Модуль поиска не установлен.
(Окончание. Начало в №7)
Событие представляет собой действие, распознаваемое объектом (например, щелчок мышью по строке меню, нажатие клавиши, открытие нового документа, закрытие приложения пользователем), для которого можно запрограммировать отклик. При наступлении события происходит активизация метода, т.е. начинают выполняться связанные с объектом заранее определенные программы и функции.
Активизация метода может произойти не только в результате действий пользователя, но и при возникновении такого события, как ошибка в программе или наступление определенного времени и т.д., в этом случае говорят, что метод активизирован системой. Доступ к процедурам обработки событий возможен из редактора VBA. При программировании какого-либо объекта, например, формы, мы имеем доступ к целому списку процедур событий. В основном причины возникновения событий различных объектов не отличаются друг от друга, причиной их возникновения остаются тот же щелчок мыши, нажатие клавишы, смена фокуса объекта и т.д., но процедуры их обработки разделяются по принадлежности к объекту.
Можно по-разному запрограммировать реакцию на щелчок мышью по полю Формы и по Командной кнопке в этой форме, процедуры обработки, казалось бы, одного события будут разными, т.к. будут принадлежать разным объектам. Также существует очередность возникновения событий, которую надо учитывать при их программировании. Например, событию Щелчок мыши (Click), предшествуют событие Нажатие клавиши мыши (MouseDown) и событие Отпускание клавиши мыши (MouseUp). Но надо заметить, что совсем не обязательно учитывать все события при написании вашей программы, нужно лишь выбрать те, которые вам действительно необходимы для работы. Обойтись без программирования обработки событий можно, но лишь только вы задумаете писать программу, где присутствуют пользовательские формы, вы сразу столкнетесь с необходимостью программирования процедур обработки событий.
Другое важное понятие объектно-ориентированного программирования - это классы. Класс - это шаблон, на основе которого во время выполнения программы создается объект. Класс определяет свойства и методы объекта. Если взять пример из жизни, то в качестве класса объектов можно принять школьный класс, где объекты - это учащиеся, каждый со своими, присущими только ему свойствами. Также каждому объекту в классе присущи одно или несколько одинаковых свойств, например - возраст, по которому и определяется принадлежность объекта к классу.
Объект, который создается на основе класса, называют экземпляром класса.
Прежде чем приступить к созданию программ автоматизации работы с приложением, необходимо ознакомиться с моделью объектов (иерархией классов) приложения. Иерархия классов определяет связь между объектами и содержит сведения о доступе к другим объектам. Для этой цели в VBA используется окно просмотра объектов.
Окно просмотра объектов выводится следующим образом:
1. Активизируйте окно Редактор Visual Basic.
2. Выберите команду Вид\Просмотр объектов (или нажмите клавишу F2).
На экране появится окно Просмотр объектов (рис. 1).
3. Выберите требуемую библиотеку в списке библиотек, расположенном в левом верхнем углу.
В окне Классы появится список всех классов в выбранной библиотеке.
4. Выделите в списке Классы требуемый класс.
В правой части окна просмотра появится список компонент выбранного класса, т.е. его свойства, константы и методы.
5. Выделите в списке компонент нужную строку.
В окне справки, расположенном внизу, появится дополнительная информация.
Если нужна развернутая информация по компоненту класса, щелкните по значку "вопросительный знак" на панели инструментов.
В приложении Word нам предстоит работать с его объектами. Поэтому рассмотрим их подробнее.
На рис. 2 приведена полная модель объектов Word. Главным объектом, стоящим на вершине иерархической пирамиды объектов, является сам Word, рассматриваемый как приложение (Application), на следующем уровне представлены наборы объектов (Documents, Dialogs, Windows и др.) и одиночные объекты (н-р, Selection). Каждый из них также содержит большое число объектов, свойств и методов. Например, объект Documents включает в себя объекты, которые связаны с ним, такие, как Words (слова), Paragraphs (абзацы), Bookmarks (закладки), Characters (символы), Document (документ) и т.д. Эти объекты в свою очередь содержат в себе еще объекты, свойства и методы. Те объекты, которые включают в себя схожие объекты, называют наборами или коллекциями (Collection), они отличаются именем, записанным в множественном числе (например, Documents, Windows, Words). С помощью свойств и методов, присущих объекту Коллекция, можно выделить из него один конкретный объект для обработки. Разные коллекции могут включать в себя одинаковые объекты, например, объект Words (Слова) принадлежит коллекции Documents (Документы), связан с объектом Selection (Выбор) и с объектом Range (Диапазон). Объект Words сам, в свою очередь, является коллекцией объектов. То, что объект принадлежит какой-то коллекции, не означает, что он рассматривается как часть чего-то общего.
Чтобы видеть всю модель объектов Word, воспользуемся окном Просмотр объектов в редакторе Visual Basic.
В окне редактора Visual Basic нажмите кнопку Просмотр объектов, в всплывающем меню списка Выбор библиотеки выберите Word. В правой части окна под заголовком Классы будут перечислены все наборы объектов Word, а слева - все свойства и методы выбранного объекта.
Перейдем к описанию основных объектов и коллекций объектов Word, их методов и свойств, а также примеров их использования.
Как было сказано выше, этот объект представляет приложение Word. Объект Application включает свойства и методы, которые возвращают объекты верхнего уровня.
Например, свойство ActiveDocument возвращает объект Document, а свойство с названием Application используется для возвращения объекта Application. Следующий пример показывает имя пользователя для Word. Это имя записывается в меню Сервис/Параметры во вкладке Пользователь. Инструкция MsgBox является функцией VBA, выводящей на экран диалоговое окно с сообщением MsgBox Application.UserName (рис. 3).
Многие из свойств и методов, которые возвращают наиболее общие объекты интерфейса пользователя - такие, как активный документ (свойство ActiveDocument) - могут использоваться без спецификатора объекта Application.
Например, вместо записи Application.ActiveDocument.PrintOut вы можете записывать просто ActiveDocument.PrintOut. Свойства и методы, которые могут использоваться без спецификатора объекта Application, рассматриваются как "глобальные". Чтобы увидеть глобальные свойства и методы в окне Просмотр Объектов, щелкните по строке <глобальные> наверху списка в блоке Классы.
Объект Application имеет более 80 свойств, отражающих все настройки приложения. Перечислим некоторые из них (табл. 1).
Как можно изменять свойства объекта Application в программе во время выполнения каких-либо действий? Существует несколько специальных процедур, с помощью которых можно это сделать. Эти процедуры имеют специальные имена и выполняются автоматически, во время некоторых операций (табл. 3).
Вставляя строки с инструкциями VBA в эти макросы, можно воздействовать на объекты, например, при создании нового документа убрать с экрана полосы прокрутки и строку состояния, записав следующий макрос в модуль Normal:
Public Sub AutoNew()
Application.DisplayScrollBars = False
Application.DisplayStatusBar = False
Вообще-то, сохранять эти макрокоманды можно в любом шаблоне или документе. Исключение составляет макрос AutoExec, который работает только из шаблона Normal.dot сохраненным в папке, указанной как папка запуска.
Подобные действия можно произвести и с помощью процедур обработки событий объекта Application.
Событий у объекта Application немного (табл. 4).
Чтобы запрограммировать отклик на события объекта Application, необходимо предварительно выполнить ряд действий:
1. Объявить объектную переменную в модуле класса.
2. Записать процедуры обработки события.
3. Инициализировать объявленный объект из другого модуля.
Для этого необходимо создать новый модуль класса и объявить объект типа Application с событиями. Для этого выберите в меню Вставка строку Модуль класса, в окне Программа нового модуля класса введите следующий код (рис. 4):
Public WithEvents App As Word.Application
Вызовите окно свойства и измените свойство Name с Класс1 на EventClassModule.
После того как новый объект был объявлен с событиями, он появится в окне Программа в раскрывающемся списке Объекты, и можно писать процедуры событий для нового объекта. (Когда вы выбираете новый объект в списке Объектов, допустимые события для него перечислены в раскрывающемся списке Процедуры.) Выбирают событие из раскрывающегося списка Процедуры, и пустая процедура добавляется к модулю класса (рис.5). Можно записывать необходимый код для обработки события.
До того как процедура будет выполнена, необходимо подключить объявленный в модуле класса объект (у нас он называется App) к объекту Application. Это делается следующим кодом из любого модуля.
Dim X As New EventClassModule
Sub Регистрация()
Set X.App = Word.Application
Теперь остается только выполнить процедуру Регистрация. Можно запустить ее из меню или вызвать из другой процедуры модуля. После этого объект App в модуле класса будет указывать на объект Word Application, и процедуры обработки события в модуле класса будут выполняться при возникновении событий.
Documents - это набор всех объектов Document, которые являются в настоящее время открытыми в Word.
Этому набору присущи свои свойства, методы и события.
Свойств у набора Documents немного (табл. 5).
Можно использовать свойство Documents, чтобы возвратить набор Documents. Следующий пример показывает названия открытых документов
For Each aDoc In Documents
aName = aName & aDoc.Name & vbCr "vbCr - это константа, определяющая символ возврата каретки (код 13)
Методов у набора Documents несколько больше (табл. 6).
Метод Add используется для создания нового пустого документа и добавления его к набору Documents. Следующий пример создает новый документ, основанный на шаблоне Normal.dot.
Синтаксис метода Add:
выражение.Add(Template, NewTemplate)
выражение - выражение, возвращающее объект Documents.
Template - необязательный параметр. Содержит имя шаблона, который будет использован для нового документа. Если параметр опущен, используется Normal.dot.
NewTemplate - необязательный параметр. Если параметр равен True, документ открывается как шаблон. По умолчанию значение False.
Метод Item используется для выбора конкретного элемента из набора. Элемент может быть определен по имени или по его номеру в наборе.
Синтаксис метода:
выражение.Item(Индекс)
Выражение - выражение, которое возвращает объект Documents.
Индекс - имя или индексный номер элемента набора.
Метод Item является заданным по умолчанию методом для наборов. Поэтому следующие две строки кода эквивалентны.
Application.Documents(1)
Application.Documents.Item(1)
Так же эквивалентны и следующие строки:
Application.Documents("Report.doc")
Application.Documents.Item("Report.doc")
Открывают файлы документов с помощью метода Open.
Синтаксис метода Open следующий:
выражение.Open(FileName, ConfirmConversions, ReadOnly, AddToRecentFiles, PasswordDocument, PasswordTemplate, Revert, WritePasswordDocument, WritePasswordTemplate, Format)
выражение - это выражение, возвращающее объект Documents.
FileName - обязательный параметр "имя файла". Этим параметром указывается путь к документу. Можно записать несколько файлов, отделяя имена файлов пробелами.
ConfirmConversions - необязательный параметр, может принимать значения True, если необходимо отобразить диалоговое окно Convert File, если файл записан не в формате Word.
ReadOnly - необязательный параметр. Равен True, если файл открывается только для чтения.
AddToRecentFiles - необязательный параметр, если равен True, то файл добавляется к списку файлов внизу меню Файл.
PasswordDocument - необязательный параметр. Содержит пароль для открытия документа.
PasswordTemplate - необязательный параметр. Содержит пароль для открытия шаблона.
Revert - необязательный параметр. Если FileName содержит имя файла уже открытого документа, то при равенстве параметра True документ повторно открывается без сохранения произведенных изменений. Если значение параметра False, то активизируется уже открытый документ.
WritePasswordDocument - необязательный параметр. Содержит пароль, запрашиваемый при сохранении изменений документа.
WritePasswordTemplate - необязательный параметр. Содержит пароль для сохранения изменений шаблона.
Format - необязательный параметр. Содержит конвертер для преобразования файла. Может быть записан одной из констант: wdOpenFormatAuto, wdOpenFormatDocument, wdOpenFormatRTF, wdOpenFormatTemplate, wdOpenFormatText, или wdOpenFormatUnicodeText. Значение по умолчанию - wdOpenFormatAuto.
Для определения внешнего формата файла применяется свойство OpenFormat объекта FileConverter, которое возвращает значение, записываемое в этот параметр.
Следующий код открывает файл Sales.doc. Имя файла указывается в кавычках.
Documents.Open FileName:="C:\Мои документы\Sales.doc" " открывается документ "Sales.doc"
В следующем примере документы из набора Documents перебираются, чтобы найти в наборе документ, названный "Report.doc". Если этот документ имеется в коллекции Documents, он активизируется, если нет, то документ открывается.
For Each doc In Documents
If doc.Name = "Report.doc" Then found = True
If found <> True Then
Documents.Open FileName:="C:\Documents\Report.doc"
Documents("Report.doc").Activate
Метод Close используется для закрытия документов и имеет синтаксис:
выражение.Close(SaveChanges, OriginalFormat, RouteDocument)
выражение - выражение, которое возвращает объект Document или Documents.
SaveChanges - необязательный параметр. Определяет действие при сохранении документа. Может быть одна из следующих WdSaveOptions констант:
WdDoNotSaveChanges (не сохранять изменения);
WdPromptToSaveChanges (выдавать диалоговое окно с запросом на сохранение изменений);
WdSaveChanges (сохранять без запросов).
OriginalFormat - необязательный параметр. Определяет формат для сохранения документа. Может быть одна из следующих wdOriginalFormat констант: wdOriginalDocumentFormat, wdPromptUser, wdWordDocument.
RouteDocument - необязательный параметр. True, если документ направляется следующему получателю.
Следующая строка кода закрывает документ, названный "Report.doc", без сохранения изменения. В ней указывается параметр SaveChanges, которому константой присвоено значение "не сохранять изменения".
Documents("Report.doc").Close SaveChanges: = wdDoNotSaveChanges
Метод Save применяется для сохранения одного или всех документов. Метод имеет несколько видов записи, в зависимости от ожидаемого результата.
1. Выражение.Save.
Запись в этом виде сохраняет указанный документ или шаблон. Если документ или шаблон не были сохранены прежде, диалоговое окно Save As запрашивает пользователя относительно имени файла.
Здесь выражение - выражение, возвращающее объект Document или Template.
2. Выражение.Save(NoPrompt, OriginalFormat).
Такая запись сохраняет все документы в наборе Documents. Если документ не был сохранен прежде, диалоговое окно Save As запрашивает пользователя относительно имени файла. Также в этой записи присутствуют два необязательных параметра.
Параметр NoPrompt. Если этот параметр имеет значение True, то Word автоматически сохраняет все документы. Если значение параметра False, то Word запрашивает пользователя о сохранении каждого документа, у которого были произведены изменения.
Параметр OriginalFormat определяет путь для сохранения документов. Может быть равен одной из следующих wdOriginalFormat констант: wdOriginalDocumentFormat, wdPromptUser, или wdWordDocument.
3. Выражение.Save(Comment)
Эта запись сохранит версию указанного документа с комментариями.
Следующий пример сохраняет активный документ.
ActiveDocument.Save
Следующий пример сохраняет каждый документ в наборе Documents без запроса к пользователю.
Documents.Save NoPrompt:=True, OriginalFormat:=wdOriginalDocumentFormat
Если файл Sales.doc открыт, то следующий код сохраняет версию фйла с добавленными к нему комментариями.
For Each doc in Documents
If Instr(1, doc.Name, "Sales.doc", 1) > 0 Then
doc.Versions.Save Comment:="незначительные изменения"
Представляет объект Document - элемент набора Documents. В отличие от набора Documents, объект Document насчитывает более сотни свойств. В основном свойства объекта Document используются для возвращения другого объекта или набора объектов, чтобы отработать уже с его свойствами и методами. В документе в основном приходится работать со словами, параграфами, символами, закладками, поэтому рассмотрим некоторые из свойств объекта Document, возвращающие эти объекты (табл. 7).
Для того чтобы отнестись к документу из набора избирательно, можно использовать свойство ActiveDocument объекта Application.
Следующий пример использует Activate-метод, чтобы инициировать документ, названный "Document 1." Пример также устанавливает горизонтальную ориентацию страницы и печатает документ.
Documents("Document 1").Activate
ActiveDocument.PageSetup.Orientation = wdOrientLandscape
ActiveDocument.PrintOut
Свойство Bookmarks возвращает набор Bookmarks, содержащий все закладки в документе.
Этот пример отыскивает стартовую и конечную позиции для первой закладки в активном документе.
With ActiveDocument.Bookmarks(1)
BookStart = .Start
Свойство Characters возвращает набор Characters, содержащий все символы в документе.
Следующий пример показывает первый символ в отборе. Если отбора нет, то возвращается первый символ после курсора.
char = Selection.Characters(1).Text
MsgBox "первый символ - ... " & char
Другой пример возвращает количество символов в первом предложении (пробелы включаются в подсчет).
numchars = ActiveDocument.Sentences(1).Characters.Count
О событиях и методах объекта Document читайте в следующей статье.
Малышев С.А.
|
Глава 15. Программирование на VBA в Word.
В этой главе...
~ Объектная модель Word
~ Ключевые объекты Word: окна, выделения, диапазоны и объект Find
~ Диапазоны или выделения: что использовать при работе с текстом
~ Методы и свойства для манипуляции с текстом
~ Поиск и замена текста с помощью VBA в Word
Изо всего набора приложений Office Word предлагает наиболее богатый набор средств программирования. Знакомство с объектами Word, такими как Range и Find, иногда оказывается рискованным, но это очень важно, если вы действительно хотите создавать VBA-процедуры, раскрывающие всю мощь Word. Именно об этом мы и поговорим в настоящей главе.
Объектная модель Word содержит так много объектов и их коллекций, что вам потребуется огромный лист бумаги, если вы захотите построить на нем иерархию всех этих объектов в графическом виде. Очевидно, что я смогу рассмотреть лишь малую толику от того колоссального количества объектов, свойств и методов, которые вы сможете использовать в своих программах. В настоящей главе освещены только наиболее важные приемы работы с Word VBA. Если вы хотите получить более подробные сведения, вам придется неоднократно обращаться к справочной системе.
Знакомство с объектом Application
Как и во всех других VBA-приложениях, ключевым в объектной модели Word является объект Application. Другими словами, этот объект содержит все остальные объекты Word. Поскольку объект Application занимает центральное место в программировании на VBA в Word, вам даже не придется явно указывать его имя при работе со многими важными объектами. Однако вам не следует забывать о роли, которую играет этот объект, поскольку он вам потребуется при работе со свойствами и методами самого приложения, а также при обращении к некоторым другим объектам. Например, приведенная ниже инструкция использует метод List Commands объекта Application:
Application.ListCommands (True)
Между прочим, метод List Commands создает новый документ и помещает в него таблицу, содержащую комбинации клавиш и команды меню Word. Если вы передаете методу List Commands значение True, новый документ содержит комбинации клавиш и команды меню Word. Передайте ему значение False, чтобы в нем перечислялись только команды.
Из книги Офисное программирование автора Фризен Ирина ГригорьевнаЧасть II Программирование на VBA в Word
Из книги Эффективное делопроизводство автора Пташинский Владимир СергеевичГлава 12 Word: все, что вы хотели сказать Word – одна из первых прикладных программ, разработанных Microsoft вслед за системными. Первые версии появились больше 10 лет назад, и все это время происходило их совершенствование. Самые первые выпуски программы уже назывались текстовым
Из книги Word 2007.Популярный самоучитель автора Краинский ИГлава 1 Основы работы в Microsoft Word
Из книги Основы информатики: Учебник для вузов автора Малинина Лариса АлександровнаГлава 5 Текстовый редактор Microsoft Word 5.1. Запуск редактора, создание, открытие и сохранение документов Текстовый редактор Microsoft Word предназначен для создания и обработки любых текстовых документов от простой записки до оригинал-макета сложного издания. Работа с текстовым
Из книги Технологии программирования автора Камаев В АГлава 9 ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 9.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Визуальное программирование является в настоящее. время одной из наиболее популярных парадигм программирования. Визуальное программирование состоит в автоматизированной разработке
Из книги Программирование на языке Ruby [Идеология языка, теория и практика применения] автора Фултон ХэлГлава 18. Сетевое программирование Если торговец в разговоре с вами произносит слово «сеть», скорее всего, он желает всучить свою визитную карточку. Но в устах программиста это слово обозначает электронное взаимодействие физически удаленных машин - неважно, находятся
Из книги VBA для чайников автора Каммингс СтивГлава 16. VBA-программирование в Excel. В этой главе...~ Что такое объектная модель Excel~ Управление ячейками с использованием объектов диапазонов~ Создание собственных функций для использования в формулах рабочих листов~ Использование встроенных функций Excel в VBA-коле~ Работа с
Из книги Программирование КПК и смартфонов на.NET Compact Framework автора Климов Александр П.Глава 17. Программирование баз данных. В этой главе...~ Знакомство с терминологией~ Написание кода баз данных с помощью объектов данных ActiveX~ Программирование с помощью DAO~ Ускорение с помощью SQLНесмотря на то, что Access - официальное приложение для работы с базами данных,
Из книги С компьютером на ты. Самое необходимое автора Егоров А. А.Глава 9 Программирование для смартфонов Особенности программирования для смартфонов В этой главе мы научимся создавать приложения для смартфонов под управлением системы Windows Mobile 5.0. Так получилось, что в России смартфоны под управлением Smartphone 2003 поначалу не получили
Из книги Linux: Полное руководство автора Колисниченко Денис НиколаевичГлава 4 Microsoft Word 4.1. Возможности Microsoft Word Microsoft Word - один из самых лучших и мощных текстовых редакторов на сегодняшний день. Word, в отличие от Блокнота и WordPad, не входит в состав Windows, а распространяется в составе программного пакета Microsoft Office. Программа обладает огромным
Из книги Компьютер для бухгалтера автора Филатова ВиолеттаГлава 28 Программирование ядра Из главы 7 вы узнали, что драйверы устройств в Linux выполнены в виде модулей ядра, и познакомились с пакетом module-init-tools (он же modutils для ядер 2.4), содержащим утилиты для выполнения основных операций над модулями ядра. В этой главе я покажу, как
Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри ХеленГлава 6 Работа с программой Word Обычно работа с редактором Word не вызывает трудностей: текст набирается в нем так же, как и в редакторе Блокнот. Трудности начинаются тогда, когда приходится вносить в созданный документ исправления и добавления. К удивлению пользователя,
Из книги Access 2002: Самоучитель автора Дубнов Павел ЮрьевичГЛАВА 27. Программирование с транзакциями. Транзакция является начальной точкой для всех взаимодействий клиентского приложения с сервером. В этой главе мы с точки зрения различных интерфейсов клиента рассмотрим запуск, управление и завершение транзакций.Многие языки и
Из книги Офисный компьютер для женщин автора Пастернак ЕвгенияГлава 11 Программирование на языке SQL Как уже говорилось в главе 9, главной «специальностью» языка SQL является конструирование запросов пользователя к базе данных. Поэтому программирование на языке SQL – это в основном формирование таких
Из книги Компьютер – это просто! автора Алиев ВалерийГлава 1 Текстовый редактор Microsoft Word
Из книги автораГлава 3 Microsoft Word, или Как печатать на компьютере Для чего нужен текстовый процессор? Начало работы Настройки Microsoft Word Панели инструментов Создание документа Форматирование документа Выделение Редактирование документа Таблицы и границы WordArt.
Его свойства и методы
Объект Word.Document, программная работа со свойствами и методами документа в VBA
После того, как мы при помощи объекта Application запустили Word, при помощи коллекции Documents создали (или открыли, или нашли среди уже открытых) - в общем, получили ссылку на нужный нам документ, можно выполнять с этим документом различные действия, реализованные при помощи свойств, методов и событий объекта Document. У этого объекта десятки свойств и методов, и здесь мы рассмотрим только наиболее важные и часто используемые из них. Для самостоятельного рассмотрения будут оставлены очевидные и редкоиспользуемые свойства.
Обратите внимание, что к объекту Document можно обращаться и не создавая специальную объектную переменную. Существует еще по крайней мере три способа получения доступа к объекту Document:
MsgBox ThisDocument.Name
MsgBox Application.ActiveDocument.Name
или просто
MsgBox ActiveDocument.Name
Самые важные свойства объекта Document представлены ниже:
Теперь - о самых важных методах объекта Document:
Часто используемых событий у объекта Document всего три - New() (можно определить только для шаблона, срабатывает, когда на основе этого шаблона создается новый документ), Open() и Close(). Все эти свойства очевидны и изначально доступны в окне редактора кода Visual Basic.
Объект Word.ApplicationДополнительно ко всем возможностям программирования на VBA, рассмотренным в части I, можно добавить возможности вывода всех результатов вычислений, преобразований, сообщений в документ Word, с возможностью дальнейшего отправления на печать. Для этого необходимо рассмотреть основные объекты приложения Word.
Ключевым в объектной модели Word является объект Application, так как он содержит все остальные объекты Word. Его элементами на разных уровнях иерархии являются около 180 объектов. Сам корневой объект Application имеет более сотни элементов: свойств, методов и событий.
Свойства объекта Word.ApplicationСвойства любого объекта делятся на две группы: свойства-участники (объекты) и терминальные свойства (обычные переменные VBA).
Единую систему организации панелей меню и инструментальных кнопок обеспечивает объект CommandBars, справок – Assistant, поиска – FileSearch.
Центральными объектами Word являются коллекции Documents и Templates, точнее составляющие их элементы, сам документ и шаблоны.
Рассмотрим объекты второго плана.
Объект AutoCorrect поддерживает работу по автоматической коррекции набираемых текстов. Его возможности эквивалентны команде Автозамена меню Сервис .
Объект Browser позволяет перемещать точку вставки, указывающую на объекты в документе.
Коллекция объектов Dialogs представляет совокупность диалоговых окон, встроенных в Word. Добавлять новые или удалять элементы этой коллекции программным путем нельзя. Но соответствующие окна можно открыть и показать на экране дисплея и тем самым организовать диалог пользователем по теме, заданной соответствующим окном.
Три объекта, связанные с проверкой грамматики и орфографии: Languages, Dictionaries, SpellingSuggestions , – позволяют установить нужный язык, выбрать словарь, в том числе пользовательские словари, а также работать со списком слов, предлагаемых для исправления при обнаружении ошибки правописания. Команды Правописание и Язык меню Сервис предоставляют аналогичные, функциональные возможности при работе с документом вручную.
С помощью объекта Options можно программным путем установить различные опции приложения и документа аналогично тому, как если бы вы выбрали команду Параметры в меню Сервис.
Работа с документами и класс DocumentКогда открывается приложение, создается коллекция документов Documents, содержащая все открытые документы. В начальный момент коллекция содержит минимум один новый или ранее существовавший документ. Новый документ добавляется методом Add, а уже существующий – методом Open объекта Documents. Чтобы добраться до нужного документа, достаточно указать его индекс – имя файла, хранящего документ, или его порядковый номер в коллекции. Для той же цели можно использовать и метод Item, но обычно он опускается. Метод Save позволяет сохранить документ, а метод Close, сохраняя документ в файле, закрывает его и удаляет из коллекции.
Глобальное свойство Dialogs возвращает коллекцию диалоговых окон. Константа wdDialogFileOpen задает конкретное диалоговое окно – объект класса Dialog.
Классы, задающие структуризацию текста документа
Текст – это основа большинства документов. Его можно структурировать, оперируя различными единицами при решении тех или иных задач преобразования. Минимальной единицей текста обычно является символ. Кроме этого, существуют следующие единицы: слова, предложения, абзацы, а также более крупные образования: страницы, параграфы, главы.
Классы Characters, Words, Statements, Paragraphs, Sections позволяют работать с последовательностями (коллекциями) символов, слов, предложений, абзацев и разделов. Самой крупной единицей после абзаца выступает раздел. Элементом коллекций Characters, Words и Statements является объект класса Range. Объект Range позволяет работать как с одним элементом, так и с произвольной последовательностью элементов. Документы, поддокументы, абзацы, разделы – все они имеют метод или свойство Range, возвращающее интервал, связанный с объектом. Поэтому работа с текстом так или иначе ведется через методы и свойства объекта Range.
События объекта Document
Объект Document может реагировать на три события, возникающие в результате действий пользователя.
Таблица 16
События объекта Document Документ и его частиРассмотрим основные классы, определяющие структуру документа.
1. Subdocuments (Subdocument) – коллекция и сам поддокумент. Есть некоторый разумный предел размера одного документа. Если в документе больше 10–20 страниц, работать с ним становится неудобно. В этом случае в нем выделяют главный документ и поддокументы. Главный документ в этом случае имеет коллекцию поддокументов, каждый из них является, по сути, документом, с которым можно работать независимо.
Метод AddFromRange класса SubDocuments создает поддокумент, выделяя из главного документа область, заданную параметром Range.
2. Tables (Table), TablesOfAuthoritiesCategories (T.O.A.C), TablesOfAuthorities (TableOfAuthorities), TablesOfContents (TablesOfContent), TablesOfFigures (TablesOfFigure). Класс Table определяет «обычные» таблицы с произвольным количеством строк и столбцов и произвольным заполнением полей. Остальные классы задают таблицы специального вида.
3. Shapes(Shape), InlineShapes(InlineShape) – эти две коллекции с их элементами позволяют добавлять в документ рисунки, но не только их. ActiveX– и OLE-объекты также являются элементами этих коллекций. Элементы этих двух коллекций отличаются тем, как они привязаны к документу: первые могут свободно перемещаться, вторые жестко привязаны к заданной области документа.
4. Lists(List), ListParagraphs(ListParagraph), listTemplates (ListTemplate) – списки удобно вводить в документ, когда имеешь дело с перечислением. Списки можно оформлять в соответствии с шаблоном. Существуют две группы шаблонов: нумерованные списки и списки-бюллетени. Коллекция ListTemplates содержит шаблоны оформления списков, а класс ListTemplate описывает конкретный шаблон. Шаблон применяется к списку абзацев и придает ему структуру, заданную шаблоном. Коллекция Lists содержит те списки документа (списки абзацев), что оформлены как нумерованные списки или списки-бюллетени. Коллекция ListParagraphs представляет список абзацев всех списков документа. Свойством ListParagraphs, которое возвращает объект соответствующего класса, обладает не только документ, но и объекты List и Range. Так что при наличии списка – объекта List можно выделить список абзацев. Чаще приходится выполнять обратную операцию – применять к списку абзацев один из возможных шаблонов, придав ему «настоящую» структуру списка. Тогда используют объект ListFormat.
5. Comments(Comment), Bookmarks(Bookmark), FootNotes (FootNote), EndNotes(EndNote), Fields(Field) – эти коллекции и их элементы отражают независимые, но близкие по духу понятия. Это части документа, косвенно связанные с ним. При нормальном просмотре документа они могут быть и не видны.
Коллекция comments и класс comment задают комментарии. Комментарии, как известно, вводятся для пояснения тех или иных терминов или понятий документа. Формально они приписываются некоторой области – объекту range.
Большой документ, к отдельным частям которого приходится часто обращаться, стоит снабдить закладками. Коллекция bookmarks задает все закладки данного документа.
Еще один способ комментирования – сноски. Они могут быть двух видов: подстраничные (внизу страницы) и концевые (в конце документа). Первые собраны в коллекцию footnotes, вторые – endnotes.
6. Fields (Field) – эта коллекция позволяет работать с полями документа. Одна из особенностей полей состоит в том, что их значения обновляются автоматически в зависимости от изменившихся внешних условий или контекста.
7. Story Ranges (Range) – эта коллекция представляет совокупность частей документа, называемых фрагментами (Story). Количество различных фрагментов документа фиксировано. Нельзя добавлять элементы в эту коллекцию обычным способом, используя метод Add. Фрагменты появляются в коллекции, когда создается соответствующая часть документа.
Фрагменты имеют тип, задаваемый константами из перечисления wdStoryType. Главный фрагмент – текст документа, тип которого задается константой wdMainTextStory. Комментарии, ссылки, колонтитулы составляют фрагменты других типов, т. е. сам фрагмент является объектом Range. Так что благодаря фрагментам можно, например, работать с коллекцией комментариев как с единой областью.
8. Variables (Variable) – с документом можно связать коллекцию переменных типа Variant. Это важная для программистов коллекция, так как время жизни переменных, в нее входящих, совпадает со временем жизни документа. Тем самым появляется возможность сохранять информацию о работе той или иной процедуры между сеансами. Например, можно иметь счетчики, подсчитывающие число вызовов макроса, и в зависимости от этого по-разному определять его дальнейшую работу.
Объекты Range и SelectionОбъект Document имеет метод Range, возвращающий объект Range, и метод Select, создающий объект Selection. Метод Range – это функция, возвращающая как результат объект Range; метод Select – это процедура без параметров, которая создает объект Selection в качестве побочного эффекта. Объект Range имеет метод Select, превращающий область объекта Range в выделенную. Тем самым метод Select определяет новый объект Selection. Симметрично, объект Selection имеет свойство Range, возвращающее объект Range, соответствующий выделенной области.
Большинство ранее описанных частей документа являются и частями (свойствами) объектов Range и Selection.
Объект Range напоминает матрешку: в каждую область вложена область поменьше. Вот пример корректного (хоть и не самого эффективного) задания объекта Range:
Работа с текстомActiveDocument.Range.Sections(1).Range.Paragraphs(l).Range.Sentences(1). Words(1).Characters(1)
Объекты Range и Selection позволяют выполнять основные операции над текстом: «выделить», «добавить», «заменить», «удалить». У наших объектов большой набор методов, позволяющих реализовать эти операции. Все рассматриваемые здесь методы принадлежат обоим объектам, если не сделана специальная оговорка.
Выделение
Выделить некоторую часть текста по существу означает определить объект Range или Selection. Объекты задают некоторую область в тексте документа, а их свойства Start и End позволяют установить начало и конец этой области. Меняя значения свойства, можно задать нужную область выделения.
Move является основным методом перемещения точки вставки. Остальные методы этой группы – в той или иной степени его модификации. Метод Move(Unit, Count) сжимает область в точку, стягивая ее в начало или конец, а затем перемещает точку вставки. Параметр Unit определяет единицы перемещения, a Count – количество этих единиц (по умолчанию 1). Знак переменной Count задает направление стягивания и перемещения. Положительные значения этого параметра задают стягивание к концу и перемещение вперед, отрицательные – стягивание в начало и перемещение назад. Чистое стягивание без перемещения точки вставки задается как перемещение на одну единицу. Метод возвращает количество единиц, на которое фактически произошло перемещение, или 0, если оно не осуществлено. Параметр Unit принимает значения wdCharacter (по умолчанию), wdWord, wdSentence, wdParagraph, wdSection, wdStory, wdCell, wdColumn, wdRow и wdTable.
Методы перемещения на сам текст не влияют – лишь изменяют область, заданную объектами Range и Selection. Поэтому эти методы применимы только к переменным типа Range, но не к фиксированным областям. Например, запись
ActiveDocument.Paragraphs(l).Range.Move
не имеет эффекта, поскольку область первого абзаца – вещь неизменяемая. Метод Move стягивает область в точку, которая и перемещается, поэтому после его выполнения область исчезает, остается только точка вставки. Методы MoveStart и MoveEnd перемещают начальную или конечную точку области, обычно тем самым расширяя область.
Удаление текста
Метод Delete позволяет удалить текст. Вызванный без параметров, он удаляет вызывающий его объект Range или Selection. Если он применен в форме Delete(Unit,Count) , удаляется часть текста в указанной области. Параметр Unit задает единицы, но при удалении возможны только два значения: wdWord и wdCharacter. Параметр Count задает количество удаляемых единиц. Если область стянута в точку, удаляются символы перед точкой вставки или после нее в зависимости от знака параметра Count.
Вставка текста
Группа методов Insert объектов Range и Selection позволяет осуществлять вставки в документ. Для вставки текста используются методы InsertBefore(Text) и InsertAfter(Text). Параметр text типа string задает текст, вставляемый до или после области, заданной объектами range или selection. После вставки текста область автоматически расширяется, включая в себя добавляемый текст.
Свойство Text позволяет заменять текст в выделенной области, поэтому нет нужды вызывать метод Insert(Text). Методы InsertBefore и InsertAfter безопасны, так как текст добавляется, не изменяя содержимого области. Совсем иное дело – методы вставки, которые далеко не безопасны. При вставке внутрь области, например при использовании метода InsertSymbol или InsertParagraph, заменяется содержимое области.
Работа с буфером
Метод Сору, не имеющий параметров, копирует объект (содержимое области) в буфер. Метод cut, действуя аналогично, должен бы заодно и удалять объект. Но сам объект не удаляется – только стягивается в точку, так что над ним возможны дальнейшие операции.
Иногда в буфер копируют не текст, а его формат. Этим занимается метод CopyFormat, копирующий формат по первому символу объекта selection. Если этот символ – метка абзаца, копируется формат абзаца. Методом CopyFormat обладает только объект selection.
Метод Paste позволяет поместить («приклеить») содержимое буфера в область, заданную объектами Range и Selection. Эта операция опасна, так как происходит замена, а не добавление текста. Поэтому обычно метод Paste применяется к объектам Range и Selection, предварительно стянутым в точку вставки. Метод PasteFormat применяет форматирование, хранящееся в буфере, к объекту Selection.
Например, создадим макрос, который вставляет список «урок, экзамен, сдал!», копирует его и помещает еще раз на лист.
Sub Макрос1()
With Selection.ParagraphFormat
Selection.TypeText Text:="Работа с текстом:"
Selection.TypeParagraph
ListGalleries(wdBulletGallery).ListTemplates(1)._ListLevels(1)
ListGalleries(wdBulletGallery).ListTemplates(1).Name = ""
Selection.Range.ListFormat.ApplyListTemplate
ListTemplate:=ListGalleries(wdBulletGallery).ListTemplates(1), ContinuePreviousList:=False, ApplyTo:= _wdListApplyToWholeList, DefaultListBehavior:=wdWord10ListBehavior
Selection.TypeText Text:="урок"
Selection.TypeParagraph
Selection.TypeText Text:="экзамен"
Selection.TypeParagraph
Selection.TypeText Text:="сдал"
Selection.TypeParagraph
Selection.Range.ListFormat.RemoveNumbers
NumberType:=wdNumberParagraph
Selection.TypeParagraph
Selection.TypeText Text:="Работа завершена!"
Selection.WholeStory
Selection.PasteAndFormat (wdPasteDefault)
Наиболее важной особенностью работы на VBA в Word является вставка текста в документ при работе с приложениями. Для этого служат объекты Range и Selection, которые являются главными для практически любых операций, которые можно выполнять с помощью Word VBA. Некоторые из этих действий можно применять к документам в целом, но в общем случае вам необходим диапазон или выделенная область, прежде чем вносить изменения. Мы, однако, рассмотрим действия с документом при его создании.
Открытый документ Word уже содержит объекты Range, соответствующие многим его элементам. Каждый абзац, таблица, ячейка таблицы, комментарий и т. д. определяют диапазоны. Например, для того чтобы вставить некоторый текст в уже существующий документ, необходимо прописать код:
ActiveDocument.Paragraphs(1).Range.Text = «Oxo-xo!!»
Причем данная строка будет расположена в конце существующего параграфа. С другой стороны, используя объект Selection, можно также вставить некоторый текст в документ, используя метод Add и присвоение свойства Text объекту Selection:
Selection.Text = "Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, « + TextBox1.Text +», и отвечает запросам всех программистов!»
В результате выполнения данного программного кода в документе Word будет выведена строка:
Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, Светлана, и отвечает запросам всех программистов!
Здесь имя Светлана, например, считано с текстового поля некоторой формы, имеющей всего одно поле ввода для имени и кнопку «Вывод текста» (рис. 64).
Рис. 64. Форма ввода данных
При работе с текстом на рабочем листе Word необходимо знать следующие коды:
определение цвета
wdColorRed – красный
wdColorDarkRed – бордовый
wdColorDarkTeal – бирюзовый
wdColorBlue – синий
wdColorGreen – зеленый
wdColorBlack – черный
wdColorOrange – оранжевый
определение жирности
wdToggle – жирность
определение начертания
wdToggle – курсив
определение выравнивания
Selection.ParagraphFormat.Alignment=
wdAlignParagraphRight – выравнивание по правому краю
wdAlignParagraphCenter – выравнивание по центру
wdAlignParagraphJustify – выравнивание по левому краю
вставка в текст конкретного предложения
Selection.TypeText Text:="Пример работы с текстом"
вставка новой пустой строки
Selection.TypeParagraph
установка размера букв
Selection.Font.Size = 14
Примечание. Для правильного оформления кода пользуйтесь возможностями создания макроса написания программы.
Одним из элементов оформления диалоговых окон является элемент управления Image (рисунок). Его основные свойства:
Autosize – изменяет размер рисунка на форме (автоматически или нет);
Picture – отображает графический файл, выводимый на форму;
pictureSizeMode – устанавливает масштабирование рисунка (не весь рисунок, вся поверхность объекта, целиком внутри объекта);
PictureAligment – устанавливает расположение рисунка внутри объекта (слева, справа, вверху, внизу);
pictureTilling – покрывает объект мозаикой из рисунка.
Данные свойства либо устанавливаются в окне свойств объекта, либо прописываются в листинге.
Пример 30. Создать программу, которая будет производить подсчет количества теплоты, выделяемой в проводнике при протекании в нем тока. Формула для расчета количества теплоты известна под именем закона Джоуля – Ленца:
где Q – количество теплоты в Джоулях;
U – напряжение в вольтах;
t – время в секундах;
S – площадь поперечного сечения проводника в квадратных миллиметрах;
l – длина проводника в метрах;
р – удельное сопротивление материала проводника в Ом? мм 2 /м.
Все исходные данные вводятся в текстовые поля формы. По итогам вычисления результат в виде объяснительной записки выводится в документ, а численный результат – в специальное окно формы.
Технология выполнения
Создайте форму по приведенному рис. 65.
Рис. 65. Разработанная форма примера 30 в рабочем состоянии и вывод результирующих сведений в документ word
При создании формы установите необходимые свойства элементов. Установите свойство Locked элемента TextBox6 как True, чтобы не допустить случайного ввода пользователем в него текста.
Описание процедур
If Documents.Count = 0 Then Documents.Add
Selection.Text = "При прохождении тока напряжением в " + TextBox1.Text + "вольт по проводнику длиной " + TextBox4.Text + " метров, сечением " + TextBox3.Text + "кв. мм и удельным сопротивлением " + TextBox5.Text + " Ом*мм2/м за " + TextBox2.Text + " секунд выделится " + TextBox6.Text + « джоулей теплоты»
Selection.Collapse direction:=wdCollapseEnd
Private Sub TextBox1_Change()
Private Sub TextBox2_Change()
Private Sub TextBox3_Change()
Private Sub TextBox4_Change()
Private Sub TextBox5_Change()
Private Sub scet()
If IsNumeric(TextBox1.Text) = True And
IsNumeric(TextBox2.Text) = True And
IsNumeric(TextBox3.Text) = True And
IsNumeric(TextBox4.Text) = True And
IsNumeric(TextBox5.Text) = True And Not Val(TextBox4.Text)
0 And Not Val(TextBox5.Text) = 0 Then
rez = ((Val(TextBox1.Text) ^ 2) * Val(TextBox2.Text) *
Val(TextBox3.Text)) / (Val(TextBox4.Text) *
Val(TextBox5.Text))
TextBox6.Text = Str$(rez)
CommandButton1.Enabled = True
TextBox6.Text = ""
Примечание. При работе данного приложения все значения полей ввода должны быть числовыми. В VBA есть специальная функция для проверки того, является или нет введенная строка записью числа – IsNumeric. Для проверки отличия от нуля значений в последних двух полях ввода используется функция Val, которая переводит строковое выражение в числовое, если это строковое выражение содержит в своем начале цифры (или все состоит из них).
Функция Str делает преобразование, обратное тому, что производит Val, – конвертирует числовое значение выражения в строковое, что позволяет этому значению в дальнейшем обрабатываться как строке.
Таким образом, функции Val и Str преобразуют типы данных обрабатываемых ими переменных, соответственно, из строкового в числовой и из числового в строковый (см. главу 3).
Создание кнопки или панели в WordНазначить форме кнопку или пункт меню для непосредственного вызова приложения из Word нельзя – это можно сделать только для модулей. Поэтому нужно применить следующий способ. Создайте макрос (Меню + Insert + Module) в открытом проекте:
Переименуйте этот макрос по своему усмотрению, например Teplo. И выполните следующие действия.
1. Щелкните правой кнопкой мыши в любом месте панели инструментов.
2. В этом меню выберите команду Настройка (или Сервис + Настройка).
3. В диалоговом окне Настройка щелкните на ярлыке вкладки Команды .
4. Прокрутите список Категории вниз и найдите пункт Макросы . Выберите этот пункт. В списке «Сохранить в» выберите имя вашего документа, в котором создан макрос (рис. 66).
Рис. 66. Поиск макроса для создания кнопки
5. В правом окне найдите необходимый макрос (либо VBA-программу).
6. Перетащите имя этого макроса или программы на панель инструментов.
7. Создайте соответствующую надпись кнопки и, если нужно, рисунок (при помощи правой кнопки мыши).
8. Закройте диалоговое окно Настройка, чтобы завершить работу.
По выполнении всех перечисленных пунктов будет создана кнопка запуска приложения.
Пример 31. Создать программу, позволяющую заполнять стандартные заявления студентов учебного заведения, если все необходимые данные заполняются в соответсвующих текстовых полях формы, а причина пропусков занятий выбирается из раскрывающегося списка (рис. 67, 68).
Рис. 67. Разработанная форма примера 31 в рабочем состоянии
Пример 32. Создать программу, позволяющую рассчитать сумму денег, затрачиваемых на бензин при поездке на дачу.
При этом учесть следующее: условия поездки могут быть: в одну сторону, туда и обратно, можно сесть на чужую машину (данные условия учитываются в раскрывающемся списке «условия поездки» на создаваемой форме).
Классному руководителю
группы АС-42
Сидорову О.И.
от студента(ки)
Петренко Олега Ивановича
Заявление(Петренко Олег Иванович )(18.05.2007 )
Рис. 68.
Полученный результат вычисляется по формуле:
Результат = расстояние * (потребление бензина на 100 км) / 100*цену бензина за литр.
Учесть, что если выбрали условие поездки «на чужой машине», то цена бензина равняется 0 руб.
Рис. 69. Разработанная форма примера 32 в рабочем состоянии
Также учесть, что если при вычислении результат превысит 400 руб., то выдать сообщение «Может, пойдем на рынок?».
При создании формы придерживаться рис. 69, при выводе текста в документ Word – рис. 70.
При поездке на дачу, находящуюся на расстоянии 55 км, при цене бензина за литр 18,50 руб., потребление бензина составит 101,75 руб.
Рис. 70.
Пример 33. Разработать программу, которая выдает Отчет о доходе вкладчика на настоящий момент. При этом учесть, что в интерфейсе формы процентная ставка выбирается из раскрывающегося списка (предусмотреть два вида процентов).
Рис. 71. Разработанная форма примера 33 в рабочем состоянии
При вычислении придерживаться следующих формул:
если схема вычисления простая, то
Доход = внесенная сумма + внесенная сумма * процентную ставку/100*срок/360;
если схема вычисления сложная, то
Доход = внесенная сумма + внесенная сумма * процентную ставку/100*срок/360 +0,01*(внесенная сумма * процентную ставку/100*срок/360).
При разработке интерфейса формы опираться на приведенный рис. 71, а при выводе расчетов в документ Word – рис. 72.
Отчет о доходеНа настоящий момент гражданин(ка) Евсеева Ольга Константиновна имеет на своем счету по простым процентам при начальной сумме вложения 1000 руб. за 150 дней при 2 %-ной ставке 1008,33 руб.
Рис. 72. Примерный формат вывода расчетов в документ word
Результат вычислений с соответствующими пояснениями выводится в документ Word, а в поле формы выдается числовой результат произведенных расчетов.
Пример 34. Разработать программу, позволяющую заполнять заявление на восстановление студенческого билета при его порче (украли, потерял, постирал и т. д.). Причину порчи предусмотреть в раскрывающемся списке создаваемой формы.
При работе придерживаться приведенных рис. 73 и 74.
Курсивом выделены выражения, вставляемые программой после того, как будут заполнены соответствующие текстовые поля разрабатываемой формы.
Рис. 73. Разработанная форма примера 34 в рабочем состоянии
Рис. 74. Примерный формат вывода заявления в документ word
Автоматизация стандартных документов
В VBA существуют две возможности создания диалоговых окон, позволяющих вести интерактивный диалог с пользователями.
Окно сообщений MsgBox выводит простейшие сообщения для пользователя, а окно ввода InputBox обеспечивает ввод информации.
Функция InputBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение и поле ввода, устанавливает режим ожидания ввода текста пользователем или нажатия кнопки, а затем возвращает значение типа String, содержащее текст, введенный в поле.
Синтаксис:
InputBox(сообщение [,заголовок] [,default] [,xpos] [,ypos])
Аргументы:
сообщение – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне. Может содержать несколько строк. Для разделения строк допускается использование символа возврата каретки (chr(13)), символа перевода строки (chr(10)) или комбинации этих клавиш (chr(13) & chr(10));
заголовок
Default – строковое выражение, отображаемое в поле ввода как используемое по умолчанию, если пользователь не введет другую строку. Если этот аргумент опущен, поле ввода отображается пустым;
Xpos – числовое выражение, задающее расстояние по горизонтали между левой границей диалогового окна и левым краем экрана;
Ypos – числовое выражение, задающее расстояние по вертикали между верхней границей диалогового окна и верхним краем экрана.
Чтобы передать эту информацию (введенное значение в поле ввода) программе, присвойте возвращенное функцией InputBox значение строковой переменной (рис. 75), например:
strA=InputBox(«Какие места предпочитаете?»,"РЖД","У окна")
Рис. 75. Результат функции InputBox
Процедура MsgBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение, устанавливает режим ожидания нажатия кнопки пользователем, а затем возвращает значение типа Integer, указывающее, какая кнопка была нажата.
Синтаксис:
MsgBox(сообщение [, кнопки] [,заголовок] [,файл_справки, раздел])
Аргументы:
сообщение – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне;
кнопки – числовое выражение, представляющее сумму значений, которые указывают число и тип отображаемых кнопок, тип используемого значка, основную кнопку и модальность окна сообщения. Значение по умолчанию равно 0. Все значения данного аргумента см. в табл. 17, 18;
заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна. Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;
файл справки – строковое выражение, определяющее имя файла справки, содержащего справочные сведения о данном диалоговом окне. Если этот аргумент указан, необходимо наличие также аргумента context;
раздел – числовое выражение, определяющее номер соответствующего раздела справочной системы.
Таблица 17
Примечание. Первые кнопки активны по умолчанию.
Таблица 18
Значения аргумента кнопки процедуры MsgBoxЕсли в окне сообщения всего две кнопки, для выяснения, на какой из кнопок был щелчок, прекрасно подходит оператор If … then. Например:
If MsgBox («Начинать?», vbYesNo)= vbYes then
Операторы на действие этой кнопки
Операторы на действие другой кнопки
Пример 35 . Создать программу таким образом, чтобы при запуске формы, вводе имени в текстовое поле и нажатии на кнопку «Вывод текста» появлялось диалоговое окно, запрашивающее разрешение вывести текст (рис. 76).
Рис. 76. Форма примера 35 в режиме конструктора
Листинг работы формы
Private Sub CommandButton1_Click()
If MsgBox(«Вывести текст?», vbYesNo) = vbYes Then
If Documents.Count = 0 Then Documents.Add Selection.Text = «Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, „+ TextBox1.Text + «, и отвечает запросам всех программистов!“
Selection.Font.Color = wdColorBlue
Selection.Font.Bold = wdToggle
Selection.Font.Italic = wdToggle
В результате запуска приложения (рис. 77) в документе Word появится предложение:
Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, Света, и отвечает запросам всех программистов!
Рис. 77. Форма примера 35 в рабочем режиме
Задачи на закрепление материалаПример 36 . Создать форму, имитирующую простейшую игру в орла и решку (рис. 78). Игрок выставляет флажок вместо подбрасывания монеты, а компьютер после нажатия кнопки Бросание монеты запускает случайное число, соответствующее орлу или решке. При совпадении выигрывает компьютер, при несовпадении – игрок. Все действия сопровождаются всплывающими диалоговыми окнами.
Технология выполнения
1. Создайте форму для реализации этой игры.
2. Описание процедур.
Кнопка Бросание монеты
Private Sub CommandButton1_Click()
монета = Int(2 * Rnd)
If OptionButton1.Value = True Then
If монета = 0 Then MsgBox «не везет. Займись-ка лучше изучением VBA»
If монета = 1 Then MsgBox «везунчик. Поздравляю, ты выиграл»
If OptionButton2.Value = True Then
Рис. 78. Разработанная форма примера 36 в рабочем состоянии и диалоговое окно, реагирующее на результат игры
If монета = 1 Then MsgBox «не везет. Займись-ка лучше изучением VBA»
If монета = 0 Then MsgBox «везунчик. Поздравляю, ты выиграл»
Кнопка Выход из игры
Private Sub CommandButton2_Click()
Dim ima As String
intA = MsgBox(« Нажмите кнопку!», vbYesNoCancel +
vbExclamation + vbDefaultButton3, «VBA для чайников!»)
If MsgBox(«начинать?», vbYesNoCancel) = vbYes Then
ima = InputBox(«введите Ваше имя», «Пример окна ввода»)
If ima <> "" Then
MsgBox «Привет,» & ima, vbInformation, «Пример окна сообщения»
MsgBox «невежа, ты забыл ввести свое имя» & ima, vbExclamation, «еще один пример окна сообщения» End If
If MsgBox(«ты точно подумал?», vbYesNoCancel) = vbNo Then
MsgBox («ха-ха»)
Else: MsgBox « Ну наконец-таки!»
Пример 37 . В разработанном игровом приложении предусмотреть создание окна «Банк», в котором будет выводиться результат очков игрока при остановке игры. Правила игры: при выигрыше игрока добавляется единица к сумме, лежащей в банке, при проигрыше – добавляется компьютеру (отнимается из суммы, лежащей в банке).
Предусмотреть все необходимые диалоговые окна.
Пример 38 . Смоделировать полную игру в орел и решку. Игрок вносит в банк определенную сумму денег. Во время игры нельзя добавлять деньги в банк. Игра состоит из последовательности шагов, априори конечных. На очередном шаге игрок загадывает либо орел, либо решку. Компьютер «бросает» монету. Если «монета падает той же стороной», которую задал игрок, то банк увеличивается на единицу, в противном случае – уменьшается на единицу. Игра заканчивается либо по желанию игрока, либо когда величина банка становится нулем или больше 10 000 руб. (определенная сумма). Игрок забирает себе содержимое банка. Можно предусмотреть максимальные и минимальные суммы, которые были в банке в течение всей игры.
Примечание . Можно смоделировать бросание игральной кости, используя функцию Int(6* Rnd)+1. Правила меняются: выиграл тот, кто больше бросил.
Технология выполнения
Рассмотрим один из вариантов решения данной задачи. Усложним эту задачу тем, что каждое последующее окно вызывается соответствующим действием.
1. Пусть при запуске приложения появляется первое диалоговое окно (рис. 79). При нажатии на кнопку «Начать игру» появляются диалоговые окна, запрашивающие имя игрока и подтверждение начать игру (см. рис. 80). После чего появляется форма ввода ставок (см. рис. 81).
Private Sub CommandButton1_Click()
imya = InputBox(«введите ваше имя», «Регистрация», «????»)
If MsgBox(«Начинать?», vbYesNo, «Вы не передумали?») =
Данная форма производит начальный выбор ставки и запускает главную форму примера 38.
Рис. 79. Диалоговое окно запуска игры примера 38
Рис. 80. Диалоговые окна начала игры
Рис. 81. Диалоговое окно выбора ставки
Кнопка Бросок имитирует подбрасывание монеты игроком, производит расчет выигрыша и проигрыша игрока, выводя соответствующие значения в текстовые окна с сообщением счета игры (рис. 82).
Рис. 82. Главная форма примера 38, имитирующая игру в орел и решку
Кнопка Бросок
Private Sub CommandButton1_Click()
TextBox1.Value = TextBox1.Value + 1
If b = Fix(Rnd * 2 + 1) Then
TextBox4.Value = TextBox4.Value + 1
TextBox5.Value = TextBox5.Value + 1
TextBox4.Value = TextBox4.Value – 1
TextBox6.Value = TextBox6.Value + 1
If TextBox4.Value < 1 Then
MsgBox («Вы проиграли!!!»)
If Val(TextBox2.Text) < Val(TextBox4.Text) Then
TextBox2.Value = Val(TextBox4.Text)
If Val(TextBox3.Text) > Val(TextBox4.Text) Then
TextBox3.Value = Val(TextBox4.Text)
OptionButton1.Value = False
OptionButton2.Value = False
CommandButton1.Enabled = False
Кнопка Выход завершает игру, выдает итоговые сообщения (см. рис. 83).
Private Sub CommandButton2_Click()
MsgBox («Партий» + TextBox1.Value + (Chr(13)) + «в банке „ + TextBox4.Value + (Chr(13)) + „ваш максимум“ + TextBox2.Value + (Chr(13)) + „ваш минимум“ + TextBox3.Value + (Chr(13)) + „счет“ + TextBox5.Value +“:» + TextBox6.Value)
Private Sub UserForm Initialize()
Unload UserForm2
OptionButton1.Value = True
TextBox4.Value = a
Label6.Caption = imya
TextBox2.Value = TextBox4.Value
TextBox3.Value = TextBox4.Value
Рис. 83. Итоговые расчеты игры примера 38
Примечание. Для корректной работы игры необходимо создать модуль, в котором объявить глобальные переменные, содержащие сведения о значении начальной ставки и имени игрока, а также запускающий первую форму игры при помощи кнопки на панели инструментов. Кроме того, необходимо доработать все модули для соответствующих форм (рис. 84).
Рис. 84. Объявление глобальных переменных и создание модуля запуска главной формы игры в примере 38
Пример 39. При оплате за обучение студент вносит деньги в кассу, где бухгалтер заполняет от руки квиток об оплате. Автоматизировать ручную работу бухгалтера, создав форму, заполняющую карточку оплаты, которую можно при необходимости отправить на печать.
Технология выполнения
Интерфейс шаблона и приложения
В качестве интерфейса сначала рассмотрим самую простую форму приложения, отвечающего условиям задачи и включающего в себя соответствующие текстовые поля ввода и рабочие кнопки (рис. 85).
Рис. 85. Форма примера 39 в рабочем состоянии
Начнем с разработки бланка стандартного документа (печатной формы). Эту форму можно сделать на базе шаблона с текстовыми полями, в которые будут заноситься изменяющиеся сведения. Для этого выполните следующие команды: Файл + Создать. В правой части окна нового документа выберите раздел Шаблоны и гиперссылку На моем компьютере (рис. 86). После чего появится диалоговое окно Шаблоны (рис. 87), в котором на вкладке Общие необходимо выделить пиктограмму Новый документ и поставить переключатель Шаблон в рамке Создать.
Включите панель Формы (Вид + Панели инструментов + Формы). Для дальнейшей работы понадобится только один элемент этой панели – Текстовое поле
которое позволяет создать на форме изменяющееся поле (либо посредством кода, либо самим пользователем). Выбирая курсором место в документе Word для расположения соответствующего поля и расположив на нем элемент Поле , можно получить необходимую форму. Для того чтобы расширить поле, надо поставить в него курсор и несколько раз нажать Tab . Для того чтобы подчеркнуть поле, выделите его как текст и примените к нему подчеркивание.
Рис. 87. Диалоговое окно Шаблоны
Создайте шаблон документа, придерживаясь рис. 88.
Рис. 88. Шаблон документа word, в который вносятся данные для печати
В некоторых полях (поля выделены серым фоном) можно ввести значения по умолчанию. Значение по умолчанию устанавливается при помощи диалогового окна Свойства , которое можно вывести на экран следующим образом:
щелкнуть правой клавишей мыши по необходимому текстовому полю;
в появляющемся контекстном меню выбрать Свойства ;
указать значение по умолчанию (рис. 89).
Значения по умолчанию позволяют менять только те данные, которые должны изменяться нечасто. Например, оплата за обучение в основном одна и та же – 1500 руб., поэтому значение этого поля будет меняться не очень часто.
Рис. 89. Установка параметров текстового поля «сумма_опл»
Рассмотрим и другие необходимые элементы рабочего окна «Параметры текстового поля». В поле Тип указывается тип значения, которое можно помещать в поле. Можно заполнить поле Максимальная длина , хотя наиболее важным для дальнейшего использования кодом VBA является поле Закладка . Значение этого поля будет служить меткой, в которую должен устанавливаться курсор, перед помещением в документ очередной порции информации. Поэтому, как только все необходимые поля определены, нужно указать для каждого из них осмысленные метки. Для бланка документа Word, приведенного на рис. 86, зададим (последовательно) такие метки:
Фамилия – фамилия студента;
Имя – имя студента;
Отчество – отчество студента;
Группа – наименование группы;
Месяц_опл – название месяца, за который вносится оплата;
Сумма_опл – внесенная сумма;
ФИО_бух – фамилия принявшего бухгалтера;
Дата_опл – дата оплаты.
После окончания разработки формы документа сохраним его под именем Оплата за учебу в каталоге Шаблоны . На рис. 88 представлен шаблон созданного документа с изменяющимися полями.
Создание модуля Печать для шаблона документа
В листинге представлен код процедуры печати бланка квитанции об оплате, сопутствующие и отладочные процедуры.
Листинг (занести в Модуль1 проекта Оплата за учебу )
" переменные формы приложения
Public фам1 As String
Public имя1 As String
Public отчество1 As String
Public групп1 As String
Public месяц As String
Public сумма As String
Public бух As String
Public дата As String
" переменные формы шаблона документа
Public фамилия As String
Public имя As String
Public отчество As String
Public группа As String
Public месяц_опл As String
Public сумма_опл As String
Public фио_бух As String
Public дата_опл As String
Dim book(8) As String
Dim dataMas(8) As String
Dim i As Integer
Sub Печать() "процедура печати бланка
"Заносим информацию в массивы bookmarmas, datamas
book(1) = «фамилия»: dataMas(1) = фамилия
book(2) = «имя»: dataMas(2) = имя
book(3) = «отчество»: dataMas(3) = отчество
book(4) = «группа»: dataMas(4) = группа
book(5) = «месяц_опл»: dataMas(5) = месяц_опл
book(6) = «сумма_опл»: dataMas(6) = сумма_опл
book(7) = «фио_бух»: dataMas(7) = фио_бух
book(8) = «дата_опл»: dataMas(8) = дата
"заполнение полей квитанции:
ActiveDocument.FormFields(ActiveDocument.Bookmarks(book(i)).Name).Result = dataMas(i)
ActiveDocument.PrintPreview Выполняется предварительный просмотр печати.
"Для того чтобы реально распечатать документ, применяется метод PrintOut объекта Application (см. Help)
В связи с различием переменных, принимаемых и передаваемых на печать, объявим как Public переменные двух видов: получаемые интерфейсной частью приложения и печатаемые в форме шаблона.
Обратите внимание на то, что здесь все данные имеют тип String. Такие однотипные данные позволяют записывать их в поля формы в цикле, содержащем всего два оператора (см. описание листинга).
Создание модулей работы кнопок формы приложения
Работа кнопки Выдать справку состоит в считывании введенной информации в текстовые поля формы приложения, передаче их значений переменным формы шаблона документа с дальнейшим выводом информации в шаблон документа.
Private Sub CommandButton1_Click()
фамилия = фам1
имя = имя1
отчество = отчество1
группа = групп1
месяц_опл = месяц
сумма_опл = сумма
фио_бух = бух
дата_опл = дата
Call Печать
Процедуры присваивания переменным формы приложения введенных значений в текстовые поля формы.
Private Sub textBox1_change()
фам1 = TextBox1.Value
Private Sub textBox2_change()
имя1 = TextBox2.Value
Private Sub textBox3_change()
отчество1 = TextBox3.Value
Private Sub textBox4_change()
групп1 = TextBox4.Value
Private Sub textBox5_change()
месяц = TextBox5.Value
Private Sub textBox6_change()
сумма = TextBox6.Value
Private Sub textBox7_change()
бух = TextBox7.Value
Private Sub textBox8_change()
дата = TextBox8.Value
Откомпилируйте программу и запустите на проверку.
Задача на закрепление материалаПример 40. Разработать форму бланка почтового перевода для облегчения труда сотрудников, связанных с частым оформлением денежных переводов.
Готовый шаблон документа и форма даются на рис. 90 и 91.
Рис. 90. Пример упрощенного бланка почтового перевода с текстовыми изменяющимися полями (шаблон документа)
Цель лабораторной работы
Лабораторная работа служит для получения практических навыков по использованию возможностей языка Visual Basic for Applications при создании процедур обработки текста с помощью свойств и методов объектов Microsoft Word.
Основные сведения об объектах Word , их свойствах и методах
Visual Basic for Applications поддерживает набор объектов, соответствующих элементам Word. Используя свойства и методы этих объектов можно автоматизировать все операции в Word. Однако целесообразно автоматизировать выполнение тех операций, для реализации которых нет стандартных средств в Word или их выполнение стандартными средствами является трудоемкой или рутинной работой.
Наиболее важными являются:
ОбъектDocument представляющий собой новый или созданный ранее открытый документ.
Основными свойствами объекта Document являются:
Count - количество открытых в данный момент документов;
ActiveDocument - активный документ.
Некоторые методы объекта Document и коллекции Documents :
Open - открывает файл, содержащий существующий документ и автоматически добавляет его в коллекцию;
Add - добавляет новый пустой документ;
Save - сохраняет изменения в существующем документе без закрытия;
Save As (только для объекта) - сохраняет активный вновь созданный документ в текущей папке;
Item - позволяет получить доступ к элементу коллекции;
Activate (только для объекта) - активизирует открытый документ;
PrintOut (только для объекта) - печать документа;
Close - закрывает документ.
ОбъектыCharacter (символ).Word (слово).Sentence (предложение),Paragraph (абзац).Section (раздел документа), задающие структуризацию текста документа.
Все эти объекты имеют свойства:
Count - свойство возвращает количество элементов в коллекции;
First - свойство возвращает объект, являющийся первым элементом коллекции;
Last - свойство возвращает объект, являющийся последним
элементом.
КоллекцииCharacters , Words , Sentences имеют единственный метод Item (Index ) .
КоллекцияParagraphs имеет все вышеперечисленные для данной группы коллекций свойства и множество свойств, значения которых определяют формат абзаца.
Формат абзаца может быть определен и с помощью методов. Приведем некоторые методы коллекции Paragraphs:
Item - определяет элемент коллекции;
Add - добавление нового пустого абзаца (параметр метода указывает точку вставки, задается объектом Range );
InsertParagraph , InsertParagraphAfter , InsertParagraphBefore - осуществляют вставку пустого абзаца вместо текста или после, или перед текстом, задаваемым объектом Selection или Range ;
Reset - удаляет форматирование, сделанное вручную, применяя к абзацу формат, заданный стилем абзаца;
Indent , Outdent - увеличивают, уменьшают отступ абзаца от края листа;
TabHangingIndent ( Count ), TabIndent ( Count ) - увеличивают (Count >0), уменьшают (Count <0) выступ или отступ абзаца от края листа на заданное количество позиций;
Space 1, Space 2, Space 15 - устанавливают межстрочный интервал (одинарный, двойной, полуторный).
ОбъектыRange (диапазон) иSelection (выделение), представляющие части документа.
Объект Range позволяет задать произвольный диапазон, представляющий собой последовательность индексированных элементов и может быть получен через метод Range или свойство Range других объектов.
Свойствами объекта Range являются:
Start - начальная символьная позиция диапазона.
End - конечная символьная позиция диапазона.
Text - позволяет получить или изменить содержимое объекта.
Объект Selection задает выделенную в документе область (фрагмент). Выделенный в документе фрагмент задает непрерывную область элементов, но не является диапазоном, заданным своим началом и концом. Выделить можно только один фрагмент, поэтому один объект Selection может быть активен в данный момент времени. Объект Selection может быть получен с помощью свойства Selection или метода Select других объектов.
Ниже приведены некоторые методы присущие объектам Selection и Range :
Move - метод перемещения точки вставки;
MoveStart , MoveEND - методы изменения значения свойств Start и End;
Collapse - сворачивает диапазон к его началу или концу.
Next - метод получения ссылки на очередной элемент коллекции объектов в диапазоне или выделенном фрагменте;
Delete - удаляет текст входящий в диапазон.
InsertAfter , InsertBefore вставляет текст до или после текста, входящего в диапазон. После вставки текста диапазон расширяется, включая в себя вставленный текст.
Copy - копирует объект в буфер обмена;
Cut - перемещает объект в буфер обмена;
Paste - позволяет поместить содержимое буфера в область, заданную объектом Range или Selection.