Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Закон о праве на забвение

Закон о праве на забвение

Госдума приняла в первом чтении скандальный законопроект

Речь идёт о праве любого россиянина требовать от поисковой системы удаления ссылок на информацию о себе определенного рода. Авторы законопроекта, депутаты из всех думских фракций, уверяют, что «представляемый законопроект согласуется с общеевропейской практикой решения аналогичных вопросов». Но как раз с «общеевропейской практикой» содержание законопроекта согласуется не очень...

От поисковиков на территории РФ можно будет требовать удалить ссылки, во-первых, на "недостоверную" информацию о заявителе. Во-вторых - на информацию, "распространяемую с нарушением закона" (например, "О персональных данных"). И, наконец - на достоверную информацию о событиях, имевших место более трех лет назад, за исключением ссылок на информацию о преступлениях, если судимость не погашена, или информацию, "содержащую сведения об уголовно наказуемых деяниях", если срок давности по ним не истек.

Профильный Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи признал «актуальность» поднятых Алексеем Казаковым («СР»), Вадимом Деньгиным (ЛДПР), Ольгой Казаковой («ЕР») и Леонидом Калашниковым (КПРФ) вопросов, а ко второму чтению пообещал «согласовать с нормами действующего законодательства РФ» отдельные положения законопроекта и провести его «юридико-техническую и лингвистическую корректировку».

«Общеевропейская практика», о которой вспоминают депутаты - это прежде всего решение Европейского суда (высшая судебная инстанция Евросоюза) годичной давности в пользу испанца Марио Костеха Гонсалеса, который требовал от Google удалить ссылки на газетную статью от 1998 года с рассказом о его финансовых трудностях. С тех пор крупнейший поисковик мира на территории стран ЕС принимает от граждан ЕС заявления с просьбой удалить ссылку на ту или иную информацию о них.

На основании документов, размещенных на официальных сайтах ЕС и материалов европейских СМИ, можно сделать следующие выводы.

Как и «там», принимать решения об удалении ссылок или об отказе в удалении у нас будет оператор поисковой системы.

Как и «там», мотивированный отказ поисковика можно будет обжаловать в суде.

В ЕС нет определенного «срока забвения» - ни трёх, ни 10, ни 20 лет. Потому что всё относительно: одна информация превращается в «мусор» чуть ли не на следующий день, а другая не утрачивает актуальности и через 30 лет. Европейский суд подчеркнул, что решение в каждом конкретном случае должно приниматься в зависимости от конкретных обстоятельств, с учётом «баланса между общественными интересами и личными правами человека». Более того - при принятии решения во внимание должна приниматься и «роль, которую играет требующая удаления ссылок персона в общественной жизни». По статистике, 26% отказов Google в удалении ссылок связаны с тем, что данная информация касается профессиональной деятельности заявителя, ещё одной распространенной причиной отказа является общественная значимость информации.

В российской же версии «права на забвение» нет НИКАКОЙ разницы между заявлением политика с просьбой об удалении ссылок на рассказ о событии трехлетней давности, в котором он принимал участие, но на котором больше не хотел бы акцентировать внимание общества, и заявлением сантехника дяди Васи, который просит удалить ссылку на статью об обстоятельствах кражи у него телевизора 10 лет назад...


«Кто контролирует прошлое, контролирует будущее». Кадр из фильма «1984» по роману Дж.Оруэлла, в котором правительство отслеживает содержание исторических документов, чтобы контролировать население.

Срок, в течение которого должно быть проверено заявление гражданина, в ЕС не определён.

По статистике, Google сначала тратил в среднем на обработку каждой заявки около 56 дней, а сейчас в среднем процедура занимает 16 дней. А что предлагают наши депутаты? С момента получения заявления поисковик в течение трех дней может направить уведомление заявителю с просьбой уточнить просьбу. И в ТРЁХДНЕВНЫЙ срок после получения уточненной ссылки должен удалить ссылки или дать мотивированный отказ.

Кстати, в заключении правового управления Госдумы подвергается сомнению способность поисковика качественно проверить, содержат или не содержат события «признаки уголовно наказуемых деяний», или уточнить, истекла ли судимость гражданина: это «относится к компетенции суда или правоохранительных органов, а не оператора поисковой системы», считают юристы.

Госдума намерена принять законопроект в трёх чтениях до конца весенней сессии. А осенью займётся законопроектом, который вводит огромные штрафы за нарушение российской версии «права на забвение»...

"Как будет работать право на забвение? "

Те кто давно использует интернет прекрасно осведомлены о том, что все ваши действия, лайки, просмотры, статьи, ссылки остаются в этом "мире" навсегда. Поэтому у многих возникал законный вопрос, как удалить свои данные из интернета. Спустя какое-то время, а именно в 2015 году было закреплено на законодательном уровне так называемое "право на забвение". Что значит "право на забвение " (right to be forgotten) ? Прежде чем продолжить, рекомендую прочесть несколько популярных статей, например, что такое Деноминация , что значит Демпинг , как понять выражение Демо-версия ?
Большинство пользователей одобрило подобный закон, хотя некоторые остались недовольны, ведь по их мнению этим правилом могут воспользоваться "нечистоплотные" граждане с целью удалить информацию о своих противоправных действиях и начать пользоваться интернетом с чистого листа.

Право забвения - это возможность попросить у поисковых систем удалить о себе всю информацию из поисковой выдачи

Кто этим обычно пользуется ? Например это публикация в старой газете о вашем мелком правонарушении, данные с серьёзными ошибками, издевательские фото, клевета, ссылки на домашнее проно, который один из партнёров выложил из мести в интернет.В России любой гражданин может попросить удалить информацию, которая попала в сеть больше трёх лет назад. Главное, чтобы она попадала под категорию "распространяемую с нарушением законодательства" (что это значит не совсем понятно), а так же "порочащую честь, достоинство или деловую репутацию". Исключение составляет информация об уголовных преступлениях, по которым ещё не истёк срок давности привлечения к уголовной ответственности , а так же по правонарушениям с негашёной или действующей судимостью.
Поисковики обязаны удалить все попадающие под этот закон ссылки в течении трёх дней. Если же заявление было написано некорректно, то в течении трёх дней им нужно вас поставить об этом в известность. Кроме того, если вы не согласны с поисковиками , то можете смело отправляться в суд и тратить своё личное время в поисках правды.

Как воспользоваться правом забвения?

Для того, чтобы приступить к столь ответственному делу, следует сначала заполнить достаточно простую форму.
Внимание!
У всех нижеприведённых ссылок стоит пробел после "https:", чтобы перейти на сайт, вам нужно скопировать ссылку полностью и уже в командной строке браузера убрать пробел, тогда ссылка откроется, это сделано в целях безопасности.

Яндекс

https: //yandex.ru/support/abuse/troubleshooting/oblivion.html
()

Гугл

https: //support.google.com/legal/contact/lr_rudpa?product=websearch
(чтобы перейти, нужно убрать пробел после https: )

Майл ру

https: //go.mail.ru/support/oblivion/
(чтобы перейти, нужно убрать пробел после https: )

Нужно будет указать следующую информацию:

Фамилия, Имя, Отчество;

Не забудьте прикрепить скан своего паспорта;

И самое главное, вам нужно аргументированно объяснить, почему следует удалить именно эти данные. Крайне желательно подавать заявку лично от себя, либо воспользоваться услугами опытного юриста.

Вам нужно знать, что в графе "Причины ", количество знаков ограничено, поэтому не рекомендуется сочинять пространные и слезливые истории. Пишите кратко и только по существу.

  • Право на забвение: что это такое

    «Право на забвение» — это возможность потребовать, чтобы персональные данные удалили из общего доступа, если информация неточна или устарела. Первым этим правом воспользовался испанец Марио Гонсалес. В 2014 году он обратился в Национальное агентство по защите данных и потребовал удалить из интернета статью 1998 года, где говорилось, что его дом продают на аукционе за долги. Гонсалес погасил долг, а информацию, которая осталась в электронной газете, счел компрометирующей. Власти Испании обязали корпорацию Google Spain удалить ссылки на текст. Информация осталась на сайте газеты, но она больше не индексируется поисковым механизмом Google.

    После первого прецедента Google всего за один день получил 12 тысяч запросов на удаление персональных данных от пользователей и запустил специальный сервис для подачи таких заявлений. Он доступен на европейских поддоменах Google.

    Право на забвение в России

    29 мая депутаты Вадим Деньгин, Алексей Казаков, Ольга Казакова и Леонид Калашников внесли в Госдуму поправки к закону «Об информации». 16 июня законопроект прошел первое чтение. Если он вступит в силу, каждый сможет потребовать от оператора поисковой системы, чтобы из нее удалили ссылки на недостоверную, неактуальную или незаконную информацию. При этом неактуальной будет считаться и та информация, которая касается событий, произошедших три года назад или больше. Оператор должен будет делать это без решения суда. Или заплатить до 100 тысяч рублей штрафа.

    Законопроект раскритиковали представители поисковых систем и пользователи. Тем не менее, 16 июня за него проголосовали 423 депутата из 424.

    У гражданина должно быть право на объективную и правдивую информацию о себе в интернете. Чтобы что-то удалить, нужно будет мотивированно обратиться к поисковой системе, предоставить перечень аргументов. Если где-то написано, что вы совершили преступление, и это правда, вы не сможете это удалить. А вот если какое-то издание написало, что вас привлекли к уголовной ответственности, а этого не было, нужно будет предоставить справку. Оператор должен будет рассмотреть ваше заявление в досудебном порядке и принять решение. Если вам откажут, вы сможете обратиться в суд с теми же самыми аргументами. Если суд примет вашу сторону, он обяжет поисковую систему удалить ссылки и оштрафует ее на 100 тысяч рублей.

    Право на забвение: чем это грозит

    Как объяснили в «Яндексе», механизм, который предложили в законопроекте, технически нереализуем, потому что не учитывает технические особенности распространения информации в интернете. В требовании не нужно указывать, какие именно ссылки должен удалить поисковик, только первоисточник. Чтобы удалить все страницы, которые могут к нему привести, нужно потратить бесконечное количество времени.

    Алексей Казаков:

    В законе, как правило, вообще не прописываются технические условия его соблюдения. Это как правила дорожного движения. Когда пишут, что надо двигаться со скоростью 60 км/час, не объясняют, на какой передаче ехать и как нажимать на педаль газа. Предполагается, что человек, который получил права, сам сможет выполнить эту задачу. В поисковых системах работают самые умные и продвинутые программисты, мы не сомневаемся, что они способны справиться с требованиями законопроекта.

    По словам представителей «Яндекса», закон может привести к злоупотреблениям. Из поисковика исчезнут ссылки на целый круг ресурсов. С помощью таких жалоб можно будет скрывать информацию о мошеннических схемах или затруднять работу конкурентам.

    Ася Мелкумова, пресс-секретарь «Яндекса»:

    Ни одна интернет-компания не оспаривает право человека на тайну частной жизни. Но никто не понимает, почему депутаты опять не прислушались к конструктивной критике. Мы убеждены, что поиск информации и доступ к ней — это базовые и неотъемлемые права человека, и это закреплено в статье 29 Конституции РФ. Законопроект не решает поставленных целей и противоречит российскому законодательству. Еще он предлагает передать функции судов или правоохранительных органов коммерческим организациям — поисковикам.

    Алексей Казаков:

    Любая отрасль любит зарабатывать деньги, но не любит нести социальную ответственность, и в этом смысле критика со стороны поисковиков нам понятна. Им не хотелось бы работать в интересах граждан, они работают в интересах бизнеса. Но мы, депутаты, должны думать о гражданах, и мы предлагаем простой вариан защиты от киберунижения, которой подвергаются многие люди.

    Матвей Алексеев, директор по внешним коммуникациям Rambler & Co:

    Информация, которую постоянно собирает поисковый робот, — это не какое-то эфемерное понятие, она занимает определенное место на жестком диске. Чтобы удалить что-то из поисковой выдачи, нужно перелопатить все архивы, перенастроить сам алгоритм поиска. Как после этого поведет себя поисковая система, непонятно. Наверное, можно найти какие-то способы поверхностного удаления ссылок, но никто не будет застрахован от того, что ссылка так или иначе снова всплывет. Ведь ссылка — это домен первоисточника, и не такая уж проблема ее изменить. «Яндекс» уберет одну, появится другая, с той же самой информацией. Не очень понятно, зачем вообще нужен этот закон. Дело может дойти до маразма и просьб в духе «На одном форуме написано, что я дура, удалите, пожалуйста, ссылку, информация уже не актуальна». Тем более, если мы удаляем из поисковика ссылку, первоисточник все равно остается. К нему просто пропадает путь. Получится, что поисковики должны будут заниматься никому не нужной работой. В таком случае почему бы не сделать это хотя бы платной услугой? Если кому-то нужно, чтобы оператор занимался такими вещами, пусть платит за это деньги.

    О чем удалось договориться

    Когда законопроект прошел первое чтение, поисковым системам удалось договориться с депутатами внести в него поправки. Ко второму чтению из документа должны исчезнуть несколько пунктов:

    — Поисковики не должны будут удалять информацию, которой исполнилось три года, если она достоверна.

    — Заявитель должен будет указать конкретный URL на информацию, которую нужно исключить из результатов поиска.

    Представители поисковиков также хотели, чтобы с них сняли функции судебных органов — принимать решения об удалении или неудалении ссылок. Они предлагали передать эту задачу, например, Роскомнадзору. Но депутаты не согласились.

Секретная служба «людей в черном» стирает память очевидцам нежелательных событий. Кадр: Кинопоиск

В июне думские люди осчастливили страну очередной заботой о благе общества, отлитой в законопроект о так называемом «праве на забвение». Инициатива, пока лишь поддержанная в первом чтении (16 июня), успела уже обрасти адскими мифами, поэтому самое время расставить точки над i, устранив неуместные страхи и иллюзии.

Изначально проект предоставлял право гражданам требовать удаления из поисковых систем ссылок , ведущих к информации трех типов: недостоверной , нарушающей законодательство и устаревшей . Под недостоверной понимаются сведения, не соответствующие действительности; под нарушающей законодательство — порочащие честь, достоинство и деловую репутацию; под устаревшей — описывающие события трехлетней и более давности (последний пункт был удален из законопроекта после консультаций с представителями поисковых систем в процессе подготовки ко второму чтению).

Как и следовало ожидать, общественность возмутилась смысловым звучанием российской версии «права на забвение» на всех его уровнях: законодательном, морально-этическом и техническом. В законодательном плане инициатива нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации. В морально-этическом — создает почву для бесчисленных злоупотреблений. В техническом — нереализуема, поскольку, с одной стороны, возлагает на поисковые системы не свойственные им (и, как следствие, неподъемные для них) функции органов госконтроля, с другой — игнорирует устройство мировой компьютерной сети, которое не позволяет эффективно вымарывать какую бы то ни было информацию, ибо сколько ее ни вымарывай, она тут же появится снова.

Все перечисленные изъяны лежат на поверхности, поэтому нет нужды повторяться. Я же хотел обратить внимание читателей не на смысловые аспекты российского законопроекта, а на его знаковое звучание, которое, на мой взгляд, существенно важнее, ибо только оно адекватно позиционирует демарш в контексте переживаемой нами эпохи.

Знаковую интерпретацию российского «права на забвение» правильно начинать с дезавуирования его претензий на преемственность. С самого начала депутаты дали понять, что действуют в рамках «общеевропейской практики решения аналогичных вопросов». Критики думского проекта усмотрели здесь намек на нашумевшее решение Европейского суда по делу «Google против испанского агентства по защите данных и Марио Костеха Гонсалеса» (май 2014) и принялись апеллировать к «неоднозначности» этого вердикта и его интенсивном порицании европейским и мировым сообществом.

Предлагаю не искать прямой прецедент, а рассматривать вопрос преемственности российского законопроекта по существу. Феномен «права на забвение» (Right to be forgotten) имеет давнюю историю и отражен в европейской общественной мысли по меньшей мере со времен принятия Хартии по правам человека.

В основе всех без исключения законодательных инициатив европейского общества лежит повышенная чувствительность к насилию над личностью, являвшемуся едва ли не лейтмотивом трагической истории континента в ХХ веке. Желание избежать в будущем повторения этого опыта и предопределяет болезненную европейскую реакцию на безапелляционное вмешательство (в первую очередь — со стороны американских IT-корпораций) в частную жизнь своих граждан. Самый яркий пример подобного противодействия — запрет картографических съемок Google на территории Германии.

Как бы там ни было, озабоченность правами личности и неприкосновенностью частной жизни не мешает проводить во всех европейских законодательных нормах и судебных прецедентах два принципиальных разграничения: между ссылками на материалы и самими материалами , с одной стороны, и между фактами и оценками фактов, с другой.

Европейский суд допускает право гражданина требовать удаления ссылок из поисковых систем на материалы, содержащие факты его биографии, но никак не удаления самих фактов. Иными словами, речь идет лишь о распространении информации, но никак не о подавлении самой информации.

Нужно отдать должное: в российском законопроекте разграничение между ссылками на материал и самим материалом уничтожается весьма элегантным образом — через деформацию определения «поисковой системы»! В думском сценарии «поисковая система» — это информационный ресурс, который облегчает поиск информации и дает ссылки на ее источники.

Тогда получается, что информационный ресурс, размещающий не ссылку на материал, а непосредственно сам материал (то есть являющийся первоисточником информации), по российскому определению автоматически «облегчает поиск », а следственно становится доступным для блокировки и ликвидации! Красиво, не правда ли?

В Европе право на забвение, как уже было сказано, распространяется исключительно на факты , а не на оценки этих фактов .

В первую очередь, речь идет об информации, которую индивид самостоятельно предоставляет в определенных условиях (например, заполняя онлайн конфиденциальную анкету или формуляр при совершении покупки, либо при записи на форум и проч.) Также претензия на забвение может распространяться на фактографию, исчерпавшую срок давности.

Однако ни в том, ни в другом случае речь не идет об оценочной информации, то есть о стороннем мнении об индивиде, его биографии, его поведении и проч. Причины такого разграничения очевидны: оценочная информация — прерогатива СМИ и право на ее вымарывание автоматически оборачивается ущемлением свободы прессы. Если гражданин полагает, что оценка его персоны в СМИ оскорбительна, он обращается в суд, требуя защитить его честь и достоинство, а это — совсем не то же, что оправданное законом вымарывание оценочных материалов из информационного поля.

Знаковая подмена в российском законопроекте заключается именно в том, что «право на забвение» включает в себя, помимо фактов, любую оценочную информацию, которая, по мнению гражданина, «порочит его честь, достоинство и деловую репутацию».

Думаю, дальше нет нужды объяснять, почему апелляции к «мировому опыту» в контексте российского законопроекта о «праве на забвение» лишены смысла, потому как подтасовка произошла уже на уровне фундаментальных определений.

Впрочем, если под мировым подразумевается не европейский, а какой-нибудь китайский или северокорейский опыт, тогда, конечно, никаких возражений быть не может.

Прямой выход на адекватное понимание знаковой сути думской инициативы нам дает не морально-этический, а технический дефект «права на забвение».

Дело в том, что в современном интернете существует уникальный феномен под названием «пузырь фильтров» (термин Эли Паризера). Главное своеобразие этого феномена в том, что он уже давным-давно превратил в иллюзию само представление о едином информационном поле . Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что сегодня любой человек, отсылая запросы к поисковой системе, получает от нее не объективную картинку мира, а подборку линков, жестко привязанных к личным интересам, вкусам и предпочтениям данного пользователя.

Скажем, если вас интересует тема коррупции, а некий депутат Х является вором, то в подборках, сделанных для вас поисковой системой, сведения об этом депутате-воре будут присутствовать непременно, сколько бы их ни вымарывали по закону о «праве на забвение». С другой стороны, если человеку коррупция по барабану (а таковых в Отечестве, если верить статистике, подавляющее большинство граждан), информацию о депутате Х он вообще никогда не увидит, и в этом случае закон о «праве на забвение» избыточен.

Допускаю, что думские люди могут не знать о феномене «пузыря фильтров», однако им наверняка рассказали о том, что поисковые системы реиндексируют информационное пространство ежесекундно, поэтому «крамольные материалы» можно удалять хоть до посинения — на следующий день они опять всплывут при запросах.

Лично у меня нет ни малейшего сомнения в том, что в российской Думе заседает народ трезвомыслящий и практичный, а посему рискну предположить, что «право на забвение» не имеет ни малейшего отношения ни к этике, ни к морали, ни тем более к технической (не)осуществимости вымарывания информации. Смысл законопроекта — исключительно знаковый .

Из года в год, изо дня в день российская Дума штампует на потоке запретительные законы вовсе не для того, чтобы законы эти эффективно действовали, а для того, чтобы обозначить новую территорию. Территорию под названием «Русский Мир» с упрощенной до обывательского уровня метафизикой: «Мы — хранители чистоты, морали и духовности. Вокруг нас — враги!».

В подобных обстоятельствах практическая консистентность законотворчества — дело десятое. Главное — воспитать и культивировать в народе оборонное сознание. Чем Дума успешно и занимается.

24.08.2018

В 2016 году в России появился новый правовой инструмент, который позволяет замедлить и сократить распространение информации о гражданах в интернете - право на забвение. Пользователи получили право требовать у поисковиков удаления из результатов поиска ссылок на материалы, где упоминаются их имена и фамилии. Мы уже , что, согласно публичной статистике Яндекса, больше половины обращений по российскому праву на забвение отклоняются, потому что не вписываются в требования закона. Google также ведёт статистику по праву на забвение, но только по обращениям от пользователей ЕС: доля отказов также превышает 50%.

Российский закон позволяет пользователю, который недоволен отказом поисковика, обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя. Соответствующая судебная практика свидетельствует о том, что операторы связи как правило отказывают гражданам правомерно и справедливо, а причиной являются ошибки самих заявителей в толковании и применении права на забвение. Мы проанализировали российскую судебную практику по праву на забвение и систематизировали типичные ошибки граждан при обращении в суд, которые помешали пользователям добиться желаемого.

Что такое право на забвение а-ля рюсс

Инструкция к российскому праву на забвения изложена в ст. 10.3 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - закон об информации). Данная норма позволяет пользователю (заявителю) требовать у оператора поисковой системы удаления из результатов поиска ссылок на страницы сайтов, которые содержат информацию о заявителе.

Однако убрать из поиска можно далеко не любую информацию о пользователей. Закон допускает делистинг в отношении следующих категорий:

1. информация, распространяемая с нарушением законодательства РФ (например, оскорбления, личные фото, незаконная обработка персональных данных);

2. недостоверная информация;

3. неактуальная информация;

4. информация, которая утратила значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.

Алгоритм действия права на забвение

Заявление желающего быть забытым подается оператору поисковой системы. Google , Яндекс , Рамблер , Mail.ru , Bing создали специальные электронные формы для подобных обращений.

Если вы предоставили неполные или неточные данные (например, документ, удостоверяющий личность), поисковик вправе их запросить, направив вам уведомление.

В течение 10 рабочих дней заявитель должен дополнить или уточнить данные (если применимо).

После чего в течение 10 рабочих дней оператор поисковой системы прекращает выдачу ссылок, указанных в заявлении или предоставляет мотивированный отказ.

В случае отказа заявитель вправе обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, по месту жительства.

Типичные ошибки

Разберем наиболее распространенные ошибки, которые допускают заявители при попытке “быть забытым”.

1) Непредставление или несвоевременное представление уточняющих/дополнительных/корректных сведений, которые запросил поисковик

Оператору поисковой системы даётся 10 рабочих дней на обработку требования о применении права на забвение: за это время ему надо определить, нужно ли уточнить или дополнить заявление, удовлетворить его или отклонить. Если необходимо уточнить или дополнить сведения о заявителе и основаниях применения права на забвение, поисковик направляет заявителю уведомление об уточнении представленных сведений (в т.ч. документа, удостоверяющего личность). Такое уведомление может быть направлено заявителю однократно. У заявителя также будет 10 рабочих дней на исправление неточностей и восполнение сведений и доказательств. Если пользователь не уложится в этот срок, оператор поисковой системы не обязан ничего удалять.

2) Заявление не содержит информацию о заявителе по каждой странице сайта, выдача ссылок на которую подлежит прекращению

Удостоверьтесь, что вы указали, какая именно информация на той или иной странице является основанием для удаления ссылки из результатов поиска. С недавних пор в электронной форме Яндекса появились специальные поля ввода: необходимо указать ссылку на страницу, какая именно информация подлежит удалению, какой эта информация является: незаконной, недостоверной, неактуальной, утратившей значение.

3) Некорректные URL-адреса

4) Отсутствие доказательств

Суды отказывают в удовлетворении требований заявителей, ссылаясь на то, что заявители не предоставляют необходимых доказательств, на основании которых поисковая выдача будет отфильтрована. Суды обосновывают такую позицию тем, что поисковые системы не наделены полномочиями по установлению факта распространения сайтами недостоверной, неактуальной или порочащей честь, достоинство или деловую репутацию информации. Поисковики не распространяют информацию, а предоставляют пользователям услуги поиска информации, размещенной третьими лицами в интернете. Согласно судебной практике, деятельность оператора поисковой системы теряет правовой и фактический смысл, если любое лицо может потребовать прекращение доступа к поиску информации, находящейся в свободном доступе в интернете без предоставления достаточного подтверждения недостоверности указанных сведений. Для рассмотрения обращения желающего быть забытым и принятия по нему решения операторы поисковых систем должны обладать необходимым объемом информации, то есть доказательствами. Обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих наличие оснований для исключения ссылок из поисковой системы, лежит на заявителе (Определение Московского городского суда от 25 декабря 2017 г. по делу N 4г-16235/2017).

Доказательства играют ключевую роль в успешной реализации права на забвение. Доказательствами, необходимыми для применения права на забвения, могут быть:

Решение суда, подтверждающее факт распространения информации, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию;

Решение суда о признании информации в интернете не соответствующей действительности;

Постановление суда о снятии судимости, справка МВД о погашении судимости;

Иные достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что распространенная в отношении заявителя информация является недостоверной или неактуальной.

Важно отметить, что личность заявителя также играет роль при реализации права на забвение. Например, даже при погашенной судимости поисковик, а впоследствии и суд могут отказать ранее осуждённому в применении права на забвение. Также сложности при удалении ссылок из результатов поиска могут возникнуть, если заявитель является общественным деятелем, политиком, исполняет официальные функции. В таком случае вполне возможно, что сведения о его частной жизни будет достаточно сложно скрыть из поисковой выдачи, поскольку информация о публичных лицах представляет общественный интерес (естественно, не вся). В данном случае без специального решения суда об удалении тех или иных сведений о публичной личности не обойтись, ведь оно будет выступать главным доказательством по прекращению выдачи ссылок с информацией, касающейся публичных фигур.

Заключение

Напомним, что для удаления информации с просторов интернета порой эффективнее обратиться напрямую к владельцу сайта (оператору онлайн-платформы), где первоначально была размещена неправомерная или неактуальная информация. Работа с администраторами интернет-ресурсов может быть подготовительным этапом перед применения права на забвения, который может облегчить делистинг. Обращаясь к операторам поисковых систем следует всегда помнить, что без достаточного объема информации и неоспоримых доказательств поисковики не уполномочены удовлетворять требования заявителей по праву на забвение, поэтому важно внимательно подходить к процедуре по ст. 10.3 закона об информации и подготовить документальное обоснование своих требований.