Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Дистанционный измеритель скорости движения транспортных средств. Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля

Дистанционный измеритель скорости движения транспортных средств. Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля

Житель Барнаула Владимир рассказал корреспондентам о том, что дважды за одну неделю его остановил один и тот же экипаж ГИБДД. Оба раза ему предъявили нарушение скоростного режима на основании показаний так называемого "ручного радара". Владимир не был согласен с данными, и в связи с этим у него возникло несколько вопросов относительно работы радаров на дорогах. Эти вопросы мы задали генеральному директору компании "Алтайагроприбор", которая занимается обслуживанием радаров, Александру Бернгардту.

Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля. Фото: Олег Богданов. сайт

Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля. Фото: Олег Богданов. сайт

Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля. Фото: Олег Богданов. сайт

Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля. Фото: Олег Богданов. сайт

Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля. Фото: Олег Богданов. сайт

Как работают приборы, измеряющие скорость автомобиля. Фото: Олег Богданов. сайт

Какие радары есть в крае

— В Алтайском крае сотрудники ГИБДД используют два вида приборов для измерения скорости автомобилей. Это радар "Искра-1". Он выглядит как пистолет, его держит в руках инспектор и для измерения скорости направляет на интересующий объект. В течение 10 минут радар показывает данные о скорости движения машины. Этого достаточно, чтобы автомобиль остановился и водитель увидел указанную скорость. Затем она стирается. Однако в новых моделях таких радаров памяти достаточно, чтобы хранить все показания скорости нарушителей. Дальность - до 300 м.

Второй вид приборов, такой как "Визир 2М" не только фиксирует скорость автомобиля, который едет с превышением скоростного режима, но и фотографирует его и снимает на видео, когда впереди движется автомобиль со скоростью, выше заданной. На фотографии видны автомобиль и его госномер. Такой фотографии, даже сделанной в автоматиче-ском режиме, достаточно для штрафа. Дальность - до 800 м.

Еще один прибор - "Арена". Этот чаще всего крепят на треногу и выставляют на обочине дороги. Инспекторы в это время стоят на некотором расстоянии, а прибор передает им данные о скорости. Видеоданные сохраняются на жесткий диск аппарата и хранятся постоянно.

Сертификат точности

— Поверка радара проходит один раз в один-два года в зависимости от модели и технических характеристик. Эта норма закреплена в техническом регламенте. После каждой поверки на радар выписывается специальное свидетельство, где указаны срок действия поверки, а также владелец прибора и его заводской номер. Если в документе указано 15 мая 2010 года, а сегодня 16 мая, данные радара будут недействительны. Свидетельство о поверке вправе потребовать у инспектора ДПС каждый водитель.

Теоретически можно и оспорить показания прибора. Но к нам крайне редко поступают запросы о том или ином приборе. Чаще всего показания все-таки верные.
У водителей возникает вопрос, как доказать, что это скорость именного их автомобилей, а не движущихся рядом или по встречной полосе. Для радаров с видео- и фотофиксацией такой проблемы вообще не существует - они все наглядно показывают. Что касается приборов "Искра", то здесь действительно может быть разногласие. Например, если рядом движутся грузовой и легковой автомобиль, то радар зафиксирует скорость грузового, поскольку его размеры больше.

У каждого радара есть погрешность в 1-2 км/ч. Более того, штраф положен только в том случае, если скорость превышена на 10 и более километров в час. Кроме того, на показания радара влияют помехи от высоковольтных линий электропередач, погодные условия.

И чтобы еще точнее определить, чья скорость на радаре, необходимо обратить внимание на время, когда зафиксирована скорость. Если это больше чем минута назад, то нетрудно посчитать, на каком расстоянии от инспектора был автомобиль, ехавший именно с такой скоростью.

Об "антирадарах"

— Устройства, которое бы защищало от радарной волны и делало бы автомобиль "невидимым", не существует. Есть только индикаторы - специальные приемники, которые оповещают о том, что в радиусе 1,5 км есть радар. Правда, такой прибор эффективен только на трассе. В городе слишком много помех, поэтому он сигнализирует о радиоизлучении постоянно. Чем уже диапазон частот, воспринимаемых индикатором, тем он дороже и точнее.

Что касается компакт-дисков, якобы защищающих от лучей радара, — это миф. Он пришел к нам из-за границы, где дальнобойщи вешали на зеркало диск, чтобы он отражал вспышку камеры, и лицо водителя невозможно было разглядеть.

Справка

Как действует радар. Принцип работы измерителя скорости основан на эффекте Доплера. Прибор измеряет изменение частоты сигнала, отраженного от объекта. По изменению частоты вычисляется радиальная составляющая скорости объекта (проекция скорости на прямую, проходящую через объект и радар). Доплеровские радары широко применяются в самых разных областях: для определения скорости летательных аппаратов, кораблей, автомобилей, гидрометеоров (например, облаков), морских и речных течений, а также других объектов.

Измерение скорости: радары или видео?

Компания «Технологии Распознавания» имеет значительный опыт создания и внедрения аппаратно-программных комплексов, применяемых службами ГИБДД для контроля дорожного движения, в том числе и для контроля скорости движения транспортных средств (далее — ТС). Многочисленные системы, в составе которых используются различные радары, уже эксплуатируются в разных регионах нашей страны и за рубежом.

По мере накопления собственного опыта эксплуатации комплексов на стационарных рубежах ДПС становилось ясно — применение радаров связано с рядом существенных недостатков, которых хотелось бы избежать.

Одновременно с этим формировалась идея измерять скорость ТС по видеоизображению. Сама эта идея не нова, однако существовавшие на то время методы и устройства на их основе были весьма примитивны и имели слишком высокую погрешность.

Сотрудники компании провели изыскательские работы по исследованию и усовершенствованию метода измерения скорости ТС по видеоизображению. Инженерам удалось классифицировать и исследовать все факторы, влияющие на точность измерения скорости по видео, и в итоге создать точную методику и измерительный комплекс на ее основе. В ноябре 2010 г. были завершены работы по сертификации СИ (средств измерения) в Госстандарте РФ и получено метрологическое свидетельство на средство измерения скорости ТС по видеокадрам «Автоураган»-ВС».

Важным звеном для обеспечения безопасности на дорогах являются комплексы видеофиксации нарушений ПДД. Особо значимые участки автодорог оборудованы автоматическими стационарными комплексами, которые в круглосуточном режиме осуществляют контроль над дорожной обстановкой. Один из видов контроля — это измерение скорости проезжающих ТС в целях выявления нарушителей скоростного режима. Для измерения скорости ТС в составе комплексов видеофиксации, как правило, используется радиолокационный доплеровский измеритель скорости — радар.

Радар имеет следующий принцип действия: в процессе работы он излучает радиосигнал в сторону движущихся ТС, тот отражается от автомобилей и возвращается обратно. По изменению отраженного сигнала вычисляется скорость движения транспортного средства, и вычисляется довольно точно, но...

Чем же так плох радар?

1. У сигнала, испускаемого радаром, есть такое понятие, как «диаграмма направленности». На этой диаграмме есть так называемые «боковые лепестки», которые могут захватывать отраженный сигнал от автомобилей, едущих сбоку от зоны контроля радара. В результате под луч радара может «попасть» более одного ТС. При этом радар является «слепым» прибором, т.е. сам он не может определить, сколько ТС попало под его лучи и скорость какого конкретно из этих ТС была измерена. В такой ситуации ошибка присвоения значения скорости может происходить, даже если соседнего автомобиля не видно на видеокадре.

Например: в кадре отображается грузовик-мусоровоз с измеренной скоростью 200 км/ч, которая ему «досталась» от «Мерседеса», проезжающего по соседней полосе и невидимого в кадре. Измеренная скорость явно не соответствует транспортному средству. Чем шире диаграмма направленности, тем больше вероятность таких артефактов измерения.

Описанная ситуация косвенно подтверждает факт неправильной работы комплекса с радаром, серьезно дискредитирующий данный метод. Таким образом, показания радара, сколь бы точными они ни были, можно считать достоверными только тогда, когда производится измерение скорости одиночных ТС — на трассах с разреженным движением.

Если же луч радара узкий (допустим, 2.5 м и менее), вероятность присвоения «чужой скорости» заметно уменьшается. Но возникает другая проблема. Видеокамера «видит» более широкую часть трассы. Тогда при плотном потоке движения в кадр видеокамеры может попасть более одного автомобиля. В этом случае, даже если радар произвел точные измерения скорости «по центру» зоны видимости, не существует убедительных доказательств, что измерена скорость именно данного ТС, а не другого, попавшего в кадр пусть даже частично. Такие кадры при выписке постановлений о выявленных нарушениях оператор вынужден отбраковывать, сколь бы явным ни казалось нарушение скоростного режима движения. Кроме того, при узком луче достаточно большое количество автомобилей просто объедут зону измерения — им достаточно всего лишь не соблюдать рядность.

Таким образом, при плотном потоке движения на городских трассах установка радара с узкой диаграммой направленности ведет к значительному числу пропусков регистрации скорости и/или отбраковки измеренных значений из-за неоднозначности доказательной базы. Опять же эффективность метода наблюдается лишь при измерении скорости одиночных ТС.

Принципиально радар может работать «под углом», с горизонтальным отклонением от вектора движения, но в этом случае еще более растет вероятность вышеизложенных артефактных измерений. Отсюда обязательная регламентация положения — радар должен располагаться строго над центром полосы движения. Но эта регламентация предопределяет сложную строительную конструкцию. Работа радара с консольного кронштейна в принципе возможна, но чтобы «дотянуться» до середины даже второй полосы нужны максимально длинные консоли. И при этом не следует забывать, что комплекс — это не только сам радар, но и видеокамера в термокожухе, осветитель, блоки питания — суммарный вес, тем более моноблока, большой, и он сосредоточен на краю консоли. Поэтому даже для двухполосных трасс желательны арки, фермы над трассами — а это достаточно дорогостоящее решение по сравнению с консольными кронштейнами.

2. Различные атмосферные явления, такие как сильный дождь, снег или грозовые разряды, могут непредсказуемо влиять на результат измерений радаром даже одиночных целей.

v Радар имеет ограничение измерения минимальной скорости — 20 км/ч. Меньшую скорость радар не измеряет в принципе. Это кажется не важным для выявления нарушений скоростного режима движения, но существуют задачи определения скорости именно при медленном движении — на ж/д переездах, в заторных ситуациях на трассах и т.п. В таких случаях радар для всех ТС будет выдавать значение 0.

3. Есть еще «социальный» недостаток у радаров. «Благодаря» своему принципу действия — непрерывному излучению — радар может быть обнаружен специальным устройством (радар-детектором или антирадаром), которым пользуются многие водители. А если они информированы, то снижают скорость на небольшом участке дороги, контролируемом радаром, а затем снова разгоняются. Такой прием сильно снижает эффективность применения радаров для выявления «гонщиков».

Чем же отличаются измерители скорости по видео от радарных методов?

1. Измерение скорости транспортных средств в плотном потоке. Если радары не предназначены для измерения скорости ТС в плотном потоке — они просто «путаются в показаниях», то для комплекса «АвтоУраган»-ВС это не является проблемой. Он измеряет скорость, основываясь на распознанном регистрационном (далее — рег.) знаке, т.е. ему в принципе не важно, сколько ТС находится в зоне контроля одновременно — скорость для каждого из них определяется НЕЗАВИСИМО.

2. В отличие от радарных систем в комплексе «АвтоУраган»-ВС полностью исключена возможность присвоения транспортному средству «чужой» скорости — если на фотоизображении ТС в протоколе рег. знак визуально читаемый, то, значит, измерение производилось по его изображению и выявленное значение скорости безусловно принадлежит данному ТС.

3. Распознавание может производиться под достаточно большим горизонтальным углом к вектору движения — до 30о. И этот угол никак не влияет ни на качество распознавания, ни, соответственно, на измерение скорости по видеоизображению. Если рег. знак конкретного автомобиля отчетливо виден в кадре, то проезжающие по соседней полосе другие автомобили никак не влияют на результат измерения скорости. Измеряющая видеокамера может располагаться сбоку от трассы и позволяет «видеть» зону контроля через полосу. Слева или справа — не имеет значения. А это значит, что можно не устанавливать сложные конструкции. Любой короткий консольный кронштейн решает дело.

Например, для контроля двух полос движения можно использовать уже установленную опору освещения, к которой на высоте 6 или более метров с помощью консольного кронштейна с минимальным вылетом, достигающим края первой полосы, будет крепиться лишь измеряющая видеокамера. Такое крепление позволяет минимизировать возможность перекрывания большегрузным, «высоким» транспортом более удаленной полосы. На краю кронштейна можно установить камеру, контролирующую вторую, дальнюю полосу, а камеру для ближней полосы можно разместить вообще около опоры (без выноса). Такая конструкция упрощает и удешевляет установку многократно. Аналогично решается установка камер и для трех полос. В этом случае консоль будет незначительно длинее. То же и для дорог с двусторонним движением, по две-три полосы в каждом направлении. Одно направление — с существующей опоры слева, второе — с существующей опоры справа. Камеры лишь слегка будут сдвинуты относительно друг друга, но рубеж будет полноценный. И арки во всю ширину дороги не нужны.

4. Дождь и снег не оказывают искажающего воздействия на результат измерения — если рег. знак ТС виден в кадре и визуально различим, то он будет распознан и скорость автомобиля будет определена точно.

5. При измерении скорости по видеоизображению нет понятия «минимальная скорость измерения». Измеряется средняя скорость ТС в зоне контроля, и чем медленнее он едет, тем точнее измеряется скорость. Для «АвтоУрагана»-ВС диапазон начинается от 1 км/ч только потому, что меньшего целого значения скорости не бывает (комплекс распознает рег. знаки и неподвижных автомобилей, но раз нет движения, некорректно говорить: «нулевая скорость»).

Значение «максимальной скорости» для «АвтоУрагана»-ВС на сегодняшний день ограничено уровнем развития оптической техники. Если увеличить вдвое глубину зоны контроля при сохранении текущей чувствительности матрицы камеры и резкости изображения по всему кадру, то предел измеряемой скорости теоретически также удвоится. В данное время прибор позволяет с требуемой точностью измерять скорость, не превышающую 255 км/ч.

6. «Автоураган»-ВС в процессе работы выглядит как обычная камера наблюдения и не излучает никаких сигналов, которые могут быть обнаружены «антирадарами» или подобными устройствами.

7. Важное преимущество «АвтоУраган»-ВС — это отсутствие радара как еще одного прибора. Нет дополнительного источника поломок, старения, дополнительных контактов и проводов.

А есть ли недостатки у метода измерения по видеокадрам?

Недостатки есть у любого метода. Есть они и в данном случае. Всего их три.

Первый — прибор не производит измерения скорости по видеоизображению, если рег. знак ТС отсутствует, не распознан или распознан недостаточно надежно с точки зрения системы. Но ведь для автомобилей, рег. знак которых на кадрах не виден (или виден, но нечитаем), невозможно автоматически формировать постановление о нарушении скоростного режима движения! Оно будет судебно оспорено. Поэтому, учитывая высокое качество распознавания номеров системой «АвтоУраган»-ВС, которое обеспечивает распознавание практически всех визуально читаемых номеров, данный недостаток сходит на нет.

Второй недостаток — измерение скорости может осуществляться не по любым типам рег. знаков, а только по тем, которые описаны в программном обеспечении комплекса (те типы рег. знаков, размеры которых известны). На сегодняшний день количество поддерживаемых типов рег. знаков достаточно велико — это не только все знаки РФ, включая двустрочные и устаревшие знаки СССР, но и знаки практически всех стран СНГ, Евросоюза, многих стран Латинской Америки, США и даже Индии и Австралии. Поэтому данный нюанс является недостатком только при использовании в тех странах, рег. знаки которых пока не поддерживаются.

Ну и, наконец, основной недостаток — более высокая величина погрешности, по сравнению с радарами. В заявленных характеристиках указывается «±5%». Это несколько выше, чем соответствующий показатель у «радарного» комплекса. Однако радиолокационному методу измерения скорости уже много лет. За годы эксплуатации приборы совершенствовались и повышали свои точностные характеристики. Новым же методам и приборам на их основе не принято изначально присваивать высокую точность. Через год-два эксплуатации на практике реальные характеристики будут улучшены, что происходит, в общем, со всеми приборами. Но на сегодняшний день приходится мириться именно с декларированной точностью.

Принцип действия метода

Метод измерения скорости ТС по видеоизображению основан на классическом, косвенном измерении скорости. Поскольку эталона скорости, с которым можно было бы сравнить результат измерения, не существует и прямое измерение произвести нельзя, то производится косвенное измерение. Видеокамера отображает некоторый, заранее измеренный участок дороги. Когда транспортное средство пересекает данный участок дороги в поле зрения видеокамеры, производится распознавание рег. знака, а затем измерение пройденного пути и времени, за которое ТС прошло этот путь. Разработанный метод учитывает все возможные влияния на результат измерения и позволяет снизить погрешность измерения до метрологически приемлемого значения. 3 февраля 2011 г. Федеральный институт промышленной собственности вынес решение о выдаче патента на изобретение по данному методу.

Значение скорости движения ТС вычисляется как отношение пути, пройденного некоторой его фиксированной точкой в зоне контроля видеокамеры, ко времени, за которое этот путь был пройден. В системе «Автоураган»-ВС за такую опорную точку взят центр пластины номерного знака.

Измерение времени производится по времени следования видеокадров.

Аналоговая CCTV-видеокамера стандарта PAL (по ГОСТ 7845-92) формирует полные видеокадры каждые 40 миллисекунд.

Действительный период следования видеокадров имеет весьма незначительное отклонение от 40 мс, что соответствует погрешности не более ±0,02% (т.е. пренебрежимо мало). Программное обеспечение комплекса «АвтоУраган»-ВС четко фиксирует время каждого видеокадра, благодаря чему всегда можно вычислить временной интервал, за который автомобиль пересек зону контроля, от первого зафиксированного кадра до последнего.

Длина участка дороги в зоне контроля видеокамеры (для ее штатного, рекомендованного расположения) составляет около 6 метров. Двигаясь, например, со скоростью 80 км/ч, автомобиль проедет такой путь за 270 миллисекунд. Видеокамера формирует видеокадры каждые 40 миллисекунд. Это значит, что автомобиль во время проезда зоны контроля видеокамеры будет зафиксирован 6 раз (270 разделить на 40).

Измерение расстояния — это вычисление пути, которое автомобиль проехал от первого до последнего зафиксированного кадра.

Перед началом эксплуатации комплекса, после монтажа видеокамеры производится так называемая «градуировка» комплекса — измерение участка дороги, отображаемого видеокамерой (зоны контроля видеокамеры), и геометрических параметров взаимного расположения видеокамеры и ее зоны контроля. (На рисунке изображена схема градуировки: измерение высоты подвеса видеокамеры над дорогой h, расстояние от точки проекции видеокамеры на дорогу до начала зоны контроля L1 и до конца зоны контроля L2.)

Когда ТС проезжает в зоне контроля видеокамеры, программное обеспечение «АвтоУраган»-ВС распознает его рег. знак и одновременно отслеживает перемещение знака в кадре. Для каждого кадра с видимым распознанным рег. знаком ТС определяются координаты точки центра пластины. Далее, с учетом взаимного расположения видеокамеры и ее зоны контроля, координаты точки центра пластины рег. знака пересчитываются в плоскость дороги и вычисляется пройденный путь (точнее, его проекция на дорогу).

И в завершение, по запатентованной методике определяется высота подвеса пластины рег. знака на ТС по известным размерам этой пластины.

Реальная ширина номерной пластины известна из результата распознавания (Размеры российских рег. знаков заданы ГОСТ Р 50577-93.)

С учетом высоты подвеса пластины определяется точное значение пройденного пути ТС в зоне контроля видеокамеры. Разделив значение пройденного пути на время между первым и последним кадром, получим искомую среднюю скорость автомобиля в зоне контроля.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что благодаря колоссальной работе, проделанной нашими специалистами, можно с уверенностью утверждать о наличии серьезного потенциала повышения точности измерения скорости этим методом. Благодаря своей простоте и прозрачности данный метод безусловно завоюет доверие и популярность у всех участников дорожного движения.

Ю.Л. Зарубин, генеральный директор ООО «Технологии Распознавания»

Измеритель скорости ГИБДД «Бинар» используется сотрудниками государственной автоинспекции для определения скорости движения транспортных среств и фиксирования фактов превышения автомобилистами скоростного режима движения.

Радар «Бинар» обладает двумя встроенными видеокамерами. Одна из камер обеспечивает запись общим планом ситуации на дороге, другая крупным планом снимает конкретную цель – автомобиль, скорость которого определяется. Она позволяет на большом расстоянии различать и фиксировать автомобильный номер нарушителя. Две видеокамеры позволяют более детально проанализировать ситуацию на дороге и достоверно определить и доказать нарушение правил дорожного движения. В процессе измерения или при просмотре отснятого материала существует возможность переключаться с одной камеры на другую. Запись же осуществляется с обоих потоков. Доступна также функция увеличения кадра с сохранением качества. Именно это позволяет етко определить и зафиксировать номерной знак нарушителя.

Радар ДПС «Бинар» может быть использован как в стационарном режиме, так и в процессе движения. В автомобиле измеритель крепится на специальные вакуумные присоски. Он определяет скорость встречных и попутно движущихся автомобилей.

Прибор представляет собой моноблок. Он состоит из радиолокационного измерителя и двух телевизионных камер. Измеритель скорости «Бинар» легок в управлении, обладает доступным интерфейсом. Устройство оснащено жидкокристаллическим дисплеем. На передней панели размещены кнопки управления устройством. Измеритель скорости ГИБДД «Бинар» характеризуется простым и понятным управлением. Управление устройством осуществляется также при помощи сенсорного экрана. На прибор также установлен порт для подключения его к компьютеру. В комплекте с измерителем идет диск с программным обеспечением, которое необходимо установить на компьютер для подключения к нему радара. Программное обеспечение позволяет проверять подлинность передаваемых данных, а также распечатывать протокол с приложением и фотографиями, подтверждающими факт нарушения правил дорожного движения.

Рабочая частота измерителя составляет 24.15 ± 0,1 ГГц. Радар «Бинар» позволяет определять скорость движения автомобиля в диапазоне от 20 км/ч до 300 км/ч. Погрешность измерений составляет 1 км/час при стационарном измерении и 2 км/час при измерении во время движения. Дискретность установки порогового значения скорости составляет 1 км/час.

Максимальная дальность точного определения скорости составляет 300 м. Номерной знак автомобиля может быть распознан на расстоянии в 150 - 200 м.

Радар позволяет определить самый быстродвижущийся автомобиль из группы в том случае, если скорость автомобиля больше на 10 км/час. При этом можно осуществлять отбор по направлению движения транспортного потока.

Кроме камер устройство снабжено картой памяти для записи видео файлов. Размер карты памяти составляет 2 Гб, что соответствует 16000 кадров. Карта входит в комплект с радаром. Также в комплект входит пульт дистанционного управления устройством и кабель для подключения его бортовой сети и адаптер для подзарядке от стандартной электросети в 220 В.

Питание радара обеспечивает аккумулятор, который подзаряжается от электросети. Время непрерывной работы устройства от аккумулятора составляет 4 часа. Устройство автоматически переходит в спящий режим и экономит заряд батареи в том случае, если измерения не производятся. Подзаряжать устройство можно также от автомобильной бортовой сети. Время же наработки на отказ составляет более 10 000 часов. Срок эффективной эксплуатации прибора – около 5 лет.

Радар «Бинар» представляет собой легкое и компактное устройство. Измерительный блок весит всего 1,13 кг, рукоятка с аккумулятором – 210 грамм, что позволяет его легко удерживать и переносить. Габариты измерительного блока составляют 170 х 135 х 120 мм, габариты рукояти - 110х100х35 мм. Переносить устройство удобно в специальной сумке транспортировке. Для защиты от солнца в комплект с прибором входит защитная кобура с козырьком и наплечным ремнем.

После измерения на экран устройства выводится изображение автомобиля и информация о его скорости, а также дата, время и режим измерения.

Благодаря своим характеристикам Измеритель скорости ГИБДД «Бинар» является оптимальным решением для дорожно-постовых служб. Две камеры позволяют фиксировать общую картину происходящего и снимать крупным планом нарушителя. Функция определения номера не позволит правонарушителю скрыться. Компактный и удобный в использовании радар ДПС «Бинар» обеспечит надежное определение скорости, съемку и фиксацию факта превышения, определение автомобильного номера нарушителя.

Превышение скорости движения является одним из самых распространённых нарушений. Наиболее часто фиксируется оно инспектором ГАИ. Как правило, руководствуется он личным опытом и знаниями, позволяющими ему выбрать правильное место на дороге и "выловить" автомобиль нарушителя из общего потока транспортных средств. Помогает ему в этом техническое устройство для измерения скорости движения, называемое в просторечии "радар". А что, собственно говоря, мы знаем об этих радарах и всегда ли их показания могут являться основанием для наказания водителя?

Не будем останавливаться на скандальных историях, связанных с "Визирями". Об этом было сказано достаточно много в прокурорских предписаниях, судебных решениях и на страницах прессы. Главное, что сегодня этот прибор не может быть использован для фиксации нарушений в автоматическом режиме. Госавтоинспекция пыталась его усовершенствовать и даже официально объявила о том, что для рассылки «писем счастья» будет использоваться модификация "ВИЗИР 03" с активированной функцией "автоматический режим". Попытка была пресечена всего лишь одним вопросом правозащитников – а есть ли различия между фотоснимками «ручными» и « автоматическими»? Ответа не нашлось!

Единственное, на что можно обратить внимание водителей! Если сегодня вас пытаются обвинить в превышении скорости и в качестве доказательства показывают фотографию на «ВИЗИРЕ», не соглашайтесь сразу с обвинениями! Внимательно рассмотрите изображение на мониторе измерителя скорости. Если нет чёткого изображения госномера вашего автомобиля, или где-то в уголочке кадра есть ещё один автомобиль, или часть его, такая фотография не будет принята судом в качестве доказательства. Именно на эти факты и указывайте в своих пояснениях в админпротоколе. К тому же вы должны знать, что тёмное время суток «ВИЗИР» просто слеп. Не то что номер вашего автомобиля, он даже трактор не сможет сфотографировать в темноте.

Расскажем подробнее лишь о приборах, которыми пользуется большинство инспекторов и названных в среде водителей "феном".
Правильное их название "радиолокационные измерители скорости". Принцип работы с ними достаточно прост и напоминает настоящую охоту. Сидит (стоит) инспектор в засаде и ведёт визуальное наблюдение за потоком транспортных средств. В качестве маскировки он использует придорожные кусты, деревья, строения, углубления и т.д. Как только из потока выделяется более "шустрый" или "быстрый", инспектор вскидывает руку и производит "выстрел" в его сторону. Слава богу, в отличие от настоящей охоты, результат определяется не вылетом цели в кювет, а показаниями на мониторе прибора.

Безусловно, такой метод является чисто субъективным, поскольку не основан на фактических критериях, позволяющих установить истинного нарушителя. Доказательством совершения административного правонарушения будут служить показания прибора, мнение инспектора и протокол. При этом абсолютно не важно, вписаны в этот протокол свидетели или нет. Они не являются компаньонами инспектора и не сидят с ним в засаде. Всё что они смогут подтвердить, так это то, что на указанном месте конкретным прибором проводилось измерение скоростного режима. Откуда они знают – чья скорость зафиксирована на приборе. Логика подскажет – вон того мужика, чью машину остановил инспектор. Но в данном случае их домыслы не являются доказательством вины.

В подобных ситуациях защита водителя должна строиться на трёх китах. Он должен чётко понимать - чем измеряют, как измеряют и где измеряют?

1. Чем измеряют? Осмотрите прибор и прочитайте его название.

В соответствии с нормами нашего законодательства любые измерения должны производиться не "фенами", а специальными техническими средствами. Таковыми являются измерительные приборы, утверждённые в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
В соответствии с утверждённым руководством милиции «Перечнем технических средств для фиксации нарушений правил дорожного движения» (приказ МВД №33) в Украине официально утверждены 9 видов измерителей скорости. Из них четыре радиолокационных (фены): "БЕРКУТ","СОКОЛ", "ИСКРА-1", "РАДИС" . Два видеозаписывающих: "РАПИРА" и "ВИЗИР" . Каждый из вышеперечисленных приборов может работать лишь при непосредственном участии сотрудника ГАИ.

Кроме того, ещё тремя приборами может осуществляться автоматическая фиксация скорости, дающая основания для рассылки "писем счастья" : модификация "ВИЗИР 03" с активированной функцией "автоматический режим", радиолокационный измеритель скорости движения с фотофиксацией "АРЕНА" , лазерный измеритель скорости транспортных средств "TruCAM" . О технических характеристиках этих приборов мы расскажем ниже.

2. Как измеряют? Проверьте законность использования прибора.

Для того, показания радара могли использоваться в качестве доказательства вины водителя, а результаты измерений не вызывали сомнений в своей достоверности, нужно, чтобы сами радары соответствовали всем необходимым требованиям.
Как и в случае применения измерительных средств для проверки технического состояния автомобиля, все измерители скорости попадают под действие Закона «О метрологии и метрологической деятельности», который защищает граждан от недостоверных результатов измерений.

Согласно Закона, радары, как средства измерительной техники, могут использоваться, если они соответствуют требованиям по точности, установленным для этих средств, в определенных условиях их эксплуатации и только при условии, что они прошли поверку и государственную метрологическую аттестацию. Результаты аттестации и поверки оформляются соответствующими документами. Наличие документов об аттестации, поверке или калибровке - это залог того, что результаты измерений точны. Без этого применять их в качестве доказательства по делу НЕЛЬЗЯ!.

Аналогичное требование содержится и в служебной инструкции работников Госавтоинспекции (пункт 20 Приказа МВД №111) – запрещается использование технических средств и приборов, которые не сертифицированы, не прошли метрологическую поверку или имеют свидетельство о такой поверке, срок действия которого закончился.
Законность использования радаров подтверждается двумя документами: сертификатом и свидетельством метрологической поверки. Конечно же, возникает главный вопрос: обязан ли инспектор предъявить водителю сертификат на прибор, свидетельство поверки, сам прибор с целью проверки целостности пломб и соответствия вписанного в протокол номера прибора и фактического серийного номера? Ответ только один: нет, не обязан!

Нет ни одного документа или закона, обязывающего инспектора это делать. При этом никто не запрещает вам задавать такие вопросы и получать на них пусть и отрицательные, но ответы. Но, всё это будет действовать только до того момента, пока сотрудник милиции не заявит вам о начале рассмотрения дела об административном правонарушение. А проще говоря, начнёт оформлять бумаги: протокол и постановление об админнарушении.

Вот именно с этого момента изменяется ваш статус. Из простого водителя вы превращаетесь в обвиняемое лицо, которое на основании статьи 268 Админкодекса, с которой инспектор обязан вас ознакомить перед началом рассмотрения дела, имеет право знакомиться со всеми материалами дела. Теперь вы вправе уже потребовать, а не попросить, все перечисленные документы. При отказе инспектора смело вписывайте в протокол:

"Нарушены мои права, с материалами дела ознакомиться не дали, документы, подтверждающие законность использования измерительных приборов не предъявили. Инспектор ГАИ нарушил установленную законом процедуру сбора доказательств. На основании статьи 251 Административного Кодекса Украины считаю, что показания данного прибора в качестве доказательства по делу использоваться не могут. Ходатайствую о закрытии дела за отсутствием состава административного правонарушения.

ПОМНИТЕ! Если данных о названии радара, его серийном номере, сертификате на право его использования, свидетельства о поверке и дате поверки нет, или они представлены не в полном объеме, вы вправе заявить ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку показания данного прибора не могут быть использованы в качестве доказательства. При этом можете сослаться на упомянутый закон и служебную инструкцию работников ГАИ. Можете позвонить по телефону доверия и сообщить о том, что на данном участке дороги, такой-то инспектор нарушает требования Инструкции №111 , используя для измерения скорости нелегитимный прибор.

Как правило, с сертификатом на радары у инспекторов ГАИ всё в порядке. Обратите внимание на их слабое звено - свидетельство метрологической поверки: кем, когда оно выдано, каков межповерочный интервал и не пропущен ли срок действия поверки. Знайте, что поверка не производится начальником ГАИ или какой-либо технической лабораторией (станцией, центром и т.д.). В соответствии с требованиями нормативных документов (Госстандарт № 2708) такое право дано лишь аккредитованным поверочным лабораториям. Поверку производят только лица, аккредитованные в качестве поверников. Если у вас возникают сомнения, запишите все данные из свидетельства поверки, с целью последующей их перепроверки в органах метрологии.

Вы можете столкнуться с ситуацией, когда вместо свидетельства поверки, инспектор ГАИ предъявит вам эксплуатационные документы на прибор с отпечатком поверочного тавра. Такой вариант разрешается, но в случае повреждения поверочного тавра или пломбы, прибор считается неповеренным, а результате измерений - недействительными.
Практика показывает, что иногда вместо слов "поверка произведена" может стоять формулировка "калибровка произведена" . Калибровка и поверка это абсолютно разные понятия. Закон признает в качестве допущенного к использованию средства измерения именно факт поверки.

Обратите внимание на приборы измерения скорости, работающие в комплексе с компьютерами или ноутбуками. Программное обеспечение и операционная система должны быть лицензированы. Попросите инспектора указать номер лицензий в протоколе, либо указать, что номер отсутствует. Не забывайте, что такую запись можно сделать и самому. При рассмотрении дела укажите на это обстоятельство.

Обратите внимание на особенности использования радара.Поскольку видов и типов средств измерения очень много, можно столкнуться как с откровенным произволом сотрудников ДПС, так и с их некомпетентностью. Каждый аппарат должен использоваться в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации, но кто же их читает. Не постесняйтесь и потребуйте

Если контакт с сотрудником ГАИ состоялся и у вас оказался на руках протокол об административном нарушении не поленитесь найти в интернете инструкцию к примененному в вашем отношении радару. В зависимости от типа радара важно: должен ли радар быть закреплен, какова дальность действия, где и как он должен быть установлен.
Известно, что радар может давать погрешность, например, при воздействии на него прямых солнечных лучей. То же самое происходит в случае нагрева радара от отопителя салона автомобиля. Радары, проводящие измерения впереди и сзади идущих автомобилей в движении требуют от водителя милицейского автомобиля соблюдать разброс его скорости движения, в противном случае погрешность может быть значительной.

Обратите внимание на наличие доказательств. Инспектор при проведении контроля соблюдения скоростного режима может выбрать в качестве "нарушителя" водителя любого автомобиля, не учитывая особенности средства для измерения. Любой прибор фиксирует скорость автомобиля, который либо больше по габаритам (например, грузовой автомобиль), либо того, у которого больше скорость. При этом не важно, впереди или сзади от другого транспортного средства он находится.
Обычный и самый распространенный радар не выдает никаких документальных доказательств. Таким образом, получается, что отсутствует какая либо доказательная база самого факта нарушения. Наиболее опытные водители применяют стандартную схему защиту и вписывают в протокол горячо "любимую" инспекторами ГАИ фразу: "скорость движения не нарушал, двигался в транспортном потоке, скорость на приборе мне не принадлежит".

Вот и все правила, запомнить их достаточно легко. Однако легитимность использования прибора для измерения скорости ещё не делает вас нарушителем. Для полноценной защиты вы должны научиться производить анализ дорожной обстановки. Вполне возможно, что именно она послужила причиной допущенного нарушения. В таком случае водитель не обязан нести ответственность за нарушение скоростного режима. Ответим на третий вопрос.

3. Где меряют? Что вы должны помнить:

Во-первых , в соответствии с пунктом 12.10 Правил дорожного движения дополнительные ограничения скорости движения автомобилей могут быть установлены исключительно в случае проведения дорожных работ вместе с предупреждающим знаком "Дорожные работы" . Зона действия ограничивающих знаков не может превышать два километра. В случае, когда знаки ограничения скорости установлены без проведения дорожных работ или оставлены после их завершения, водитель не может быть привлечен к ответственности за превышение установленных ограничений скорости движения.

Во-вторых, в соответствии с требованием государственного стандарта знаки "Ограничение максимальной скорости" не могут устанавливать скорость менее чем на 20 км/ч, по отношению к предшествующему участку. Таким образом, для введения режима ограничения скорости необходимо установить несколько знаков. Например, вне населенных пунктов разрешенная скорость составляет 90 км/ч. При необходимости в ограничении скорости до 50 км/ч , сначала должен быть установлен знак, ограничивающий движение до 70 км/ч , и только после этого в 50 км/ч.

В-третьих , в ряде случаев водитель может не увидеть дорожный знак, ограничивающий скорость движения, например при опережении автобуса или грузовика. Это приведет к неумышленному нарушению скоростного режима. Во избежание подобной ситуации шестая статья международной Венской конвенции "О дорожных знаках и сигналах" гласит:
"Любой знак, установленный на стороне дороги, соответствующей направлению движения, должен быть повторен над проезжей частью или на противоположной стороне дороги, если местные условия таковы, что этот знак может не быть вовремя замечен водителями транспортных средств, для которых он предназначен".
Это означает, что если на дороге с двумя полосами для движения в одном направлении знак не был продублирован, защита водителя должна строиться на простом доказательстве того, что он физически не мог выполнить требования "невидимого" знака.

В-четвёртых , ситуация встречается сплошь и рядом на загородных трассах: дорожный знак, обозначающий начало населенного пункта или его конец, устанавливается «в чистом поле». До начала застроенных участков, примыкающих к дороге, остаются сотни метров, а если речь о крупном городе, - чуть ли не километры. Скорость, понятно, никто не снижает. Именно здесь сотрудники ГАИ, вооруженные прибором для определения скорости, частенько наказывают водителей за превышение скорости, разрешенной в населенном пункте.
А ведь требования ПДД в данном случае не на стороне инспекторов ГАИ. Все дело в том, что пункт 1.10 Правил дорожного движения определяет понятие населенного пункта: это - «застроенная территория, обозначенная соответствующими дорожными знаками...»

Такими знаками являются 5.45 и 5.46 - начало и конец населенного пункта. ПДД четко указывают, что эти знаки устанавливаются «на фактической границе застройки, прилегающей к дороге». Это же требование содержится и в стандартах, регулирующих установку дорожных знаков. О них мы подробно будем рассказывать в следующем разделе.
Поэтому при составлении протокола за нарушение скоростного режима в такой ситуации в объяснениях вы должны указать:
«Данный участок дороги не проходит в населенном пункте, т.к. территория, хотя и обозначена знаком 5.45, не является застроенной и не подпадает под определение населенного пункта, данное п. 1.10 ПДД. Знак 5.45 установлен с нарушением требований ПДД. Граница застройки находится в нескольких сотнях метров от указанного знака и от места, где я был остановлен сотрудником ГАИ. По указанным причинам считаю себя невиновным в нарушении ПДД».

Перед началом рассмотрения дела судьей в таких случаях имеет смысл подать ходатайство об истребовании из соответствующей дорожной службы документов об установке дорожных знаков с указанием подробного места их установки. Можете в качестве доказательств приложить собственные видео или фотоматериалы. И ходатайствуйте о закрытии дела за отсутствием состава административного правонарушения.

В-пятых , любой радар имеет дальность действия, которая составляет не менее 800 метров. Находясь в пятистах метрах от места установки знака, ограничивающего скорость движения, сотрудник ГАИ может предъявить вам показания радара, которые фактически зафиксировали скорость вашего автомобиля ещё до зоны ограничения скорости.
Столкнувшись с подобной ситуацией, вы должны обязательно зафиксировать всеми доступными методами (фото, видео, показания свидетелей и т.д.) месторасположение инспектора по отношению к знаку, ограничивающему скорость, и отразить его в протоколе.

В-шестых , Правила дорожного движения устанавливают допустимую скорость: в населённых пунктах – 60 км/час, за их пределами – 90 км/час, на автомагистралях - 130 км/ч, на автодорогах с отдельными проезжими частями - 110 км/ч. А что это за дороги?
Все дело в том, что скорость 110 км/час разрешена только на участках дорог не только с отдельными проезжими частями, но и отделенных одна от одной разделительной полосой. Обратите внимание на определение этого термина в ПДД:
разделительная полоса - выделенный конструктивно или с помощьюсплошных линийдорожной разметки 1.1 или 1.2 элемент автомобильной дороги, разделяющий смежные проезжие части.

1.1 (узкая сплошная линия)- разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения на дорогах; обозначает границы проезжей части, въезд на которые запрещен…
1.2 (широкая сплошная линия)- обозначает край проезжей части на автомагистралях или границы полосы для движения маршрутных транспортных средств…

ВНИМАНИЕ! Наличие сплошной линии на загородной трассе не даёт вам основания для движения со скоростью 110 км/час. Сплошная линия должна выделять конструктивный элемент дороги! Чёткого определения этого термина законодательство не даёт.

В-седьмых , довольно часто встречающаяся ситуация. Вы двигаетесь по трассе… На одном столбе висит три дорожных знака: "Обгон запрещен", под ним "Ограничение максимальной скорости" и табличка "Зона действия" (2 км). Проехав перекресток, вы увеличиваете скорость. Вас остановливают сотрудники ГАИ и говорят, что 2 км еще не прошло, инкриминируя превышение скорости. И вы задаёте себе вопрос, лихорадочно вспоминая Правила, - неужели в данном случае правило перекрестка не действует? Достаточно часто водители соглашаются с подобными обвинениями ГАИ, и делают это совершенно напрасно.

В ПДД сказано, что таблички к дорожным знакам «уточняют или ограничивают действия знака, вместе с которым установлены», но никак не увеличивают! Это означает, что перекресток действительно отменяет действие знака.
К тому же Правила дают исключительный перечень запрещающих знаков, с которыми допускается применение таблички 7.2.1. - «Зона действия». Это – «Движение ТС без соблюдения дистанции запрещено»; «Обгон запрещён»; «Обгон грузовым автомобилям запрещён» и «Подача звукового сигнала запрещена». Знака 3.29. «Ограничение максимальной скорости» в этом перечне нет!

Но даже применительно к знаку, запрещающему обгон, табличка не может устанавливать его действие более, чем до ближайшего перекрёстка. В противном случае, за перекрёстком устанавливается аналогичная комбинация знаков.
Гаишные «подставы» можно перечислять бесконечно долго, и защищаться можно от них. И всё же, никогда не забывайте самого главного - не нарушайте, не превышайте скорость! От этого зависит безопасность, как ваша, так и других участников дорожного движения.

©Владимир Караваев
правозащитник, член Союза журналистов Украины, участник Гражданского движения за права водителей «Дорога в майбутнє», автор книг «100 аргументов против штрафов ГАИ», «Аргументы Караваева против штрафов ГАИ».

Наверное, вряд ли сегодня можно найти водителя, который хотя бы раз за свой водительский стаж не сталкивался с радарами или измерителями скорости. В нашей стране используют радары и измерители скорости , как отечественных производителей («Искра-1», «Барьер», «Сокол», «Визир»), так и импортных (Enforcer, SpeedGun, Python), которые отличаются разными техническими характеристиками, параметрами и функциями.

Основное назначение радаров и измерителей скорости

Как правило, радары - это устройства, которые используются органами ГИБДД для измерения скорости проезжающих по дороге автомобилей. Измерение скорости позволяет соблюдать режим езды и контролировать параметры скорости в ограниченных местах дороги. Радары являются самыми опасными «врагами» для любителей быстрой езды и незаменимыми «друзьями» для сотрудников ГАИ.

На сегодняшний день в нашей стране используется огромное количество измерителей скорости, которые отличаются особенностью и принципами своей работы, разными техническими параметрами. Ценовая политика используемых радаров также различная. Более дешевые модели радаров очень часто можно встретить на дорогах, в то время как дорогие модели, используются очень редко, но работают они в несколько раз точнее и надежнее.

Принцип работы и типы измерителей скорости

Принцип работы любого радара основан на излучении электромагнитных импульсов, которые отражаются от металлических объектов. Тот сигнал, который отражается от объекта, снова принимается радаром. Этот принцип отображения импульсов называется эффектом Доплера. В тех случаях, когда объект движется, частоты отображенного и принятого импульса разные, и по их разнице измеряется скорость движущегося автомобиля. Существует 4 диапазона частот, в которых работают дорожные измерители скорости:

  • Х-диапазон - от 10,525 ГГц до 25 МГц;
  • К-диапазон - от 24,15 ГГц до 100 МГц;
  • Ка- диапазон - от 33,4 ГГц до 36 ГГц;
  • La - лазерный.

В нашей стране используются радары только с первыми трема диапазонами частот.

Также для измерения скорости существуют лазерные радары. Такие радары излучают короткие лазерные импульсы в направлении движения автомобиля, при этом импульсы отражаются от объекта, и потом обратно принимаются лазерным радаром. Вот эту разницу по времени между принятым сигналом лазера и излучением, высчитывает прибор. Лазерные радары, такие как «Лисд» и «Амата», из-за своей дороговизны используются сотрудниками ГИБДД в очень редких случаях.

Все радары можно разделить на мобильные и стационарные . Мобильные - это радары, которые можно переносить в любое место, устанавливать на специальных подставках возле дороги, работать с рук или треноги, использовать с автомобиля во время движения. Такие радары передают сигнал по радиоканалу посту ГАИ, где могут быть просмотрены через ноутбук. Стационарные радары представляют собой измерительную камеру, которая надежно крепится в том или ином месте, и которые не передвигаются. Такого вида радары передают сигнал, как на стационарный пост, так и мобильный. В зависимости от места, условий и принципа работы, сотрудник ГАИ выбирает соответствующий вид радара.

Дальность обнаружения объекта у радарах разная и, как правило, зависит от многих факторов: погодных условий, уровня и качества дороги, точности наведения. Плохие погодные условия, например, дождь, снег, ветер, туман значительно снижают дальность обнаружения автомобиля. В тех моделях радаров, которые используются в нашей стране, максимально возможная дальность обнаружения - от 500 до 800м. Минимальная же дальность обнаружения по ГОСТу определяется цифрой не меньше, чем 300 м. В европейских странах полиция на дорогах устанавливает специальные лже-радары, которые имитируют сигнал измерителя. При приближении к ним, автомобили сбрасывают скорость до допустимых параметров. Это благотворно влияет на безопасность езды на дорогах и снижает аварийность на них.

Большинство измерителей скорости у нас в стране имеют Х-диапазон частот, но есть некоторые модели, например, «Искра-1», в которых используется К-диапазон. Некоторые типы радаров могут работать и измерять скорость при движении патрульной машины, в направлении встречных или попутных объектов.

Измерители скорости работают в двух режимах:

  • импульсный;
  • автоматический.

Импульсные радары требуют немного времени (несколько секунд), чтобы зафиксировать скорость движущегося автомобиля. Это объясняется тем, что такие радары делают несколько замеров скорости и, если показатели не слишком отличаются друг от друга, тогда на дисплей выводится финишное значение. Если же параметры скорости в замерах разные, то радар начинает работу сначала, до вывода определённого значения. Цифра скорости объекта выводится на дисплей и фиксируется специальным таймером, время работы которого около 10 минут. Таймер существует специально для доказательства правонарушителю его скорости.

Характеристики радаров

Самыми распространёнными моделями радаров на наших дорогах являются: «Барьер», «Беркут», «Крис». Все они имеют различные технические характеристики и принцип работы.

«Барьер». Данный радар работает в диапазоне частот - Х и определяет скорость только тех машин, которые приближаются. Дальность действия становит - 500 м. Данный измеритель отлично справляется с одиночными объектами, в то время, как идентифицировать автомобиль-правонарушитель с числа многих у него получается проблематично.

«Беркут». Основная задача радара идентифицировать регистрационные знаки автомобилей и проверить их по базе данных. Также, радар «Беркут» может отслеживать и скоростные данные объектов.

«Крис». Наиболее популярная среди всех остальных радарная система, поскольку фиксирует скоростные параметры объектов, фотографирует их и записывает видео с правонарушением.

Все-таки, бесконечная борьба между водителями и сотрудниками ГАИ не прекращается. И для водителей изобрели специальные устройства, которые принимают сигналы установленных по дороге радаров, предупреждая тем самым водителя о снижении скорости до допустимых параметров. Антирадары или как их еще называют радары-детекторы, также отличаются своими техническими характеристиками, стоимостью и принципом работы.

Посмотреть полный каталог моделей радаров, познакомится с их техническими характеристиками и особенностями их использования можно на сайте компании «Вспышка».