Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Какие будут штрафы? Почему законопроект внесли именно сейчас

Какие будут штрафы? Почему законопроект внесли именно сейчас

Как и в случае с законом, называемым "закон Яровой", невозможно выполнение всех его требований по причине задержки с подписанием ПП РФ, так и выполнение норм федерального закона, требующего с 1 января 2018 года идентифицировать пользователей мессенджеров, невозможно из-за отсутствия необходимых подзаконных НПА.

Ситуация, когда принятые нормы в федеральном законе должны быть конкретизированы в дополнительных правовых актах, встречается часто. Само по себе это не проблема, если к моменту вступления закона в силу все подзаконные акты приняты. Но на практике бывает и не так (операторы связи уже второй год ждут постановление правительства, уточняющего норму о хранении пользовательского трафика). На возникающие проблемы с выполнением формально действующего, но не работающего в реальности, закона несколько месяцев назад обратили внимание в Госдуме. Появилось даже предложение заставить правительство направлять депутатам уже готовые подзаконные акты ещё на этапе рассмотрения законопроекта. Но в правовом поле это предложение так и не было оформлено.

Процедура идентификации пользователя мессенджера по его абонентскому номеру предполагает взаимодействие и обмен информацией между двумя компаниями - владельцем мессенджера и оператором связи. Порядок (кто и что делает) этого взаимодействия должен был быть описан и узаконен в виде постановления правительства. Минкомсвязью в октябре прошлого года был подготовлен проект подзаконного акта, по каким-то причинам отрицательные отзывы Министерства экономики на портале общественного обсуждения появились только 29 января этого года. Минэкономики раскритиковало и проект НПА, описывающий порядок взаимодействия операторов связи и владельцев мессенджеров, и проект ещё одного правового документа о порядке блокировки пользователей мессенджером, чьи сообщения содержат запрещённую информацию.

Без этих двух подзаконных актов, вступившие в силу с 1 января 2018 года поправки в закон "Об информации" в полной мере не могут быть выполнены. Минэкономики рекомендовало разработчику проектов НПА внести изменения: например, необходимо указать на безвозмездность обмена информацией в процессе идентификации, а также предусмотреть "переходный период" с целью тестирования взаимодействия информационных систем (в проекте предусмотрен ответ оператора связи в течение пяти секунд). В Минкомсвязи подтвердили факт процесса межведомственного согласования, пишет "Коммерсант".

Для упрощения процесса обмена информацией между операторами мобильной связи и мессенджерами было предложено организовать в ЦНИИС единый центр. Напомню, что в настоящее время ФГУП ЦНИИС выполняет функции оператора, обеспечивающего функционирование системы переноса номера (MNP).

Ответственным за блокировки пользователей мессенджеров предлагается назначить Роскомнадзор, планируется, что ограничение за рассылку запрещённой информации должно быть реализовано в течение суток после получения соответствующего требования от Роскомнадзора.

В результате идентификации пользователей мессенджерами можно будет "связать" номер мобильного телефона и пользовательский псевдоним в мессенджере - такая инициатива уже прозвучала из уст замруководителя Роскомнадзора (см. " ").

С учётом большого количества уже действующих мессенджеров (например, по информации "МегаФон" в его московской сети наблюдается трафик от 120 мессенджеров) и возможности появления новых сервисов, вряд ли удастся контролировать всех пользователей. Кстати, вне такой базы данных будут пользователи электронных сервисов по обмену сообщениями, в которых не требуют указывать при регистрации номер телефона.

Депутаты трех фракций («Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ) внесли в Госдуму законопроект, регулирующий работу мессенджеров. Администраторов хотят заставить:

  • идентифицировать своих пользователей
  • ограничивать рассылку сообщений, нарушающих российские законы.
  • рассылать по базе пользователей общественно-важную информацию (например, от МЧС)

Законопроект появился на фоне о возможной блокировке в России популярного мессенджера Telegram за предоставить Роскомнадзору данные для включения в реестр. По той же причине в начале мая ведомство четвертый по числу пользователей мессенджер в мире — китайский WeChat (правда, позднее блокировку сняли — администрация WeChat якобы согласилась сотрудничать с Россией ). Еще раньше сервисы BlackBerry, Line, Imo и аудиовизуальный чат Vchat были внесены в «черный список». А в апреле популярная у протестующих дальнобойщиков онлайн-рация Zello работать в России из-за блокировки.

Роскомнадзор уже одобрил законопроект, который будут рассматривать депутаты.

Что хочет знать Роскомнадзор о пользователях мессенджеров?

Номер мобильного телефона. Его придется указывать при работе с сервисом, а администрация мессенджера обязана будет заключить договор с операторами связи. Требование распространяется на все мессенджеры, работающие на территории РФ.

«Когда я буду подключаться к WhatsApp или к Viber, у сервиса будет сохраняться мой номер», — уточнила депутат.

Еще один автор законопроекта, депутат от «Справедливой России» Олег Николаев в беседе с «Новой газетой» подтвердил, что именно договор между администрацией мессенджеров и операторами связи позволит идентифицировать гражданина по запросу властей.

Почему законопроект внесли именно сейчас?

Как объяснила Мукабенова, сейчас мессенджеры «работают вне правового поля России».

«Мы просто приводим их работу в соответствии с законом. Главная наша цель — обезопасить граждан. Особенно учитывая сегодняшнюю обстановку — в сетях появляются террористические группы, учащаются спам-атаки», — перечисляет она.

Соавтор законопроекта депутат Николаев рассуждает, почему законопроект о мессенджерах делается не для их блокировки: «Власти и так могли бы заблокировать все эти ресурсы, но, учитывая их совокупную аудиторию в 80 миллионов человек, есть понимание, что большинство не должно страдать из-за кучки недобросовестных пользователей».

Но мы уже регистрируемся в мессенджерах по номеру телефона?

Не все. Как уточнил Николаев, сейчас пользователи еще могут регистрироваться в мессенджерах через адрес электронной почты. «Такого уже не будет, только по номеру телефона», — добавил депутат.

Мы все будем «под колпаком»?

«Вы же сейчас общаетесь по телефону? Пишете смски. Ну вот, чего бояться-то?».

А что там с запретом на рассылку?

Роскомнадзор хочет ограничить массовую рассылку и отдельные сообщения, «содержащие информацию, распространяемую с нарушением законодательства РФ». По словам Олега Николаева, речь идет о «распространении террористической информации, рекламы наркотиков, детской порнографии».

Кроме того, мессенджеры планируется обязать «рассылать сообщения по инициативе органов власти». Как пояснил Николаев, имеются в виду рассылки информации чрезвычайного характера, «как вам на телефон приходят сообщения о предстоящем шторме от МЧС», — пояснил он.

Какие будут штрафы?

В случае, если Роскомнадзор заметит рассылку запрещенной информации, надзорное ведомство предупредит организаторов сервиса, и если те не отреагируют, сервис заблокируют, объяснила Мукабенова. Кроме того, за нарушения владельцев мессенджеров могут подвергнуть штрафам. Физическим лицам грозит до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — до миллиона рублей.

Если закон примут, когда начнет работать?

С 1 января 2018 года. «Если закон примут в первом чтении, участники рынка уже начнут готовиться. А основные игроки уже взаимодействуют с властью», — говорит Николаев.

Что говорят эксперты

Бывший пиар-менеджер Viber Елена Грачева связывает внесенный в Госдуму законопроект с лобби операторов связи, которые теряют как минимум 10% прибыли из-за того, что пользователи переключаются на новые сервисы.

По мнению эксперта, законопроект не учитывает нескольких нюансов. Например, ни один из крупных мессенджеров не имеет официального представительства в России.

«У Viber, как и у WhatsApp, нет в России даже физического лица, только пресс-служба. Если суд оштрафует один из мессенджеров, то вопрос будут рассматривать в поле международного права. Компании таким образом перестраховываются: в России спрашивать не с кого. Да, конечно, если решат блокировать — все равно заблокируют. Но надо понимать, что такой шаг вызовет большую волну негатива», — объясняет Грачева.

Эксперт не верит, что мессенджеры можно заставить ограничить рассылку сообщений, нарушающих российское законодательство».

Причина проста: у мессенджеров просто нет доступа к сообщениям своих пользователей.

«Они работают по алгоритму one-to-one, то есть сообщения проходят через сервер зашифрованными и расшифровываются уже на стороне пользователя. А чтобы получить доступ к сообщению, надо менять весь алгоритм. Технически это возможно, но месседжеры вряд ли на это пойдут. Так что пользователям пока рано беспокоиться», — заключила эксперт.

В пресс-службе Viber «Новой газете» подтвердили, что администрация сервиса не имеет доступа к сообщениям пользователей, следовательно, в любом случае не сможет выполнить это требование законопроекта.

Поправки к закону« Об информации» об идентификации пользователей мессенджеров, с 1 января 2018 года, не заработали в полном объеме, рассказали «Коммерсантъ» участники рынка.

Порядок идентификации пользователей и их блокировки были разработаны Минкомсвязью в октябре 2017 года. Операторы связи и владельцы мессенджеров обязаны идентифицировать пользователей сервисов обмена короткими сообщениями, а Роскомнадзор наделяется правом блокировки мессенджеров, в которых распространяется запрещенная информация. За нарушение новых правил предусмотрены штрафы, достигающие миллиона рублей.

По данным Роскомсвободы, в реестр организаторов распространения информации занесено 98 сервисов, включая Telegram, Snap, «Яндекс». Из крупных мессенджеров в реестре отсутствуют Facebook Messenger и Viber. Представитель Viber уточнил, что в компании« изучают развитие законодательных инициатив, чтобы быть готовыми к моменту их вступния в действие».

Юрист« Агоры» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы мессенджера Telegram сказал, что« в целом мессенджеры пока не начали исполнять закон, и в ближайшее время [вряд ли] стоит этого ожидать». Кроме того, 29 января на Regulation.gov.ru были опубликованы отрицательные отзывы Минэкономики на поправки Минкомсвязи. Предложенное регулирование может вынудить мессенджеры платить операторам связи за идентификацию пользователей, следует из документов.

Также Минэкономразвития указывает, что требования, выдвинутые поправками Минкомсвязи, технически не реализуемы.

По факту передаваемые посредством мессенджеров сообщения в большинстве случаев являются шифрованными, в том числе непосредственно пользователем, и не могут быть декодированы и использованы органами власти в кратко- и среднесрочной перспективе. Кроме того, функции отдельных мессенджеров(по типу« секретный чат») не могут быть расшифрованы самим организатором системы мгновенного обмена сообщениями и сохраняются только на тех устройствах, посредством которых были отправлены соответствующие сообщения. Смена устройства при оставлении сим-карты приведет к удалению указанной информации. В таком случае устанавливаемый запрет на передачу электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства, представляется нереализуемым. Кроме того, исполнение требований проекта акта во многом будет либо невозможно, либо нецелесообразно, поскольку существует целый ряд мессенджеров, использование которых не привязано к абонентскому номеру конкретного оператора связи: Google Talk, Skype, Confide, Ansa, CyberDust, Hemlis, Redact, Wickr, Gliph и другие, пишут авторы отзыва.

Законопроект запрещает мессенджерам работать с неидентифицированными «в установленном порядке» пользователями. Мессенджер, который не последует закону, будет заблокирован. За разъяснениями мы обратились к Олегу Николаеву - депутату Государственной думы, который участвовал в подготовке документа (фракция «Справедливая Россия», член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству).

О целях закона

Первая - выделить мессенджеры в отдельный сегмент и отрегулировать его. Сейчас область не отрегулирована, из-за чего в ней циркулирует запрещенный контент и вместе с тем - огромный поток информации.

Вторая - наладить взаимодействие участников рынка сегмента с государственными органами. Чтобы организатор услуг мог зарегистрироваться и идентифицировать себя.

Третья - сделать так, чтобы за пользователями мессенджеров стояли реальные люди, которых можно идентифицировать, а не боты.

Четвертая - возможность донести до людей официальную информацию со стороны госорганов, а в случае чрезвычайной ситуации - выйти на человека, предупредить или найти его.

Мессенджеры все чаще используются при совершении террористических актов. Частично и потому, что в неотрегулированном сегменте происходит бесконтрольное распространение информации. И чтобы не лишать людей возможности пользоваться полезными ресурсами, но и не допускать использования в нелегальных целях и блокировать сомнительные источники, нужно законодательное регулирование.

«Идентификация в установленном порядке»

Это означает, что идентификацию проходит сервис [мессенджер] и пользователь. Сервис регистрируется в Роскомнадзоре (законопроект в случае принятия коснется зарегистрированных в Роскомнадзоре мессенджеров - ред.). Пользователь идентифицируется, как абонент, купивший и по правилам оформивший сим-карту.

Как произойдет блокировка

Ровно так же, как блокируются сайты. И она будет временной – как только условия будут выполнены, блокировка снимается.

Как перемены отразятся на пользователях

Никак. Добросовестным операторам мессенджеров нечего бояться, добросовестным пользователям тоже. Изменений в работе никто не заметит, как не замечаем такого же регулирования SMS или звонков.

Регулирование позволит сделать так, чтобы оператор связи сам блокировал сомнительный контент и не допускал бесконтрольной рассылки информации.

Если рынок будет организован, пользователи смогут получать централизованные информационные рассылки. Это система оповещения о чрезвычайных ситуациях или предупреждения о погоде, вроде тех, что по SMS присылает МЧС. Или, например, недавно были проблемы с «Мегафоном», а некоторые мессенджеры работали – можно было бы рассылку сделать.

Об анонимности

Правительство точно не хочет получить доступ к перепискам. Оно хочет ограничить распространение непроверенной, опасной и экстремистской информации. На мессенджеры будут распространяться те же законы о защите личной информации и переписке. Это в законопроекте тоже прописано.

О готовности закона

Закон требует доработки. Содержание будет дополняться с учетом мнений игроков рынка. На эту тему пройдет круглый стол, может, два. Закон пройдет несколько чтений. Рассмотрение и принятие попробуем провести в течение весенней сессии, то есть до конца июля.

Евгений Черешнев, CEO Biolink.Tech

Закон о запрете анонимности в мессенджерах – это, во-первых, верх технологической некомпетентности: люди, предложившие его, не имеют понятия о том, как работают интернет-технологии идентификации и авторизации – телефонный номер давно уже является рудиментом и во многих мессенджерах отсутствует как класс – никто из коммерческих игроков в здравом рассудке не будет менять своей бизнес-модели ради того, чтобы программировать в свой продукт «костыль» в угоду правительству одной конкретной страны, тем самым существенно увеличивая свою нагрузку на разработку и поддержку продукта.

Во-вторых, неясен истинный мотив этого закона - ссылка председателя Государственной Думы по информационной политике Леонида Левина на пользу проекта закона в деле ограничения действий преступников – это скорее ширма для маскировки действий, направленных на оправдание расширения контроля государства над свободой частной жизни.

Запрет удобных способов авторизации и идентификации ни к чему не приведет с точки зрения поиска преступников. Существуют технологии открытого кода (open source) – любой желающий, в том числе преступник, может за считанные часы «на коленке» собрать свой собственный мессенджер и общаться с кем угодно в зашифрованном виде и без привязки к номеру телефона. Они, собственно, это и делают.

Кроме того, не могу не обратить внимание на один факт, который с вышеназванным мотивом не вяжется: депутаты предлагают обязать мессенджеры обеспечить выборочную блокировку сообщений и наоборот – «зеленый свет» сообщениям, отправленным по инициативе органов государственной власти.

Нам предлагают откатиться назад во времени и в России снова начать управлять настройками передовых сервисов руками. То есть то, что предлагают депутаты и что господин Левин считает позитивным, впадает в противоречие с тем, о чем говорит Владимир Путин, требуя движения России к цифровой экономике. Считаю это крайне странным и непродуманным.

Давайте сначала научимся хорошие дороги по всей стране строить, а потом будем заниматься регулированием интернета. За это время как раз специалисты нужного уровня подрастут.

Пока даже базовой технологической экспертизы законодателям, увы, не хватает и мы получаем до такой степени странные инициативы. Новый закон, по сути, говорит о том, что каждый пользователь Сети обязан иметь телефон, зарегистрированный на паспорт РФ. А это тревожный знак.

Получается, если создастся прецедент – если обязать одно приложение пускать людей только по паспорту (по факту это так – об этом закон) – значит дальше могут принудить всех остальных. Интернет по паспортам – это первый путь к цифровому рабству. Всем разумным жителям России этот подход, я уверен, претит. Лично я – против этого закона уже поэтому.

Что будет с «Телеграмом»? Ничего плохого не будет. «Телеграм» уже сейчас использует номер телефона для авторизации пользователя в своем сервисе. Можно привязать любой номер, в том числе, купить в интенете любой номер IP-телефонии и спокойно общаться.

Дело в том, что в «Телеграме» шифрование работает отдельно от идентификации, – грубо говоря, государство в лучшем случае может видеть что два человека общаются, но не могут видеть, о чем – так как вся переписка шифруется алгоритмами с открытым ключом – ее не может прочитать никто, даже создатели «Телеграма». Технология подобного типа шифрования не является монополией Дурова – хотя к нему я отношусь с огромным уважением. Так работают многие популярные мессенджеры.

И закон тут должен не восставать против вселенной, а наоборот, помочь – сделать шифрование частной переписки свободой, защищенной Конституцией РФ.

Петр Лидов, PR-директор «Мегафон»

Мотивация Госдумы [в рассмотрении законопроекта] ясна. Подобное регулирование мессенджеров должно было случиться рано или поздно, так как они пришли на смену другим видам связи, но из мер регулирования выпадают. Вполне логично регулирование мессенджеров из соображений безопасности. Ограничение спам-рассылок, например, экстремистских сообщений - это же нормальная мера.

Есть и второй момент: если ваша переписка по SMS попадет в чьи-то руки, будут лица, которых можно по закону привлечь к ответственности за утечку информации. А с утечкой информации из мессенджеров никого не привлечешь. Это вопрос потребительского контроля.

Финансовую выгоду операторы мобильной связи на этом не получат - такая мысль (зарабатывать на мессенджерах) была бы уместна на заре появления технологии. Наша выручка строится на трафике мобильного интернета. И никто не планирует обратно всех пользователей свести в звонки и SMS. Тут, скорее, будем подстраиваться. А вот затраты операторов мессенджеров, скорее всего, возрастут на производстве приложений. Что касается анонимности переписки - тут работает то же самое законодательство, что и в случае с SMS и звонками.

Дмитрий Огородников, директор центра компетенций по информационной безопасности компании «Техносерв»

Попадает под сомнение факт, что устанавливать личность пользователя необходимо по номеру мобильного и по соглашению оператора связи. Эксперты считают, что данный законопроект бесполезен. При необходимости есть возможность идентифицировать пользователя по IP-адресу и абонентскому договору. Договор содержит данные паспорта и копии документов. В этом проекте даже не отражены возможности по срокам и регистрации данных пользователя. Совершенно понятно, что закон не проработан. Если взять, допустим, юрисдикцию других стран, то доля пользователей России в WhatsApp порядка 2% от миллиардной аудитории. Никто не будет пытаться привести в порядок данные. А значит, кроме новой бюрократической проблемы решений для упрощения использования мессенджеров не планируется вообще.