Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры. Правописание суффиксов и приставок

Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры. Правописание суффиксов и приставок


1. Орфограммы в корне Безударные гласные ПроверяемыеЧередующиеся Непроверяемые Согласные НепроизносимыеУдвоенные Сомнительные Ы-И после цГласные после шипящих 2.Орфограммы в приставках 3. Орфограммы в суффиксах НеизменяемыеНа з- и с-Пре- и при- существительныхприлагательныхглаголовпричастийдеепричастий наречий


Задание А13. Задание А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) прогр…ссивный, с…нкционировать, возр…ст 2) в…рховье, разв…твление, ш…птаться 3) отб…рает, орнам…нт, прогр…ммировать 4) осл…плённый, к…снулся, сув…ренитет (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г.)


Проверяемые безударные гласные Как проверить проверяемые безударные гласные? Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением. При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова (стАрожил деревни – «стАрый житель», стОрожил деревню – «быть стОрожем»). ! Нельзя глагол совершенного вида проверять глаголом несовершенного вида: опоздать, раскроить (сов. в.) - но: опаздывать, раскраивать (несов. в.). Проверочные слова - поздний, кройка и т.п. Гласную в иноязычных словах на -емент (абонемент), -ировать (абонировать) проверяют по словарю, сравни: абонЕмент - хотя абонировать, дезинфЕкция - хотя дезинфицировать, аккомпанемент, ангажемент. Для слов типа провоз-глАш-ать, о-хлАжд-ение и подобных проверочными будут слова глАс (а не голос), хлАд (а не холод). Для слов типа хОлод-ильник, гОлос-овать - наоборот, слова хОлод, гОлос. Непроверяемые безударные гласные запомнить.


Правописание чередующихся гласных зависит от ударенияот согласной на конце корня от суффикса Аот лексического значения Без ударения 1)гор- гореть загорать Но: пригарь (искл.) 2) клон- наклониться приклонить 3) зар- заря озарять зарница Но: зорянка зоревать 4) твор- творец Но: утварь 5) плов- только в словах пловец и пловчиха, в остальных – а поплавок, плавучий. Плывун в соответствии с произношением 1)лаг(а)- -лож- полагать положить Но: полог (занавеска) 2) раст- -рос- -ращ- растение росли выращенный Но: отрасль (искл.) росток (искл.) ростовщик (искл.) на вырост (искл.) Ростислав (искл.) 3) скак- - скоч скакать- вскочить Но: скачок, скачу, скачи(те) 1)Кас(а)- - кос(н)- касаться-коснуться 2) бира- - бер- мира- - мер- пира- - пир- дира- - дер- тира- - тер- стила- - стел- блиса- - блес(т)- -ина, -има - -я жига- - жег(чь) чита- - чет- собирать-соберу блистал-блеснул, блестел выжигал-выжег понимать-понять расстилаться- расстелю Но: сочетать, сочетание, чета, бракосочетание 1) мак- погружать в жидкость обмакнуть мок- пропускать в жидкость непромокаемый плащ 2) равн- сделать одинаковым уравнять ровн- сделать ровным, гладким подровнять Но: поравняться, равнение, равнина, всё равно. Уровень, поровну, ровесник





Задание А14. Задание А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный 3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать 4)бар..ерный, с..язвить, обез..яна (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г.)


Правописание согласных в корне -Определите варианты корня (например: впере-меш-ку или впере-меж-ку). -Учитывая значение слова, подберите к нему такое однокоренное слово, в котором согласная слышалась бы ясно: горох и фасоль лежали вперемешку = были перемешаны; поля и леса шли вперемежку = перемежаясь. -Примечание. При выборе ЖШ в словах типа ложка, матрёшка проверочным будет уменьшительное (ложк-а - ложеч-ка; матрёшк-а матрёшеч-ка) или однокоренное слово с чередованием Ж-Г (ковриж-ка, потому что ковриг-а). Различайте! -вперемеЖку (при чередовании ч.-л.: поля шли вперемежку с лугами) - переме-Жаясь; вперемеШку (кучей: рис лежал вперемешку с гречкой) перемеШанный; -измороЗь (снег) мороЗный; измороСь (мелкий дождь) - мороСитъ; -косТный (мозг, бульон и т.п. - всё, что относится к костям) - косТъ; косНый (без т) -«отсталый» (косные взгляды), от глагола коснеть -- «остановиться в развитии»: коснеть в невежестве; косНоязычный с трудом формулирующий свои мысли словами; косНеющий язык - у умирающего; -яВственный (звук, смех и т.п. - то, что слышно, видно как наяву) - яВный; яСтва (без в) - «кушанья, угошенье», от глаг. ясти - «есть, кушать» (устар.); -часТное (лицо, расследование и под.) - «неофициальное», часТная жизнь, участвовать (без в) - «быть частью какого-либо события» - часТь; -искуСный (без m и второй с) - искус («испытание») + суффикс -н; искуССтво, искусст­венный - искус («испытание») + суффикс -ств-; -наперСник, наперСница (слуга или служанка, которым господа поверяли свои любовные тайны, на груди которых, можно «поплакаться») - перси («грудь» - устар.); -веЗти (товар; самолётом и т.п.) - веЗу; веСти (помогать идти) - словарное; -дуЖка (у ведра и т.п.) - дуЖечка, дуГа; дуШка (обращение к к.-л.) - дуШа; -ровеСникровня, но сверсТник - словарное; -блесТеть (что делать?), но блесНуть (что сделать?).


Словарные: -скоТч, интригаН, интригаНский, инциДент, прецеДент, констаТировать, дермаТин,сваДьба, лесТница, поруЧик, юриСконсульт, сКлянка; -воЖЖи, дроЖЖи, жуЖЖать, моЖЖевелышк. -В словах типа ЖЖение, соЖЖённый корень тот же, что и в словах соЖГу, сЖиГать (чередование г-ж, которое осложнено наличием беглой гласной). Двойные Двойные согласные кристаЛЛ - кристаЛЛический, но кристаЛьный; -колоННа - колоННада, но колоНка; -тоННа двух-(трёх-...)тоННый, но двухтоНка, трёхтоНка и т.п; -фиНН - фиНский, фиНка; -БелоруССия - белоруССкий, но белоруС, белоруСка; -опереТТа - опереТочный, опереТка; -груППа - груППовой, груППка, но груПорг (групповой организатор); -граММатика, граММатический - граМота, граМотный.


И – Ы после Ц иы 1. В корне (цирк) 2. В словах на –ция (акация) ИСКЛ! Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть 1. В суффиксах (лисицын) 2. В окончаниях (спицы) Гласные после шипящих В корнях слов после шипящих под ударением пишется ё, если в безударном положении ё(о) чередуется с е(э): жёлтый – желтизна, шёлк – шелковистый, чёрный – чернеть, щёголь – шеголять. Если ё(о) не чередуется с е(э), после шипящих пишется буква о: капюшон, трущоба, чащоба, шорты, шорох, крыжовник, обжора, жор, жом, жох, шорник, шомпол, чопорный, чокнутый, джонка, шов, мажор, трещотка, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр, боржоми, джоуль, крюшон, изжога. Следует различать написание имён существительных ожог (руки), поджог (леса) и глаголов ожёг (руку), поджёг (лес).Такие написания называются дифференцирующими.


Правописание приставок неизменяемыена–з, -с при- пре- Над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- О-, до-, по-, про-, на-, за-, пере-вне- Сделать, отдать, обступать, подобрать, обойти, собрать. Дойти, пройти, зайти. Запомни! Нет приставок в словах: здесь, здание, здоровье, здравствуй, ни зги не видно Пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц. Прабабушка, праязык перед глухими звонкими Бес- без- Рас- к,п,с раз- б,в,г Вос- т,ф,х воз- д,ж,з Вс- ц,ч вз- л,м Ис- ш,щ из- н,р Чрес- чрез- Нис- низ- Бесчисленный безвкусный!! Степка Фец, хочешь щец? 1)приближение 1)=пере прилететь преграда 2)Присоединение 2)=очень пришить превкусный 3)=около, близко пришкольный 4)неполнота действия присесть 5)доведение действия до конца приучить 6)действие в чьих- либо интересах припрятать Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения: 1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить) 2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть) Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить. 3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно) 4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть) 5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать) 6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать) 7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься) 8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей) 9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать) 10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов) 11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)


Гласные после приставок 1) Если русская приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с гласной И, то вместо И пишется Ы: предЫюньский, разЫграть. В слове взИмать после приставки вз- пишется буква И. 2)После приставок меж- и сверх- по традиции пишется буква и: межИнститутский, сверхИнтересный., 3) После всех заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пост-, супер-, транс-, пан-) пишется буква И: контрИгра, дезИнформация, суперИнтересный, панИсламский. 4) В сложносокращенных словах пишется буква И: педИнститут, спортИнвентарь Разделительный ъ (твердый знак) пишется 1) перед гласными е, ё, ю, я после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: подЪезд, обЪезд, адЪютант; 2) после иноязычных морфем, близких к приставкам (контр-, фельд, пан, транс-) трансЪевропейский, фельдЪегерь; 3) в сложных словах после чисел двух-, трёх-, четырёх-: двухЪярусный, трёхЪязычный, четырёхЪяче истый. Разделительный ь (мягкий знак) пишется 1)в корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами е, ё, ю, я, и в русских и иноязычных словах: обезЬяна, лисЬи, интерЬер; 2) в некоторых иноязычных словах перед буквой о: почталЬОн, булЬОн, медалЬОн, шампинЬОн и др.


Задание А13 Задание А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г.) (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г.) Задание А16. Задание А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) произнос..шь, преобразу..мый 2) относ..шься, распущ..нный 3) засмотр..шься, замет..вший 4) перекин..шь, сломл..нный (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г.) Задание А17. Задание А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е? А. никел..вый Б. достра..вать В. приветл..во Г. оскуд..вать 1)А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г.)


Правописание н и нн в суффиксах разных частей речи ннн 1) в прилагательных, образованных от существительных -ан-,-ян-,-ин- песчаный,серебряный,пчелиный Искл! Стеклянный, оловянный, деревянный Запомнить! Румяный, синий, зелёный, рдяный, свиной, пряный, багряный, рьяный, юный, но: юннат -онн-, -енн-, …нн- революционный, безветренный, старинный Искл! Ветреный (день, человек) Запомнить! Ветряной (двигатель, мельница, оспа) 2) в причастиях 1)в кратких страдательных причастиях семена рассеяны по полю (кем-то, чем-то) !! Отличать от краткого прилагательного 2)в отглагольных прилагательных крашеный пол, печёный картофель (образуются от глаголов несовершенного вида, не имеют приставки, зависимого слова) 1.если образованы от глаголов сов вида решить – решённый Искл! раненый 2.если есть приставка (кроме приставки не-) покрасить – покрашенный 3.если есть зависимое слов крашенный краской забор 4.если есть суффиксы –ова- (-ева-), ирова маринованный Искл! Жёваный, кованый Нежданный, неожиданный, нечаянный, медленный, желанный, виденный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, священный, обещанный, отчаянный, деланный. Названый брат, посажёный отец, смышлёный ребёнок, Прощёное воскресенье, конченый человек.


3) В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полной форме: поля пустынны (от пустынный), ученики рассеянны (рассеянный) = невнимательны, женщина образованна (= грамотна). Есть синоним – прилагательное. 4) В существительных и наречиях пишется столько н, сколько и в производной форме: путаница (от путаный), рассеянность (от рассеянный), отвечал путано, рассеянно. 5) Написание не меняется в составе сложных слов: златотканый, малохоженый, ломаный-переломаный, хоженый-перехоженый Суффиксы действительных причастий настоящего времени 1) В действительных и страдательных причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ущ-, -ющ-, -ем-: бороться – борющийся; посылать – посылаемый. 2) В действительных и страдательных причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -ащ-, -ящ-, -им-: любить – любящий, слышать – слышимый. 3) В страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс –а- или –я-, если соответствующий глагол оканчивается в неопределённой форме на –Ать, -Ять: настоЯть- настоЯнный, и суффикс –е- - если оканчивается на –еть, -ить, -ти, -чь: застрелИть-застрелЕнный. Гласные после шипящих в суффиксах прилагательных, существительных, наречий 1) В суффиксах прилагательных, существительных и наречий после шипящих под ударением пишется буква о: старичОк, холщОвый, горячО. 2) Буква е(ё) пишется в суффиксах существительных –ёвк-, -ёр-: бечёвка, монтажёр; в суффиксах прилагательных и страдательных причастий –ён-: золочёный; сожжённый.


Суффиксы существительных 1) Е -еств- мужЕСТВо -ет- нищЕТа -есть свежЕСТЬ И -ин- ширИНа -инств- большИНСТВо -изн- кривИЗНа О -от-, -отн- высОТа, бегОТНя -овн- болтОВНя -ость- бодрОСТЬ 2) -ек- -ик- (-ник-, -чик-) при склонении исчезает! при склонении сохраняется! замочЕК – но: замоЧКа ключИК – клюЧИКа 3) -ец- мужской род -иц- женский род -ецо, -ице средний род братЕЦ – но: сестрИЦа письмЕЦо, креслИЦе 4)-ич-к- от слов на -иц, -ечк- в остальных -ин-к- от слов на –ин, -енк- лица женского пола синИЧКа (синица) но: утрЕЧКо (утро) жемчужИНКа (жемчужина) но: нежЕНКа Суффиксы прилагательных 1) –чив-, -лив- всегда пишется с И заботЛИВый, доверЧИВый Искл!. милостивый, юродивый; 2) –ив- под ударением, -ев- без ударения красИВый, бельЕВой; 3) –чат- всегда пишется с А ступенЧАТый; 4) в суффиксе краткой формы –ен- пишется Е, если в полной форме оно заканчивается на –ЙНЫЙ спокойный – спокоЕН, случайный – случаЕН Искл! достоИН. ! Определи, от какого слова образовано прилагательное, выдели суффикс. Суффиксы глаголов 1) –ова-ть/ -ева-ть в форме 1 л.ед.ч. (я что делаю? что сделаю?) исчезает! рисОВАть – рисую; 2) –ыва-ть/-ева-ть сохраняется! подсматрИВАть – подсматрИВАю; 3)-ва-ть – под ударением, значит одолЕвать – одолЕть; 4) обез-(обес-) + Е - если действие выполнено самим обессилЕть (себя), обез-(обес-) + И - если действие направлено на кого-либо или что-либо обессилИть противника. 5) в форме прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в основе инфинитива: веЯл-веЯть.




Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе , надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.

240. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке.

      Расколи его - будет зёрнышко,
      Посади его - будет солнышко.
      (Подсолнечник)

  • В каких словах есть приставки? суффиксы? Выделите в этих словах все части слова.
  • Догадайтесь, почему растение так названо.

241.

Как узнать чернику? Тоненький ст..белёчек тянется вверх. По ст..бельку, как крылышки, в разные стор..ны з..лёные маленькие листики. У листиков сидят черничники, чёрные яг..дки с синим пушком. Черничники похожи на мелкий г..рошек.

(М. Пришвин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите в тексте слова с суффиксами -еньк-, -инк-, -ек, -ик, -ышк-, -к- .
  • Придумайте свой рассказ о каком-нибудь другом растении.

242. Прочитайте.

      орешек - орешки овражек - овражки чулочек - чулочки птенчик - птенчики ёжик - ёжики кирпичик - кирпичики

  • Произнесите каждую пару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает?
  • Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс -ек , а когда - суффикс -ик .
  • Запишите слова так: сначала слова с суффиксом -ек , затем с суффиксом -ик . Выделите суффиксы.

243. Прочитайте.

-Ек или -ик ?

Ковр..к, замоч..к, клубоч..к, прут..к, луч..к, бараш..к, веноч..к, кармаш..к, ключ..к, внуч..к.

  • Обсудите, какие из этих слов имеют суффикс -ек , а какие - суффикс -ик . Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово?
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

244. Прочитайте.

1. Шёл, дождик, летний, тёплый. 2. Спрятались, дождя, мы, ёлкой, под, в, от, шалаше. 3. Прилетел, и, хохлатый, уселся, рябчик, над, шалашом. 4. Под, зяблик, устроился, веточкой, ели. 5. Ёжик, пришёл. 6. Пробежал, зайчик, мимо. 7. Дождик, что-то, ёлке, шептал, долго.

(М. Пришвин)


  • Составьте из слов предложения. Прочитайте. Получился ли у вас текст? Придумайте к нему заголовок.
  • Запишите заголовок и составленный текст.
  • Найдите слова с частью -ик . В каких словах это суффикс, а в каких - часть корня?

245. Прочитайте. Отгадайте загадки.

  1. Само с кулачок,
    Красный бочок
    (Я - - - - о)
  2. Был рожок.
    Стал кружок.
    (М - - - ц)
  3. Есть корешок, есть шляпка, но не гриб.
    (3 - - т)
  • Запишите любую загадку и отгадку по памяти. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение и суффикс -ок .
  • Подчеркните в словах букву перед выделенным суффиксом. Какой звук она обозначает в каждом из слов?
  • Сформулируйте правило: когда после шипящих пишется суффикс -ок ?

Правописание суффикса -ОК


246. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные существительные при помощи суффикса -ок. Запишите слова парами. , жук - ..., творог - ..., паук - ..., друг - ..., каблук - ... .

  • Обозначьте в словах ударение, выделите корень и суффикс. Подчеркните в каждой паре слов буквы, обозначающие чередующиеся согласные звуки.

247. Прочитайте.

-Оньк- или -еньк- ?

Берёз_а, реч_а, доч_а, лис_а, мел_ий, тон_ий, лёг_ий, Саш_а, Кол_а, Maш_a, кис_а, хорош_ий, глаз_и.

  • Определите, какой суффикс (-оньк- или -еньк- ) надо написать в каждом слове.
  • Запишите, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите их в словах.

248. Прочитайте стихотворение.

      Зашумела, разгулялась
      В поле непогода;
      Принакрылась белым снегом
      Гладкая дорога.
      (И. Никитин)

  • Что обозначают слова разгулялась, принакрылась?
  • Спишите или запишите стихи по памяти. Выделите в словах приставки. В каком слове две приставки?

249. Прочитайте слова парами. Сравните, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначены на письме.

      вбежать - втолкнуть
      сделать - склеить
      отбить - открыть
      надрезать - надписать
      подвезти - подсказать
      обрубить - обсушить

  • Спишите глаголы, выделите приставки. Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
  • Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Обратите внимание! Написание приставок не зависит от произношения.

250. Прочитайте приставки. Почему их объединили в две группы?

  • Прочитайте глаголы. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы.

    Клеил, ставил, грел.

  • Запишите любую группу однокоренных глаголов с приставками. Выделите приставки.

251. Прочитайте.

      вязать - п..р..вязать, з..вязать, д..вязать, н..двязать
      брать н..брать, з..брать, с..брать, в..брать
      лить - пр.. лить, д..лить, п..длить. ..тлить

  • Запишите группы однокоренных слов, вставляя пропущенные в приставках буквы.
  • Выделите приставки. Какие ещё глаголы можно образовать от выделенных слов с помощью других приставок?

252. Рассмотрите рисунки.


  • О ком или о чём можно составить текст по рисункам? Составьте текст по одному из рисунков или сразу по двум рисункам. Озаглавьте свой текст и запишите его.

253. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

      Глупый...судит, а умный...судит.
      Сам кашу...варил, сам и...хлёбывай.
      ...говорил, так надо...говаривать.

  • Вставьте в слова подходящие по смыслу приставки за-, о-, рас-, до-, с- .
  • Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя.

254. Прочитайте песенку.

      Маленькой ёл..чке
      Хол..дно з..мой.
      Из лесу ёл..чку
      Взяли мы д..мой.
      Сколько на ёл..чке
      Шар..ков цветных,
      Роз..вых прян..ков,
      Ш..шек з..л..тых!
      (3. Александрова)

  • В какой части слов пропущены буквы: в корне? в суффиксе? Объясните их написание.
  • Запишите песенку по памяти.

255. Прочитайте.

Бел(и, е)нький, храбр(о, а)сть, осе(н, нн)ий, о(п, б)ходить, топор(и, е)к, овраж(и, е)к, шо(с, сс)е, подосин(а, о)вик, на(т, д)писать, ру(с, сс)кий, (ф, в)тянуть, (с, з)делать, по(т, д)снежник, ко(л, лл)екция, п(а, о)кормить, перев(и, я)зать.

  • Объясните, для какой значимой части слова нужно выбрать из скобок букву.
  • Запишите слова, правильно выбирая букву из скобок. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Найдите слово-название растения. Объясните, как оно образовано.

256. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Из Москвы мне прив..зли небольшой перочинный ножич..к с к..стяной ручкой и двумя з..ркальными лезвиями. Одно лезвие п..больше, другое п..меньше. На каждом - ям..чка, чтобы з..цеплять ногтем, когда надо о..крыть.

(В. Солоухин)

  • Определите тип текста: это повествование или описание?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах приставки. Докажите, что задание выполнено правильно.
  • Составьте свой текст - описание предмета, который вам дорог. Подготовьтесь его рассказать.

Транскрипт

1 МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой» Урок русского языка во 3 классе Тема:" Правописание приставок и суффиксов" Учитель: Баяндина М.С г

2 Цель: помочь усвоить написание безударной гласной в приставке и суффиксе. Планируемые результаты: Предметные: - учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма; - запомнить написание некоторых приставок и суффиксов; - уметь проверять орфограммы по словарю; - усвоить алгоритм написания суффиксов -ик, -ек. Метапредметные: Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль. Ход урока. I.Самоопределение к деятельности. Учитель. -Здравствуйте, ребята!сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь. Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. (слайд 2) Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас и покажите мне. -Я рада, что у большинства ребят нашего класса хорошее настроение. 3.Повторение изученного материала Запись числа, классная работа (слайд 3) Минутка чистописания. Цель: обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове); воспитывать аккуратность в написании букв и буквосочетаний. Задание 1 Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова. 1 человек у доски. Учитель: ("Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.) Окончание - вьюги, зимний, морозит, Суффикс- пёсик, пушистый,

3 Корень - играть, Приставка изменить, исход; Проверка того, что записали: и ий ит ик ист игр из ис -Подчеркните правильно и красиво написанные буквы или сочетание букв. Словарный диктант Запишите подходящие к схеме слова (слайд 4)...сс (учебное помещение).. сс.. (название нашей страны).. кк... (вид спорта).. нн.. (вид спорта) мм (мера веса).. бб... (день недели).. сс... (язык) 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (слайд 5) - Прочитайте слова. Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа. - Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ. (Предлог это часть речи, остальные части слова.) - В каких частях слова могут быть орфограммы? - Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово) 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. -Прочитайте слова (слайд 6) П..стирать, п..р..писать, по..ходить,..делать, горош..к, дожд..к. - Вставьте пропущенные буквы. - При выполнении задания, где возникли у вас затруднения? 3. Выявление места и причины затруднения. - Еще раз прочитайте слова. Скажите, в каких частях слова орфограммы? - Как проверить написание орфограммы в приставках и суффиксах? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Сформулируйте тему нашего урока и задачи нашего урока. Мы научимся находить приставки и суффиксы Мы будем учиться правильно писать приставки и суффиксы III. Работа по теме урока 1. Наблюдения над ролью приставок в словах (слайд 7) Прочитайте текст. Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон. Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.) Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.) Как найти приставку в слове? 2. Работа по учебнику Упр. 239 (с. 124). (слайд 8) по рядам (Самостоятельное выполнение. Проверка.) 1 ряд - Прочитайте приставки. Что такое приставка? Составьте слова с данными приставками. (слайд 9) 2 ряд - Прочитайте суффиксы. Что такое суффикс? Составьте слова с данными суффиксами. (слайд 10) Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

4 приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.) - Прочитайте правило на с) Графический диктант. - А теперь проверим, как вы хорошо вы запомнили написание суффиксов и приставок. - Из диктуемых слов выписать только приставки и суффиксы, обозначить их. (Например, из слова помог мы выпишем приставку по, а из слова березонька суффикс оньк.) Подвязал позвонил, козочка, прозевал, дороженька, засверкал, головушка. Проверка (Слайд 11) Физминутка. Учитель. Задание: присесть- если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня, Мороз, лед, вьюга, следы, новый, год, встать- кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс. снеговик, шубка, снежки, прокатили, заморозки. - Правописание этих суффиксов и приставок нужно запомнить. Но есть приставки и суффиксы, написание которых можно проверить. С некоторыми мы сегодня познакомимся. I. Правописание суффиксов ик, -ек. 1) - Образуйте от данных слов однокоренные при помощи уменьшительноласкательных суффиксов. На доске: (Слайд 12) Ключ, замок. Ключ ключик(слайд 13) Замок замочек - В обоих случаях гласная в суффиксе безударная. Как не ошибиться и выбрать правильный суффикс? Поработаем в парах. Сравните пары слов и сделайте вывод, когда пишется суффикс ик, а когда ек. (Слайд 15-16) - Прочитайте слова. - Что происходит с гласной суффикса? - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной и. Гласная и есть суффиксе первого слова, сохранилась она и суффиксе второго слова. (Слайд 9) - А в словах 2 группы что происходит? - Да, гласная е есть в первом слове, но исчезла во втором слове. Какой вывод можно сделать? Правило (Слайд 17-18) - Выберите правильную букву в суффиксах слов ключик, замочек.(слайд 19)

5 -Как проверим? (слайд 20) Физминутка для глаз(слайд 21) - Проверим, как вы усвоили правило. 2) Работа в учебнике стр. 126, упр Прочитайте. Выберите нужный суффикс, подберите проверочное слово. II. Закрепление. Вставьте суффикс ек или ик (слайд 22) Картинный диктант. 1) Подпиши картинки так, чтобы получились слова с суффиксами ик, -ек. Докажи правильный выбор суффикса. (слайд 23,24, 25) 2) Игра «Поймай словечко» - 1 вариант записывает слова с суффиксом ик, 2 в. ек. - Какое правило будете использовать? Билетик, ящичек, клювик, фартучек, кирпичик, внучек. Проверка Найдите слова, в которых допущена ошибка и запишите их правильно в тетрадь. (слайд27) Кузнечек, мячик, уголочек, звоночек, кораблик, дождек, букетик, борщик, орешик, ящик, блокнотик, кармашек, слоник, хвостик, лучек. У вас на партах есть карточки с заданиями. Задания разного уровня. Вы должны выбрать и выполнить то задание, которое вам по силам. Задание на голубой карточке- самое лёгкое, на жёлтой карточке- задание среднего уровня и на красной- задание повышенного уровня.(слайд 28) Проверка.(слайд 29) -Вставьте гласную, выделите суффикс. Нос_к, щеноч_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, носоч_к, кусоч_к. -Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы ик, -ек. Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют. - Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока. Пон_сла Красная Шапо_ка бабушке пир_жок и горшоч_к масла. Тр_пинка спускалась в овраж_к. Выр_с на гря_ке душ_стый горош_к. На голубой к_локольч_к прыгнул зелёный кузнечик. На цветах сидели бабочки.

6 С чем знакомились сегодня на уроке? Правописанием приставок и суффиксов. Как вы считаете, цель урока достигнута? (Да). На столах у вас находятся карточки с разными символами настроения. Используя эти карточки оцените себя на уроке..

Тема: «Части слова. Суффиксы ик, -ек». Тип урока: ОНЗ Автор: Кеваева А.Ю., учитель начальных классов Основные цели: 1) сформировать у детей понятие о правописании суффиксов ек, -ик; 2) построить алгоритм

Учитель МБОУ «Кочёвская СОШ» Котяшева Надежда Николаевна Технологическая карта урока русского языка 1 класс 1.Тема: «Звонкие и глухие согласные звуки» Программа «Система Занкова», автор А.В.Полякова, 28

Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс Автор: Строева Л.В., учитель начальных классов Образовательная программа: «Школа России». Предмет: русский язык. Тип урока: закрепление знаний,

Технологическая карта урока Ф.И.О. Коваленко В. И. Предмет: русский язык Класс: 4 Б Тип урока: изучение нового материала Тема: Правописание суффиксов ек, ик УУД: Личностные: Уметь проводить самооценку

Урок русского языка во 2 классе. Учитель: Фомина Любовь Николаевна. МБОУ СОШ 105 Тема Педагогическая цель Тип урока Планируемые результаты (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний у существительных единственного числа Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Задачи:

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление. Русский язык 3 класс Пятый урок из девяти Тип урока: урок закрепления Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБОБЩЕНИЕ. 4 класс Цель: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном. Учебные задачи: 1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - обобщить

МБОУ СОШ 11 г.сергиев Посад Технологическая карта урока русского языка в 3-Д классе учителя начальных классов Сергеевой Татьяны Владимировны Тема урока. «Как найти в слове корень?» Дата проведения. 21.10.2015г.

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (УМК «Перспектива») Тип урока: открытие нового знания Разработала: Сопенко О.Л. учитель начальных

Технологическая карта урока учитель Билецкая Галина Дмитриевна Предмет: русский язык класс 2 класс Тема урока Место урока по теме «Приставка как часть слова» Раздел «Как устроен наш язык», глава «Состав

Кузьмина Светлана Викторовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 7 УМК «Начальная школа 21 век» Номинация: «Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе»

Технологическая карта урока русского языка в 3 б классе учителя начальных классов МБОУ СОШ 3 Барсковой Любови Азиасовны УМК: «Школа России» Предмет: Русский язык Учебник: «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык 3 класс (ПНШ) Тема: Существительные с суффиксом ок-. Написание суффикса ок- после шипящих. Мардаровская Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Васильевская СОШ» Цель: организовать

Урок русского языка в 3 классе. (УМК «Начальная школа ХХI век») Тема: «Учимся обозначать звук ы после звука ц. Цели урока: Обучающие: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове». Цели деятельности учителя: учить систематизировать

Урок русского языка, 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века») Тема: Правописание парных согласных в корне слова Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 Б класс МБОУ СОШ 41. Учитель: Базеева И.Н. Цель урока: закрепление умения обнаруживать удвоенные согласные в словах. Задачи: 1) знать происхождение

Технологическая карта урока русского языка Учитель: Хайруллина Ольга Петровна Класс: 2 Тема Цели Планируемые результаты «Обобщение изученного материала. Закрепление орфограмм изученных в первом полугодии»

Зверева Елена Ивановна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 10» г. Чехов Московской области КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «ЧТО ТАКОЕ

1 Открытый урок по русскому языку на тему: «Слова антонимы» Выполнила: учитель начальных классов Гончарова Л.А. Белгород 2013 год 2 Урок русского языка Тема: «Слова - антонимы» Задачи: Образовательные:

Учитель: Вихрова О.Н. Класс: 4 Дата проведения: 27.10.15 г. Тема урока: «НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ В ФОРМЕ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ» Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД формирование

Русский язык БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Урок 35 (32). Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант Цель: развитие умений разных видов устной и письменной

Предмет: русский язык Класс: 3 «Б» Тип урока: урок изучения нового материала Технологическая карта Тема Цель Задачи Род глаголов в прошедшем времени Формирование умения изменять глаголы прошедшего времени

Волкова Марина Евгеньевна Учитель высшей квалификационной категории Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед согласным

Технологическая карта урока. УМК «Перспектива». Л. Ф. Климанова «Русский язык». Тема: «Имя прилагательное». Класс 2. Тип урока: комбинированный. Цель: сформировать умение изменять имена прилагательные

Конспект урока русского языка к учебнику А.Д.Шмелёва на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне» Учитель Бушко М.И. Тема урока: Базовый учебник: Цели Буквы О и Ё после шипящих в корне Русский язык. 5

Шахверди Оксана Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа 1» Хабаровского края, г. Советская Гавань РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА» Цели:

Методическая разработка урока по русскому языку «Имя прилагательное» Автор: Скафа Елена Игоревна ГБОУСОШ 72 учитель начальных классов г. Москва Цель урока: Дать понятие об имени прилагательном, как части

Методическая разработка урока по русскому языку Учитель: Рогова Марина Викторовна ГБОУ СОШ 224, г. Москва класс: 4 «Б» Урок русского языка в 4 классе по теме «Падежи имён существительных» Предмет: русский

МБОУ Одинцовская гимназия 11 Урок русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова» Выполнила:Беспалова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы 2014 г Тип урока: повторение

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Корень слова Цель: 1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи». (3 класс) УМК «Начальная школа ХХI века» Осипова Ирина Васильевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 25 г. Балаково. Продолжительность урока: 45 минут.

Открытый урок по русскому языку в 1А классе Ковылкинская средняя общеобразовательная школа 4 Тема: Повторяем словарные слова Цели: закрепить написание словарных слов; закрепить умение списывать с печатного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 27 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Балаково Саратовской области АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ МЕТОДИЧЕСКАЯ

Конспект урока по предмету русский язык 2 класс УМК «Школа России» Тема: Соотношение слов названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Цель: Формировать умение распознавать самостоятельные

Урок русского языка в 3 классе Учитель: Светлякова Ирина Михайловна Урок по теме: Качественные имена прилагательные Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со значением имён прилагательных;

Урок русского языка 28.01. 2016 г. Тема: Повторяем правописание частей слова Цель: организовать орфографический тренинг в правописании частей слова. Задачи: Предметные: - создать содержательные и организационные

Черноусова Анжелика Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа» г. Энгельса 23.05.11г. 2 класс Предмет: русский язык Тема: Закрепление понятий «родственные слова», «корень слова». Образование

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. Дата проведения: 3 декабря 2014 г. Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова. Класс: 3 «Б» Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цели

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак». Урок повторения изученного материала. Цели урока. Предметные: наблюдение за позицией написания ь знака, решение орфографической

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова» Цели урока: Тема: Правописание суффиксов ик- -ек-.

Открытый урок русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» Учитель: Медяшкина Н.С. Дата проведения:23.04.2013 г. Тема урока: «Предлог - служебная часть речи». Тип урока: «Открытие» новых знаний. Используемые

Технологическая карта урока русского языка в 5б классе Учебный предмет Русский язык Класс Автор УМК Тема урока Тип урока Цели урока Деятельностные Содержательные 5 Грани Г.Г., М, 2013 «Предложения с Урок

Урок русского языка в 3 классе Тема: Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель: Развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных

Урок по русскому языку в 1 б классе Тема урока: «Правила правописания. Повторение». УМК «Начальная школа XXI века» Учитель начальных классов: Петрова Ирина Анатольевна Муниципальное общеобразовательное

Первушина Антонида Витальевна Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная)

Урок русского языка 2 класс Тема: «Правописание корней в родственных словах». 1. Краткая аннотация. Тип урока: закрепление пройденного материала, использование проблемно-диалогической технологии. 2. Учебник

Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя МБОУ СОШ 3 г. Конаково Калион Ирины Францевны Тема урока: Изменение глаголов по временам. Цель:учить образовывать разные временные формы глаголов. Формируемые

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Урейск Акшинский район Забайкальский край Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Дуровская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области «Числовые и буквенные выражения». Учитель математики I категории

Технологическая карта урока. Ф. И. О. педагога Королькова Елена Александровна 2. Место работы МБОУ «Стёпанцевская сош». 3.. Должность Учитель начальных классов. 4. Предмет Литературное чтение (обучение

Класс: 2 класс Учебная тема: Слово и его лексическое значение. Учитель: Галак Оксана Александровна Дата проведения:30.09.2015 года Тип урока Дидактическая цель Планируемые результаты Технологическая карта

МБОУ «Гимназия 1» Ковылкинского муниципального района Русский язык «Что такое местоимение?» программа «Школа России» Подготовила учитель начальных классов: Дудочкина Лариса Викторовна 2013г. Тема урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Общая информация Учитель ОУ Предмет Класс: Тема урока Используемая образовательная технология Тип урока Цели учителя Григорьева Ольга Александровна МБОУ «СОШ 70 г. Рязани» Русский

Урок английского языка в 6-ом классе по теме «Образование форм Past Simple Tense у правильных глаголов» в системно-деятельностном подходе Составила: учитель английского языка МАОУ«Гимназия 2» Швецова А.Г.

Урок: русский язык. Класс: 2 Составитель: Абросимова Е.М. Тема: однокоренные слова. Цель урока: закрепить умение находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова,

МКОУ СОШ 1 Конспект урока математики на тему: «Равенство. Неравенство» в 1 классе (УМК «Школа России») Учитель: Хомутова М. Н. (первая квалификационная категория) Предмет: Математика Класс: 1 класс Тип

Технологическая карта урока Учитель: Можаева Т.П., учитель нач. классов 1 квалификационной категории Предмет: русский язык Класс: 4 Тип урока: обобщение и закрепление знаний Тема: «Падежные окончания имён

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина (ОС «Школа 2100») Класс: 2 класс Часов в неделю: 5 часов в неделю Всего часов за год: 170 часов п/п Тема урока

Технологическая карта урока математики. Предмет УМК Время проведения урока Класс ФИО учителя Тема урока Тип урока Цель урока Задачи урока Методы обучения Педагогические технологии Формы организации работы

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Правописание суффиксов
17. Гласные Е, И в суффиксах
существительных -ЕК-, -ИК-
Суффикс - ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Евыпадает.
Суффикс -
ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.18. Буквы Ч, Щ в суффиксе
-ЧИК- (-ЩИК-)
существительных
В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д - т, з - с, жпишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.19.Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется О , без ударения - Е .
Исключение: ещ
ё.20.Одна и две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
- при помощи суффикса
-Н- от существительного с основой на Н ;
- от существительных при помощи суффикса -
О НН - , НН - .
Исключение:
ветреный.
Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН- ;
- в суффиксах
Н -, -Я Н - прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стекля
нный, оловянный, деревянный.
В кратких прилагательных пишется столько же Н ,
сколько и в полных(кроме форм мужского рода). 21. Суффиксы -К- и -СК- в именах
прилагательных
Суффикс -К- пишется в прилагательных:
- имеющих
краткую форму;
- образованных от некоторых существительных с основой на
К, Ч, Ц .
В других прилагательных пишется суффикс
-СК- .22. Различение суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) и
-ЫВА- (-ИВА-) у глаголов
Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю ) , то в неопределенной форме и прошедшем времени надо писать суффикс -ыва- (-ива- ) . Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю ) , то в неопределенной форме и прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева- ) .23.Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени В действительных 1 спряжения, пишется суффикс -ущ- (-ющ- ) ,
в страдательных причастиях -
-ем- (-ом- ) .
В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов
2 спряжения, пишется суффикс -ащ- (-ящ- ) ,
в страдательных -
-им- .24.Одна и две буквы Н в суффиксах
причастий и прилагательных,
образованных от глаголов
Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных, если:
- в них
есть приставки, кроме НЕ ;
- слово образовано от глагола с суффиксом
-ова- (-ева- ) ;
- к ним относятся
зависимые слова;
- слово образовано от глагола
совершенного вида.
Исключение:
раненый.
Одна буква Н пишется, если слово образовано от глаголов
несовершенного вида.
Исключения:
медле
нный, деланный, священный, желанный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, чеканный, нечаянный, данный.
Одна буква Н пишется в суффиксах
кратких страдательных причастий.
В кратких отглагольных прилагательных пишется столько жеН , сколько и в полных (кроме форм мужского рода).
25. Гласные перед одной и двумя буквами Н
в страдательных причастиях и
отглагольных прилагательных
Буквы А и Я пишутся перед одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ать, -ять. Буква Е пишется перед одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ить, -еть.26.Буквы Е и Ё после шипящих
в суффиксах страдательных
причастий прошедшего
времени
В суффиксах причастий -енн-(-ен-) после шипящих под ударением пишется Ё , без ударения - Е , ноникогда не пишется О .27.Одна и две буквы Н в наречиях
на -О (-Е)
В наречиях на -о(-е) пишется столько же букв Н , сколько в прилагательных, от которых они образованы.28.Буквы А и О на конце наречий В наречиях с приставками ИЗ- , ДО- , С- на конце пишется буква А , если эти наречия образованы отбесприставочных прилагательных и существительных; буква О - если наречия образованы от прилагательных с этими же приставками.
Буква
О пишется также на конце наречий с приставками В- , НА- , ЗА- .

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:



Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:



В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:



Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:



Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.