Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Как преодолеть зависимость от интернета. Информационная игла - зависимость от информации

Как преодолеть зависимость от интернета. Информационная игла - зависимость от информации

Виртуальный мир является миром людей, в котором происходит постоянный обмен информацией, сетевое сообщество – мир пользователей и создателей и их взаимодействия. За последнее десятилетие интернет из технологии, доступной лишь узкому кругу специалистов, таких как инженеры и программисты, превратился в информационно-коммуникативную среду для круга людей, имеющих различный возраст, род занятий, сферу интересов.

В связи с быстрым развитием Интернет-технологий, специалисты отмечают необходимость рассмотрения влияния виртуальной коммуникации на личность пользователя.

Современное общество характеризуют два процесса, влияющих друг на друга – это глобализация и новая информационная революция, которые формируют новое пространство, новую социальную реальность – кибер-организацию, где место константных связей личностей занимает технически или искусственно создаваемые виртуальные связи, которые поддерживаются с помощью специальных информационных технологий.

Smart-технологии, то есть новое поколение когнитивных революционных технологий не только меняет и трансформирует представление об информации, но и меняет саму природу общества. Древние греки различали два онтологических пространства: первое – пространство, которое независимо от человека, пространство природы и второе – это реальность, искусственно создаваемая человеком. Но на рубеже XVI-XVII в. происходит мировоззренческий перелом и антитеза естественного – искусственное исчезает.

Появление новых технологий, а также усиление роли виртуальной среды в константном мире создают и увеличивают возможность безрефлексивного виртуального существования, что повышает потребительское отношение к жизни. В рамках новых технологий важным является формирование мира, замыкающегося на себе паттерна, в котором взаимодействуют не личности, а интеллектуальные агенты, утрачивающие физические свойства.

Американский исследователь Маршалл Маклюэн в 1962 году в связи с развитием телевидения и иных способов передачи информации отметил факт изменения способа мышления (линейное мышление было подвержено трансформации и вытеснилось «мозаичным»), а также возрождение мифа как базового принципа сознания. Таким образом, Маклюэн отметил тот факт, что «средства общения» влияют на изменение способов социальной организации и мышления.

В 1994 году американский психолог и исследователь Кимберли Янг создала сайт, на котором разместила социологический опросник на тему Интернет-зависимости, который проработали более 500 человек. Исходя из полученных данных, больше половины опрошенных, по мнению исследователя, являлись аддиктами. В 1995 году американский психолог И. Голдберг сформулировал ряд диагностических критериев для определения Интернет-зависимости, который был построен на базе признаков патологической игровой зависимости (гемблинга). В 1996 году, Кимберли Янг написала хрестоматийную работу «диагноз – Интернет-зависимость», а также создала центр для лечения людей с этой аддикцией. Тем не менее, Интернет-зависимость не включена в список психологических заболеваний, что, однако, не препятствует созданию по всему миру различных центров и клиник, где люди могут пройти лечение от Интернет-аддикции.

Стоит отметить, что к концу ХХ века, Интернет-зависимость была практически легализована не как клиническое направление, а как отрасль исследований и сфера оказания людям психологической помощи. На данный момент под Интернет-зависимостью подразумевают как форму нехимических аддиктивных расстройств, которая подразумевает расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чаще всего Интернет-зависимость рассматривается широко и в нее включаются:

В докладе за 2012 год, выпущенный компанией Symantec, слова «секс» и «порно» были четвертым и шестым наиболее популярными запросами, сделанными молодежью, от 13 до 18 лет. Когда это любопытство начинает питать мотивацию человека, превращая его в навязчивую идею, это начало зависимости.

Процесс информатизации общества, по своему существу является социальным процессом. Информационные технологии обеспечиваю увеличение скорости передачи и распространения информации и, в связи с этим, появляются новые формы социального взаимодействия. Можно отметить, что стремительное развитие информационных технологий вывело новую форму передачи данных, обмена информацией, хранения и воспроизведения данных на первый план, что связано с использованием электронных технологий виртуализации реальности.

В Интернете социальная сеть представляет собой площадку для взаимодействия людей группе или группах. Современные социальные сети имеют ряд дополнительных установок и возможностей, что отличает их от существовавших раньше инструментов общения.

Зависимость человека от сети выражена по принципу Метклафа, что подразумевает возрастание ценности сети пропорционально квадрату числа её пользователей. Таким образом, чем больше участников, чем больше они тратят времени на формирование общего пространства, тем полезнее и эффективнее пространство для каждого из них. Однако принцип Метклафа имеет обратную сторону, на которую указывал, в частности, Элай Паризер в своей книге «The Filter Bubble»: польза сетевого эффекта порабощает пользователя. Таким образом, человек попадает в зависимость от информации, находящейся в сети, а также настроенных там связей.

Ученые выделяют ряд причин нахождения человека в виртуальном мире: потребность в более раскованном общении, самовыражение, чувство безопасности. Происходящее отражает реалии современного общества, которое, с приходом Интернета перешло на новый этап развития. Таким образом, Интернет-зависимость или сетевую зависимость можно рассматривать не только как психическое или поведенческое расстройство, но и как глобальный социо-культурный феномен, сущностью которого является не столько отказ от взаимодействия в реальном мире, сколько расширение за счет виртуальной среды действительности, позволяя виртуальной реальности взаимодействовать с константным миром. Таким образом, пользователь предстает существом двух миров («личность» в константном мире и «профиль» в социальных сетях).

Психолог Ларри Розена, изучающий отрицательное воздействие технологий на человека, в своей книге «iБолезнь» (iDisorder) приводит результаты эксперимента. Студенты, которые откладывают ответы на SMS, учатся так же хорошо, как те, кто не получает SMS; а студенты, отсылающие много сообщений или сразу отвечающие на них, получают на два балла ниже, чем остальные.

Основатель наиболее популярной социальной сети в Интернет пространстве России vk.com Павел Дуров говорит о том, что: «Интернет играет не последнюю роль в инфантилизации личности. Сеть мешает сделать окончательный выбор. Мераб Мамардашвили называл это качество «эмбриональным состоянием души». Обилие вариантов создаёт ощущение бесконечности возможностей. Отсюда у современных людей рождается стратегия пробования - всё пробовать, ни на чем не останавливаясь: профессию, новости, собеседников, партнёров. Сетевой человек избегает форм, и в этом смысле он ближе к хаосу, чем к бытию» .

Из этого можно сделать вывод, что Интернет-зависимость и патологическое пристрастие к социальным сетям приводит к невозможности принятия окончательного решения, что негативно сказывается на социализации человека.

Интернет-зависимое поведение является социальной проблемой современного общества, и оказывает негативное воздействие на множество аспектов социальных связей. В связи с развитием социальных сетей, некоторые исследователи полагают, что для современного общества более актуальна сетевая зависимость. Информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, что приводит к тому, что они становятся определяющими в современном обществе.

Всемирная паутина уже давно окутала весь мир. Термин интернет-зависимость – это заболевание, признаки которого можно встретить на каждом шагу, оно «выдергивает» взрослых и подростков из привычного образа жизни в обществе. Специалисты бьют тревогу: с проблемой нужно бороться разными методами, иначе быть беде. Новая болезнь 21 века не заставила себя долго ждать.

Что такое интернет-зависимость

Определение новая болезнь 21 века не ново. Так называется зависимость от интернета или интернет-аддикция. Ее симптомы можно обнаружить и у себя. Проведите тест: отключите на два часа интернет. Что вы испытали? Злость, скуку, растерянность, навязчивую потребность проверить свою страницу? Любое из этих чувств говорит об одном: у вас современная интернет-болезнь. Нужна ли вам помощь? И да, и нет. Это зависит от того, насколько глубоко вы «увязли» в информационную сеть.

Виды

Психическое заболевание, вызванное всемирной сетью, имеет несколько форм зависимости. Их легко классифицировать на различные виды интернет-зависимости, каждый из которых имеет свою психологическую основу. Это:

  • Виртуальное общение. Огромное количество социальных сетей, чатов или блогов позволяет человеку общаться в любое время суток. Зависимый человек стремится завести сотни виртуальных друзей во время использования интернета, но при этом теряет реальных.
  • Понятие игромании. Онлайн игра, словно продолжение интернетных социальных сетей, разрешает окунаться в новый мир, виртуальную реальность или сказку. В таких играх одновременно принимают участие множество пользователей интернета в мире, что делает процесс еще более увлекательным, а психологическую зависимость еще сильнее.
  • Сексуальное влияние интернета. Человек, стремясь получить физическое удовлетворение, предпочитает смотреть фильмы и видео эротического и порнографического характера.

Причины

Психологи называют разные причины нарушения общения, которые приводят к компьютерной зависимости у взрослых или детей. Однако они сводятся к психологической проблеме – это неспособность выразить себя в социуме. Часто люди совершают необдуманные поступки, чтобы заполучить сотни тысяч лайков. Обычное общение при помощи социальных сетей переросло в самоутверждение за счет отзывов малознакомых людей.

Причиной возникновения игровой зависимости психологи называют скуку и возможность отгородиться от внешнего мира со своими заботами и проблемами. Что касается сексуальной зависимости от порнороликов, то здесь все просто. Это отсутствие постоянного полового партнера, невозможность раскрыться в сексуальном плане, другие расстройства психики.

Симптомы

Итак, как опознать зависимость у себя или своих близких? Существует множество симптомов, по которым можно судить, попал ли человек в коварные сети интернет-паутины или нет. Следующие признаки интернет-зависимости помогут вам распознать болезнь. Обратите внимание на внешность. Больной теряет трудоспособность, он становится похож на наркомана с бледной кожей, темными кругами, истощенным усталым взглядом.

Свободное время интернет-больной проводит в сети. Часто такое времяпровождение представляет собой бессмысленное «брожение» по социальным сетям, форумам и развлекательным сайтам. При этом запланированные полчаса перед сном плавно перерастают в целую ночь перед монитором. Если при этом пропадает сеть, человека начинает мучить скука, он становится раздражительным и нервным.

Человек, погруженный в виртуальный мир, забывает поесть, покупаться и даже сходить в туалет. Про сон иной раз не идет и речи. Если у него забрать «игрушку», он может стать агрессивным, зависимое поведение становится ярко-выраженным. Особенно интернет-аддикция поражает подростков. Живое семейное общение сходит на нет, друзья, родители родственники уходят на второй план. Таким людям требуется психологическая помощь.

Как избавиться от интернет-зависимости

Уже известно про наличие специальных клиник и пансионатов, где лечат наркозависимых и алкоголиков. Однако мало кто знает, что по всему миру были открыты и специальные учреждения, где лечат больных от компьютерной зависимости. В нашей стране их очень мало, и попасть туда нелегко, однако это не означает, что нужно отпускать руки. Побороть болезнь можно с помощью опытного психолога, консультаций у психотерапевта, поведенческой терапии, советов близких людей.

Лечение

Зависимость от мира интернета можно вылечить. Человеку, который проводит часами перед монитором, нужно помочь, применив разные способы лечения. Для этого не надо пить никаких медицинских препаратов, существуют другое лечение интернет-зависимости:

  • Путешествия. Необязательно лететь на другой конец света, можно просто выехать на выходные за город. Не забудьте при этом захватить палатку и оставить гаджеты дома.
  • Хобби. Помогите зависимому человеку найти себя в новом увлечении. Любимое дело поможет избавиться от проблемы.
  • Обучение. Учиться никогда не поздно. Вместо бесцельного «брожения» по просторам всемирной паутины, можно, например, начать изучать иностранный язык.
  • Спорт. Физические упражнения напомнят больному о том, что он живет в реальном мире. К тому же красивая фигура и крепкое здоровье никогда не бывают лишними.

Профилактика

Если один из методов лечения помог избавиться от этого психического заболевания, это не означает, что можно расслабиться. Любимое дело, общение с друзьями и достижение поставленной цели должны занимать все свободное время. Бывший больной начнет ценить каждую минуту жизни и жалеть о каждой секунде, проведенной впустую. Хорошая профилактика интернет-зависимости у подростков представляет собой активный образ жизни, включающий в себя спорт.

Последствия феномена интернет-зависимости

Прежде чем сесть за монитор, подумайте, чем это может грозить. Люди с диагнозом интернет-аддикции со временем теряют интерес к реальной жизни, а вместе с этим свой внешний вид и здоровье. Бессонные ночи, питание на скорую руку, забывчивость, ухудшение памяти – на все это можно закрыть глаза, ведь это ваша жизнь и вам решать, что с ней делать. Подумайте о своих близких, любимом человеке, детях, родителях – они страдают от таких психических расстройств.

Видео

Кочанов Андрей Михайлович

ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №1"

преподаватель

Аннотация:

Информационная зависимость получила широкое распространение среди различных возрастных и социальных групп общества. Цель настоящей статьи - рассмотреть общие аспекты негативного влияния информационной зависимости на подготовку медицинских специалистов среднего звена.

Information dependence is widespread among different age and social groups . The purpose of this article - to consider the general aspects of the negative impact of information depending on the training of health professionals middle managers.

Ключевые слова:

информационная зависимость; интернет-зависимость; среднее профессиональное медицинское образование; педагогический процесс.

information addiction; internet addiction; secondary professional medical education; pedagogical process.

УДК 377.5

Трактовка информационной зависимости

Единого научного определения информационной зависимости (используются также термины «Интернет-зависимость», «инфомания» и др.) не существует, ввиду новизны описываемого феномена. В настоящее время под этим явлением принято понимать зависимость от процесса ввода и получения информации с помощью электронных технических средств и сети Интернет.

В 1994 году американский психолог Киберли Янг разработала опросник из 20 вопросов, направленный на выявление Интернет-зависимости, который используется специалистами до сих пор. Данный исследователь сравнивала Интернет-зависимость с «патологической азартностью» .

Впервые термин «Интернет-зависимость» был предложен и описан нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Им были выделены 2 основных симптома данного расстройства: стрессогенность при использовании Интернета, и нарушение физического, психологического, межличностного, экономического либо социального статуса личности .

В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник докладов по интернет-зависимости . В него были включены и переводы полных текстов докладов основных отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы.

Широкое распространение электронных средств коммуникации в 2000-е гг., когда характер межличностного общения претерпел существенные изменения, привело и к появлению термина «информационная зависимость». Она является более широким, по сравнению с Интернет-зависимостью, понятием и явлением, когда зависимость от ввода и получения информации может иметь место как при наличии, так и отсутствии доступа к сети «Интернет». В настоящее время ее часто относят к так называемым «современным вредным привычкам» (наряду с игроманией, шопингоманией и др. зависимостями).

С точки зрения медицинской психологии, общими для всех зависимостей являются психологический и физиологический компоненты, когда формирование и развитие зависимости сопровождается изменениями и (или) нарушениями со стороны эмоционально-волевой и поведенческой сферы человека с одной стороны, и его физиологических процессов с другой. Для «современных вредных привычек» характерным является выраженный психологический компонент зависимости, тогда как физиологический не выражен, или выражен слабо.

На практике, инфозависимым можно считать человека, имеющего доступ к современным средствам коммуникации (мобильный телефон, доступ в Интернет, программы для обмена информацией), который испытывает потребность постоянно вводить и получать информацию (текст, видео- и аудиофайлы, «смайлики» и т.п.), причем эта потребность может оказывать отрицательное действие на эффективность производственного процесса, обучения, а такжебыт, общение и здоровье.

Информационная зависимость и здоровье

С точки зрения современной медицины, при развитии информационной зависимости не формируется психическое расстройство, либо иная единица патологии (согласно действующей Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)), однако не исключается неблагоприятное воздействие на здоровье со стороны ряда органов и систем организма. Таким образом, информационную зависимость можно рассматривать как преморбидное (предшествующее заболеванию) расстройство. Это связано с тем, что остальные виды зависимостей (алкогольная, табачная, кофеиновая и пр.) сопровождаются отклонениями как с физиологической, так и с психологической точек зрения. Для информационной же зависимости в настоящее время выраженных физиологических отклонений не установлено, однако описаны различной степени выраженности социальная дезадаптация инекритичность восприятияпотока информации, нарастающие по мере развития зависимости.

Вместе с тем, рядом специалистовмедицины и психологии отрицается Интернет-зависимость как негативное явление . Они рассматривают стремление к современным средствам коммуникации и доступа к информации как естественное, и согласно проводимым ими исследованиям, работа в Интернете вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит) .

Распространенность и классификация

В настоящее время отсутствуют достоверные сведения о распространенности и выраженности информационной зависимости в глобальном масштабе. Это связано с отсутствием соответствующих исследований, так как нет ясности с вопросами о видах такой зависимости, способах диагностирования и воздействии на человека на физическом и психологическом уровнях.

Российский психолог Мария Дрепа в 2009 году предложила следующую рабочую классификацию Интернет-зависимости:

  • Веб-серфинг (поиск информации и стихийные путешествия по Интернету).
  • Пристрастие к виртуальному общению.
  • Игровая зависимость.
  • Навязчивая финансовая потребность.
  • Пристрастие к онлайн-просмотру фильмов.
  • Киберсексуальная зависимость .

Психолого-педагогические аспекты информационной зависимости

В соответствии с информационной модельюобучения объект преподавания представляет собойинформационную систему, в которой специфическим образом осуществляютсяввод и закрепление информации, ее сортировка и практическое применение, задействованы кратковременная и долгосрочная память, творческое мышление, происходит развитие интеллекта и всей личности .

Научный интерес представляет также изучение мотивации информационной зависимости у обучающегося. Студенческую среду принято считать благоприятной для развития любых зависимостей благодаря высокой активности жизнедеятельности, стремлению испытать новое, широкому кругу общения.

В качестве теоретического обоснования исследования структуры мотивов, побуждающих студентов к приобщению к современным источникам информации и развитию информационной зависимости, можно считать классический подход советского психолога А.Н. Леонтьева к проблеме мотивационной сферы, потребностей и мотивов. Созданная им модель структуры мотивационной сферы личности является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для изучения мотивов, побуждающих студентов к развитию зависимостей. Мотивационную сферу А.Н. Леонтьев представлял как конфигурацию иерархизированных мотивационных линий или систем жизненных отношений, которая детерминирует деятельность и в своем наивысшем развитии не напоминает застывшую пирамиду, поскольку в ней присутствует постоянная конфликтность образующих ее мотивационных линий. Потребность А.Н. Леонтьев определял как состояние организма, вызванное его нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания существования личности. Потребность получает свою содержательную характеристику через предмет, который удовлетворяет эту потребность. Следовательно, потребность студента, склонного к формированию информационной зависимости, выявляется и характеризуется через предмет удовлетворения нужды, в качестве которого выступает информация. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, объективен, это сам предмет, который побуждает и направляет деятельность, конкретизирует потребность и, естественно, удовлетворяет эту потребность. В этом случае доступная информация, как известный предмет предполагаемого удовлетворения субъективной потребности, следует понимать как мотив, конкретизирующий эту потребность.

Следует заметить, что обучающиеся и ранее не испытывали недостаткав информации — учебные пособия, библиотеки, педагоги являлись и являются носителями более чем достаточного объема информации. Учитывая, что в последние десятилетия изменилась структура носителей информации, принципы ее накопления и обмена, содержание и социальная значимость, можно сделать вывод о том, что решающим фактором формирования информационной зависимости у студентов является не наличие, а доступность и содержание информации.

Таким образом, психологической основой склонности к развитию информационной зависимости является структура мотивов, побуждающих индивида к поиску и обмену информацией определенного содержания на фоне технической доступности к ней. Выяснение же побуждающих стимулов, приводящих к информационной зависимости, возникающих в структуре личности студента, нуждается в дальнейшем изучении в рамках комплексногорассмотрения современного человека.

Наличие информационной зависимости в выраженной степени, как и любой зависимости, означает, что продуктивность обучения у обучающегося снижается, т. к. у него ухудшается концентрация на учебном материале, деятельности преподавателя, потому что сознание постоянно находится в состоянии готовности отреагировать на новую информацию, появляющуюся благодаря техническому обеспечению, вместо того чтобы посвятить себя выполнению текущей учебной задачи. Кроме того, снижается общая эффективность умственной деятельности, так как мозг пытается решить сразу несколько задач, что удается далеко не всем.

Доступность процесса ввода и получения информации позволяет избегать затруднительного процесса осмысления и формулирования мыслей, достижения необходимой глубины при исследовании, самоанализа и поиска ошибок в информации и т.п. что не способствует развитию системного, аналитического мышления, а наоборот, делает мышление и речь упрощенными, бессистемными и лишенными завершенности («клиповое мышление») .

Особенности обучения медицинским специальностям в системе среднего профессионального образования имеют свои особенности:

  • тесная связь между общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами (модулями);
  • ориентированность при подготовке специалиста на практическую деятельность (работа с пациентами);
  • высокая ответственность за жизнь и здоровье пациентов;
  • высокие требования к культуре общения и поведения (медицинская этика и деонтология);
  • значительная доля производственной практики на базе лечебно-профилактических организаций и др.

Таким образом, информационная зависимость студента может являться сдерживающим фактором педагогического процесса по подготовке специалиста. Она способна не только серьезно нарушить процесс его подготовки, но и вызывать задержку развития и деформацию личности. Медицинские работники среднего звена, страдающие информационной зависимостью, могут быть низкоэффективны и профессионально деформированы.

Распространенность информационной зависимос среди студентов-медиков среднего звена

Ранее считалось, что информационная зависимость наиболее распространена среди взрослых категорий пользователей современных средств коммуникации, однако в настоящее время доступность электронных средств общения, простота в их использовании и широкий спектр жизненных интересов, на которые они оказывают влияние, сделали информационную зависимость «достоянием» почти всех возрастных и социальных групп.

С целью оценки распространенности информационной зависимости студентов, обучающихся в Филиале №3 ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» (бывшее Медицинское училище №19) было проведено анонимное анкетирование среди студентов 1-го и 4-го курсов двухотделений («Сестринское дело»и«Лабораторная диагностика»). Анкетирование проходило в ноябре 2015 г., в нем приняли участие 154 студента: 78 студентов 1-го курса и 76 студентов 4-го курса.

При составлении анкеты за основу был взят опросник по выявлению Интернет-зависимости, разработанный К. Янг (1994), и адаптированный для более широкого понятия «информационная зависимость» (вместо сети Интернет введены все источники информации, вопросы об их количестве, возрасте приобщения к ним).

Вопрос о наличии электронных средств коммуникации в анкету не включался — изначально предполагалось их наличие у участников анкетирования.

Средний возраст, когда ребенок обзаводился личным мобильным телефоном, составил 7 лет, получил постоянный доступ к интернету — 8 лет. 92% опрошенных ответили, что располагают 2-мя и более электронными средствами коммуникации.

62% (70% на 1-м курсе и 54% на 4-м курсе) считают, что их привычка постоянно проверять текстовые сообщения и электронные письма настолько глубоко вошла в их образ жизни, что даже дома, во время занятий, в дороге или на отдыхе они испытывают настойчивую потребность внимательно просматривать и вводить сообщения, на которые не требуется немедленного реагирования. 51% (59% на 1-м курсе и 43% на 4-м курсе) из них всегда немедленно отвечают на письма, а 21% (26% на 1-м курсе и 16% на 4-м курсе), чтобы ответить на послание, всегда оставляют основное занятие, каким бы оно не было.

Выводы

Хотя современные технологии обладают огромными преимуществами, их чрезмерное и безответственное использование может нанести вред не только умственным способностям человека, но и его социальной роли и активности.

Широкое распространение информационной заивисимости в подростковой среде способно нанести значительный ущерб системе подготовки медицинских работников среднего звена, особенно, вследствие специфики медицинской профессии.

Влияние информационной зависимости на личность и образовательный процесс нуждается в дальнейшем изучении.

Библиографический список:


1. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010.
2. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. // Сост. и ред. А.Е. Войскунской - М.: Акрополь, 2009.
3. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. // Гуманитарная экспертиза- 2009. № 2. - Махачкала, с.189-193.
4. «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». Материалы симпозиума. - 2009 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - 2004 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
7. Янг К. Пойманные в Сеть. - 1997 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.netaddiction.com

Рецензии:

5.01.2016, 16:19 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия : Некоторые постулаты весьма спорны. В общем и целом, статья имеет прикладной характер и может быть интересна широкому кругу читателей. Рекомендуется к печати.


5.01.2016, 16:29 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия : Интересная статья с позиции информационной зависимости студенческой молодежи к использованию средств коммуникации. Статья наверняка была бы интереснее, если б автор приводил больше фактов негативного влияния средств коммуникации на здоровье молодого человека. Рекомендую к печати.

Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию, к сожалению, фактор настолько новый, что в статье освещено максимально возможное из систематизированных описания негативного влияния информзависимости на обучающихся.


7.01.2016, 3:08 Кропотова Наталья Анатольевна
Рецензия : Андрей Михайлович, тема несомненно актуальна. 1. Следует провести корректировку текста (имеются печатки, орфографические ошибки, т.д.) 2. Казалось бы, Вы только приблизились к негативным факторам ("Информационная зависимость и здоровье" второй абзац), но их не приводите и не упоминаете дальше, а следующее предложение говорит об обратном. 3. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР...... 1979 год информационные технологии только начали развиваться в Советском Союзе. Может есть современник???? Если нет, то гипотетически можно ссылаться на теоретические выкладки. 4. Требуется вычитка и правка текста. Статья рекомендуется к печати.

07.01.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию! 1. В Word текст был оформлен, однако при перекодировании на сайте действительно выглядит с опечатками, возможности редакции опубликованного текста к сожалению нет. 2. Разъясните, пожалуйста, Ваше замечание п.2. я его не понял. 3. В отсылке к трудам Леонтьева говорится о том, что он дает общие психологические трактовки мотиваций, и что это применимо к любым зависимостям.


14.01.2016, 22:38 Шабага Степан Богданович
Рецензия : Отметим актуальность статьи и ее информативность. Возможно, некоторые утверждения носят частично субъективный характер, но все равно вфзфвают интерес к проблеме исследования. Рекомендуется к публикации

17.01.2016, 14:25 Белых Александр Сергеевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована.

16.02.2016, 13:10 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована. Представляет интерес, даже независимо от слишком высокой терминологической перегруженности.

Зависимость от компьютера и Интернет.

1.Компьютер – заветная мечта каждого современного подростка. Многие родители покупают компьютер своим детям и, не задумываясь дают деньги на игры в компьютерных клубах. Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе играть в компьютерные игры. Обучение работе на компьютере происходит достаточно быстро и овладеть правилами увлекательной игры не составляет особого труда.

Игра на компьютере - это хорошая психологическая разрядка и средство для снятия напряжения после тяжелого дня, но средство зачастую превращается в самоцель. Причем момент этого перехода едва уловим, и установить его вовремя весьма трудно.

Компьютерная зависимость – вид нехимической зависимости, которая ведет к разрушению физического и психического состояния человека, деградации его как личности из-за пристрастия, чрезмерного увлечения компьютерными играми, Интернет.

Если смотреть реально, компьютерная зависимость – это настоящая эпидемия коварной болезни.

Стадии заражения:

1. Случайное - наступает, когда человек начинает играть « от нечего делать» или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез.

2. Втягивание – происходит, когда одной игры становится мало и начинается поиск новых ощущений, хочется быть вечно побеждающим компьютерным героем с придуманным образом, красивой внешностью и т.д. в виртуальной жизни. А в реальной жизни воздержание от красочной игры сопровождается настоящей «ломкой»: состояние депрессии не позволяет решать повседневные дела, появляется апатия, раздражение, рассеянность и состояние потерянности.

3. Полная зависимость – наступает, когда «зависимый» не может оторваться от монитора компьютера, даже когда возникают естественные физиологические потребности: кушать, спать, сходить в туалет.

Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов компьютерной зависимости, в которые входят:

Чрезмерное время, проводимое в сети;

Увеличение беспокойства в реальном мире;

Скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве;

Снижение дееспособности в реальном мире;

Частично ведет к социальной изоляции;

Депрессии;

Распаду семьи;

Неуспеваемости в учебе;

Финансовой нестабильности;

Потере работы.

Исследования операторов- программистов позволили выделить 22 наиболее часто встречающиеся состояния при работе с компьютером. Причем это может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Положительное Отрицательное

________________________________________________________________

Азарт

решительность __________ неуверенность

сосредоточенность __________ растерянность (замешательство)

восторг, восхищение __________ разочарование

удивление

радость

хорошее настроение __________ злость, огорчение

спокойствие __________ страх (испуг)

волнение (беспокойство)

заинтересованность

любопытство (любознательность)________ равнодушие (безразличие)

удовольствие ___________ неудовлетворенность

облегчение __________ раздражение

Позитивное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Увеличение интеллектуальных возможностей;

Развитие процесса логического мышления и памяти;

Деловой хватки;

Точности;

Аккуратности;

И др.

Негативное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Упрощение решения задач снижает требования к интеллектуальным способностям;

Процесс принятия решения сводится к логическим компонентам;

Снижается гибкость познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память.

2.Компьютерная зависимость подразделяется на 3 основные типа:

1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Чрезмерное увлечение работой в Интернете, заключающееся в поиске новой информации, расширяет возможности активного фантазирования, отождествления себя с персонажем виртуального мира и удовлетворения сексуальных фантазий. Из-за неограниченного доступа к информации она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Кроме того, огромное количество порносайтов, включающих педофилию, зоофилию и другие виды сексуальных извращений, постоянно предлагает пользователю свои услуги. При этом 35% вебсайтов бесплатные. А что уж говорить об эротических страничках, которые практически все бесплатные и имеются практически в каждом крупном сайте. По статистике самыми посещаемыми страничками и вебсайтами являются те, которые содержат какую-либо информацию о сексе. Также на сегодняшний день существует достаточно много сайтов знакомств, в которых пользователи женятся и выходят замуж, совсем не зная друг друга или зная заочно всего несколько минут. Как показывает практика, у людей, которые «виртуально женятся», процент разводов и ухода из семей намного выше. Киберсексуальное влечение обычно является симптомом скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь зависимого. К сожалению, киберсексуальная зависимость ведет к серьезным психическим отклонениям, последствиями которых являются сексуальные извращения и насилие в реальной жизни.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – предпочтение общаться с виртуальными знакомыми более, чем с реальными.

Увлечение общением с друзьями по сети дает возможность найти себе виртуального собеседника, который по всем критериям удовлетворяет твои потребности в общении. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особенности. Подростки из-за чрезмерного увлечения общением в Чате часто не могут остановиться, из-за этого:

1) опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, при этом зная о проблемах, ожидающих их впоследствии;

2) у некоторых возникают мысли о посещении сети сразу после утреннего пробуждения;

3) возникновение феномена «воображаемого друга», характерный для игрового возраста.

Развитие активного воображения в это время приводит к появлению у 65% подростков «воображаемых друзей», которые выполняют несколько функций:

Являются компаньонами в игре воображения;

Появляются в отсутствие реальных друзей;

Являются объектом для выражения своих сокровенных желаний и чувств.

Когда в жизни подростка увлечение общением в Чате становится приоритетным: круг интересов сужается, заинтересованность и оживление в беседе возникает лишь при обсуждении компьютерных тем. В этот момент у подростка учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо, диалог превращается в его монолог (он может подолгу рассказывать нюансы и тонкости о работе с компьютером). Подростки почти не замечают окружающих, не реагируют на слова собеседника (аффективное сужение сознания). Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают группироваться по признаку наличия компьютера. Всё свободное время и карманные деньги тратятся на покупку компьютерных принадлежностей. Часто они предпочитают остаться голодными, потратив деньги родителей, данные на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Нередко у них наблюдается нарушение сна.

3. Навязчивое увлечение компьютерными играми (стрелялки, стратегии, квесты, азартные онлайновые игры).

В настоящее время компьютерные игры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение. Для многих подростков они становятся единственной целью работы с компьютером

Среди компьютерных игровых программ выделяются 2 типа:

1. Развлекательные программы и тренинги.

2. Обучающие и развивающие программы.

Первый тип программ не требует высокого уровня интеллектуального развития и предназначен для тренировки скорости реакций. Опасность, появляющаяся в болезненной зависимости от игр, заключается в бесконтрольной 3) компьютерной игровой деятельности.

Установлено, что побочными эффектами видеоигр являются:

Чрезмерная вовлеченность;

Нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего возраста (12-15 лет);

Повышенный уровень тревожности при отсутствии возможности играть.

Почему же подростки «подсаживаются на игры»?

Ребенок в игре получает власть над миром, при этом компьютерная мышка выполняет роль волшебной палочки, благодаря которой ты становишься властелином мира, не прикладывая усилий. Всегда есть возможность переиграть: добиться лучших результатов, изменить ситуацию. Это особенно захватывает тех, которые в реальной жизни неуспешны, а также тех, кому мало внимания уделяют родители. Практически все игры построены на агрессии и убийствах, во многих играх происходит дозволенное убийство и подростки быстро усваивают такую модель поведения.

В Украине был проведен эксперимент операторами- программистами, который заключался в следующем: включается в компьютере звуковой сигнал определенной частоты и на экране появляется геометрическая, свободно вращающаяся фигура. Оказалось, что под воздействием этого приема, мозг человека программируется таким образом, что возникает потребность в просмотре этого фрагмента еще раз. Этот способ, как выяснилось, применяется при разработке компьютерных игр, с коммерческой целью.

Голубев Сергей, 9С, НГГ

Результаты исследования агентства Reuters, название которого можно перевести как "Прилипшие к экрану: информационная зависимость в мире", подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главенствующую роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1000 деловых людей из разных стран мира. Более половины корреспондентов призналось, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного.

Кроме того, около 50% сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. 80% корреспондентов считают, что сбор данных - необходимое условие квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы. 50% опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно.

Ассистент профессора психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг считает, что основную опасность для больных информационной зависимостью представляет стресс, вызванный избыточностью данных. Отчет Reuters еще раз подтверждает старую идею: психологическая зависимость и здоровье - вещи несовместные.

Иными словами, зависимость от Internet или от информации может сказываться на состоянии человека не менее пагубно, чем любое другое заболевание. "Последствия могут быть самые различные: развод, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, увольнение с работы, академическая неуспеваемость. В отличие от алкоголя и наркотиков, информационная зависимость не чревата деструктивными последствиями для организма, однако социальные и профессиональные проблемы могут возникать не менее серьезные", - заметила Янг.

Нельзя не отметить следующий факт: 36% родителей причиняет беспокойство, повышенное внимание, которое уделяют компьютеру их чада.