Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Настройка windows performance station для игр. Windows Performance Station — безопасная оптимизация операционной системы и ускорение работы компьютера. Функции WPS Performance Station

Настройка windows performance station для игр. Windows Performance Station — безопасная оптимизация операционной системы и ускорение работы компьютера. Функции WPS Performance Station

Программа WPS Performance Station позиционируется разработчиками как эффективный, безопасный и надежный инструмент, позволяющий повысить производительность компьютера в режиме реального времени.

Приложение не изменяет никаких системных параметров, не удаляет мусорные файлы, не исправляет ошибки реестра — другими словами, не делает ничего, что может перманентно повлиять на работу ПК. Вместо этого WPS Performance Station управляет запущенными в данный момент системными и пользовательскими процессами: выключает и включает их, изменяет приоритетность и параметры работы в зависимости от текущих потребностей компьютера в ресурсах центрального процессора, оперативной памяти и жесткого диска.

Функции WPS Performance Station

Для увеличения производительности программа WPS Performance Station работает с основными аппаратными ресурсами компьютера:

  • Центральный процессор. Приложение способно перераспределять процессы между ядрами ЦП и расставлять приоритеты запущенных задач. Например, понизив приоритет какого-либо фонового процесса, можно будет освободить некоторую часть ресурсов процессора под текущую (активную) задачу.
  • Оперативная память (RAM). В программе WPS Performance Station предусмотрена функция сжатия загруженных в RAM неиспользуемых в настоящее время данных. Благодаря этому можно освободить до 40% объема памяти, который будет пущен под нужды текущей задачи.
  • Жесткие диски (HDD) и твердотельные накопители (SSD). Скорость чтения или записи на накопитель информации также может быть перераспределена между отдельными приложениями в зависимости от установленного приоритета. При понижении приоритета фоновых процессов можно освободить дополнительные ресурсы HDD/SSD под текущие задачи.

Кроме того, программа WPS Performance Station также способна оптимизировать работу:

  • Контроллера питания. В портативных ПК (ноутбуки, нетбуки и т.п.) производительность также зависит от того, какое количество мощности выделено под работу того или иного электронного устройства — ЦП, ОЗУ, винчестер и т.д. Уровень энергопотребления в свою очередь связан с текущей загруженностью устройства. Сокращая ресурсы фоновых приложений, программа WPS Performance Station сможет выделить дополнительную электрическую мощность под выполнение текущих задач, не изменяя при этом общий уровень энергопотребления.
  • Сетевых адаптеров. В приложении предусмотрена функция сжатия интернет-трафика за счет его переброски через удаленный VPN-сервер. Сжатие осуществляется на стороне серверов WPS Performance Station, через которые данные и поступают на пользовательский ПК. Для использования VPN потребуется регистрация на официальном сайте программы. Услуга платная.

Все вышеперечисленные функции могут включаться и выключаться программой как в автоматическом, так и ручном режиме. Пользователь может выбрать одну из доступных схем оптимизации в зависимости от текущих целей, например — необходимость увеличения производительности определенной игры. Управлять ресурсами ПК можно и путем создания правил для тех или иных процессов.

Совместимость с Windows, версии программы

WPS Performance Station работает во всех версиях Windows старше XP. Поддерживаются системы x86 и x64. Существуют две платные (Classic и UWP) и одна бесплатная (пробная) версия с некоторыми функциональными ограничениями. Редакция UWP работает только в Windows 10. Программа имеет поддержку русского языка. Для использования функции сжатия трафика (т.е. VPN-сервера) потребуется приобрести платную подписку вне зависимости от версии программы.

Тестовую же функцию Windows под названием «Игровой режим» . По заявлению журналиста, у такого режима, несмотря на недавний анонс, явно есть потенциал.

Итак, насколько нам известно на данный момент, суть «Игрового режима» заключается в том, чтобы соответственным образом перераспределять ресурсы компьютера для игр, выдавая последним наивысший приоритет. Джаред решил проверить, как поведет себя свежеустановленная система со включенным Game Mode . Для тестирования он выбрал пять различных игр, каждую из них он запускал по пять раз, чтобы впоследствии выбрать из каждого случая средний параметр.

Сами результаты тестирования оказались достаточно интересными.

Например, на системе с процессором Core i7-7700K включенный «Игровой режим» , к удивлению журналиста, не принес никакой пользы, напротив, снизив производительность игр в среднем на 0-1 процент. Hitman же так и вовсе оказался лидером такого антирейтинга, показав падение производительности на 4 процента в среднем, и на 10 - у показателей минимального FPS.

Хоть какой-то положительный рост в этом случае показал Tom Clancy’s The Division (незначительное увеличение минимального показателя кадров в секунду), однако в остальном, как уже говорилось, от подключения Game Mode все стало лишь хуже.

Замена процессор на двуядерный i3-7350K с более низкой тактовой частотой показала какие-то задатки потенциала «Игрового режима» . Так, у Ashes of the Singularity и GTA V показатели среднего и минимального FPS выросли на 1-3 процента. У остальных игр вновь было замечено падение производительности, начиная от незначительных показателей (те самые 0-1 процента), до более солидных (11-14 процентов у того же Hitman , что еще хуже, чем в предыдущем тесте).


Джаред решил подключить к тестированию GTX Ti 1050 и R9 Fury заместо изначально используемой видеокарты GeForce GTX 1080 FE, но история повторилась. Эксперимент не выявил каких-либо серьезных улучшений в сочетании включенного «Игрового режима» и системы с GPU i7-7700K и 1050 Ti на борту. И даже с более медленным процессором, но все с той же GTX 1050 Ti, «Игровой режим» не дал значительных преимуществ в производительности. Тем не менее, журналист отметил, что кое-где подключение Game Mode себя пускай и немного, но себя оправдывало - например, в случае с тем же Hitman , где показатели чуть-чуть, но поползли вверх.

На основе полученных данных, Джаред заключил, что на данный момент система со слабым процессором, но мощной видеокартой является приоритетной для использования «Игрового режима» , поскольку именно на ней наблюдается наибольший положительный результат.

Также журналист напоминает, что тестирование проводилось на «чистой» ОС, а значит, на иных версиях операционной системы, где будет особенно остро стоять вопрос перераспределения ресурсов, пользы от Game Mode может быть гораздо больше. Джаред , кстати, пробовал было искусственно повышать приоритет у ядер процессора для игр, однако все, чего он в итоге добился этим - резкое снижение уровня FPS. Отсюда он сделал вывод, что либо Windows по умолчанию отлично справляется с распределением приоритетов, либо у «Игрового режима» пока задействован далеко не весь функционал.

Джаред напоминает, что Game Mode на данный момент находится в стадии активной разработки, авторы ищут наиболее эффективные методы для его работы, а значит, многое в итоге наверняка поменяется. Пока же использование «Игрового режима» представляется наиболее оправданным на устаревших конфигурациях. Особенно, если прямо во время игры Центр обновления Windows решит, что сейчас настал лучший момент для обновления системы.

Посмотрело: 1033

Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот я и добрался до Хабра и хочу поведать здесь историю своего проекта. Многие аспекты собственного опыта и работы приходится описывать довольно общими терминами, чтобы не задеть коммерческую тайну тех организаций, о которых идёт речь.

Итак, данная история началась в 2013ом году, в то время я работал в одной крупной международной организации производящей порошки и шампуни. Должность у меня была сисадминская, но, как это часто бывает, по сути я был «тыжпрограммистом». Суть работы сводилась к поддержанию некоторых систем СЭД, написанию различных макросов на VBA, утилиток для автоматизации или интеграций разных простеньких систем и т.п.

И как раз в то же время я решал одну из наболевших проблем организации, а именно, неудовлетворительную работу различного ПО на новых ноутбуках многих сотрудников. По сути, мне пришлось столкнуться с проблемой, которая возникает у многих сисадминов крупных компаний - на компьютерах персонала, кроме любимых ими MS Office, SAP, 1С и т.п., присутствовал не менее любимый всеми IT специалистами «mcafee», «punto switcher», «mail спутник» и что только не. Тут стоит уточнить, что данная компания тогда продвигала либеральное отношение к компьютерам сотрудников, и, по сути, зарождала у себя BYOD.

Так как жалобы на производительность поступали в т.ч. и мне, я стал искать приложения для настройки производительности на подобии Process Lasso. Мой выбор тогда пал на «Bill2`s Process Manager». На тот момент я нашёл много альтернатив, но все они имели жутко перегруженный интерфейс и на собственную работу отъедали больше ресурсов, чем можно было высвободить оптимизацией.


Найденный на тот момент «Bill2`s Process Manager» имел массу преимуществ перед системными средствами, т.к. был довольно простым в управлении и настройке. По сути, он позволял делать то же самое, что умеет диспетчер задач, а именно, задавать базовый приоритет и маску ядер для приложений, но, в отличии от диспетчера, давал возможность сохранить эти параметры после перезагрузки и различал приложения которые отображаются в окнах на рабочем столе или работают в фоне.

Благодаря этому приложению мне удалось решить одну из самых насущных проблем, объяснить компьютеру с какими приложениями я работаю сейчас, и что для меня важнее - EXCEL или фоновая установка обновлений.

Но, несмотря на то, что для меня это приложение решило основную проблему, оно имело массу недостатков:

  • Отсутствие преемственности конфига, нельзя было просто скопировать приложение с одного компа на другой с аналогичной конфигурацией, нужно было настраивать заново. Частично эта проблема решалась запаковкой настроенного приложения в Portable экзешник. (Может как-то можно было вытащить параметры из реестра, но на тот момент я не разобрался).

  • Отсутсвие управления RAM, а именно сжатием оперативной памяти. У многих твикеров есть так называемая «дефрагментация памяти», что по сути является чушью, т.к. дефрагментировать оперативку совершенно бессмысленно с точки зрения производительности. Мне нужно было чистить данные, которые висят в оперативке и не падают в SWAP, чтобы при резкой нагрузке на RAM она уже была свободна и ОС не пыталась угадать, что тебе сейчас в RAM нужно, а что нет. К слову, через год эта фишка штатно появилась в Windows 10, но там это архивирование внутри оперативной памяти, что тоже по сути не совсем решает проблему.

  • Отсутствие управления приоритетами ввода-вывода на жёсткий диск (или SSD). Штатно Windows имеет эту функцию ещё с висты, но активно использоваться она начала только в Win10.

  • Отсутствие определения «фокусного» приложения, т.к. оконность это ещё не всё, если я работаю с десятком приложений, в одном из которых что-то компилируется, а в другом я смотрю YouTube, то мне совсем не хочется, чтобы YouTube лагал если фокус окна на нём, а не на других окнах.

  • Невозможность указать папку с приложениями, чтобы разом применить правило к новым устанавливаемым программам.
  • По сути, изучая архитектуру ОС Windows я постоянно находил множество отличных механизмов, которые позволяют выстроить производительность в системе идеально при условии одного «НО». НО, если программисты, которые пишут своё ПО будут сообщать операционной системе что их ПО делает, для чего оно предназначено (игры, фильмы и т.п.) и с каким приоритетом оно должно обращаться к ЦП/RAM/HDD.

    http://s17.postimg.org/v95vgn1m7/2015_09_07_21_47_23.png?noredir=1

    В жизни же, получается, что только малая часть ПО пишется с учётом программной архитектуры Windows, большинство производителей, в т.ч. очень серьёзных и крупных, пишут ПО без указания этих параметров и ОС использует всё по умолчанию.

    И это не говоря про службы, которые совершенно беспардонно отъедают любые доступные ресурсы как только поступает эвент к действию (типа скачивания и установки обновлений). Желающие проверить ситуацию на своём ПК могут открыть диспетчер задач и отобразить столбец «базовый приоритет» во вкладке с процессами.

    Немного данную ситуацию исправляет MMCSS, но он слишком мягко влияет на процессы, почти не затрагивая их фактическую производительность.


    Самая неприятная вещь в многозадачности Windows, которая меня постоянно преследовала, было прослушивание музыки во время ресурсоёмких операций. Т.к. я во время работы слушал музыку через Хром и запускал расчёты крупных таблиц в Excel, звук имел особенность подвиснуть именно на момент полной загрузки ЦП или постоянно похрипывать при любом скачке этой нагрузки. Данная ситуация почти полностью решилась использованием «Bill2`s Process Manager», но его нужно было вручную настроить на Хром, чтобы тот не кряхтел и получалось, что хром всё время в повышенном приоритете, даже когда музыка не нужна, что уже было не гуд.

    Тут же стоит уточнить, что компьютеры и тогда использовались довольно мощные по меркам ноутбуков. На тот момент это был Core i5 2430m / 8GB Ram / 256GB SSD.

    При этом, зарождавшийся тогда в компании BYOD предполагал, что сотрудники со своими рабочими ноутбуками могут работать повсюду, в т.ч. из дома и, при этом, использовать рабочий ПК как домашний для просмотра фильмов игр и т.п.


    Все эти факторы в итоге натолкнули меня на мысль о написании собственного приложения, которое будет вбирать в себя всё лучшее от имеющихся альтернатив и устранит их недостатки, при этом будет не просто интерфейсом для настройки как диспетчер задач, а полностью автоматической системой для адаптации производительности под выполняемую задачу. По сути, я собирался создать идеальную структуру для BYOD на своём ПК, в которой я мог бы и поработать без понижения производительности процессами Steam, iTunes или т.п. и поиграть, посмотреть фильмы без влияния корпоративного софта, антивирусов и т.п.

    Для решения данной задачи мне понадобилось привлечь нескольких своих друзей, которые так же работали в IT. Изначальная мысль была в том, чтобы сделать приложение для нашего собственного удобства и расширить собственные познания по работе ОС и различных приложений.


    Дело было за малым, сначала мы написали простенькую альтернативу «Bill2`s Process Manager», но без интерфейсов настройки, чтобы приложение работало с преднастроенным конфигом. Основной фишкой было определение того, какие окна развёрнуты, какие процессы работают в фоне и какое приложение в фокусе. Так же сразу добавили опцию назначения приоритета не только процессу, но и всем процессам из определённой папки. Написать данное приложение было довольно просто и благодаря имеющемуся опыту сразу же получилось недопустить утечек памяти, утечки хэндлеров, вылетов и прочих багов т.к. приложение должно было работать в фоне длительное время без перезагрузок. Чтобы приложение было лёгким и работало эффективно, мы использовали только стандартные функции ОС и WinAPI. В самом начале мы обходились даже без интерфейса.
    Следующим этапом было написать локальный алгоритм обучения, который по входным параметрам определял бы назначение приложения. За основу была взята математическая модель нейросети с нейронами на основе пороговой передаточной функции, но на тот момент не учитывались весовые коэффициенты, которые мы добавили позже. Эта нейросеть сначала училась только на базовых параметрах времени работы с приложением, его имени, правилом в конфигурации и расположением на жёстком диске (например, если много приложений постоянно используются и не работают в фоне, расположены в одной корневой папке типа «C:/Games/», то скорее всего все последующие приложения запускаемые из этой папки будут использоваться активно и понижать их приоритет в фоне не нужно).

    Для доведения этого алгоритма до совершенства потребовалось почти пол года. В дальнейшем количество входных параметров для анализа увеличивалось и подбирались оптимальные правила, применяемые к сторонним приложениям.

    Тут стоит уточнить, что в отличии от классических диспетчеров задач, мы решили не управлять приоритетами, ядрами, оперативкой и вводом-выводом по отдельности, а объединили эти параметры в правила, которые комбинировали в разной пропорции. Например, для заглавного приложения правило = FOREGROUND (доступны все ядра, приоритет выше среднего, приоритет ввода-вывода высокий, оперативку в SWAP не сбрасываем).


    В дальнейшем к алгоритму обучения были добавлены параметры положения окна (есть ли отображаемое окно у приложения, свёрнуто ли оно или развёрнуто. Если развёрнуто на весь экран и в фокусе, то нужно уделить этому процессу больше внимания, чем фоновым и т.п.).

    Было добавлено определение служб, т.к. одинаково называющиеся процессы служб svchost.exe выполняют совершенно разные задачи.

    Самым сложным, пожалуй, было научить приложение различать одинаковые процессы по разному назначению. Например, многие браузеры запускают для каждой отдельной вкладки отдельный процесс (Chrome, Firefox, Yandex, Opera и т.п.), а звук и видео воспроизводят хост процессы, следовательно из 20ти процессов хрома, когда он не в фокусе, нужно повысить те процессы, которые воспроизводят звук. Это же касается и любых других процессов, которые могут работать в фоне.

    Чтобы не прописывать в конфиге все известные миру процессы, в конечном счёте приложение научилось определять не только то, как часто пользователь работает с процессом, но и фактическое назначение процесса и его важность для работы.

    Таким образом приложение научилось распределять нагрузку по ключевым узлам компьютера в зависимости от того, с чем в данный момент работает пользователь. Более того, нагрузка распределяется индивидуально для каждого ПК в зависимости от сценария использования какого-либо приложения, т.е. используется ли оно в окне, воспроизводит ли оно видео/звук/3d, как много пользователь обращается к данному приложению и в какой папке данное приложение расположено.

    Приложение получилось простым и универсальным, установка происходит в пару кликов и для работы не требуется никаких настроек, всё адаптируется автоматически.

    Вся данная логика не могла бы существовать без тесной интеграции с системой, поэтому для реализации всех механизмов пришлось задействовать по максимуму функции Windows API. Это позволило при минимальных затратах расчётных мощностей достучаться до глубоких функций ядра и сохранить максимальную совместимость с любым ПК на x86-64 процессоре.

    Так же, важно было учитывать тип компьютера с которым работает пользователь. Например, при работе от аккумулятора используются несколько иные алгоритмы работы с ядрами ЦП, чтобы уменьшить нагрузку и сэкономить заряд. Были добавлены опции управления питанием, чтобы можно было не выключать ноутбук или планшет, а, погасив экран, продолжать слушать музыку или выполнять скачивание/копирование/архивирование файлов с энергопотреблением около спящего режима.

    Так же важно было научиться определять как процессор работает с многопоточностью и как распределяет нагрузку на ядра.

    Все данные алгоритмы в совокупности помогли создать действительно универсальное решение, которое не является твикером или разгоном и не ограничивает функциональности ОС и другого ПО. По сути, приложение учит компьютер понимать запросы пользователя и управлять нагрузкой на ключевые узлы так, как это делал бы опытный админ для каждой конкретной задачи.


    Со временем к работе над данным проектом присоединились другие мои товарищи, которые помогали заниматься дизайном, сайтом, группой ВК и т.п. вопросами.

    Предвкушая различные советы от гуру, хочу сразу упомянуть, что мой суммарный опыт работы в IT на данный момент составляет 8 лет. За время работы над данным приложением я встречал множество противоречивой информации на тему особенностей работы ОС и некоторых компонентов ПК, поэтому не удивлюсь, что кто-то может быть несогласен с некоторыми описанными подходами, но конечное тестирование показало эффективность данных решений.

    Даже в профессиональной сфере моих коллег, многие до конца не понимают тонкости работы ЦП, многопоточности, многозадачности и многоядерности. Информацию о некоторых системных функциях Windows приходилось находить в самых отдалённых частях интернета. Самым сложным, пожалуй, было найти работающий(!) способ установки высокого приоритета ввода-вывода сторонним приложениям.

    Описанный механизм не является сферическим алгоритмом в вакууме и успешно работает на реальных машинах. В случаях где реально используется многозадачность - прибавка производительности может составлять до 50%.


    Финальным штрихом для работы над приложением стало подписание сертификатом «code signing» для ОС Windows.

    Большое спасибо всем, кто осилил данный текст до конца.

    P.S. Прошу прощения за некоторую сумбурность, старался уложить только самую главную инфу, чтобы не сильно разрастался текст.

    Мы распространяем приложение по схеме Freemium, чтобы любой пользователь мог воспользоваться самыми основными функциями, но нам будет очень приятно, если сообщество Хабра нас поддержит, чтобы наш проект смог развиваться далее.

    У нас есть ещё множество идей по увеличению функциональности и производительности нашего приложения, чтобы сделать его ещё лучше и эффективнее.

    Искренне надеюсь, что наши усилия помогут облегчить работу с компьютером многим пользователям, которые не обладают специальными навыками для настройки своего ПК, а прожжёным спецам позволят избавиться от постоянного выбора между скоростью и функциональностью.

    Я буду рад рассказать более подробно про различные аспекты работы приложения отдельно, если данная статья вызовет интерес.

    Зачастую при использовании компьютеров люди думают, что операционная система априори умнее пользователя и не требует никакого вмешательства для оптимизации и повышения производительности. Но в этот момент все упускают из виду тот факт, что далеко не всегда программные алгоритмы могут правильно предугадать планы и желания пользователя, да и сами мы время от времени ведем себя совершенно нелогично, нагружая устройства странными последовательностями задач. Тем не менее, каждому хочется, чтобы компьютеры были максимально производительными и моментально откликались на любые команды, даже если включена музыка в браузере с несколькими десятками открытых вкладок, началась распаковка тяжелого архива, в фоне висит Photoshop с масштабным проектом и запущен десяток других приложений. Добавим к этому сотни системных процессов - и перед компьютером встает непростая задача по правильному распределению ресурсов, причем таким образом, чтобы при переключении на любое из запущенных приложений задержка была минимальной, а все фоновые процессы не были обделены вниманием вычислительных мощностей.


    Проблему усугубляет тот факт, что операционная система компьютера создана максимально универсальной и предназначена для самых разных задач, что заставляет идти на компромиссы в плане производительности по сравнению со специализированными операционными системами узкой направленности. Нет ничего удивительного, что разработчиков программного обеспечения интересует возможность оптимизации и улучшения работы Windows. Поскольку они делают ставку на определенный сегмент работы операционной системы, зачастую им удается достичь лучших результатов по сравнению со специалистами Microsoft. Причина кроется в том, что у сторонних разработчиков может быть свежий взгляд и креативных подход к решению задач, им не нужно тратить время на корпоративную волокиту, или тратить время на другие рутинные задачи. Они ставят себе цель сделать работу операционной системы лучше и прикладывают к этому максимум усилий.


    Чтобы улучшить работу Windows 7, Windows 8 и Windows 10 мы советуем новую утилиту Windows Performance Station, которая одинаково хорошо подойдет неопытным пользователям и профессионалам. Первые оценят автоматический режим работы без настроек, легкость использования и отсутствие опасного вмешательства в работу компьютера. Вторым понравится возможность самостоятельного изменения параметров утилиты и простота развертывания на серверах. Утилита Windows Performance Station доступна в трех вариантах: CORE, PRO и SERVER. Первая имеет полную функциональность, но работает полностью в автоматическом режиме без настроек, вторая позволяет вручную менять параметры оптимизации компьютера, третья состоит из одного исполняемого файла, который не требует установки и создан как компаньон для встроенных в Windows Server инструментов контроля производительности.

    Вне зависимости от выбранной версии приложения, основные функции утилиты Windows Performance Station будут идентичны:

    – Автоматическое распределение приоритетов выполнения приложений

    – Автоматическое распределение доступных приложению ядер

    – Автоматическое управление оперативной памятью и файлом подкачки

    – Автоматический контроль приоритетов считывания/записи на диск

    – Определение назначения запущенных служб с последующей разбивкой по приоритетам выполнения

    – Определение используемых библиотек (модулей) с автоматической приоритизацией задач

    – Экономия энергии при работе от аккумулятора для ноутбуков и планшетов

    Еще один важный нюанс - безопасность работы с утилитой Windows Performance Station. Многие подобные приложения радикально вмешиваются в работу операционной системы вплоть до изменения и удаления компонентов, либо используют аппаратный разгон «железа», что может приводить к выходу компьютеров из строя при неправильной настройке. Именно поэтому, имея неудачный опыт с приложениями-оптимизаторами, неопытные пользователи стараются избегать их в будущем. Однако приложение Windows Performance Station создано с соблюдением ключевых параметров безопасности. Утилита не использует сетевые компоненты и другие механизмы передачи данных. Разработчики сделали ставку только на основные Windows API, не изменяя системных файлов. Кроме того, Windows Performance Station не обращается к железу напрямую и не делает разгон. Это позволяет легко устанавливать и удалять приложение без последствий для работы Windows и сторонних приложений. Работа утилиты связана только с распределением приоритетов выполнения приложений, что дает заметный прирост производительности при повседневной работе с компьютером, но ни при каких условиях не повредит операционной системе и другим приложениям.

    В течение 60 минут после установки и запуска любой версии утилиты доступен бесплатный тестовый период. Стоимость лицензии на момент публикации составляет 99 рублей с учетом скидки.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот я и добрался до Хабра и хочу поведать здесь историю своего проекта. Многие аспекты собственного опыта и работы приходится описывать довольно общими терминами, чтобы не задеть коммерческую тайну тех организаций, о которых идёт речь.

    И как раз в то же время я решал одну из наболевших проблем организации, а именно, неудовлетворительную работу различного ПО на новых ноутбуках многих сотрудников. По сути, мне пришлось столкнуться с проблемой, которая возникает у многих сисадминов крупных компаний - на компьютерах персонала, кроме любимых ими MS Office, SAP, 1С и т.п., присутствовал не менее любимый всеми IT специалистами «mcafee», «punto switcher», «mail спутник» и что только не. Тут стоит уточнить, что данная компания тогда продвигала либеральное отношение к компьютерам сотрудников, и, по сути, зарождала у себя BYOD.

    Так как жалобы на производительность поступали в т.ч. и мне, я стал искать приложения для настройки производительности на подобии Process Lasso. Мой выбор тогда пал на «Bill2`s Process Manager». На тот момент я нашёл много альтернатив, но все они имели жутко перегруженный интерфейс и на собственную работу отъедали больше ресурсов, чем можно было высвободить оптимизацией.


    Найденный на тот момент «Bill2`s Process Manager» имел массу преимуществ перед системными средствами, т.к. был довольно простым в управлении и настройке. По сути, он позволял делать то же самое, что умеет диспетчер задач, а именно, задавать базовый приоритет и маску ядер для приложений, но, в отличии от диспетчера, давал возможность сохранить эти параметры после перезагрузки и различал приложения которые отображаются в окнах на рабочем столе или работают в фоне.

    Благодаря этому приложению мне удалось решить одну из самых насущных проблем, объяснить компьютеру с какими приложениями я работаю сейчас, и что для меня важнее - EXCEL или фоновая установка обновлений.

    Но, несмотря на то, что для меня это приложение решило основную проблему, оно имело массу недостатков:

    1. Отсутствие преемственности конфига, нельзя было просто скопировать приложение с одного компа на другой с аналогичной конфигурацией, нужно было настраивать заново. Частично эта проблема решалась запаковкой настроенного приложения в Portable экзешник. (Может как-то можно было вытащить параметры из реестра, но на тот момент я не разобрался).
    2. Отсутсвие управления RAM, а именно сжатием оперативной памяти. У многих твикеров есть так называемая «дефрагментация памяти», что по сути является чушью, т.к. дефрагментировать оперативку совершенно бессмысленно с точки зрения производительности. Мне нужно было чистить данные, которые висят в оперативке и не падают в SWAP, чтобы при резкой нагрузке на RAM она уже была свободна и ОС не пыталась угадать, что тебе сейчас в RAM нужно, а что нет. К слову, через год эта фишка штатно появилась в Windows 10, но там это архивирование внутри оперативной памяти, что тоже по сути не совсем решает проблему.
    3. Отсутствие управления приоритетами ввода-вывода на жёсткий диск (или SSD). Штатно Windows имеет эту функцию ещё с висты, но активно использоваться она начала только в Win10.
    4. Отсутствие определения «фокусного» приложения, т.к. оконность это ещё не всё, если я работаю с десятком приложений, в одном из которых что-то компилируется, а в другом я смотрю YouTube, то мне совсем не хочется, чтобы YouTube лагал если фокус окна на нём, а не на других окнах.
    5. Невозможность указать папку с приложениями, чтобы разом применить правило к новым устанавливаемым программам.
    По сути, изучая архитектуру ОС Windows я постоянно находил множество отличных механизмов, которые позволяют выстроить производительность в системе идеально при условии одного «НО». НО, если программисты, которые пишут своё ПО будут сообщать операционной системе что их ПО делает, для чего оно предназначено (игры, фильмы и т.п.) и с каким приоритетом оно должно обращаться к ЦП/RAM/HDD.

    В жизни же, получается, что только малая часть ПО пишется с учётом программной архитектуры Windows, большинство производителей, в т.ч. очень серьёзных и крупных, пишут ПО без указания этих параметров и ОС использует всё по умолчанию.

    И это не говоря про службы, которые совершенно беспардонно отъедают любые доступные ресурсы как только поступает эвент к действию (типа скачивания и установки обновлений). Желающие проверить ситуацию на своём ПК могут открыть диспетчер задач и отобразить столбец «базовый приоритет» во вкладке с процессами.

    Немного данную ситуацию исправляет MMCSS, но он слишком мягко влияет на процессы, почти не затрагивая их фактическую производительность.


    Самая неприятная вещь в многозадачности Windows, которая меня постоянно преследовала, было прослушивание музыки во время ресурсоёмких операций. Т.к. я во время работы слушал музыку через Хром и запускал расчёты крупных таблиц в Excel, звук имел особенность подвиснуть именно на момент полной загрузки ЦП или постоянно похрипывать при любом скачке этой нагрузки. Данная ситуация почти полностью решилась использованием «Bill2`s Process Manager», но его нужно было вручную настроить на Хром, чтобы тот не кряхтел и получалось, что хром всё время в повышенном приоритете, даже когда музыка не нужна, что уже было не гуд.

    Тут же стоит уточнить, что компьютеры и тогда использовались довольно мощные по меркам ноутбуков. На тот момент это был Core i5 2430m / 8GB Ram / 256GB SSD.

    При этом, зарождавшийся тогда в компании BYOD предполагал, что сотрудники со своими рабочими ноутбуками могут работать повсюду, в т.ч. из дома и, при этом, использовать рабочий ПК как домашний для просмотра фильмов игр и т.п.


    Все эти факторы в итоге натолкнули меня на мысль о написании собственного приложения, которое будет вбирать в себя всё лучшее от имеющихся альтернатив и устранит их недостатки, при этом будет не просто интерфейсом для настройки как диспетчер задач, а полностью автоматической системой для адаптации производительности под выполняемую задачу. По сути, я собирался создать идеальную структуру для BYOD на своём ПК, в которой я мог бы и поработать без понижения производительности процессами Steam, iTunes или т.п. и поиграть, посмотреть фильмы без влияния корпоративного софта, антивирусов и т.п.

    Для решения данной задачи мне понадобилось привлечь нескольких своих друзей, которые так же работали в IT. Изначальная мысль была в том, чтобы сделать приложение для нашего собственного удобства и расширить собственные познания по работе ОС и различных приложений.


    Дело было за малым, сначала мы написали простенькую альтернативу «Bill2`s Process Manager», но без интерфейсов настройки, чтобы приложение работало с преднастроенным конфигом. Основной фишкой было определение того, какие окна развёрнуты, какие процессы работают в фоне и какое приложение в фокусе. Так же сразу добавили опцию назначения приоритета не только процессу, но и всем процессам из определённой папки. Написать данное приложение было довольно просто и благодаря имеющемуся опыту сразу же получилось недопустить утечек памяти, утечки хэндлеров, вылетов и прочих багов т.к. приложение должно было работать в фоне длительное время без перезагрузок. Чтобы приложение было лёгким и работало эффективно, мы использовали только стандартные функции ОС и WinAPI. В самом начале мы обходились даже без интерфейса.


    Следующим этапом было написать локальный алгоритм обучения, который по входным параметрам определял бы назначение приложения. За основу была взята математическая модель нейросети с нейронами на основе пороговой передаточной функции, но на тот момент не учитывались весовые коэффициенты, которые мы добавили позже. Эта нейросеть сначала училась только на базовых параметрах времени работы с приложением, его имени, правилом в конфигурации и расположением на жёстком диске (например, если много приложений постоянно используются и не работают в фоне, расположены в одной корневой папке типа «C:/Games/», то скорее всего все последующие приложения запускаемые из этой папки будут использоваться активно и понижать их приоритет в фоне не нужно).

    Для доведения этого алгоритма до совершенства потребовалось почти пол года. В дальнейшем количество входных параметров для анализа увеличивалось и подбирались оптимальные правила, применяемые к сторонним приложениям.

    Тут стоит уточнить, что в отличии от классических диспетчеров задач, мы решили не управлять приоритетами, ядрами, оперативкой и вводом-выводом по отдельности, а объединили эти параметры в правила, которые комбинировали в разной пропорции. Например, для заглавного приложения правило = FOREGROUND (доступны все ядра, приоритет выше среднего, приоритет ввода-вывода высокий, оперативку в SWAP не сбрасываем).


    В дальнейшем к алгоритму обучения были добавлены параметры положения окна (есть ли отображаемое окно у приложения, свёрнуто ли оно или развёрнуто. Если развёрнуто на весь экран и в фокусе, то нужно уделить этому процессу больше внимания, чем фоновым и т.п.).

    Было добавлено определение служб, т.к. одинаково называющиеся процессы служб svchost.exe выполняют совершенно разные задачи.

    Самым сложным, пожалуй, было научить приложение различать одинаковые процессы по разному назначению. Например, многие браузеры запускают для каждой отдельной вкладки отдельный процесс (Chrome, Firefox, Yandex, Opera и т.п.), а звук и видео воспроизводят хост процессы, следовательно из 20ти процессов хрома, когда он не в фокусе, нужно повысить те процессы, которые воспроизводят звук. Это же касается и любых других процессов, которые могут работать в фоне.

    Чтобы не прописывать в конфиге все известные миру процессы, в конечном счёте приложение научилось определять не только то, как часто пользователь работает с процессом, но и фактическое назначение процесса и его важность для работы.

    Таким образом приложение научилось распределять нагрузку по ключевым узлам компьютера в зависимости от того, с чем в данный момент работает пользователь. Более того, нагрузка распределяется индивидуально для каждого ПК в зависимости от сценария использования какого-либо приложения, т.е. используется ли оно в окне, воспроизводит ли оно видео/звук/3d, как много пользователь обращается к данному приложению и в какой папке данное приложение расположено.

    Приложение получилось простым и универсальным, установка происходит в пару кликов и для работы не требуется никаких настроек, всё адаптируется автоматически.

    Вся данная логика не могла бы существовать без тесной интеграции с системой, поэтому для реализации всех механизмов пришлось задействовать по максимуму функции Windows API. Это позволило при минимальных затратах расчётных мощностей достучаться до глубоких функций ядра и сохранить максимальную совместимость с любым ПК на x86-64 процессоре.

    Так же, важно было учитывать тип компьютера с которым работает пользователь. Например, при работе от аккумулятора используются несколько иные алгоритмы работы с ядрами ЦП, чтобы уменьшить нагрузку и сэкономить заряд. Были добавлены опции управления питанием, чтобы можно было не выключать ноутбук или планшет, а, погасив экран, продолжать слушать музыку или выполнять скачивание/копирование/архивирование файлов с энергопотреблением около спящего режима.

    Так же важно было научиться определять как процессор работает с многопоточностью и как распределяет нагрузку на ядра.

    Все данные алгоритмы в совокупности помогли создать действительно универсальное решение, которое не является твикером или разгоном и не ограничивает функциональности ОС и другого ПО. По сути, приложение учит компьютер понимать запросы пользователя и управлять нагрузкой на ключевые узлы так, как это делал бы опытный админ для каждой конкретной задачи.


    Со временем к работе над данным проектом присоединились другие мои товарищи, которые помогали заниматься дизайном, сайтом, группой ВК и т.п. вопросами.

    Предвкушая различные советы от гуру, хочу сразу упомянуть, что мой суммарный опыт работы в IT на данный момент составляет 8 лет. За время работы над данным приложением я встречал множество противоречивой информации на тему особенностей работы ОС и некоторых компонентов ПК, поэтому не удивлюсь, что кто-то может быть несогласен с некоторыми описанными подходами, но конечное тестирование показало эффективность данных решений.

    Даже в профессиональной сфере моих коллег, многие до конца не понимают тонкости работы ЦП, многопоточности, многозадачности и многоядерности. Информацию о некоторых системных функциях Windows приходилось находить в самых отдалённых частях интернета. Самым сложным, пожалуй, было найти работающий(!) способ установки высокого приоритета ввода-вывода сторонним приложениям.

    Описанный механизм не является сферическим алгоритмом в вакууме и успешно работает на реальных машинах. В случаях где реально используется многозадачность - прибавка производительности может составлять до 50%.


    Финальным штрихом для работы над приложением стало подписание сертификатом «code signing» для ОС Windows.

    Большое спасибо всем, кто осилил данный текст до конца.

    P.S. Прошу прощения за некоторую сумбурность, старался уложить только самую главную инфу, чтобы не сильно разрастался текст.

    Мы распространяем приложение по схеме Freemium, чтобы любой пользователь мог воспользоваться самыми основными функциями, но нам будет очень приятно, если сообщество Хабра нас поддержит, чтобы наш проект смог развиваться далее.

    У нас есть ещё множество идей по увеличению функциональности и производительности нашего приложения, чтобы сделать его ещё лучше и эффективнее.

  • программирование
  • Добавить метки