Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Появился 1 телевизор. Первый цветной телевизор в ссср: как это было

Появился 1 телевизор. Первый цветной телевизор в ссср: как это было

Говорить о том, что телевизор изобрёл, какой-то один человек, наверное, не совсем верно. В это дело вложен ум, знания и опыт десятков учёных и инженеров со всего мира. Это и Топов, Тесла, Маркони и др. инженеры и исследователи, которые изобрели и отработали применение радиоволн на связи. Нельзя не отметить разработки американца Сойера и француза Мориса, разработавших основополагающий принцип телевидения – передача картинки на расстоянии.

Но на рубеже XIX–XX веков, просто не существовало технологий и оборудования, которые можно было использовать для реализации этих идей на практике.
В те давние времёна можно было использовать только механические средства и первенство в решении этого вопроса принадлежит Паулю Нипкову, инженеру из Германии. Он предложил внимание публике, то, что мы называем – электромеханическим телевизором. Он разработал устройство, которое преобразовывало картинку в набор электрических сигналов. Кстати, они серийно производились до середины тридцатых годов прошлого века.

Следующий шаг внёс его земляк Браун , он получил патент на стеклянную трубку, которая послужила прообразом электронно-лучевой трубки. М. Дикман, ученик Брауна использовал трубку в практических целях, и показал обществу устройство с довольно небольшим экраном. Промежуточную точку, поставил британец Брэд, показавший первый в мире телеприемник, который содержал все привычные компоненты, но работавший без звука.
Первые трансляции электромеханического телевидения проводились в 20 – годы XX века.

Как выглядел первый телевизор?

Для показа передач использовался первый телеприемник, который представлял из себя деревянный ящик . В переднюю панель была встроена лупа, которая позволяла рассмотреть передаваемую картинку . В количество строк в картинке содержалось от 30 до 120 срок , разумеется, с точки зрения нашего времени говорить, о каком-то качестве передачи сигнала, невозможно.

Немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск, на котором были нанесены отверстия. Они располагались по спирали. При его вращении появлялась возможность построчного сканирования изображения, и преобразовывать их в сигналы, которые транслировались в приёмник.

Кто создал первый телеприемник в Советском Союзе?

Сигнальный советский аппарат был спроектирован в тогдашнем Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, на предприятии, называвшееся «Коминтерн». В основе его действия лежал всё тот же диск Нипкова. По сути, это была приставка, не оснащённая собственным радиоприёмным прибором, приставка требовала подключения к обыкновенному радиоприёмнику. Для приёма звука требовалось использование ещё одного радиоприёмника.

Первый советский телеприемник оснащали экранчиком с габаритами 3*4 см. Для того, что бы можно было рассмотреть происходившее на нём, в комплект телевизора входила мощная лупа. В тридцатые годы ХХ века было выпущено 3 тыс. таких аппарата. Кстати, интересный факт, в то же время получило широкое распространение самодельное проектирование и изготовление телевизионных приёмников, которые позволяли принимать не только отечественные трансляции, но и зарубежные.

Инженерная мысль не стоит на месте и опыты по трансляции цветового решения предпринимались ещё в то время пока шли разработки механического телевидения. Первые изобретения, помогавшие решить эту проблему. В частности, были запатентована технология разложения сигнала с помощью перемещающейся призмы, её автор Ян Щепаник. Немалый вклад внёс и Ованес Адамян, который занимался вопросами создания двухцветного телевидения.

Следует напомнить, что эти работы проводились в самом конце XIX века. В то же время, российский исследователь Полумордвинов оформил патент трансляции цвета при содействии механического сканера. Но не смотря на активность исследователей реально действующих образцов создано не было до конца тридцатых годов. Первая цветная передача состоялась в Глазго.

Её провёл основатель механического телевидения Бейрд. В основе этой трансляции был использован метод в поочерёдной трансляции трёх основных цветов. Для передачи был использован диск Нипкова, с тремя рядами спиральных отверстий, которые были закрыты светофильтрами красного, зелёного и синего цветов.
На приёмнике был установлен прибор, который синтезировал изображение с использованием таких же дисков. Пробный показ цветного телевидения был проведён в 1938 г. Надо понимать то, что такая телевизионная система отличалась несовершенством и не получила массового развития.

История и эволюция телевизоров

Несмотря на все старания учёных и инженеров, телевидение не получило массового распространения. Это было обусловлено в первую очередь тем, что аппаратура отличалась сложностью в эксплуатации и высокой стоимостью.

Массовое распространение телевидение получило после изобретения кинескопа. Это изобретение принадлежит А. Зворыкину, который иммигрировал в США из России, после Октябрьского переворота. В 1933 году, он изобрёл электронно-лучевую трубку, он её назвал ионоскоп. Мы её называем киноскоп, он и стал основой современного электронного телевидения.

Во время Второй мировой войны было не до телевидения, но в США, некоторые компании было освоено серийное изготовление приёмников, одновременно с этим шло и развитие телевизионной сети. В массовом порядке возводились антенны, телестанции. О скорости развития телевидения в США можно судить по двум цифрам. В 1946 году из ста семей, проживавших в США в пяти уже были телеприемники, но уже 1962 году, телевизионные приёмники были установлены в 90% семей.

В Европе и СССР, которые были практически разрушены Второй мировой войной, развитие телевидения шло значительно медленнее.

1950-1960 компании производители освоили выпуск моделей с экранами размером 7-10 дюймов . В те годы были определены основы трансляции цветного сигнала. В США освоено производство цветных изделий. Их стали укомплектовывать пультами дистанционного управления, но правда в те времена, он был связан с телевизором с помощью кабеля. Выпуск этих устройств освоили и другие компании, расположенные по всем земному шару. Даже практически полностью уничтоженная войной Япония произвела свой аппарат.

1960–1970 приёмники телевизионных сигналов совершенствовались. Изначально они производились на электролампах, то появление полупроводниковых приборов, привело к тому, что телеприемники стали производить с использования полупроводниковых приборов. Размеры мониторов выросли до 25 .

1970–1980 в этот промежуток времени был свёрнут выпуск изделий с чёрно-белой картинкой, интересы компаний изготовителей, были направлены и на технологическую часть, но и на внешний вид устройства.

1980–1990 особо телеприёмники не изменялись, разработчики ставили эксперименты с внешним видом, изготавливали носимые приёмники теле сигнала. С технологической стороны происходил переход от полупроводниковых элементов к микросборкам и микросхемам. Корпуса телеприёмников изготавливают из полимерных материалов.

1990-2000 – снижается перечень изготовителей приёмников телевизионного сигнала, на это влияет уменьшение спроса со стороны покупателей и наполнение рынка бытовой техники — телеприёмниками.
Их корпуса стали изготавливать из пластика, это привело к существенному снижению веса изделия
Пользователь получил возможность полноценного управления телеприёмников с использованием пультов, которые работали на принципах ИК-излучения.

2000–2010 Развитие технологий в начале XXI века привело к появлению плоских мониторов, которые изготавливают по плазменной технологии. Появление этих технологий позволило организовать изготовление плоских ЖК телеприёмников. К концу этого отрезка времени прекращено изготовление телеприёмники с кинескопами (CRT). Были ключевыми изготовителями производятся только LCD или плазменные мониторы.

2010–2015 свёрнуто изготовление плазменных телеприёмников, выпускаются только LCD телевизоры, подсветка экрана осуществляется диодами. Телеприёмники трансформировалось в компьютерную технику, обладают возможностью использования ресурсов интернета. Они могут стать частью домашней ЛВС. Освоен выпуск, не требующих наружного подсвечивания OLED телеприёмники и на квантовых точках. Если в 2010 в основном изготавливались телеприёмники с HD и Full HD-мониторами, то в 2015 больше 50% телеприемников обладают разрешением UHD. Ведущие компании приступили к производству телеприемников с выгнутыми мониторами размерами порядка 100“.

В эти же годы были разработаны и запущены в серийное производство 3D телевизоры . Оно позволяло показывать зрителю объемные изображение по примеру 3D кинотеатров. В наши дни, многие компании продолжают проводить исследовательские работы по совершенствованию этой технологии, причем без использования, какого-либо дополнительного оборудования, например без стереоочков.

На практике применяют в технологии, позволяющих обеспечить 3D картинки на мониторах телеприёмников активная и пассивная. Первая разделяет картинку на две, причём совершенно разные. Для просмотра изображения потребуется применение специальных очков. Разложение изображения проводится с использованием поляризации. Каждая строка имеет свою частоту, которая отфильтровывается, используемыми очками. То есть, каждый видит свою картинку, что в результате приводит к образованию трёхмерного изображения.

Активная технология подразумевает наличие ИК-датчика, подающего сигнал на очки, которые имеют такой же датчик. На очки подают всё 1080 строк картинки. Следуя сигналам, преступаемым с телеприёмника, микрокомпьютер закрывает/открывает линзы. Поэтому технология и называется активной. Скорость открывания закрывания настолько высока, что глаз не успевает её заменить. Так как, каждый глаз получает свою картинку, мозг уже создаёт 3D картинку.

По ходу развития телевизионной техники, стало понятно то, что среди причин, которые накладывали определённые ограничения на качество картинки на экране телевизора необходимо назвать слабую защищённость ТВ – сигнала.

Повысить его качество можно только при переходе с аналогов сигнала на цифровой. Совершенствование телеприёмников направлено на использование методов управления сигналами и контроля над их работой.
Бо́льшая часть государств с развитой экономикой уже давно перешла на цифровые сигналы. Теперь этот процесс затронул и нашу страну. Переход на цифру определён решением правительства и следует отметить, что во многих регионах страны уже оно введено.

По соображениям авторов кинескоп (и телевизор) не мог появиться раньше первой лампы. Каждый кинескоп (и телевизор) строится по схеме: присутствует катод, подогреваемый напряжением, допустим, 6,3 В, и анод, покрытый люминофором. Если правильно управлять движением электронов и их плотностью, удаётся формировать на экране пятна различающейся яркости, что считается уже изображением. В случае цветного телевидения отличие лишь в числе катодов. Катодов три, бьющих чётко в собственный люминофор (собраны триадами в виде палочек и точек). Иначе изображение становится слегка иного цвета, поплывет, появятся прочие негативные эффекты.

Про телевизоры и телевидение

Еще до опытов с радио происходила передача сигнала по проводам, первые механически телевизоры использовались для передачи на расстояние фотографий в печатном деле. При неразвитой связи получить фото из-за океана (именно этим занимались Маркони) звучало весьма заманчиво. Допустим, Евгений Сандов проводит на собственные средства первые соревнования по бодибилдингу, а в США уже газеты пестреют свежими фото, переданными механическими телевизорами.

Евгений Сандов родился в Пруссии за дюжину лет до создания катодной трубки – предка телевизора, активно развивал первые методики занятий тяжестями. В 1901 году провел первое соревнование, где большинство участников занималось по авторским программам. Присутствуют основания полагать, что с упомянутого человека Эдгар Берроуз списал английского лорда, родившегося в джунглях – как результат бунта на корабле – которого сегодня мир узнал под именем Тарзан. В частности, Сандов практиковал борьбу со львом, обутым в варежки и одетым в намордник. Наконец, мы сегодня любуемся на Сандова, смотря на экране телевизора соревнования класса Мистер Олимпия. Вы думали, чью статуэтку вручают победителю?

Сандов скончался в 58 лет при непонятных обстоятельствах. Предположительно, надорвался, когда одной рукой из кювета вытащил авто, а жена похоронила мужа в могиле без надгробного камня.

Для передачи через океан фото требовалось сделать прибор, считывающий изображение. Механический телевизор создали на основе диска Нипкова (год изобретения – 1884). Непрозрачное колесо прорезано отверстиями, идущими через равные угловые расстояния и с одинаковым шагом приближения к центру. Получается спираль с единственным витком. К примеру, первое отверстие расположено на периферии, второе чуточку ближе, и т. д. до центра телевизора. Позади располагались чувствительные проецирующие элементы. Не станем вдаваться в элементную базу первых телевизоров, просто скажем, что через отверстие на экран проецировалась сразу целая строка.

Чем больше умещалось отверстий, тем больше оказывалось разрешение телевизора по вертикали, а по горизонтали определялось количеством элементов (лампочек). Сложно было достичь высокой скорости, инерционность глаза требует построения изображения 24 раза в секунду. К примеру, типичный диск Нипкова для телевизора демонстрировал 30 строк, значит, требовалось за секунду сделать 24 х 30 оборотов, что по давним временам получалось сложновато. Кинематография хромала, где диафрагма призывалась сделать указанные 24 колебания в секунду. Приемлемое качество для печати в газетах даже простого фото, достигнутого при помощи первых механических телевизоров, сделать не удавалось. Уже к 1909 году мгновенное сканирование для монохромного изображения оказалось выполнено.

Черно-белые телевизоры

В свете сказанного становится понятно, почему вопрос, кто изобрёл телевизор, вызовет затруднения у профессионалов. Столько людей приложили руку, что уже трудно понять, чья заслуга больше. Первый чёрно-белый кинескоп был готов уже в 1879 году, за 5 лет до изобретения диска Нипкова. В частности, Крукс обнаружил, что лучи, отклоняемые магнитным полем, заставляют светиться люминофор.

На описанной основе изобретена катодная пушка. Вначале вертикальную развертку получали зеркалом, потом начал использоваться диск Нипкова. Собственно, сканирующее устройство (1909 год) для фотографий тесно касалось трубки Брауна (с зеркалом). Как видите, область техники бурно развивалась. Первая электронно-лучевая трубка телевизора изобретена в 1922 году, характеризовалась подогреваемым катодом, что значительно улучшало качество изображения. Сандов пережил изобретение на три года, принадлежит оно человеку с незамысловатым именем Джон Джонсон американского гражданства, но шведского происхождения. Бытовая техника - телевизоры не исключение - в большинстве обязана появлению на свет Америке, где в давние времена (первая половина 20-го века) даже издавался журнал, где публиковались новинки и нестандартные методы использования традиционной техники.

Первые коммерческие телевизоры на электронно-лучевой трубке вышли в 1934 году в Германии. Однако телевидение в нынешнем виде появилось на свет благодаря двум российским соотечественникам. Талантливый инженер Владимир Зворыкин получил должность начальника лаборатории электроники от Давида Сарнова. В 1929 году Зворыкин изобретает кинескоп телевизора в окончательном виде, парой лет позже – иконоскоп (передающую трубку). Таким образом заложены основы для передачи изображения на расстояние. Осталось посадить на несущую и выпустить в эфир, на волю к четырем ветрам и телевизорам. Антенны и радио изобретены еще в конце 19 века, к чему приложили усилия Попов, Маркони и прочие учёные.

Что входит в типичный телевизор

Чтобы информация преодолела эфир, она преобразовывалась в форму, легко перемещающуюся в пространстве. Быстро поняли, что звуковые частоты сложно излучить, а затухают они, наоборот, крайне быстро. Нашли решение: заложить информацию в высокочастотный сигнал, названный несущей. Изменялись амплитуда, частота или фаза (последние два способа инженеры склонны рассматривать, как нечто родственное). В результате требовалось передать изображение и звук. Для каждого вида информации создали собственную несущую. Допустим, изображение передавалось амплитудной модуляцией, звук - частотной.

Сегодня множество способов шифровки информации. Несущая кодируется цифровым сигналом из единиц и нулей. Чтобы контент стал доступен, требуется обладать ключом. Так производится защита от несанкционированного доступа. Что происходит внутри телевизора:


Позднее расскажем, когда появился первый цветной телевизор, чем хороши ЖК-телевизоры, почему не стоит путать понятия плазменные телевизоры и лазерные телевизоры. Надеемся, наши усилия не пропадают зря.

Телеви́зор (телевизионный приёмник ) (от новолатинского televisorium - дальновидец) — электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам (в т. ч. телевизионных программ, также сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала).

Идея передачи изображения на расстоянии существовала с глубокой древности, находя отображение в мифах и сказаниях (например, «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»), однако, техническая и теоретическая база для создания подобного устройства появились лишь в конце XIX века, после создания радио.

В 1884 году немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск Нипкова — устройство, лёгшее в основу механического телевидения.

10 октября 1906 года изобретатели Макс Дикманн, ученик Карла Фердинанда Брауна, и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование трубки Брауна для передачи изображений. Браун был против исследований в этой области, считая идею ненаучной.

В 1907 году Дикманном был продемонстрирован телевизионный приёмник, с двадцатистрочным экраном размером 3х3 см и частотой развёртки 10 кадр/с.

25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния», доказав возможность применения катодно-лучевой трубки для преобразования электрического сигнала в точки видимого изображения. Развёртка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) — с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму.
9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).

В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов («Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отражённого от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера », заявка подана в 1907 году). Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России (1910, «Приёмник для изображений, электрически передаваемых с расстояний»). В 1918 году Адамян собрал первую в России установку, способную демонстрировать чёрно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения. В 1925 году он получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение. Опытные передачи были продемонстрированы в том же году в Ереване.
Существует много публикаций и о создании в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. Первый в истории телевизионный приёмник, на котором был произведён ташкентский опыт, назывался «телефотом».

В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов используя диск Нипкова. В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.

Настоящий прорыв в технике электронном телевидения произвёл ученик Б. Розинга В. К. Зворыкин (эмигрировавший после революции в Америку и работавший на RCA) — в 1923 году он подал заявку на телевидение, основанное полностью на электронном принципе, а в 1931 году создавший первую в мире передающую электронную трубку с мозаичным фотокатодом, названную «иконоскопом», положившую начало развитию электронного телевидения. Иконоскоп — первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Далее Зворыкин занялся созданием полностью электронной телевизионной системы. Для полного успеха требовалось провести большую работу по совершенствованию иконоскопа и кинескопа (приёмной трубки), систем преобразования и передачи электрических сигналов, решению технологических проблем, связанных с получением требуемой фоточувствительной структуры, и т. п.
Регулярное телевизионное вещание по системе с оптико-механической развёрткой изображения началось в США в 1927 году, в Великобритании в 1928 году, в Германии в 1929 г.
Первое регулярное телевещание на электронном принципе в УКВ-диапазоне началось в 1935 году в Германии (441 строка), в 1936 году — в Англии (405 строк), Италии (441 строка) и Франции (455 строк). Регулярное вещание с анонсированием передач началось в Великобритании в 1936 году.

После Второй мировой войны в США население не потеряло покупательную способность а её радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности во время войны, и лишившаяся оборонных заказов, нашла себе поле деятельности в виде телефикации страны и быстро решила эту задачу. Если в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! (то еесть телевизор имела практически каждая вторая семья). Рынок за шесть лет был практически насыщен чёрно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность занялась всерьез цветным телевидением.
После разработки и создания этой системы, в 1953 году в США началось регулярное цветное телевизионное вещание. Тогда же появились и цветные телевизоры. Тогда он стоил в среднем около тысячи долларов (половина стоимости среднего автомобиля), а его обслуживание в год обходилось примерно в такую же сумму. Требовалась, например, почти еженедельная настройка специалистом (ручек управления у первых телевизоров было больше ста). Поэтому цветное телевидение в США стало массовым только через 12-15 лет (первые 10 млн. телевизоров были проданы только к 1966 году).
Японская радиопромышленность довольно быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров для рынка США, и поэтому в 1960 году американскую систему приняла и сама Япония (то есть выбор был вынужденный).

Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.
Первый советский телевизор (приставка — собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года. Это была марка Б-2 , с размером экрана 3x4 см. В 1933-1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров. В 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры ТК-1 , это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет) .
Работы же по созданию упрощенного телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии - заводе "Радист" (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого). И в 1940 году в лабораториях "Радиста" был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1 с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки. Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA — АТП-1 . Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49 , его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей.
Московский телевизионный завод (ныне «Рубин»), был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север в 1953 г. Александровский радиозавод («Рекорд», ныне VESTEL) начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения (имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чёрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке). Был выбран стандарт 525 строк при 50 кадрах (25 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие). Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения , ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью — чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).
Но в феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по одновременной (совместимой) системе. К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960 г. начала регулярное вещание по системе NTSC. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу»), а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около 4000 штук, но в открытую продажу они не поступали.
В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и был осуществлён переход на французскую систему SÉCAM. Первая широковещательная цветная телепередача в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Первые цветные телевизоры тоже были французские — было закуплено несколько сот телевизоров марки КFТ. В 70-х - 80-х годах происходила постепенная замена парка чёрно-белых телевизоров на цветные отечественного производства. Парк цветных телевизоров формировался трудно, хотя их долгое время продавали даже ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта: население почти перестало покупать чёрно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надёжности (да и объём цветных телепрограмм рос тогда очень медленно).
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн. цветных телевизоров.

Примерно до 1990-х годов использовались телевизоры исключительно на основе кинескопа (электронно-лучевой трубки). В конце XX века начали получать распространение проекционные телевизоры (как на основе ЭЛТ, так и ЖКИ, а также на основе микромеханического оптического модулятора). Появились телевизоры на основе практически плоского , а затем и совершенно плоского , кинескопов, появились тёмные кинескопы с улучшенной передачей чёрного цвета, кинескопы с укороченной трубкой (по толщине корпуса конкурирующие с жидкокристаллическими). Внедрялись системы передачи текстовой информации в телесигнале — телетекст и фасттекст. Стали выпускаться телевизоры с функцией картинка-в-картинке (PIP) (первый выпущен в 1978 г. компанией Sharp), широко внедряться цифровая обработка видеосигнала, улучшающая итоговое качество изображения. Поступили в продажу карманные телевизоры с ЖКИ-экраном, мини-телевизоры встроили в часы и в очки. Совершенствовалась и удешевлялась технология производства телевизионных приёмников, телевизор стал одним из самым распространённых бытовых приборов, он стал основным инструментом мировой масс-медиа, потеснив радио.

В начале XXI века стали массово производится телевизоры с жидкокристаллическими и плазменными экранами (панелями), благодаря стремительному удешевлению неуклонно вытесняющие традиционные кинескопные. Размер экрана современных бытовых телевизоров может доходить до нескольких метров. Телевизоры с очень большим форматом изображения (предназначенные для общественных мест) могут изготавливаться и на основе матриц из дискретных светодиодов или на основе матрицы плазменных панелей.

Дальнейшее развитие телевизионных приёмников осуществляется в направлении поддержки телевидения высокой чёткости (ТВЧ) и цифрового телевидения.






Помните сказку о серебряном блюдечке и наливных яблоках? Идея передавать динамичные изображения на дальние дистанции владела людьми еще в древние времена, однако только в конце XIX столетия человечеству удалось осуществить свою задумку и изобрести прародителя современного телевизора.

Кто же был его создателем? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку в развитии и эволюции телевидения принимали участие многие ученые мира.

Кто был изобретателем первого механического телевизора?

Начало истории первых телеприемников было положено немецким техником Паулем Нипковым, который в 1884 году придумал специальный прибор – диск Нипкова, способный сканировать изображения построчно. В 1895 году германский физик Карл Браун создал первый кинескоп, более известный под названием «Трубка Брауна».

Ученый посчитал свое творение неудачным и отложил в сторону на долгие 11 лет, однако в 1906 году его ученик Макс Дикманн получил патент на трубку и использовал находку учителя для передачи картинки. Уже спустя год он явил миру телевизионный приемник с маленьким экраном 3 на 3 сантиметра и частотой развертки 10 кадров в секунду.

В середине 1920-х годов неоценимый вклад в развитие современного телевидения сделал британский инженер Джон Лоуги Брэд. Воспользовавшись диском Нипкова, он изобрел механический телеприемник, который работал без звука, но давал достаточно четкую картинку, получаемую посредством ее разложения на элементы.


Тогда же ученый создал корпорацию Baird, которая долгое время являлась единственным мировым изготовителем телевизионных аппаратов.

Кто придумал электронный телевизор?

В основу первого электронного телеприемника легли разработки русского физика Бориса Розинга. В 1907 году он вставил в приемный аппарат электроннолучевую трубку и получил статичную телекартину геометрических фигур. Его работу продолжил другой русский инженер – Владимир Зворыкин. После революционных событий он уехал в Америку, а в 1923 году запатентовал уникальное изобретение – телевидение, полностью функционирующее по электронной технологии.

В дальнейшем Зворыкину удалось придумать так называемый иконоскоп, благодаря которому электронные телевизоры попали в массовое производство. В 1927 году в Соединенных Штатах было начато регулярное телевещание, а в последующие годы телевидение стали подключать Великобритания, Германия и прочие страны Европы. Изначально изображение имело оптико-механическую развертку, но уже к середине 1930-х годов вещание начали вести в диапазоне УКВ по электронному принципу.

Жители Советского Союза получили возможность смотреть телевидение в 1939 году. Создателем первого телеприемника стал завод «Коминтерн» в Ленинграде, выпустивший в 1932 году аппарат, который работал на диске Нипкова. Прибор представлял собой обычную приставку с экраном 3 на 4 сантиметра, которую приходилось подключать к радиоприемнику.


Что интересно, впоследствии подобные телевизоры мог изготовить любой человек своими руками, ориентируясь на инструкцию в журнале «Радиофронт». Устройство требовало переключения радио на другую частоту и позволяло смотреть передачи, которые демонстрировали европейские страны.

Кто придумал цветное телевидение?

Попытки передавать цветное изображение предпринимались еще в эпоху механических телеприемников. Одним из первых свои разработки в этой сфере представил советский инженер Ованес Адамян, который в 1908 году запатентовал двухцветный прибор для передачи сигналов.

Признанным изобретателем цветного телевизора стал Джон Лоуги Брэд – автор механического приемника. В 1928 году он собрал аппарат, который мог последовательно передавать три изображения с использованием светофильтров синего, зеленого и красного цвета.

Настоящий прорыв в развитии цветного телевещания произошел только после Второй мировой войны. Когда Соединенные Штаты лишились возможности зарабатывать на оборонных заказах, они переключились на гражданское производство и стали использовать для передачи изображения дециметровые волны.


В 1940 году американские ученые презентовали систему «Тринископ», в которой изображения трех кинескопов совмещались с различными цветами люминофорного свечения. В Советском Союзе разработки аналогичного характера появились в 1951 году, а спустя год советские телезрители смогли увидеть первую пробную трансляцию в цветном изображении.

Девяносто лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. За неполный век телевизоры прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей 42.TUT.BY вспоминает яркую историю телевидения.


Фото: 24smi.org

«Пантелеграф» и «диск Нипкова»

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор, пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: «диск Нипкова».

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, - то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), - и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.



Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра - как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий - почти прямая. Одно отверстия - одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже 19 и 20 веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» - первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.



Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты «Daily Express», редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор - Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 долларов, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.



Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался - Televisor) - выпускался в Великобритании в 1930-1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.



Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные - лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.



Расписание из журнала «Радиофронт»

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному - чтобы попутно слушать звук.



Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей, - за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.