Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Тег Viewport - что это такое

Тег Viewport - что это такое

Полное описание метатега viewport и его атрибутов. Примеры, примечания и рекомендации по адаптации сайта под мобильные устройства. А также дополнительные и полезные метатеги: HandheldFriendly , MobileOptimized и apple-mobile-web-app-capable .

  • Метатег viewport
    • Атрибуты метатега viewport
  • Дополнительные и полезные метатеги
    • Meta-тег HandheldFriendly
    • Meta-тег MobileOptimized
    • Meta-тег apple-mobile-web-app-capable
  • Рекомендованный набор метатегов

Метатег viewport

Meta-тег viewport сообщает браузеру о том, как именно обрабатывать размеры страницы, и изменять её масштаб. Этот тег необходимо добавлять в секцию head .

Примечание : метатег viewpost не входит в формальный стандарт и является частью спецификации CSS Device Adaptation (http://goo.gl/FSTGbn). Но пока эта спецификация не завершена и не применяется повсеместно, рекомендуется использовать meta-тег viewport отдельно и в сочетании со стилями @viewport в целях совместимости.

Пример :

Атрибуты метатега viewport

Meta-тег viewport может иметь следующие атрибуты, указанные через запятую (,) :

width - ширина области просмотра.

Значение атрибута является целое неотрицательно число от 200 до 10000 пикселей или константа device-width , которая задаёт ширину страницы в соответствии с размером экрана.

Если значение не задано, по умолчанию устанавливается - в мобильном Safari = 980px, Opera = 850px, Android WebKit = 800px, IE = 974px.

Примечание : для сайтов с адаптивным дизайном рекомендуется использовать: width=device-width .

height - высота области просмотра.

Значением атрибута является целое неотрицательно число от 233 до 10000 пикселей или константа device-height , которая задаёт высота страницы в соответствии с размером экрана.

Примечание : если указан атрибут width , указывать атрибут height не обязательно.

initial-scale - начальный масштаб страницы.

0.1 до 1.0 . Значение 1.0 определяет масштаб 1:1 , т.е. «не масштабировать».

Примечание : в некоторых операционных системах (iOS, Windows Phone и т.д.) ширина страницы, при повороте, остаётся неизменной. Вместо перераспределения контента выполняется его масштабирование. Поэтому рекомендуется использовать: initial-scale=1.0 .

user-scalable - доступность масштабирования страницы пользователем.

Значение атрибута является логическое «yes » (1) - можно масштабировать или «no » (0) - нельзя масштабировать.

Примечание : рекомендуется использовать значение «yes » , а т.к. оно установлено по умолчанию, то user-scalable можно и не указывать.

minimum-scale - минимальный масштаб области просмотра.

Значением атрибута является число с точкой от 0.1 до 1.0 . В мобильном браузере Safari по умолчанию 0.25. Значение 1.0 определяет масштаб 1:1 , т.е. «не масштабировать».

maximum-scale - максимальный масштаб области просмотра.

Значением атрибута является число с точкой от 0.1 до 1.0 . В мобильном браузере Safari по умолчанию 1.6. Значение 1.0 определяет масштаб 1:1 , т.е. «не масштабировать».

Примечание : избегайте атрибутов user-scalable , minimum-scale и maximum-scale , т.к. они отрицательно сказываются на доступности содержания.

Дополнительные и полезные метатеги

Meta-тег HandheldFriendly определяет оптимизирована ли страница сайта под мобильные устройства на Palm и Blackberry, в таком браузере как AvantGo. Сейчас распознаётся и многими др. мобильными браузерами.

Пример :

Meta-тег MobileOptimized (http://goo.gl/ZpLjZz) задаёт ширину области просмотра в мобильных браузеров IE Mobile или Pocket IE. Является аналогом атрибута width в meta-теге viewport .

Пример :




Meta-тег apple-mobile-web-app-capable (http://goo.gl/VGDYQC) позволяет странице работать в полноэкранном режиме, актуален для мобильных устройств Apple.

Пример :

Используемый мной набор meta-тегов для сайтов с адаптивным дизайном, заточенным под мобильные устройства:




Когда мы хотим настроить окно браузера на нашем устройстве, мы, как правило, используем HTML тег . Однако, как ни странно, мета-тег не является «нормативным» — его нет в официальном стандарте W3C.

Мета-тег viewport был впервые внедрён компанией Apple в iPhone, а затем и другими поставщиками браузеров. Сегодня он широко используется благодаря популярности iOS, Android и других платформ для планшетов и смартфонов.

Так как мета-тег viewport предназначен исключительно для настройки разметки, можно сказать, что он по праву относится к CSS. Именно поэтому W3C стремится стандартизировать новый метод адаптации, при котором управление окном переносится из HTML в CSS.

CSS правило @viewport

С новым правилом @viewport мы имеем то же самое управление окном, что и с мета-тегом, за исключением того, что такое управление осуществляется исключительно через CSS. Также как и при использовании мета-тега, рекомендуется устанавливать ширину окна браузера, используя не зависимую от устройства device-width:

@viewport {
width: device-width;
}

На сегодняшний день @viewport используется программистами для “snap mode” в IE10 - функция Windows 8, позволяющая работать в мультиоконном режиме. Как ни странно, IE10 игнорирует мета-тег, если размер окна менее 400 пикселей, что приводит к невозможности оптимизации сайтов, использующих этот мета-тег, к таким маленьким окнам. Чтобы это исправить, программисты должны использовать упомянутый выше параметр device-width, или определить правило @viewport в медиа-запросе.

Использование @viewport в медиа-запросах

Мы можем использовать @viewport в медиа-запросах. Например, следующий медиа-запрос используется для настройки разметки окна шириной менее 400 пикселей (например, мультиоконный режим в IE10) на ширину 320 пикселей.

@media screen and (max-width: 400px) {
@-ms-viewport { width: 320px; }
...
}

В данном примере, если устройство настроено на диапазон разрешения от 640 до 1024 пикселей, правило @viewport масштабирует окно до 640 пикселей.

@media screen and (min-width: 640px) and (max-width: 1024px) {
@viewport { width: 640px; }
...
}

Новые дескрипторы @viewport

Несмотря на то, что мы можем управлять функцией увеличения и масштабирования, некоторые свойства viewport - или как их сейчас называют «дескрипторы» - всё же изменились.

zoom

Дескриптор zoom - это эквивалент initial-scale в мета-теге. Также как и minimum-scale и maximum-scale, существуют дескрипторы для max-zoom и min-zoom:

@viewport {
width: device-width;
zoom: 2;
}

user-zoom

Дескриптор user-zoom эквивалентен параметра user-scalable

@viewport {
width: device-width;
user-zoom: fixed;
}

Поддержка браузерамиами

На сегодняшний день css правило @viewport поддерживается только Opera и IE10. Похоже на то, что скоро Chrome и другие браузеры будут его внедрять, т.к. ожидается, что вскоре данный мета-тег станет новым официальным веб-стандартом.

Пока что к правилу @viewport необходимо добавлять вендорный префикс:

@-ms-viewport {
width: device-width;
}
@-o-viewport {
width: device-width;
}
@viewport {
width: device-width;
}

Конечно же, нам до сих пор необходимо включать мета-тег viewport в html страницу, т.к. в ближайшее время он никуда не денется. Но уже не так страшно смотреть в будущее - добавление правила @viewport всего лишь делает наши сайты и приложения готовыми к переменам

Общая ошибка

Общая ошибка заключается в том, что разработчики часто используют значение initial-scale=1 для неадптивных шаблонов. Такая установка приводит к отрисовке 100% страницы без масштабирования. Если дизайн неадаптивный, то пользователю приходится либо много прокручивать, либо вручную устанавливать масштаб, чтобы увидеть всю страницу. Самый плохой случай - сочетание user-scalable=no или maximum-scale=1 с initial-scale=1. Таким образом отключается возможность масштабирования на сайте. А без масштабирования нет возможности увидеть всю страницу. Если ваш шаблон не адаптивный,не отключайте масштабирование и не сбрасывайте начальный масштаб!


Я уверен, что многие используют мета-тег Viewport для масштабирования дизайна, но знаете ли вы, что этот тег также может быть очень полезен для мобильных устройств? Если у вас нет времени, чтобы преобразовать ваш проект, тем не менее, вам следует прочитать эту статью о том, как использовать тег Viewport для улучшения внешнего вида вашего проекта на мобильных устройствах.

Главное использование тега Viewport

Viewport мета-тег, как правило, используется для масштабирования дизайна, чтобы установить ширину и высоту окна на мобильных устройствах. Ниже приведен пример тега Viewport.

< meta name = "viewport" content = "width=device-width, initial-scale=1.0" >

Использование тега Viewport для сайтов, не рассчитанных под мобильные устройства.

Как вы знаете, по умолчанию ширину окна просмотра на iPhone является 980px. Но ваш дизайн может не поместиться в этом диапазоне. Он может быть шире или уже. Ниже приведены два примера, где Вы можете использовать эти теги для улучшения отображения вашего сайта на мобильных устройствах.

Пример


На скриншоте слева показывается, как сайт будет выглядеть без тега. Как вы можете видеть, страница касается обеих сторон. Веб-мастер добавил Viewport тег, чтобы задать ширину окна 1024px, поэтому он оставляет некоторый запас пространства на левой и правой сторонах.

< meta name = "viewport" content = "width=1024" >

Другой пример.

Если ваш проект является слишком узким, это может также вызвать проблемы. Допустим, ширина контейнера вашего дизайна 700px, и это не правильно, это будет выглядеть как на скриншоте слева, где есть большое пустое пространство справа.

Вы можете просто исправить это, установив ширину окна в 720px. Ширина вашего дизайна не меняется, но iPhone будет масштабировать, чтобы поместиться в 720px.

< meta name = "viewport" content = "width=720" >

Распространенная ошибка

Распространенной ошибкой является то, что люди часто добавляют initial - scale = 1 на не отвечающий размерам дизайн. Это делает страницу в масштабе 100% без масштабирования. Если ваш проект не помещается на экран, пользователям придется уменьшить масштаб, чтобы увидеть полную страницу. Еще хуже, когда объединяют user - scalable = no или maximum - scale = 1 с initial - scale = 1 . Это будет отключать возможность масштабирования. Пользователи не имеют возможности уменьшить размер страницы, чтобы увидеть ее.

Довольно часто люди не понимают разницы между шириной (width) и шириной устройства (device-width) (и, более того, есть примеры с минимальной (min-device-width) и максимальной шириной устройства (max-device-width)), используя медиазапросы CSS. Это недопонимание приводит к написанию плохого кода и значительно большему количеству работы для разработчика. Этот вопрос очень часто встречается на форумах SitePoint, поэтому пришло время объяснить все подробнее. В этой статье будет затронута эта проблема, а также мы более подробно рассмотрим, какой вариант следует использовать, создавая отзывчивые сайты.

Основные определения

Давайте определимся, что мы имеем ввиду, когда говорим о медиазапросах, основанных на «ширине» и «ширине устройства». Нижеприведенные цитаты взяты из статьи MDN о медиазапросах, и там есть такое определение «ширины»:

Свойство среды «ширина» (width) описывает ширину отображаемой поверхности устройства вывода (например, ширину окна документа или ширину окна страницы на принтере)

А вот так MDN определяют «ширину устройства»:

Описывает ширину устройства вывода (означая полный экран или страницу, а не только область отображения, такую как окно документа)

Так что же это на самом деле значит? Простыми словами, «ширина» и «ширина устройства» относятся к ширине устройства, а не всей ширине области просмотра, которая может быть абсолютно другим понятием. Все, что вас должно интересовать – это ширина области просмотра, вне зависимости от ширины устройства.

При этом основным различием между шириной и шириной устройства является то, что ширина устройства не всегда соответствует области просмотра определенного устройства.

Большинство планшетов и мобильных устройств не всегда имеют 1 пиксель устройства на 1 пиксель CSS. Например, вам стоит знать, что у iPhone 4 стандартная область обзора экрана составляет 640×960. Это означает, что на данном примере device-width iPhone4 равна 320×480. Дело в том, что Apple понимают, что не каждый сайт создан отзывчивым и пытается сделать хорошо всем, предоставив ширину около 980px для отображения десктопного варианта сайта. Это значит, что если нет метатега области обзора, iPhone4 берет сайт и отображает его, как если бы он был 980px в ширину, при этом втискивая его в экран шириной 320px, в результате чего с точки зрения пользователя сайт будет отображаться уменьшенным.

Начинаем

Для начала, как и во всех случаях превращения сайтов в отзывчивые и использования медиазапросов, тег области обзора meta необходимо поместить в раздел вашего сайта. Базовая стандартная версия приведена ниже.

Как только на нашей странице появится этот сниппет, если мы будем просматривать страницу на разных устройствах, будут срабатывать разные медиазапросы. Без этого, при просмотре страницы на определенном устройстве, она будет отображаться просто как уменьшенная версия страницы; устройство будет пытаться вжать целый сайт в экран шириной 320px. И это не есть хорошо ни для вас, ни для ваших пользователей! Пользователи не любят увеличивать сайт, чтобы увидеть контент, и они точно не хотят скроллить его туда-сюда.

Например, давайте возьмем iPhone 4, у которого стандартная ширина области просмотра 980px. Без тега meta ваши попытки использовать медиазапросы не приведут ни к чему, и устройство будет неправильно обращаться к стандартной области просмотра. Большинство медиазапросов рассчитано на 500px или меньше. Это обычно выполняется с помощью простого медиазапроса max-width. Без тега meta вы не получите эффекта от этого запроса, так как iPhone 4 будет продолжать отображать версию сайта шириной 980px. Давайте рассмотрим приведенный ниже пример:

Body { background: white; } @media screen and (min-width: 980px) /* Desktop */ { body { background: red; } } @media screen and (max-width: 979px) /* Tablet */ { body { background: blue; } } @media screen and (max-width: 500px) /* Mobile */ { body { background: green; } }

Ниже прикреплены два скриншота, сделанные с помощью iPhone 4. На обеих страницах есть вышеуказанный CSS, но на одной используется тег области просмотра meta, а на другой нет.

Показанная выше страница не содержит тега meta, и, в результате, фон отображается красным и имитирует стандартную область просмотра шириной 980px, вместо того, чтобы использовать мобильный медиазапрос на 500px.

В этом случае метатег на месте и iOS корректно отображает страницу такой, какой мы хотим: она основана на ширине 320px и позволяет нашим медиазапросам работать таким образом, как мы ожидаем.

Почему следует выбирать device-width?

Честно говоря, заголовок этой статьи изначально подразумевает неиспользование device-width. Однако для device-width есть свое место. Если вы делаете сайт для определенных устройств, тогда да – вам следует использовать device-width.

С точки зрения CSS и RWD, хороший сайт – это тот, который на самом деле «агностичен к устройству» и не пытается потакать ширине каждого отдельного девайса. Таргетинг на отдельные контрольные точки для различных «типов» устройств (например, планшетов или мобильных телефонов) достигается путем фокусирования на то, как контент отображается на определенной ширине области просмотра, а потом путем внесения соответствующих изменений в медиазапросы. Поэтому не устройство диктует контрольные точки, а макет и контент, и в конечном итоге это может привести к оптимальным результатам, как с вашей точки зрения, так и с точки зрения пользователей.

Это может и быть той причиной, почему у стольких людей проблемы с созданием отзывчивого дизайна, и почему они жалуются, что это сложно. Но если они пытаются создавать дизайн под отдельные устройства, они ввязываются в заведомо проигрышную битву: количество устройств, которые необходимо учитывать (чтобы охватить всё), слишком огромное и просто сводит все к плохому коду. Также стоит упомянуть, что если вы решили использовать device-width, вы также должны задавать отдельные правила для ориентации (книжная или альбомная): ширина устройства не изменяется только из-за того, что вы повернули устройство на бок. Для этого нужно еще больше кода, а это означает еще больше головной боли.

Однако давайте посмотрим на другой возможный вариант

Что насчет “width”?

Я придерживаюсь мнения, как и многие опытные разработчики, что полностью отзывчивая страница, которая ведет себя так, как от нее ожидают, на всех возможных размерах экранов – это самый простой и наиболее выгодный способ получить наиболее эффективный для всех устройств макет.

Чтобы создать полностью отзывчивую и гибкую страницу, разработчик должен просто обеспечить, чтобы учитывались все области просмотра, а страница изменяла структуру и размер при необходимости в соответствии с контентом и дизайном.

Все что вам нужно для полностью отзывчивой страницы – это гибкий сайт и немного продуманных медиазапросов для таргетирования на стандартный ряд мобильных устройств, планшетов, компьютеров + области просмотра. Я предпочитаю использовать Foundation’s Media Queries, которые являются наиболее точными и охватывают все необходимые области просмотра.

Конечно, как и все в разработке, использование только запросов на основе ширины не является решением всех проблем с макетом. Это скорее необходимо для тестирования на мобильных устройствах в поисках различных багов и странностей отображения. Но, имея возможность видеть, как все будет отображаться на различных мобильных устройствах – это так же просто, как изменять размер окна вашего браузера.

Для тестирования я использую расширение для Chrome Responsive Web Design Tester. Оно позволяет выбирать определенное устройство. Вы увидите размер устройства и то, как ваша страница будет отображаться на таком устройстве.

Еще одно небольшое преимущество, которое хотелось бы упомянуть, это что использование запросов на базе ширины гарантирует, что будущие устройства будут отображать сайт полноценно. Это довольно перспективный подход, так как вы ориентируетесь на что-то более глобальное – общий размер области просмотра – а не на определенное устройство.

В заключение

Вы все еще планируете использовать device-width в медиазапросах? Приведенные аргументы оказались недостаточно убедительными? Использование обычной «ширины» и области просмотра устройства упрощает отзывчивый дизайн и в конечном итоге является лучшим вариантом, который следует использовать практически всегда.

Мобильные браузеры отображают страницы в виртуальном «окне» (viewport, вьюпорт), которое, как правило, шире экрана устройства. Поэтому им не нужно сжимать макет каждой страницы в крошечное окно (что может сломать многие сайты, не оптимизированные под мобильные устройства). Пользователи могут изменять и масштабировать видимую область, чтобы видеть разные части страницы.

В мобильной версии Safari появился "мета тег viewport" (viewport meta tag), который позволяет веб-разработчикам контролировать размер окна просмотра и масштаб страницы. Многие другие мобильные браузеры также поддерживают этот тег, хотя он не является частью какого-либо веб-стандарта. Документация Apple хорошо описывает, как веб-разработчики могут пользоваться этим тегом. Но мы должны были провести расследование, чтобы точно выяснить, как его можно реализовать в Fennec. Например, в документации к Safari сказано, что контент представляет собой «список значений, разделенных запятыми», но существующие браузеры и веб-страницы используют любое сочетание запятых, точек с запятой и пробелов в качестве разделителей.

Узнать больше о вьюпортах в разных мобильных браузерах можно в Рассказе о Двух Viewport"ах на quirksmode.org.

Основы Viewport

Типичный сайт, оптимизированный для мобильных устройств, содержит следующий мета-тег:

Свойство width определяет размер окна просмотра. Он может быть установлен на определенное количество пикселей, скажем, width=600 или на специальное значение device-width , которое означает ширину экрана в пикселях CSS в масштабе 100%. (Есть также соответствующие значения height и device-height , которые могут быть полезны для страниц с элементами, которые изменяют размер или положение на основе высоты окна просмотра).

Свойство initial-scale контролирует уровень масштабирования при первой загрузке страницы. Свойства maximum-scale , minimum-scale и user-scalable определяют, как пользователям разрешено увеличивать или уменьшать страницу.

Пиксель это не пиксель

В последние годы разрешение экрана увеличилось до такого размера, что отдельные пиксели трудно отличить человеческим глазом. Например, последние смартфоны обычно имеют 5-дюймовые экраны с разрешением выше 1920-1080 пикселей (~400 точек на дюйм). Из-за этого многие браузеры могут отображать свои страницы в меньшем физическом размере, переведя несколько аппаратных пикселей для каждого пикселя CSS. Первоначально это вызывало проблемы удобства использования и удобства чтения на многих веб-сайтах, оптимизированных для сенсорного экрана. Питер-Пол Кох написал об этой проблеме в «Пиксель это не пиксель» .

На экранах с высоким разрешением экрана страницы с initial-scale=1 будут эффективно масштабироваться браузерами. Их текст будет плавным и четким, но их растровые изображения, вероятно, не будут использовать полное разрешение экрана. Чтобы получить более четкие изображения на этих экранах, веб-разработчики могут создать изображения - или целые макеты - в более высоком масштабе, чем их конечный размер, а затем масштабировать их с помощью свойств CSS или viewport. Это соответствует спецификации CSS 2.1 , которая гласит:

Если плотность пикселей устройства вывода сильно отличается от плотности изображения на типичном дисплее компьютера, пользовательский агент должен масштабировать значения пикселей. Рекомендуется, чтобы блок пикселей ссылался на все количество пикселей устройства, которые наилучшим образом приближаются к опорному пикселю. Рекомендуется, чтобы опорный пиксель представлял собой угол зрения одного пикселя на устройстве с плотностью пикселей 96dpi и расстоянием от считывателя длины руки.

Для веб-разработчиков это означает, что размер страницы намного меньше, чем фактическое количество пикселей, и браузеры могут соответственно изменять их макеты и изображения. Но помните, что не все мобильные устройства имеют одинаковую ширину; Вы должны следить за тем, чтобы ваши страницы хорошо работали при большом изменении размеров и ориентации экрана.

Отношение пикселей по умолчанию зависит от плотности дисплея. На дисплее с плотностью менее 200 точек на дюйм отношение равно 1.0. На дисплеях с плотностью от 200 до 300 точек на дюйм отношение равно 1.5. Для дисплеев с плотностью более 300 точек на дюйм отношение представляет собой целостный пол (плотность / 150 точек на дюйм). Обратите внимание, что коэффициент по умолчанию равен true только тогда, когда масштаб viewport равен 1. В противном случае соотношение между пикселями CSS и пикселями устройства зависит от текущего уровня масштабирования.

Ширина Viewport и ширина экрана

Сайты могут устанавливать свой viewport на определенный размер. Например, определение « width=320, initial-scale=1 » может использоваться для точного размещения на маленьком дисплее телефона в портретном режиме. Это может вызвать проблемы, когда браузер не отображает страницу большего размера. Чтобы исправить это, браузеры, если необходимо, увеличат ширину окна просмотра, чтобы заполнить экран по заданной шкале. Это особенно полезно для устройств с большим экраном, таких как iPad. (Аллен Пайк Выбор видового экрана для IPad сайтов имеет хорошее объяснение для веб-разработчиков.)

Для страниц, задающих начальный или максимальный масштаб, это значит, что свойство width фактически переводит в минимальную ширину viewport. Например, если ваш макет должен иметь ширину не менее 500 пикселей, вы можете использовать следующую разметку. Когда экран шириной более 500 пикселей, браузер будет расширять область просмотра (а не увеличивать), чтобы она соответствовала экрану:

Другими доступными являются minimum-scale , maximum-scale , и user-scalable . Эти свойства влияют на начальный масштаб и ширину, а также ограничивают изменения уровня масштабирования.

Не все мобильные браузеры обрабатывают изменения ориентации таким же образом. Например, Mobile Safari часто просто увеличивает масштаб страницы при смене с вертикальной ориентации на горизонтальный, вместо того, чтобы выкладывать страницу так, как если бы она была первоначально загружена в "ландшафт". Если веб-разработчики хотят, чтобы их настройки масштаба оставались неизменными при переключении ориентации на iPhone, они должны добавить значение maximum-scale , чтобы предотвратить это масштабирование, которое иногда имеет нежелательный побочный эффект, который мешает пользователям изменять масштаб:

Общепринятые viewport для мобильных и планшетных устройств

Если вы хотите знать, какие мобильные и планшетные устройства имеют ширину viewport, здесь представлен полный список размеров видовых экранов для мобильных устройств и планшетов . Это дает такую информацию, как ширина видового экрана на вертикальной и горизонтальной ориентации, а также физический размер экрана, операционную систему и плотность пикселей устройства.

Спецификации

Спецификация Статус