Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Пакеты и инкапсуляция

Пакеты и инкапсуляция

Инкапсуляция IP

При работе в локальной сети на базе технологии CSMA/CD возможны два варианта инкапсуляции датаграмм IP в кадры уровней LLC и MAC.

Первый заключается в использовании кадров Ethernet 2.0. В этом случае поле данных (1500 октетов) полностью принадлежит IP-датаграмме, a SAP адресуется полем "тип пакета", которое содержит значение параметра Ethertype - индекса протокола верхнего уровня. В случае IP это значение равно 0x0800. Значения Ethertype для других протоколов приведены в табл. 6.11.

Таблица 6.11 . Значение Ethertype для некоторых протоколов

Второй вариант предполагает использование формата IEEE 802.3. В этом случае IP-датаграмма инкапсулируется в кадр LLC, а адресация SAP осуществляется в заголовке SNAP с помощью идентификатора Ethertype. При этом поля DSAP и SSAP не используются, и их значения устанавливаются равными 0xAA. Заметим, что в этом случае максимальный размер IP-датаграммы составляет 1492 октета.

При передаче данных TCP/IP в сетях Token Ring используется формат кадра IEEE 802.5, инкапсулирующий кадр LLC с заголовком SNAP, как описано выше.

Из книги Сущность технологии СОМ. Библиотека программиста автора Бокс Дональд

Инкапсуляция и С++ Предположим, что вам удалось преодолеть проблемы с транслятором и компоновщиком, описанные в предыдущем разделе. Очередное препятствие при построении двоичных компонентов на C++ появится, когда вы будете проводить инкапсуляцию (encapsulation), то есть

Из книги Как функции, не являющиеся методами, улучшают инкапсуляцию автора Мейерс Скотт

Инкапсуляция Инкапсуляция не определяет вершину мира. Нет ничего такого, что могло бы возвысить инкапсуляцию. Она полезна только потому, что влияет на другие аспекты нашей программы, о которых мы заботимся. В частности, она обеспечивает гибкость программы и ее

Из книги Информатика и информационные технологии: конспект лекций автора Цветкова А В

Инкапсуляция и функции – не члены Мы теперь видим, что приемлемый способом оценки инкапсуляции является количество функций, которые могли бы быть разрушены, если изменяется реализация класса. В этом случае становится ясно, что класс с n методами более инкапсулирован, чем

Из книги Информатика и информационные технологии автора Цветкова А В

Минимальность и инкапсуляция В "Эффективном использовании C++" (Effective C++), я приводил доводы в пользу интерфейсов класса, которые являются полными и минимальный . Такие интерфейсы позволяют клиентам класса делать что-либо, что они могли бы предположительно хотеть делать,

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

автора Реймонд Эрик Стивен

Из книги Искусство программирования для Unix автора Реймонд Эрик Стивен

Инкапсуляция Первым принципом ООП является инкапсуляция. По сути, она означает возможность скрыть средствами языка несущественные детали реализации от пользователя объекта. Предположим, например, что мы используем класс DatabaseReader, который имеет два метода Open() и Close().//

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

Инкапсуляция на основе методов чтения и модификации Давайте снова вернемся к рассмотрению нашего класса Employee. Чтобы "внешний мир" мог взаимодействовать с частным полем данных fullName, традиции велят определить средства чтения (метод get) и модификации (метод set). Например://

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

Инкапсуляция на основе свойств класса В отличие от традиционных методов чтения и модификации, языки.NET тяготеют к реализации принципа инкапсуляции на основе использования свойств, которые представляют доступные для внешнего пользователя элементы данных. Вместо того,

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Из книги автора

4.1. Инкапсуляция и оптимальный размер модуля Первым и наиболее важным качеством модульного кода является инкапсуляция. Правильно инкапсулированные модули не открывают свое внутренне устройство друг другу. Они не обращаются к центральной части реализации друг друга,

Из книги автора

Инкапсуляция действий со ссылками Теперь накоплено достаточно подтверждений того, что любая система моделирования и разработки ПО должна поддерживать понятие ссылки, а, следовательно, и динамические псевдонимы. Как теперь справиться с неприятными последствиями?

Из книги автора

24.5.4 Инкапсуляция защищенной полезной нагрузки Заголовок инкапсуляции защищенной полезной нагрузки протокола IP (IP Encapsulating Security Payload) применяется как для режима транспорта, так и для режима туннеля.Формат этого заголовка показан на рис. 24.8. Получатель использует индекс SPI

Из книги автора

Инкапсуляция и извлечение данных Стек протоколов хорошо иллюстрирует перемещение данных между программными компонентами, поддерживающими сетевое взаимодействие, однако он не дает ответа на вопрос, какие же изменения претерпевает информация на этом пути. На различных

Стек протоколов TCP/IP располагает средствами поддержки целого ряда физических сетей и транспортных систем, включая технологии IZERNET, DSL, Wi-Fi и т. д.

Управление хостами, а именно аппаратной частью хостов осуществляется на канальном уровне архитектуры TCP/IP. Протоколам более высоких уровней неизвестно как именно используются аппаратные средства. Данные передаются по сети в виде пакетов, пакеты имеют максимальный размер определяемый ограничениями канального уровня. Каждый пакет состоит из заголовка и полезного содержимого. Заголовок содержит информацию о том откуда прибыл пакет и куда он направляется, также в заголовке может быть контрольная сумма, информация характерная для конкретного протокола и другие инструкции касающиеся обработки содержимого пакета. Полезное содержимое пакета – это данные подлежащие пересылке. Название базового блока передаваемых данных зависит от уровня протокола архитектуры стека TCP/IP. На канальном уровне используется термин кадр или фрейм, на уровне IP используется термин пакет, а на транспортном уровне используется термин сегмент. Готовый к отправке пакет передается по стеку протоколов и каждый протокол добавляет собственный заголовок. Таким образом сформированный пакет одного протокола становится полезным содержимым пакета генерируемого следующим протоколом. Эта операция называется инкапсуляция (запечатывание). На принимаемой стороне инкапсулированные пакеты восстанавливаются в обратном порядке при прохождении вверх по стеку.

ARP – протокол преобразования адресов.

Протоколы ARP аппаратно-независимы. Для фактической передачи данных на канальном уровне должны применяться аппаратные адреса (MAC-адреса). Протокол ARP определяет какой именно аппаратный адрес связан с тем или иным IP-адресом. ARP можно применять в любых сетях, которые поддерживают широковещательный режим на канальном уровне. Когда ПК А хочет послать пакет ПК Б он использует протокол ARP для нахождения аппаратного адреса ПК Б. Исход. запрос протокола ARP включает IP-адрес и MAC-адрес запрашивающей стороны, благодаря чему разыскивающее устройство может ответить не посылая собственный ARP-запрос, это позволяет обоим компьютерам узнать адреса друг друга за один сеанс обмена пакетами. Другие компьютеры, слышавшие исходный широковещательный запрос могут записать IP-адрес запрашивающего к себе в свою таблицу. Каждый компьютер, подключенный к сети создает в памяти специальную таблицу, которая называется КЭШем ARP. В этой таблице хранятся результаты последних ARP-запросов.

Формат ip-пакета

Имеется прямая связь между количеством полей заголовка пакета и функциональной сложностью протокола. Чем проще заголовок, тем проще протокол. Большая часть действий протокола перенесена в поле заголовка пакета, изучая название каждого поля заголовка IP-пакета мы получаем не только функциональные знания, но и знакомимся с основными функциями протокола. IP-пакет состоит из заголовка и данных.

Маршрутизация в сетях tcp/ip

Термин маршрутизация используется в 2 случаях:

    Процедура поиска сетевого адреса в специальных таблицах для передачи пакета в узел назначения.

    Процесс построения такой таблицы.

Таблица маршрутизации

Хосты посылают пакеты только тем шлюзам, которые физически подключены к той же сети. Локальные хосты могут перемещать пакеты только на 1 шаг в направлении узла назначения. Поэтому в них не включается информация о шлюзах не являющихся смежными в таблице локальной маршрутизации. Каждый шлюз через который проходит пакет принимает решение о его перемещении, анализируя собственную таблицу маршрутизации.

Таблицы маршрутизации ведутся (бывают) статическими, динамическими или комбинированным способом.

Статический способ – в шлюзе формируется таблица маршрутизации, которая остается неизменной в течении всего времени системы. Статическая маршрутизация является эффективным решением для относительно стабильной локальной сети. Она проста в управлении, надежна в эксплуатации, но требует знания топологии сети на момент формирования этой таблицы. Большинство компьютеров такой локальной вычислительной сети имеют единственный выход к другим сетям, поэтому маршрутизация осуществляется по стандартному маршруту. В сетях с более сложной топологией требуется динамическая маршрутизация, которая осуществляется специальным процессом ведущим и маршрутизирующим таблицы маршрутизации. Процесс маршрутизации фиксируется на различных хостах взаимодействующих друг с другом с целью определения топологии сети и решения вопроса о доставке пакета в удаленный узел.

UNIX поддерживает работу в целом ряде физических сетей, включая Ethernet (в том числе беспроводная связь), FDDI, Token Ring, ATM и системы с последовательными соединениями. Управление аппаратными устройствами осуществляется на канальном уровне архитектуры TCP/IP, а протоколы более высоких уровней не знают о том, как именно используются аппаратные средства.

Данные передаются по сети в форме пакетов, имеющих максимальный размер, определяемый ограничениями канального уровня. Каждый пакет состоит из заголовка и полезного содержимого (сообщения). Заголовок включает сведения о том, откуда прибыл пакет и куда он направляется. Заголовок, кроме того, может содержать контрольную сумму, информацию, характерную для конкретного протокола, и другие инструкции, касающиеся обработки пакета. Полезное содержимое — это данные, подлежащие пересылке.

Имя базового блока передачи данных зависит от уровня протокола. На канальном уровне это кадр или фрейм , в протоколе IP — пакет , а в протоколе TCP — сегмент . Мы будем придерживаться универсального термина "пакет".

Когда пакет передается вниз по стеку протоколов, готовясь к отправке, каждый протокол добавляет в него свой собственный заголовок. Законченный пакет одного протокола становится полезным содержимым пакета, генерируемого следующим протоколом. Эта операция известна как инкапсуляция. На принимающей машине инкапсулированные кадры восстанавливаются в обратном порядке.

Например, дейтаграмма, передаваемая по сети Ethernet, упакована в трех различных "конвертах". В среде Ethernet она "вкладывается" в простой физический кадр, заголовок которого содержит сведения об аппаратных адресах отправителя и ближайшего получателя, длине кадра и его контрольной сумме (CRC). Полезным содержимым Ethernet-кадра является IP-пакет. Полезное содержимое IP-пакета — UDP-пакет, и, наконец, полезное содержимое UDP-пакета состоит собственно из передаваемых данных. Компоненты такого кадра изображены на рис. Б.

Рис. Б. Типичный сетевой пакет.

Под словом "байт" мы подразумеваем 8-битовую цепочку данных. В былые времена этот термин имел более широкое значение, поэтому иногда в документах RFC можно встретить термин "октет".

Канальный уровень

Канальный уровень обеспечивает связь между сетевым программным обеспечением и собственно сетевым оборудованием.

Стандарты формирования кадров Ethernet

Одна из основных обязанностей канального уровня — добавление заголовков к пакетам и вставка разделителей между ними. Заголовки содержат информацию об адресах канального уровня и контрольные суммы, а разделители позволяют принимающей стороне определить, где заканчивается один пакет и начинается другой. Процесс добавления вспомогательных битов называется формированием кадров.

В десятимегабитных сетях Ethernet существует два различных стандарта кадровой разбивки: DIX Ethernet II и IEEE 802.2 LLC SNAP. На серверах UNIX и в маршрутизаторах Cisco применяется первый стандарт, в сетях IPX и системах Novell — второй. Стандарты различаются несколькими полями в заголовке кадра, но они не конфликтуют друг с другом, поэтому принимающее устройство может однозначно определить формат каждого пакета и соответствующим образом декодировать заголовок.

Выбор стандарта кадровой разбивки диктуется имеющейся сетевой платой и ее драйвером. На персональных компьютерах, работающих под управлением Windows, выбор можно делать самостоятельно, а в UNIX — обычно нет. С точки зрения UNIX оба стандарта прекрасно взаимодействуют. А вот в среде Windows компьютеры, расположенные в одной сети, но придерживающиеся различных стандартов, не могут общаться друг с другом. Системному администратору обычно не приходится заниматься вопросами формирования кадров, если только не выполняется низкоуровневая отладка в смешанной сети.

Стандарты кабелей Ethernet

Выбор кабелей в десятимегабитной сети Ethernet довольно прост, но ситуация усложняется, когда речь заходит о стомегабитных сетях. Раньше существовали три различных стандарта для витой пары (ТХ, в котором использовались две пары кабелей категории 5, а также Т4 и VG, в каждом из которых требовались четыре пары категории 3) и еще один для оптоволокна (FX, в котором используется многорежимный волоконно-оптический кабель). Компания Hewlett-Packard отстаивала стандарт VG и первой выпустила для него продукты. Другие производители проигнорировали его и остановили свой выбор на стандарте ТХ, который в настоящее время используется повсеместно.

Беспроводные сети

В спецификации IEEE 802.11 делается попытка описать стандарты кадровой разбивки и передачи сигналов для беспроводных сетей. К сожалению, спецификация является весьма нечеткой и включает ряд параметров, которые не были полностью определены. При взаимодействии разнородных сетей приходилось учитывать такие аспекты, как трансляция и инкапсуляция.

В случае трансляции пакет преобразуется из одной формы в другую, а при инкапсуляции он упаковывается в структуру требуемого формата. В среде Windows применяется инкапсуляция, а в UNIX — трансляция, поэтому базовые беспроводные станции должны конфигурироваться явным образом. Когда развертывается беспроводная сеть, нужно убедиться, что базовая станция и связанные с ней рабочие станции функционируют в одинаковом режиме.

Пользователи портативных компьютеров сталкиваются с другой проблемой, вызванной неоднозначностью спецификации 802.11. Беспроводные платы PCMCIA имеют энергосберегающий режим, несовместимый с некоторыми базовыми станциями. По умолчанию он, естественно, включен. Если окажется, что пользовательские портативные компьютеры не работают в беспроводной сети, попросите пользователей отключить энергосберегающий режим. Самая лучшая конфигурация домашней беспроводной сети — с базовой станцией Apple AirPort и сетевыми платами Lucent. Посредством портативного компьютера в такую сеть можно входить отовсюду: в постели в бассейне и даже с улицы.

Максимальный размер передаваемого блока

Размер пакетов ограничивается как характеристиками аппаратных средств, так и требованиями протоколов. Например, объем полезного содержимого Ethernet-пакета не может превышать 1500 байтов. Предельны; размер пакета устанавливается на канальном уровне и называется максимальной единицей передачи (Maximum Transfer Unit, MTU). Типичные значения параметра MTU приведены в табл. 13.2.

Для ATM параметр MTU не вполне применим, так как сеть ATM расположена где-то на границе между физическим и канальным уровнями. Ячейка ATM обычно имеет размер 53 байта с 48-байтовым блоком данных, но в спецификации AAL/5 пакет может иметь размер до 216 байтов. Как правило, в обычном режиме параметр MTU равен 9180 байтов, а в режиме LANE (Local Area Network Emulation — эмуляция локальной сети) — 1500 байтов.

Таблица 13.2. Максимальные размеры передаваемых блоков в сетях различных типов

В TCP/IP протокол IP отвечает за разбивку пакета на фрагменты, чтобы их размер соответствовал требованиям конкретного сетевого соединения. Если пакет проходит через несколько сетей, в одной из них параметр MTU может оказаться меньшим, чем в исходной сети. В этом случае маршрутизатор подвергнет пакет дальнейшей фрагментации. Подобный процесс нежелателен, когда маршрутизатор сильно загружен. Протокол TCP способен определить наименьшее значение MTU вдоль всего пути следования пакета и с самого начала разбить пакет в соответствии с этим значением. Протокол UDP не столь "любезен" и перекладывает всю ответственность на протокол IP. В стандарте IPv6 промежуточные маршрутизаторы больше не могут выполнять фрагментацию пакетов: режим предварительного определения максимального размера блока является обязательным.

Иногда проблема фрагментации оказывается достаточно коварной. Например, в виртуальной частной сети с туннельной архитектурой необходимо проверять размер пакетов, проходящий через туннель. Обычно их начальный размер — 1500 байтов, но когда к ним добавляется туннельный заголовок, размер пакетов становится равным примерно 1540 байтов, и уже требуется фрагментация. Уменьшение размера блока позволяет избежать фрагментации и повысить производительность сети. Обратитесь к man -странице по команде ifconfig , чтобы узнать, как настроить параметр MTU сетевой платы.

Адресация пакетов

Подобно письмам и сообщениям электронной почты, сетевые пакеты могут достичь пункта назначения только при наличии правильного адреса. В TCP/IP используется сочетание нескольких схем адресации:

Сетевая плата может иметь МАС-адрес канального уровня, который отличает ее от других сетевых плат данной физической сети, IP-адрес, определяющий ее положение в сети Internet, и текстовое имя, понятное пользователям.

Самый нижний уровень адресации задается сетевыми аппаратными средствами. Например, Ethernet-устройствам при изготовлении присваиваются уникальные шестибайтовые аппаратные адреса. Платы сетей Token Ring имеют аналогичные шестибайтовые адреса. В некоторых сетях с двухточечным соединением (например, РРР; см. параграф 13.8) аппаратные адреса вообще не нужны: адрес пункта назначения указывается непосредственно при установлении соединения.

Шестибайтовые адреса Ethernet разбиваются на две части: первые три байта определяют изготовителя платы, а последние три байта выступают в качестве уникального серийного номера, назначаемого изготовителем. Текущий список производителей сетевого оборудования можно получить по адресу

http://www.iana.org/assignments/ethernet-numbers

В свое время эта информация регулярно публиковалась в виде документов RFC, но затем такая практика прекратилась. Последним документом в серии Assigned Numbers (назначенные номера) был документ RFC1700 (1994 г.) Официальным хранилищем всех специальных имен, действующих в сети Internet, является Web-страничка www.iana.org/numbers.htm.

Аппаратные адреса Ethernet должны быть постоянными и неизменным. К сожалению, некоторые сетевые платы допускают программное задание аппаратных адресов. Особенно сложно в этом отношении с платами беспроводной связи. Избегайте назначения адресов из диапазона группового вещания и других специальных адресов. В Solaris и Red Hat можно менять аппаратный адрес любого сетевого интерфейса, но лучше этого не делать.

На следующем, более высоком уровне используется Internet-адресация (которую чаще называют IP-адресацией). Каждому сетевому интерфейсу присваивается четырехбайтовый IP-адрес. Эти адреса глобально уникальны и аппаратно независимы. Мы уделим им достаточно много внимания i параграфе 13.4.

Соответствие между IP-адресами и аппаратными адресами реализуется на канальном уровне модели TCP/IP. В сетях, допускающих широковещательный режим (т.е. в сетях, позволяющих адресовать пакеты всем компьютерам данной физической сети), протокол ARP обеспечивает автоматическую привязку адресов без вмешательства системного администратора.

Поскольку IP-адреса представляют собой длинные, на первый взгляд случайные, числа, то запомнить их трудно. UNIX-системы позволяют связывать текстовые имена с IP-адресами, чтобы вместо telnet 128.138.242.1 пользователь мог ввести telnet anchor .

Существует несколько способов осуществления подобной привязки: с помощью статического файла (/etc/hosts ), баз данных NIS и NIS+ и, наконец. DNS — глобальной системы доменных имен. Помните, что имя компьютера — это просто сокращенный способ записи IP-адреса; низкоуровневое сетевое программное обеспечение его не понимает.

Порты

IP-адреса идентифицируют компьютеры, точнее, сетевые интерфейсы компьютера; они недостаточно конкретны для адресации отдельных процессов и сервисов. Протоколы TCP и UDP расширяют концепцию IP-адресов, вводя понятие порта. Порт в данном случае представляет собой двухбайтовое число, добавляемое к IP-адресу и указывающее конкретный канал взаимодействия. Все стандартные сервисы UNIX, в частности электронная почта, FTP, сервер удаленного доступа, связываются с "известными" портами, которые определены в файле /etc/services . Для того чтобы предотвратить попытки сторонних процессов замаскироваться под стандартные сервисы, UNIX-системы ограничивают доступ к портам с номерами до 1024 только для пользователя root.

Типы адресов

В протоколе IP и на канальном уровне поддерживается несколько типов адресов:

  • направленный — адрес, который обозначает отдельный компьютер (в действительности сетевой интерфейс);
  • групповой — адрес, идентифицирующий группу узлов;
  • широковещательный — адрес, обозначающий все узлы локальной сети.

Режим группового вещания используется в таких приложениях, как, например, видеоконференции, где одна и та же последовательность пакетов посылается всем участникам конференции. Протокол IGMP (Internet Group Management Protocol — протокол управления группами Internet) отвечает за управление группами узлов, идентифицируемыми как один групповой адресат. Режим группового вещания все еще является экспериментальным. Тем не менее, он находит все более широкое применение в таких областях, как передача голосовых данных по IP-сетям и передача видео по запросу.

На канальном уровне младший бит старшего байта группового адреса (первый байт, передаваемый по кабелю) установлен равным 1, т.е. любой адрес с нечетным первым байтом рассматривается как групповой. Такие адреса используются различными аппаратными устройствами в протоколах начальной конфигурации. Адрес группового вещания в Internet — 01:00:5Е.

Широковещательные адреса канального уровня, если рассматривать их в двоичном виде, состоят из одних единиц.

В протоколе IP групповые адреса начинаются с байта, значение которого находится в диапазоне 224—239. В широковещательных адресах последняя часть адреса в двоичном виде состоит из одних единиц.

Инкапсуляция пакетов и промежуточные узлы

При продвижении пакета с данными прикладного процесса по уровням сверху вниз каждый новый уровень добавляет к пакету свою служебную информацию в виде заголовка и, возможно, окончания (трейлера) - информации, помещаемой в конец сообщения.

Эта операция называется инкапсуляцией данных верхнего уровня в пакет нижнего уровня. Служебная информация предназначается для объекта того же уровня на удаленном компьютере, ее формат и интерпретация определяются протоколом данного уровня.

Данные, приходящие с верхнего уровня, могут представлять собой пакеты с уже инкапсулированными данными еще более верхнего уровня.

При получении пакета от нижнего уровня он разделяется на заголовок, трейлер и данные. Служебная информация из заголовка и трейлера анализируется, и в соответствии с ней принимается решение, что делать с данными, содержащимися в полученном пакете.

Одним из вариантов является направление данных одному из объектов верхнего уровня (какому именно - должно быть указано в проанализированной служебной информации). Тот, в свою очередь, рассматривает эти данные как пакет со своей служебной информацией и данными для еще более верхнего уровня, и процедура повторяется, пока пользовательские данные, очищенные от всей служебной информации, не достигнут прикладного процесса.

Но есть возможность, что пакет не будет проведен до самого верхнего уровня (например, если данный компьютер представляет собой промежуточную станцию на пути между отправителем и получателем). В этом случае объект соответствующего уровня при анализе служебной информации заметит, что пакет на этом уровне адресован не ему. Тогда объект выполнит необходимые действия для перенаправления пакета к месту назначения или возврата отправителю с сообщением об ошибке, но в любом случае не будет продвигать данные на верхний уровень.

Протоколы, основанные на модели OSI используются редко:

В силу своей не всегда оправданной сложности;

Поэтому модель OSI - опорная база для классификации и сопоставления протокольных стеков.

Модель и четыре уровня стеков TCP/IP

Сеть Internet отличается от других сетей своими протоколами и в первую очередь протоколами TCP/IP.

Протокол - это набор правил, определяющий характер взаимодействия пользователей, последовательность выполнения ими действий при обмене информацией.

Термин TCP/IP означает все, что связано с протоколами взаимодействия между компьютерами в сети. Данный протокол представляет собой совокупность нескольких протоколов, прикладные программы и даже саму сеть.

Свое название протокол TCP/IP получил от двух типов протоколов связи:

Transmission Control Protocol (TCP);

Internet Protocol (IP).

Таким образом, TCP/IP - собирательное название для стека сетевых протоколов разных уровней, используемых в Internet.

Особенности TCP/IP.

Открытые стандарты протоколов, разрабатываемые независимо от программного и аппаратного обеспечения;

Независимость от физической среды передачи;

Система уникальной адресации;

Стандартизованные протоколы высокого уровня для распространенных пользовательских сервисов.

Стек протоколов TCP/IP делится на четыре уровня :

I.Прикладной (application ). Приложения, работающие со стеком TCP/IP, могут также выполнять функции уровней представления и частично сеансового модели OSI.

Распространенными примерами приложений являются программы telnet, ftp, WWW-серверы и клиенты (Интернет-браузеры), программы работы с электронной почтой. Для пересылки данных через сеть другому приложению оно обращается к тому или иному модулю транспортного уровня;

II.Транспортный (transport). Протоколы данного уровня обеспечивают прозрачную (сквозную) доставку данных между двумя прикладными процессами. Для передачи и получения данных, отправляемых друг другу, они используют межсетевой уровень. На транспортном уровне работают два основных протокола:

1. TCP (Transmission Control Protocol) - надежный протокол с установлением соединения: он управляет логическим сеансом свя зи (устанавливает, поддерживает и закрывает соединение) между процессами и обеспечивает надежную (безошибочную и гарантированную) доставку прикладных данных от процесса к процессу;

Таким образом, протокол TCP обеспечивает надежную доставку, безошибочность и правильный порядок приема передаваемых данных.

Протокол TCP (Transmission Control Protocol , Протокол контроля передачи) обеспечивает сквозную доставку данных между прикладными процессами, запущенными на узлах, взаимодействующих по сети.

Модуль TCP выполняет передачу непрерывных потоков данных между своими клиентами в обоих направлениях . Клиентами TCP являются прикладные процессы, вызывающие модуль TCP при необходимости получить или отправить данные процессу-клиенту на другом узле.

Протокол TCP рассматривает данные клиента как непрерывный неинтерпретируемый поток пакетов. TCP разделяет этот поток на части для пересылки на другой узел в TCP -сегментах некоторого размера. Для отправки или получения сегмента модуль TCP вызывает модуль IP .

Таким образом, TCP делит информацию, которую надо переслать, на несколько частей . Нумерует каждую часть, чтобы позже восстановить порядок. Чтобы пересылать эту нумерацию вместе с данными, он обкладывает каждый кусочек информации своей обложкой - конвертом, который содержит соответствующую информацию. Это и есть TCP-конверт. Получившийся TCP-пакет помещается в отдельный IP-конверт и получается IP-пакет, с которым сеть уже умеет обращаться.

Получатель (TCP-модуль (процесс)) по получении распаковывает IP-конверты и видит TCP-конверты, распаковывает и их и помещает данные в последовательность частей в соответствующее место. Если чего-то не достает, он требует переслать этот кусочек снова. В конце концов информация собирается в нужном порядке и полностью восстанавливается. Вот теперь этот массив пересылается выше к пользователю (на диск, на экран, на печать).

В сети Internet используется большое число и других протоколов, однако эту сеть часто называют TCP/IP сетью, так как эти два протокола являются важнейшими.

2. UDP (User Datagram Protocol ) - протокол дейтаграмм пользователя - является ненадежным протоколом без установления соединения: это значит, что ни логический сеанс связи , ни надежная доставка прикладных данных этим протоколом не обеспечиваются. Фактически UDP не предоставляет никаких услуг, кроме мультиплексирования пакетов с прикладными данными - то есть направления данных тому или иному приложению в зависимости от номера порта. Услугами UDP пользуются, например, доменная система имен (DNS), сетевая файловая система NFS;



III. Сетевой (межсетевой, или Internet ). Основным протоколом этого уровня является протокол IP (Internet Protocol). Этот протокол является центром, вокруг которого строится весь стек TCP/IP.

Протокол IP отвечает за поиск маршрута (или маршрутов) в Internet от одного компьютера к другому через множество промежуточных сетей, шлюзов и маршрутизаторов и передачу блоков данных по этим маршрутам.

Протокол IP является ненадежным протоколом без установления соединения . Это означает, что протокол IP не подтверждает доставку данных, не контролирует целостность полученных данных и не производит операцию квитирования (handshaking) - обмена служебными сообщениями, подтверждающими установку соединения с узлом назначения и его готовность к приему данных.

Протокол IP обрабатывает каждую дейтаграмму как независимую единицу, не имеющую связи ни с какими другими дейтаграммами в Internet. После того, как дейтаграмма отправляется в сеть, ее дальнейшая судьба никак не контролируется отправителем (на уровне протокола IP ). Если дейтаграмма не может быть доставлена, она уничтожается. Узел, уничтоживший дейтаграмму, может оправить по обратному адресу ICMP-сообщение , о причине сбоя.

Одна из основных задач, решаемых протоколом IP , - маршрутизация дейтаграмм, т.е. определение пути следования дейтаграммы от одного узла сети к другому на основании адреса получателя.

Таким образом, протокол IP доставляет блоки данных, называемые дейтаграммами, от одного IP-адреса к другому через компьютерную сеть. IP-адрес является уникальным 32-битным идентификатором компьютера (точнее, его сетевого интерфейса). Данными для дейтаграммы является блок данных, передаваемых IP-модулю транспортным уровнем. IP-модуль предваряет эти данные заголовком, содержащим IP-адреса отправителя и получателя и другую служебную информацию, и сформированная таким образом дейтаграмма передается на уровень доступа к сети для отправки по каналу передачи данных;

IV. Уровень доступа к сети (network access ), который выполняет следующие функции:

· отображение IP-адресов в физические адреса сети. Эту функцию выполняет протокол разрешения адресов ARP (Address Resolution Protocol);

· инкапсуляция IP-дейтаграмм в кадры для передачи по физическому каналу и извлечение дейтаграмм из кадров. При этом не требуется какого-либо контроля безошибочности передачи, поскольку в стеке TCP/IP такой контроль возложен на транспортный уровень или на само приложение;

· определение метода доступа к среде передачи, то есть способа, с помощью которого компьютер устанавливает свое право на произведение передачи данных;

· определение представления (кодирования) данных в физической среде;

· пересылка и прием кадра.

Часто в качестве уровня доступа к сети выступают целые протокольные стеки; тогда говорят об IP поверх ATM, IP поверх IPX и т. д.

Введение

Из рисунка 1.4 видно, что основная задача канального уровня в семействе протоколов TCP/IP - посылать и принимать (1) IP датаграммы для IP модуля, (2) ARP запросы и отклики для ARP модуля, и (3) RARP запросы и отклики для RARP модуля. TCP/IP поддерживает различные канальные уровни, в зависимости от того какой тип сетевого аппаратного обеспечения используется: Ethernet, Token ring, FDDI (Fiber Distributed Data Interface), последовательные линии RS-232, и так далее.

В этой главе мы подробно рассмотрим канальный уровень Ethernet, два специализированных канальных уровня для последовательных интерфейсов (SLIP и PPP) и драйвер loopback, который присутствует практически во всех реализациях. Ethernet и SLIP это канальные уровни, используемые для большинства примеров в данной книге. Также мы рассмотрим максимальный блок передачи (MTU - Maximum Transmission Unit), который является характеристикой канального уровня и к которой мы обращаемся много раз в этой главе и в следующих. Также мы покажем некоторые расчеты, с помощью которых можно выбрать MTU для последовательной линии.

Ethernet и IEEE 802 инкапсуляция

Термин Ethernet обычно означает стандарт, опубликованный в 1982 году компаниями Digital Equipment Corp., Intel Corp., и Xerox Corp. В настоящее время это основная технология применяемая в локальных сетях использующих TCP/IP. В Ethernet используется метод доступа, называемый CSMA/CD, что обозначает наличие несущей (Carrier Sense), множественный доступ (Multiple Access) с определением коллизий (Collision Detection). Обмен осуществляется со скоростью 10 Мбит/сек, с использованием 48-битных адресов.

Несколько лет спустя Комитет 802 Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике ( IEEE - Institute of Electrical and Electronics Engineers) опубликовал отличающийся набор стандартов. 802.3 описывает полный набор сетей CSMA/CD, 802.4 описывает сети с передачей маркера и 802.5 описывает сети Token ring. Общим для всех них является стандарт 802.2, который определяет управление логическим каналом ( LLC - Logical link control) и который является общим для большинства сетей 802. К сожалению, комбинация 802.2 и 802.3 определяет форматы фрейма отличные от Ethernet ( описывает все детали стандартов IEEE 802).

В мире TCP/IP инкапсуляция IP датаграмм определена в RFC 894 для сетей Ethernet и в RFC 1042 для сетей IEEE 802. В Host Requirements RFC к каждому компьютеру, подключенному к Internet через кабель Ethernet 10 Мбит/сек, предъявляются следующие требования:

  1. Компьютер должен иметь возможность посылать и получать пакеты, инкапсулированные с использованием RFC 894 (Ethernet).
  2. У компьютера должна быть возможность получать пакеты RFC 1042 (IEEE 802), перемешанные с пакетами RFC 894.
  3. Компьютер должен иметь возможность посылать пакеты с использованием инкапсуляции RFC 1042. Если компьютер может посылать оба типа пакетов, то тип пакета должен быть конфигурируемым, а конфигурация по умолчанию должна быть настроена на пакеты RFC 894.

Наиболее широко используется инкапсуляция RFC 894. На рисунке 2.1 показаны два различных метода инкапсуляции. Цифры под каждым квадратиком на рисунке это размер в байтах.

В обоих форматах фрейма используется 48-битовый (6-байтовый) формат представления адресов источника и назначения (802.3 позволяет использование 16-битных адресов, однако обычно используются 48-битные). Это как раз то, что мы называем по тексту аппаратными адресами (hardware addresses). Протоколы ARP и RARP (см. и ) устанавливают соответствие между 32-битными IP адресами и 48-битными аппаратными адресами.

Следующие 2 байта в этих форматах фрейма различаются. Поле длины (length) 802 содержит количество следующих за ним байтов, однако не содержит в конце контрольной суммы. Поле тип (type) в Ethernet определяет тип данных, которые следуют за ним. Во фрейме 802 то же поле типа (type) появляется позже в заголовке протокола доступа к подсети (SNAP - Sub-Network Access Protocol). К счастью, величины, находящиеся в поле длины (length) 802, никогда не совпадают с величинами, находящимися в поле типа (type) Ethernet, поэтому эти два формата фрейма легко различимы.

Во фрейме Ethernet данные следуют сразу после поля тип (type), тогда как во фрейме 802 за ним следуют 3 байта LLC 802.2 и 5 байт SNAP 802.2. Поля DSAP (точка доступа к сервису назначения - Destination Service Access Point) и SSAP (точка доступа к сервису источника - Source Service Access Point) оба установлены в 0xAA. Поле ctrl установлено в 3. Следующие 3 байта, org code установлены в 0. Затем идет 2-байтовое поле тип (type), такое же, как мы видели в формате фрейма Ethernet (дополнительные значения, которые могут появиться в поле типа, описаны в RFC 1340 ).

Поле контрольной суммы ( CRC) определяет ошибки, возникшие при транспортировке фрейма (также оно иногда называется FCS или последовательность контроля фрейма - frame check sequence).

Минимальный размер фреймов 802.3 и Ethernet требует, чтобы размер данных был хотя бы 38 байт для 802.3 или 46 байт для Ethernet. Чтобы удовлетворить этому требованию, иногда вставляются байты заполнения, для того чтобы фрейм был соответствующей длины.

Мы еще столкнемся с минимальным размером, когда будем рассматривать движение пакетов по кабелям. Также мы еще не раз обратимся к инкапсуляции Ethernet, потому что это, пожалуй, самая широко распространенная форма инкапсуляции.

Рисунок 2.1 Инкапсуляция IEEE 802.2/802.3 (RFC 1042) и инкапсуляция Ethernet (RFC 894).

Инкапсуляция завершителей

На рисунке 2.5 приведен список некоторых типичных значений MTU, взятых из RFC 1191 . Здесь приведены MTU для каналов точка-точка (таких как SLIP или PPP), однако они не являются физической характеристикой среды передачи. Это логическое ограничение, при соблюдении которого обеспечивается адекватное время отклика при диалоговом использовании. В разделе главы 2 мы рассмотрим, откуда берется это ограничение.

В разделе главы 3 мы воспользуемся командой netstat, чтобы определить MTU для определенного интерфейса.

Network

MTU (байты)

Hyperchannel
16 Мбит/сек Token ring (IBM)
4 Мбит/сек Token ring (IEEE 802.5)
FDDI
Ethernet
IEEE 802.3/802.2
X.25
Точка-точка (с маленькой задержкой)

Рисунок 2.5 Типичные значения максимальных блоков передачи (MTU).

Транспортный MTU

Когда общаются два компьютера в одной и той же сети, важным является MTU для этой сети. Однако, когда общаются два компьютера в разных сетях, каждый промежуточный канал может иметь различные MTU. В данном случае важным является не MTU двух сетей, к которым подключены компьютеры, а наименьший MTU любого канала данных, находящегося между двумя компьютерами. Он называется транспортным MTU (path MTU).

Транспортный MTU между любыми двумя хостами может быть не постоянным. MTU зависит от загруженности канала на настоящий момент. Также он зависит от маршрута. Маршрут может быть несимметричным (маршрут от A до B может быть совсем не тем, что маршрут от B к A), поэтому MTU может быть неодинаков для этих двух направлений.

RFC 1191 описывает механизм определения транспортного MTU (path MTU discovery mechanism). Мы рассмотрим как функционирует этот механизм после того, как опишем фрагментацию ICMP и IP. В разделе главы 11 мы подробно рассмотрим ошибку недоступности ICMP, которая используется в этом механизме, а в разделе главы 11 мы покажем версию программы traceroute, которая использует механизм определения транспортного MTU до пункта назначения. В разделах главы 11 и главы 24 показано, как функционируют UDP и TCP, когда реализация поддерживает определение MTU.

Вычисление загруженности последовательной линии

Если скорость в линии составляет 9600 бит/сек, при этом 1 байт составляет 8 бит плюс 1 старт-бит и 1 стоп-бит, скорость линии будет 960 байт/сек. Передача пакета размером 1024 байта с этой скоростью займет 1066 мс. Если мы используем SLIP канал для диалогового приложения и одновременно с ним работает такое приложение как FTP, которое посылает или принимает пакеты по 1024 байт, мы должны ждать, так как среднее время задержки нашего интерактивного пакета составит 533 мс.

Это означает, что наш диалоговый пакет будет послан по каналу перед любым другим "большим" пакетом. Большинство SLIP приложений предоставляют разделение пакетов по типу сервиса, отправляя диалоговый трафик перед трафиком передачи данных. Диалоговый трафик это, как правило, Telnet, Rlogin и управляющая часть (пользовательские команды, но не данные) FTP.

Естественно, что такое разделение по сервисам несовершенно. Оно не оказывает никакого воздействия на неинтерактивный трафик, который уже поставлен в очередь на передачу (например, последовательным драйвером). Новые модели модемов, которые имеют большие буферы и позволяют сбуферизировать неинтерактивный трафик в буфере модема, что также сказывается на задержке диалогового трафика.

Ожидание в 533 мс неприемлемо для диалогового ответа. С точки зрения человеческого фактора мы знаем, что неприемлемой является задержка дольше чем 100-200 мс [ Jacobson 1990a]. Под задержкой подразумевается время между отправкой пакета и возвращением отклика (как правило, эхо символа).

Уменьшение MTU в канале SLIP до 256 означает, что максимальное время, в течение которого канал может быть занят одним фреймом, составляет 266 мс, и половина от этого (наше среднее время ожидания) составляет 133 мс. Это лучше, однако до сих пор не идеально. Причина, по которой мы выбрали это значение (как сравниваются 64 и 128), заключается в том, чтобы обеспечить лучшее использование канала для передачи данных (как, например, при передаче большого файла). В случае CSLIP фрейма размером 261 байт с заголовком размером в 5 байт (256 байт данных), 98,1% линии используются для передачи данных и 1,9% на заголовки. Уменьшение MTU меньше чем 256 уменьшает максимальное значение пропускной способности линии, которую мы можем получить при передаче данных.

Значение MTU равное 296 для канала точка-точка (рисунок 2.5), подразумевает 256 байт данных и 40 байт TCP и IP заголовков. Так как MTU это величина, о которой IP узнает от канального уровня, это значение должно включать в себя стандартные заголовки TCP и IP. Именно таким образом IP принимает решение о фрагментации. IP ничего не знает о сжатии заголовков, которое осуществляются CSLIP.

Наш расчет средней задержки (половина того времени, которое требуется на передачу фрейма максимального размера) имеет отношение только к каналу SLIP (или каналу PPP), который используется для передачи интерактивного трафика и трафика данных. Когда идет обмен только интерактивным трафиком, время передачи одного байта данных в каждом направлении (в случае сжатого 5-байтового заголовка) составляет примерно 12,5 мс, при скорости 9600 бит/сек. Это хорошо укладывается в диапазон 100-200 мс, о котором мы упоминали ранее. Также заметьте, что сжатие заголовков с 40 до 5 байт уменьшает время задержки для одного байта с 85 до 12,5 мс.

К сожалению, эти расчеты становятся не совсем верными, когда используется коррекция ошибок и сжатие в модемах. Сжатие в модемах уменьшает количество байт, которые посылаются по линии, однако исправление ошибок может увеличить время передачи этих байт. Однако эти расчеты дают нам исходную точку, для того чтобы принять разумное решение.

В следующих главах мы будем использовать эти расчеты для последовательных линий, чтобы определить некоторые величины таймеров, которые используются при передаче пакетов по последовательным линиям.

Краткие выводы

В этой главе рассматривался самый нижний уровень из семейства протоколов Internet, канальный уровень. Мы рассмотрели различие между Ethernet и IEEE 802.2/802.3 инкапсуляциями, и инкапсуляцию, которая используется в SLIP и PPP. Так как оба SLIP и PPP часто используются на медленных каналах, они предоставляют методы, для сжатия общих полей (которые практически всегда неизменны). При этом улучшается время отклика.

Интерфейс loopback существует в большинстве разработок. Доступ к этому интерфейсу может быть получен через специальный адрес, обычно 127.0.0.1, или путем посылки IP датаграмм на один из собственных IP адресов хоста. Данные, отправленные в loopback интерфейс, полностью обрабатываются транспортным уровнем и IP, когда они проходят по петле по стеку протоколов.

Мы описали важную характеристику большинства канальных уровней, MTU и соответствующую концепцию транспортного MTU. Используя стандартный MTU для последовательных линий, мы вычислили временную задержку, которая существует в каналах SLIP и CSLIP.

В этой главе рассматривается только несколько общих канальных технологий, используемых сегодня в TCP/IP. Одна из причин, по которой TCP/IP успешно используется, это возможность работать поверх практически любых канальных технологий.

Упражнения

Если Ваша система поддерживает команду netstat(1) (см. главу 3, раздел ), используйте ее, чтобы определить интерфейсы в Вашей системе и их MTU.