Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Ученые: Вселенная - это компьютерная программа. Ваш мозг похож на компьютер? Цифровая реальность и обработка данных

Ученые: Вселенная - это компьютерная программа. Ваш мозг похож на компьютер? Цифровая реальность и обработка данных

| 28.04.2018

То, что происходит в Рунете начиная с 16 апреля, – отнюдь не удельный конфликт Роскомнадзора с Telegram. Эти ковровые бомбардировки, чем бы они ни закончились, так и останутся только эпизодом. Суть любой войны (а это война) куда глубже, чем ход боевых действий, решения командиров, стратегия или техника.

Готовность российского цензурного ведомства блокировать всё и вся, не останавливаясь ни перед чем и не думая о последствиях, говорит о том, что теперь все мы живем в условиях новой цифровой реальности, когда интересы любого пользователя – будь то обыватель со своими рецептами и танчиками или корпорация с огромной инфраструктурой в облаке – должны быть подчинены только интересам государства. То бишь государством этим просто не должны приниматься во внимание. Мятежный сервис любой ценой обязан быть вычищен из цифрового пространства России – и точка!

Профильные чиновники, похоже, неслучайно бодро докладывали подведомственному населению, что Россия уже готова к полному отключению от мировой Сети. Правда, разухабистый стиль махания дубиной, используемый Роскомнадзором, вызывает возмущение и в их среде.

Это, повторяю, принципиально новые условия цифрового бытия населения. Массовый переход на и без того полулегальный VPN. Тотальное неуважение к законам и судам собственной страны, которое в один момент наверняка перешагнет рамки Digital. Такое положение в социуме, прекрасно понятное всем, включая и саму власть, не может продолжаться долго. Опасности, которые подстерегают государство, очевидны, если провести прямую параллель между глушилками начала 80-х и действиями Роскомнадзора конца 2010-х.

Куда сложнее будет обществу (хотя рядовой, «домашний» пользователь ко всему приспосабливается, привыкнет и к VPN), и особенно бизнесу. Очевидно, что отношение к облачным сервисам как таковым претерпит разительные перемены – события последних дней ясно показали скептикам, что стремление «иметь всё свое при себе», а не в абстрактном облаке, которое неизвестно где находится, имеет резон. И надо сказать, весьма веский.

Вот уж кто точно будет рад, так это поборники тотального импортозамещения. Переход на отечественные аналоги наверняка примет массовый характер. Остается только гадать, достаточно ли в стране собственных ЦОДов, чтобы приютить все сервисы, оставшиеся без иностранных провайдеров.

Впрочем, и это не гарантирует от проблем. Роскомнадзор в задоре умудрился заблокировать (пусть всего на час и глубокой ночью) даже вполне лояльные «Яндекс» с «ВКонтакте» и скрепоносных «Одноклассников». Что уж говорить об остановившейся работе многих научных организаций…

Рецепты существования в новой реальности уже сегодня появляются в Сети, и, очевидно, их выпуск вскоре приобретет массовый характер. А важнейшими конкурентными преимуществами множества сервисов станут не качество услуг, не возможности для бизнеса и не совершенство ПО, а элементарная устойчивость к блокировкам. С нетерпением жду забавных презентаций, отвечающих новым реалиям.



Между тем наша страна, как известно, взяла курс на цифровизацию экономики. Соответствующая программа уже принята, меры в ней обозначены. Вот только порядок их осуществления придется переписать уже с учетом тотального отказа от использования услуг мировых гигантов. Последние, как показывает опыт войны с Telegram, не слишком охотно идут на военную кооперацию с властями нашей страны, бизнес в которой приносит им единицы процентов прибыли.

Политика государства в области ИТ давно уже перешагнула рамки технологий – сами технологии стали частью политики. И похоже, для достижения политических целей государство в целом и отдельные лоббисты в частности уже не остановятся перед самыми абсурдными, самоуничтожающими мерами. И какие бы декларации о намерениях ни произносились, первое, что должен сделать каждый, – приготовиться к существованию в новой цифровой реальности. Вот только выглядит она теперь не как блаженные кущи цифрового рая, а как поле после кровопролитной битвы.

Реальность, какова, та, что незаметная и непо-
нятна, и точечная и бесконечна, и квантовая и?
что? вечна, вопросов ты не задавай, истории
возможны все, и тир, он виртуален, сложен, сла-
жен, заложен, ложен и? и предположен, а выбор
за тобой, какой увидишь, тот и твой, залог здо-
ровья водопой, что? (чем) растворишь, то и добу-
дешь, а ты цветы(а) какие любишь? ни розовый
ни голубой, зеленый, красный, синий, золотой,
а красному дурак не рад, он передумал, стал
сложнее, а может не...

Реальность. Как ты банальна и скучна.
Хотелось бы окутаться в мгновенье нереальности,
Пусть безвозвратным сном окажется она.
И все ж приплыв приходит благодарности
Возникшей даже безвозвратности.
Надежда, жившая как семя в душе у каждого из нас,
Закрыв глаза, рождает красочное время.
Росток пустившее в душе
Почти застывшее младенческое семя.
Загадочным цветком оно в прекрасный миг порадует и нас
Цветок из сказки, завять которому душа не даст.
Всю жизнь внутри мы будем помнить...

Из темноты - цифровой Верлен,
О музыке - говори,
Сплошной абсент и не встать с колен
Так слушай же, чёрт возьми,
Что шепчет волшебно беззубым ртом
Израненный твой клошар,
Любовь догонит тебя потом -
Из холода снова в жар,
Сожженной памятью прошлых лет,
Где мука и торжество...
Уже купил себе пистолет
Аналоговый Рембо.

Небесный Благовест:
«_______________ ...ты не живешь
в линейном времени!»
Действительно:
условно обусловленные «миги настоящего»
давно,.. во мне, - пустые, смутные понятия...
Часы и Календарь?
...они, вокруг Сознания,
циклично удручающе, - секундно,.. повседневно, -
строят частокол Отчаяния...
ЧЕЛОВЕК я...
Безусловно обладающий
Иной Реальностью
во Времени земного БЫТИЯ...
Здесь не секундно, не вседневно, -
Состояния в движении!..
В Реальность,.. множественную в проявлениях...

Во мне давно уж сожаления,
Нет что когда-нибудь умру.
Быть может был лишь мысли Тенью я,
Уснув здесь жизнью по утру.

Меж сном и жизнью - гранью смерть,
Реальность то - во что поверим.
А чтобы жить - должны суметь,
В свою реальность открыть двери.

Смерть - это грань, миг перехода,
В другую плоскость бытия.
И в миг летального исхода,
Уйду в свою реальность я.

Вот только жаль - оставить тело,
Уйдя душою, должен здесь.
Душа в нём к сердцу прикипела,
И в нём её частичка есть...

Обратной стороной Луны
Вторая половина года
Реальность превращает в сны
Замысловатого кого-то.

Мы в эти игры вплетены
Неистолкованными снами,
И взгляд всевидящей спины
Реальность превращает в камень.

Привет с обратной стороны,
Тебе, иная половина!
В реальность превращая сны,
Я просыпаюсь средь пустыни,

И взгляд всевидящей спины
Саду камней толкует сны...

Весна идет... Опять.
...тупая очевидность бытия:
Секунды!.. - частокол в сознании...
Взрываюсь.
...ухожу в Реальность Солнца.
ТАМ - Весна!..
Земля молчит
в суровом ожидании:
смогу ли сдвинуться,.. - сойти с миго-Ума! -
в пространство солнечных Секунд?..
Которые так немы, - именно во мне.
...воспринимаю фибрами души:
" ВЕСНА идет!.. Вне линии секунд моих."
Шепчу:
- ...немое прибавление земного Света, -
признак смутный странного движения
родной Планеты где-то...

Человечеству предстоит жить в среде технологий, как рыбке в аквариуме, говорит наука. Но готово ли оно к этому?

Для передовой современной науки цифровая экономика - это уже не завтрашний день. И даже не нынешний. А - вчерашний. Так утверждают учёные, анализирующие нынешний технологический и информационный перелом, захватывающий всю нашу планету.

Будущее шагает по руинам и строит на них новую реальность

Темы подступающего прямо по руинам предыдущих экономических, социальных, моральных отношений нового цифрового будущего обсуждались не так давно на прошедшей в культурном центре посольства Белоруссии в Москве научной конференции.

Собственно, формальным поводом для организации этого форума стал выход и презентация книги "Контуры цифровой реальности. Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего". Она стала результатом работы мощного коллектива авторов, которую своим грантом профинансировал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). По сложившейся полезной традиции, над этим проектом, как и над другими "огрантованными" РФФИ, можно надписать слово "впервые": впервые проанализированы программы развития цифровой экономики Союзного государства России и Белоруссии.

Но как водится, сам ход обсуждений вышел довольно далеко за рамки формальной тематики. Дело в том, что за несколько бравирующим названием работы стоит описание и анализ действительно "революционной ситуации" в нынешнем мире, буквально беременном совершенно новыми отношениями, которые неизбежно придут вслед за неизбежными переменами в экономическом укладе современного общества. И именно гуманитарно-технологической революцией назвал подступающие цивилизационные изменения один из руководителей научного коллектива создателей книги, заместитель президента РАН и член-корреспондент РАН Владимир Иванов.

За всю историю человечества прошло несколько основных этапов. Начиная от выживания, когда надо было выжить в недружелюбной среде, через разные стадии технологического развития и промышленные революции до процессов, которые мы наблюдаем сейчас, - рассказал он "Царьграду". - И человечество каждый раз, когда осваивало новые технологии, одновременно формировало новую культуру. Это был неразрывный процесс. А уже от новой культуры, именно от неё, - формировалась новая экономика".

Контуры цифровой реальности

Новая, цифровая и информационная реальность для человечества характеризуется следующими принципиально новыми чертами, констатировали учёные, выступавшие на конференции. Первое: до сих пор все технологии использовали какие-то природные явления и материалы. Начиная от первых обработанных рукою древнего человека камней и заканчивая компонентами ядерного или ракетного топлива. Открытия колеса, земледелия, железа, пороха, пара ложились в основу новых укладов, но исходили все из природы.

Так вот: информационные технологии природных явлений не используют. Они являются производной не от природы, а от предыдущих технологий.

Экспонат выставки роботов в Москве. Фото: www.globallookpress.com

Второе: без информационных технологий сегодня нет доступа ни к каким другим современным технологиям. Именно современным, потому что к паровой машине или к каменному топору люди вольны всегда вернуться. Но нынешняя связь по нынешним мобильникам без неё невозможна. Не говоря о более сложных устройствах и производствах.

Отсюда: информационные технологии всепроникающи и неизбывны. Никуда от них и никуда - без них.

Третье: информационные технологии сопровождают современные высокие технологии, которыми уверенно пользуется практически всё человечество. Взять хоть те же мобильные телефоны, хоть компьютеры, хоть энергетику. Это и облегчает, и усложняет всё, неся всему многочисленные неизбежные и постоянные трансформации.

В частности, в информационном обществе подошла к своему пределу, исчерпала свои возможности классическая модель капитализма. Место конкуренции занимает мощная концентрация финансовых и информационных ресурсов. Их, этих ресурсов, конечные хозяева могут делегировать некоторые управленческие и производственные функции по использованию или обслуживанию этих ресурсов, но они останутся хозяевами и этих делегированных функций и тех, кто их будет исполнять. Это, пожалуй, ещё не "Железная пята" Джека Лондона, но действительно высшая и последняя стадия капитализма, когда немногие владеют всем.

Из простого доступа к высоким технологиям следуют системные трансформации не только базовых общественно-экономических платформ и отношений, но и надстроечных явлений. Например, на наших глазах всего за пару-тройку десятилетий терроризм превратился из разовых проявлений уже в системное явление. Соответственно, системной частью общества и общественных отношений становятся и постоянные специальные боевые действия против него. Общество оказывается в положении постоянной системной войны одних своих частей с другими…

Наконец, информационные технологии означают формирование технологического континуума как среды обитания человека. Сегодня мы живём не в природе, мы живём в технологиях. Мы их, фигурально говоря, едим, мы в них спим, в них перемещаемся, мы в них мыслим, в конце концов. Мы уже не живём в природе, мы отделены от неё аквариумным стеклом технологий.

Мы, как рыбки в аквариуме, получаем корм опять-таки благодаря технологиям, причём рука дающая настолько растворена и обезличена в них, что корм этот, воистину, как рыбкам, подаётся из какого-то чуждого, внешнего мира…

И что на фоне этого какая-то цифровизация? Всего лишь набор знаков, сопровождающий кругооборот других знаков, оформляющих кругооборот ресурсов и услуг по их обработке и присвоению…

Заменит ли робот человека

Этому, собственно, давно придумано название: постиндустриальный мир. Мир не производств, а услуг. Мир обмена свидетельствами об услугах, а не о произведённом продукте.

Да, продукт тоже производится. И часто звучат голоса, что, мол, высокая капитализация какого-нибудь "Гугла" не стоит на деле ничего без реального производства хлеба, машин, энергии и так далее. Так что индустриальный мир никуда не делся - просто внутри него относительно вырос сектор услуг. Но в сущности те только висят на шее у индустрии.

Всё так. Но на конференции по контурам цифровой реальности и наступающей гуманитарно-технологической революции звучали такие цифры: из 100 человек в современном мире реально кормят всех в сельском хозяйстве только 2, занимаются реальным производством только 10, в сфере управления и услуг заняты необходимой работой ещё 13… А остальные 75 уже сегодня реально ничего не производят!

Нет, они заняты, конечно. Кое-как. Чтобы совсем не разлагались. И это для них и работает раздутая сфера услуг: одни в ней что-нибудь придумывают - например, компьютерную игрушку, - другие её покупают, ради чего изобретают какую-то услугу для третьего. А тот, чтобы её оплатить, тоже что-то придумывает - ту же компьютерную игру… Этакий круговорот безделья!

А ведь грядут ещё роботы… Причём на базе искусственного интеллекта, связанного нейросетями, самоорганизующегося в социальные сообщества и даже способного ощущать эмоции. Не станет ли тогда ненужным всё человечество? Да к тому же - живущее в аквариуме технологий и не способное вылезти из него, как неспособны рыбки выбраться из реального аквариума. Да лучше и не пытаться…

Нет, робот - не замена человеку, уверен Владимир Иванов. - Он - исполнитель его воли, - заявил учёный. - И тогда компьютер - это средство передачи воли человека роботу. А цифра - это тот язык, на котором они общаются. Вот в чём вся суть цифровой экономики".

Но к чему придёт человечество, если принять, что постиндустриальное общество - это общество, в котором будут работать ещё меньше людей?

Нет. Не так, - отвечает на этот вопрос Иванов. - Людей будет работать столько же. Потому что человек себе работу найдет всегда. Его мозг иначе не может".

А роботы?

А роботы будут заниматься только рутинной работой. То есть задача робота - освободить человека для творческих функций, взяв на себя рутину. Робот ведь может делать только ту работу, которая формализуема. То, что не формализуемо - он делать не может. Поэтому человек будет просто освобожден от рутинной работы. А уж какое он найдёт себе занятие - вопрос другой. Это вопрос его культуры",

Сформулировал учёный.

А как же искусственный интеллект?

"Когда мы говорим "искусственный интеллект" - не надо путать его с человеческим интеллектом, - сообщил профессор Иванов. - Это разные вещи. Скажем, обычная автоматическая коробка передач - это тоже искусственный интеллект. Только примитивный.

Различие между интеллектами тут принципиальное: по логике, человек всегда имеет возможность остановить робота, а вот робот человека - нет.

А вот когда робот научится принимать не стандартные, но разумные решения, вот это большой вопрос…".

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

Цифровая реальность

Журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы


Олег Робертович Самарцев

Рецензенты:

Вартанова Е. Л., доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа», член-корреспондент РАО

Уразова С. Л., доктор филологических наук


Утверждено Ученым советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)»


© Олег Робертович Самарцев, 2017


ISBN 978-5-4485-8639-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Кризис современной журналистики обусловлен множеством факторов, так или иначе связанных с новыми социальными и технологическими процессами в сфере коммуникации. Подобно тому, как изменилась социальная и коммуникативная реальность после изобретения Иоанном Гуттенбергом печатного станка, современная реальность меняется под влиянием цифровых технологий и в первую очередь сети интернет. Претерпевает изменение не просто формат распространения информации – меняется сама коммуникативная и, как следствие, – социальная система. Изменяются формы социального регулирования и социального посредничества СМИ, модернизируются и возникают новые форматы распространения информации и взаимодействия СМИ с аудиторией, в пользу новой сферы информационных технологий перераспределяются финансовые потоки, изменяется структура и форматы организации бизнеса в сфере коммуникации и высоких технологий и, разумеется, модернизируется методология профессиональной деятельности журналистов, структура аудитории и дистрибуции массово-информационного контента.

Принято полагать, что основой современных трансформаций журналистики является исключительно технологический фактор, связанный с дигитализацией всех информационных процессов, появлением глобальной сети интернет – нового канала коммуникации и, как следствие, – существенного изменения в функциональности журналистики, однако в реальности процесс намного сложнее. Технологический детерминизм массовой коммуникации, несомненно, оказывает огромное воздействие и на ее социальные функции. Современные технологии по сути дела стали одним из спусковых механизмов системных переходов на новый уровень как средств массовой информации, так и самого общества, подобно тому, как и появление книгопечатания, фотографии, радио и телевидения. При этом последствия диктата новых коммуникативных технологий очень многообразны. «Столкновение старой и новой окружающей среды» по-прежнему, как отмечал М. Маклюэн, «анархично и нигилистично» , однако, в отличие от прежних эпох, связанных с материальными, вещественными носителями информации, в цифровую эпоху процессы изменения происходят неизмеримо драматичнее и глубже проникают в социокультурный слой, поскольку «одной из особенностей электрической [и, особенно, цифровой – О. С.] технологии является ее способность ускорять процесс трансформации» . Если учесть главные отличия новой технологической революции от прежних – виртуализацию действительности, свойственную цифровой коммуникации, интерактивность, мультимедийность и глобальность, – следует полагать, что сегодня меняется не столько способ распространения информации, сколько его тип и среда, в которой реализуются функции СМИ, от массовой к глобальной . Практически все системообразующие факторы журналистики претерпевают изменения, и происходит это спонтанно, с явным опережением способности журналистики к адаптации к новым условиям.

§1. Кризис традиционной журналистики: факторы трансформаций

Переход к информационному обществу многомерен и многофакторен. Едва ли стоит предполагать, что только лишь изменение технологии распространения информации стало детонатором глобальных социальных процессов в обществе в целом и в журналистике в частности. Однако журналистика как социальная система, связанная с коммуникационными технологиями непосредственно и в первую очередь, в этом смысле вполне симптоматична. Журналистика – своего рода маркер готовности общества к переменам, назревшим в силу множества не коммуникативных, а социальных причин, и изменение коммуникативных технологий – далеко не единственный и не самый существенный фактор трансформации, оказывающий влияние на процессы, происходящие в современной журналистике. Переход от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу, сформулированный Э. Тоффлером , характеризуется глобализацией всех социальных процессов, систем и их взаимоотношений – в том числе и в сфере массовой коммуникации, которая легко адаптирует инновации и технологические прорывы. При этом для СМИ само появление нового средства коммуникации традиционно носит революционный характер. Глобализация многое изменила в характере отношений журналистики и общества, в котором она реализует свои функции. Оставляя в стороне иные трансформации в глобальном мире в связи с цифровизацией – политику, экономику, социокультурные диффузии и т.д., – отметим ее существенные последствия для журналистики. К таковым можно отнести:

социальные : нивелирование и унификация национальных типов журналистики с весьма заметным стремлением к определенному, вненациональному формату, обобществляющему подходы к подаче информации; неограниченная территориально зона возникновения медиаповодов (events); обобществление социальных трендов через их медиатизацию и последующее глобальное тиражирование; глобализация аудитории, сегментированной не территориально, национально, социально или иным институционным способом, а исключительно по информационной интенции (интересам);

методологические : стирание границ между автором и аудиторией, смещение акцента и «допуска» к формированию информационной и, тем самым, социальной «повестки дня» в структуре социальной пирамиды от суперэлиты к элите и далее к массе;

технологические : формирование условий и стимулирование предельно персонифицированного потребителем формата взаимоотношений с информационной средой в интерактивном формате и снижение роли вещателя-предикатора, мультимедийность и глобальность информационного канала.

Социальный и манипулятивный фактор . Медиа становятся эффективным манипулятором общественными взаимоотношениями, формируя новую публичную сферу, существенно отличающуюся от интеллигентных представлений Юргена Хабермаса. Среда, благоприятствующая формированию неограниченного разнообразия способов публичной коммуникации, размывает информационные функции медиаактора и его атрибутирование, тем самым упрощая технологии пропаганды, манипуляции общественным мнением, применения разнообразных PR-воздействий и маркетинговых акций. Это усугубляет процессы «рефеодализации» публичной сферы, отмеченные Юргеном Хабермасом в начале ХХ века, при которых СМИ в большей степени стремятся к манипулированию массовым сознанием и формированию общественного мнения, нежели доводят до общества достоверную информацию .

Влияние манипулятивного фактора на журналистику очень масштабно и деструктивно, поскольку новые медиа зачастую формируют виртуальную среду, в которой информация – это не только и не столько «достоверные сведения о произошедшем», а любые сведения, вплоть до дезинформации, «фейка» или «смоделированной реальности ». Репутационная журналистика печатной эпохи в этой среде заранее проигрывает новым медиа и растворяется в разнородной контентной массе, теряет исключительное право на обеспечение общества информацией. Достоверность сведений в сети – обязательная для традиционной журналистики – уже не является основополагающей ценностью, в качестве каковой сегодня зачастую выступают приоритет, эксклюзивность и привлекательность. Глобальная аудитория отличается от аудитория традиционных СМИ тем, что она всеядна, доверчива и склонна к потреблению маскарадного, клиппированного контента . В этих условиях журналист обязан учитывать изменившиеся информационные потребности аудитории, которые и становятся определяющим для СМИ маркером успеха .

Следует учитывать, что кризис журналистики развивается в ситуации не только серьезно изменившейся структуры потребления контента, но и возникновения новой методологии.

Методологический фактор весьма существенно меняет профессиональные приоритеты. Фактор конвергентности (сближения разнородных медиатехнологий) становится все более значимым, доступность мультиформатной репрезентации (мультимедийность) – новым стандартом информационного мейнстрима, а интерактивность современных медиа принципиально изменяет субъектно-объектный бэкграунд профессии.

Моя 25-летняя приятельница К. назначила наследницей своего аккаунта в фейсбуке подругу. На логичный вопрос, почему она так рано задумалась о том, что произойдет с ее учетной записью в популярной социальной сети после смерти, К. отвечает, что впервые подобная мысль пришла ей в голову еще несколько лет назад. Тогда за небольшой промежуток времени умерли несколько ее сверстников - одноклассников и друзей детства. В прошлом году не стало близкого человека старшего поколения, чья жизнь никак не была связана с общением в интернете. И чтобы пригласить друзей и бывших сослуживцев покойного на похороны, К. пришлось искать и восстанавливать телефонные номера незнакомых людей по старым записным книжкам. В тот момент она вновь подумала, что человек иногда внезапно смертен.

Ежегодно в интернете появляются десятки миллионов пользователей, все они регистрируются в социальных сетях и оставляют там терабайты информации, а сами виртуальные площадки и хранящийся на них контент давно приобрели материальную ценность. Тем не менее фактически ни у одного из сервисов нет четкой политики выявления аккаунтов ушедших из жизни людей и работы с такими учетными записями.

Что можно сделать с аккаунтом умершего человека

Так, пресс-служба «ВКонтакте» утверждает, что всегда прислушивается к пожеланиям родственников умершего: «Один из вариантов решения этого вопроса - повышение приватности страницы, когда весь контент, размещенный на ней, становится доступен только для друзей, а аккаунт сохраняется в том виде, какой он имел на момент последнего захода на сайт его владельца».

При этом на странице нельзя будет оставить публичный пост, отправить с такого профиля приглашение в друзья, прокомментировать фото или запись на стене - аккаунт будет существовать с тем контентом, который добавил в него сам пользователь при жизни. Получить доступ (логин и пароль) к странице-мемориалу также невозможно - наблюдать за виртуальным существованием покойного после смерти разрешается только со стороны. Наконец, вы можете полностью удалить страницу, но в любом случае придется обратиться в службу поддержки.


В фейсбуке наследника (так называемого legacy contact ) можно назначить при жизни. Когда пользователь умрет, его доверенное лицо должно будет отправить в службу поддержки соцсети специальный запрос. После его подтверждения в профиле покойного напротив имени появится специальная пометка (Remembering ), а наследник сможет добавить на страницу прикрепленный пост (например, с некрологом или информацией о дате и месте прощания с человеком), ответить на новые запросы на добавление в друзья, поменять юзерпик и т. д. При этом внести изменения в прошлые записи, удалить старые фото или кого-то из друзей, получить доступ к личной переписке покойного не получится.

Аналогичная опция доступна и в инстаграме, а вот Twitter пока так и не сформулировал внятной позиции в отношении умерших пользователей.


Как еще можно продлить цифровую жизнь

Радикальные способы продлить жизнь в цифре предлагают сайты, собранные на платформе Digital Beyond . Это в некотором смысле агрегатор постмортальных возможностей для гиков и параноиков. Составить онлайн-завещание? Легко! Запланировать посты, которые будут выходить в установленные даты и время после вашей смерти на несколько десятилетий вперед? Запросто! Главное, чтобы вам хватило терпения. И контента. И денег, конечно.

Сервисы с говорящими названиями вроде MyGoodbyeMessage или Dead Social предлагают самые разные варианты: от простого оповещения всех друзей в соцсетях и контактов в записной книжке, что вы отошли в мир иной, до ведения профиля после вашей кончины и бдения над онлайн-могилкой усопшего. В последнем случае сервис обязуется охранять аккаунт от взлома и спамеров.


Что происходит с юзернеймами после смерти их владельцев

Фактически ничего. К сожалению, регулирование цифрового наследования пока еще практика будущего. Большую часть законов, принципов и моделей поведения в отношении виртуальной смерти нам лишь предстоит выработать в ближайшие годы. С «красивыми» юзернеймами дела сегодня обстоят примерно так же, как некогда с «красивыми» телефонными номерами: кто успел, того и тапки.

Правда, в 2013 году пока что единственное на российском рынке решение в этой области появилось у компании-регистратора Reg.ru, которая, помимо прочего, предлагает опцию завещания домена. Проделать такое с юзернеймом, увы, сейчас невозможно.


Хорошие новости для читеров

Если постмодернистский дискурс предполагает принятие постоянной трансформации человека (менять можно возраст, пол, расу и т. д.), то почему не сделать ход конем и не заменить живое мертвым? Таким вопросом задаются авторы сериала «Черное зеркало», посвятившие теме создания виртуальной копии человека сразу несколько эпизодов нового сезона. Об этом же рассуждает в своей колонке для газеты The Guardian журналистка Оливия Солон. К обсуждению проблемы цифровой жизни после смерти она пригласила сотрудника Оксфордского института интернета Карла Емана. Он утверждает, что только в ближайшие 30 лет в мир иной отойдет около 3 миллиардов человек, которые оставят в соцсетях зеттабайты (1 зеттабайт = 1 трлн гигабайт) информации, и корпорации попытаются извлечь из этого выгоду. «Если хранение аккаунтов умерших потребует больших затрат, то компании захотят это монетизировать», - говорит Еман.

Пока подобными разработками занимаются лишь ИИ-стартапы, такие как Replika, возглавляемая российским предпринимателем Евгенией Куйдой. Проект появился как реакция на трагическую гибель в ДТП друга Куйды Романа Мазуренко. Тогда Евгения попросила друзей и близких погибшего прислать ей логи их переписки с ним в различных социальных сетях. Собранная информация была загружена в нейросеть, и вскоре появился чат-бот, или виртуальный аватар Luka, который отвечает на вопросы и реплики пользователя одноименного приложения так, как это делал бы Роман.


Разработкой аналогичных чатботов занимается и сотрудник медиалаборатории МТИ и Университета Райерсона Хоссейн Рахнама, называющий это «концепцией дополненного бессмертия». Она предполагает создание на основе нейросетей программы, которая не только хранит цифровой след усопшего, но и оригинально «мыслит», то есть может давать оценку текущим событиям и делиться мнением определенного человека уже после его смерти, как если бы его личность нашла возможность продолжать жизнь в машине.

Рахнама считает, что мы сможем пообщаться с давно умершими учеными, политиками и звездами шоу-бизнеса уже через 30–40 лет.

«Представьте, что мы активируем профиль Рональда Рейгана и спросим, что он думает о Дональде Трампе», - заявляет Рахнама в интервью.

По мнению ученого, поколение миллениалов готово к такому развитию событий, ведь молодежь привыкла ежедневно делиться даже самой малозначительной информацией о себе в социальных сетях. Так, только за ближайшие 60 лет каждый сегодняшний миллениал накопит зеттабайты данных.

Психолог из Торонто Андреа Уорник полагает, что цифровая жизнь после смерти ценна в первую очередь для родственников и друзей покойного, поскольку обладает терапевтическим эффектом. В частности, Уорник уверена, что многие прибегнут к разговору с таким виртуальным аватаром не для того, чтобы узнать его мнение, а с целью быть выслушанными и услышанными. В то же время технология может еще больше отстранить и без того испытывающего скорбь человека от реальности и погрузить его в депрессию.


Что будет дальше

С одной стороны, существует вероятность появления безразмерных заброшенных онлайн-некрополей из существующих страниц пользователей социальных сетей и приложений, населенных чат-ботами-зомби. С другой - развитие нейросетей позволяет смотреть в будущее с оптимизмом: не сегодня завтра Илон Маск создаст простую и дешевую технологию, позволяющую «консервировать» не только наши аккаунты и содержащийся в них контент, но и нас самих и даже наши бренные тела. Осталось только дожить до этого прекрасного момента.