Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Типы аудио разъемов. Основные используемые аудио разъемы

Типы аудио разъемов. Основные используемые аудио разъемы

Разъёмов для подключения аудиоаппаратуры великое множество. Разберем в статье основные соеденители, которые применяются для комутации аудио. Впрочем использовать можно любой конектор, вплоть до голой жилы, главное чтобы он обеспечивал надежный контакт.

1. Разъём типа банан

Разъемы типа банан представляет собой коннектор для подключения акустики, щупов измерительной аппаратуры или лабораторных блоков питания. Контактная клемма штекера выполнена из подпружиненных пластин для обеспечения плотного контакта с гнездом. Диаметр контакта штекера может составлять 2 мм или 4 мм. В качестве изоляции используется защитный корпус. Корпус штекеров имеет разборную конструкцию и предназначен для монтажа на кабель.

2. Разъём XLR

Разъем XLR бывают в виде разъёмов, вилок и розеток. Используют балансное подключение. Применяются в основном в профессиональной аудио, видео и световой аппаратуре. Разъем разговорно называют Канон. Разъёмы XLR используются для симметричной передачи сигнала. Их использование в основном оправдано, если передача сигнала имеет большое расстояние. Просто так их не удастся подключить к усилителю, так как сам усилитель должен иметь такие разъемы, а следовательно и соответствующую схему.

3. Разъём TRS (jack)

Данный разъем был разработан в 19 веке для использования в телефонных коммутаторах и имел отличающуюся от современных штекеров форму. Обычно имеет три контакта (TRS, стерео), но есть вариант с двумя (TS, моно), четырьмя (TRRS), и редко - пятью контактами (TRRRS).

Существуют три стандартных диаметра разъёма:

  1. jack (6,35 мм, 1/4 дюйма);
    mini-jack (3,5 мм);
    micro-jack (2,5 мм).

Часто 1/4″ TS называют «джек» или «четвертьдюймовый джек»; разъём TRS 3,5 мм называют «мини-джеком»; разъём TRRS 2,5 мм - «микро-джеком».

4. Разъём типа Speakon

Данный тип кабельных разъёмов, разработанный компанией Neutrik и является зарегистрированным товарным знаком Neutrik AG используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения акустических систем к усилителям мощности.

Соединительные акустические кабели, как правило, комплектуются с обеих сторон разъёмами Speakon типа «папа». На усилителях и акустических системах установлены разъёмы типа «мама». Кроме того, существуют соединители двух кабелей, выполненные в виде двух разъёмов типа «мама» в небольшой пластиковой трубке. На акустических системах часто устанавливают два разъёма типа «мама» - основной и вторичный, который предназначается для подключения дополнительных акустических систем или сабвуферов к тому же каналу. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов (до 40 А). В них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей.

Разъёмы типа Speakon могут содержать два, четыре или восемь контактов. Двух- и четырёхконтактные разъёмы частично совместимы между собой, восьмиконтактные разъёмы имеют большие размеры. Наиболее распространены четырёхконтактные разъёмы, они позволяют использовать отдельные усилители для низкочастотного и высокочастотного тракта без использования дополнительного кабеля и разъёмов.

5. Разъём RCA (тольпан)

RCA jack или в просторечии «тюльпан», «колокольчик», AV-разъём. Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъёма в начале 40-х годов для подключения фонографов к усилителям.

Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами.

Стандартный штекер RCA (на сленге - «папа») выглядит как центральный металлический выдающийся вперёд контактный штырь, окружённый металлическим круглым ободком. Внешний диаметр ободка зависит только от его толщины и не нормируется. Гнездо RCA - обычно панельный разъём (на сленге - «мама»), на который надевается ободок, поэтому обжимающие губки ободка должны иметь немного больший внутренний диаметр.

В недорогом исполнении пространство между коннектором/цангой и ободком/корпусом (внутренний изолятор) заполняется простой пластмассой или полиэтиленом, в среднеценовых - текстолитовыми шайбами или аналогичными из прессованного стекловолокна, в дорогих - термостойким тефлоном или керамикой.

6. Разъём типа “лопатка”

Разъем типа “лопатка” используется для подключения акустического кабеля различного сечения. Кабель может подводится под различными углами. Зажимается кабель винтами. Данный тип соединителя позволяет получить хороший контакт и максимальную площадь коммутации в разъеме, который в свою очередь винтовым зажимом надежно фиксирует лопатку на месте.

7. DIN 41529 для громкоговорителей (разъём точка-тире)

Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты. Известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский - к отрицательному (чёрный).

Советские аналоги: ОНЦ-ВН-1-2/16-В - вилка и ОНЦ-ВН-1-2/16-Р - розетка. В Советском Союзе и сейчас, его неофициально называют «разъём точка-тире».

Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских Hi-Fi усилителях и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах. Существуют также трёх- и четырёхконтактные варианты данного разъёма, использующиеся, например, фирмой Bang & Olufsen.

8. Toslink (разъём для передачи цифрового сигнала)

Toslink это стандарт соединения с помощью оптоволокна, разработанный корпорацией Toshiba. Часто применяется в бытовой аудиоаппаратуре, компьютерных звуковых картах, где передаётся цифровой аудиопоток. Изначально Toslink был разработан корпорацией Toshiba для передачи аудиопотоков формата ИКМ между фирменными CD-плеерами и AV-ресиверами, но вскоре был адаптирован для большинства CD-плееров, независимо от производителя.

9. Разъём DIN

Разъём, изначально стандартизованный Немецким институтом стандартизации. Существуют стандарты DIN на многие типы разъёмов, поэтому термин «разъём DIN» не означает какой-либо конкретный тип разъёма до тех пор, пока не указан номер стандарта (например, «разъём DIN 41524»).

В контексте бытовой техники термин «разъём DIN» обычно означает семейство круглых разъёмов, изначально стандартизованных DIN для аналоговых звуковых сигналов. Некоторые из этих разъёмов позднее использовались для аналогового видео и для цифровых интерфейсов, таких как MIDI или разъём PS/2 для клавиатуры и мыши персонального компьютера. Оригинальных стандартов DIN на эти разъёмы уже нет в печати. Они были заменены равнозначным международным стандартом IEC 60130-9.

Несмотря на то, что разъёмы DIN кажутся внешне похожими на новые профессиональные разъёмы XLR, они несовместимы. Существуют семь распространённых раскладок с количеством штырей от трёх до восьми.

Обеспечивать возможность подключения и отключения компонентов аудиоаппаратуры, фиксация кабелей и защита от их случайного размыкания. Как правило, двухконтактные разъемы используются для передачи моносигналов (несимметричных), а трехконтактные - стереосигналов (симметричных). В аудиотехнике применяются соединительные элементы следующих типов.

Используется для коммутации значительной части студийного оборудования - мониторов, предусилителя с микрофоном, микрофона с микшерным пультом и т.п. Этот разъем имеет чаще всего три контакта (реже четыре, пять или более). Характеризуется высокой надежностью - она обеспечивается утолщенными прочными контактными штырьками и зубом-замком, который защелкивается при соединении обеих частей разъема, так что разъединиться самостоятельно он не может.

Своему появлению разъемы такой конструкции обязаны американской фирме ITT Cannon, которая разработала их для продукции фирмы «Боинг». Идею подхватила компания Switchcraft: она впервые применила разъем в аудиотехнике. В аббревиатуре XLR буква X определяет серию (ранее серия начиналась с буквы U), L означает Locking (фиксирующийся), R - Rubber (резина; в первых моделях она использовалась в качестве изолятора, впоследствии заменена на пластик). Разъемы XLR бывают прямыми и угловыми, проводники крепятся к контактам либо пайкой, либо винтами. Существует много конструктивных вариантов такого типа разъема - классическими считаются модели, изготавливаемые компаниями Neutrik и Switchcraft.

(аббревиатура от английских слов Tip, Ring, Sleeve - наконечник, кольцо и втулка): так называемый стереоджек, он предназначен чаще всего для передачи сигнала линейного уровня. Как видно из его обозначения, разъем трехконтактный.

Разъем типа TS (моноджек): предназначен для передачи сигнала линейного уровня. Внешне он очень похож на TRS, отличается лишь количеством контактов, их всего 2, используется для подключения гитар и межблочной коммутации.

Существует три стандартных диаметра разъема: jack (6,35 мм, обычно так и именуется - «джек»), mini-jack (3,5 мм, «мини-джек») и micro-jack (2,5 мм, «микро-джек»).

Разъемы типа «джек» практически повсеместно используются для подключения наушников к профессиональному оборудованию, а также для межблочной коммутации.

«Мини-джек» применяется для подключения в недорогих бытовых моделях наушников или микрофонов, в плеерах, им компонуются самые дешевые активные акустические колонки для компьютеров и т.д.

«Микро-джек» используется в основном в портативной технике.

Разъем типа RCA (название происходит от сокращения Radio Corporation of America, которая предложила этот вид разъемов в начале 30-х годов прошлого века для соединения блоков внутри радиоприемников): предназначен для несимметричной передачи аналоговых аудиосигналов линейного уровня. Он двухконтактный, широко применяется в профессиональных и бытовых аудиоустройствах, в основном на звукозаписывающей технике. Имеет недостаток - при коммутации вначале подключается центральная жила, и лишь потом корпус (оплетка). Несколько компаний производят разъемы с выдвинутым подпружиненным контактом, который соединяется с корпусом раньше, чем сигнальный провод.


(так называемый TT jack, от аббревиатуры Telephon Tipe): применяется в случаях, когда требуется частая перекоммутация проводов, к примеру, в коммутационных панелях (Patch Panel). Разъемы типа Bantam предназначены для коммутации аналоговых звуковых сигналов, количество контактов в разъеме - 2 или 3. Используется в звукозаписывающих и телевизионных студиях.

Используется преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения пассивных акустических систем к усилителям мощности. Количество контактов может быть 2 или 4, очень редко 8.

Разъем типа BNC (название расшифровывается как Bayonet Neill-Concelman, где Bayonet (штык) означает тип соединения, а Neill и Concelman - фамилии изобретателей разъема). Разъемы типа BNC применяются чаще всего в цифровой аппаратуре, а также в качестве входных и выходных разъемов цифровых звуковых интерфейсов (в частности, SPDIF).

Коммутационные устройства

Сплиттер (от английского Splitter - разветвитель): если трактовать совсем упрощенно - это разветвитель выходов. Более подробно - это устройство, предназначенное для разделения звукового сигнала и его распределения между несколькими принимающими устройствами. В качестве примера можно привести разделение сигнала для основного и мониторного микшеров. Сплиттеры можно разделить на одноканальные и многоканальные. По принципу работы сплиттеры бывают пассивные (невысокая стоимость, но много проблем с влиянием сигналов), с трансформаторной развязкой (улучшенный и значительно подорожавший вариант предыдущих) и активные (получившие широкое распространение). Большинство сплиттеров имеют выходы с трансформаторной развязкой, то есть между их выходами и входом отсутствует гальваническая связь. Эти устройства применяются при очень большом количестве используемой аудиотехники

применяется в основном в концертной деятельности. Он предназначен для преобразования линейного небалансного сигнала в балансный (подключение электрогитары, синтезатора и т.д.). Так же, как и сплиттеры, директ-боксы бывают активными и пассивными.

Активные директ-боксы снабжены дополнительными функциями: переключателем полярности выходного сигнала, высокочастотными фильтрами и так далее.

Коммутационная панель (от английского Patch Panel) используется в основном при построении сложных концертных или студийных аудиосистем, в которых задействовано большое количество оборудования. Основное назначение коммутационной панели - упорядочить монтаж аудиокабелей. Устройство предполагает сбор всех кабелей в одном месте, упрощает переключение между различными музыкальными инструментами, микрофонами, прочими источниками сигнала, и коммутацию их с усилителями. Это пассивное устройство, не требующее подачи внешнего питания и не нагревающееся при работе.


Коммутационная панель

Коммутационные панели монтируются в металлических корпусах, что позволяет избежать помех различных наводок на сигнал. Количество коммутационных гнезд в панели у каждого производителя варьируется, это дает возможность подобрать нужную модель.

(от английского Rack - «Стойка») прямо не относится к кабельно-коммутационной технике, она необходимо для монтажа и крепления различного звукового оборудования, чтобы упорядочить его размещение в одном месте и упростить процедуру коммутации. Эти стойки используются как в студиях, так и на концертных площадках, в них устанавливается специально изготовленное звуковое оборудование рэкового формата.

Стойки выпускаются в нескольких конструктивных вариантах. Напольные рэковые стойки обычно комплектуются колесиками для перемещения и имеют регулируемый угол наклона монтируемого оборудования (для удобства коммутации). Настольные стойки, как это видно из названия, позволяют монтировать аппаратуру на столе.

Рэковая стойка-шкаф больше всего напоминает тумбу на колесиках. В отличие от предыдущих вариантов, эта конструкция закрыта с боков, сверху и снизу.

О производителях кабельно-коммутационной продукции

Немецкая компания Klotz Audio Interface Systems (Klotz AIS GmbH) занимается производством аудио, видео, оптоволоконных кабелей, разъемов для них, мультикоров и коммутационных панелей, она была основана в Баварии в 1980 году. Компания предоставляет пятилетнюю гарантию на всю свою продукцию, которая производится по стандартам IEC (Европейская Электротехническая Комиссия). Кабельно-коммуникационной продукцией этой компании оснащены Большой театр, Лужники, Сиднейский Оперный театр (Sydney Opera House) и т.д.

Кабели и коммуникационные элементы этой фирмы маркируются аббревиатурой KLOTZ. Кабели выпускаются в бухтах или в готовом виде, укомплектованные самыми разнообразными разъемами - в зависимости от назначения.

Еще один известный в профессиональном мире производитель - компания Proel S.p.A . Она специализируется в области разработки, производства и продажи аудио, видео и световых систем для шоу, концертов и специальных мероприятий. Компания находится в Италии, была основана в 1991 году. Продукция маркируется аббревиатурой PROEL.

Продукция компании Canare Corporation , которую основал японец Кивио Кавамото в 1970 году, тоже достаточно известна в аудио и видеоиндустрии. Все производственные и сборочные цеха фирмы находятся в Японии. Исключение составляют только разъемы, сборка которых осуществляется в Китае. Вся продукция компании имеет сертификаты ISO-9001 и ISO-14001. Спектр кабельных изделий достаточно широк: микрофонные балансные, акустические, мультикоры, цифровые аудио, коаксиальные и т.п., все кабели маркируются логотипом Canare. Большой спектр выпускаемых коммутационных изделий - от кабельных и панельных разъемов BNC, кабельных RCA, разъемов Jack 3,5 и 6,3 миллиметра до переходников тоже производится под маркировкой Canare.

На протяжении многих лет компания из государства Лихтенщтейн является лидером в производстве высококачественных разъемов, коммутационных панелей, согласующих устройств и прочей коммутационной продукции. Компания была основана в 1975 году Бернхардом Вайнгартнером. Девиз компании - «На один шаг впереди», вся продукция имеет логотип Neutrik.

И еще один «законодатель моды» в производстве коммутационной продукции - американская компания Switchcraft, Inc. Она начала производство разъемов для аудиокабелей еще в 1946 году, в городе Чикаго. Продукция Switchcraft славится не только признанным качеством, но и специальными решениями для эксплуатации в жестких погодных условиях, специализируется компания преимущественно на производстве разъемов, сплиттеров, директ-боксов, коммуникационных панелей.

Сравнительно молодая компания по производству аудиокабелей . Для профессионалов интерес представляют серии инструментальных, микрофонных, сигнальных, аудиокабелей - Paul Dime Studio Silver Custom. В качестве проводников сигнала используются посеребренные из бескислородной меди, в экранной оплетке используется также бескислородная медь с 98-процентным покрытием, защищающим от помех. Бюджетный вариант этой серии - Paul Dime Stage Pro, для подключения аудиосистем - Paul Dime Studio Speaker Cable, разъемы изготавливаются с позолоченными контактами.

Что стоит знать при выборе

О кабельно-коммутационной продукции, выпускаемой именитыми фирмами-производителями, существует множество самых различных мнений, утверждений и легенд. Рассмотрению всех точек зрения влияния на качество воспроизводимого сигнала материалов проводников, экранирующих оболочек, диэлектрического наполнителя посвящено множество статей и исследований. Еще больше материалов посвящено значению золочения и серебрения проводников и контактов на качество звука. Из всего объема информации, зачастую противоречащей друг другу, необходимо учесть при комплектовании любого аудиокомплекса (студии), следующие основные моменты.

Если предстоит выбор между желанием сэкономить и получать удовольствие от качества прослушивания при записи, прослушивании, обработке аудиоинформации - нужно комплектовать аппаратуру только высококачественными кабелями и разъемами известных в мире брендов. На этом не стоит экономить! Однако речь не идет об обязательной закупке кабелей стоимостью несколько десятков евро за метр, если студийное оборудование приобретено по ценам ниже бюджетных.

По возможности необходимо предпочитать подключение с помощью разъемов XLR, они имеют лучшие характеристики по сравнению с остальными. Все кабели вашей студии (монтажные, акустические, сетевые и межблочные) должны быть от одного производителя - для оптимального согласования всех компонентов системы.

Если на аудиокабеле имеется надпись (знак, пометка) о рекомендуемом направлении подключения, то выполняется данное указание. Во всех других случаях направленность включения определяется экспериментально на слух.

Качественные кабели сохраняют динамичный, точный звук оригинальной записи. Даже хорошие кабели не могут улучшить или расширить, то качество звука, которое записано на диске. Зато некачественные кабели могут фактически ограничить частоту, вследствие чего звук будет плоским и не живым. Поэтому при покупке аудио кабелей вам подойдут:

Кабели, центральный проводник которых состоит из бескислородной меди (OFC), так как они почти гарантируют отсутствие потерь сигнала.


- Лучшее экранирование, которое вы сможете найти - это кабели, которые включают в себя два отдельных экрана - один из плетеной меди для защиты от радиопомех, и один из фольги для защиты от электромагнитного поля. Это поможет защитить сигнал от шума и загрязнения.


- Хорошие разъемы, которые обеспечивают постоянный контакт высокого давления с гнездами приемника. Если кабели, которые вы выбираете, имеют металлические штекеры, то стоит обратить внимание на наличие позолоты для предотвращения коррозии и надежной поддержки высококачественного сигнала.

Цифровое аудио соединение

Это соединение должно быть у вас в приоритете, когда речь заходит о звуке. Как правило, оно обеспечивает лучшее качество аудио, в том числе и способность, воспроизводить объемный звук. Ниже мы привели три основных типа цифровых

HDMI


. Что делает HDMI (High-Definition Multimedia Interface)? Этот вид кабеля может проводить видео и аудио высокого разрешения, при этом вся информация переносится всего по 1 кабелю. В нем используется 19-контактный разъем для передачи цифровых аудио и видеосигналов между компонентами, устраняя угрозу потери качества звука, вызванную цифро-аналоговыми преобразованиями и обратными преобразованиями. Этот кабель, способен передавать объемный звук и поддерживает до 8 каналов супер высококачественных звуковых дорожек "без потерь", включая все последние аудио форматы с высокой разрешающей способностью от Blu-ray, например, такие как TrueHD Dolby и DTS HD™ Master Audio.

Когда его использовать? Всякий раз как вы подключаете источник высокого разрешения к домашнему кинотеатру, например Blu-Ray плеер, кабельное или спутниковое телевидение высокого разрешения, или игровую консоль.

На что нужно обратить внимание? Плотность кабелей HDMI невероятно велика, поэтому длина каждой скрутки провода должна быть в пределах 1/20,000 дюйма, чтобы гарантировать правильное отображение сигнала. Все кабели созданы с использованием различных материалов и методов, и особенно важно найти сертифицированный HDMI кабель, который будет передавать сигнал гарантированно качественно. Помните, что HDMI за все время своего существования претерпел несколько изменений, в том числе изменения аудио характеристик. Убедитесь, что ваш кабель соответствует стандартам HDMI.

. Что он делает? Оптический кабель передает цифровой аудио сигнал, как световой импульс. Также как и коаксиальный (о нем мы поговорим ниже) он проводит объемный звук с поддержкой 5.1 каналов, но не может проводить аудио форматы с высоким разрешением с Blu-Ray дисков. На сегодняшний день аппаратура с оптическим соединением более популярна, чем с коаксиальным.

Когда его использовать? Оптический и коаксиальные цифровые кабели стоят на втором месте после HDMI. Почти все телевизоры высокой четкости имеют оптический разъем для воспроизведения аудио Dolby Digital с трансляцией выхода на ваш ресивер. Вы также найдете оптические разъемы на проигрывателях компакт-дисков, кабельных\спутниковых модуляторах, DVD-плеерах и проигрывателях домашних кинотеатров.

На что стоит обратить внимание? Так как они используют импульсы света, вместо электрических импульсов для передачи звукового сигнала, то оптические кабели практически невосприимчивы к помехам. Тем не менее, все еще важно приобрести качественный кабель, так как он может уменьшить «дрожание» - небольшие изменения в синхронизации цифровых сигналов, которые могут вредить качеству звука. Хорошие оптические кабели также обычно имеют более плотные разъемы для дополнительной прочности.

Что он делает? Цифровой коаксиальный кабель напоминает стандартные аналоговые RCA кабели, однако, следует избегать стандартных аудио соединений для передачи коаксиального цифрового сигнала. Этот вид кабелей разработан специально для передачи цифрового сигнала и обеспечивают сопротивление около 75 Ом, более широкий диапазон частот и превосходную передачу сигнала. Как и оптический, он также поддерживает объемный звук и может передать только 5.1-канальное аудио. Качество звука, передаваемое коаксиальными и оптическими кабелями примерно одинаковое, хотя многие любители чистого звука отдают предпочтение коаксиальному кабелю для подключения высокопроизводительных компонентов.

Когда его использовать? Цифровой коаксиальный кабель, на ровне с оптическим, делят второе место после HDMI. Хотя коаксиальные соединения используются не так часто, как оптические, но, все же, это отличный способ получить объемный звук с DVD-плеера или Кабельного ТВ на ресивер.

На что стоит обратить внимание? Когда вы будете смотреть характеристики, убедитесь, что у кабеля есть импеданс на 75Ом. Также необходима медная оплетка, а не алюминиевая, так как она лучше проводит сигнал и обеспечит большую производительность, и более безопасна для Вас согласно http://www.medkrug.ru .

Аналоговое аудио соединение

Большинство людей не знакомы с этим типом связи. Как правило, вы будете видеть просто красно-белое с двумя каналами, хотя некоторые компоненты предлагают XLR и многоканальные аналоговые соединения.

. Что делает XLR? Этот тип соединения используется главным образом с профессиональным звуковым оборудованием, которое требует «сбалансированного» аудио. Разъем имеет три контакта: один для положительного проводника, другой для отрицательного, и последний для заземления или экранирования. Когда усилитель получает сигналы от кабеля XLR, он сравнивает сигналы, получаемые от каждого источника, и отклоняет любые различия, которые указывают на наличие помех. Таким образом, XLR менее чувствителен к внешним источникам шума и оптимален для случаев, когда требуется исключительное качество звука на большом расстоянии. XLR-соединения в основном используются для аналогового аудио звука, но имеются также и цифровые кабели XLR.

Когда его использовать? XLR подойдет для подключения высокопроизводительных домашний аудио передач, таких как совместимые предусилители и усилители мощности, имеющие XLR разъемы. Они обычно встречаются на профессиональном звуковом оборудовании, особенно микрофонах, которые требуют «фантомное питание» - электрический заряд проходит через заземленный провод и приводит в действие внутренние предусилители микрофона.

На что стоит обратить внимание? Выбирайте изолированные провода, чтобы препятствовать вмешательству посторонних сигналов. Также важно чтобы кабели имели хорошее экранирование, предотвращающее помехи. А проводники с медным, золотым или серебряным центром обеспечат наилучшую передачу сигнала.

. Что он делает? Многоканальный аналоговый аудио кабель использует от шести до восьми RCA кабелей для передачи 5-7 полнофункциональных каналов и один низкочастотный аудио канал.

Когда его использовать? Если у вас нет приемника с поддержкой HDMI, то это может быть единственным вариантом для передачи Blu-Ray объемного звука высокого разрешения. Эта установка использует внутренний декодер объемного звука проигрывателя и выводит сигнал как аналог совместимого с домашним кинотеатром проигрывателя. Многоканальные выходы можно найти на DVD-проигрывателях.

На что нужно обратить внимание? Для хорошего качества звука нужно, чтобы центральный проводник в кабеле был сделан из меди, имел двойную или тройную защиту и позолоченный RCA штекер с повышенным давлением.

. Что он делает? Это самое основное аудио соединение. Двухканальные аналоговые аудио кабели служат для передачи двух каналов стереозвука. Кабель обычно можно найти в наборе с аудио компонентами, и они, как правило, сделаны из недорогих материалов - два не экранизированных аудио кабеля с красно-белыми RCA штекерами на каждом конце.

Когда его использовать? Это самый распространенный тип кабеля для создания стерео аудио соединения между компонентами домашнего кинотеатра.

На что нужно обратить внимание? Выбирайте кабели с медным проводником в центре, двойной или тройной защитой и позолоченным RCA штекером.

Кабель оптический Analysis Plus Toslink Optical Digital Cable

Кабель оптический Supra ZAC

В настоящее время существует множество стандартов передачи аудиосигнала. Они развивались разными фирмами в разное время и неудивительно, что разные стандарты используют разные разъемы и кабеля. Если в пределах одного устройства проблем это не вызывает, то при расширении мультимедийной системы рано или поздно приходится столкнуться с проблемами при передаче аудиосигнала от одного устройства к другому. Проблемы эти можно подразделить на три вида:

1. Стандартный кабель отсутствует, или его длины не хватает.
2. Сопрягаемые устройства используют один стандарт передачи аудиосигнала, но имеют разные разъемы.
3. Сопрягаемые устройства используют разные стандарты аудиосигнала.

Первая проблема решается с помощью аудиокабелей. Можно удлинить стандартный соединительный кабель с помощью удлинительного кабеля, либо (что предпочтительнее) заменить его на более длинный соединительный. Порой возникает необходимость собрать кабель самостоятельно – тогда, помимо акустического кабеля , потребуется приобрести коннекторы.

Для решения второй проблем предназначаются переходники, представляющие собой пару разъемов различных стандартов, соединенных в небольшом корпусе. Здесь нужно хорошо представлять себе, какие разъемы используются одним стандартом передачи звука и в принципе совместимы друг с другом.

В интернете можно запросто купить переходник чего угодно во что угодно – хоть USB в RCA. Что там куда распаяно и к чему может привести попытка использовать такой «переходник» - остается только гадать.

Справедливости ради следует заметить, что странного вида переходники действительно встречаются и даже работают. Но такие переходники всегда идут в комплекте к какой-либо аппаратуре, которая может распознать нестандартный сигнал на разъеме и соответственным образом его обработать. Использование таких переходников на других устройствах может оказаться для этих устройств фатальным.

Для решения третьей проблемы используются преобразователи аудиосигнала , и их выбор – тема .

Характеристики аудиокабелей и переходников.


Соединительные кабели предназначаются для соединения двух элементов аудиосистемы. Обычно с обеих сторон такого кабеля находится разъемы одного типа и вида. Впрочем, часто бывает и так, что соединительный кабель одновременно является и переходником.


Удлинительный кабель предназначен для удлинения кабеля и всегда имеет на разных концах разъемы одного типа, но разных видов: с одной стороны Female (розетка), с другой стороны Male (вилка).


Коннектор – разъем, предназначенный для установки на кабель. Хотелось бы предостеречь читателя от искушения, которое часто возникает у людей, не нашедших в продаже требуемый переходник: взять два нужных коннектора и соединить их куском акустического кабеля. Делать такое, не разобравшись досконально в совместимости соединяемых разъемов и в тонкостях такого соединения, ни в коем случае не стоит. Даже если стандарты, используемые на обоих концах провода, в принципе совместимы (например, балансный и небалансный вход/выход - и там, и там сигнал аналоговый), то все равно прямое соединение разъемов может, как минимум, ухудшить качество сигнала.


Переходник – устройство, предназначенное для перехода с одного типа разъема на другой или – для разъемов одного типа – с одного вида на другой (с вилки на розетку или наоборот). Иногда бывает, что, несмотря на полную совместимость стандартов, искомый переходник не находится – например, нужен переходник с RCA Female на jack 6,3 Male, таких в продаже нет, зато есть переходники RCA Female на jack 3,5 Male и 3,5 Female на jack 6,3 Male. Комбинировать нужный переходник из двух имеющихся можно, и, если качество разъемов хорошее, то ухудшения звука вы не услышите. Но нужно иметь в виду, что каждое дополнительное разъемное соединение – это точка риска. Стоит в цепочке соединений попасться непропаянному контакту, окислившемуся или неплотно сидящему разъему – и качество звука упадет очень сильно. Поэтому комбинировать составные переходники следует только в случаях крайней необходимости.

Длина кабеля должна выбираться с таким расчетом, чтобы его с небольшим запасом хватило для нужного соединения. Брать слишком длинный кабель без необходимости не стоит – даже самые лучшие кабеля снижают уровень полезного сигнала, и, чем больше длина кабеля, тем сильнее.

Ферритовые кольца или экранирование кабеля – это способ защиты передаваемого аудиосигнала от электромагнитных помех. Ферритовые кольца защищают сигнал от высокочастотных помех, поэтому в аналоговых кабелях не применяются. Экранирование же защищает кабель от любых видов электромагнитных помех.

Разъемы .


Для понимания, из какого разъема в какой могут быть переходники, разделим все разъемы по группам, использующим совместимые форматы передачи данных.
Рабочие переходники возможны только в пределах одной группы.


TS, TRS, TRRS (Jack) используются для передачи аналогового звукового сигнала линейного уровня. Бывают различных диаметров:
- jack 6,3 мм (TS, TRS) – используются для подключения профессионального звукового и музыкального оборудования;
- mini-jack 3,5 мм (TS, TRS, TRRS) – используется для подключения микрофонов, бытовых наушников, компьютерной аудиотехники;
- micro-jack 2,5 мм (TS, TRS, TRRS) используются в мобильных телефонах.
При условии использования для передачи сигнала одного уровня, могут быть скомбинированы в любых сочетаниях, наиболее распространенные переходники: 6,3 TRS – 3,5 TRS, TRS – 2 x TS, TRRS – 2 x TRS.


RCA (Phono) используются для передачи сигнала линейного уровня и широко применяется как в бытовой, так и в профессиональной аудио- и видеотехнике. Применяется также для передачи цифрового сигнала. Разъем содержит два контакта и может быть предназначен для передачи только моно звукового сигнала. Для передачи стереосигнала используется пара разъемов RCA. Могут быть скомбинированы с разъемами типа jack, наиболее распространенные переходники: TRS – 2 x RCA, TS – RCA. При использовании таких переходников, следует убедиться в согласованности сигналов на обеих сторонах переходника – цифровой RCA нельзя подключать переходником к аналоговому TRS.


XLR – используется для передачи аналоговых сигналов микрофонного и линейного уровней. Широко применяется в профессиональной аппаратуре благодаря хорошему контакту (большая площадь соприкосновения контактов) и надежному соединению (не может случайно выскочить). Под «микрофонным разъемом» на профессиональной аппаратуре обычно имеется в виду разъем типа XLR. На линейных входах-выходах разъем XLR обычно используется для передачи балансного сигнала. Также иногда применяется для передачи цифрового сигнала. Переходники под эти разъемы существуют, но при их использовании надо понимать, какой сигнал передается по кабелю. Микрофонный уровень намного ниже линейного, при подключении переходником микрофона на линейный вход звук будет очень тихим. Переходником TRS-XLR можно завести балансный сигнал на простой стерео вход, но защита от помех, являющаяся отличительной особенностью балансного канала, при этом работать не будет.
Наиболее распространенные переходники: XLR – 6,3 мм TRS (микрофонный уровень), XLR – TRRS (балансный сигнал линейный уровень)


SpeakON разъемы используются (чаще в профессиональной аппаратуре) для передачи усиленного сигнала от усилителей к колонкам. Надобности в переходниках с таким разъемом обычно не возникает, чаще всего акустический кабель с разъемом SpeakON на втором конце имеет такой же разъем или просто оголенные провода, разделанные для крепления в винтовой или пружинный зажим акустической системы.


ODT Toslink – используется для передачи цифрового сигнала (в формате S/PDIF или ADAT) по оптоволоконному кабелю. Соответственно, переходник может быть тоже только для оптоволоконного кабеля. К примеру, на некоторых миниатюрных аудиоустройствах для экономии места используется уменьшенный вариант разъема Toslink, внешне похожий на jack 3,5 мм. Для такого разъема существуют переходники Toslink – jack 3,5 мм. Разумеется, подключить с его помощью оптический S/PDIF выход к обычному линейному входу невозможно.


USB, mini-USB, micro-USB – разъем для передачи цифровых данных самого широкого профиля, может использоваться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Преобразовать цифровой сигнал, передающийся по USB, в аналоговый с помощью простого переходника невозможно. Некоторая путаница в применении этих разъемов началась с недавнего времени и связана с широким применением разъемов mini и micro-USB в мобильных устройствах. Часто в таких устройствах разъем USB используется не для передачи цифровых данных, а для подзарядки и подключения наушников. В комплекте с такими устройствами обычно идет кабель, выглядящий как переходник с mini-USB (micro-USB) на jack 3,5 мм. Разумеется, использовать его с другими устройствами не стоит.