Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Новые бизнес идеи. Неудачные проекты на российских краудфандинговых платформах

Новые бизнес идеи. Неудачные проекты на российских краудфандинговых платформах

Конечно, мысли о том, что для запуска любого проекта нужен стартовый капитал – миф, который придумывает наш мозг, чтобы отложить действия, увильнуть от принятия каких-то решений. Работать ему не хочется, короче говоря. Но все же с деньгами начинать что-либо гораздо проще (особенно, когда ваша идея – товар и нужно банальное производство), чем без них. И тут на помощь приходят краудфандинговые площадки. Углубляться в принципы их работы сейчас смысла я не вижу, вы уже и так прекрасно знаете, как они функционируют. Но почему-то сложилось так, что больше всего шумихи вокруг себя собирают лишь два сайта: Kickstarter и Indiegogo. А это далеко не единственные ресурсы в этой сфере. В данном материале я расскажу вам о еще пяти платформах для краудфандинга, о которых тоже будет полезно узнать.

Отцом краудфандинга в Интернете и основателем всего этого дела можно смело считать сервис ArtistShare . Появился на свет он в 2000-х годах и на сегодняшний день заслуженно считается одним из самых старых ресурсов данной тематики. Его основная цель – помощь музыкантам в записи альбомов. Также ArtistShare – звукозаписывающий лейбл, который довольно таки успешно существует. Из достижений проекта можно отметить тот момент, что музыканты, вышедшие из него, получили пять премий Grammi и еще 15 раз были номинированы на нее. Неплохая история, согласитесь.

В принципе, большинство краудфандинговых проектов разбиты по тематикам. И лишь немногие из них пытаются ухватить кусочек из каждой сферы. Пожалуй, по универсальности размещаемых проектов с Kickstarter может сравниться только RocketHub . Одна из основных особенностей конкретно этого ресурса заключается в том, что даже если проект не соберет нужную сумму, то деньги все равно будут перечислены на счет создателя кампании. Из-за этого качество размещаемых идей на RocketHub не всегда самого высокого качества. Зато создатели получают свои законные 4 процента с каждого проекта. Все счастливы и довольны.

Дальше у нас по списку идет площадка британских ученых разработчиков. Назывался ресурс Sponsume . Да-да, именно назывался. На сегодняшний день он уже не работает, но знать о нем (хотя бы его историю) стоит. Одна из основных особенностей конкретно этой площадки заключалась в разносторонности. То есть, если подавляющее большинство краудфандинговых сервисов принимает “пожертвования” только в долларах (ну, или евро), то здесь на выбор был просто огромнейший список валют: начиная с сингапурских долларов и заканчивая шведскими кронами. Принципа “Все или Ничего” здесь тоже не было. При условии, что проект собирал нужную сумму, создатели сайта забирали себе 4 процентов, а если проект оказался “провальным”, то приходилось отдавать на откуп уже 9 процентов от собранной суммы. Кстати, изобилие категорий здесь тоже было приличным – всего на выбор предоставлялось 24 темы. Причину закрытие можно описать одним словом – Kickstarter (конкурировать стало невозможно).

В 2011 году в Интернете появился еще один молодой краудфандинговый сервис достаточно узкой тематики – Joby . Его область влиятельности – проблемы с экологией. За все время своего существования ресурсу удалось “обработать” около 200 проектов на общую сумму в 500 тысяч долларов. Масштабы не очень большие, но человеческая цель создателей подразумевала, что куча миллионов здесь крутиться не будет. Плюс еще и направлен он не на мировую аудиторию, а больше на американскую.

И на десерт у нас краудфандинговая площадка Boomstrater. В принципе, это такой аналог Kickstarter для русскоязычной аудитории (хотя на сайте можно найти проекты и с других стран). Начал он свою работу в 2012 году. Основатели: Руслан Тугушев и Евгений Гаврилин (владелец Digital-агенства Nectarin). За эти несколько лет ресурс успел получить несколько интернет-наград, в том числе “Стартап года” и “Лучший социально значимый стартап”. Всего Boomstarter работает с 13 категориями: дизайн, общество, еда, технологии, фильмы, музыка и так далее. Площадку действительно можно назвать успешной.

На этом все. Если вам было интересно, то ставьте лайки под материалом, а также обязательно напишите в комментариях, “жертвовали” ли вы когда-нибудь деньги на краудфандинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вы – креативная личность? У вас есть мысль о создании изобретения, не имеющего аналогов? Или может, вы планируете написать программу/книгу/музыку? В любом случае, идея, на ваш скромный взгляд, замечательная.

Но для ее реализации вам понадобится некоторая сумма денег, которая пойдет на покупку деталей, ПО и прочие расходы. Возможно, ваших текущих сбережений окажется недостаточно, и вы боитесь, что пока будете копить нужную сумму, успеете перегореть в отношении своего проекта.

Не спешите отказываться от своей мечты. На помощь вам и другим креативщикам придет сайт Kickstarter. Он был основан в 2009 году и предполагает систему краудфандинг – коллективный сбор добровольных пожертвований от всех пользователей.

Схема проста: на сайте вы максимально подробно рассказываете о своем проекте, и те пользователи, которых ваша идея заинтересовала, перечисляют вам денежные средства для того, чтобы вы могли как можно быстрее приступить к реализации проекта.

Суть в том, чтобы собрать нужное количество денег за определенный срок, в противном случае проект становится неактивным, а уже перечисленные деньги возвращаются пользователям.

Через Kickstarter можно профинансировать что угодно: создание высокотехнологичных протезов и гаджетов, съемки нового фильма, издание видеоигр, музыкальных альбомов, комиксов, книг и т.д. Это отличная площадка, где собираются молодые и зрелые креативщики со всего мира.

Для того, чтобы привлечь внимание публики именно к вашему проекту, не требуется ничего сверхъестественного.

Как запустить свой проект на Kickstarter
  • Зарегистрируйтесь на сайте, максимально подробно опишите, что именно вы хотите создать. Отчасти это делается для модераторов сайта: они довольно строго рассматривают поступающие заявки и отбирают наиболее перспективные. Но именно благодаря их работе на сайте крайне мало проектов, в которые никто не вложился.
  • Покажите схему или рабочий прототип, если он уже есть. Обязательно загрузите фото и видео. Наличие видео, пусть даже анимации, значительно увеличивает шанс на привлечения инвестиций к проекту.
  • Назовите точную сумму, которая потребуется для реализации проекта и обозначьте временные рамки.
  • Расскажите о своем проекте в соцсетях, чтобы как можно больше людей узнало о нем и заглянуло на страничку с вашим проектом.

После этого вам остается ждать и общаться с пользователями. Если идея понравится людям, вы быстро соберете деньги и сможете начать работу. Вполне возможно найдутся инвесторы, готовые пожертвовать вам сразу не одну сотню долларов. Не забудьте поблагодарить ваших спонсоров и заказчиков и отправить им эксклюзивную копию вашего продукта, когда он будет готов с индивидуальными поздравлениями.

Цель: 50 тысяч долларов.

Собрано: более 13 миллионов долларов.

Идея. В 2014 году Райан Греппер (Ryan Grepper) решил создать переносной холодильник будущего, который стоил бы всего 185 долларов. Помимо банального охлаждения еды и напитков он может:

  • смешивать напитки и перемалывать лёд с помощью встроенного блендера;
  • воспроизводить музыку, так как является ещё и беспроводной колонкой;
  • заряжать пару девайсов через два USB-порта.

Также на нём можно настрогать салатик или порезать мясо для шашлыка. Нож ему не страшен, так как имеется специальное покрытие. Внутри есть отделение для посуды, открывашка и место для хранения ножей, а ещё имеется светодиодная подсветка для вечерних посиделок.

В общем, мечта любителей пикников и отдыха на природе. Неудивительно, что необходимые 50 тысяч долларов собрали всего за 36 часов! А спустя месяц сумма перевалила за 13 миллионов долларов, что даже больше, чем у первых Pebble. Холодильник ждали 56 тысяч человек и, по словам Райана Греппера, должны были получить его уже в феврале 2015 года.

Что получилось. Но в феврале 2015-го холодильник никто не получил. Люди поняли и простили: всё-таки масштабная кампания, опоздание в пару месяцев некритично. И они подождали немного, а потом ещё немного. Производитель периодически отчитывался о проблемах то с батареей, то с доставкой.

jeremybrigden.com

К концу лета 2015 года холодильник получили лишь 3 тысячи человек из 56 тысяч. Недовольство спонсоров росло, но на этом сюрпризы не закончились. Осенью желанный холодильник появился в продаже на Amazon за 500 долларов вместо первоначально заявленных 185. Райан Греппер объяснил это тем, что не рассчитал стоимость доставки и денег не хватило. Получается, что покупатели с Amazon оплачивали доставку «кикстартеровцам».

Даже сейчас, в мае 2016 года, Coolest Cooler ещё не дошёл до всех заказчиков. Вот так получилось, что одна из самых успешных кампаний на Kickstarter превратилась в один большой скандал. И винить тут остаётся только неграмотный менеджмент.

Лазерная бритва Skarp


Цель: 160 тысяч долларов.

Собрано: более 4 миллионов долларов.

Идея. Представьте себе бритьё без порезов, раздражения и дорогостоящих сменных лезвий. Идея отличная, и со мной согласны 20 тысяч инвесторов, вложивших около 4 миллионов долларов в проект Skarp.

Skarp - лазерная бритва, которая, по словам разработчиков, должна заменить привычную всем бритву с лезвиями. Лазер аккуратно срезает волоски, исключая порезы и раздражение. Работает бритва на обычной ААА-батарейке, одной батарейки хватает на месяц работы. Идея девайса людям пришлась по вкусу, и за 24 дня до завершения кампании было собрано примерно 250 тысяч долларов.

Что получилось. Идея, конечно, классная, но насколько осуществимая? Многие начали сомневаться в реальности проекта хотя бы потому, что не было ни одного реального изображения бритвы. Одни лишь рендеры и обещания. Принцип работы девайса тоже вызывает вопросы. Если верить производителям, лазерный луч должен просто срезать волоски, как это делает обычная бритва. Но такое вряд ли возможно, ведь для этого потребуется лазер, по мощности превосходящий лазерную указку в несколько раз. Он, конечно, срежет волоски, но при этом оставит сильный ожог на коже.

На все вопросы изобретатели ответили роликом, в котором за две минуты срезали пять (!) волосков. Такая демонстрация возможностей девайса породила ещё больше сомнений. В итоге Kickstarter просто закрыл проект из-за отсутствия рабочего прототипа.

Но, похоже, это не стало большим разочарованием для авторов проекта, так как вскоре он появился на Indiegogo. На этой площадке реальные прототипы не требуются, и за три часа было собрано 34 тысячи долларов из заявленных 160 тысяч. Естественно, реальных изображений бритвы так и не появилось, так что, думаю, это не более чем работа мошенников.

Нанодрон Zano


Цель: 190 тысяч долларов.

Собрано: более 3,5 миллиона долларов.

Идея. Авторы проекта решили создать маленького дрона, который сможет летать и снимать видео в высоком разрешении. Кроха должен был легко умещаться на ладони, управлять предлагалось с помощью смартфона или жестами. Была идея сделать максимально простое и удобное управление, которое освоит любой человек.

Потенциальные возможности Zano, конечно, поражают. Благодаря множеству датчиков дрон должен был чуть ли не автономно летать, огибать препятствия, снимать и транслировать потоковое видео на протяжении не менее 15 минут. Обещали поддержку беспроводной зарядки, стабилизацию видео и даже тепловизионную камеру. Заманчивый набор функций для такой крохи.

Желающих заполучить Zano было много, удалось собрать более 3,5 миллиона долларов. Разработчики пообещали доставить дронов в июне 2015 года.

Что получилось. А получился один из самых громких скандалов на Kickstarter. По уже привычной схеме создатели проекта сначала кормили спонсоров обещаниями, несколько раз переносили дедлайны. В итоге, сорвав все сроки, выслали пару сотен полуживых дронов (при 3 тысячах заказчиков). Гаджеты оказались ужасного качества, способны были только подняться на несколько сантиметров над землёй, после чего улетали в стену. Никаких автономных полётов и огибания препятствий не было и в помине.

Это вызвало волну негодования, из-за чего Kickstarter даже пришлось нанять известного журналиста Марка Харриса (Mark Harris) для независимого расследования. Естественно, всё оказалось ложью, видеоролики с демонстрацией возможностей дрона были сфальсифицированы. Деньги тратились на личные нужды, а когда они закончились, компания признала себя банкротом.

3D-принтер Peachy Printer


Цель: 50 тысяч долларов.

Собрано: более 650 тысяч долларов.

Идея. Райлан Грейстон (Rylan Grayston) и Дэвид Бо (David Boe) решили сделать доступный каждому 3D-принтер. Они разработали компактное устройство под названием Peachy Printer, которое предполагалось продавать в виде набора, чтобы каждый пользователь мог собрать и настроить принтер, отталкиваясь от конкретной задачи. Гаджет был способен печатать даже цветные объекты, используя восемь смешиваемых цветов. В общем, полезная штука, и всего за 100 долларов.

Собрав более 650 тысяч долларов, создатели проекта пообещали, что скоро вернутся, и пропали больше чем на два года.

Что получилось. А потом на связь вышел Райлан Грейстон, объявив, что его компаньон потратил большую часть денег на строительство своего дома. Так как у них не было общего счёта, все собранные на Kickstarter средства попадали на счёт Дэвида Бо. Когда же Райлан попросил отдать ему собранные деньги, Дэвид перевёл всего 200 тысяч долларов. Прежде чем идти в полицию, Райлан решил воззвать к совести своего компаньона и потребовал, чтобы тот признался в воровстве и вернул деньги с процентами.

Дэвид, конечно, извинился, но вернул только 107 тысяч долларов из оставшихся 450 тысяч. Остальное ушло на дом. Однако Райлан Грейстон решил не сдаваться и пообещал всё-таки выслать принтеры заказчикам, даже не имея всей суммы.

Ant Simulator


youtube.com

Цель: 4 тысячи долларов.

Собрано: 4,5 тысячи долларов.

Идея. Компания ETeeski решила создать игру Ant Simulator. Как вы уже догадались, в ней вам предлагают стать муравьём: добывать ресурсы, сражаться, строить - в общем, заниматься обычными муравьиными делами. При этом акцент сделан на виртуальную реальность, заявлена поддержка очков Oculus Rift, ANTVR и прочих. Помимо сторонних инвестиций, ребята собрали более 4 тысяч долларов на Kickstarter и уже готовились к открытому бета-тестированию.

Что получилось. В начале 2016 года разработчик игры Эрик Терешински (Eric Tereshinski) опубликовал ролик, в котором объявил о закрытии проекта. Оказалось, что его партнёры и по совместительству лучшие друзья спустили все деньги на выпивку, покер и стриптизёрш. По словам Эрика, почти все деньги были потрачены, поэтому он не может продолжать разработку игры. Более того, его экс-партнёры пригрозили Эрику судом, если он станет самостоятельно работать над проектом.

Мораль здесь проста: выбирайте партнёров с умом и не доверяйте им слепо, даже если это ваши закадычные друзья.

Вот такая подборка вышла. Жаль, что многие интересные проекты проваливаются просто из-за глупости и неграмотного менеджмента. Ну а Kickstarter стоит тщательнее отбирать проекты, а также разработать систему поддержки для пользователей, пострадавших в подобных ситуациях.

Мы с ним побеседовали про теоретический потенциал стартапов модели "Кикстартер" в России, про планы на будущее и т.д.

Предлагаем вашему вниманию транскрипт разговора.

Александр Пеганов: Лев, добрый день. Когда вы решили делать "русский Кикстартер"? Оригинальный сервис открылся где-то в 2009 году. Почему вы решили делать именно краудфандинг в России?

Лев Бережной: Саша, привет. Это то, что зацепило. За душу взяло. Я увидел в краудфандинге революционную модель взаимоотошений между потребителем и производителем (в самом широком смысле: производителем медиа контента, научных открытий, технических устройств, произведений искусства и т.д.), от реализации которой выигрывают все.

Потребитель получает продукт:
1. По низкой себестоимости, так как из цепочки исключаются посредники - спекулянты, выигрывающие на перепродажах.
2. Уникальный товар, который, возможно, либо слишком рисковый, либо слишком "смелый", а потому производитель обычным путём не сможет найти на него ресурсы.

Производитель получает возможность реализовать свою мечту, идею, проект, и если идея приносит прибыль, то он - как автор - получает основной профит.

Платформа, работающая по принципам Кикстартер, меняет человеческие отношения и экономику. В основе развития лежит свобода. Краудфандинг даёт авторам свободу воплощать самые смелые идеи.

АП: Когда вы решили делать РуСтартер?

ЛБ: За развитием краудфандинга и Кикстартером наблюдаю года полтора. А за непосредственную реализацию проекта взялись в начале апреля.

АП: Этого года?

ЛБ: Да.

АП: Вы верите в модель краудфандинга? За последнее время было несколько не самых приятных историй с Кикстартером. Пока основное, что у них получается - собирать деньги , с продуктами как-то сложнее. Я даже где-то видел статистику, что практически ни один громкий проект, который там собрал денег, пока не взлетел толком.

ЛБ: Смотря что считать "взлётом". Я думаю, что создатели проекта Coffee Joulies (специальный металлический сплав, выполненный в виде кофейных зерён, который сначала остужает воду в чашке чая до 60 градусов, а потом длительное время поддерживает температуру), считают, что всё прошло успешно.

А про фильм "железное небо" не слышали?

В краудфандинг как явление не просто верю, а вижу за ним будущее. Кикстартер же - это просто платформа. Возможно, совместное финансирование можно организовать иным образом - отличным от кикстартерского. Краудфандинговых платформ сегодня очень много. Мы для РуСтартер выбрали принципы Кикстартера потому, что они показались нам наиболее справедливыми и интересными (что доказывает сам факт успеха Кикстартер).

1. "Всё или ничего": если к указанному сроку сумма не набрана, все деньги возвращаются к уже поддержавшим проект сторонникам. Это гарантирует, что уже собранные деньги не будут растрачены без пользы и автор будет работать над проектом до самого окончания сбора средств.

2. "Не только моральное удовлетворение, но и что-то материальное на память": на платформе существует возможность для авторов проектов создать многоуровневую систему вознаграждений, уровни которой зависят от суммы взноса сторонника на проект. Эта система "вознаграждений" с одной стороны мотивирует пользователей поддерживать проект бОльшими суммами, а с другой - является механизмом предпродаж. Круто, когда товар (если он дейстсвительно нравится, как это случилось с этими часами на Кикстартер), распродан ещё до его производства.

Вообще деньги - это необходимая составляющая для проекта, но не достаточная. Нужна команда, которая сможет воплотить задумку, нужны менеджеры, нужны те, кто будет вовремя менять воду в кулерах в офисах и на производстве. Поэтому, возможны провалы, даже если идея классная и нашла отклик в душах людей её поддержавших.

АП: Ого какой вы многословный. Обычно стартаперы куда более лаконичны. Вижу - готовились. А у вас нет юридических трудностей? Насколько легален в России подобный сбор средств?

ЛБ: В США только 5 апреля 2012 года Обамой был подписан JOBS (Jumpstart Our Business Startups) Act - пакет изменений в законодательство, легализующий краудфандинг. Так это в стране, где рынок совместного финансирования в 2011 году достиг планки в 120 000 000 $. В России ещё долгие годы (учитывая неэффективность нашей государственной машины) этот рынок будет существовать вне рамок закона, как существовал и в США до 2012-го.

Но, это нормально. Сначала появляется некое новое явление, которое затем развивается, растёт, начинает влиять на общественную жизнь, становится заметным... и уже потом его пытаются регулировать, влиять на участников нового вида взаимоотношений и т.д. Будет прекрасно, если мы вырастем до размеров, после которых станем заметны и интересны нашим чиновникам.

АП: То есть вы в апреле начали работу над сайтом. А в июне его запустили, так? Сейчас я вижу на сайте три проекта.

ЛБ: Да, всё верно - всего два с половиной месяца на создание сайта, поиск и оформление первых проектов. Запустились не в идеальном состоянии, конечно, и теперь каждый день внедряем новую функциональность. А также продолжаем искать новые интересные проекты и готовить их к размещению.

Пока ещё особо нечего регулировать законодательно в области краудфандинга. Но в своей деятельности мы руководствуемся и законом "Об Авторском Праве", и законом "О Национальной Платёжной Системе". Интересы как авторов, так и сторонников проектов, постараемся защитить.

Почему уверен, что в России пойдут на встречу? Имеется ввиду "кто пойдёт"?

Авторы проектов (производители)? А где как не в России? Если на Западе вы можете пойти в банк и взять кредит под низкий процент, то у нас этого нет - инвестиционный климат совсем плох. И фундаментальная наука, и прикладная финансируется не ахти как (обильнее финансируются особнячки на французской ривьере). Художник, писатель, режиссёр тоже не хочет зависить от "богатого дяди", да осуществлять продакт-плейсмент в своих произведениях (видел в книгах даже у одного известного фантаста как-то).

Сторонники проектов (потребители)? Кому бы не рассказывал об идее краудфандига - не слышал ни одного отрицательного отзыва. Есть естественные трудности, которые ограничивают возможности пользователя интернета поддержать автора, но они чисто технические. Те проекты, что мы выложили на сайт сейчас, очень активно поддерживаются (для сайта с посещаемостью не больше 300 человек в день). И если бы не слабая развитость платёжных систем в России, всё стало бы гораздо проще и лучше. Многие, к сожалению, пишут, что "рады бы поддержать, но сложно очень".

В России самоорганизация особенно актуальна. И краудфандинг - это как раз история о самоорганизации деятельных людей. Уверен, краудфандинг это как раз для России. Нужно работать и работать в направлении развития подобных отношений и платформ, и всё получится.

АП: Вы как-то предвзято относитесь к "особнячкам". Ну ладно. Понятно. Интересуют еще цифры. Вы делали проект на свои личные деньги? Или у вас уже есть инвесторы - ангелы, друзья?

ЛБ: На свои личные. Инвесторов ещё особо и не искали (времени не было за столь бурной деятельностью), но будем им рады. У нас есть стратегическое видение развития краудфандинга и платформы РуСтартер, есть команда, есть работающий сайт rustarter.ru , есть авторы, которые разместили у нас проекты и уже реально собирают деньги... есть энергия, энтузиазм, жажда идти вперёд. Если появятся те, кто готов вместе с нами развивать это перспективное направление, взяв нас под крыло - добро пожаловать!

АП: А какая модель монетизации у вас? Как и у Кикстартера, комиссия с собранных денег?

ЛБ: Не просто с собранных денег, а лишь с успешно набранных фондов. Если автор проекта не набрал нужную ему сумму, все деньги возвращаются сторонникам, и мы ничего не получаем.

У нас есть ещё пара интересных идей по сервисам, которые хотим предоставить. Но пока это сюрприз. С инвесторами идеями поделимся.

АП: Ок. Как вы относитесь к тому, что Кикстартер недавно добавил Москву в список поддерживаемых городов?

ЛБ: Там не только Москва...там и Иркустк, и Красноярск, и Ярославль. Есть проекты из этих городов - есть и города. Кикстартер не скоро сможет прийти в Россию, даже если захочет, вот наши люди и идут туда, преодолевая массу трудностей.

Платформа агрегирует и выводит средства на территории США, а значит, каждый, кто собирает деньги, должен соответствовать требованиям законов США. Это не так-то просто. К тому же языковой барьер....Вывод: сбор средств на Кикстартер не станет массовым явлением для российских художников и изобретателей.

Придёт ли Кикстартер к нам? Тоже вряд ли. В наших платёжных системах - попробуй-ка разобраться. К тому же юридический статус краудфандинговой платформы будет не определён. А для них - компании с именем - это уже важно.

Мы для того и делаем РуСтартер, чтобы создать альтернативу Кикстартеру. Чтобы интересные проекты из России и для России находили средства в России, а не зарубежом. Для этого много придётся ещё потрудиться. Но, уверен, мы двигаемся в правильном направлении.

АП: Ваш оптимизм внушает оптимизм. Люди делают стартап для определенных целей - кто то ради славы, кто-то ради денег, кто-то ради веселья, вот вы ради чего делаете? Учитывая, что, например, у огромного и интернационального Кикстартера в 2011 выручка около 5 млн долларов, вряд ли вы делаете это ради денег - верно?

ЛБ: Да, оборот Кикстартер за 2011 год - почти 100 000 000$, выручка - почти 5 000 000$. Огромным и интернациональным он стал с апреля 2009 года. В общем-то неплохо, да? 95 000 000$ - доход авторов проектов для реализации своих идей. Пользователи получили крутые бонусы и просто моральное удовлетворения. Государству со всего этого заплатили налоги. Инвесторы получили проценты от дохода. Сплошные выгоды для всех участников, не правда ли?

Если даже рынок краудфандинга будет в 10 раз скромнее - это всё равно выгодное начинание. И круто, когда то, что приносит доход (будет приносить) ещё и радует, ещё и для души.

АП: ОК. То есть вы рассчитываете на $500,000 заработка - в ближайшем будущем в России?

ЛБ: Я же реально смотрю на вещи.

Рассчитываю на все 5 000 000 $ и больше, но только в чуть более отдалённом будущем. В России за 3 года, конечно, вряд ли так рванёт. Однако, всё же зависит от того, как быстро удастся донести идею краудфандинга до каждого человека, сделать имя "РуСтартер" привычным слуху...

Каков рынок совместного финансирования проектов в России? Трудно оценить. По моим оценкам он гигантсткий. Ведь то, что сейчас в диковинку, может стать правилом. Если финансирование научных исследований перевести на подобную платформу, облагорожение дворовых участков, гражданские и социальные проекты, выпуск нового продукта, произведений искусства. Это же альтернативная экономика!

Ну, так как у нас есть и иные модели монетизации, то, думаю, всё реально и в ближайшем будущем.

АП: А сколько Вам лет, Лев? Извините, интересуюсь для того, чтобы понять - доживете ли до "чуть более отдаленного будущего".

ЛБ: 24. У меня ещё много лет впереди.

АП: А на какой машине ездите? Я всех спрашиваю.

ЛБ: На метро.

АП: А на чем хотите ездить?

В этой статье мы рассмотрим, какие краудфандинговые сервисы существуют в других странах, чем они похожи, а чем отличаются.



Kickstarter . В данный момент он самый известный и успешный. На Kickstarter публикуются исключительное творческие проекты. Об успехах Kickstarter вы можете прочитать в предыдущей серии статей, в которой подробно изложена их статистика. Kickstarter берет комиссию 5%. Но Kickstarter не только не единственный успешный сервис, но и далеко не первый.


Один из самых старых краудфандинговых сервисов — ArtistShare . Более того, это первый краудфандинговый веб-сервис, официально зарегистрированный в США в самом начале 2000-х. Artistshare предназначен для музыкантов. Помимо самого краудфандингового сервиса, ArtistShare является звукозаписывающим лейблом.

Стоит отметить, что музыканты ArtistShare получили 5 премий Grammi и 15 номинаций на Grammi .

Википедия говорит нам, что почти все самые известные сайты, позволяющие финансирование в складчину, стали последователями ArtistShare .

Pledgemusic — это тоже сайт для музыкантов. Он основан в 2009 году. Принципы здесь, как и на любом другом краудфандинговом сервисе, музыкант представляет миру свое творчество, а поклонники скидывают деньги. Ограничение по странам на PledgeMusic нет, принимаются работы музыкантов со всего мира.

В продолжение темы краудфандинговых сайтов для музыкантов стоит рассмотреть немецкий сайт Sellaband . Он был основан в 2006, его основной целью в тот период было помочь музыкантам собрать деньги для записи альбома. 1 октбяря 2009 Sellaband был перезапущен с обновленной краудфандинговой моделью — теперь он дает музыкантам большую свободу выбора, на что потратить деньги. Также музыканты не ограничены размером необходимой суммы — минимальная равнялась 3000 евро, а максимальная — 250 000 евро.

— это аналог Kickstarter . Запущен был также в 2009 году, рассчитан также на креативные проекты. Однако, в отличие от Kickstarter , не работает по принципу «всё или ничего». То есть, даже если необходимая сумма не набралась, автор идеи все равно может получить деньги. Комиссия сервиса составляет 4%.

IndieGogo — сервис коллективного финансирования, основанный в 2008 году, на нем создаются «кампании» для финансирования проектов в сфере благотворительности, музыки, малого бизнеса, фильмов. Сервис берет комиссию 4%. При неудаче проекта можно либо вернуть все деньги, либо оставить собранное себе, заплатив 9% комиссии. Выплаты собранных сумм, в отличии от Kickstarter , производятся сразу. За 4 года существования IndieGoGo может похвастаться 45000 успешных компаний.

Чешский Fondomat по принципу работы очень похож на , авторам даже неуспешных проектов позволяется снять деньги, комиссия сервиса также 4%. Он основан в 2011 году и работает с креативными проектами, благотворительностью и стартапами.