Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Какое соотношение сторон изображения вам нужно

Какое соотношение сторон изображения вам нужно

Недавно я столкнулся с проблемой выбора нового монитора по причине поломки старичка 19” Benq T905, прослужившего мне верой и правдой более 5 лет. От формата 16:9 я отказался почти сразу, а задача выбрать монитор с соотношением сторон 16:10 оказалась нетривиальной, т. к. они почти пропали с прилавков магазинов. В рекламных статьях и роликах красиво и сказочно описываются преимущества мониторов нового формата 16:9, но далеко не все их достоинства оправданы, скажу больше – формат компьютерных дисплеев 16:9 создан не для удобства потребителя, а для большей выгоды производителя, а также продавцов.

Разберемся с мифическими «преимуществами» дисплеев формата 16:9 по пунктам:

1. В первую очередь в магазине продавцы в защиту формата с соотношением сторон 16:9 говорят, что на таком мониторе HD фильмы отображаются без черных полос.

На самом деле они не договаривают, что без полос выводятся только сериалы в формате 16:9 (Разрешение такого видео 1920х1080). Фильмы в прямом смысле этого слова, которые крутятся в кинотеатре, сняты в формате 47:20 (Разрешение в HD качестве 1920*816, без черных полос), поэтому из-за несовместимости форматов экрана и видео все кинотеатровские фильмы будут отображаться на мониторах 16:9 с полосами.

Таким образом, утверждение про отсутствие полос либо некомпетентность продавца, либо намеренный ввод в заблуждение покупателя.

2. Продавцы подчеркивают, что на мониторе формата 16:9 с разрешением 1920х1080 HD видео отображается якобы «точка в точку», а на мониторе 16:10 с разрешением 1680х1050 («не родным» для HD) картинка проиграет по качеству.

Это утверждение справедливо только для сериалов формата 16:9 с разрешением 1920х1080 (и то с оговорками). Кино формата 47:20 вы в любом случае будете растягивать (увеличивать масштаб), пока не исчезнут горизонтальные полосы. Получается, после увеличения видео точка на точку уже не попадает, и соответственно уже не принципиально, на каком соотношении сторон (16:10 или 16:9) или разрешении крутить HD видео формата 47:20.

Еще можно добавить, что при просмотре фильма адекватный человек не будет через лупу разглядывать, как распределяются точки по матрице монитора, если это не тест или эксперимент. У меня, например, телевизор 32” формата 16х9 с разрешением 1366х768, я сравнивал HD кино на нем и на FULL HD телевизоре. В упор – разница конечно есть, НО!!! Нормальные люди смотрят кино на большом экране с соответствующего расстояния, и смею вас заверить, разницы с расстояния 2-3 метра вы уже не увидите, не важно, какое разрешение матрицы экрана (1920х1080 или 1366х768).

Таким образом, утверждение о преимуществе одинакового формата матрицы и видео сильно преувеличено.

3. На замечание о том, что на мониторах даже 24" (не говоря про 23" и меньше) слишком мала точка – продавцы говорят, что чем меньше размер пиксела, тем лучше.

У монитора 19” с разрешением 1280х1024 размер пиксела равен 0.294 мм. В плане физических размеров объектов на экране, и для работы с текстом это самый приемлемый размер. Для монитора 22" разрешением 1680х1050 размер пиксела чуть меньше – 0.282 мм. Для мониторов 16:9 размеры пиксела такие:

20" – 1600x900, соотношение сторон 16:9, точка 0.277 мм,
21. 5" – 1920x1080, соотношение сторон 16x9, точка 0.248 мм,
23" – 1920x1080, соотношение сторон 16:9, точка 0.265 мм,
24" – 1920x1080, соотношение сторон 16:9, точка 0.277 мм,

Таким образом, на мониторе с размером точки 0.282 и меньше становится проблематично верстать сайты и читать тексты, если же планируется играть и смотреть кино, то это не очень принципиально. Причем изменение разрешения на более низкое еще больше усугубляет ситуацию, т. к. текст становится размытый из-за «не родного» разрешения.

Также нужно отметить, что производители нарезают из стандартного листа 100 матриц формата 16x9, если же резать другие форматы, кол-во готовых матриц получается 90 и меньше.

Следовательно, единственное оправданное преимущество мониторов 16:9 – это их низкая стоимость. Других достоинств нет. Далее, при увеличении соотношения сторон диагональ увеличивается, а полезная площадь панели уменьшается (математика за 2й класс). Большая диагональ – маркетинговая уловка, т. к. с большей диагональю покупатель получает меньшую площадь экрана монитора.

4. И последнее, обывательское утверждение, что формат 16:9 просто удобен и все тут.

Главное в выборе монитора, это то, для чего он вам нужен. Продавцы говорят, удобнее смотреть кино и играть. Насчет игр согласен, но вот фраза «смотреть кино»… вызывает иронию. Ведь кино удобнее всего смотреть не на мониторе (какого бы формата он ни был), а на телевизоре, желательно от 40”.

Желаю вам удачного выбора, я же остановился на модели со светодиодной подсветкой – 22” LG W2286L led. Это монитор с соотношением сторон 16:10 и разрешением 1680х1050 точек.

Границы кадра могут приобретать самые разные формы. Соотношение сторон экрана варьируется от 1.33 в фильме «Ребенок» до 2.67 в фильме «Бэн Гур». Под соотношением сторон мы имеем ввиду соотношение длины кадра к его высоте. Существует Стандарт Академии 1.37, HDTV стандарт — 1.78, Виставижн 1.85 и другие. Я расскажу вам обо всех, чтобы вы могли выбрать то соотношение сторон экрана, которое подойдет вашей истории. А в конце статьи вы найдете ссылку на скачивание БЕСПЛАТНЫХ шаблонов всевозможных соотношений сторон. Вы можете свободно использовать их в своих проектах, а также делиться с другими фильммейкерами.

Я решил написать эту статью после того, как увидел чудесное образовательное видео от FilmmakerIQ.

Они проделали потрясающую работу, чтобы рассказать о соотношении сторон экрана и о его историческом контексте. После просмотра этого видео, я вспомнил об архиве широкоформатных шаблонов, которые скачал ранее. Их больше нет нигде онлайн, поэтому я счастлив дать им новую жизнь и снова разместить их в интернете. Теперь любой нынешний или будущий кинематографист сможет получить доступ ко всем формам кадров, которые использовались на протяжении многих лет.

1.33 — СТАНДАРТ ТОМАСА ЭДИСОНА (1909)

1.37 СООТНОШЕНИЕ СТОРОН АКАДЕМИИ (1937)

4.00 — ПОЛИВИЖН (1927)

2.77 — СИНЕРАМА (1952)

1.75 — МЕТРОСКОУП (1955) Метро Голдвин Майер

2.55 — СИНЕМАСКОУП (1953) 20-ый век Фокс

2.35 — РЕГАЛСКОУП (1956) 20-ый век Фокс

2.35 — ПАНАВИЖН (1966) Панавижн

2.39 — ШОУСКОУП (СИНЕМАСКОУП)

2.00 — ПАНАСКОУП (1961)

2.00 — СУПЕРСКОУП (1954) RKO

2.35 — СУПЕРСКОУП 235 (1956) RKO

2.35 — ВОРНЕРСКОУП (1958) Ворнер Бразерс

1.85 — ВИСТАВИЖН (1954) Парамаунт

Белое Рождество (1954)

2.20 — ДИМЕНШН 150 (1966)

2.55 — СИНЕМАСКОУП 55 (1956)

Король и я (1956)

2.76 — МГМ КАМЕРА 65 (1959) Метро Голдвин Майер

2.20 — СУПЕР ПАНАВИЖН 70 (1959) Панавижн

Большой рыбак (1959)

2.75 — УЛЬТРА ПАНАВИЖН 70 (1962) Панавижн

Мятеж на «Баунти» (1962)

2.35 — ТЭКНИРАМА (1956)

2.20 — СУПЕР ТЭКНИРАМА (1959)

2.35 — НИККАТСУ СКОУП (1959)

Бродячий гитарист (1959)

1.43 — АЙМАКС (1970)

Дитя тигра (1970)

2.39 — ДЛЯ КИНОТЕАТРА И БЛЮ-РЭЙ ДИСКОВ (нынешний стандарт)

Телевещание, кабельное ТВ и видеокамеры имеют свое собственное соотношение сторон экрана.

1.78 — HDTV (1983) разработан Кернсом Пауверсом для SMPTE

и наконец возврат к Панаскоуп и Суперскоуп от Дэвида Финчера…

2.00 — КАМЕРА RED (2013) кадр обрезался с 1.78

Чтобы попробовать более 70-ти пресетов соотношений сторон, вы можете использовать эту , чтобы скачать архив с шаблонами. Там находится две версии PNG-файлов в 1920х1080 и 1280х720. А также 2 PSD-файла, в которых есть все эти шаблоны. Этот архив когда-то покоился на ehartfordstudios.com, но сегодня его нет среди нас. Это потрясающий набор инструментов, который позволяет фильммейкеру использовать соотношение сторон экрана практически любого фильма, когда-либо созданного. Спасибо вам, ehartfordstudios.com, где бы вы ни были…

Ваши Недомански, vashivisuals.com

Разрешение монитора - это размер получаемого изображение в пикселях. Чем выше разрешение - тем более детальное изображение можно получить и тем выше стоимость монитора (при прочих равных условия).

Типичные разрешения современных мониторов приведены ниже:

Отдельно стоит упомянуть разрешения Full HD и 4К.

Встроенная акустическая система

Если вы не предъявляете серьезных требований к качеству звучания аудиосистемы, стоит рассмотреть вариант покупки монитора со встроенными динамиками . Если вы подключите такой монитор с помощью разъема HDMI или DisplayPort, то вам не понадобится отдельный кабель для передачи звука, что очень удобно.

Выход на наушники

Если вы часто используете наушники (например, слушаете музыку ночью или в офисе), то разумным приобретением будет монитор, оснащенный аудио-выходом  на наушники . Это сделает их использование более удобным.

Поддержка 3D-изображения (3D-Ready)

3D-формат постепенно набирает популярность. Сначала он завоевал экраны кинотеатров, а сейчас проникает и на рынок бытовой техники. Некоторые модели мониторов уже сейчас поддерживают работу с 3D-контентом . Такие мониторы имеют высокую частоту обновления экрана (144 Гц и выше) и могут попеременно выводить на экран картинку для левого и правого глаза. Для того, чтобы каждый глаз видел свою картинку, в комплект входят специальные очки с «затворной» технологией.

Подводя итоги можно условно разделить мониторы на несколько ценовых категорий:

мониторы стоимостью от 5 000 до 10 000 руб . Недорогие мониторы для офисного или домашнего использования. Имеют диагональ размером от 17 до 21 дюйма. Как правило, оснащены матрицами типа TN, либо недорогой разновидностью VA или IPS матриц. Максимальное разрешение - FullHD или меньше. Оснащены разъемами VGA или DVI. Дополнительные регулировки положения экрана встречаются редко.

мониторы стоимостью от 10 000 до 20 000 руб.  В эту категорию попадают мониторы для повседневного домашнего использования. Они имеют диагональ размером от 22 до 27 дюймов, оснащены неплохими матрицами типа TN, VA или IPS с разрешениями FullHD. Оснащаются разъемами HDMI или DisplayPort. Могут иметь USB-концентраторы, встроенные колонки и регулировки положения экрана.

мониторы стоимостью свыше 20 000 руб.  Более продвинутые мониторы с диагональю от 24 до 35 дюймов и выше, с матрицами разрешением от FullHD до 5К с хорошей скоростью реакции и цветопередачей. В этой категории встречаются модели с изогнутым экраном или поддержкой 3D-изображения. Также имеют на борту широкий набор различных разъемов для подключения системных блоков и других устройств, USB-концентраторы, аудиовыходы.

Надеюсь, этот небольшой гайд поможет выбрать вам подходящий монитор для своего компьютера.

Наиболее распространённые соотношения

1,33:1 (4:3)

2,55:1

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года , когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1

Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), кинокомпанией «Синерама» была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями , расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» - документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных фильма: «Как был завоёван Запад » (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в г.) и «Повелитель ветров: Путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» - съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , , прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанора́ма» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Её основным отличием являются улучшенная конструкция панорамной кинокамеры и использование девятиканальной стереофонической фонограммы.

2,75:1

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM . В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

См. также

Примечания

Литература

  • Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. - 2-е изд. - М .: Искусство, 1975. - С. 32. - 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. - М.,: «Искусство», 1979. - С. 7-67. - 440 с.

Ссылки

Видеоформаты на DVD. Камень преткновения

Вступление

Этот материал адресован в первую очередь тем, кто лишь начинает интересоваться DVD или только недавно решил собрать/преобрести себе первый домашний кинотеатр.

Без сомнения, DVD — это уйма плюсов по сравнению с VHS, описывать которые в сотый раз было бы лишней тратой времени. И так все понятно… Но тем не менее, не многие начинающие любители DVD представляют себе все те подводные камни, с которыми они столкнуться при выборе компонентов для театра. Сегодня мы остановимся на одном из таких «камней», вызывающем, пожалуй, наибольшее количество споров среди поклонников DVD и домашнего кинотеатра. Это выбор «монитора». Почему именно этот компонент вызывает столько споров? В первую очередь тут играет роль разномастность форматов изображения и максимальный выигрыш в диагонали для каждого или предпочтительного формата. Не секрет, что именно большая диагональ делает просмотр фильма наиболее приятным и основная дилема состоит в том, какой формат предпочесть, как основной: широкоформатный 16:9 или стандартный 4:3? Где выиграешь и что потеряешь? И ведь не последнюю роль при выборе играет количество денег, которые нужно выложить за вожделенный аппарат. А качество картинки? А место, которое это безобразие займет в квартире? Что скажет жена и чем от нее потом отбиваться, а не дай бог (или слава богу, для кого как…прим. автора) развод?! На некоторые из этих вопросов мы и попытаемся ответить ниже. Ну а на те, что не успеем, ответим позже:-))).

Существующие видеоформаты

В отличие от VHS, где дефакто доминирует формат 4:3 и где лишь изредка можно встретить записи в формате 16:9, на DVD ситуация прямо-противоположная. И даже более того. Доминирующий формат даже не 16:9 (1.85:1), а еще более «широкий» — 2.35:1.

Чем обусловлена такая жажда к «ширине»? Давайте рассмотрим это на примерах, а заодно и проведем курс молодого бойца для тех, кто не совсем хорошо представляет себе разницу между форматами и их обозначениями.

Полноэкранный 4:3 (1:33.1)

Самый старый и распространенный формат. Именно его используют все телекомпании в России и Европе и именно его имеют все привычные нам TV-приемники. С США и Японии ситуация немного сложнее, но даже там 4:3 можно назвать доминирующим форматом для приема телевизионых передач и просмотра VHS-видео.

Широкоэкранный 16:9 (1:85.1)

Видеоформат. Распространен на территории США и Японии. В отличие от описанного ниже собрата 2.35:1, ноги рассматриваемого формата растут не из кинозала, а из амбиций разработчиков сделать что-то отличное от набившего аскомину 4:3. Сегодня, помимо как в домашнем кинотеатре, рассматриваемый формат востребован для трансляций телевизионных программ некотрыми компаниями кабельного и спутникового TV.

Широкоэкранный 16:9 (2:35.1)

Большинство считают этот формат, как написано в заголовке 16:9, хотя на самом деле соотношение сторон отлично от указанного, что бросается в глаза при сравнении. Оно составляет скорее 21:9. Тем не менее, в дальнейшем мы будем закрывать глаза на это несоответствие и использовать привычную аббревиатуру, дабы не вызывать особого раздражения у консерваторов.

2.35:1 — исключительно киношный формат. Он пришел на смену полноэкранному 4:3 в середине пятидесятых годов, но лишь в последние лет 20 стал непрерикаемым стандартом для киноиндустрии.

Помимо описанных выше видеоформатов, существуют еще и некоторые промежуточные (1.66:1, 1.77:1, 2.20:1 и 2.40:1), соотношение сторон которых минимально отлично от рассмотренных нами. Назвать эти промежуточные форматы стандартными или претендующими на этот титул было бы неверно, так как «случаются» они крайне редко. Настолько редко, что и не стоит продолжать уделять им внимание.

Особенности форматов на DVD

Широкоэкранный 16:9 (Anomorphic)

Это уже не видеоформат, а скорее способ записи или хранения видеоинформации. Это «нечто» представляет из себя широкоформатное 16:9 (1.85:1) изображение, физически записаное в формат 4:3. То есть картинка в 4:3 несколько расстянута по вертикали, как это видно на иллюстрации выше. При записи анаморфного изображения с соотношением сторон 2.35:1, используется то же «сжатие», что и с 1.85:1, но с использованием черных полос сверху и снизу изображения. При воспроизведении анаморфного изображения, последнее сжимается по вертикали и вы видите нормальную широкоэкранную картинку, но с лучшим горизонтальным разрешением, нежели при стандартном LetterBox (описание которого вы найдете ниже). Возникает вопрос: Зачем это нужно и почему сразу не записать в 16:9? Резонно… Все дело в том, что PAL и NTSC имеют единый формат — 4:3 и лишь утвержденный недавно HDTV имеет формат 16:9 (1.85:1), в ущерб 4:3 конечно…

Широкоэкранный 16:9 (LetterBox)

Почти тоже самое, что анаморф, но широкоформатное изображение не «растянуто», как у последнего, а имеет изначально правильное соотношение сторон. Соответсвенно, по сравнению с анаморфным изображеием, качество при записи в LetterBox будет несколько хуже, так как при воспроизведении никакой компенсации разрешения по-горизонтали нет.

Полноэкранный 4:3 (PanScan)

PanScan физически представляет собой стандартное 4:3 изображение. Его отличие от оригинального 4:3 (Полноэкранный 4:3 (Original)) заключается в том, что последний изначально был записан в этом разрешении, а PanScan является адаптацией широкоэкранного изображения в 4:3, то есть в процессе воспроизведения широкоформатной ленты, режиссер выбирает наилучшие для показа в этом формате планы и в итоге мы получаем полноформатную версию картины. Обычно, в случае наличия на диске подобной версии, перед началом показа высвечивается надпись: «This film has been modified as follows from its original version: it has been formatted to fit your screen» (Данная версия фильма была изменена, относительно оригинальной версии, для соответствия изображения размерам вашего экрана).

Конечно в случае с PanScan теряется значительная часть оригинального изображения (см. широкоэкранный кадр выше), что совсем не прибавляет этому формату очков.

Широкоэкранный 16:9 (PanScan)???

Внимание! Такого обозначения официально не существует!

Данный формат представляет собой тот же PanScan, но не для формата 4:3 (1.33:1), как в предыдущем случае, а для 16:9 (1.85:1) из более широкого исходного формата (см. иллюстрацию выше).

Собственно, в чем дилема?

И вот, наконец мы добрались до самого интересного — до душевных мук, какой из двух представленных на видеорынке форматов предпочесть? 4:3 или 16:9?

В первом случае (4:3) мы получаем оптимальное решение для просмотра привычных TV и VHS, а также ничтожно малого количества фильмов на DVD, записанных изначально в этом формате и некоторое количество порезанных PanScan’ом лент. Не лишним будет заметить, что практически все видео и музыкальные программы на DVD записаны также в 4:3. Потеря в диагонали при просмотре фильмов, записанных в 1.85:1 составит около 20% полезной площади экрана, а для оригинального 2.35:1 потеря площади составит уже около 40%, что очень серьезно.

Во втором случае (16:9) мы получаем наиболее приемлемое решение для просмотра большинства фильмов на DVD, достаточно серьезную потерю в диагонали (около 25% полезной площади экрана) при просмотре полноэкранных программ и около 20% при просмотре фильмов формата 2.35:1. Но безусловно, по сравнению с 4:3 мониторами — эти потери не так ужасны, скорее даже сбалансированы.

Но это еще не все… Переходим к вопросу затрат, затрат на преобретение TV. Для подавляющего большенства поклонников домашнего кинтеатра, такие прелести, как плазменные панели, соответствующие необходимым характеристикам проекторы или проекционные телевизоры недоступны из-за очень высоких цен (примерно от $5 000 до $15 000). Следовательно, единственный выход для них — это CRT TV.

Нетрудно догадаться, что из-за большего распространения (читай спроса), телевизоры формата 4:3 стоят значительно дешевле своих 16:9 собратьев и разница эта достаточно существенна. В среднем она составляет примерно полтора, два раза. Возьмем к примеру цены на наиболее распространенные модели обоих форматов: $700-$1200 за 29″, 4:3, 100 Hz против $1600-$2300 за 32″, 16:9, 100 Hz. Существенно, правда? И почему я взял именно эти диагонали? Да потому, что они на мой взгляд, минимальны для домашнего кинотеатра. Поясню подробнее. Что касается 4:3, то брать TV этого формата с меньшей диагональю для просмотра DVD не целесообразно. Реальная диагональ 2:35.1 картинки будет ничтожно мала и даже с растояния в 2 метра, смотреть будет некомфортно. Ну а TV с форматом 16:9 менее 32″ не сильно дешевле своих старших 32″ собратьев и явно не стоят своих денег. Просто представьте себе, как «приятно» будет смотреть 4:3 телевизионные программы или видеокассеты с реальной диагональю в 21″ на теливизоре стоимостью в полторы тысячи долларов.

Итог

К сожалению, с практической точки зрения не существует 100% варианта при выборе формата. Каждый в конце концов встанет перед выбором и, либо отдаст предпочтение телевизионным программам и VHS, либо DVD. По хорошему, в первую очередь этот выбор будет зависеть от количества денег в кармане, а во вторую от знания английского языка, так как далеко не все фильмы выходят справно в R5, то отдавать предпочтение, в случае отсутствия знания языка исключительно локализованным DVD дискам было бы большой ошибкой… Вот видите, опять возникла дилема. Еще один подводный камень, но несколько с другого бока. И врядли он последний…

(шутливая концовка)

Итак, к чему я все это писал? А, вспомнил… Во-первых домашний кинотеатр — это очень дорого, во-вторых, купив дешевый (по меркам кинотеатра) комплект вы будете обязательно чем-то недовольны, а значит пожалеете о потраченных деньгах и наконец в третьих, у вас возникнет куча мелких и крупных проблем, о малой части которых я написал выше… Ну и как, господа? Вы еще мечтаете о домашнем кинтеатре? Лично я уже нет…