Итоговый годовой тест за курс 9 класса. Состоит из блока А, включающего 20 вопросов с выбором одного вариата ответа, блока B, состоящего из 5 вопросов. Рассмотрены основные темы курса по программе Макаровой Н.В.
А1. Модель отражает:
А2. В информационной модели жилого дома, представленной в виде чертежа (общий вид), отражается его:
А3. Информационной моделью объекта нельзя считать описание объекта-оригинала:
А4. Признание признака объекта существенным при построении его информационной модели зависит от:
А5. В биологии классификация представителей животного мира представляет собой модель следующего вида:
А6. Сколько моделей можно создать при описании Земли:
А7. Географическую карту следует рассматривать, скорее всего, как модель следующего вида:
А8. В информационной модели компьютера, представленной в виде схемы, отражается его:
А9. Игрушечная машинка - это:
А10. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
А11. Сетевой тип информационных моделей применяется для описания ряда объектов:
А12. После запуска Excel в окне документа появляется незаполненная….
А13. Строки в рабочей книге обозначаются:
А14. Имена листов указаны:
А15. Программа OpenOffice.orgCalc используется для...
А16. Для чего используется функция Sum?
А17. Устройство ввода информации с листа бумаги называется:
А18. Какое устройство ПК предназначено для вывода информации?
А19. Постоянное запоминающее устройство служит для хранения:
А20. Драйвер - это
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки
Ответ: 4123
В2. Что из перечисленного ниже относится к устройствам вывода информации с компьютера? В ответе укажите буквы.
Ответ: 2,3,4,6
Назначение | Устройство | |
1. Устройство ввода | а) монитор | |
2. Устройства вывода | б) принтер | |
в) дискета | ||
г) сканер | ||
д) дигитайзер |
Ответ: 1г,д 2а,б
В4. В ответе укажите номера тех функций, которые относятся к категории статистические:
Ответ: 1,2,4
В5. Для каждой модели из первой колонки определите, к какому типу она относится.
Ответ: 1г, 2а, 3а, 4г, 5г, 6а, 7б
А1. Иерархический тип информационных моделей применяется для описания ряда объектов:
А2. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:
А3. Сколько моделей можно создать при описании Луны:
А4. Математическая модель объекта - это описание объекта-оригинала в виде:
А5. Табличная информационная модель представляет собой описание моделируемого объекта в виде:
А6. К числу математических моделей относится:
А7. Компьютерная имитационная модель ядерного взрыва не позволяет:
А8. Макет скелета человека в кабинете биологии используют с целью:
А9. С помощью имитационного моделирования нельзя изучать:
А10. В информационной модели автомобиля, представленной в виде такого описания: "по дороге, как ветер, промчался лимузин", отражается его:
А11. В качестве примера модели поведения можно назвать:
А12. Группу ячеек, образующих прямоугольник в электронных таблицах называют:
А13. Основным элементом электронных таблиц является
А14. В электронных таблицах формула не может включать в себя
А15. С какого символа начинается формула в электронных таблицах?
А16. Что делает Excel, если в составленной формуле содержится ошибка?
А17. Корпуса персональных компьютеров бывают:
А18. Сканеры бывают:
А19. Принтеры не могут быть:
А20. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить
Ответ: 4123
В2. Что из перечисленного ниже относится к устройствам ввода информации в компьютер? В ответе укажите цифры.
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Ответ: 1г,д 2а,б
В4. В ответе укажите номера тех функций, которые относятся к категории логические:
В5. Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера материальных моделей.
Ответ: а,г,е,и
А1. Вставьте пропущенное слово. "Можно узнать незнакомого человека, если есть... его внешности":
А2. Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:
А3. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример модели следующего вида:
А4. В информационной модели облака, представленной в виде черно-белого рисунка, отражается его:
А5. При описании внешнего вида объекта удобнее всего использовать информационную модель следующего вида:
А6. Модель человека в виде манекена в витрине магазина используют с целью:
А7. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
А8. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
А9. Динамическая информационная модель - это модель, описывающая:
А10. Генеалогическое дерево династии Рюриковичей представляет собой модель следующего вида:
А11. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
Соответствует последовательности:
А12. Заголовки столбцов в электронных таблицах обозначаются:
А13. В электронных таблицах имя ячейки образуется:
А14. Что из перечисленного не является характеристикой ячейки?
А15. На основе чего строится любая диаграмма?
А16. Какое форматирование применимо к ячейкам в Excel?
А17. В каком устройстве ПК производится обработка информации?
А18. Устройство ввода информации - джойстик - используется:
А19. Мониторов не бывает
А20. К внешней памяти относятся:
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки.
Ответ: 4123
В2. Что из перечисленного ниже относится к носителям информации? В ответе укажите буквы.
Ответ: б,г
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Ответ: 1г,е 2а,б,в,д
В4. С данными каких форматов работает MS Excel. Записать номера ответов
Ответ: 1,2,3,4,5
В5. Установите правильный порядок соответствия в таблице моделирования
ГБОУ СПО ПТ № 13 имени П.А.Овчинникова, преподаватель информатики Макеева Е.С.
Тема «Информационное моделирование»
1. Информационной моделью части земной поверхности является:
А) описание дерева;
Б) глобус (Земли);
В) рисунок дома;
Г) картина местности;
Д) схема метро.
2. Модель отражает:
А) все существующие признаки объекта;
Б) некоторые из всех существующих;
В) существенные признаки в соответствии с целью моделирования;
Г) некоторые существенные признаки объекта;
Д) все существенные признаки
3. При создании игрушечного корабля для ребенка трех лет существенным является:
А) внешний вид;
Б) размер;
В) точность;
Д) материал
4. В информационной модели жилого дома, представленной в виде чертежа (общий вид), отражается его:
А) структура;
В) стоимость;
Г) надежность;
Д) плотность
5. В информационной модели облака, представленной в виде черно-белого рисунка, отражаются его:
Г) плотность;
Д) размер
6. В информационной модели военного корабля, представленной в виде детской игрушки, отражается его:
А) структура;
В) плотность;
Д) размер
7. В информационной модели компьютера, представленной в виде схемы, отражает его:
Г) структура;
Д) размер
8. В информационной модели автомобиля, представленной в виде такого описания: «по дороге, как ветер, промчался лимузин» отражает его:
Г) размер;
Д) скорость
9. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:
А) изучения;
Д) продажи
10. Птолемей построил модель мира с целью:
В) развлечения;
Г) описания;
Д) продажи
11. Признание признака объекта существенным при построении его информационной модели зависит от:
А) числа признаков;
Б) цели моделирования;
В) размера объекта;
Г) стоимости объекта
12. Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:
А) структурную;
Б) табличную;
В) текстовую;
Г) математическую;
Д) графическую
13. При описании внешнего вида объекта удобнее всего использовать информационную модель следующего вида:
А) структурную;
Б) математическую;
В) текстовую;
Г) табличную;
Д) графическую
14. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего вида:
А) текстовую;
Б) математическую;
В) структурную;
Г) табличную;
Д) графическую
15. Вид информационной модели зависит от:
А) числа признаков;
Б) цели моделирования;
В) размера объекта;
Г) стоимости объекта;
Д) внешнего вида объекта
16. Перечень стран мира – это информационная модель:
А) исторического развития человеческого общества;
Б) устройства планеты «Земля»;
В) экономического устройства мира;
Г) национального состава человечества;
Д) политического устройства мира
17. Сколько моделей можно создать при описании Луны:
В) множество;
Д) более 10
18) Сколько моделей можно создать при изучении Земли:
А) более 9;
Б) множество;
19. Сколько моделей можно создать при описании Солнечной системы:
А) множество;
Д) более 12
20. Понятие модели имеет смысл при наличии (выберите полный правильный ответ):
А) моделирующего субъекта и моделируемого объекта;
Б) цели моделирования и моделируемого объекта;
В) моделирующего субъекта, цели моделирования и моделируемого объекта;
Г) цели моделирования и двух различных объектов;
21. К числу математических моделей относится:
А) милицейский протокол;
Б) правила дорожного движения;
В) формула вычисления корней квадратного уравнения;
Г) кулинарный рецепт;
Д) инструкция по сборке мебели
22. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
А) Конституцию РФ;
Б) географическую карту России;
В) Российский словарь политических терминов;
Г) схему Кремля;
Д) список депутатов государственной Думы.
23. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
А) классный журнал;
Б) расписание уроков;
В) список учащихся школы;
Г) перечень школьных учебников;
Д) перечень наглядных учебных пособий
24. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
А) табличные информационные;
Б) математические модели;
В) натуральные;
Г) графические информационные;
Д) иерархические информационные
25. Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных понтий следует рассматривать как модель следующего вида:
А) натурную;
Б) табличную;
В) графическую;
Г) математическую;
Д) сетевую
26. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде модели следующего вида:
А) табличной;
Б) графической;
В) иерархической;
Г) натурной;
Д) математической
27. В биологии классификация представителей животного мира представляет собой модель следующего вида:
А) иерархическую;
Б) табличную;
В) графическую;
Г) математическую;
Д) натурную
28. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример модели следующего вида:
А) натурной;
Б) табличной;
В) графической;
Г) компьютерной;
Д) математической
29. Географическую карту следует рассматривать скорее всего как модель следующего вида:
А) математическую;
Б) вербальную;
В) табличную;
Г) графическую;
Д) натурную
30. К числу самых первых графических информационных моделей следует отнести:
А) наскальные росписи;
Б) карты поверхности Земли;
В) книги с иллюстрациями;
Г) строительные чертежи;
Д) церковные иконы
31. Следующая последовательность действий человека:
1) построение модели исходных данных;
2) построение модели результата;
3) разработка алгоритма;
4) разработка программы;
5) отладка программы;
6) исполнение программы;
7) анализ и интерпретация результатов – это:
А) алгоритм решения задачи;
Б) список команд исполнителю;
В) план анализа существующих задач;
Г) этапы решения задачи с помощью компьютера;
Д) план построения математической модели
32. В качестве примера модели поведения можно назвать:
А) список учащихся школы;
Б) план классных комнат;
В) правила техники безопасности в компьютерном классе;
Г) план эвакуации при пожаре;
Д) чертежи школьного здания.
33. В процессе построения модели объекта, как правило, предполагает описание:
А) всех свойств исследуемого объекта;
Б) наиболее существенных с точки зрения цели моделирования свойств объекта;
В) свойств безотносительно к целям моделирования;
Г) всех возможных пространственно-временных характеристик;
Д) трех существенных признаков объекта.
34. Игрушечная машинка – это:
А) вещественная модель;
Б) математическая формула;
В) табличная модель;
Г) текстовая модель;
Д) графическая модель
35. Информационной моделью объекта НЕЛЬЗЯ считать описание объекта-оригинала:
А) с помощью математических формул;
Б) не отражающее признаков объекта-оригинала;
В) в виде двумерной таблицы;
Г) на естественном языке;
Д) на формальном языке
36. Математическая модель объекта – это описание объекта-оригинала в виде:
А) текста;
В) таблицы;
Г) формул;
Д) рисунка
37. Табличная информационная модель представляет собой описание моделируемого объекта в виде:
А) графиков, чертежей, рисунков;
Б) схем и диаграмм;
В) совокупности значений, размещаемых в таблице;
Г) системы математических формул;
Д) последовательности предложений на естественном языке.
38. Утверждение ЛОЖНО:
А) «Нет строгих правил построения модели»;
Б) «Модель никогда не может заменить само явление»;
В) «Объект может служить моделью другого объекта, если он отражает его существенные признаки»;
Г) «Модель содержит столько же информации, сколько и моделируемый объект»;
Д) «При решении конкретной задачи модель может оказаться полезным инструментом»
39. Компьютерная имитационная модель ядерного взрыва НЕ позволяет:
А) обеспечить безопасность исследователей;
Б) провести натурное исследование процессов;
В) уменьшить стоимостей исследований;
Г) получить данные о влиянии взрыва на здоровье человека;
40. С помощью имитационного моделирования НЕЛЬЗЯ изучать:
А) демографические процессы, протекающие в социальных системах;
Б) тепловые процессы, протекающие в технических системах;
В) инфляционные процессы в промышленно-экономических системах;
Г) траектории движения планет и космических кораблей;
Д) процессы психологического взаимодействия людей
41. Основой моделирования является:
А) коммуникативный процесс;
Б) передача информации;
В) процесс формализации;
Г) хранение информации;
Д) взаимодействие людей
42. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
Б) передачи информации от одного объекта к другому;
Д) разделения объекта и его обозначении
43. Идея моделирования следует из основного тезиса формализации, то есть отражает возможность:
А) представления информации на материальном носителе;
Б) разделения объекта и его имени;
В) обработки информации человеком;
Г) хранения информации в памяти компьютера;
Д) передачи информации посредством сигнала
Ключи к тесту по теме «Информационное моделирование»
Номер задания
Вариант ответа
Номер задания
Вариант ответа
Номер задания
Вариант ответа
Номер задания
Вариант ответа
Вопрос 21. Процесс построения модели, как правило, предполагает описание: Всех свойств исследуемого объекта; наиболее существенных с точки зрения моделирования свойств исследуемого объекта; свойств безотносительно к целям моделирования; всех возможных простанственно-временных характеристик; трёх существенных признаков объекта.
Слайд 22 из презентации ««Моделирование» 9 класс» . Размер архива с презентацией 99 КБ.«Моделирование как метод научного познания» - Тип. Таблица типа «объекты-объекты-один». Мальчик. Таблица типа «объекты-свойства». Формализация. Областные диаграммы. Задача. Лепестковая диаграмма. Юра. Модели на графах. Моделирование как метод познания. Образовательные ресурсы. Юра и Толя. Лиственные деревья. Москвич. Сыгранность. Ярусные диаграммы. Сетевая структура глобальной сети Интернет. Метод познания окружающего мира. Решение задач с помощью графа.
«Язык программирования Pascal» - Алфавит языка. Программа. Язык программирования ABC Pascal. Язык программирования. Пример программы. Блок описаний. Компиляция. Арифметические действия. Никлаус Вирт. Тело программы. Оператор вывода. Паскаль. Заголовок программы. Пояснения. Структура программы. Текст.
««Устройство компьютера» 9 класс» - Содержание. Компьютеры будущего. Функциональная организации компьютера. Устройства вывода. Устройства хранения. Компьютер. Устройство компьютера. Назначение компьютера. Системный блок. Устройства ввода.
«Информатика «Паскаль»» - Данные действительного типа. Cлужебные слова. Операторы присваивания. Структура программы на Паскале. Транслятор. Операторы вывода. Пунктуация Паскаля. Языки высокого уровня. Типы данных. Паскаль. Правила записи арифметических выражений. Уровни языков программирования. Идентификаторы. Деление дробей. Раздел описания переменных. Стандартные типы данных. Текст программы заканчивается точкой. Из истории.
«Язык Basic» - Алгоритмический язык. Массивы. Программы для организации данных. Решение. Линейный вариант. Набор переменных. Данные хороши тогда, когда они хорошо организованны. Что такое алгоритм. Вид циклического алгоритма. Ремарка. Организация данных. Двумерная таблица. Обозначение массива.
«ГИА по информатике» - В одном из представлений Unicode каждый символ кодируется 2 байтами. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Дан фрагмент электронной таблицы: 1) =D1+2*A1 2) =(C1–A1)*2 3) =D1+B2 4) =(C1+A1)/2 Ответ: 2.
«МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»ТЕСТ для учащихся 9 составлен по учебнику Н.В.Макаровой
1. Предмет, процесс или явление, имеющее уникальное имя и представляющее собой единое целое, называют:
а) моделью; г) величиной;
б) объектом ; д) идентификатором.
в) алгоритмом;
а) процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели;
б) процесс конструирования моделей одежды в салоне мод;
в) процесс неформальной постановки конкретной задачи;
г) процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;
д) процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта.
3. Представление существенных свойств и признаков объекта в выбранной форме называется:
а) моделированием; г) формализацией;
б) систематизацией; д) презентацией.
в) кодированием;
а) фантастический образ реальной действительности;
б) описание объекта и его существенных свойств;
в) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;
г) уменьшенная копия объекта;
д) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные с точки зрения целей моделирования характеристики.
5. Модель по сравнению с моделируемым объектом содержит:
а) столько же информации; г) другую информацию;
б) больше информации; д) никакой информации.
в) меньше информации;
6. При изучении любого объекта реальной действительности можно создать:
а) единственную модель;
б) несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;
в) точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения;
г) одну модель, отражающую совокупность признаков объекта;
д) не для всякого объекта можно построить модель.
а) компьютер - данные; в) компьютер - программа;
б) компьютер - его функциональная схема ; г) компьютер - алгоритм;
д) космический аппарат - законы Ньютона и всемирного тяготения.
а) выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;
б) описание всех свойств исследуемого объекта;
в) выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи;
г) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;
д) выделение не более трех существенных признаков объекта.
9. Пары объектов, которые не находятся в отношении «объект - модель»:
а) компьютер - его фотография; г) компьютер - его техническое описание;
б) компьютер - его функциональная схема; д) компьютер - его рисунок.
в) компьютер - его процессор;
10. Динамической (описывающей изменение состояния объекта) моделью является:
а) формула химического соединения; г) закон всемирного тяготения;
б) формула закона Ома; д) глобус.
в) формула химической реакции
;
11. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру, является:
а) файловая система компьютера; г) функциональная схема компьютера;
б) расписание авиарейсов ; д) модель компьютерной сети Интернет.
в) генеалогическое древо семьи;
а) файловая система компьютера; в) генеалогическое древо семьи;
б) таблица Менделеева; г) модель компьютерной сети Интернет
д) расписание движения поездов.
а) создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале;
б) создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала;
в) моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала;
г) совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале;
д) моделирование, при котором модель имеет визуальную схожесть с объектом-оригиналом.
14. Информационной моделью объекта нельзя считать:
а) описание объекта-оригинала с помощью математических формул;
б) описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;
в) совокупность данных, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала в виде таблицы;
г) другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;
д) совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.
а) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;
б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
в) совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведении в виде таблицы;
г) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;
д) последовательность электрических сигналов.
16. В отношениях «объект-модель» находятся:
а) страна - ее столица; г) космический аппарат - закон всемирного тяготения;
б) болт - чертеж болта ; д) все перечисленное выше.
в) курица - цыплята;
а) Конституцию РФ ; г) схему Кремля;
б) географическую карту России; д) список депутатов Государственной думы.
в) Российский словарь политических терминов;
18. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
а) классный журнал; г) перечень школьных учебников;
б) перечень наглядных учебных пособий; д) расписание уроков.
в) список учащихся школы;
а) набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм;
б) описание иерархической структуры строения моделируемого объекта;
в) систему математических формул;
г) описание объектов (или их свойств) в виде совокупности значений, размещаемых в таблице;
д) последовательность предложений на естественном языке.
а) непосредственное наблюдение - это хранение информации;
б) прослушивание радиопередачи - это обработка информации;
в) запрос к информационным системам - это защита информации;
г) построение графической модели явления - это передача информации;
д) чтение справочной литературы - это поиск информации.
21. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
а) табличные информационные модели; г) графические информационные модели;
б) математические модели; д) иерархические информационные модели
в) натурные модели;
а) натурную модель; г) математическую модель;
б) табличную модель; д) графическую модель.
в) сетевую модель;
23. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
а) табличной модели; г) натурной модели;
б) графической модели; д) математической модели.
в) иерархической модели;
24. В биологии классификация представителей животного мира представляет собой:
а) иерархическую модель; г) математическую модель;
б) табличную модель; д) натурную модель.
в) графическую модель;
25. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример:
а) натурной модели; г) компьютерной модели;
б) математической модели; д) табличной модели .
в) графической модели;
а) математическую информационную модель;
б) вербальную информационную модель;
в) табличную информационную модель;
г) графическую информационную модель ;
д) натурную модель.
а) наскальные росписи; г) строительные чертежи и планы;
б) карты поверхности Земли; д)иконы.
в) книги с иллюстрациями;
28. В качестве примера модели поведения можно назвать:
а) список учащихся школы; г) план эвакуации при пожаре;
б) план классных комнат; д) чертежи школьного здания.
в) правила техники безопасности в компьютерном классе;
29. Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва позволяет:
а) экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты;
б) уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей;
в) провести натурное исследование процессов, протекающих в природе в процессе взрыва и после взрыва;
г) получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье людей;
д) получить достоверную информацию о влиянии ядерного взрыва на растения и животных в зоне облучения.
а) демографические процессы, протекающие в социальных системах;
б) тепловые процессы, протекающие в технических системах;
в) инфляционные процессы в промышленно-экономических системах;
г) траектории движения планет и космических кораблей в безвоздушном пространстве;
д) процессы психологического взаимодействия учеников в классе.