Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Разъемы и их названия. Аудио кабеля

Разъемы и их названия. Аудио кабеля

Обеспечивать возможность подключения и отключения компонентов аудиоаппаратуры, фиксация кабелей и защита от их случайного размыкания. Как правило, двухконтактные разъемы используются для передачи моносигналов (несимметричных), а трехконтактные - стереосигналов (симметричных). В аудиотехнике применяются соединительные элементы следующих типов.

Используется для коммутации значительной части студийного оборудования - мониторов, предусилителя с микрофоном, микрофона с микшерным пультом и т.п. Этот разъем имеет чаще всего три контакта (реже четыре, пять или более). Характеризуется высокой надежностью - она обеспечивается утолщенными прочными контактными штырьками и зубом-замком, который защелкивается при соединении обеих частей разъема, так что разъединиться самостоятельно он не может.

Своему появлению разъемы такой конструкции обязаны американской фирме ITT Cannon, которая разработала их для продукции фирмы «Боинг». Идею подхватила компания Switchcraft: она впервые применила разъем в аудиотехнике. В аббревиатуре XLR буква X определяет серию (ранее серия начиналась с буквы U), L означает Locking (фиксирующийся), R - Rubber (резина; в первых моделях она использовалась в качестве изолятора, впоследствии заменена на пластик). Разъемы XLR бывают прямыми и угловыми, проводники крепятся к контактам либо пайкой, либо винтами. Существует много конструктивных вариантов такого типа разъема - классическими считаются модели, изготавливаемые компаниями Neutrik и Switchcraft.

(аббревиатура от английских слов Tip, Ring, Sleeve - наконечник, кольцо и втулка): так называемый стереоджек, он предназначен чаще всего для передачи сигнала линейного уровня. Как видно из его обозначения, разъем трехконтактный.

Разъем типа TS (моноджек): предназначен для передачи сигнала линейного уровня. Внешне он очень похож на TRS, отличается лишь количеством контактов, их всего 2, используется для подключения гитар и межблочной коммутации.

Существует три стандартных диаметра разъема: jack (6,35 мм, обычно так и именуется - «джек»), mini-jack (3,5 мм, «мини-джек») и micro-jack (2,5 мм, «микро-джек»).

Разъемы типа «джек» практически повсеместно используются для подключения наушников к профессиональному оборудованию, а также для межблочной коммутации.

«Мини-джек» применяется для подключения в недорогих бытовых моделях наушников или микрофонов, в плеерах, им компонуются самые дешевые активные акустические колонки для компьютеров и т.д.

«Микро-джек» используется в основном в портативной технике.

Разъем типа RCA (название происходит от сокращения Radio Corporation of America, которая предложила этот вид разъемов в начале 30-х годов прошлого века для соединения блоков внутри радиоприемников): предназначен для несимметричной передачи аналоговых аудиосигналов линейного уровня. Он двухконтактный, широко применяется в профессиональных и бытовых аудиоустройствах, в основном на звукозаписывающей технике. Имеет недостаток - при коммутации вначале подключается центральная жила, и лишь потом корпус (оплетка). Несколько компаний производят разъемы с выдвинутым подпружиненным контактом, который соединяется с корпусом раньше, чем сигнальный провод.


(так называемый TT jack, от аббревиатуры Telephon Tipe): применяется в случаях, когда требуется частая перекоммутация проводов, к примеру, в коммутационных панелях (Patch Panel). Разъемы типа Bantam предназначены для коммутации аналоговых звуковых сигналов, количество контактов в разъеме - 2 или 3. Используется в звукозаписывающих и телевизионных студиях.

Используется преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения пассивных акустических систем к усилителям мощности. Количество контактов может быть 2 или 4, очень редко 8.

Разъем типа BNC (название расшифровывается как Bayonet Neill-Concelman, где Bayonet (штык) означает тип соединения, а Neill и Concelman - фамилии изобретателей разъема). Разъемы типа BNC применяются чаще всего в цифровой аппаратуре, а также в качестве входных и выходных разъемов цифровых звуковых интерфейсов (в частности, SPDIF).

Коммутационные устройства

Сплиттер (от английского Splitter - разветвитель): если трактовать совсем упрощенно - это разветвитель выходов. Более подробно - это устройство, предназначенное для разделения звукового сигнала и его распределения между несколькими принимающими устройствами. В качестве примера можно привести разделение сигнала для основного и мониторного микшеров. Сплиттеры можно разделить на одноканальные и многоканальные. По принципу работы сплиттеры бывают пассивные (невысокая стоимость, но много проблем с влиянием сигналов), с трансформаторной развязкой (улучшенный и значительно подорожавший вариант предыдущих) и активные (получившие широкое распространение). Большинство сплиттеров имеют выходы с трансформаторной развязкой, то есть между их выходами и входом отсутствует гальваническая связь. Эти устройства применяются при очень большом количестве используемой аудиотехники

применяется в основном в концертной деятельности. Он предназначен для преобразования линейного небалансного сигнала в балансный (подключение электрогитары, синтезатора и т.д.). Так же, как и сплиттеры, директ-боксы бывают активными и пассивными.

Активные директ-боксы снабжены дополнительными функциями: переключателем полярности выходного сигнала, высокочастотными фильтрами и так далее.

Коммутационная панель (от английского Patch Panel) используется в основном при построении сложных концертных или студийных аудиосистем, в которых задействовано большое количество оборудования. Основное назначение коммутационной панели - упорядочить монтаж аудиокабелей. Устройство предполагает сбор всех кабелей в одном месте, упрощает переключение между различными музыкальными инструментами, микрофонами, прочими источниками сигнала, и коммутацию их с усилителями. Это пассивное устройство, не требующее подачи внешнего питания и не нагревающееся при работе.


Коммутационная панель

Коммутационные панели монтируются в металлических корпусах, что позволяет избежать помех различных наводок на сигнал. Количество коммутационных гнезд в панели у каждого производителя варьируется, это дает возможность подобрать нужную модель.

(от английского Rack - «Стойка») прямо не относится к кабельно-коммутационной технике, она необходимо для монтажа и крепления различного звукового оборудования, чтобы упорядочить его размещение в одном месте и упростить процедуру коммутации. Эти стойки используются как в студиях, так и на концертных площадках, в них устанавливается специально изготовленное звуковое оборудование рэкового формата.

Стойки выпускаются в нескольких конструктивных вариантах. Напольные рэковые стойки обычно комплектуются колесиками для перемещения и имеют регулируемый угол наклона монтируемого оборудования (для удобства коммутации). Настольные стойки, как это видно из названия, позволяют монтировать аппаратуру на столе.

Рэковая стойка-шкаф больше всего напоминает тумбу на колесиках. В отличие от предыдущих вариантов, эта конструкция закрыта с боков, сверху и снизу.

О производителях кабельно-коммутационной продукции

Немецкая компания Klotz Audio Interface Systems (Klotz AIS GmbH) занимается производством аудио, видео, оптоволоконных кабелей, разъемов для них, мультикоров и коммутационных панелей, она была основана в Баварии в 1980 году. Компания предоставляет пятилетнюю гарантию на всю свою продукцию, которая производится по стандартам IEC (Европейская Электротехническая Комиссия). Кабельно-коммуникационной продукцией этой компании оснащены Большой театр, Лужники, Сиднейский Оперный театр (Sydney Opera House) и т.д.

Кабели и коммуникационные элементы этой фирмы маркируются аббревиатурой KLOTZ. Кабели выпускаются в бухтах или в готовом виде, укомплектованные самыми разнообразными разъемами - в зависимости от назначения.

Еще один известный в профессиональном мире производитель - компания Proel S.p.A . Она специализируется в области разработки, производства и продажи аудио, видео и световых систем для шоу, концертов и специальных мероприятий. Компания находится в Италии, была основана в 1991 году. Продукция маркируется аббревиатурой PROEL.

Продукция компании Canare Corporation , которую основал японец Кивио Кавамото в 1970 году, тоже достаточно известна в аудио и видеоиндустрии. Все производственные и сборочные цеха фирмы находятся в Японии. Исключение составляют только разъемы, сборка которых осуществляется в Китае. Вся продукция компании имеет сертификаты ISO-9001 и ISO-14001. Спектр кабельных изделий достаточно широк: микрофонные балансные, акустические, мультикоры, цифровые аудио, коаксиальные и т.п., все кабели маркируются логотипом Canare. Большой спектр выпускаемых коммутационных изделий - от кабельных и панельных разъемов BNC, кабельных RCA, разъемов Jack 3,5 и 6,3 миллиметра до переходников тоже производится под маркировкой Canare.

На протяжении многих лет компания из государства Лихтенщтейн является лидером в производстве высококачественных разъемов, коммутационных панелей, согласующих устройств и прочей коммутационной продукции. Компания была основана в 1975 году Бернхардом Вайнгартнером. Девиз компании - «На один шаг впереди», вся продукция имеет логотип Neutrik.

И еще один «законодатель моды» в производстве коммутационной продукции - американская компания Switchcraft, Inc. Она начала производство разъемов для аудиокабелей еще в 1946 году, в городе Чикаго. Продукция Switchcraft славится не только признанным качеством, но и специальными решениями для эксплуатации в жестких погодных условиях, специализируется компания преимущественно на производстве разъемов, сплиттеров, директ-боксов, коммуникационных панелей.

Сравнительно молодая компания по производству аудиокабелей . Для профессионалов интерес представляют серии инструментальных, микрофонных, сигнальных, аудиокабелей - Paul Dime Studio Silver Custom. В качестве проводников сигнала используются посеребренные из бескислородной меди, в экранной оплетке используется также бескислородная медь с 98-процентным покрытием, защищающим от помех. Бюджетный вариант этой серии - Paul Dime Stage Pro, для подключения аудиосистем - Paul Dime Studio Speaker Cable, разъемы изготавливаются с позолоченными контактами.

Что стоит знать при выборе

О кабельно-коммутационной продукции, выпускаемой именитыми фирмами-производителями, существует множество самых различных мнений, утверждений и легенд. Рассмотрению всех точек зрения влияния на качество воспроизводимого сигнала материалов проводников, экранирующих оболочек, диэлектрического наполнителя посвящено множество статей и исследований. Еще больше материалов посвящено значению золочения и серебрения проводников и контактов на качество звука. Из всего объема информации, зачастую противоречащей друг другу, необходимо учесть при комплектовании любого аудиокомплекса (студии), следующие основные моменты.

Если предстоит выбор между желанием сэкономить и получать удовольствие от качества прослушивания при записи, прослушивании, обработке аудиоинформации - нужно комплектовать аппаратуру только высококачественными кабелями и разъемами известных в мире брендов. На этом не стоит экономить! Однако речь не идет об обязательной закупке кабелей стоимостью несколько десятков евро за метр, если студийное оборудование приобретено по ценам ниже бюджетных.

По возможности необходимо предпочитать подключение с помощью разъемов XLR, они имеют лучшие характеристики по сравнению с остальными. Все кабели вашей студии (монтажные, акустические, сетевые и межблочные) должны быть от одного производителя - для оптимального согласования всех компонентов системы.

Если на аудиокабеле имеется надпись (знак, пометка) о рекомендуемом направлении подключения, то выполняется данное указание. Во всех других случаях направленность включения определяется экспериментально на слух.

Давайте затронем такую тему, как коммутация домашней студии звукозаписи. Помимо всего музыкального оборудования, которое мы рассматривали ранее, нам понадобиться еще и хорошая система коммутации кабеля. То есть соединение всего музыкального оборудования с помощью кабеля. Большинство начинающих звукорежиссеров не придают этому особого значения, так как считают уже последним делом. Но на самом деле это грубая ошибка.

Хотите верьте, хотите нет, но я полностью убежден в том, что качество звука в студии любого класса зависит от качества коммутации. Проверялось это неоднократно в самых разных студиях и оборудованиях. Таким образом, можно сделать простой вывод. С безграмотным и некачественным соединением музыкального оборудования добиться хороших результатов нельзя. Именно по этой причине ниже я расскажу обо всех ключевых моментах коммутации в домашней студии звукозаписи.

Виды кабеля

Все кабели, которые используются в студии звукозаписи, делятся на два вида:

  • Балансные или симметричные кабели — содержат в себе два сигнальных кабеля и одну металлическую оплетку.
  • Небалансные или несимметричные — содержат один сигнальный кабель и одну металлическую оплетку.

Я считаю, что в своей студии стоит использовать балансные кабели. Называются они так потому, что распаиваются одинаково с обоих концов и их сигнальные жилы не перепутаны местами. Такая распайка дает преимущество в меньшем количестве шумов, которые возникают от различных наводок.

Виды разъемов

Давайте рассмотрим необходимые нам виды разъемов. Однако для начала, нужно разобраться в составных частях:

  • Гнездо — это то, куда подсоединяют кабель;
  • Штекер — это то, что подсоединяют.

Разъемы, которые используются в студии звукозаписи, бывают 4 видов:

Jack (может называться как толстый или большой джек) — его размер 6,3 мм. Еще он обозначается, как 1,4 дюйма. Штекер джек может быть двухконтактным и трехконтактным. Двухконтактный (TS) происходит от (Tip) (3) , то есть кончик и (Sleeve) (1) , то есть сама гильза. Разделено все это пластиковым черным колечком (4) . По сути здесь два контакта — тип и гильза. Что касается трехконтактного джека (TRS) , то здесь есть Tip (3) , Sleeve (1) и дополнительно добавлен Ring (кольцо в штекере) (2) , к которому подходит контакт pro-канала либо инвертирная фаза сигнала.

Трехконтактные джеки используются не только в качестве стерео, но и в качестве балансных моно-кабелей при определенной распайке. То есть если трехконтактный jack может использоваться в моно и стерео, то двухконтактный только в качестве моно-джека. Разъем jack обычно используют при подключении гитары, клавишных инструментов (например, синтезатор) , а также процессоров звуковых эффектов. Еще такой разъем стерео джека может использоваться для балансного к звуковой карте и подключения к ней и усилителя для наушников. По сути, это довольно-таки универсальный разъем.

— этот разъем, кроме как, размером больше ничем и не отличается. Бывает как двухконтактный, так и трехконтактный. В профессиональной среде minijack, пожалуй, используется только в . Поэтому более подробно о нем мы останавливаться не будем.

Canon XLR (XLR 3) — это профессиональный разъем и в бытовой аудиотехнике он, как правило, не применяется. Представляет собой металлический (иногда пластиковый) разъем с тремя штырьками. Как и в случае с джеком, эти штыри соответствуют тремя контактам: sleeve, tip и ring. С помощью такого xlr разъема коммутируется довольно большой объем студийного оборудования. Например, мониторы, предусилитель с микрофоном, а также микрофон с микшерным пультом, с аудиоинтерфейсом и многое другое.

(разъем тюльпан) — он часто встречается в бытовой аппаратуре, но может встречаться на некоторых бюджетных звуковых платах или мониторах. Обычно используется два разъема (левый и правый каналы) . В профессиональных студиях звукозаписи тюльпаны используются по большей части как разъемы цифрового интерфейса S/PDIF. Иногда встречаются и на как выходы для записывающего устройства. Но все же очень часто такой разъем встречается именно в бытовой технике и видеоаппаратуре.

Схема распайки кабеля

Я не буду рассматривать схему распайки кабеля, так как это очень долго. Но полностью оставить такую важную тему без внимания мы просто не можем. Поэтому я прилагаю графические схемы распайки всех необходимых соединительных кабелей и схемы подключения коммутации различного оборудования в домашней студии звукозаписи. Кликните по изображению чтобы увеличить.

Balanced

Unbalanced

Insert Leads

’Y’ Leads (Balanced)

Headphone Splitter

Headphone Separator

’Y’ Leads (Unbalanced)

Вы спросите: «А зачем вообще, паять? Почему нельзя купить готовые соединительные кабели?» Да, купить готовые можно. Но проблема в том, что не все кабели можно легко найти. А готовые распаянные обойдутся вам дороже, чем покупка отдельного кабеля, штекеров и дальнейшая распайка. Еще преимущество заключается в том, что можно купить кабель именно необходимой длины.

Но здесь есть и свои минусы. Дело в том, что не все умеют хорошо паять. В таком случае остается один наиболее оптимальный вариант — купить необходимый кабель и штекеры отдельно. А затем отдать все это профессионалу, который качественно все спаяет. Это выгодно во всех отношениях.

Теперь я хочу вам дать ряд советов по коммутации в домашней студии звукозаписи. Вы должны запомнить и по возможности следовать им. Вот эти рекомендации:

  • Используйте только качественные кабели и разъемы . На этом не экономьте. Конечно, покупать кабель стоимостью в несколько десятков долларов за метр для менее бюджетной аппаратуры будет бессмысленно. Но и покупать поддельные и некачественные изделия за пару рублей за метр от неизвестных производителей тоже не вариант. Я доверяю таким производителям, как Klotz и Proel .
  • Используйте одинаковые кабели для подсоединения одинаковых компонентов. Например, при подключении мониторов к аудиоинтерфейсу, каждый из них должен быть подключен к интерфейсу с одинаковым кабелем. Причем как по длине и распайке, так и по фирме производителя и даже самой модели.
  • Выбирайте балансное подключение. Такое подключение дает намного меньше шумов, которые происходят от различных наводок и позволяет использовать более длинные кабели.
  • Предпочитайте по возможности подключение с помощью разъемов XLR. Они обладают лучшими характеристиками по сравнению с остальными. Но если такой возможности у вас нет, например, когда выходы аудиоинтерфейса использованы джек, а на входе джек и xlr, то тогда используйте кабель джек джек.
  • Если вы решите паять кабели самостоятельно — будьте очень внимательны и не перепутайте местами сигнальные жилы. В противном случае может возникнуть такая вещь, как противофаза и при записи стерео-сигнала в таком случае звука вообще, не будет слышно. А при воспроизведении звук будет взаимоподавляться, то есть один канал будет поедать другой. Поэтому если вы решите паять кабель самостоятельно, то руководствуйтесь теми схемами, которые приложены в этой статье.

На этом мы заканчиваем разбирать тему. Теперь вы знаете, какая должна быть коммутация в домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, какой вид кабеля лучше использовать, какие бывают виды разъемов и схемы распайки кабеля. Также в конце я давал вам полезные советы по коммутации кабеля в студии. Старайтесь обязательно их соблюдать.

Для людей, чья профессиональная деятельность не связана с видео и аудио аппаратурой, бывает довольно сложно понять, как разъем используется для подключения техники и оборудования. Например, у Вас был DVD-плеер, он устарел и теперь пришла пора покупать новый - как узнать подойдет ли видеовыход к старому телевизору? Тот же вопрос может возникнуть и при покупке в дополнение к компьютеру и телевизору звуковой аппаратуры. Если Вы пытаетесь самостоятельно купить починить разъем, будьте готовы к тому, что продавец на радиорынке не поймет описание «черненький» или «зелененький», а внешнее сходство разъемов не всегда означает, что это один и тот же тип. Эта статья и видео помогут Вам опознать любой аудио и видео разъем.

TRS – наиболее распространенный тип аудио-разъемов, прародитель всех использующихся сегодня в портативной технике разъемов для передачи звука.

Есть три типа TRS разъемов:

jack ¼ (6,35 мм);

mini-jack (3.5 мм);

micro-jack (2.5 мм).









XLR Neutrik – тип разъема, разработанный основателем компании Canon, Джеймсом каноном. Разъем используется для симметричной передачи сигнала, нашел широкое применение в профессиональной сфере.



Toslink Optical Audio - решение от компании Toshiba. Главным отличим считается использование цифрового формата передачи - единиц и нолей, тогда как другие интерфейсы используют высокие и низкие уровни напряжения. Вытеснен, набравшим широкое распространение, интерфейсом HDMI.




VGA – видеоразъемы, использующие аналоговый тип передачи цвета. Используется для компьютеров и видеоадаптеров с 1987 года. В свое время имел огромный потенциал, благодаря уменьшению использующихся в кабеле количества проводов. Давал возможность использовать мониторы и видеоадаптеры с различными значениями количества поддерживаемых цветов.





DVI – цифровой интерфейс для передачи видео в высоком качестве. Существует три основных модификации:

DVI-A Single Link - только аналоговая передача.

DVI-I - аналоговая и цифровая передача.

DVI-D - только цифровая передача.

Используется в основном модификация DVI-I, поэтому окончание «-I» чаще всего просто опускается. Так же существует Mini-DVI для портативных устройств.






HDMI - интерфейс подключения устройств для передачи данных с высоким качеством. Разъем является прямым продолжением DVI, поэтому подключение этих двух форматов между собой не вызывает особых трудностей. HDMI намного меньше, благодаря чему он широко используется в портативных устройствах, как телефоны, планшеты и ноутбуки.




Р азъем D isplay или DisplayPort - один из самых современных и активно развивающихся интерфейсов. В 2006 году появилась первая версия, а на 1 марта 2016 года используется версия 1.4. Канал для передачи данных - 10,8 Гбит/с, против 10,2 Гбит/с у HDMI, однако скорость передачи вдвое больше при меньшем потреблении энергии. Дает возможность использовать 128-битное AES шифрование. Максимальная длина кабеля составляет 15 метров.

Mini Display имеет вдвое меньшую пропускную способность, по сравнению с HDMI, но и значительно меньшие габариты, что дает широкие возможности для использования в портативных устройствах.








S-Video – аналоговый интерфейс передачи видео сигнала. Имеет более высокую четкость и качество по сравнению с аналогами, но непригоден для передачи теле сигнала в HD качестве, поскольку передает лишь изображение (для звука нужен отдельный кабель). Разработан и внедрен в эксплуатацию в 1980х годах.




Или - привычный для всех интерфейс подключения антенны к телевизору. Патент № 1407 в Британии на коаксиальный Оливер Хевисайд получил еще в 1880 году, а компания Siemens & Halske патентует такой же кабель в 1884. В 1936 кабель впервые использовался для теле трансляции - это были олимпийские игры в Берлине.
Коаксиальный кабель использует для передачи данных электрический сигнал, поэтому в нем присутствует напряжение.









Для объединения двух коаксиальных кабелей или подключения кабеля к оборудованию используется .



Thunderbolt , может встречаться под названием Light Peak - интерфейс, разработанный компанией Intel при поддержке Apple, для передачи любых данных со скоростью 10 Гбит/сек по медному и до 20 Гбит/сек по оптическому кабелю. Объединяет функции PCI и DisplayPort, дает возможность подключить до 6 объединенных в цепочку устройств к одному порту. Доработка интерфейса не прекращается - Thunderbolt 3 имеет пропускную способность 40 Гбит/сек и способен объединить видеадаптер с двумя 4К мониторами или обеспечить передачу данных на 5К монитор.







Для подключения звуковой аппаратуры или проведения других бытовых приборов, а также организации связи между двумя типами техники используется оптический кабель для звука, который и по своей конструкции, и по принципу работы значительно отличается от обычных проводов с металлическими жилами. В данной статье рассмотрены состав указанного проводника, его назначение и сферы применения, а также принцип работы.

Что такое оптический кабель

Оптический аудиокабель – это тип проводников, по которому сигнал передается не посредством электромагнитного поля, а путем транспортировки светового сигнала, для чего внутренний стержень изделия выполнен из синтетического материала, чаще всего это стекловолокно или пластик. Оптический кабель для подключения аудио,- и видеооборудования можно встретить в каждом доме или производственном помещении, так как с его помощью осуществляется подключение техники с источниками сигналов. Самый распространенный пример – это сети интернет, которые проложены между компьютерами по линиям оптоволоконного проводника.

Указанное изделие, в зависимости от формы исполнения и функциональности, бывают нескольких видов:

  1. Многомодовый, или мультимодовый, кабель для подключения звукового или видеосигналов. В таком изделии траектории световых лучей имеют заметный разброс, в результате чего форма сигнала на приемном конце кабеля искажается. Центральное волокно имеет диаметр 62,5 мкм, а диаметр внешней оболочки – 125 мкм (это иногда обозначается как 62,5/125). Для передачи используется обычный (не лазерный) светодиод, что снижает стоимость и увеличивает срок службы приемопередатчиков, по сравнению с одномодовым кабелем. Длина волны света в многомодовом кабеле равна 0,85 мкм. Допустимая длина кабеля достигает 2-5 км. В настоящее время многомодовый кабель – основной тип оптоволоконного кабеля, так как он дешевле и доступнее. Задержка распространения сигнала в оптоволоконном кабеле не сильно отличается от задержки в электрических кабелях. Типичная величина задержки для наиболее распространенных кабелей составляет около 4-5 нс/м;

  1. Одномодовый кабель имеет стоимость немного выше, чем мультимодовый, но и его качество, а также технические данные гораздо лучше. В одномодовом кабеле практически все лучи проходят один и тот же путь, в результате чего все они достигают приемника одновременно, и форма сигнала практически не искажается. Этот проводник имеет диаметр центрального волокна около 1,3 мкм и передает свет только с такой же длиной волны (1,3 мкм). Дисперсия и потери сигнала при этом очень незначительны, что позволяет передавать сигналы на большое расстояние. Для одномодового кабеля применяются лазерные приемопередатчики, использующие свет исключительно с требуемой длиной волны. Такие приемопередатчики пока еще сравнительно дороги и не слишком долговечны. Однако в перспективе одномодовый кабель должен стать основным, благодаря своим высоким характеристикам.

Указанные кабели являются наиболее распространёнными, поэтому их можно встретить практически в любом аудио,- или видеоустройстве.

Стоит отметить! Цифровой и звуковой проводники отличаются друг от друга, но работают по одной и той же технологии. Отличие заключается в толщине проводника, его компоновке и наружной изоляции. Кабель для передачи звука, как правило, имеет гибкую структуру, мягкий на ощупь и легко складывается пополам. Нередко можно встретить комбинированную сборку, в которой одновременно располагаются и звуковые, и цифровые жилы. Они имеют отдельную изоляцию, собранную в общий пучок.

Конструкция оптического провода

Оптический кабель для передачи аудио сигнала состоит из нескольких элементов. В первую очередь, это центральные жилы или волокна, по которым непосредственно протекает свет с информацией. Они состоят из пластика или стекловолокна, могут иметь различный диаметр, в зависимости от исполняемой функции. Благодаря своим свойствам, такие волокна обладают минимальным сопротивлением, поэтому сигнал может передаваться на значительные расстояния без потерь качества. Жилы устойчивы на перелом, могут сгибаться под острым углом, а при скручивании обладают кинетической памятью, поэтому легко компонуются в витую пару или пучок.

Далее от центра к периферии идет защитная оболочка из металлической фольги или трубки, в зависимости от толщины волокон и самого проводника. Такое покрытие предотвращает механическое повреждение несущей арматуры, сохраняет целостность изделия во время скручивания и перелома. Указанный слой чаще всего встречается в кабелях, которые располагаются в агрессивной среде, например, грунте или подвесных кабель каналах. Так как при монтаже таким способом проводник постоянно находится под нагрузкой на растягивание, дополнительное усиление в виде металлической фольги компенсирует и снимает натяжение.

Завершающей оболочкой является изоляционный материал в виде ПВХ шланга, который бывает с плотным прилеганием к основной жиле или с воздушной прослойкой для обеспечения мягкости и упругости изделия. Такая изоляция служит защитой от механических повреждений, попадания влаги и загрязнений. Часто производители добавляют в состав завершающего покрытия резину, что делает кабель более упругим и устойчивым к растяжению и вибрациям.

Существует отдельный вид цифрового оптического аудиокабеля, который, кроме звука в цифровом формате, призван передавать видео изображения и файлы. К таким относятся провод HDMI, который входит в комплектацию большинства современных телевизоров и аудиосистем. Кроме оптических волокон, проводящих звуковой сигнал, в состав проводника входят жилы для другой информации, видео файлов, таких прожилин может быть несколько или одна общая.

Для снабжения по одному проводнику и передаваемым световым сигналом и электрическим током в конструкцию некоторых кабелей включены слаботочные провода типа AWG, выполненные из меди или алюминия. Такой проводник исполняет сразу несколько функций и может одновременно питать прибор электричеством и передавать аудио звук.

Применение

Оптический звуковой кабель применяется во многих сферах, где необходимо обеспечить передачу информации от носителя до потребляющего устройства. Данное изделие можно использовать для следующих целей:

  1. В автомобильной промышленности для организации аудиосистемы транспортного средства. В данном случае проводник прокладывается от устройства воспроизведения на внешние динамики, в результате колонки снабжаются и звуковым сигналом, и питанием по слаботочной схеме. Благодаря своим свойствам, оптический кабель обладает низким сопротивлением, поэтому звук передается в первозданном виде без искажений и провалов;
  2. В системах оповещения о возникновении аварийной ситуации или пожаров внутри общественных зданий. Благодаря скорости передачи сигнала по оптическому проводнику, время от реагирования блока системы и до включения оповещения минимально, к тому же наружная изоляция провода устойчива к попаданию влаги и в случае срабатывания автоматики тушения, кабель не пострадает и будет исправно работать;
  3. В последнее время многие производители телефонов стали использовать такую технологию в изготовлении гарнитуры для прослушивания аудио файлов. Конечно, оптический кабель немного дороже, чем классический из металла, но благодаря современным технологиям и качеству материала этот параметр постепенно выравнивается.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптический кабель для передачи звука является оптимальной заменой для устаревших аналоговых проводов из меди или алюминия, он постепенно набирает популярность среди производителей цифровой техники и других устройств.

Видео

Коннект? Есть коннект!

31.03.2009 17:25 Владимир Закаменный

В прошлых статьях мы рассказывали о форматах носителей и файлов , об основных форматах многоканального звука , а также о технологиях трехмерного звука . В этот раз речь пойдет о различных типах соединений для аудио и видеосигнала.

Интерфейсы для передачи видеосигнала

Композитный интерфейс

Самый старый из применяемых ныне типов соединения. В дешевых телевизорах это единственный видеовход. Представляет собой один разъем типа RCA (тюльпан), как правило, желтого цвета.

В эпоху VHS такой способ передачи видеоизображения был единственным, но с появлением DVD появились новые способы подключения видеоустройств к телевизору, которые обеспечивают более высокое качество изображения.

К достоинствам композитного видеоинтерфейса можно отнести то, что им оснащены практически все телевизоры. Главный же недостаток состоит в том, что он немного огрубляет изображение, убирая мелкие детали.

S-Video (или Y/C)

Интерфейс S-Video (Separate Video ) используется для передачи видеосигнала. Представляет собой круглый четырехконтактный разъем, в котором для подачи сигналов цветности (C) и яркости/синхронизации (Y) используются отдельные провода (отсюда и название - Separate Video).

Соединение по этому стандарту обеспечивает неплохое качество изображения при применении простых DVD-систем, но на высококачественных проигрывателях и телевизорах дает заметное «замыливание» картинки. Разницу в качестве изображения между композитным интерфейсом и S-Video можно заметить только на телевизорах с достаточно большой диагональю (25 дюймов и выше).

Компонентный интерфейс (или YUV)

Представляет собой три разъема типа RCA зеленого, красного и синего цветов, обозначаемые Y, P/r, P/b (или Y, C/r, C/b). По отдельным проводам передаются сигналы яркости/развертки (Y) и два цветоразностных сигнала (U и V). Именно в таком формате кодируется цветовая информация при записи на DVD, а также при трансляции эфирных передач.

Данный тип соединения позволяет получить наилучшее для телевизора качество изображения (именно для телевизора, поскольку окончательная обработка сигнала происходит в его тракте). Полностью оценить все преимущества компонентного интерфейса можно только на телевизорах с большой диагональю (29-36 дюймов или больше).

Это стандартный интерфейс для компьютерных мониторов, видеопроекторов, плазменных панелей и ЖК-телевизоров. Он включает в себя сигналы трех основных цветов, сигналы синхронизации и специальный канал для передачи служебной информации. Интерфейс VGA позволяет передавать видеоизображение практически без искажений, с очень высоким качеством. В качестве разъема обычно используется HD D-Sub 15 pin.

DVI интерфейс

Интерфейс DVI (Digital Visual Interface ) используется для передачи видеосигнала в цифровом виде. Поскольку передача видеосигнала происходит в цифровом виде, изображение передается безо всяких искажений и помех. Предназначается для передачи видеоизображения на цифровые устройства отображения, такие как ЖК-мониторы и проекторы.

Формат данных, используемый в DVI , основан на PanelLink - формате последовательной передачи данных, разработанном фирмой Silicon Image. Использует технологию высокоскоростной передачи цифровых потоков TMDS (Transition Minimized Differential Signaling, дифференциальная передача сигналов с минимизацией перепадов уровней) - три канала, передающие потоки видео и дополнительных данных, с пропускной способностью до 3,4 Гбит/с на канал.

Single link DVI состоит из четырёх витых пар (красный, зелёный, синий, и clock), обеспечивающих возможность передавать 24 бита на пиксель. С ним может быть достигнуто максимальное возможное разрешение 2,6 мегапиксела при 60 Гц.

Существует три вида DVI : DVI-A - только аналоговая передача, DVI-I - аналоговая и цифровая передача, DVI-D - только цифровая передача. При аналоговой передаче достигается пропускная способность RGB-сигнала в 400 МГц (−3 dB), при цифровой передаче минимальная тактовая частота составляет 21,76 МГц, максимальная тактовая частота в одинарном режиме - 165 МГц, максимальная тактовая частота в двойном режиме ограничивается только кабелем.

Интерфейсы для передачи аудиосигнала

Линейный выход

Это основной интерфейс для передачи аудиосигнала между отдельными компонентами музыкального комплекса. Данный интерфейс используется для подключения стереоколонок, поэтому при использовании многоканальной акустической системы этот разъем не будет задействован.

Микрофонный вход

Микрофонный вход предназначен для подключения микрофона. Микрофон может использоваться для усиления звучания человеческого голоса, для караоке, для калибровки объемного звука. Количество таких входов определяет, сколько микрофонов могут быть подключено одновременно.

Выход на наушники

Наушники используются для индивидуального прослушивания музыки, для сохранения тишины в помещении, например, ночью. Подключение наушников напрямую к домашнему кинотеатру может быть удобным в том случае, если у вашего телевизора нет выхода на наушники. С помощью наушников также можно слушать музыкальные диски, не включая при этом телевизор.

Выход на сабвуфер

Сабвуфер - специальный громкоговоритель для воспроизведения басовых звуков низкой частоты. При просмотре фильмов сабвуфер помогает воспроизвести звуки выстрелов, взрывов и т. п. Во многих многоканальных усилителях и AV-ресиверах предусмотрен выход для подключения активного (с собственным встроенным усилителем) сабвуфера.

Представляет собой шесть линейных разъемов (RCA), которые используются для передачи многоканального звука стандарта 5.1 в аналоговой форме. Большинство домашних кинотеатров оснащены этим выходом.

6.1CH

Это семь линейных разъемов, которые используются для передачи многоканального звука стандарта 6.1 в аналоговой форме. С помощью этого интерфейса к усилителю можно подключить медиаплеер, усилитель или звуковую карту 6.1.

Представляет собой восемь линейных входов, которые используются для передачи многоканального звука стандарта 7.1 в аналоговой форме. Разъем 7.1CH используется для подключения усилителя мощности или активной акустической системы стандарта 7.1 к домашнему кинотеатру.

Коаксиальный интерфейс

Коаксиальный вход используется для передачи цифрового аудиосигнала, причем через этот интерфейс можно передавать как многоканальный, так и стереофонический звук. Для подключения по цифровому коаксиальному входу можно использовать простой экранированный аудиокабель с разъемом RCA («тюльпан»).

Оптический выход

Используется для передачи цифрового аудиосигнала по оптическому кабелю. Через этот интерфейс можно передавать как многоканальный, так и стереофонический звук. Из преимуществ оптического интерфейса можно отметить то, что он полностью защищен от электрических помех.

Смешанные интерфейсы (для аудио и видеосигнала)

RCA jack (также называемый phono connector , или CINCH/AV connector , а также в просторечии «тюльпан ») - стандарт разъема, широко применяемый в аудио- и видеотехнике.

Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъема в начале 1940-х годов для подключения фонографов к усилителям.

В русском языке подобный тип разъема часто называют «тюльпан».

Разъемы RCA применяются для передачи видеосигнала и стереофонического звука: желтый - для видеосигнала, белый - для моно аудио сигнала или левого канала стереофонического аудио-сигнала, красный - для правого канала стереофонического аудио-сигнала.

SCART (или евроразъем)

Европейский стандарт для подключения мультимедийных устройств, таких как телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель. Ровесник композитного интерфейса, предложенный французским объединением разработчиков радиотелеаппаратуры Syndicat des Constructeurs d’Appareils, Radiorecepteurs et Televiseurs (сокращенно SCART ). Другие названия: Peritel , евроразъем , Euro-AV .

SCART унифицирует соединения различных устройств, он объединяет все необходимые сигналы в одном многополюсном штекере. Представляет собой плоский двухрядный 21-контактный разъем, на который выводятся видеосигналы различных форматов, звуковой стереосигнал, а также сигналы управления. Форма разъема делает невозможным присоединить штекер ошибочно. Небольшим ограничением является то, что нужно приложить физическую силу для соединения или разъединения гнезда и штекера.

Сегодня каждый произведенный для Европы теле- или видеоаппарат оснащен как минимум одним SCART’ом. До появления стандарта SCART использовалось большое количество разных разъемов, что часто затрудняло соединение устройств, произведенных разными фирмами. Различия имелись как в физическом исполнении разъемов, так и в спецификациях сигналов.

DV (IEEE 1394)

Последовательный интерфейс передачи данных. В некоторых случаях может использоваться для передачи аудиосигнала и видеосигнала. Он получил широкое распространение благодаря видеокамерам формата miniDV. При помощи интерфейса DV видеокамеру можно подключить к DVD-рекордеру и сразу же переписать с нее видео на DVD-диск.

При записи с цифровых видеокамер для подключения желательно использовать не аналоговый, а цифровой интерфейс DV (IEEE 1394) . Выбор цифрового интерфейса позволит вам избежать потери качества, возникающей при использовании аналоговых видеоинтерфейсов (композитного, S-Video).

HDMI интерфейс

HDMI (High-Definition Multimedia Inteface - мультимедийный интерфейс высокого разрешения) – цифровой разъем, представляющий собой две разновидности малогабаритных разъемов: 19- и 29-контактные. В любом из вариантов обеспечивает передачу восьмиканального звука в формате 192 кГц / 24 бит и видеосигнала, совместимого со стандартами телевидения высокой четкости. Требует цифрового декодера в телевизоре.

HDMI имеет пропускную способность в пределах от 4,9 до 10,2 Гбит/с, рекомендуемая длина кабеля составляет 1,5 м, однако возможно подключение на расстоянии до 5 метров. Стандарт поддерживает управляющие протоколы CES и европейский AV.link.

В этом интерфейсе предусмотрена поддержка технологии защиты от нелегального копирования HDCP (High-bandwidth Digital Content Protection). Является современной заменой аналоговых стандартов подключения, таких как SCART или RCA . Это наиболее перспективный формат на ближайшие годы, причем с избыточным для классического DVD качеством. Интерфейс HDMI обратно совместим с DVI .

DisplayPort

Новый стандарт сигнального интерфейса для цифровых дисплеев. Принят VESA (Video Electronics Standart Association) в мае 2006. DisplayPort предполагается к использованию в качестве наиболее современного интерфейса соединения аудио и видеоаппаратуры, в первую очередь для соединения компьютера с дисплеем, или компьютера и систем домашнего кинотеатра.

Поддерживает HDCP версии 1.3 и имеет пропускную способность вдвое большую, чем Dual-Link DVI, низкий вольтаж питания и мало восприимчив к посторонним наводкам, размеры разъема Mini DisplayPort примерно равны USB.

Технология, реализованная в DisplayPort , позволит передавать одновременно как графические, так и аудио сигналы. Основное отличие от HDMI - более широкий канал для передачи данных (10,8 Гбит/с вместо 5 Гбит/с), что обеспечит высокие разрешения. Максимальная длина кабеля DisplayPort в три раза больше, чем у HDMI - 15 метров против 5. Ну а вместо HDCP, защиты от копирования, будет реализована технология DPCP (DisplayPort Content Protection) с 128-бит шифрованием.

Универсальные разъемы (для подключения внешних устройств)

USB

USB - последовательный интерфейс для передачи данных. Существует два вида этого интерфейса, различающиеся формой разъема: USB Type A и USB Type B . Интерфейс USB (тип A) используется для подключения к домашнему кинотеатру USB-флеш-накопителя или внешнего жесткого диска с поддержкой этого интерфейса. На домашнем кинотеатре с USB-интерфейсом можно прослушивать музыку и просматривать видеофайлы, записанные на «флешке». С помощью порта USB (тип B) можно подключить домашний кинотеатр к ПК и прослушивать музыку или смотреть видео с компьютера.

Ethernet

Распространенная технология передачи данных в компьютерных сетях, практически все современные компьютеры оснащены интерфейсом Ethernet . С помощью него можно подключить домашний кинотеатр к домашней локальной сети и просматривать сохраненные на жестком диске компьютера фотографии, видеофайлы, слушать музыку в формате MP3. В домашних кинотеатрах в качестве интерфейса Ethernet обычно используется Ethernet 10/100BASE-T с разъемом RJ-45.

RS-232 - последовательный интерфейс для передачи данных. Через этот интерфейс с помощью специального программного обеспечения, установленного на компьютере, можно дистанционно менять настройки домашнего кинотеатра. В некоторых моделях через RS-232 можно сменить прошивку цифровой части устройств или изменить технологические параметры.

FireWire (iLink)

FireWire (iLink ) - последовательный интерфейс передачи данных. В некоторых случаях может использоваться для передачи аудиосигнала и видеосигнала. В AV-усилителях и ресиверах обычно присутствует несколько аудио и видеовходов. С их помощью вы можете подключить всю вашу аудио- и видеоаппаратуру. На пульте дистанционного управления усилителя можно будет выбрать требуемый источник звука для усиления или источник AV-сигнала для просмотра на телевизоре.