Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Кто предложил концепцию всемирной паутины. Всемирная паутина. Вопросы и задания

Кто предложил концепцию всемирной паутины. Всемирная паутина. Вопросы и задания

"Всемирная паутина" (World Wide Web, WWW)

"Всемирная паутина" (WWW - World Wide Web) - самый популярный и интересный сервис Интернета, популярное и удобное средство работы с информацией. Самое распространенное имя для компьютера в Интернете сегодня - www, больше половины потока данных Интернета приходится на долю WWW. Количество серверов WWW сегодня нельзя оценить точно, но по некоторым оценкам их более 30 млн. Скорость роста WWW даже выше, чем у самой сети Интернет.

WWW - это всемирное хранилище информации, в котором информационные объекты связаны структурой гипертекста. Гипертекст - это прежде всего система документов с перекрестными ссылками, способ представления информации при помощи связей между документами. Поскольку система WWW позволяет включить в эти документы не только тексты, но и графику, звук и видео, гипертекстовый документ превратился в гипермедиа-документ.

Немного истории WWW. "Всемирная паутина" (WWW) - одна из важных составных частей всемирной сети. И у нее - своя история.

Это интересно. В Швейцарии находится Европейская лаборатория по изучению физических частиц (CERN), В 1980 г. человек по имени Тим Бернес-Ли, работавший в то время в Церне, начал разработку проекта глобальной компьютерной сети, которая обеспечивала бы физикам всего мира доступ к различной информации. На это ушло девять лет. В I989 г, после многолетних технических экспериментов мистер Тим предложил конкретный вариант, который и явился началом World Wide Web, или сокращенно WWW.

Со временем многие поняли, что такими услугами смогут пользоваться разные люди, не только физики. WWW стала быстро расти. Многие люди помогали ей в этом: одни разрабатывали аппаратные средства, другие создавали программное обеспечение, развивающее WWW, третьи улучшали линии связи. Все это позволило ей стать тем, чем она сейчас является - "всемирной паутиной".

Принципы работы клиента и сервера. WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки в документах WWW организованы таким образом, что каждый информационный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и документ, который вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернета) на других компьютерах Интернета. Причем пользователь не замечает этого и работает со всем информационным пространством Интернета как с единым целым.

Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернета. Более того, большинство программ-клиентов WWW (браузеры, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: FTP, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернета, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.

Перечислим некоторые термины, использующиеся в WWW.

Первый термин - html - это набор управляющих последовательностей команд, содержащихся в html-документе и определяющих те действия, которые программа просмотра (браузер) должна выполнить при загрузке этого документа. Это означает, что каждая страница является обычным текстовым файлом, содержащим текст, который виден всем, и некоторые инструкции для программы, невидимые для людей в виде ссылки на другие страницы, изображения, серверы. Таким образом, заполняются анкеты, регистрационные карты, проводятся социологические опросы.

Второй термин - URL (uniform resource locator - универсальный указатель на ресурс). Так называются те самые ссылки на информационные ресурсы Интернета.

Еще один термин - http (hypertext transfer protocol - протокол передачи гипертекста). Это название протокола, по которому взаимодействуют клиент и сервер WWW.

WWW - сервис прямого доступа, требующий полноценного подключения к Интернету и, более того, часто требующий быстрых линий связи в случае, если документы, которые вы читаете, содержат много графики или другой нетекстовой информации.

Бурное развитие сети Интернет, которое началось с начала 90-х годов, во многом обусловлено появлением новой технологии WWW. В основу этой технологии положена технология гипертекста, распространенная на все компьютеры, подключенные к сети Интернет.

При использовании технологии гипертекста текст структурируется и в нем выделяются слова-ссылки. При активизации ссылки (например, с помощью мыши) происходит переход на заданный в ссылке фрагмент текста или на другой документ. Так, мы могли бы наш текст преобразовать в гипертекст, выделив слова "технология гипертекста" в первом абзаце и зафиксировав, что при активизации этой ссылки произойдет переход на начало второго абзаца.

Технология WWW позволяет осуществлять переходы не только внутри исходного документа, но и на любой документ, находящийся на данном компьютере и, что самое главное, на любой документ любого компьютера, подключенного в данный момент к Интернету. Документы, реализованные по технологии WWW, называются Web-страницами.

Структурирование документов и создание Web-страниц осуществляется с помощью языка HTML (Hyper Text Markup Language). Текстовый редактор Word позволяет сохранять документы в формате Web-страниц. Просмотр Web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera.

Если компьютер подключен к Интернет, то можно загрузить один из браузеров и отправиться в путешествие по "Всемирной паутине". Вначале необходимо загрузить Web-страницу с одного из серверов Интернет, затем найти ссылку и активизировать ее. В результате будет загружена Web-страница с другого сервера Интернет, который при этом может находиться в другой части света. В свою очередь можно активизировать ссылку на данной Web-странице, загрузится следующая Web-страница и т.д.

Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди десятков миллионов документов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые серверы, которые содержат точную и постоянно обновляемую информацию о содержимом десятков миллионов Web-страниц.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Все мы с вами живем в эпоху глобального интернета и пользуемся терминами сайт, веб, www (World Wide Web — всемирная паутина, глобальная сеть) довольно часто и особо не вдаваясь в то, что же это такое.

Тоже самое я наблюдаю и у других авторов, да и обычных собеседников. «Сайт», «интернет», «сеть» или аббревиатура «WWW» стали для нас настолько обычными понятиями, что даже задумываться об их сути не приходит в голову. Однако первый вебсайт появился на свет всего лишь каких-то двадцать лет назад. А что такое интернет?

Ведь он имеет довольно длинную историю, однако, до появления глобальной сети (WWW), 99.9% жителей планеты даже не подозревали о его существовании, ибо он был уделом специалистов и энтузиастов. Сейчас же о всемирной паутине знают даже эскимосы, в языке которых это слово отождествляется со способностью шаманов отыскивать ответы в слоях мироздания. Так давайте же откроем для себя — что такое интернет, сайт, всемирная паутина, и все остальное.

Что такое Интернет и его отличие от глобальной паутины WWW

Самым замечательным фактом, который сейчас можно констатировать, является то, что Internet не имеет владельца . По сути это объединение отдельных локалок (благодаря принятым когда-то общим стандартам, а именно протоколу TCP/IP), которое поддерживается в рабочем состоянии сетевыми провайдерами.

Есть мнение, что из-за все возрастающего медийного трафика (видео и другого тяжелого контента, перемещаемого тоннами в сети) вскоре случится коллапс Интернета из-за его ограниченной на текущий момент пропускной способности. Основной проблемой в этом плане является обновление сетевого оборудования, составляющего глобальную паутину, на более скоростное, что в первую очередь сдерживается необходимыми при этом дополнительными расходами. Но думаю, что проблема будет решена по мере назревания коллапса, да и уже существуют отдельные сегменты сети работающие на высоких скоростях.

Вообще, в свете тог, что интернет по сути ничей, следует упомянуть, что многие государства, пытаясь внедрить цензуру в глобальной сети, хотят отождествить ее (а именно его самую популярную на данный момент составляющую WWW) со .

Но под этим хотением на самом деле нет никакой почвы, потому что интернет это всего лишь средство коммуникации или, другими словами, носитель информации сравнимый с телефоном или даже обычной бумагой. Попробуйте применить санкции к бумаге или ее распространению по планете. Отдельные санкции отдельные государства, на самом деле, могу применять только к сайтам (островкам информации в сети), которые становятся доступны пользователям посредством всемирной паутины.

Первые предпосылки создания глобальной паутины и интернета были предприняты... Как вы думаете в каком году? Удивительно, но аж в дремучем 1957. Понадобилась такая сетка, естественно, военным (и, естественно, США, ну куда же без них) для связи в случае развертывания военных действий с применением ядреного оружия. Создавали сеть довольно долго (около 12 лет), но это вполне объяснимо тем, что в то время компьютеры находились в зачаточном состоянии.

Но тем не менее их мощности вполне хватало на то, чтобы к 1971 году получить возможность между военными ведомствами и ведущими университетами США. Таким образом протокол передачи Емайл стал первым способом использования интернета для нужд пользователей. Еще через пару о том, что такое интернет уже узнали за океаном. К началу 80x были стандартизированы основные протоколы передачи данных (почтовый, ), а так же появился протокол так называемых новостных конференций Usenet, который был похож на почтовый, но позволял организовывать что-то похожее на форумы.

А спустя еще несколько лет появилась идея создания системы доменных имен (DNS — сыграет важнейшую роль в становлении WWW) и появился первый в мире протокол для общения через интернет в реальном времени — IRC (в русском разговорном — ирка). Он позволял чатиться в сети. Фантастика, которая была доступна и интересна очень и очень малому числу жителей планеты Земля. Но это только пока.

На стыке 80x и 90x годов происходят настолько значимые события в истории развития инфраструктуры, что они, собственно, и предопределили ее дальнейшую судьбу. Вообще такое распространение глобальной сети в умах современных жителей планеты обязано практически одному единственному человеку — Тиму Бернерсу-Ли :

Бернерс-Ли является англичанином, родившимся в семье двух математиков, посвятивших свою жизнь созданию одного из первых компьютеров в мире. Именно благодаря ему мир узнал, что такое интернет, сайт, электронная почта и т.п. Изначально всемирную паутину WWW (World Wide Web) он создал для нужд ядерных исследований Церн (тот самый коллайдер находится у них). Задача состояла в удобном размещении всей имеющейся у концерна научной информации в их собственной сети.

Для решения этой задачи он придумал все, что сейчас является основополагающими элементами WWW (то, что мы и считаем интернетом, немного не понимая его суть). За основу он взял принцип организации информации, называемый . Что это такое? Данный принцип был придуман задолго до этого и заключался в такой организации текста, когда линейность повествования заменялась возможностью перехода по разным ссылкам (связям).

Интернет — это гипертекст, гиперссылки, Урлы и железо

Благодаря этому гипертекст можно читать в разной последовательности, тем самым получая различные варианты линейного текста (ну, вам это, как пользователям интернета со стажем, сейчас должно быть понятно и очевидно, но тогда это была революция). В роли узлов гипертекста должны были , которые мы сейчас называем просто ссылками.

В результате, всю существующую сейчас в компьютерах информацию можно представить как один большой гипертекст, включающий в себя бесчисленное множество узлов (гиперссылок). Все, что было разработано Тимом Бернерсом-Ли, было перенесено с локальной сетки ЦЕРНа в то, что мы сегодня называем интернетом, после чего Web (веб) стал бешеными темпами набирать популярность (первые пятьдесят миллионов пользователей World Wide Web были зарегистрированы всего лишь на протяжении первых пяти лет существования).

Но для реализации принципа гипертекста и гиперссылок понадобилось с нуля создать и разработать сразу несколько вещей. Во-первых, нужен был новый протокол передачи данных, которым стал всем вам сейчас известный протокол HTTP (в начале адресов всех веб сайтов вы найдете упоминание о нем или о его защищенной версии HTTPs).

Во-вторых, был разработан с нуля , аббревиатура которого сейчас известна всем вебмастерам в мире. Итак, мы получили инструменты для передачи данных и создания сайтов (набора веб страниц или web документов). Но как же ссылаться на эти самые документы?

Первый позволял идентифицировать документ на отдельном сервере (сайте), а второй позволял подмешать в идентификатор URI доменное имя (полученное и однозначно указывающее на принадлежность документа вебсайту, размещенному на определенном сервере) или IP адрес (уникальный цифровой идентификатор абсолютно всех устройств в глобальной или локальной сети). Про читайте поподробнее по приведенной ссылке.

Осталось сделать всего лишь один шаг для того, чтобы всемирная паутина WWW, наконец-то, заработала и стала востребована пользователями. Знаете какой?

Ну, конечное же, нужна была программа, которая бы на компьютере пользователя могла отображать содержимое любой запрошенной в интернете (с помощью URL адреса) веб страницы. Такой программой стал . Если говорить про сегодняшнее время, то основных игроков на этом рынке не так уж и много, и обо всех из них я успел написать по небольшому обзору:

  1. (IE, MSIE) - старая гвардия еще в строю
  2. (Мазила Фаерфокс) - еще один ветеран не собирается сдавать позиций без боя
  3. (Гугл Хром) - амбициозный новичок, которому удалось захватить лидерство в максимально короткие сроки
  4. — любимый многими в рунете, но постепенно теряющий популярность браузер
  5. — засланец из яблочного стана

Тимоти Джон Бернерс-Ли самостоятельно написал программу первого в мире Internet обозревателя и назвал его, не мудрствуя лукаво, World Wide Web. Хотя это и не было пределом совершенства, однако именно с этого браузера началось победное шествие всемирной паутины WWW по планете.

Вообще, конечно же, поражает тот факт, что все необходимые инструменты для современного интернета (имеется в виду его самая популярная составляющая) были созданы всего лишь одним человеком за столь короткое время. Браво.

Чуть позже появился первый графический браузер Мозаика, от которого ведут начало и многие из современных обозревателей (Мазила и Эксплорер). Именно Мозаика стала той каплей, которой не хватало, чтобы появился интерес к интернету (а именно к всемирной паутине) у обычных жителей планеты Земля. Графический браузер — это уже совсем другое дело, чем текстовый. Все любят смотреть картинки и лишь немногие любят читать.

Что примечательно, Бернерс-Ли не получил каких-то жутко больших сумм денег, которые, например, в результате получили или , хотя сделал он для глобальной сети, наверное, все же больше.

Да, со временем в дополнение к разработанному Бернерсом-Ли языку Html добавился еще и . Благодаря этому часть операторов в Html стала не нужна, а им на замену пришли гораздо более гибкие инструменты каскадных таблиц стилей, которые позволили существенно повысить привлекательность и гибкость дизайна у создаваемых сейчас сайтов. Хотя в изучении правила CSS, кончено же, более сложны, чем язык разметки. Однако, красота требует жертв.

Как устроены интернет и глобальная сеть изнутри?

Но давайте посмотрим, что такое Web (www) и каким образом осуществляется размещение информации в Internet. Тут мы с вами вплотную столкнемся с тем самым феноменом, который называется website (web — сетка, а site — место). Итак, что же такое «место в сети» (аналог места под солнцем в реальной жизни) и как его, собственно, получить.

Что же такое интет? Итак, он состоит из невидимых и не имеющих большого значения для пользователей каналообразующих устройств (маршрутизаторов, коммутаторов). Сеть же WWW (то, что мы называем Web или всемирной паутиной) состоит из миллионов веб серверов, которые представляют из себя программы, запущенные на немного модифицированных компьютерах, которые в свою очередь обязательно должны быть подключены (в режиме 24 на 7) к глобальной паутине и использовать для обмена данными протокол HTTP.

Веб сервер (программа) получает запрос (чаще всего от браузера пользователя, который открывает ссылку или же ввел Url в адресной строке) на открытие документа, размещенного на этом самом сервере. Документ в простейшем случае представляет из себя физический файл (с расширение html, например), который лежит на жестком диске сервера.

В более сложном случае (при использовании ) запрашиваемый документ будет сформирован программным способом на лету.

Для просмотра запрошенной страницы сайта используется специальное программное обеспечение на стороне клиента (пользователя) под названием браузер, который умеет отрисовывать закачанный фрагмент гипертекста в удобоваримом виде на том устройстве отображения информации, где этот самый обозреватель установлен (ПК, телефон, планшет и т.п.). В общем-то все просто, если не вдаваться в детали.

Раньше каждый отдельный вебсайт размещался физически на отдельном компьютере. Связано это было в основном со слабой вычислительной мощностью имеющихся на тот момент ПК. Но в любом случае, компьютер с программой web сервера и размещенном на нем сайтом обязательно должен быть круглосуточно подключен в интернету. Осуществить это в домашних условиях довольно сложно и дорого, поэтому для хранения веб сайтов обычно пользуются услугами специализирующихся на этом хостинг-компаний.

Услуга хостинга в силу популярности WWW является сейчас довольно востребованной. Благодаря растущим со временем мощностям современных ПК у хостеров появилась возможность размещать помногу вебсайтов на одном физическом компьютере (виртуальный хостинг), а размещение одного сайта на одном физическом ПК стало называться услугой .

При использовании виртуального хостинга всем размещенным на компьютере (тот, который называется сервером) вебсайтам может быть присвоен один IP адрес, а можете быть и отдельный каждому. Сути это не меняет и лишь косвенно может влиять на размещенный там Website (плохое соседство на одном IP может плохо сказаться на — поисковики иногда гребут всех под одну гребенку).

Теперь давайте немного поговорим за доменные имена вебсайтов и их значение во всемирной паутине WWW. Каждый ресурс в интернете имеет свое доменное имя. Причем может сложиться ситуация, когда у одного и того же сайта может быть несколько доменных имен (в результате получаются зеркала или же алиасы), а так же, например, на для многих ресурсов может использоваться одно и то же доменное имя.

Так же для некоторых серьезных ресурсов существует такое понятие, как зеркала. В этом случае файлы сайта могут находиться на разных физических компьютерах, а сами ресурсы иметь разные доменные имена. Но это все нюансы, только запутывающие начинающих пользователей.

Сегодня пользование сетью стало обыденным делом. Выйти в интернет иной раз проще, чем встать с дивана, чтобы включить телевизор потому, что пульт опять куда-то исчез:). Да что там, многие уже и телевизор не смотрят, ведь в сети есть все необходимое, ну разве что не кормят…пока.

Но кто же придумал то, чем мы пользуемся ежедневно, ежечасно? Вы знаете? Я до сего момента даже не представлял. А придумал интернет Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли. Именно он тот самый изобретатель Всемирной паутины и автор множества других крупнейших разработок в этой области.

Тимоти Джон Бернерс-Ли родился 8 июня 1955 года в Лондоне, в не совсем обычной семье. Его родителями были математики Конвэй Бернерс-Ли и Мэри Ли Вудс, которые вели исследования в области создания одного из первых компьютеров – Manchester Mark I.

Надо сказать, что и само время располагало к различного рода технологическим прорывам в области IT-технологий: за несколько лет до этого Ванневаром Бушем (ученый из США) был предложен так называемый гипертекст. Это уникальное явление, которое представляло собой альтернативу привычной линейной структуре развития, повествования и т.п. и оказало заметное влияние на многие сферы жизни – начиная от науки и заканчивая искусством.

А уже спустя несколько лет после рождения Тима Бернерса-Ли Тед Нельсон выступил с предложением о создании «документальной вселенной», где все тексты, когда-либо написанные человечеством, были бы связаны воедино при помощи того, что мы сегодня назвали бы «перекрестными ссылками». В преддверии изобретения интернета все эти и многие другие события, безусловно, создавали благоприятную почву и наводили на соответствующие размышления.

В возрасте 12 лет родители отдали мальчика в частную школу Эмануэль в городке Вэндсворт, где он проявил интерес к точным наукам. После окончания школы он поступил в колледж при Оксфорде, где вместе с товарищами был уличен в хакерской атаке и за это их лишили права доступа к учебным компьютерам. Это досадное обстоятельство подтолкнуло Тима впервые самостоятельно собрать компьютер на базе процессора М6800, с обычным телевизором вместо монитора и сломанным калькулятором – вместо клавиатуры.

Бернерс-Ли окончил Оксфорд в 1976 году, по специальности «Физика», после чего начал свою карьеру в компании Plessey Telecommunications Ltd. Сферой его деятельности на тот момент были распределенные транзакции. Уже через пару лет он перешел в другую компанию – DG Nash Ltd, где разрабатывал программное обеспечение для принтеров. Именно здесь он впервые создал некий аналог будущей операционной системы, способной работать в режиме многозадачности.

Следующим местом работы стала уже Европейская лаборатория по ядерным исследованиям, расположенная в г. Женева (Швейцария). Здесь, на должности консультанта по ПО, Бернерс-Ли написал программу Enquire (дословный перевод с английского звучит как «дознаватель», «справочная» или «записная книжка»), которая использовала метод случайных ассоциаций. Принцип ее работы, во многом, явился подспорьем для создания Всемирной паутины.

Затем были три года работы в качестве системного архитектора и научная работа в CERN, где он разработал ряд распределенных систем для сбора данных. Здесь же, в 1989 году, им впервые был внедрен проект на основе гипертекста – родоначальник современной сети интернет. Позже этот проект получил название Всемирная паутина (англ. World Wide Web ).

В двух словах, суть его заключалась в следующем: публикация гипертекстовых документов, которые были бы связаны между собой гиперссылками. Это позволяло заметно облегчить поиск информации, ее систематизацию и хранение. Первоначально предполагалось, что проект будет реализован во внутренней сети CERN для локальных исследовательских нужд, как современная альтернатива библиотеки и другим хранилищам данных. При этом, загрузка данных и доступ к ним были возможны с любого компьютера, подключенного к WWW.

Работа над проектом продолжалась с 1991 по 1993 год в виде сбора отзывов пользователей, координации и всевозможных доработок всемирной паутины. В частности, уже тогда были предложены первые версии протоколов URL (как частный случай идентификатора URI), HTTP и HTML. Также был внедрен первый веб-браузер на основе гипертекста World Wide Web и редактор WYSIWYG.

В 1991 году был запущен самый первый веб-сайт, который имел адрес . Его содержанием была ознакомительная и вспомогательная информация относительно Всемирной паутины: как установить веб-сервер, как подключиться к интернету, как пользоваться веб-браузером. Там же размещался интернет-каталог со ссылками на другие сайты.

С 1994 года Бернерс-Ли возглавляет в Лаборатории информатики MIT (сейчас – Лаборатория информатики и искусственного интеллекта, совместно с Массачусетским институтом) кафедру Основателей 3Com, где работает в качестве ведущего исследователя.

В 1994 году при Лаборатории им был основан , который и по сей день осуществляет разработку и внедрение стандартов для сети интернет. В частности, Консорциум работает над тем, чтобы обеспечить Всемирной паутине стабильное и непрерывное развитие – в соответствии с последними требованиями пользователей и уровнем технического прогресса.

В 1999 году вышла знаменитая книга Бернерса-Ли под названием « ». В ней подробно описывается процесс работы над ключевым проектом в жизни автора, рассуждает о перспективах развития интернета и интернет-технологий и обозначает ряд важнейших принципов. Среди них:

— значимость веб 2.0, непосредственного участия пользователей в создании и редактировании контента веб-сайтов (яркий пример Wikipedia и социальные сети);
— тесная взаимосвязь всех ресурсов друг с другом посредством перекрестных ссылок в сочетании с равными позициями каждого из них;
— моральная ответственность ученых, внедряющих те или иные IT-технологии.

С 2004 года Бернерс-Ли – профессор Саутгемптонского университета, где работает над проектом семантической паутины. Она представляет собой новую версию Всемирной паутины, где все данные пригодны для обработки при помощи специальных программ. Это – своего рода «надстройка», предполагающая, что у каждого ресурса будет не только обычный текст «для людей», но и специальным образом закодированный контент, понятный компьютеру.

В 2005 году была издана его вторая книга – «Пройдя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины».

На настоящий момент Тим Бернерс-Ли имеет звание Рыцаря-Командора от королевы Елизаветы II, является Выдающимся членом Британского компьютерного общества, иностранным членом Национальной академии наук США и многих других. Его труд был отмечен множеством наград, включая Орден заслуг, место в списке «100 величайших умов века» по версии журнала Time Magazine (1999 год), премию «Квадрига» в номинации «Сеть знаний» (2005), премию М.С.Горбачева в номинации «Перестройка» — «Человек, изменивший мир» (2011) и др.

В отличие от многих его успешных собратьев, вроде , или , Бернерс-Ли никогда не отличался особым стремлением монетизировать и получать сверхприбыли от своих проектов и изобретений. Его манеру общения характеризуют как «стремительный поток мысли», сопровождаемый редкими отступлениями и самоиронией. Словом, налицо все признаки гения, живущего в своем собственном, «виртуальном» мире, который, при этом, колоссальным образом повлиял на мир сегодняшний.

Интернет – это система связи и одновременно информационная система – среда общения людей. В настоящее время существует много определений этого понятия. На наш взгляд одним из определений Интернета, наиболее полно характеризующим информационное взаимодействие населения планеты, является: «Интернет–это сложная транспортно–информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки, например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».

Появление Интернета дало толчок развитию новых информационных технологий, ведущих не только к изменению сознания людей, но и мира в целом. Однако всемирная компьютерная сеть не была первым открытием подобного рода. Сегодня Интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники – телеграф, телефон и радио. Однако в отличие от них, он объединил в себе их достоинства – стал не только полезным для связи между людьми, но и общедоступным средством для получения и обмена информацией. Надо добавить, что и возможности не только стационарного, но и мобильного телевидения стали использоваться в Интернете уже в полной мере.

История Интернета начинается примерно в 60-годы XX века.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети» («Galactic Network»). Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет.

Леонард Клейнрок в июле 1961 г. опубликовал первую статью по теории пакетной коммутации. В статье он представил преимущества своей теории перед существующим принципом передачи данных – коммутацией каналов. В чем различие этих концепций? При коммутации пакетов – отсутствует физическая связь между двумя оконечными устройствами (компьютерами). При этом необходимые для передачи данные разбиваются на части. К каждой части присоединяется заголовок, содержащий полную информацию о доставке пакета по назначению. При коммутации каналов на время передачи информации два компьютера физически соединяются « каждый с каждым». В период соединения происходит передача всего объема информации. Это соединение сохраняется до окончания передачи информации, т. е. также как это и было при передаче информации по аналоговым системам, обеспечивающим коммутацию соединений. При этом коэффициент использования информационного канала минимален.

Для проверки концепции пакетной коммутации каналов Лоренс Робертс и Томас Мерилл в 1965 году соединили компьютер TX-2 в Массачусетс с компьютером Q-32 в Калифорнии с помощью низкоскоростных телефонных коммутируемых линий. Таким образом, была создана первая в истории (хотя и маленькая) нелокальная компьютерная сеть. Результатом эксперимента стало понимание того, что компьютеры с разделением по времени могут успешно работать вместе, выполняя программы и осуществляя выборку данных на удаленной машине. Стало ясно и то, что телефонная система с коммутацией каналов (соединений) абсолютно непригодна для построения компьютерной сети.

В 1969 американское агентство ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) занялось исследованиями по созданию экспериментальной сети «с коммутацией пакетов». Эта сеть была создана и получила наименование ARPANET, т.е. сеть агентства передовых исследовательских проектов. Эскиз сети ARANET, состоящий из четырех узлов – эмбрион Интернета представлен на рис. 6.1 .

На этой ранней стадии велись исследования, как по сетевой инфраструктуре, так и по сетевым приложениям. Одновременно велись работы по созданию функционально полного протокола межкомпьютерного взаимодействия и другого сетевого программного обеспечения.

В декабре 1970 года сетевая рабочая группа (Network Working Group, NWG) под руководством С. Крокера завершила работу над первой версией протокола, получившего название Протокол управления сетью (Network Control Protocol, NCP). После того, как в 1971 – 1972 годах были выполнены работы по реализации NCP на узлах ARPANET, пользователи сети, наконец, смогли приступить к разработке приложений.

В 1972 году появилось первое приложение – электронная почта.

В марте 1972 г. Рэй Томлинсон написал базовые программы пересылки и чтения электронных сообщений. В июле этого же года Робертс добавил к этим программам возможности выдачи списка сообщений, выборочного чтения, сохранения в файле, пересылки и подготовки ответа.

С тех пор электронная почта стала крупнейшим сетевым приложением. Для своего времени электронная почта стала тем же, чем в наши дни является Всемирная паутина – исключительно мощным катализатором роста обмена всех видов межперсональных потоков данных.

В 1974 году Internet Network Working Group (INWG) представила универсальный протокол передачи данных и объединения сетей – TCP/IP. В современном Интернете используется именно этот протокол.

Тем не менее, переход ARPANET с протокола NCP на TCP/IP состоялся только 1 января 1983 года. Это был переход в стиле «Дня X», требующий одновременных изменений на всех компьютерах. Переход тщательно планировался всеми заинтересованными сторонами в течение нескольких предшествующих лет и прошел на удивление гладко (однако, он привел к распространению значка «Я пережил переход на TCP/IP»). В 1983 году перевод ARPANET с NCP на TCP/IP позволил разделить эту сеть на MILNET, собственно сеть для военных нужд, и ARPANET, использовавшуюся в исследовательских целях.

В этом же году произошло еще одно важное событие. Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) разработал доменную систему имен (Domain Name System, DNS). Эта система позволила создать масштабируемый распределенный механизм для отображения иерархических имен компьютеров (например, www.acm.org) в Интернет–адресах.

В этом же 1983 году в университете Висконсии был создан сервер доменных имен (Domain Name Server, DNS). Данный сервер (DNS) автоматически и скрытно от пользователя обеспечивает перевод словарного эквивалент сайта в IP-адрес.

С всеобщим распространением Сети за пределы США появились национальные домены первого уровня ru, uk, ua и т. д.

В 1985 году, Фонд Национальной Науки (NSF) принял участие в создании собственной сети NSFNet, которая вскоре была подключена к Интернету. Первоначально в состав NSF входили 5 суперкомпьютерных центров, впрочем, меньше, чем в APRANET, а скорость передачи данных в каналах связи не превышала 56 кбит/с. В то же время, создание NSFNet стало заметным вкладом в развитие Интернет, поскольку позволило по-новому взглянуть на то, как можно использовать Интернет. Фонд поставил задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключенным» к единой сети, а потому приступили к созданию сети с более быстрыми каналами, которая бы объединила многочисленные региональные и локальные сети.

На основе технологии ARPANET в 1986 г. была создана сеть NSFNET (the National Science Foundation NETwork – Сеть Национального научного фонда), в создании которой приняли непосредственное участие NASA и Министерство энергетики. Было соединено шесть крупных научно-исследовательских центров, оснащенных новейшими суперкомпьютерами, расположенных в разных регионах США. Основной целью этой сети было предоставление научным центрам США доступа к суперкомпьютерам, на основе опорной межрегиональной сети. Сеть работала на базовой скорости 56 Кбит/с. При создании сети стало очевидным, что не стоит даже и пытаться соединить все университеты и исследовательские организации непосредственно с центрами, т. к. проложить такое количество кабеля не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решили создавать сети по региональному принципу. В каждой части страны заинтересованные учреждения соединялись со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютерным центрам через один из своих узлов, таким образом, суперкомпьютерные центры были соединены вместе. При такой конструкции любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения через соседей .

Одна из проблем, существовавшая в то время, заключалась в том, что ранние сети (в том числе ARPANET) строились целенаправленно в интересах узкого круга заинтересованных организаций. Они должны были использоваться замкнутым сообществом специалистов; как правило, этим работа сетей и ограничивалась. Особой потребности в совместимости сетей не было, соответственно, не было и самой совместимости. В это же время в коммерческом секторе начали появляться альтернативные технологии, такие как XNS от компании Xerox, DECNet, а также SNA от IBM. Поэтому под эгидой DARPA NSFNET, совместно со специалистами из подведомственных тематических групп по технологии и архитектуре Интернета (Internet Engineering and Architecture Task Forces) и членами Сетевой технической консультативной группы NSF, были разработаны «Требования к Интернет-шлюзам». Эти требования формально гарантировали совместимость частей Интернета, находящихся в ведении DARPA и NSF. Помимо выбора TCP/IP как основы NSFNet федеральные агентства США приняли и реализовали ряд дополнительных принципов и правил, сформировавших современный облик Интернета. Что очень важно, NSFNET проводило политику «всеобщего и равного доступа в Internet». В самом деле, чтобы американский университет мог получить от NSF средства на подключение к Интернету, он, как было записано в программе NSFNet, «должен обеспечить доступность этого подключения для всех подготовленных пользователей в университетском городке» .

NSFNET поначалу работала вполне успешно. Но настало время, когда она перестала справляться с возросшими потребностями. Сеть, созданная для пользования суперкомпьютерами, позволяла подключенным организациям пользоваться и множеством информационных данных к суперкомпьютерам не относящимся. Пользователи Сети в научных центрах, университетах, школах и т. п. поняли, что им теперь доступно море информации и что они получили непосредственный доступ к своим коллегам. Поток сообщений в Сети нарастал все быстрее и быстрее, пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии.

В 1987 г. NSF передала компании Merit Network Inc. контракт, по которому Merit при участии IBM и MCI должна была обеспечивать управление опорной сетью NSFNET, осуществить переход на более скоростные каналы Т-1 и продолжить ее развитие. Растущая опорная сеть уже объединяла более 10 узлов.

В 1990 году понятия ARPANET, NFSNET, MILNET и др. окончательно ушли со сцены, уступив место понятию Интернет.

Размах сети NSFNET в сочетании с качеством протоколов привели к тому, что к 1990 году, когда окончательно разукомплектовали ARPANET, семейство TCP/IP вытеснило или значительно потеснило во всем мире большинство других протоколов глобальных компьютерных сетей, а IP уверенно становился доминирующим сервисом транспортировки данных в глобальной информационной инфраструктуре.

В 1990 г. Европейская организация по ядерным исследованиям (European Organization for Nuclear Research) организовала крупнейший Интернет-сайт в Европе и обеспечила доступ в Интернет Старого света. С целью оказания помощи в продвижении и содействия концепции распределенных вычислений через Интернет CERN (Швейцария, Женева) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющую пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру.

В основе технологии WWW лежат: определение спецификаций URL (Universal Resource Locator, всеобщий указатель ресурса), HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) и собственно язык HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста). Текст можно разметить в HTML с помощью любого текстового редактора. Страницу, размеченную в HTML, часто называют Web-страницей. Для просмотра Web-страницы используется клиентское приложение – Web-браузер.

В 1994 г. образовался консорциум W3C (W3 Consortium), который объединил ученых из разных университетов и компаний (в том числе Netscape и Microsoft). С этого времени комитет стал заниматься всеми стандартами в мире Интернета. Первым шагом организации стала разработка спецификации HTML 2.0. В данной версии появилась возможность передачи информации с компьютера пользователя на сервер с помощью форм. Следующим шагом стал проект HTML 3, работа над которым началась в 1995 г. Впервые была введена система CSS (Cascading Style Sheets, иерархические таблицы стилей). CSS позволяет осуществить форматирование текста без нарушения логической и структурной разметки. Стандарт HTML 3 так и не был утвержден, вместо него был создан и принят в январе 1997 г. HTML 3.2. Уже в декабре 1997 г. W3C принимает стандарт HTML 4.0, в котором идет разделение на логические и визуальные теги.

К 1995 году темпы роста сети Интернет показали, что регулирование вопросов подключения и финансирования не может находиться в руках одного NSF. В 1995 году произошла передача региональным сетям оплаты за подсоединение многочисленных частных сетей к национальной магистрали.

Интернет вырос далеко за пределы того, каким его видели и проектировали, он перерос те агентства и организации, которые его создавали, они более не могли играть в его росте доминирующую роль. Сегодня это мощная всемирная сеть связи, основанная на распределенных коммутационных элементах - хабах и каналах связи. С 1983 года Интернет растет по экспоненте, и едва ли ни одна деталь сохранилась с тех времен, – Интернет все еще работает на основе набора протоколов TCP/IP.

Если термин «Интернет» первоначально использовался для описания сети, построенной на базе Интернет – протокола IP, то сейчас это слово приобрело глобальный смысл и лишь иногда применяется в качестве названия набора объединенных сетей. Строго говоря –Интернет, это любой набор отдельных в физическом смысле сетей, которые соединены между собой единым протоколом IP, что позволяет говорить о них, как об одной логической сети. Бурный рост Интернет, вызвал повышенный интерес к протоколам TCP/IP, в итоге появились специалисты и компании, которые нашли для него и ряд других приложений. Этот протокол начал использоваться для построения локальных вычислительных сетей (LAN - Local Area Network) даже тогда, когда не предусматривалось их подключение к сети Интернет. Кроме того, TCP/IP стал применяться при создании корпоративных сетей, которые взяли на вооружение Интернет – технологии, в том числе WWW (World Wide Web) – мировую паутину, чтобы наладить эффективный обмен внутрикорпоративной информацией. Эти корпоративные сети получили название «Интранет» и могут либо подключаться, либо нет к сети Интернет.

Изобретателем всемирной паутины считается Тим Бернерс-Ли, являющийся автором технологий HTTP, URI/URL и HTML . В 1980 году он для собственных нужд написал программу «Энквайр» («Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины. В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных. Для осуществления проекта им были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Им был написал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде «NeXTStep» и начала распространяться по Интернету летом 1991 года. Первый в мире Web –сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился он-лайн в Интернете 6 августа 1991 года. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить Web –сервер, как использовать браузер и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), основанный Тимом Бернерсом-Ли. Данный Консорциум – организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи Консорциума – обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «Рекоменда́циями», англ. W3C Recommendations), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все Рекомендации Консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

В настоящее время всемирную паутину образуют миллионы Web –серверов сети Интернет, расположенных по всему миру. Web –сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные Web–серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System) – доменное имя (или непосредственно IP-адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее – одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного Web –сервера .

Для просмотра информации, полученной от Web –сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа – Web –браузер. Основная функция Web –браузера – отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки. Большая часть информации в Webе представляет из себя именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, мастера по разметке называют веб-мастером. После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл, такой HTML-файл является самым распространённым ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт. В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки «веба» основаны на технологии URL.

В целом можно заключить, что Всемирная паутина стоит на «трёх китах»: HTTP, HTML и URL. Хотя в последнее время HTML начал несколько сдавать свои позиции и уступать их более современным технологиям разметки: XHTML и XML. XML (англ. eXtensible Markup Language) позиционируется как фундамент для других языков разметки. Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, – система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).

Популярная концепция развития Всемирной паутины – создание семантической паутины. Семантическая паутина – это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина – это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области – это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

В настоящее время наметились две тенденции в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина. Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных. Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов, OPML, микроформаты XHTML).

Одним из самых современных и экономичных видов связи стала Интернет-телефония. Днем ее рождения можно считать 15 февраля 1995 года, когда фирма VocalTec выпустила свой первый soft-phone – программу, служащую для обмена голосом по сети IP. Затем Microsoft выпустил в октябре 1996 года первую версию NetMeeting. А уже в 1997 году стали вполне обычными соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов, находящихся в совершенно разных местах планеты.

Почему обычная междугородная и международная телефонная связь так дорога? Объясняется это тем, что во время разговора абонент занимает целый канал связи, причем не только когда говорит или слушает собеседника, но и когда молчит или отвлекается от разговора. Так происходит при передаче голоса по телефону обычным аналоговым способом.

При цифровом же способе информацию можно передавать не непрерывно, а отдельными «пакетами». Тогда по одному каналу связи можно посылать информацию одновременно от многих абонентов. Этот принцип пакетной передачи информации подобен перевозке множества писем с разными адресами в одном почтовом вагоне. Ведь не «гоняют» же один почтовый вагон для перевозки каждого письма в отдельности! Такое временное «пакетное уплотнение» позволяет намного эффективнее использовать существующие каналы связи, «сжимать» их. На одном конце канала связи информация делится на пакеты, каждый из которых, подобно письму, снабжается своим индивидуальным адресом. По каналу связи пакеты многих абонентов передаются «вперемежку». На другом конце канала связи пакеты с одним адресом снова объединяются и направляются своему адресату. Такой пакетный принцип широко используется в сети Интернет .

Имея персональный компьютер, звуковую карту, совместимые с ней микрофон и наушники (или звуковые колонки), абонент может с помощью Интернет-телефонии позвонить любому абоненту, у которого имеется обычный городской телефон. При этом разговоре он также будет платить только за пользование Интернетом. Перед началом пользования Интернет-телефонией абоненту – владельцу персонального компьютера необходимо установить на него специальную программу.

Для пользования услугами Интернет-телефонии не обязательно иметь персональный компьютер. Для этого достаточно иметь обычный телефон с тональным набором. В этом случае каждая набранная цифра уходит в линию не в виде разного количества электрических импульсов, как при вращении диска, а в виде переменных токов разной частоты. Такой тоновый режим есть в большинстве современных телефонных аппаратов. Для пользования Интернет-телефонией с помощью телефонного аппарата нужно купить кредитную карточку, и позвонить на мощный центральный компьютер-сервер по указанному на карточке номеру. Затем автомат сервера голосом (по выбору на русском или английском языке) сообщает команды: набрать с помощью кнопок телефонного аппарата серийный номер и ключ карточки, набрать код страны и номер своего будущего собеседника. Далее сервер превращает аналоговый сигнал в цифровой, отправляет его в другой город, в находящийся там сервер, который снова преобразует цифровой сигнал в аналоговый и отправляет его нужному абоненту. Собеседники разговаривают как по обычному телефону, правда, иногда чувствуется небольшая (на доли секунды) задержка ответа. Напомним, что для экономии каналов связи голосовая информация передается «пакетами» цифровых данных: ваша голосовая информация расчленяется на отрезки, пакеты, называемые Интернет-протоколами (IP).

В 2003 году была создана программа Skype (www.skype.com), совершенно бесплатная и не требующая от пользователя практически никаких знаний ни для ее установки, ни для использования. Она позволяет разговаривать в режиме видеосопровождения с собеседниками, находящимися у своих компьютеров в разных концах света. Для того чтобы собеседники могли видеть друг друга, компьютер каждого из них должен быть снабжен web-камерой.

Вот такой длинный путь в развитии средств связи проделало человечество: от сигнальных костров и барабанов до сотового мобильного телефона, который позволяет практически мгновенно связаться двум людям, находящимся в любых точках нашей планеты. При этом, несмотря на различные расстояния, у абонентов создается ощущение личного общения.