Карточки синего цвета | Карточки красного цвета |
Корень – это… | …однокоренными или родственными |
В корне заключён… | …образование новых слов |
Чтобы правильно выделить корень… | …главная часть слова |
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. | …после корня |
Суффикс – это… | …общий смысл всех однокоренных слов |
Суффикс стоит… | …часть слова |
Роль суффикса… | …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть |
Итак, мы знаем такие части слова, как корень и суффикс.
2. Введение нового знания
а) Создание проблемной ситуации
На доске слова:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
- Что заметили? (Во всех словах есть общая часть -разг-)
Делают предположения, что это корень.
б) Поиск решения
Предлагаю вспомнить два признака однокоренных слов.
1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
2 - общий смысл
Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.
Предлагаю выделить корень в каждом слове.
Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова:
Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)
Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)
Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)
Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)
- Что заметили? (Пред корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)
3. Объявление темы урока
- Эта часть слова называется “приставка”. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения (от слова “приставлять”)
На странице 83 рассматриваем рисунок. Дети на иллюстрации что-то приставляют, пристраивают к корню.
4. Работа над понятием
а) Намечаем пункты плана определения приставки
- Что бы вы хотели выяснить, узнать о приставке?
Дети задают свои вопросы. Помещаю на доску заранее приготовленные карточки. Поскольку уже велась подобная работа при изучении корня и суффикса, то учащиеся задают следующие вопросы:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)! |
Вариант 1
1 .
2) из окончания, основы, корня, приставки, суффикса
3) из синонимов и антонимов
2 . Выбери верную формулировку.
1) Предложения- это разные тексты.
2) Предложения - это разные диктанты.
3) Предложение состоит из слов, связанных по смыслу.
3.
2) ударные и безударные слоги в словах
3) подлежащее и сказуемое
4) существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлог, союз
4 . Сколько звуков в слове УСТНЫЙ?
1) 4 3) 6
2) 5 4) 7
5. Укажи вариант, где ударными являются вторые слоги.
1) озеро, стрекозы, насекомые, маленькая
2) сильный, дерево, жёлтый, колокол
3) история, великий, пословица, вредитель
4) природа, ученик, петушок, неуклюжий
6 .
1) в суффиксе 3) в основе
2) в приставке 4) в корне
7. Что такое основа слова?
1) корень
2) часть слова без окончания
3) всё слово
4) приставка и корень
8.
Тра..ка, к..рабль, с..ёмка, заб..лел, дерев...я, трос..ник.
1) непроизносимая согласная, разделительный Ь, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ, непроверяемая безударная гласная, сомнительная согласная
2) непроизносимая согласная, сомнительная согласная, разделительный Ь, непроверяемая безударная гласная, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ
3) сомнительная согласная, непроверяемая безударная гласная, разделительный Ъ, проверяемая безударная гласная, разделительный Ь, непроизносимая согласная
9. В каком предложении допущена ошибка в написании предлога и приставки?
1) Полестнице я до брался до узкой открытой двери чердака и вошёл. 2) Я был уверен, что на чердаке что-то спрятано.3) Лестница подо мной прогибалась, поскрипывала.
4) Так впервые я залез на чердак.
10 . Сколько глаголов среди приведённых слов?
Пробежит, одуванчики, большое, наблюдать, вершина, далёкий, толкал, жизнь, стройная, бьют, ребятишки, скорлупка, известный, краснеют, шёл, снегопад, лёгкий, маленький, березняк.
1) 5 3) 7
2)6 4) 8
Повторение изученного в 3 классе.
Вариант 2
1. Из каких значимых частей состоят слова?
1) из главных и второстепенных членов
2) из синонимов и антонимов
3) из окончания, основы,- корня, приставки, суффикса
4) из ударных и безударных гласных
2 . Выбери верную формулировку.
1) Предложение состоит из слов, связанных по смыслу
2) Предложения - это разные тексты.
3) Предложения - это разные диктанты.
4) Предложения - это простые и сложные слова.
3. Укажи вариант, где перечислены части речи.
1) корень, суффикс, приставка, окончание, основа
2) ударные и безуДа£йь1е Слоги в словах
3) существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлог, союз
4) подлежащее и сказуемое
4. Сколько звуков в слове ГРУСТНЫЙ?
1) 5 3) 7
2) 6 4) 8
5. В каком варианте во всех словах ударными являются вторые слоги?
1) случай, лепестки, солнечный, заготовили 2) озеро, стрекозы, насекомые, маленькая 3) природа, ученик, петушок, неуклюжий 4) история, великий, пословица, вредитель6 . В чём заключён общий смысл всех однокоренных слов?
1) в суффиксе 3) в приставке
2) в корне 4) в основе
7. Что такое основа слова?
1) корень
2) всё слово
3)приставка и корень
4) часть слова без окончания
8 . Определи правильный порядок перечисления орфограмм в приведённых словах.
Кни..ка, л..пата, об..езд, д..лёкий, лист..я, чес..ность.
1) сомнительная согласная, непроверяемая безударная гласная, разделительный Ъ, проверяемая безударная гласная, разделительный Ь, непроизносимая согласная
2) непроизносимая согласная, разделительный Ь, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ, непроверяемая безударная гласная, сомнительная согласная
3)непроизносимая согласная, сомнительная согласная, разделительный Ь, непроверяемая безударная гласная, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ
4) проверяемая безударная гласная, разделительный Ь, непроизносимая согласная, сомнительная согласная, непроверяемая безударная гласная, разделительный Ъ
9. Найди предложение, в котором допущена ошибка в написании предлога и приставки.
1) По лестнице я добрался до узкой открытой двери чердака и вошёл.
2) Дочердака я до полз по крутой старой лестнице.
3) Лестница подо мной прогибалась, поскрипывала.
4) Так впервые я залез на чердака.
10. Сколько прилагательных среди данных слов?
Пробежит, одуванчики, большое, наблюдать, вершина, далёкий, толкал, жизнь, стройная, бьют, ребятишки, скорлупка, известный, краснеют, шёл, снегопад, лёгкий, маленький, берёзняк.
1) 8 2) 7 3) 64) 5
Ответы:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 |
2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 |
Статьи по теме:
Способы загрузки ос с флешки
Как сделать на ноутбуке подсветку клавиатуры
Создание MIDI мелодии в программе Anvil Studio
Hover-эффекты для изображений на чистом CSS3 Выезжающая иконка как на CoolWebMasters
Варианты переноса строк Как перейти на строчку ниже на клавиатуре
Новое:
Популярное:
|