Иногда некоторые приложения на Android чем-то не устраивают пользователя. В качестве примера можно привести назойливую рекламу. А то бывает и так - всем хороша программа, да только перевод в ней или кривой, или вовсе отсутствует. Или, например, программа триальная, а получить полную версию возможности нет. Как же изменить ситуацию?
В этой статье мы поговорим о том, как разобрать пакет APK с приложением, рассмотрим его внутреннюю структуру, дизассемблируем и декомпилируем байт-код, а также попробуем внести в приложения несколько изменений, которые могут принести нам ту или иную выгоду.
Чтобы сделать все это самостоятельно, потребуются хотя бы начальные знания языка Java, на котором пишутся приложения для Android, и языка XML, который используется в Android повсеместно - от описания самого приложения и его прав доступа до хранения строк, которые будут выведены на экран. Также понадобится умение обращаться со специализированным консольным софтом.
Итак, что же представляет собой пакет APK, в котором распространяется абсолютно весь софт для Android?
В статье мы работали только с дизассемблированным кодом приложения, однако если в большие приложения вносить более серьезные изменения, разобраться в коде smali будет гораздо сложнее. К счастью, мы можем декомпилировать код dex в Java-код, который будет хоть и не оригинальным и не компилируемым обратно, но гораздо более легким для чтения и понимания логики работы приложения. Чтобы сделать это, нам понадобятся два инструмента:
Использовать их следует так. Сначала запускаем dex2jar, указывая в качестве аргумента путь до apk-пакета:
% dex2jar.sh mail.apk
В результате в текущем каталоге появится Java-пакет mail.jar, который уже можно открыть в jd-gui для просмотра Java-кода.
Пакет приложения Android, по сути, является обычным ZIP-файлом, для просмотра содержимого и распаковки которого никаких специальных инструментов не требуется. Достаточно иметь архиватор - 7zip для Windows или консольный unzip в Linux. Но это что касается обертки. А что внутри? Внутри же у нас в общем случае такая структура:
Перечисленные файлы и каталоги есть если не во всех, то, пожалуй, в абсолютном большинстве APK. Однако стоит упомянуть еще несколько не столь распространенных файлов/каталогов:
Этот каталог используют производители игр, помещая туда движок игры, написанный на C/C++, а также создатели высокопроизводительных приложений (например, Google Chrome). С устройством разобрались. Но как же получить сам файл пакета интересующего приложения? Поскольку без рута с устройства забрать файлы APK не представляется возможным (они лежат в каталоге /data/app), а рутить не всегда целесообразно, имеется как минимум три способа получить файл приложения на компьютер:
Какой из них использовать - дело вкуса; мы предпочитаем использовать отдельные приложения, поэтому опишем использование Real APK Leecher, тем более что написан он на Java и, соответственно, работать будет хоть в винде, хоть в никсах.
После запуска программы необходимо заполнить три поля: Email, Password и Device ID - и выбрать язык. Первые два - e-mail и пароль твоего гуглоаккаунта, который ты используешь на устройстве. Третий же является идентификатором устройства, и его можно получить, набрав на номеронабирателе код # #8255## и затем найдя строку Device ID. При заполнении надо ввести только ID без префикса android-.
После заполнения и сохранения нередко выскакивает сообщение «Error while connecting to server». Оно не имеет отношения к Google Play, поэтому смело его игнорируй и ищи интересующие тебя пакеты.
Допустим, ты нашел интересующий тебя пакет, скачал, распаковал… и при попытке просмотра какого-нибудь XML-файла с удивлением обнаружил, что файл не текстовый. Чем же его декомпилировать и как вообще работать с пакетами? Неужели необходимо ставить SDK? Нет, SDK ставить вовсе не обязательно. На самом деле для всех шагов по распаковке, модификации и упаковке пакетов APK нужны следующие инструменты:
Использовать все эти инструменты можно и по отдельности, но это неудобно, поэтому лучше воспользоваться более высокоуровневым софтом, построенным на их основе. Если ты работаешь в Linux или Mac OS X, то тут есть инструмент под названием apktool . Он позволяет распаковывать ресурсы в оригинальный вид (в том числе бинарные XML- и arsc-файлы), пересобирать пакет с измененными ресурсами, но не умеет подписывать пакеты, так что запускать утилиту signer придется вручную. Несмотря на то что утилита написана на Java, ее установка достаточно нестандартна. Сначала следует получить сам jar-файл:
$ cd /tmp $ wget http://bit.ly/WC3OCz $ tar -xjf apktool1.5.1.tar.bz2
$ wget http://bit.ly/WRjEc7 $ tar -xjf apktool-install-linux-r05-ibot.tar.bz2
$ mv apktool.jar ~/bin $ mv apktool-install-linux-r05-ibot/* ~/bin $ export PATH=~/bin:$PATH
Если же ты работаешь в Windows, то для нее есть превосходный инструмент под названиемVirtuous Ten Studio , который также аккумулирует в себе все эти инструменты (включая сам apktool), но вместо CLI-интерфейса предоставляет пользователю интуитивно понятный графический интерфейс, с помощью которого можно выполнять операции по распаковке, дизассемблированию и декомпиляции в несколько кликов. Инструмент этот Donation-ware, то есть иногда появляются окошки с предложением получить лицензию, но это, в конце концов, можно и потерпеть. Описывать его не имеет никакого смысла, потому что разобраться в интерфейсе можно за несколько минут. А вот apktool, вследствие его консольной природы, следует обсудить подробнее.
Рассмотрим опции apktool. Если вкратце, то имеются три основные команды: d (decode), b (build) и if (install framework). Если с первыми двумя командами все понятно, то что делает третья, условный оператор? Она распаковывает указанный UI-фреймворк, который необходим в тех случаях, когда ты препарируешь какой-либо системный пакет.
Рассмотрим наиболее интересные опции первой команды:
Пользоваться apktool очень просто, для этого достаточно указать одну из команд и путь до APK, например:
$ apktool d mail.apk
После этого в каталоге mail появятся все извлеченные и дизассемблированные файлы пакета.
Теория - это, конечно, хорошо, но зачем она нужна, если мы не знаем, что делать с распакованным пакетом? Попробуем применить теорию с пользой для себя, а именно модифицируем какую-нибудь софтину так, чтобы она не показывала нам рекламу. Для примера пусть это будет Virtual Torch - виртуальный факел. Для нас эта софтина подойдет идеально, потому что она под завязку набита раздражающей рекламой и к тому же достаточно проста, чтобы не потеряться в дебрях кода.
Итак, с помощью одного из приведенных способов скачай приложение из маркета . Если ты решил использовать Virtuous Ten Studio, просто открой APK-файл в приложении и распакуй его, для чего создай проект (File -> New project), затем в контекстном меню проекта выбери Import File. Если же твой выбор пал на apktool, то достаточно выполнить одну команду:
$ apktool d com.kauf.particle.virtualtorch.apk
После этого в каталоге com.kauf.particle.virtualtorch появится файловое дерево, похожее на описанное в предыдущем разделе, но с дополнительным каталогом smali вместо dex-файлов и файлом apktool.yml. Первый содержит дизассемблированный код исполняемого dex-файла приложения, второй - служебную информацию, необходимую apktool для сборки пакета обратно.
Первое место, куда мы должны заглянуть, - это, конечно же, AndroidManifest.xml. И здесь мы сразу встречаем следующую строку:
Нетрудно догадаться, что она отвечает за предоставление приложению полномочий на использование интернет-соединения. По сути, если мы хотим просто избавиться от рекламы, нам, скорее всего, достаточно будет запретить приложению интернет. Попытаемся это сделать. Удаляем указанную строку и пробуем собрать софтину с помощью apktool:
$ apktool b com.kauf.particle.virtualtorch
В каталоге com.kauf.particle.virtualtorch/build/ появится результирующий APK-файл. Однако установить его не получится, так как он не имеет цифровой подписи и контрольных сумм файлов (в нем просто нет каталога META-INF/). Мы должны подписать пакет с помощью утилиты apk-signer. Запустили. Интерфейс состоит из двух вкладок - на первой (Key Generator) создаем ключи, на второй (APK Signer) подписываем. Чтобы создать наш приватный ключ, заполняем следующие поля:
Остальные поля, в общем-то, необязательны - но необходимо заполнить хотя бы одно.
Чтобы подписать приложение с помощью apk-signer, ты должен установить Android SDK и указать полный путь до него в настройках приложения.
Вся информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Ни редакция, ни автор не несут ответственности за любой возможный вред, причиненный материалами данной статьи.
Теперь этим ключом можно подписать APK. На вкладке APK Signer выбираем только что сгенерированный файл, вводим пароль, алиас ключа и пароль к нему, затем находим файл APK и смело жмем кнопку «Sign». Если все пройдет нормально, пакет будет подписан.
Так как мы подписали пакет нашим собственным ключом, он будет конфликтовать с оригинальным приложением, а это значит, что при попытке обновить софтину через маркет мы получим ошибку.
Цифровая подпись необходима только стороннему софту, поэтому если ты занимаешься модификацией системных приложений, которые устанавливаются копированием в каталог /system/app/, то подписывать их не нужно.
После этого скидываем пакет на смартфон, устанавливаем и запускаем. Вуаля, реклама пропала! Вместо нее, однако, появилось сообщение, что у нас нет интернета или отсутствуют соответствующие разрешения. По идее, этого могло бы и хватить, но сообщение выглядит раздражающе, да и, если честно, нам просто повезло с тупым приложением. Нормально написанная софтина, скорее всего, уточнит свои полномочия или проверит наличие интернет-соединения и в противном случае просто откажется запускаться. Как быть в этом случае? Конечно, править код.
Обычно авторы приложений создают специальные классы для вывода рекламы и вызывают методы этих классов во время запуска приложения или одной из его «активностей» (упрощенно говоря, экранов приложения). Попробуем найти эти классы. Идем в каталог smali, далее com (в org лежит только открытая графическая библиотека cocos2d), далее kauf (именно туда, потому что это имя разработчика и там лежит весь его код) - и вот он, каталог marketing. Внутри находим кучу файлов с расширением smali. Это классы, и наиболее примечателен из них класс Ad.smali, по названию которого нетрудно догадаться, что именно он выводит рекламу.
Мы могли бы изменить логику его работы, но гораздо проще будет тупо убрать вызовы любых его методов из самого приложения. Поэтому выходим из каталога marketing и идем в соседний каталог particle, а затем в virtualtorch. Особого внимания здесь заслуживает файл MainActivity.smali. Это стандартный для Android класс, который создается Android SDK и устанавливается в качестве точки входа в приложение (аналог функции main в Си). Открываем файл на редактирование.
Внутри находится код smali (местный ассемблер). Он довольно запутанный и трудный для чтения в силу своей низкоуровневой природы, поэтому мы не будем его изучать, а просто найдем все упоминания класса Ad в коде и закомментируем их. Вбиваем строку «Ad» в поиске и попадаем на строку 25:
Field private ad:Lcom/kauf/marketing/Ad;
Здесь создается поле ad для хранения объекта класса Ad. Комментируем с помощью установки знака ### перед строкой. Продолжаем поиск. Строка 423:
New-instance v3, Lcom/kauf/marketing/Ad;
Здесь происходит создание объекта. Комментируем. Продолжаем поиск и находим в строках 433, 435, 466, 468, 738, 740, 800 и 802 обращения к методам класса Ad. Комментируем. Вроде все. Сохраняем. Теперь пакет необходимо собрать обратно и проверить его работоспособность и наличие рекламы. Для чистоты эксперимента возвращаем удаленную из AndroidManifest.xml строку, собираем пакет, подписываем и устанавливаем.
Наш подопытный кролик. Видна рекламаОп-па! Реклама пропала только во время работы приложения, но осталась в главном меню, которое мы видим, когда запускаем софтину. Так, подождите, но ведь точка входа - это класс MainActivity, а реклама пропала во время работы приложения, но осталась в главном меню, значит, точка входа другая? Чтобы выявить истинную точку входа, вновь открываем файл AndroidManifest.xml. И да, в нем есть следующие строки:
Они говорят нам (и, что важнее, андроиду) о том, что активность с именем Start должна быть запущена в ответ на генерацию интента (события) android.intent.action.MAIN из категории android.intent.category.LAUNCHER. Это событие генерируется при тапе на иконку приложения в ланчере, поэтому оно и определяет точку входа, а именно класс Start. Скорее всего, программист сначала написал приложение без главного меню, точкой входа в которое был стандартный класс MainActivity, а затем добавил новое окно (активность), содержащее меню и описанное в классе Start, и вручную сделал его точкой входа.
Открываем файл Start.smali и вновь ищем строку «Ad», находим в строках 153 и 155 упоминание класса FirstAd. Он тоже есть в исходниках и, судя по названию, как раз и отвечает за показ объявлений на главном экране. Смотрим дальше, идет создание экземпляра класса FirstAd и интента, по контексту имеющего отношение к этому экземпляру, а дальше метка cond_10, условный переход на которую осуществляется аккурат перед созданием экземпляра класса:
If-ne p1, v0, :cond_10 .line 74 new-instance v0, Landroid/content/Intent; ... :cond_10
Скорее всего, программа каким-то случайном образом вычисляет, нужно ли показывать рекламу на главном экране, и, если нет, перескакивает сразу на cond_10. Ок, упростим ей задачу и заменим условный переход на безусловный:
#if-ne p1, v0, :cond_10 goto:cond_10
Больше упоминаний FirstAd в коде нет, поэтому закрываем файл и вновь собираем наш виртуальный факел с помощью apktool. Копируем на смартфон, устанавливаем, запускаем. Вуаля, вся реклама исчезла, с чем нас всех и поздравляем.
Эта статья лишь краткое введение в методы вскрытия и модификации Android-приложений. За кадром остались многие вопросы, такие как снятие защиты, разбор обфусцированного кода, перевод и замена ресурсов приложения, а также модификация приложений, написанных с использованием Android NDK. Однако, имея базовые знания, разобраться во всем этом - лишь вопрос времени.
Я упоминал о приложении SmartAPKTool. Оно может распаковывать, запаковывать и подписывать изменённые apk-файлы. Её достоинством является наличие графического интерфейса. Однако есть и серьёзный недостаток. SmartAPKTool давно не обновлялся, и программа некорректно распаковывает и запаковывает приложения для свежих версий Android. Поэтому здесь я попытаюсь объяснить, как пользоваться для этих целей приложением apktool .
Замечание 1.
Программу SmartAPKTool по-прежнему удобно использовать для подписи собранных apk-файлов.
Замечание 2.
Ссылки на упомянутые в статье программы находятся ↓
Программа apktool не имеет графического интерфейса. Это является минусом для тех, кто не привык работать с командной строкой. Но есть и плюс: в отличие от SmartAPKTool, мы будем видеть все ошибки, а значит будем знать, что исправить.
Скачаем два архива: один общий для всех систем, другой для нашей системы (в примере - Windows):
Распакуем оба архива в одну и ту же пустую папку (в нашем примере C:\apktool\ ). Её содержимое должно получиться таким:
С этого момента мы можем использовать программу apktool .
Замечание 3.
Пользователям 64-битных версий Linux нужно будет установить пакет ia32-libs:sudo apt-get install ia32-libs
В эту же папку мы кладём тот файл, который нам нужно распаковать. Например, пусть он назвыается orig.apk
Нажав клавишу Shift и удерживая её, щёлкаем правой кнопкой мыши на любом пустом пространстве папки (щёлкать не по файлам!). После этого выбираем пункт „Открыть окно команд“. В появившейся консоли набираем :
apktool decode orig.apk
Файл распакуется:
Теперь у нас в директории C:\apktool\ есть папка с распакованным приложением. Называется она так же, как и исходный файл, за вычетом расширения: C:\apktool\orig\ . Мы можем менять исходные файлы так, как описано в статье Android: как установить два одинаковых приложения на один телефон . После того, как мы сделали изменения, соберём копию приложения, запаковав исходные файлы в apk:
apktool build orig result.apk
Здесь result.apk - имя файла, которое мы придумали для билда копии. Если ошибок нет, то файл соберётся:
Остальное выходит за рамки темы статьи:
Подписывать приложение надо обязательно, иначе оно не установится. Ошибки же встречаются не так часто, и самые распространённые вызывающие их проблемы описаны в статье
Собрать такие файлы обратно в APK достаточно просто. Для этого необходимо запустить apktool с соответствующим флагом сборки и передать ему путь к папке с декомпилированным приложением внутри. Например, если у нас есть папка app, которая размещена в том же каталоге, что и apktool, то команда будет выглядеть так:
Shell
java -jar apktool.jar b app
java - jar apktool .jar b app |
После сборки готовый APK файл будет лежать в каталоге app/build . Далее необходимо подписать APK. Делается это для того, чтобы приложение работало на устройствах, где запрещена отладка. То есть, запуск неподписанных приложений на таких устройствах запрещен. Подробнее, о цифровых сертификатах и процедуре подписывания файлов можно прочитать здесь.
Подписать файл очень просто: для этого есть специальная утилита под названием signapk . Ее необходимо запустить, передав в качестве аргументов сначала сертификаты, затем путь к приложению, и, наконец, путь для подписанного приложения (результат, куда сохранять). Выглядит это примерно так:
Shell
java -jar signapk.jar testkey.x509.pem testkey.pk8 *.apk apk_signed.apk
java - jar signapk .jar testkey .x509 .pem testkey .pk8 * .apk apk_signed .apk |
Где же взять такой сертификат, спросите Вы? Сертификаты можно найти в Интернет. Либо сгенерировать самому. Подробную инструкцию о настройке и генерации всех необходимых файлов можно найти, например, .
Как видите, декомпиляция и сборка APK файлов достаточно простой процесс, который вдобавок можно автоматизировать, облегчая работу исследователю. Сама виртуальная машина Dalvik также проста в освоении и открыта, что, с одной стороны, снижает порог вхождения для разработчиков, с другой – является основной причиной столько большого процента пиратства именно на платформе Android. Отчасти поэтому разработчики, например, игр в основном не заинтересованы в выпуске интересных игр с сюжетом. Намного выгоднее при нынешнем отношении пользователей клепать поразительно похожие друг на друга фермы с донатом. Поэтому, покупаем приложения, поддерживаем разработчиков и в итоге получаем интересный контент. А вот донатить совершенно не нужно!
Всем спасибо, до новых встреч.
В процессе использования различных прошивок для Android-устройств иногда возникает необходимость тем или иным образом изменить системные приложения, встроенные в операционную систему. В данном материале мы подробно рассмотрим этот вопрос.
Естественно, что разобрать и собрать обратно системный APK-файл нужно так, чтобы он работал как следует и стабильно. Давайте разберемся пошагово, что для этого нужно сделать.
Во-первых, нужно произвести процесс деодексирования системных APK-файлов. О том, как это сделать, мы расскажем в .
Итак, .apk-файл был деодексирован и декомпилирован. Разбираем интересующее нас приложение, пускай оно будет носить название, для наглядности примера, framework - res . apk . В голове запоминаем его как оригинальное приложение.
Допустим, все нужные изменения в приложение мы внесли. Подробнее о всех аспектах APK-файлов мы поговорим в . Теперь нужно упаковать его обратно. Готовое упакованное приложение запомним в уме как модифицированное приложение 2.
Теперь мы объясним, зачем нужно было в уме запоминать приложения как оригинальное и модифицированное 2. Собранное программой ApkTool (или с помощью графического расширения пользовательского интерфейса вроде SmartApkTool) приложение работать не будет, но это не проблема. Выполняем следующие действия:
Из этой статьи вы узнаете из чего состоит приложение для андроид, как открыть APK файл и при помощи каких программ.
Смотрим что внутри
По сути.apk это ZIP архив, поэтому посмотреть на внутреннее устройство можно воспользовавшись любым файловым менеджером или архиватором, например WinRAR или мобильным приложением X-plore.
Рассмотрим структуру
Внутри.apk мы видим ряд файлов и папок, давайте узнаем для чего они служат:
Теперь рассмотрим внутреннюю структуру более подробно для этого нам понадобиться программа для декомпиляции, Java и АПК-файл. Основным инструментом для разборки.apk является Apktool, но данная программа работает только со строки, что не очень удобно. Для более быстрого и удобного разбора можно использовать APKing, это все та же Apktool, но с возможностью работы из контекстного меню.
И так устанавливаем APKing как любое приложение для Windows и выбрав.apk нажимаем на него правой клавишей мыши и одновременно Shift, после чего увидим следующее:
И выбираем необходимое действие, например декомпилировать полностью, далее программа завершит операцию и создат папку с таким же названием.
Открыв папку мы получим доступ ко всем ресурсам АПК файла.
Теперь все текстовые файлы можно редактировать, при этом соблюдая основные правила, можно использовать популярную программу Notepad++, для примера рассмотрим AndroidManifest.xml