Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Каково это — пережить бэд трип? BAD-секторы. Что это такое, с чем это едят и как от них избавиться. Проверка на неверные заголовки HTTP

Каково это — пережить бэд трип? BAD-секторы. Что это такое, с чем это едят и как от них избавиться. Проверка на неверные заголовки HTTP

Наверное, пользователь уже знает, что такое bad сектора на hdd («плохие блоки») поверхности жесткого диска. Если вы этот обзор читаете, значит, как минимум, представляете: что такое «жесткий диск», и то, чего вы хотите в результате добиться (удалить bad сектора на hdd). Но действительно ли они «плохие», и насколько этот дефект «аппаратный» – попробуем разобраться.

Симптомы повреждения физической поверхности или ошибок файловой системы

Симптомы «плохих» секторов («железной» или «программной» причины), могут быть следующие:

  1. Медленный запуск установленных приложений и/или самой ОС;
  2. Беспричинное нарушение работы некоторых приложений (пропадания ранее внесенных настроек, отсутствие функций);
  3. Пропадание папок и файлов, повреждение файлов;
  4. Сильное замедление процесса копирования при обращении к файлам.

Как видим, ничего хорошего. Работа с винчестером (жестким диском) будет состоять из 2-х этапов, отвечающих на 2 разных вопроса: есть ли на поверхности hdd физические дефекты, и (если – да) – как удалить bad сектора, чтоб больше они не возвращались.

Я писал уже в другой статье про , так вот на диск с бед секторами винду лучше не устанавливать, в начале нужно избавиться от них.

Немного теории

На жестком диске, поверхность разбита на сектора. Каждый сектор на физической поверхности одного блина называется «блок». Число блоков, если их сложить и подсчитать в сумме – всегда будет больше, чем число «показываемых» винчестером доступных блоков. То есть, любой фирмой-производителем – делается несколько (на самом деле – десятки) не используемых «частей» поверхности hdd – запасных блоков.

То, как удалять bad с винчестера, становится понятно с пониманием того, как именно работает электроника hdd. Получая «себе» адрес блока, к которому надо обратиться (на чтение/запись), этот адрес сначала будет «переведен» в физический адрес блока, что делается по специальной таблице (зашитой в ПЗУ hdd).

В таблицу, вместо физического адреса сбойного блока, непринужденно и легко можно прошить адрес одного из свободных (запасных) блоков (см. один абзац выше). Мы получим в итоге «рабочий» винчестер. Кстати, без уменьшения логического объема.

Примечание:

такая операция «переназначения» адреса блока называется «ремаппинг», или – ремап.

Чисто «логические» дефекты

Ошибки могут возникать не из-за физического повреждения поверхности, а лишь из-за нарушений в логике работы одного сектора. Эти ошибки, в свою очередь, делятся, тоже, на исправимые и не исправимые. Отличить от физических дефектов, «логические» можно только косвенным способом (используя разные тесты).

Исправимый логический дефект (софт-bad): когда контрольная сумма логического сектора не совпадает с вычисленной контрольной суммой его данных. Такое может появиться, например, из-за помех и отключения питания (и – всего лишь). При последующем включении, винчестер сперва прочитает данные, вычислит контрольную сумму, сравнит полученное с записанным. В общем, в таких случаях оборудование выдает сообщение ошибке. Со стороны же операционной системы, это выглядит, как «настоящий» bad.

К сожалению, ни средствами операционной системы, ни в BIOS, логический дефект самостоятельно исправить нельзя. Контроллер винчестера ошибку тоже не скорректирует: он тщетно пытается прочесть этот сектор с третьей, с четвертой попытки, и когда не получается - пытается помочь, подстраивая сервосистему и канал чтения… При этом раздается тот самый «скрежет», душераздирающий и хорошо знакомый владельцам «убитых» винтов.

Примечание: не стоит опасаться, что «головки» скребут по поверхности. Скрежет идет от катушки на шпинделе (коромысле), постоянно пытающейся настроить «правильный» угол.

Ну, и, в таком случае, как удалить bad, когда он – логический? Что может помочь? Принудительная перезапись всех секторов (специальной программой, в обход даже BIOS-а) – хорошее средство от этого. После заполнения поверхности только «нулями» (потом – «единицами», потом – снова «нулями»), логический bad – исчезает бесследно.

Но есть «неисправимые» логические ошибки. Ошибки эти относятся к низкоуровневому форматированию винчестера. Сам дефект – при этом, выглядит так же. Неисправимыми же, такие дефекты считают потому, что их исправление потребует сделать «правильное» форматирование на низком уровне, что обычному пользователю чаще всего недоступно (в отсутствии фирменных утилит low-level format, да и «крепление» винта должно быть неподвижно). В быту, такие блоки винчестера отключаются теми же способами, что и «физический» bad - то есть, ремапом. Не страшно.

Программы

Для логического «затирания» поверхности (заполнение происходит «0»-ми и «1»-ми):

fjerase, wdclear, zerofill.

Образ загрузочного CD-диска с Викторией – качаем .

В rar-архиве, если его распаковать, будет один файл – файл.iso (образ загрузочного диска CD).

Работа с Victoria DOS

Во-первых, почему именно ДОС-режим, а не Windows? Дело в том, что если hdd – один, и на нем установлена Windows, из-под которой запустить Victoria win-32 – ничего «ремапить» тогда не получится, по понятным причинам (нельзя стирать Windows).

Поэтому, берем чистую болванку CD, пишем на нее загрузочный образ, и загружаемся с этого CD:

Выбрав первый пункт, жмем на «Enter».

Примечание: такой загрузочный диск (или – флешку), вы можете создать и сами. Сделав просто загрузочный диск/флешку с ДОС, затем, перенеся на нее (добавив) файлы Victoria (архив – качать тут: http://www.hdd-911.com/index.php?option=com_docman&Itemid=31&task=view_category&catid=69&order=dmdate_published&ascdesc=DESC).

Что мы должны сначала нажать (чтобы жесткий диск – определился)? Жмем «F2».

Если после этого, программа не найдет винчестер – сделать это можно самим. Жмем «P» на клавиатуре, появится меню «Выбор порта HDD» – мы выберем «Ext. PCI ATA/SATA» («стрелки», и – «Enter»):

Примечание: другие пункты нужны, если у вас системная плата с контроллерами IDE (к одному из которых подключен винчестер стандарта PATA).

И, в появившемся списке – должен быть виден нужный нам hdd (по названию фирмы/модели). Для выбора hdd, набираем номер канала (на котором он находится). Жмем «Enter». Все.

После этого, можно работать с винчестером: проводить тест и «ремапить».

Примечание: если винчестеров в системе несколько – поступаем аналогичным способом (нажать клавишу «P», и так далее).

Для начала, посмотрим, сколько «плохих» блоков уже было переназначено (для нового hdd, этот показатель может быть равен только «нулю»):

Для появления этого экрана, мы нажали «F9». Обратите внимание на пятую строку – это и есть количество секторов, которые были «переназначены» (re-allocated sector count – счетчик переназначенных секторов).

Здесь, значение равно 100 (реальное значение – первый столбец). Ну, это – не есть хорошо. Всего, у разных фирм (производящих винчестеры), максимальное число re-allocated блоков, не может превышать «критическое» – в несколько сотен (скажем так – 200-300).

Victoria DOS: тест поверхности

Для запуска теста поверхности, жмем «F4»:

Оставляем, как есть – все показатели (начало и конец диска, режим «линейного» чтения, и, на данном этапе – «игнор» для bad-блоков). Запускается тест – нажатием «Enter»:

Как видим, при выполнении теста, отображается, сколько блоков читаются с чрезмерно большим временем доступа. Число блоков, являющихся bad – также, подсчитывается (но сейчас мы не знаем, «программные» ли они, или – дефекты поверхности).

Victoria DOS: ремаппинг

Итак, тест поверхности – показал, что число сбойных блоков больше нуля. Не спешите сразу переходить к операции ремаппинга (которая будет рассмотрена ниже).

«Плохие» сектора могут возникнуть по «программной» причине. Как устранять в этом случае – рассмотрено выше. Не поленитесь, запустите программу ZeroFill (или подобную ей). Иногда, удалить все «сбойные» блоки можно после двух-трех прогонов этой программки.

Также (как ни смешно), низкая скорость чтения периодически повторяющихся блоков – возможна из-за плохого контакта разъема SATA. Можно, кстати, попробывать переключить винчестер в более медленный режим (перемычка – на корпусе hdd, включаем «150 мегабит»).

И только, если из этих двух способов – ни один не помог (число и расположение bad-блоков, после повторно проведенного теста, не изменилось) – переходим к ремаппингу:

Как и для «теста», жмем «F4». В меню, стрелкой «вниз», идем на «Ignore bad blocks» – строку.

Теперь – внимание! – стрелками «влево» и «вправо», выбирается «Classic REMAP». Нажимается «Enter». Все (будем ждать).

Обычно, тестирование поверхности, занимает от часа и более (для 500-750 Гигабайт). Ну а для 2 Терабайтных, да еще 5000 об/мин. – и 3 часа будет мало (с режимом «ремаппинга» – дольше, но, не намного).

По завершении работы, получим «хороший» винчестер. Можно – провести еще раз, заключительный «тест». Число «переназначенных» блоков – просуммировано с уже имеющимся (смотреть, как говорили – «F9», в пятой строке).

Если вы провели тест поверхности, и в результате – видите, что число нуждающихся в «ремаппинге» блоков выходит за пределы нескольких сотен (допустим: было – 100, появилось – еще 200) – от «самостоятельного» ремонта лучше отказаться, и вовсе.

Вместо вывода

Ремапить – это хорошо. Если такая возможность – еще есть (если суммарное число переназначенных блоков не перешло некое «критическое» значение), ею можно воспользоваться. Хотя, и «долговечность» после такого метода (то есть, на сколько дней хватит винчестера) – всегда под сомнением. Этот параметр – не прогнозируется (может, винчестера хватит еще на 2 дня, может – на месяц, и т. Д.). Перенесите все нужные данные, как только доступ к ним – появится снова.

Процедура «ремаппинга» не затирает данные, то есть программа старается «прочитать» плохой блок, и скопировать данные. Однако, по возможности, перед ремапом все же рекомендуется делать резервную копию жесткого диска (программкой Ghost, например).

(Не обязательно): вместо режима «Classic REMAP», Victoria 3.5 позволяет выбрать «Advanced REMAP». Что можно сделать, если «стандартный» ремап не смог помочь полностью на 100% (остались 2-3 «плохих» блока).

Как видим, работа с винчестером занимает много времени. А также, требует от пользователя наличия знаний и максимума аккуратности (при условии, что вы понимаете смысл операций, производимых с помощью этих программ).

В более сложных случаях (винт не определяется программой; после определения – зависает система) – так или иначе, нужно квалифицированное вмешательство. Помимо «плохих» секторов, возможно, проблемы есть и в контроллере жесткого диска (в его «электронике»). Самостоятельно – уже не решить это.

Появились «сбойные» сектора? Не включайте их «исправление» из самой Windows! Конечно, при этом, она (то есть, Виндовз) будет «ремапить» каждый сектор, являющийся «сбойным» для нее (ну, а – нужно ли это?).

Другие «программки»

Как посмотреть число «переназначенных» секторов прямо из Windows?

Есть много программ, показывающих данные ПЗУ жесткого диска (данные SMART). Например, это Everest (качаем-запускаем-смотрим):

Программа абсолютно бесплатна. Скачать ее – проще здесь: http://www.aida64.com/downloads/aida64extreme270exe. Первые 30 дней – доступны все функции (но, кроме, как «смотреть», Everest, она же Aida, ничего не умеет).

Или, можно скачать Викторию – уже для Windows (начиная от версии 4.0): http://www.hdd-911.com/index.php. Идем в раздел «Файлы»:

Как видите, оф. сайт содержит обе версии (для DOS и для Windows).

Совместимость

Victoria–DOS (3.5х) – совместима с контроллерами SATA (SATA-2). Также – и с IDE, интегрированными в системную плату.

Это был обзор о bad сектора на hdd.

Как проверить жесткий диск?

Уметь контролировать свои эмоции за покерными столами – это главнейший ключ к успеху в покере. Конечно, вы всегда можете стать чуточку лучше с технической точки зрения, улучшая свое понимание игры и изучая оптимальные стратегии против определенного типа игроков. Тем не менее, стремительного роста вашего винрейта вам все же следует ожидать именно от укрепления уровня вашей психической устойчивости и ментального подхода к игре.

Вы знаете, этот аспект покера даже в 2016 году по-прежнему игнорируется практически всеми игроками . Вы можете нарыть кучу книг, видео или постов на форумах, которые расскажут вам, как лучше всего разыграть АК без позиции. Но при этом в сети не так много информации о том, что делать, когда вас переезжают на несколько стэков ребята с двумя аутами, при этом по 3 раза подряд. Или когда вы пытаетесь щемить фиша, а на деле получается, что наоборот он вас обувает, доезжая в свои призрачные флаш-дро и гатшоты.

И именно от правильности вашей реакции на подобного рода ситуации и будет зависеть состояние вашего банкролла. Именно здесь и будет определяться успех или провал вашей покерной карьеры.

Итак, в данной статье я хочу поговорить о том, как нужно правильно относиться к бэд-битам в покере. И более того, что делать, если бэд-биты идут один за другим?

Что такое бэд-бит?

Давайте сперва спросим себя, что же такое бэд-бит. Бэд-бит по определению это просто проигрыш руки в покере, будучи статистически фаворитом . При этом главное здесь – проигрыш большой части (или всего) стэка.

Многие игроки путают плохую игру с бэд-битами. Это далеко не одно и то же. Например, коллирование крупных ставок на терне и ривере, когда большинство дров закрылось и ваша оверпара очевидно уже не так сильна, на самом деле будет просто плохой игрой.

Таким образом, в данной статье речь пойдет о ситуациях, где вы будете проигрывать крупные поты, будучи статистически фаворитами на победу в руке (т.е. когда у вас будет больше эквити в поте, чем у вашего оппонента). Вот что такое в действительности бэд-бит.

Бэд-бит – это математическая предопределенность в покере

Я думаю, первое, что нам следует уяснить здесь, что бэд-биты это неотъемлемая и фундаментальная часть игры. Почти всегда у противника будет хоть какое-то эквити в поте, а зачастую и приличное его количество.

Как мы видим из примера выше, даже если мы выставимся на флопе, то у нашего оппонента (у которого в данный момент лишь 6-хай против наших АА) будет все еще 37% эквити в поте. Он будет выиграть чаще, чем 1 раз из 3-х.

И тут не обязательно быть математическим гением, чтобы понимать, что проиграть 3 раза подряд с тузами в данной ситуации, это не такой уж и феномен. Более того, в быстротекущем мире онлайн-покера, где мы будем отыгрывать тысячи и даже миллионы рук, это будет вполне себе распространенным явлением.

Не поймите меня неправильно. Выигрыши трех раз подряд с АА здесь будут случаться гораздо чаще. Или выигрыш 2 раза из 3-х. Главное здесь, чтобы вы поняли, что не надо удивляться, если вы проиграете несколько раз подряд даже с такой сильной рукой как АА, поскольку даже у простого флаш-дро и бэкдорного стрэйта зачастую будет приличное количество эквити против них, как в примере выше.

Как реагировать на единичные бэд-биты?

Что ж, теперь, понимания этот порядок вещей, мы можем начать смотреть на бэд-биты с объективной, логической и математической точек зрения. Мы можем начать думать о них в категориях чисел, а не воспринимать их как какое-то смертельное проклятие вашего рода.

Даже если фиш поймает свой 10%-ный гатшот, то эти 10% все равно говорят нам, что рано или поздно они должны были случиться. Вместо того чтобы начинать злиться, вы должны натренировывать свой разум думать именно об этих цифрах, а не о конкретных результатах потери денег. Вы должны понимать, что эти 10% (или 20%, 30%) просто-напросто будут случаться время от времени.

Именно на это вы и подписались, выбрав для себя эту игру. Покер – это очень непредсказуемая игра в краткосрочной перспективе, и никто не может вам гарантировать, что вы выиграете пот, если просто хорошо выставитесь.

Я предпочитаю рассматривать бэд-биты как налог, который я должен платить ради своих долгосрочных выигрышей.

И при этом я понимаю, что бэд-биты математически предопределены, и более того, они являются причиной, почему я могу зарабатывать деньги этой игрой.

Дело в том, что если фиш (слабый игрок) будет всегда проигрывать со слабейшим эквити, то ему моментально это надоест. Он просто сдастся, и больше никогда не будет играть в покер. Но те редкие моменты удачи, когда фиш будет все же нас перетягивать, будут постоянно держать его в игре и склонять снова и снова сделать депозит. Если бы покер был игрой, на 100% зависящей от скилла в краткосрочной перспективе (как шахматы), то плохие игроки быстро бы потеряли к нему интерес и нашли бы что-нибудь другое, куда бы можно было слить свои деньги.

Как реагировать на множественные бэд-биты?

Я думаю, большинство из нас способны сами кое-как пережить единичные бэд-биты. Настоящие проблемы (то есть тильт) начинаются тогда, когда эти бэд-биты сыплются один за другим.

Все мы бывали в подобных ситуациях. Тузы сливаются по 5 раз за сессию. Мы проигрываем все коин-флипы, все выставления 60/40, нас перетягивают 5 аутов, затем 2 аута и так далее и так далее. И такой «налог на выигрыш», уже начинает казаться непомерно большим.

«Налоговая система» в покере временами бывает просто несправедливой. Иногда с вас потребуют заплатить гораздо больше, чем вы того заслуживаете.

Но как я сказал ранее, в игре, в которой мы изначально сознательно обрекли себя на краткосрочные риски и неудачи, что вообще можно называть «справедливостью»?

И именно здесь и заключается вся суть проблемы. Когда мы проигрываем кучу потов подряд, будучи фаворитами, мы начинаем смотреть на это как на некую несправедливость. Мы воспринимаем это слишком близко к сердцу. Мы думаем, что кто-то нас обманывает или все сговорились и настроились против нас.

Но опять же, если абстрагироваться и посмотреть с логической точки зрения, это будет выглядеть очень глупо. Я отыграл более 8 миллионов рук в онлайн-покере. Я встречал самые сумасшедшие говн вещи на свете. И я бы не играл все еще в эту игру, если бы действительно в ней было что-то несправедливое или нечестное на большой дистанции. Я могу просто проверить свою базу в PT4, чтобы в очередной раз убедиться в этом.

И есть причина, почему никто не воспринимает всерьез тех людей, которые постоянно ноют, что «онлайн-покер это лохотрон, и ГСЧ подкручен». Причина в том, что ни у кого из этих людей нет значимых статистических доказательств, разоблачающих этот всемирный заговор покер-румов. Те из нас, кто на самом деле откатал большое количество рук (миллионы), ясно видят, насколько ошибаются эти нытики. Но иллюзия короткой дистанции зачастую наглухо затмевает их разум.

Таким образом, мы возвращаемся к тому, о чем говорили в самом начале. Бэд-биты – это математическая предопределенность этой игры, причем довольно редкая. Но иногда они будут сыпаться очень с большой скоростью.

Сделайте шаг назад

Большое количество бэд-битов подряд любого из нас загонят в тильт. Помимо всех этих усилий мыслить абстрагировано с логических и математических точек зрения, всегда будет и глубокая тоска по выигрышам. Никто не любит проигрывать. Даже фиши.

А бэд-бит это как двойная пощечина, ведь мы старались, работали усердно, чтобы вынудить оппонента совершить большую ошибку, а тут на тебе – он еще и получает вознаграждение с наших же денег за свою плохую игру.

Это в буквальном смысле неслыханно в любой другой профессии, спорте или чем бы то ни было. А когда это происходит несколько раз подряд, это кого угодно подсадит на коня!

И именно поэтому я считаю важным уметь отступить, когда подобные вещи случаются. В большинстве покер-румов есть такая функция, одним нажатием уйти в сит-аут на всех столах. Если вы чувствуете, что давление в висках нарастает, кликните по этой кнопке и сходите-ка лучше на прогулку развейтесь.

Это действительно очень важно, уметь избегать этого накала в игре, и спокойно рационально обдумать то, что произошло. Даже если не получится все обдумать, главное, что таким образом вы защитите себя от совершения крупных ошибок, играя в тильте.

Именно тильт сжигает банкроллы, а вместе с ними и мечты их хозяев.

И, что интересно, многие даже не осознают этого. Но все те мелкие плохие коллы и глупые попытки блефов в итоге вытекают в приличные суммы.

Выигрывать в покере не просто (И этого никогда не должно быть)

Если бы выигрывать в покере было так просто, то все бы это делали. Кто не хочет загребать стэки, посасывая коктейли через трубочку, лежа на тропических пляжах Таиланда? Реальность профессионального покера (или просто выигрышного покера) сильно отличается от того, что о нем думают большинство людей.

И одна из важнейших причин, почему многие игроки так и не добиваются успеха в покере, кроется не в недостатке у них каких-то технических навыков или знаний. Большинство игроков сегодня вполне понимают, как правильно играть в простом ТАГ-стиле.

Настоящая причина, почему они не могут пробиться наверх, заключается в том, что зачастую несколько бэд-битов подряд просто переключают некий тумблер в их головах, который просто лишает их всякого рассудка. Как правило, это проявляется в нескольких безнадежных коллах или глупых блеф-рейзах на ривере.

Но как я уже говорил выше, в конечном счете, эти мелочи вытекают в довольно ощутимые потери. В теперешние времена, когда и игра стала действительно сложной, вы просто не можете себе позволить совершать подобного рода ошибки. В этом и будет заключаться различие между плюсовыми и минусовыми игроками.

Встаньте из-за компьютера, когда на вас навалятся несколько бэд-битов подряд, и постарайтесь успокоиться. Не играйте хоть весь день, если это потребуется. Но не позволяйте тильту гробить ваши результаты в этой игре. Игра и фиши никуда от вас не денутся – вернетесь завтра.

И однажды вы научитесь легче переносить множественные бэд-биты. Я действительно считаю, что неопытность это главная из причин. Ведь если вы будете играть действительно много, то в определенный момент вы начнете замечать, что все в этой игре повторяется.

Когда я вижу людей, жалующихся на свою невезучесть в покере, то, как правило, речь идет о настолько незначительной выборке рук, что даже смешно становится. И эта неопытность и убежденность в том, что результаты в покере приходят быстро и легко, и тянет их вниз.

Нет, покер так не работает. Эта игра далеко не проста. И она не должна быть таковой. И это очень хорошо.

Заключительные мысли

Справляться с бэд-битами в покере не просто, и не существует какого-то общего средства для борьбы с ними. И вероятно, это самая трудная часть игры. Вы перехитрили противника, а затем за это отгрузили ему свой стэк. Это же абсурд, что за нах?! Это совершенно оскорбительно.

Но все же это необходимая составляющая игры. Плохие игроки давно бы уже ушли из покера, если бы они не получали эти редкие моменты удачи. И мы все должны платить этот налог.

Но конечно, иногда мы будем платить гораздо больше нормального. Но что есть понятие «нормально» в игре, основанной на краткосрочном риске и гэмблинге?

Такие слова как «нормально», «справедливо» и т.п. – это все миф в покере. Покер вам ничего не должен. Эта игра – жестокая сука с черствым сердцем, которая временами будет рвать вам душу на части.

И подавляющее большинство людей так и не смогут с этим справиться.

И на самом деле, это отличная возможность для вас быть крепче и выносливее, чем остальные, чтобы получить эдж и улучшить свои результаты. Вы не можете позволять своим эмоциям контролировать ваши решения за покерными столами. В этом и кроется основное различие между тем малым количеством победителей и огромным количеством неудачников.

В предыдущих статьях мы неоднократно упоминали о таком явлении, как сбойный (плохой или bad) блок, однако до сих пор не дали точного определения, что же это такое, каковы причины их возникновения, как с ними бороться и нужно ли. В этой статье рассмотрим два первых вопроса и предоставим вам немного времени для собственных размышлений и поисков решений. В следующий раз все-таки поговорим о методах борьбы с ними.

Итак, под bad-блоком понимается обычно конкретный участок диска, нормальная работа с которым не гарантируется или невозможна вовсе. На таких участках может содержаться различная информация, это могут быть данные пользователя или служебная информация (иначе называемая серво (очевидно от лат. servire или англ. serve - служить), в этом случае это чревато последствиями, тяжесть которых варьируется в очень широких пределах), хотя, конечно же, лучшим вариантом было бы отсутствие в этой области чего-либо (правда, столкнуться с бэдами в таких областях скорее не придется). Появление таких секторов может быть обусловлено разными причинами, в одном случае такие секторы можно восстановить, в другом нельзя, в одном нужно использовать одни методы лечения и переназначения в другом другие. Но сначала развеем несколько довольно распространенных мифов.

Миф первый: на современных винчестерах не бывает бэдов. Это неправда, бывают. По большому счету технология та же, что и годы назад, только усовершенствованная и доработанная, но по прежнему не идеальная (впрочем, идеальная вряд ли будет создана на базе технологий магнитной записи).

Миф второй: для винчестеров оснащенных SMART это не актуально (читай там не может быть бэдов). Тоже не так: актуальна, ничуть не меньше чем для винчестеров без SMART (если таковые еще остались). Понятие сбойного сектора для нее родное и близкое, это должно было стать понятно из соответствующих публикаций посвященных этой технологии (ссылки в конце). Дело только в том, что большую часть забот о таких секторах ранее возлагавшуюся на пользователя, SMART взяла на себя. И часто может случиться так, что пользователь вообще ничего не знает и не узнает о имеющих место бэдах на его винте, если конечно ситуация не патологическая. Доводилось слышать от пользователей, что так продавцы порой аргументируют свой отказ в гарантийном обмене винчестеров, у котрых бэды "всплыли" наружу. Продавец, конечно же, не прав. SMART не всемогуща, а бэды пока никто не отменял.

Для того, что бы разобраться в бэдах и их разновидностях, углубимся в метод хранения информации на винчестере, совсем на чуть-чуть. Выясним два момента.

1. Единицей которой оперирует винчестер на низком уровне является сектор. В физическом пространстве на диске, соответствующем сектору, записываются не только непосредственно данные, но и служебная информация - поля идентификации и контрольная сумма для него, данные и контрольный код для них, код для восстановления ошибок и др. (не стандартизировано и зависит от производителя и модели). По наличию полей идентификации различают два вида записи - с полями идентификаторов и без оных. Первый стар и уступил свои позиции в пользу последнего. Позже станет понятно, почему я это отмечаю. Важно также, что имеются средства контроля ошибок (которые как мы увидим, могут стать их источниками).

2. При работе со старыми винчестерами необходимо было прописать в BIOS их физические параметы, которые указывались на этикете, а для того, чтобы однозначно адресовать блок данных, необходимо было указывать номер цилиндра, номер сектора на дорожке, номер головки. Такая работа с диском была полностью зависимой от его физических параметров. Это не было удобным, и связывало руки разрабочикам во многих вопросах. Требовался выход и он был найден в трансляции адресов. Та, которая нас интересует - данные в накопителе решено было адресовывать одним параметром, а функцию определения действительного физического адреса соответствующего этому параметру возложить на контроллер жесткого диска. Это давало терубемую свободу и совместимость.

Реальные физические данные накопителя уже оказывались не важны. Важно только, чтобы число логических блоков указанное BIOS не превышало действительное. Создание такого транслятора имеет огромное значение и для вопросов бэд-секторов тоже. И вот почему. Обработка плохих секторов старых жестких дисках была не совершенна, осуществлялась средствами файловой системы. Диск поставлялся с наклейкой, на которой были указаны адреса дефектных блоков, найденных изготовителем. Пользователь сам в ручную заносил эти данные в FAT, и исключал таким образом исключалось обращение к ним операционной системы.

Технология изготовления пластин была несовершенная тогда, и несовершенна сейчас. Не существует методов создания идеальной поверхности не содержащей ни одного плохого блока, вопреки встречающемуся мнению, что с завода винчестер поставляется без них. С ростом объема дисков росло количество сбойных секторов при выходе с завода, и, понятно, что только до определенного момента процедура их регистрации в FAT могла выполнятся в ручную, нужно было найти способ маркировать бэды, даже не смотря на то, что не известно, какая файловая система будет использоваться. Изобретение транслятора позволило решить эти проблемы. На винчестере выделялась специальная защищенная область, куда записывался транслятор, в котором устанавливалось соответствие каждого логического блока непрерывной цепочки и реального физического адреса.

Если вдруг на поверхности обнаруживался сбойный блок, то он просто пропускался, а данному логическому блоку присваивался адрес следующего физического доступного блока. Транслятор считывался с диска при включении. Создание его выполнялось (и выполняется) на заводе, и именно по этому, а не от того, что производителем применяется какая-то супер технология, новые диски как бы не содержат бэд-блоков. Физические параметры оказались скрыты (и они слишком рознились, так как у фирм оказались развязаны руки в производстве своих собственных форматов низкого уровня, и пользователя это не заботило), дефекты помечались на заводе, универсальность увеличилась. Хорошо как в сказке.

Теперь вернемся к бэдам и их разновидностям. В зависимости от природы происхождения всех их можно подразделить на две большие группы: логические и физические.

Физические и логические дефекты

Дефекты поверхности могут быть связаны с постепенным износом магнитного покрытия дисков, просочившимся через фильтр мельчайшим частицам пыли, кинетическая энергия которых, разогнанных внутри накопителя до колоссальных скоростей, оказывается достаточной для повреждения поверхности дисков (впрочем, скорее всего они скатяться с диска под действием центробежных сил и будут задержаны внутренним фильтром, но напакостить могут успеть), результатом механических повреждений при ударе, при котором могут из поверхности могут выбиться маленькие частицы, которые потом в свою очередь также будут выбивать другие частички, и процесс пойдет лавинообразно (такие частицы тоже будут скатываться с пластин под действием центробежных сил, но значительно дольше и тяжелее, так как будут удерживаемы силами магнитного притяжения. Это еще чревато тем, что с ними будет происходить столкновение головки, парящей на очень малой высоте, что вызовет ее нагрев и ухудшение рабочих характеристик - будут возникать искажения сигнала, результат - ошибки чтения), доводилось слышать (у меня такой статистики нет) что и курение у компьютера способно сделать то же самое, так как табачные смолы способны проникать сквозь воздушный фильтр винчестера (у которых он есть), приводя там к прилипанию головок к пластинам (порче поверхности и головок), просто оседая на поверхности, и меняя тем самым рабочие характеристики и т.д.

Такие сектора к обращению оказываются непригодными и должны быть исключены из обращения. Восстановление их не представляется возможным ни в домашних условиях, ни в условиях сервисных центров. Будет хорошо, если из них удасться хотя бы восстановить информацию. Скорость процесса такого вида разрушения поверхности индивидуальная. Если число бэдов не растет или растет крайне незначительно, то можно серьезно не опасаться (хотя делать резервное копирование все же стоит) если же рост быстрый, то диск придется заменить, и, причем, очень поторопиться. При данном виде бэдов можно произвести переназначение блоков на резервную поверхность: имеет смысл при отсутствии прогрессирования. Но об этом не сейчас. Это если говорить об области данных. Как уж было отмечено, на пластинах храниться еще и служебная информация. В процессе использования она также может оказаться разрушенной. Это может быть гораздо болезненнее, чем обычной пользовательской поверхности.

Дело в том, что сервоинформация активно используется в процессе работы: по серво меткам происходит стабилизация скорости вращения дисков, удержание головки над заданным цилиндром независимо от внешних воздействий. Незначительные разрушения сервоинформации могут пройти незамеченными. Серьезные повреждения сервоформата могут сделать недоступной какую-то часть диска или весь диск целиком. Поскольку сервоинформацей пользуется программа накопителя и она критически важна для обеспечения нормального функционирования и вообще в силу ее специфики, дела обстоят с ней намного сложнее. Некоторые винчестеры позволяют отключить сбоящие серводорожки. Восстановление же их возможно только на заводе на специальном дорогом и сложном оборудовании (оценим приблизительно расходы на такой ремонт негарантийного винчестера и поймем, что правильно будет назвать этот вид бэдов неисправимым).

К физическим бэдам можно также отнести сбойные сектора, появление которых обусловлено неисправностями электронной или механической части накопителя, например обрыв головок, серьезные механические повреждения в результате удара - заклинивание катушки позиционера или дисков, смещение дисков. Действия здесь могут быть различными и зависеть от конкретной ситуации, если, например, обрыв головки (такие бэды появляются потому, что делается попытка обращения к поверхности, доступ к которой не может быть осуществлен (что вовсе не означает, что что-то не так с поверхностью)), то, например, часто ее можно отключить (а можно и поменять в условиях специализированных сервисных центров, вот только стоиомость операции заставляет серьезно задуматся о ее целесообразности (в большинсте случаев ответ отрицательный), если конечно, речь не идет о необходимости восстановить крайне ценную информацию (но это уже другой разговор)).

В целом же для этого вида повреждений характерен катастрофический характер. Т.е. как видим физические бэды не лечатся, возможно лишь какое-то "смягчение" их присутствия. С логическими плохими секторами ситуация проще. Некоторые из них излечимы. В большинстве случаев обусловлены ошибками записи. Можно выделить следующие категории:

1. Самый простой случай: ошибки файловой системы. Сектор помечен в FAT как сбойный, но на самом деле таковым не является. Раньше таким приемом пользовались некторые вирусы, когда на небольшом обьеме винчестера требовалось найти себе укромное местечко, не доступное простыми средствами. Сейчас этот прием не актуален, так как скрыть в недрах Windows пару мегабайт (а то и пару десятков мегабайт) не представляет никакой сложности. Кроме того так кто-то мог просто пошутить над незадачливым пользователем (программы попадались такие). Да и вообще файловая система вещь хрупкая, лечится очень легко и абсолютно без последствий.

2. Неисправимые логические бэды - характерны для старых винчестеров использующих запись с полями идентификаторов. Если у вас такой диск, то вполне можете с ними столкнуться. Обусловлено неверным форматом физического адреса, записанного для данного сектора, ошибка контрольной суммы для него и т.д. Соответственно, невозможно обращением к нему. На самом деле они восстановимы, но на заводе. Поскольку я уже сказал, что сейчас используется технология записи без полей идентификаторов, то эту разновидность можно считать неактуальной.

3. Исправимые логические бэды. Не так уж редко встречаемый, особенно на некоторых типах накопителей тип сбойных блоков. Происхождением в основном обязаны ошибкам записи на диск. Чтение произвести с такого сектора не удается, так как обычно в нем ЕСС код не соответствует данным, а запись обычно невозможна, так как перед записью осуществляется предварительная проверка подлежащего записи пространства, и поскольку с ней уже обнаружены проблемы, запись в данную область отклоняется. Т.е. получается блок невозможно использовать, хотя физически поверхность, им занимаемая в полном порядке. Дефекты подобного рода могут быть иногда вызваны ошибками в микропрограмме винчестера, могут быть спровоцированы программным обеспечением или техническими причинами (напримем перебоем питания и его колебанием, уходом во время записи головки на недопустимую высоту и др.). Но если удается привести в соответствие содержимое сектора и его ECC-код, то такие блоки бесследно проходят. Причем процедура эта не сложна, а средства для ее осуществления широко доступны, и, в общем-то, безобидны.

4. Появления на винчестерах бэд-блоков этого вида обязано особенностям технологии производства: никогда не существует двух абсолютно одинаковых устройств, какие-то их параметры непременно отличатся. При подготовке винчестеров на заводе, для каждого определяется набор параметров, обеспечивающих наилучшее функционирование данного конкретного экземпляра, так называемые адаптивы. Эти параметры сохраняются, и в случае если они каким то загадочным образом оказываются повреждены, то результатом может быть полная неработоспособность диска, нестабильная его работа или большое количество сбойных секторов появляющихся и исчезающих то в одном, то в другом месте. В домашних условиях с этим сделать ничего нельзя, но все можно настроить на заводе или в сервисном центре.

Как видим, реально лечатся в домашних условиях только два вида логических бэдблоков. Другие в случае необходимости можно попробовать подменить на резервные, но не вылечить. С третьими дома сделать ничего нельзя. О том, как и что нужно делать в первых двух случаях будем говорить в следующий раз.

Продолжение следует

Что такое бэд-бит?

Вы смотрите на свою начальную руку и видите червовый и бубновый туз. Вы объявляете рейз, и кто-то из противников на него отвечает. На флопе приходят трефовая восьмерка, червовый валет и бубновая тройка. Игроки, делающие ход до Вас, объявили чек, а Вы делаете бет. На терне приходит трефовый туз. На этот раз игрок, делающий ход перед Вами, объявляет бет. Вы коллите, а он показывает трефовые шестерку и четверку, демонстрируя лучший флеш. Вы только что почувствовали на себе бэд-бит.

Бэд-бит в покере – это ситуация, когда Ваша хорошая рука, которая должна выиграть, внезапно оказывается бита другой рукой. В большинстве случаев этой второй рукой бывает чудесно составившееся на ривере дро, которое с самого начала даже не следовало бы разыгрывать. Такое чаще случается в играх на низких лимитах, потому что там многие игроки убеждены, что любые две карты могут выиграть. Многие разыгрывают любого туза, и большое количество игроков входит в пот с любыми одномастными картами, вне зависимости от их ранга. Здесь много «вечных коллеров», которые входят в пот со средними по силе или просто ужасными руками, а потом коллят до самого ривера в надежде составить дро. Иногда их руки действительно случайно составляются, и Вы сталкиваетесь с бэд-битом.
Несмотря на бэд-биты, на длинном отрезке Вы будете выигрывать у слабых противников

Бэд-биты – обычная часть покера, и сильные игроки должны научиться принимать их. Иногда Вы будете вылетать из пота на ривере из-за неожиданно составившегося дро противника, это так же неизбежно, как восход солнца утром. Вы будете иногда проигрывать пот слабым игрокам из-за бэд-бита, но в большинстве случаев из-за низкого уровня игры они будут проигрывать Вам. На длинном отрезке Вы сможете заработать благодаря игрокам, которые постоянно пытаются составить дырявый стрит или младший флеш. Такие люди еще чаще встречаются на покерных сайтах. В онлайн покере очень много новичков, которые разыгрывают две любые одномастные карты, любого туза или вообще любые две карты. В таких играх Вы заметите, что колебания Вашего банкролла будут значительнее, но при этом Ваш выигрыш будет больше.

Бывают также случаи, когда Ваша рука оказывается бита более сильной рукой. Это можно назвать «законным битом», и он редко происходит случайно. Однажды я начал раздачу с карманными десятками. На флопе пришли три туза, и у меня составился фулл-хаус. Я и еще один игрок дошли до ривера. На шоудане он открыл одномастных туза и даму. Должен признаться, что я был сильно расстроен, но такие ситуации неизбежны. Я повернулся к противнику и сказал: «Неплохая рука».
Как избежать тильта после бэд-бита?

Некоторые игроки сильно раздражаются из-за бэд-бита и впадают в тильт. Вы не можете позволить бэд-биту повлиять на Вашу игру. Если после него Вы расстроены, встаньте из-за стола на одну раздачу и прогуляйтесь. Если Вы играете, сбросьте карты или на время выйдите из игры. К игре можно вернуться, когда Вы остынете.
Не рассказывайте историй про бэд-биты

Бэд-биты можно сравнить с погодой. Все о ней говорят, но никто никак не может на нее повлиять. Как и бэд-биты, это очень скучная тема. Бэд-биты бывали у всех, и когда Вы постоянно рассказываете о них, Вы начинаете выглядеть так, будто бы всегда проигрываете. Если Вы хотите поговорить о покере, зачем рассказывать о своих поражениях? Нытье по поводу бэд-битов никого не испугает. Эксперт в покере Майк Каро советует рассказывать оппонентам о том, как Вам везло, и как Вам приходили хорошие карты. Это создаст Вам имидж успешного игрока, а не человека, который постоянно проигрывает.

Итак, в следующий раз, когда Вы захотите заговорить о бэд-бите, остановитесь и подумайте, почему Вы хотите рассказать историю, в которой проигрываете?

Не забывайте, что «удача приходит и уходит, а знания остаются навсегда».