Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » В двоичной системе счисления онлайн. Системы счисления. Перевод из одной системы в другую

В двоичной системе счисления онлайн. Системы счисления. Перевод из одной системы в другую

Запишите число в двоичной системе счисления, а степени двойки справа налево. Например, мы хотим преобразовать двоичное число 10011011 2 в десятичное. Сначала запишем его. Затем запишем степени двойки справа налево. Начнем с 2 0 , что равно "1". Увеличиваем степень на единицу для каждого следующего числа. Останавливаемся, когда число элементов в списке равно числу цифр в двоичном числе. Наше число для примера, 10011011, включает в себя восемь цифр, поэтому список из восьми элементов будет выглядеть так: 128, 64, 32, 16, 8, 4, 2, 1

Запишите цифры двоичного числа под соответствующими степенями двойки. Теперь просто запишите 10011011 под числами 128, 64, 32, 16, 8, 4, 2, и 1, с тем чтобы каждая двоичная цифра соответствовала своей степени двойки. Самая правая "1" двоичного числа должна соответствовать самой правой "1" из степеней двоек, и так далее. Если вам удобнее, вы можете записать двоичное число над степенями двойки. Самое важное – чтобы они соответствовали друг другу.

Соедините цифры в двоичном числе с соответствующими степенями двойки. Нарисуйте линии (справа налево), которые соединяют каждую последующую цифру двоичного числа со степенью двойки, находящейся над ней. Начните построение линий с соединения первой цифры двоичного числа с первой степенью двойки над ней. Затем нарисуйте линию от второй цифры двоичного числа ко второй степени двойки. Продолжайте соединять каждую цифру с соответствующей степенью двойки. Это поможет вам визуально увидеть связь между двумя различными наборами чисел.

Запишите конечное значение каждой степени двойки. Пройдитесь по каждой цифре двоичного числа. Если эта цифра 1, запишите соответствующую степень двойки под цифрой. Если эта цифра 0, запишите под цифрой 0.

  • Так как "1" соответствует "1", она остается "1". Так как "2" соответствует "1", она остается "2". Так как "4" соответствует "0", она становится "0". Так как "8" соответствует "1", она становится "8", и так как "16" соответствует "1" она становится "16". "32" соответствует "0" и становится "0", "64" соответствует "0" и поэтому становится "0", в то время как "128" соответствует "1" и становится 128.
  • Сложите получившиеся значения. Теперь сложите получившиеся под линией цифры. Вот что вы должны сделать: 128 + 0 + 0 + 16 + 8 + 0 + 2 + 1 = 155. Это десятичный эквивалент двоичного числа 10011011.

    Запишите ответ вместе с нижним индексом, равным системе счисления. Теперь все, что вам осталось сделать – это записать 155 10 , чтобы показать, что вы работаете с десятичным ответом, который оперирует степенями десятки. Чем больше вы будете преобразовывать двоичные числа в десятичные, тем проще вам будет запомнить степени двойки, и тем быстрее вы сможете выполнять данную задачу.

  • Используйте данный метод, чтобы преобразовать двоичное число с десятичной точкой в десятичную форму. Вы можете использовать данный метод даже если вы хотите преобразовать двоичное число, такое как 1.1 2 в десятичное. Все, что вам необходимо знать – это то, что число в левой части десятичного числа – это обычное число, а число в правой части десятичного числа – это число "делений надвое", или 1 x (1/2).

    • "1" слева от десятичного числа соответствует 2 0 , или 1. 1 справа от десятичного числа соответствует 2 -1 , или.5. Сложите 1 и.5 и вы получите 1.5, которое является эквивалентом 1.1 2 в десятичном виде.
  • Цели урока:

    • повторить изученный материал по теме система счисления;
    • научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот;
    • освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;
    • развивать логическое мышление.

    Ход урока

    Вначале урока краткое повторение и проверка домашнего задания..

    В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера?

    Для чего используются системы счисления?

    Какие виды систем счисления вы знаете? Привести свои примеры.

    Чем отличаются позиционные системы от непозиционных?.

    Цель нашего урока научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот. Но в начале мы рассмотрим, как можно

    представить любое целое неотрицательное чисело:

    В позиционных системах значение записи целого числа определяется по следующему правилу: пусть a n a n-1 a n-2 …a 1 a 0 - запись числа A, а i – цифры, тогда

    где p - целое число большее 1, которое называется основанием системы счисления

    Для того, чтобы при заданном p любое неотрицательное целое число можно было бы записать по формуле (1) и притом единственным образом, числовые значения различных цифр должны быть различными целыми числами, принадлежащими отрезку от 0 до p-1.

    1) Десятичная система

    цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

    число 5735 = 5·10 3 +7·10 2 +3·10 1 +8·10 0

    2) Троичная система

    цифры: 0,1,2

    число 201 3 = 2·3 2 +0·3 1 +1·3 0

    Замечание: нижним индексом в записи числа обозначается основание системы счисления, в которой записано число. Для десятичной системы счисления индекс можно не писать.

    Представление отрицательных и дробных чисел:

    Во всех позиционных системах для записи отрицательных чисел так же как и в десятичной системе используется знак ‘–‘. Для отделения целой части числа от дробной используется запятая. Значение записи a n a n-1 a n-2 …a 1 a 0 , a -1 a -2 …a m-2 a m-1 a m числа A определяется по формуле, являющейся обобщением формулы (1):

    75,6 = 7·10 1 +5·10 0 +6·10 –1

    –2,314 5 = –(2·5 0 +3·5 –1 +1·5 –2 +4·5 –3)

    Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

    Следует понимать, что при переводе числа из одной системы счисления в другую количественное значение числа не изменяется, а меняется только форма записи числа, так же как при переводе названия числа, например, с русского языка на английский.

    Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную выполняется непосредственным вычислением по формуле (1) для целых и формуле (2) для дробных чисел.

    Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную.

    Перевести число из десятичной системы в систему с основанием p – значит найти коэффициенты в формуле (2). Иногда это легко сделать простым подбором. Например, пусть нужно перевести число 23,5 в восьмеричную систему. Нетрудно заметить, что 23,5 = 16+7+0,5 = 2·8+7+4/8 = 2·8 1 +7·8 0 +4·8 –1 =27,48. Понятно, что не всегда ответ столь очевиден. В общем случае применяется способ перевода отдельно целой и дробной частей числа.

    Для перевода целых чисел применяется следующий алгоритм (полученный на основании формулы (1)):

    1. Найдем частное и остаток от деления числа на p. Остаток будет очередной цифрой ai (j=0,1,2 …) записи числа в новой системе счисления.

    2. Если частное равно нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к частному пункт 1.

    Замечание 1. Цифры ai в записи числа нумеруются справа налево.

    Замечание 2. Если p>10, то необходимо ввести обозначения для цифр с числовыми значениями, большими или равными 10.

    Перевести число 165 в семеричную систему счисления.

    165:7 = 23 (остаток 4) => a 0 = 4

    23:7 = 3 (остаток 2) => a 1 = 2

    3:7 = 0 (остаток 3) => a 2 = 3

    Выпишем результат: a 2 a 1 a 0 , т.е. 3247.

    Выполнив проверку по формуле (1), убедимся в правильности перевода:

    3247=3·7 2 +2·7 1 +4·7 0 =3·49+2·7+4 = 147+14+4 = 165.

    Для перевода дробных частей чисел применяется алгоритм, полученный на основании формулы (2):

    1. Умножим дробную часть числа на p.

    2. Целая часть результата будет очередной цифрой am (m = –1,–2, –3 …) записи числа в новой системе счисления. Если дробная часть результата равна нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к ней пункт 1.

    Замечание 1. Цифры a m в записи числа располагаются слева направо в порядке возрастания абсолютного значения m.

    Замечание 2. Обычно количество дробных разрядов в новой записи числа ограничивается заранее. Это позволяет выполнить приближенный перевод с заданной точностью. В случае бесконечных дробей такое ограничение обеспечивает конечность алгоритма.

    Перевести число 0,625 в двоичную систему счисления.

    0,625·2 = 1,25 (целая часть 1) => a -1 =1

    0,25·2 = 0,5 (целая часть 0) => a- 2 = 0

    0,5·2 = 1,00 (целая часть 1) => a- 3 = 1

    Итак, 0,62510 = 0,1012

    Выполнив проверку по формуле (2), убедимся в правильности перевода:

    0,1012=1·2 -1 +0·2- 2 +1·2 -3 =1/2+1/8 = 0,5+0,125 = 0,625.

    Перевести число 0,165 в четверичную систему счисления, ограничившись четырьмя четверичными разрядами.

    0,165·4 = 0,66 (целая часть 0) => a -1 =0

    0,66·4 = 2,64 (целая часть 2) => a -2 = 2

    0,64·4 = 2,56 (целая часть 2) => a -3 = 2

    0,56·4 = 2,24 (целая часть 2) => a -4 = 2

    Итак, 0,16510 ” 0,02224

    Выполним обратный перевод, чтобы убедиться, что абсолютная погрешность не превышает 4–4:

    0,02224 = 0·4 -1 +2·4 -2 +2·4 -3 +2·4 -4 = 2/16+2/64+2/256 = 1/8+1/32+1/128 = 21/128 = 0,1640625

    |0,1640625–0,165| = 0,00094 < 4–4 = 0,00390625

    Перевод чисел из одной произвольной системы в другую

    В этом случае сначала следует выполнить перевод числа в десятичную систему, а затем из десятичной в требуемую.

    Особым способом выполняется перевод чисел для систем с кратными основаниями.

    Пусть p и q – основания двух систем счисления. Будем называть эти системы системами счисления с кратными основаниями, если p = qn или q = pn, где n – натуральное число. Так, например, системы счисления с основаниями 2 и 8 являются системами счисления с кратными основаниями.

    Пусть p = qn и требуется перевести число из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием p. Разобьем целую и дробную части записи числа на группы по n последовательно записанных цифр влево и вправо от запятой. Если количество цифр в записи целой части числа не кратно n, то надо дописать слева соответствующее количество нулей. Если количество цифр в записи дробной части числа не кратно n, то нули дописываются справа. Каждая такая группа цифр числа в старой системе счисления будет соответствовать одной цифре числа в новой системе счисления.

    Переведем 1100001,111 2 в четверичную систему счисления.

    Дописав нули и выделив пары цифр, получим 01100001,11102.

    Теперь выполним перевод отдельно каждой пары цифр, пользуясь пунктом Перевод чисел из одной произвольной системы в другую.

    Итак, 1100001,1112 = 01100001,11102 = 1201,324.

    Пусть теперь требуется выполнить перевод из системы с большим основанием q, в систему с меньшим основанием p, т.е. q = p n . В этом случае одной цифре числа в старой системе счисления соответствует n цифр числа в новой системе счисления.

    Пример: Выполним проверку предыдущего перевода числа.

    1201,324 = 1100001,11102=1100001,1112

    В шестнадцатеричной системе есть цифры с числовыми значениями 10,11,12, 13,14,15. Для их обозначения используют первые шесть букв латинского алфавита A, B, C, D, E, F.

    Приведем таблицу чисел от 0 до 16, записанных в системах счисления с основаниями 10, 2, 8 и 16.

    Число в десятичной системе счисления 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
    В восьмеричной 0 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 20
    В двоичной 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 10000
    В шестнадцатеричной 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10

    Для записи шестнадцатеричных цифр можно использовать также строчные латинские буквы a-f.

    Пример: Переведем число 110101001010101010100,11 2 в шестнадцатеричную систему счисления.

    Воспользуемся кратностью оснований систем счисления (16=2 4). Сгруппируем цифры по четыре, дописав, слева и справа нужное количество нулей

    000110101001010101010100,1100 2

    и, сверяясь с таблицей, получим: 1A9554,C 16

    Вывод:

    В какой системе счисления лучше записывать числа – это вопрос удобства и традиций. С технической точки зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используются только две цифры 0 и 1, которые можно представить двумя легко различимыми состояниями “нет сигнала ” и “есть сигнал”.

    А человеку, напротив, неудобно иметь дело с двоичными записями чисел из-за того, что они более длинные, чем десятичные и в них много повторяющихся цифр. Поэтому, при необходимости работать с машинными представлениями чисел используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления. Основания этих систем – целые степени двойки, и поэтому числа легко переводятся из этих систем в двоичную и обратно.

    Записываем задание на дом:

    а) Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.

    б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

    а) 1001111110111,011 2 ;

    Для перевода чисел из десятичной с/с в любую другую, необходимо делить десятичное число на основание системы, в которую переводят, сохраняя при этом остатки от каждого деления. Результат формируется справа налево. Деление продолжается до тех пор, пока результат деления не станет меньше делителя.

    Калькулятор переводит числа из одной системы счисления в любую другую. Он может переводить числа из двоичной в десятичную или из десятичной в шестнадцатеричную, показывая подробный ход решения. Вы с легкостью можете перевести число из троичной в пятеричную или даже из семеричной в семнадцатеричную. Калькулятор умеет переводить числа из любой системы счисления в любую другую.

    Онлайн калькулятор: Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую онлайн

    Входные данные

    Введите число:


    Его система счисления
    Двоичная
    Троичная
    Восьмеричная
    Десятичная
    Шестнадцатиричная
    Двоично-десятичная
    Другая

    По триадам
    По тетрадам

    Какая? (число)


    Перевести в
    Двоичную
    Троичную
    Восьмеричную
    Десятичную
    Шестнадцатиричную
    Двоично-десятичную
    Другую

    Какая? (число)

    Способы перевода чисел из одной системы счисления в другую

    В программу ЕГЭ по информатике входят несколько задач, связанных с переводом чисел из одной системы в другую. Как правило, это преобразование между 8- и 16-ричными системами и двоичной. Это разделы А1 , В11 . Но есть и задачи с другими системами счисления, как например, в разделе B7 .

    Для начала напомним две таблицы, которые хорошо бы знать наизусть тем, кто выбирает информатику своей дальнейшей профессией.

    Таблица степеней числа 2:

    2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 2 10
    2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024

    Она легко получается умножением предыдущего числа на 2 . Так, что если помните не все эти числа, остальные нетрудно получить в уме из тех, которые помните.

    Таблица двоичных чисел от 0 до 15 c 16-ричным представлением:

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
    0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F

    Недостающие значения тоже нетрудно вычислить, прибавляя по 1 к известным значениям.

    Арифметические операции в двоичной системе счисления

    При сложении двух чисел, равных 1, в данном разряде получается 0, а 1-ца переносится в старший разряд.

    Перевод целых чисел

    Итак, начнем с перевода сразу в двоичную систему. Возьмём то же число 810 10 . Нам нужно разложить это число на слагаемые, равные степеням двойки.
    1. Ищем ближайшую к 810 степень двойки, не превосходящую его. Это 2 9 = 512 .
    2. Вычитаем 512 из 810 , получаем 298 .
    3. Повторим шаги 1 и 2 , пока не останется 1 или 0 .
    4. У нас получилось так: 810 = 512 + 256 + 32 + 8 + 2 = 2 9 + 2 8 + 2 5 + 2 3 + 2 1 .
    Далее есть два способа, можно использовать любой из них. Как легко увидеть, что в любой системе счисления её основание всегда 10 . Квадрат основания всегда будет 100 , куб 1000 . То есть степень основания системы счисления - это 1 (единица), и за ней столько нулей, какова степень.

    Способ 1 : Расставить 1 по тем разрядам, какие получились показатели у слагаемых. В нашем примере это 9, 8, 5, 3 и 1. В остальных местах будут стоять нули. Итак, мы получили двоичное представление числа 810 10 = 1100101010 2 . Единицы стоят на 9-м, 8-м, 5-м, 3-м и 1-м местах, считая справа налево с нуля.

    Способ 2 : Распишем слагаемые как степени двойки друг под другом, начиная с большего.

    810 =

    А теперь сложим эти ступеньки вместе, как складывают веер: 1100101010 .

    Вот и всё. Попутно также просто решается задача «сколько единиц в двоичной записи числа 810?».

    Ответ - столько, сколько слагаемых (степеней двойки) в таком его представлении. У 810 их 5.

    Теперь пример попроще.

    Переведём число 63 в 5-ричную систему счисления. Ближайшая к 63 степень числа 5 - это 25 (квадрат 5). Куб (125) будет уже много. То есть 63 лежит между квадратом 5 и кубом. Тогда подберем коэффициент для 5 2 . Это 2.

    Получаем 63 10 = 50 + 13 = 50 + 10 + 3 = 2 * 5 2 + 2 * 5 + 3 = 223 5 .

    Ну и, наконец, совсем лёгкие переводы между 8- и 16-ричными системами. Так как их основанием является степень двойки, то перевод делается автоматически, просто заменой цифр на их двоичное представление. Для 8-ричной системы каждая цифра заменяется тремя двоичными разрядами, а для 16-ричной четырьмя. При этом все ведущие нули обязательны, кроме самого старшего разряда.

    Переведем в двоичную систему число 547 8 .

    547 8 = 101 100 111
    5 4 7

    Ещё одно, например 7D6A 16 .

    7D6A 16 = (0)111 1101 0110 1010
    7 D 6 A

    Переведем в 16-ричную систему число 7368. Сначала цифры запишем тройками, а потом поделим их на четверки с конца: 736 8 = 111 011 110 = 1 1101 1110 = 1DE 16 . Переведем в 8-ричную систему число C25 16 . Сначала цифры запишем четвёрками, а потом поделим их на тройки с конца: C25 16 = 1100 0010 0101 = 110 000 100 101 = 6045 8 . Теперь рассмотрим перевод обратно в десятичную. Он труда не представляет, главное не ошибиться в расчётах. Раскладываем число на многочлен со степенями основания и коэффициентами при них. Потом всё умножаем и складываем. E68 16 = 14 * 16 2 + 6 * 16 + 8 = 3688 . 732 8 = 7 * 8 2 + 3*8 + 2 = 474 .

    Перевод отрицательных чисел

    Здесь нужно учесть, что число будет представлено в дополнительном коде. Для перевода числа в дополнительный код нужно знать конечный размер числа, то есть во что мы хотим его вписать - в байт, в два байта, в четыре. Старший разряд числа означает знак. Если там 0 , то число положительное, если 1 , то отрицательное. Слева число дополняется знаковым разрядом. Беззнаковые (unsigned ) числа мы не рассматриваем, они всегда положительные, а старший разряд в них используется как информационный.

    Для перевода отрицательного числа в двоичный дополнительный код нужно перевести положительное число в двоичную систему, потом поменять нули на единицы и единицы на нули. Затем прибавить к результату 1 .

    Итак, переведем число -79 в двоичную систему. Число займёт у нас один байт.

    Переводим 79 в двоичную систему, 79 = 1001111 . Дополним слева нулями до размера байта, 8 разрядов, получаем 01001111 . Меняем 1 на 0 и 0 на 1 . Получаем 10110000 . К результату прибавляем 1 , получаем ответ 10110001 .

    Попутно отвечаем на вопрос ЕГЭ «сколько единиц в двоичном представлении числа -79 ?».

    Ответ - 4 .

    Прибавление 1 к инверсии числа позволяет устранить разницу между представлениями +0 = 00000000 и -0 = 11111111 . В дополнительном коде они будут записаны одинаково 00000000.

    Перевод дробных чисел

    Дробные числа переводятся способом, обратным делению целых чисел на основание, который мы рассмотрели в самом начале. То есть при помощи последовательного умножения на новое основание с собиранием целых частей. Полученные при умножении целые части собираются, но не участвуют в следующих операциях. Умножаются только дробные. Если исходное число больше 1 , то целая и дробная части переводятся отдельно, потом склеиваются.

    Переведем число 0,6752 в двоичную систему.

    0 ,6752
    *2
    1 ,3504
    *2
    0 ,7008
    *2
    1 ,4016
    *2
    0 ,8032
    *2
    1 ,6064
    *2
    1 ,2128

    Процесс можно продолжать долго, пока не получим все нули в дробной части или будет достигнута требуемая точность. Остановимся пока на 6-м знаке.

    Получается 0,6752 = 0,101011 .

    Если число было 5,6752 , то в двоичном виде оно будет 101,101011 .

    В вашем браузере отключен Javascript.
    Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

    2.3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

    2.3.1. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую

    Можно сформулировать алгоритм перевода целых чисел из системы с основанием p в систему с основанием q :

    1. Основание новой системы счислениявыразитьцифрамиисходной системы счисления ивсепоследующие действия производить в исходной системе счисления.

    2. Последовательно выполнять деление данного числаиполучаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

    3. Полученныеостатки,являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.

    4. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

    Пример 2.12. Перевестидесятичное число 173 10 в восьмеричную систему счисления:

    Получаем:173 10 =255 8

    Пример 2.13. Перевести десятичное число 173 10 в шестнадцатеричную систему счисления:

    Получаем: 173 10 =AD 16 .

    Пример 2.14. Перевести десятичное число 11 10 в двоичную систему счисления. Рассмотреннуювыше последовательность действий (алгоритм перевода) удобнее изобразить так:

    Получаем: 11 10 =1011 2 .

    Пример 2.15. Иногда более удобно записать алгоритм перевода в форме таблицы. Переведем десятичное число 363 10 в двоичное число.

    Делитель

    Получаем: 363 10 =101101011 2

    2.3.2. Перевод дробных чисел из одной системысчисленияв другую

    Можно сформулировать алгоритм перевода правильнойдроби с основанием p в дробь с основанием q:

    1. Основание новой системы счислениявыразитьцифрамиисходной системы счисленияивсепоследующие действия производить в исходной системе счисления.

    2. Последовательноумножатьданноечислои получаемые дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведенияне станет равной нулю или будет достигнута требуемая точность представления числа.

    3. Полученные целые части произведений,являющиеся цифрами числа в новой системе счисления,привести в соответствие с алфавитомновой системы счисления.

    4. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

    Пример 2.17. Перевести число 0,65625 10 в восьмеричную систему счисления.

    Получаем: 0,65625 10 =0,52 8

    Пример 2.17. Перевести число 0,65625 10 вшестнадцатеричнуюсистему счисления.

    x 16

    Получаем: 0,65625 10 =0,А8 1

    Пример 2.18. Перевестидесятичнуюдробь 0,5625 10 в двоичную систему счисления.

    x 2

    x 2

    x 2

    x 2

    Получаем: 0,5625 10 =0,1001 2

    Пример 2.19. Перевести в двоичную систему счисления десятичную дробь 0.7 10 .

    Очевидно, чтоэтот процесс может продолжаться бесконечно,давая все новые и новые знакивизображениидвоичногоэквивалентачисла 0,7 10 . Так,за четыре шага мы получаем число 0,1011 2 , а за семь шагов число 0,1011001 2 ,которое является более точным представлениемчисла 0,7 10 в двоичной системе счисления,и т.д.Такой бесконечный процесс обрывают на некотором шаге, когда считают, что получена требуемая точность представления числа.

    2.3.3. Перевод произвольных чисел

    Перевод произвольных чисел,т.е. чисел, содержащих целую и дробную части,осуществляется в два этапа.Отдельно переводится целая часть, отдельно - дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой (точкой).

    Пример 2.20 . Перевести число 17,25 10 в двоичную систему счисления.

    Получаем: 17,25 10 =1001,01 2

    Пример 2.21. Перевести число 124,25 10 в восьмеричную систему.

    Получаем: 124,25 10 =174,2 8

    2.3.4. Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2 n и обратно

    Перевод целых чисел. Если основание q-ичной системы счисления является степеньючисла 2, топереводчисел из q-ичной системы счисления в 2-ичную и обратно можно проводить по более простым правилам. Для того, чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2 n , нужно:

    1. Двоичное число разбить справа налево на группы по nцифр в каждой.

    2. Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

    Пример 2.22. Число 101100001000110010 2 переведем в восьмеричную систему счисления.

    Разбиваем число справа налево на триады и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

    Получаем восьмеричное представление исходного числа: 541062 8 .

    Пример 2.23. Число 1000000000111110000111 2 переведем в шестнадцатеричную систему счисления.

    Разбиваем числосправа налево на тетрады и под каждой из них записываем соответствующую шестнадцатеричную цифру:

    Получаем шестнадцатеричноепредставлениеисходногочисла: 200F87 16 .

    Перевод дробных чисел. Длятого,чтобыдробное двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2 n , нужно:

    1. Двоичное число разбить слева направо на группы по nцифр в каждой.

    2. Еслив последней правой группе окажется меньше n разрядов,то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов.

    3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число изаписать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2 n .

    Пример 2.24. Число0,10110001 2 переведем в восьмеричную систему счисления.

    Разбиваем число слева направо на триады и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

    Получаем восьмеричное представление исходного числа: 0,542 8 .

    Пример 2.25. Число0,100000000011 2 переведем в шестнадцатеричную систему счисления. Разбиваем число слева направо на тетрады и под каждой из них записываем соответствующую шестнадцатеричную цифру:

    Получаем шестнадцатеричноепредставлениеисходногочисла: 0,803 16

    Перевод произвольных чисел. Для того, чтобы произвольное двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2 n , нужно:

    1. Целую часть данногодвоичногочисларазбитьсправа налево, а дробную - слева направо на группы по n цифр в каждой.

    2. Если в последних левой и/или правой группах окажется меньше n разрядов, то их надо дополнить слева и/или справа нулямидо нужного числа разрядов;

    3.Рассмотретькаждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2 n

    Пример 2.26. Число 111100101,0111 2 переведем в восьмеричную систему счисления.

    Разбиваем целую и дробную части числа на триады и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

    Получаем восьмеричное представление исходного числа: 745,34 8 .

    Пример 2.27. Число11101001000,11010010 2 переведем в шестнадцатеричную систему счисления.

    Разбиваем целую и дробную части числа на тетрадыи под каждой из них записываем соответствующую шестнадцатеричную цифру:

    Получаем шестнадцатеричное представление исходного числа: 748,D2 16 .

    Перевод чисел из систем счисления с основанием q=2 n в двоичную систему. Для того, чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием q=2 n , перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-значным эквивалентом в двоичной системе счисления.

    Пример 2.28 .Переведем шестнадцатеричное число 4АС35 16 вдвоичную систему счисления.

    В соответствии с алгоритмом:

    Получаем: 1001010110000110101 2 .

    Задания для самостоятельного выполнения (Ответы )

    2.38. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

    Двоичная

    Восьмеричная

    Десятичная

    Шестнадцатеричная

    2.39. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.

    Двоичная

    Восьмеричная

    Десятичная

    Шестнадцатеричная

    2.40. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же произвольное число (число может содержать как целую, так и дробную часть) должно быть записано в различных системах счисления.

    Двоичная

    Восьмеричная

    Десятичная

    Шестнадцатеричная

    59,B

    Возникли какие-то трудности и недопонимания с преобразованием чисел из двоичной в шестнадцатеричную систему счисления? Записывайтесь ко мне на индивидуальные уроки по информатике и ИКТ. На своих частных уроках мы с учениками разбираем не только теоретическую часть, но также решаем колоссальное количество различных тематических упражнений.

    Нужно знать, что такое двоичная или бинарная система счисления

    Прежде чем размышлять о том, как перевести число из 2 в 16, необходимо хорошо понимать, что собою представляют числа в двоичной системе счисления. Напомню, что алфавит бинарной системы счисления состоит из двух допустимых элементов – 0 и 1 . Это означает, что абсолютно любое число, записанное в двоичном виде, будет состоять из набора нулей и единиц. Вот примеры чисел, записанных в бинарном представлении: 10010, 100, 111101010110, 1000001.

    Нужно знать, что такое шестнадцатеричная система счисления

    С бинарной системой мы разобрались, вспомнили базовые моменты, сейчас поговорим о 16-ричной системе. Алфавит 16-ричной системы счисления состоит из шестнадцати различных знаков: 10 арабских цифр (от 0 до 9) и 6 первых заглавных латинских букв (от "А" до "F"). Это означает, что абсолютно любое число, записанное в шестнадцатеричном виде, будет состоять из знаков вышеприведенного алфавита. Вот примеры чисел, записанных в 16-ричном представлении:

    810A FCDF 198303 100FFF0

    Поговорим об алгоритме преобразования числа из 2-ной в 16-ричную систему счисления

    Нам потребуется в обязательном порядке рассмотреть кодировочную таблицу Тетрад. Без применения данной таблицы будет довольно затруднительно оперативно осуществлять перевод чисел из 2 в 16 систему.

    Назначение кодировочной таблицы Тетрад: однозначно сопоставить символы двоичной системы счисления и 16-ричной системы счисления.

    Таблица Тетрад имеет следующую структуру:

    Таблица Тетрад

    0000 - 0

    0001 - 1

    0010 - 2

    0011 - 3

    0100 - 4

    0101 - 5

    0110 - 6

    0111 - 7

    1000 - 8

    1001 - 9

    1010 - A

    1011 - B

    1100 - C

    1101 - D

    1110 - E

    1111 - F

    Допустим нам требуется преобразовать число 101011111001010 2 в 16-ричную систему. В первую очередь необходимо исходный бинарный код разбить на группы по четыре разряда, причем, что очень важно, разбиение в обязательном порядке следует начинать справа налево.

    101 . 0111 . 1100 . 1010

    После разбиения мы получили четыре группы: 101, 0111, 1100 и 1010. Особого внимания требует самый левый сегмент, то есть сегмент 101. Как видно, его длина составляет 3 разряда, а необходимо, чтобы его длина равнялась четырем, следовательно, дополним данный сегмент ведущим незначащим нулем:

    101 -> 0 101.

    Вы скажите, а собственно на каком основании мы дописываем слева от числа какой-то 0? Все дело в том, что добавление незначащих нулей не оказывает никакого влияния на значение исходного числа. Следовательно, мы имеем полное право дописать слева от бинарного числа не только один ноль, а в принципе любое количество нулей и получить число нужной длины.

    На заключительном этапе преобразования необходимо каждую из полученных бинарных групп перевести в соответствующее значение по кодировочной таблице Тетрад.

    0101 -> 5 0111 -> 7 1100 -> C 1010 -> A

    101011111001010 2 = 57СА 16

    А сейчас я вам предлагаю ознакомиться с мультимединым решением, в котором показано как преобразуется из бинарного состояния в 16-ричное состояние:

    Краткие выводы

    В данной небольшой статье мы разобрали тему «Системы счисления: как перевести из 2 в 16 ». Если у вас остались какие-либо вопросы, недопонимания, то звоните и записывайтесь на мои индивидуальные уроки по информатике и программированию. Я предложу вам решить не один десяток подобных упражнений и у вас не останется ни одного вопроса. Вообще, системы счисления – чрезвычайно важная тема, которая образует фундамент, используемый на протяжении всего курса .