрации, видеоматериалы и музыкальные композиции. Потеря информации при сжатии и последующей распаковке в таких материалах воспринимается как появление некоторого дополнительного «шума». Но поскольку при создании этих мате­риалов определенный «шум» все равно присутствует, его неболь­шое увеличение не всегда выглядит критичным, а выигрыш в раз­мерах файлов дает огромный (в 10-15 раз на музыке, в 20-30 раз на фото- и видеоматериалах).

К алгоритмам сжатия с потерей информации относятся такие известные алгоритмы как JPEG и MPEG. Алгоритм JPEG исполь­зуется при сжатии фотоизображений. Графические файлы, сжа­тые этим методом, имеют расширение JPG. Алгоритмы MPEG используют при сжатии видео и музыки. Эти файлы могут иметь различные расширения, в зависимости от конкретной программы, но наиболее известными являются.MPG для видео и.МРЗ для музыки.

Алгоритмы сжатия с потерей информации применяют только для потребительских задач. Это значит, например, что если фотография передается для просмотра, а музыка для воспро­изведения, то подобные алгоритмы применять можно. Если же они передаются для дальнейшей обработки, например для редак­тирования, то никакая потеря информации в исходном мате­риале недопустима.

Величиной допустимой потери при сжатии обычно можно управ­лять. Это позволяет экспериментовать и добиваться оптималь­ного соотношения размер/качество. На фотографических иллюст­рациях, предназначенных для воспроизведения на экране, потеря 5% информации обычно некритична, а в некоторых случаях можно допустить и 20-25%.

Алгоритмы сжатия без потери информации

Код Шеннона-Фэно

Для дальнейших рассуждений будет удобно представить наш исходный файл с текстом как источник символов, которые по одному появляются на его выходе. Мы не знаем заранее, какой символ будет следующим, но мы знаем, что с вероятностью p1 появится буква "а", с вероятностью p2 -буква "б" и т.д.

В простейшем случае мы будем считать все символы текста независимыми друг от друга, т.е. вероятность появления очередного символа не зависит от значения предыдущего символа. Конечно, для осмысленного текста это не так, но сейчас мы рассматриваем очень упрощенную ситуацию. В этом случае справедливо утверждение "символ несет в себе тем больше информации, чем меньше вероятность его появления".

Давайте представим себе текст, алфавит которого состоит всего из 16 букв: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р. Каждый из этих знаков можно закодировать с помощью всего 4 бит: от 0000 до 1111. Теперь представим себе, что вероятности появления этих символов распределены следующим образом:

Сумма этих вероятностей составляет, естественно, единицу. Разобьем эти символы на две группы таким образом, чтобы суммарная вероятность символов каждой группы составляла ~0.5 (рис). В нашем примере это будут группы символов А-В и Г-Р. Кружочки на рисунке, обозначающие группы символов, называются вершинами или узлами (nodes), а сама конструкция из этих узлов - двоичным деревом (B-tree). Присвоим каждому узлу свой код, обозначив один узел цифрой 0, а другой - цифрой 1.

Снова разобьем первую группу (А-В) на две подгруппы таким образом, чтобы их суммарные вероятности были как можно ближе друг к другу. Добавим к коду первой подгруппы цифру 0, а к коду второй - цифру 1.

Будем повторять эту операцию до тех пор, пока на каждой вершине нашего "дерева" не останется по одному символу. Полное дерево для нашего алфавита будет иметь 31 узел.

Коды символов (крайние правые узлы дерева) имеют коды неодинаковой длины. Так, буква А, имеющая для нашего воображаемого текста вероятность p=0.2, кодируется всего двумя битами, а буква Р (на рисунке не показана), имеющая вероятность p=0.013, кодируется аж шестибитовой комбинацией.

Итак, принцип очевиден - часто встречающиеся символы кодируются меньшим числом бит, редко встречающиеся - большим. В результате среднестатистическое количество бит на символ будет равно

где ni - количество бит, кодирующих i-й символ, pi - вероятность появления i-го символа.

Код Хаффмана.

Алгоритм Хаффмана изящно реализует общую идею статистического кодирования с использованием префиксных множеств и работает следующим образом:

1. Выписываем в ряд все символы алфавита в порядке возрастания или убывания вероятности их появления в тексте.

2. Последовательно объединяем два символа с наименьшими вероятностями появления в новый составной символ, вероятность появления которого полагаем равной сумме вероятностей составляющих его символов. В конце концов построим дерево, каждый узел которого имеет суммарную вероятность всех узлов, находящихся ниже него.

3. Прослеживаем путь к каждому листу дерева, помечая направление к каждому узлу (например, направо - 1, налево - 0) . Полученная последовательность дает кодовое слово, соответствующее каждому символу (рис.).

Построим кодовое дерево для сообщения со следующим алфавитом:

Недостатки методов

Самой большой сложностью с кодами, как следует из предыдущего обсуждения, является необходимость иметь таблицы вероятностей для каждого типа сжимаемых данных. Это не представляет проблемы, если известно, что сжимается английский или русский текст; мы просто предоставляем кодеру и декодеру подходящее для английского или русского текста кодовое дерево. В общем же случае, когда вероятность символов для входных данных неизвестна, статические коды Хаффмана работают неэффективно.

Решением этой проблемы является статистический анализ кодируемых данных, выполняемый в ходе первого прохода по данным, и составление на его основе кодового дерева. Собственно кодирование при этом выполняется вторым проходом.

Еще один недостаток кодов - это то, что минимальная длина кодового слова для них не может быть меньше единицы, тогда как энтропия сообщения вполне может составлять и 0,1, и 0,01 бит/букву. В этом случае код становится существенно избыточным. Проблема решается применением алгоритма к блокам символов, но тогда усложняется процедура кодирования/декодирования и значительно расширяется кодовое дерево, которое нужно в конечном итоге сохранять вместе с кодом.

Данные коды никак не учитывают взаимосвязей между символами, которые присутствуют практически в любом тексте. Например, если в тексте на английском языке нам встречается буква q, то мы с уверенностью сможем сказать, что после нее будет идти буква u.

Групповое кодирование - Run Length Encoding (RLE) - один из самых старых и самых простых алгоритмов архивации. Сжатие в RLE происходит за счет замены цепочек одинаковых байт на пары "счетчик, значение". («красный, красный, ..., красный» записывается как «N красных»).

Одна из реализаций алгоритма такова: ищут наименнее часто встречающийся байт, называют его префиксом и делают замены цепочек одинаковых символов на тройки "префикс, счетчик, значение". Если же этот байт встретичается в исходном файле один или два раза подряд, то его заменяют на пару "префикс, 1" или "префикс, 2". Остается одна неиспользованная пара "префикс, 0", которую можно использовать как признак конца упакованных данных.

При кодировании exe-файлов можно искать и упаковывать последовательности вида AxAyAzAwAt..., которые часто встречаются в ресурсах (строки в кодировке Unicode)

К положительным сторонам алгоритма, можно отнести то, что он не требует дополнительной памяти при работе, и быстро выполняется. Алгоритм применяется в форматах РСХ, TIFF, ВМР. Интересная особенность группового кодирования в PCX заключается в том, что степень архивации для некоторых изображений может быть существенно повышена всего лишь за счет изменения порядка цветов в палитре изображения.

LZW-код (Lempel-Ziv & Welch) является на сегодняшний день одним из самых распространенных кодов сжатия без потерь. Именно с помощью LZW-кода осуществляется сжатие в таких графических форматах, как TIFF и GIF, с помощью модификаций LZW осуществляют свои функции очень многие универсальные архиваторы. Работа алгоритма основана на поиске во входном файле повторяющихся последовательностей символов, которые кодируются комбинациями длиной от 8 до 12 бит. Таким образом, наибольшую эффективность данный алгоритм имеет на текстовых файлах и на графических файлах, в которых имеются большие одноцветные участки или повторяющиеся последовательности пикселов.

Отсутствие потерь информации при LZW-кодировании обусловило широкое распространение основанного на нем формата TIFF. Этот формат не накладывает каких-либо ограничений на размер и глубину цвета изображения и широко распространен, например, в полиграфии. Другой основанный на LZW формат - GIF - более примитивен - он позволяет хранить изображения с глубиной цвета не более 8 бит/пиксел. В начале GIF - файла находится палитра - таблица, устанавливающая соответствие между индексом цвета - числом в диапазоне от 0 до 255 и истинным, 24-битным значением цвета.

Алгоритмы сжатия с потерей информации

Алгоритм JPEG был разработан группой фирм под названием Joint Photographic Experts Group. Целью проекта являлось создание высокоэффективного стандарта сжатия как черно-белых, так и цветных изображений, эта цель и была достигнута разработчиками. В настоящее время JPEG находит широчайшее применение там, где требуется высокая степень сжатия - например, в Internet.

В отличие от LZW-алгоритма JPEG-кодирование является кодированием с потерями. Сам алгоритм кодирования базируется на очень сложной математике, но в общих чертах его можно описать так: изображение разбивается на квадраты 8*8 пикселов, а затем каждый квадрат преобразуется в последовательную цепочку из 64 пикселов. Далее каждая такая цепочка подвергается так называемому DCT-преобразованию, являющемуся одной из разновидностей дискретного преобразования Фурье. Оно заключается в том, что входную последовательность пикселов можно представить в виде суммы синусоидальных и косинусоидальных составляющих с кратными частотами (так называемых гармоник). В этом случае нам необходимо знать лишь амплитуды этих составляющих для того, чтобы восстановить входную последовательность с достаточной степенью точности. Чем большее количество гармонических составляющих нам известно, тем меньше будет расхождение между оригиналом и сжатым изображением. Большинство JPEG-кодеров позволяют регулировать степень сжатия. Достигается это очень простым путем: чем выше степень сжатия установлена, тем меньшим количеством гармоник будет представлен каждый 64-пиксельный блок.

Безусловно, сильной стороной данного вида кодирования является большой коэффициент сжатия при сохранении исходной цветовой глубины. Именно это свойство обусловило его широкое применение в Internet, где уменьшение размера файлов имеет первостепенное значение, в мультимедийных энциклопедиях, где требуется хранение возможно большего количества графики в ограниченном объеме.

Отрицательным свойством этого формата является неустранимое никакими средствами, внутренне ему присущее ухудшение качества изображения. Именно этот печальный факт не позволяет применять его в полиграфии, где качество ставится во главу угла.

Однако формат JPEG не является пределом совершенства в стремлении уменьшить размер конечного файла. В последнее время ведутся интенсивные исследования в области так называемого вейвлет-преобразования (или всплеск-преобразования). Основанные на сложнейших математических принципах вейвлет-кодеры позволяют получить большее сжатие, чем JPEG, при меньших потерях информации. Несмотря на сложность математики вейвлет-преобразования, в программной реализации оно проще, чем JPEG. Хотя алгоритмы вейвлет-сжатия пока находятся в начальной стадии развития, им уготовано большое будущее.

Фрактальное сжатие

Фрактальное сжатие изображений - это алгоритм сжатия изображений c потерями, основанный на применении систем итерируемых функций (IFS, как правило являющимися аффинными преобразованиями) к изображениям. Данный алгоритм известен тем, что в некоторых случаях позволяет получить очень высокие коэффициенты сжатия (лучшие примеры - до 1000 раз при приемлемом визуальном качестве) для реальных фотографий природных объектов, что недоступно для других алгоритмов сжатия изображений в принципе. Из-за сложной ситуации с патентованием широкого распространения алгоритм не получил.

Фрактальная архивация основана на том, что с помощью коэффициентов системы итерируемых функций изображение представляется в более компактной форме. Прежде чем рассматривать процесс архивации, разберем, как IFS строит изображение.

Строго говоря, IFS - это набор трехмерных аффинных преобразований, переводящих одно изображение в другое. Преобразованию подвергаются точки в трехмерном пространстве (x координата, у координата, яркость).

Основа метода фрактального кодирования - это обнаружение самоподобных участков в изображении. Впервые возможность применения теории систем итерируемых функций (IFS) к проблеме сжатия изображения была исследована Майклом Барнсли и Аланом Слоуном. Они запатентовали свою идею в 1990 и 1991 гг. Джеквин (Jacquin) представил метод фрактального кодирования, в котором используются системы доменных и ранговых блоков изображения (domain and range subimage blocks), блоков квадратной формы, покрывающих все изображение. Этот подход стал основой для большинства методов фрактального кодирования, применяемых сегодня. Он был усовершенствован Ювалом Фишером (Yuval Fisher) и рядом других исследователей.

В соответствии с данным методом изображение разбивается на множество неперекрывающихся ранговых подизображений (range subimages) и определяется множество перекрывающихся доменных подизображений (domain subimages). Для каждого рангового блока алгоритм кодирования находит наиболее подходящий доменный блок и аффинное преобразование, которое переводит этот доменный блок в данный ранговый блок. Структура изображения отображается в систему ранговых блоков, доменных блоков и преобразований.

Идея заключается в следующем: предположим, что исходное изображение является неподвижной точкой некоего сжимающего отображения. Тогда можно вместо самого изображения запомнить каким-либо образом это отображение, а для восстановления достаточно многократно применить это отображение к любому стартовому изображению.

По теореме Банаха, такие итерации всегда приводят к неподвижной точке, то есть к исходному изображению. На практике вся трудность заключается в отыскании по изображению наиболее подходящего сжимающего отображения и в компактном его хранении. Как правило, алгоритмы поиска отображения (то есть алгоритмы сжатия) в значительной степени переборные и требуют больших вычислительных затрат. В то же время, алгоритмы восстановления достаточно эффективны и быстры.

Вкратце метод, предложенный Барнсли, можно описать следующим образом. Изображение кодируется несколькими простыми преобразованиями (в нашем случае аффинными), то есть определяется коэффициентами этих преобразований (в нашем случае A, B, C, D, E, F).

Например, изображение кривой Коха можно закодировать четырмя аффинными преобразованиями, мы однозначно определим его с помощью всего 24-х коэффициентов.

В результате точка обязательно перейдёт куда-то внутрь чёрной области на исходном изображении. Проделав такую операцию много раз, мы заполним все чёрное пространство, тем самым восстановив картинку.

Наиболее известны два изображения, полученных с помощью IFS: треугольник Серпинского и папоротник Барнсли. Первое задается тремя, а второе - пятью аффинными преобразованиями (или, в нашей терминологии, линзами). Каждое преобразование задается буквально считанными байтами, в то время как изображение, построенное с их помощью, может занимать и несколько мегабайт.

Становится понятно, как работает архиватор, и почему ему требуется так много времени. Фактически, фрактальная компрессия - это поиск самоподобных областей в изображении и определение для них параметров аффинных преобразований.

В худшем случае, если не будет применяться оптимизирующий алгоритм, потребуется перебор и сравнение всех возможных фрагментов изображения разного размера. Даже для небольших изображений при учете дискретности мы получим астрономическое число перебираемых вариантов. Даже резкое сужение классов преобразований, например, за счет масштабирования только в определенное число раз, не позволит добиться приемлемого времени. Кроме того, при этом теряется качество изображения. Подавляющее большинство исследований в области фрактальной компрессии сейчас направлены на уменьшение времени архивации, необходимого для получения качественного изображения.

Для фрактального алгоритма компрессии, как и для других алгоритмов сжатия с потерями, очень важны механизмы, с помощью которых можно будет регулировать степень сжатия и степень потерь. К настоящему времени разработан достаточно большой набор таких методов. Во-первых, можно ограничить количество преобразований, заведомо обеспечив степень сжатия не ниже фиксированной величины. Во-вторых, можно потребовать, чтобы в ситуации, когда разница между обрабатываемым фрагментом и наилучшим его приближением будет выше определенного порогового значения, этот фрагмент дробился обязательно (для него обязательно заводится несколько линз). В-третьих, можно запретить дробить фрагменты размером меньше, допустим, четырех точек. Изменяя пороговые значения и приоритет этих условий, можно очень гибко управлять коэффициентом компрессии изображения: от побитного соответствия, до любой степени сжатия.

Сравнение с JPEG

Сегодня наиболее распространенным алгоритмом архивации графики является JPEG. Сравним его с фрактальной компрессией.

Во-первых, заметим, что и тот, и другой алгоритм оперируют 8-битными (в градациях серого) и 24-битными полноцветными изображениями. Оба являются алгоритмами сжатия с потерями и обеспечивают близкие коэффициенты архивации. И у фрактального алгоритма, и у JPEG существует возможность увеличить степень сжатия за счет увеличения потерь. Кроме того, оба алгоритма очень хорошо распараллеливаются.

Различия начинаются, если мы рассмотрим время, необходимое алгоритмам для архивации/разархивации. Так, фрактальный алгоритм сжимает в сотни и даже в тысячи раз дольше, чем JPEG. Распаковка изображения, наоборот, произойдет в 5-10 раз быстрее. Поэтому, если изображение будет сжато только один раз, а передано по сети и распаковано множество раз, то выгодней использовать фрактальный алгоритм.

JPEG использует разложение изображения по косинусоидальным функциям, поэтому потери в нем (даже при заданных минимальных потерях) проявляются в волнах и ореолах на границе резких переходов цветов. Именно за этот эффект его не любят использовать при сжатии изображений, которые готовят для качественной печати: там этот эффект может стать очень заметен.

Фрактальный алгоритм избавлен от этого недостатка. Более того, при печати изображения каждый раз приходится выполнять операцию масштабирования, поскольку растр (или линиатура) печатающего устройства не совпадает с растром изображения. При преобразовании также может возникнуть несколько неприятных эффектов, с которыми можно бороться либо масштабируя изображение программно (для дешевых устройств печати типа обычных лазерных и струйных принтеров), либо снабжая устройство печати своим процессором, винчестером и набором программ обработки изображений (для дорогих фотонаборных автоматов). Как можно догадаться, при использовании фрактального алгоритма таких проблем практически не возникает.

Вытеснение JPEG фрактальным алгоритмом в повсеместном использовании произойдет еще не скоро (хотя бы в силу низкой скорости архивации последнего), однако в области приложений мультимедиа, в компьютерных играх его использование вполне оправдано.