Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Как раньше назывался телевизор. Когда в россии ссср появились первые телевизоры

Как раньше назывался телевизор. Когда в россии ссср появились первые телевизоры

Нам трудно представить свою жизнь без телевидения. Даже если мы его не смотрим, оно все равно составляет важнейшую часть нашей культуры. Между тем этому изобретению чуть более 100 лет. Телевидение, история возникновения и развития которого укладывается в такой небольшой по меркам истории период, радикально изменило наше общение, отношение к информации, наши государства и культуру.

Изобретение

История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение - это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию.

У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп. Так история создания телевидения кратко и выглядит.

Принципы работы

В 1928 году с началом регулярного вещания начинается настоящая история возникновения телевидения. Улисс Санабриа впервые использовал радиоволны для передачи изображения и звука. Принцип работы телевидения заключается в особой проекции изображения на светочувствительную пластину в электронно-лучевой трубке. Долгое время история телевидения была связана с усовершенствованием этой трубки, это приводило к повышению качества картинки и к увеличению экранной поверхности. Но с появлением цифрового вещания принцип изменился, теперь кинескоп с лучевой трубкой стал не нужен. В нем используется совершенно другой способ передачи изображения. Оно кодируется и передается с помощью цифровых каналов и через системы интернета.

Виды телевидения

Долгая история развития телевидения привела к тому, что сформировались многочисленные его виды. Во-первых, оно делится на черно-белое и цветное. До 1950 года все телевизоры показывали только черно-белую картинку. Два стандарта цветного телевидения: NTSC и SECAM - действуют во всем мире до сих пор. Также телевидение можно разделить на платное и бесплатное. В каждой стране существует набор каналов, которые может смотреть любой обладатель телевизора. Но также существуют каналы, сигнал которых можно увидеть только за деньги. Формы оплаты могут быть разными, но доля такого телевидения неуклонно держится на цифре 30 % от всего рынка.

По способу передачи сигнала телевидение может делиться на:

  • эфирное, в этом случае телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки, это самый привычный и распространенный способ вещания;
  • кабельное, в этом случае сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору;
  • спутниковое - сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору;
  • интернет-телевидение, в этом случае сигнал передается через Сеть.

По способу кодирования информации телевидение делится на аналоговое и цифровое. Второе отличается более высоким качеством благодаря новейшим стандартам кодирования и передачи.

Функции телевидения

Телевидение давно уже стало важным социальным феноменом, у него есть немало значимых функций. Благодаря своему огромному охвату, доступности и убедительности, телевидение является важнейшим Именно телевидение является действенным инструментом распространения информации среди большей части населения.

Таким образом, история телевидения кратко может быть описана словом «информирование». Вторая по важности функция - это не напрасно политики и реклама так стремятся попасть в телевизор, именно этот канал позволяет убедить человека в правильности той или иной точки зрения и воздействовать на его поведение. Также телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию. Оно транслирует и ценности, распространяет общественно одобряемые стандарты, оно передает человеку знания, формирует у него критерии оценки событий и явлений. Телевидение также способно выполнять интегративную функцию, так как может объединять людей в определенные сообщества. Как и все СМИ, телевидение выполняет воспитательную функцию: оно рассказывает о том, что есть добро и зло, задает моральные нормы и ценности. И, конечно же, телевидение выполняет развлекательную функцию, оно помогает человеку расслабиться, получить удовольствие от просмотра телепередачи.

Виды телевизионных передач

Вся история телевидения - это путь поиска новых форматов телевизионных программ. Каналы борются за зрителя и поэтому вынуждены создавать все новые разновидности. Современный телевизионный контент можно разделить на следующие виды:

  • Развлекательные передачи . Телевидение для многих людей является основным средством проведения досуга, поэтому каналы стараются предложить самые разные развлекательные передачи для различных групп зрителей.
  • Информационные передачи . История появления телевидения связана в первую очередь с необходимостью распространять информацию, и до сих пор многие люди включают телевизор для того, чтобы узнать новости и получить дополнительные сведения о явлениях и фактах.
  • Информационно-развлекательные программы . Сочетание двух важнейших функций позволяет заинтересовать большее количество зрителей, и поэтому продюсеры стараются совместить два формата в одном виде программ.
  • Образовательные передачи . Эти передачи направлены на углубление и расширение знаний по каким-либо вопросам. Они предоставляют зрителям полезную информацию, позволяют узнать что-то новое и расширить свой кругозор.
  • Социально-активизирующие передачи . Этот контент направлен на мобилизацию зрителей, вовлечение их в какую-либо общественно значимую деятельность, например, выборы.

Появление и развитие телевещания в мире

В 1928 году начала свою работу первая телевизионная станция. Улисс Санабриа впервые начал передавать изображения и звук по частотам своей радиостанции. Но начать регулярное вещание не было возможности их-за Великой депрессии. Массовая история телевидения с регулярным вещанием начинается в 1934 году в Германии. Немецкая телекомпания RRG впервые в истории вела трансляцию с Берлинской олимпиады по телеканалу. В 1936 году регулярное вещание было установлено в Великобритании. Чуть позже телекомпании возникают в США и СССР.

В 1950 году США впервые вводят новый стандарт цветного телевидения, почти мгновенно эта тенденция была подхвачена во всех развитых странах. В 1967 году Европа и СССР вводят свой стандарт цветного телевидения. Постепенно формируется телевизионная культура, нарабатывается система жанров, создаются архивы программ, появляются профессиональные тележурналисты и ведущие. Во второй половине 20-го века телевидение стало массовым, оно существовало почти в каждом доме Земли.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Приход телевидения в Россию

История развития телевидения в России начинается с запозданием по сравнению с остальными развитыми странами. Этому помешала Вторая мировая война, которая поставила другие, более актуальные, задачи перед государством. Регулярное вещание начинается в 1931 году, когда запускается транслятор на средних волнах. Сначала его принимают лишь 30 механических телевизоров, позже русские мастера начинают изготавливать самодельные приемники. В 1933 году начинается выпуск приставок к радиоприемнику «Б-2» для приема отечественного телесигнала. В 1949 году начинается серийный выпуск отечественных телевизоров КВН. В 1951 году создается Центральное телевидение Гостелерадио СССР. В 1959 году проводятся эксперименты по запуску цветного вещания. В 1965 году СССР запускает первый спутник, который позволяет транслировать телевизионный сигнал на всю территорию страны.

Массовая история телевидения в России начинается в 1951 году, когда начинает работать центральная студия. Советская власть со всей серьезностью отнеслась к созданию телекомпании, понимая ее гигантские возможности по воздействию на умы населения страны. Поэтому к организации работы студии правительство подошло основательно, в ней открыли несколько тематических редакций: общественно-политическую, для детей и молодежи, музыкальную, литературно-драматическую. Через год появилась Ленинградская студия телевидения. Обе телестудии подчиняются Министерству культуры СССР.

До 1965 года вещание велось только в Москве и Ленинграде. Во второй половине 50-х годов появляются телевизионные студии во многих регионах, они снимали сюжеты для центральной студии. В конце 60-х годов вещание начинает распространяться на европейскую территорию, а с 1965 года - на всю страну. Постепенно появляются новые редакции: «Последние известия», «Первая программа», «Московская программа», «Образовательная программа» и т. д. Расширяется время вещания, со временем появляются новые каналы. Происходит разделение по цифрам, на первой цифре вещает Центральная студия, на второй идут местные программы. В начале 80-х годов появляются республиканские телестудии. Центральное телевидение начинает запускать несколько дублей для разных регионов.

Новое телевидение России

С перестройкой меняются подходы к работе телевидения, появляется возможность организации независимых телекомпаний. История создания телевидения нового формата начинается с возникновения телекомпании «ВИД». Ее организуют молодые журналисты В. Листьев, А. Любимов, А. Разбаш, Д. Захаров. Телекомпания начинает создавать различные продукты и продает их новым телевещательным компаниям. В 1989 году начинается акционирование существующих телестудий, появляются новые организации: «Останкино», ВГТРК, «Петербург - 5 канал». Между ними распределяются основные частоты, небольшие телекомпании начинают снимать для них различные программы. В 1996 году начинается бурный рост новых телекомпаний самого разного масштаба, от крупных, например НТВ и Рен-ТВ, до самых маленьких, городского уровня. Такое разнообразие приводит к тому, что в эфире появляется много программ самого разного вида: от политических до развлекательных. В стране растет количество телевизионных профессионалов, телевидение становится экономически выгодной сферой деятельности.

С 2006 года начинается четкое разделение на государственное и коммерческое телевидение, между которыми идет интенсивная конкурентная борьба за зрителя. Сегодня в России действует около 3200 телекомпаний, которые создают продукт для всех групп зрителей.

Коммерческое телевидение в России

История российского телевидения повторяет историю всей страны. Поэтому, когда СССР распался и возникает государство с новыми экономическими и политическими принципами, телевидение вынуждено также изменяться. Так, появляется коммерческое телевидение, которое, кроме перечисленных ранее функций, преследует цель извлечения экономической прибыли. Коммерциализация телевидения приводит к появлению рекламы, которая и является источником финансов. Также возникает сегмент платного телевидения, к которому относят кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.

В России этот процесс идет чрезвычайно медленно, большая часть населения не готова платить за телевизионный продукт, а коммерческие каналы не могут предлагать много уникального контента, который бы составил конкуренцию бесплатному телевидению. Дополнительную сложность развитию платного телевидения принес интернет, в котором россияне бесплатно могут получить почти любую информацию. Однако можно увидеть, что постепенно жители России привыкают к таким услугам, как кабельное и спутниковое телевидение, которое за небольшую сумму приносит в дом большое количество каналов.

С большим трудом, но формируется и чисто коммерческое телевидение, которое существует только за счет продажи своего телепродукта. Таким примером является, например, независимая телекомпания «Дождь», которая существует за счет продажи подписки на свой канал и привлекает зрителей уникальными авторскими программами. История создания телевидения на платной основе на Западе имеет гораздо более успешную историю. В России, однако, пока коммерческое телевидение старается существовать за счет рекламодателей, привлекая большое количество зрителей на бесплатной основе.

Цифровое телевидение

Вся история телевидения связана с развитием технического прогресса. Он влияет на изменение технологии передачи изображения и обусловливает появление новых видов телевидения. Так, с возникновением цифровых технологий появляется и соответствующее телевидение. Существует несколько вариантов передачи цифрового сигнала: кабельное, спутниковое и эфирное. Новейшие технологии позволяют телеприемникам со специальным декодером принимать наравне с аналоговым и цифровой сигнал. Цифровая технология позволяет быстро на любые расстояния транслировать изображение высокой четкости. В зависимости от типа кодировки существует несколько мировых стандартов: европейский, японский и американский. Главные преимущества цифрового телевидения перед аналоговым заключаются в следующем:

  • уменьшение помех при передаче сигнала;
  • увеличение передаваемых программ в одном частотном диапазоне;
  • повышение качества передаваемого изображения и звука;
  • возможность интерактивного взаимодействия со зрителем, он может выбирать время просмотра, пересматривать программы, заказывать определенный контент;
  • возможность передачи дополнительной информации, кроме телевизионных программ.

Сегодня во всем мире быстро идет замена аналоговых передатчиков на цифровые. В России также принята программа замены аналогового вещания на цифровое, уже сегодня все основные каналы передают два вида сигналов, но постепенно будет уменьшаться количество аналоговых каналов. Со временем, когда все зрители заменят телеприемники в своих домах на современные, сойдет на нет.

Современные тенденции развития телевидения в мире

С телевидения меняет свой вектор. Сегодня каждая крупная телекомпания создает электронную версию канала, где можно увидеть телепередачи, оставить комментарии, сделать какие-то заявки. Телевидение меняет модель взаимодействия со зрителями, теперь каналы постоянно стремятся вовлекать зрителей в коммуникацию. И очевидно, эта тенденция будет только развиваться. Зрители уже имеют возможность оставлять комментарии, голосовать, задавать вопросы героям программ. Видимо, в скором будущем утратит актуальность сетка вещания, каждый зритель будет формировать свою сетку по запросу. Современный зритель все больше становится потребителем, и его интересы и дальше будут определять форму подачи информации на телевидении. Тенденция интеграции телевидения с электронными СМИ будет, видимо, только нарастать. Телевизор станет не только приемником телеконтента, но и многофункциональным устройством.

Перспективы развития телевидения в России

Современная телевидения движется в том же направлении, что и общемировая. В 2004 году в России впервые был осуществлен доступ к оптико-волоконному способу передачи телевизионного сигнала. Так открылась новая эра интернет-телевидения. Сегодня телекомпании испытывают сильное давление электронных СМИ, которые привлекают зрителей, особенно молодого возраста. Поэтому очевидно, что история телевидения в России будет развиваться в соперничестве и сотрудничестве с интернетом. Сегодня 99 % домохозяйств охвачены телевещанием, но намечается тренд отказа от телевизоров, особенно в молодых семьях столичного региона. Видимо, существующее многообразие телекомпаний немного снизится за счет перекочевавших в интернет, будет усиливаться специализация компаний, интенсивнее станет разделение на вещательные и производящие компании.

В четверг 14 февраля 2019 года в России отмечают замечательный праздник - День всех влюбленных. Государственные лотереи не могут остаться в стороне от столь яркого события, и проводят специально посвященный Дню всех влюбленных праздничный розыгрыш под номером 1271 .

В связи с этим хочется пожелать: влюбленные - любите, любящие - храните, купившие билет Русского лото - выигрывайте!

Днем выхода передачи в эфир на канале "НТВ" традиционно является воскресенье. Начиная с октября 17 года, трансляция начинается в 14:00 по московскому времени.

Трансляция 1271 тиража Русского лото по телевизору, посвященная Дню влюбленных, также будет проходить в воскресенье 17 февраля 2019 года, начиная с 14:00 мск на телеканале "НТВ" .

Что будет разыгрываться 17 февраля 2019 года:

В 1271 тираже Всероссийская гос. лотерея разыграет множество вещевых и денежных призов, 100 романтических путешествий и Джекпот в размере 500 миллионов рублей .

Как выглядит билет:

Билет тиража 1271 имеет розовую окантовку. На фоне голубого неба летит воздушный шар в виде сердца, слева от него размещена надпись "С Днём всех влюблённых!", а ниже - "Джекпот 500 000 000 руб." Слева снизу написано "1271 тираж". Внизу на белом фоне имеется надпись "100 романтических путешествий".

Напомним, что короткий день в пятницу 22.02.2019 будет единственным "подарком" российскии защитникам в плане отдыха, т.к. выходной день с субботы переносится не на ближайший понедельник, а на пятницу 10 мая 2019 года.

Вырастить хорошую рассаду помидоров в 2019 году на подоконнике в квартире - это целое искусство. Знание сроков своевременной посадки семян, пикировки рассады и соблюдение правил ухода за ней дают в результате крепкие и здоровые растения. Опытные огородники советуют также не пренебрегать календарем фаз луны, которые, по их мнению, оказывают огромное влияние на развитие томатов. Ниже рассказываем о том, когда сажать помидоры в 2019 году на рассаду и в грунт с учетом лунного календаря.


Даты посева семян томатов на рассаду в 2019 году:

В 2019 году лучшие сроки посадки семян на рассаду в домашних условиях для средней полосы России наступают спустя сутки после новолуния 6 марта 2019 г . Однако, наиболее благоприятными являются дни с 10 по 12 марта 2019 года, а также 15 и 16 марта 2019 года . Поздние сроки посева рассады помидор 2019 наступают после полнолуния 21 марта 2019 г . На убывающей луне оптимальными днями будут 23 и 24 марта 2019 года .

Напомним, что семена перед посадкой следует продезинфицировать (например, в 1% растворе марганцовки), а затем хорошо промыть. Советуем для повышения будущего урожая замочить семена на сутки в слабом растворе борной кислоты (0,1 г на 0,5 л воды). Сеют обсушенные семена в мелкие (7-8 см.) лоточки с землей на глубину не более 1-1,5 см., поливают и закрывают пленкой. Температура прорастания семян +22-25 град., поэтому их держат подальше от холодного подоконника. Как только покажутся первые всходы, пленку снимают и лотки выставляют на подоконник. Поливать рассаду следует только теплой (+20+-22 град.) водой.

Даты пикировка рассады томатов в 2019 году:

Когда между семядольными листиками появляется первый настоящий резной лист, сеянцы можно пикировать в отдельные горшочки или в ящики с землей высотой 12-15 см. В любом случае, расстояние между соседними растениями должно быть 10-12 см. При этом ростки заглубляют в землю по самые семядоли.

В марте 2019 г. - с 23 по 27 марта ; в апреле 2019 г. - 2, 3, 7, 8, 11, 12, 16, 17 апреля . 5 апреля 2019 новолуние, поэтому пикировка на растущей луне с 7 по 17 апреля 2019 года наиболее предпочтительна.

Сроки ухода за рассадой томатов в 2019 году (полив, подкормка, закалка):

Чтобы рассада помидор не вытягивалась, нужно обеспечить ей достаточно света и снизить температуру воздуха днем от +18 до 24 град., а ночью от +12 до 16 град.

Необходимо также вносить подкормки . Первую подкормку дают через 7-10 дней после пикировки, когда растение образует новые корни, и далее через каждые 8-12 дней. Для подкормки в воде для полива растворяют минеральные удобрения или древесную золу.

В апреле 2019 наилучшими для подкормки будут любые дни с 7 по 18, с 20 по 26, 29 и 30 апреля . В мае 2019 подкармливать можно с 1 по 4, с 7 по 18, 21-23, 26-31 мая .

За 15-20 дней до высадки в грунт рассаду нужно закалять . Лучше всего вынести ее на лоджию или балкон, открыть окно.

В течение последней декады до посадки рассада помидор сильно вытягивается, особенно если стоит теплая погода. Задержать рост можно прекращением полива, а поливать только при подвядании листьев в середине дня.

Сроки высадки рассады помидор 2019 в грунт:

Рассаду томатов высаживают в грунт в возрасте 60-70 дней от всходов , когда температура воздуха ночью превышает +12 град. За один-два дня до посадки растения нужно хорошо полить водой с подкормкой, чтобы обеспечить сохранение корней и питание растений после высадки в грунт.

В мае 2019 рассаду можно высаживать под дуги с укрывным материалом уже 17-18 мая на растущей луне . Напомним, что 19 мая 2019 года - полнолуние, и работы лучше прервать. Лучшими днями в мае 2019 на убывающей луне будут 26-28 и 31 мая . В июне 2019 уже можно сажать в открытый грунт 1 и 2, 5 и 6 июня . 3 июня 2019 новолуние и деятельность в огороде нежелательна.

Напомним оптимальные сроки посадки и ухода за помидорной рассадой в 2019 году:
* посев семян - с 10 по 12, 15 и 16, 23 и 24 марта 2019 г.;
* пикировка рассады - с 23 по 27 марта; 2 ,3, 7, 8, 11, 12, 16, 17 апреля 2019 г.;
* подкормки рассады каждые 8-12 дней - с 7 по 18, с 20 по 26, 29 и 30 апреля, с 1 по 4, с 7 по 18, 21-23, 26-31 мая 2019 г.;
* высадка рассады в грунт - 17, 18, 26-28, 31 мая, 1, 2, 5, 6 июня 2019 г.

Также читаем:
*

Дата Песаха привязана к лунно-солнечному еврейскому календарю, и поэтому по календарю григорианскому число празднования ежегодно меняется. Начинается еврейская Пасха 2019 года с наступлением сумерек 14 дня весеннего месяца нисан (с вечера 19 апреля 2019 года ), и длится 7 дней в Израиле - с 15 по 21 нисана (с 20 апреля 2019 года по 26 апреля 2019 года ), и 8 дней за его пределами, в том числе в России - по 22 нисана (по 27 апреля 2019 года).

Согласно древней традиции, каждый иудейский праздник начинается накануне вечером, после захода солнца. Поэтому праздновать Песах 2019 также начинают вечером 19 апреля 2019 года с праздничного седара (ночной пасхальной трапезы). А сам день 14 нисана также называют Днём подготовки к празднику.

Таким образом, дата еврейской Пасхи в 2019 году будет следующая:
* Начало - 19 апреля 2019 г. (вечером, с наступлением сумерек).
* Первый день - 20 апреля 2019 г.
* Последний день - 26 апреля 2019 г. в Израиле (27 апреля 2019 г. вне Израиля).

Также читаем:

В первый и последний день Песаха 2019 запрещено работать, поэтому 15 нисана (20 апреля 2019 года) и 21 нисана (26 апреля 2019 года) объявлены в Израиле нерабочими днями. Кроме того 20 апреля в 2019 году выпадает на субботу - нерабочий день при пятидневной рабочей неделе в ряде стран, в том числе и в России.

Одной из традиций праздника Песах является употребление в пищу "плоского пресного хлеба" - мацы. Объясняется эта традиция тем, что когда фараон освободил израильтян от рабства, они покидали Египет в спешке, при которой не могли ждать когда поднимется хлебное тесто на дрожжах. Поэтому во время еврейской Пасхи не едят заквашенного хлеба.

В 1880 году независимо друг от друга французский ученый М. Леблан и американец В.Е. Сойер сформулировали принцип передачи изображения на расстоянии. Для реализации этой идеи потребовался механизм развертки и преобразователь энергии (световой в электрическую). Механическое устройство было изобретено П. Нипковым в 1884 году и получило название по имени своего изобретателя — диск Нипкова. В диске, диаметром 50 см, было проделано 30 маленьких одно миллиметровых отверстий, которые размещались равномерно по спирали. При одном обороте диска через отверстия проходят все участки изображения, в результате получается целая картинка. Появлению в 1907 году электронного телевизионного приемника предшествовало изобретение К.Ф. Брауном электронной трубки. В октябре 1906 году ученик изобретателя — М. Дикманн получил патент на трубку Брауна, как устройства для отображения картинки (визуальной информации). В начале 1907 года Дикманн демонстрирует первый телевизионный приемник, частота развертки которого составляла всего 10 кадров в сек., а величина экрана — 3×3 см.

В июле 1907 года профессор Технологического института Санкт-Петербурга Б.Л. Розинг заявил о созданной им электронно-лучевой трубке, обладающей магнитным механизмом развертки. Перед научной аудиторией изобретение было продемонстрировано в мае 1911 года. В катодно-лучевой трубке Розинга формирование изображения происходило в результате отклонения луча с помощью магнитного поля. Трубка обладала системой модуляции луча по яркости свечения, которую выполнял конденсатор. При такой развёртке намного увеличивалось количество «строк». В 1908 году армянский ученый О. Адамян изобрел двухцветный аппарат, передающий изображения, что способствовало возникновению черно-белого телевидения. В 1918 году он продемонстрировал установку, подающую на экран черно-белую картинку. В 1925 году им было запатентовано устройство, предназначенное отображать цветное изображение в результате механического вращения диска с 3-мя отверстиями. Электро-механические телевизоры с механическим диском Нипкова впервые начала выпускать компания Baird Corporation, основанная шотландским инженером Д.Л. Бердом. Это произошло после его успешной демонстрации движущейся картинки в 1925 году.

В 1931 году ученик Б.Л. Розинга — В.К. Зворыкин создает электронную трубку, имеющую мозаичный фотокатод, — иконоскоп. В 1934 году он создает электронную телевизионную систему, разрешающая способность которой составляла 240 строк на кадр, в 1935 году разрешение увеличилось до 343 строк. Благодаря его изобретению и прототипу приемной ЭЛТ, созданной немного позже, было положено начало серийному выпуску электронных телевизионных приемников. До конца ХХ века выпускались телевизоры с электронно-лучевой трубкой, конструктивные отличия которых сказывались на качестве изображения. Конец 90-х годов прошлого столетия ознаменовался созданием больших проекционных телевизоров с ЭЛТ. С появлением устройств с жидкокристаллическим (ЖК) экраном в начале XXI века начался выпуск одноименных типов телевизоров. Вместе с ЖК увидели свет телевизионные приемники, имеющие плазменные экраны. Появились телевизоры с дисплеем 80 см и более (по диагонали). Большую популярность получили LCD телевизоры, матрица которых изготовлена из массива светодиодов. 28 октября 2008 года появился первый лазерный телевизор.

Вы удивитесь, но история плазменных телевизоров начинается ровно полвека назад. Изобретение нового телевизора – можно считать заслугой профессоров американского Университета г. Иллинойс Дональда Битцера и Гина Слоттоу, которыми был создан первый опытный образец плазменного телевизора. Случилось это в июле 1964 года. Позднее к работе двух изобретателей присоединился Роберт Вильсон – аспирант того же университета. Но успешно развиваться плазменные телевизоры стали не сразу, а лишь после того, как в мире уже появились цифровые технологии.

Исследование плазменных свойств – вот над чем работали в то время изобретатели нового телевизора. Альтернативной заменой электронно-лучевого телевидения, принцип построения которого был основан на лучевой трубке, стало плазменное телевидение. Все время мигающее изображение хорошо передавало видеокадры, но намного хуже - компьютерную графику.

Именно Дональд Битцер стал основателем нового проекта, а помогали ему Роберт Вильсон и Гин Слоттоу. В результате проведенных работ им удалось создать первую в истории модель плазменного телевизора с единственной ячейкой. Аналоги этого изобретения в наше время имеют миллионы таких ячеек. Телекомпании после 1964 года решили использовать плазменные телевизоры как возможную замену телевизорам, имеющим электронно-лучевые трубки.

Изобретением 1999 года является плазменный телевизор, у которого был экран диагональю в 60 дюймов. Разработанный для Panasonic и Matsushita. Он объединил разрешение и размер, которые требуются для HDTV, сделав телевизоры тоньше. Свою популярность «плазмы» обрели не сразу, времени на их внедрение было затрачено достаточно много. Сегодня на долю плазменных телевизоров приходится не более 7% рынка. Появление жидкокристаллических мониторов дало новое направление для создания телевизоров, что для «плазмы» исключило какое-либо последующее коммерческое развитие.

Девяносто лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. За неполный век телевизоры прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей 42.TUT.BY вспоминает яркую историю телевидения.


Фото: 24smi.org

«Пантелеграф» и «диск Нипкова»

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор, пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: «диск Нипкова».

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, - то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), - и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.



Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра - как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий - почти прямая. Одно отверстия - одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже 19 и 20 веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» - первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.



Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты «Daily Express», редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор - Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 долларов, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.



Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался - Televisor) - выпускался в Великобритании в 1930-1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.



Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные - лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.



Расписание из журнала «Радиофронт»

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному - чтобы попутно слушать звук.



Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей, - за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.