Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Как научиться 3д моделированию на компьютере. Илья Колганов о том, с чего начинать, какие программы использовать и как сделать модель реалистичной

Как научиться 3д моделированию на компьютере. Илья Колганов о том, с чего начинать, какие программы использовать и как сделать модель реалистичной

Людей, которые занимаются 3D-моделированием, уже сейчас называют новыми программистами: специалисты говорят, что к 2020-2035 году экономический эффект от использования объемной печати может достичь 500 миллиардов долларов. «Теории и практики» предлагают вскочить на подножку уходящего поезда и освоить базовые принципы инновационной технологии уже сейчас.

Онлайн-сервис по 3D-моделированию в программах Z-Brush и 3D Max предоставляет бесплатные уроки и советы по тому, как создать модель для печати на 3D-принтере. Подборка пошаговых инструкций раскрывает разные аспекты процесса: от моделирования узоров, полостей и шарниров до конвертации файлов и постобработки. Все инструкции даны с детальным объяснением и иллюстрациями. Кроме уроков на сайте есть форма заказа отливки деталей или 3D-моделинг: профессионалы проверят выполненную модель (или сделают ее сами) и напечатают. Дополнительные вопросы специалистам можно задать по электронной почте - проверено: они действительно отвечают.

Выездные курсы (занятия проводятся на дому или в офисе клиента) помогают освоить ZBrush - одну из самых популярных программ для разработки 3D-моделей. Она хороша тем, что позволяет практически «слепить» скульптуру в трехмерном пространстве, в ней удобно работать с глубиной объектов, геометрией, текстурой и цветами. Можно выбрать индивидуальные занятия, собрать мини-группу или провести корпоративное обучение для сотрудников - в любом случае график можно настроить в соответствии со своими потребностями. Также возможен вариант обучения по скайпу.

Стоимость: от 400 р за один академический час в группе, 900 р - за индивидуальное занятие.

На этом сайте собраны практические советы с иллюстрациями и видео по 3D-моделированию в программе Sketchup - это cамый подходящий вариант для новичков. Здесь объясняют азы - как закрывать дыры, придать стенкам модели оптимальную толщину или добиться гладкой поверхности. Кроме того, на 3D-Today много полезной и постоянно обновляющейся информации о 3D-моделировании и 3D-печати: можно, например, узнать о специальных принтерах для ювелиров и стоматологов.

Книга о 3D

Э. Канесс, К. Фонда, М. Зеннаро

«Доступная 3D-печать для науки, образования и устойчивого развития» - это первая книга на русском языке о технологиях трехмерного моделирования и печати, переведенная с английского пользователями Habrahabr.ru. В ней рассказывается о предыстории 3D-печати, даются сравнительные характеристики разных видов принтеров, программ для 3D-моделирования и способов печати, предлагаются самые неожиданные варианты применения персональных принтеров и даже объясняется, как учить 3D-печати детей.

Сюда принимают слушателей, окончивших курс Autodesk 3ds Max или имеющих опыт работы с этой программой. Преподаватели используют разные форматы - мини-лекции, индивидуальные упражнения в классе и домашние задания, а также помогают слушателям разобраться с реальными задачами. Аудиторная нагрузка - 36 часов и еще 36 отданы на самостоятельное изучение. Кроме групповых занятий можно записаться на индивидуальные уроки или вебинары.

Стоимость: от 13 490 рублей.

Курс 3D-скульптинга в ZBrush состоит из нескольких частей: «Трехмерный концепт: Создание животного (черепаха)», «Скульптинг персонажа, одежды и элементов», «HardSurface: Создание робота и оружия», «UV мэппинг, ретопология и текстурирование», «Природное окружение (Environment)», «Различные объекты (Props)», «Финальный композитинг». Курс проходит онлайн и стартует 1 декабря. Продолжительность - 24 недели.

Стоимость: 720 евро.

Ежегодные занятия по подготовке специалистов в области 3D-моделирования и создания интерактивного 3D-контента. Длительность курса 10 месяцев - из них 4 и 6 отводятся на теоретическую и практическую подготовку.

На выходе команды студентов делают выпускной проект, а после окончания получают не только российский, но и международный сертификат специалистов в сфере 3D-моделирования. Отличников и умниц берут на работу.

Занятия проводятся на английском языке.

Американский интернет-сервис предоставляет бесплатные онлайн-курсы по всему спектру областей 3D: от анимации до текстурирования, а также по работе с популярными 3D-программами: 3D Max, Blender, Maya, V-Ray и другими. Команда профессиональных дизайнеров и художников проводит видео-уроки по интересующим направлениям. Для владеющих английским языком это, пожалуй, лучший интернет-сервис по приобретению навыков в сфере 3D-моделирования - с точки зрения количества и качества предлагаемого контента.

Профессия 3D-моделлера обладает очень низким порогом входа и привлекает всё больше творческих людей - художников, архитекторов, скульпторов. Но чтобы стать в ней профессионалом, необходимо много и упорно работать. Look At Me выяснил, что в первую очередь нужно знать человеку, который думает связать свою жизнь с моделлингом, а Илья Колганов, Роман Лапаев и Иван Савенко поделились своим опытом и дали несколько важных советов начинающим.

Илья Колганов о том, с чего начинать, какие программы использовать и как сделать модель реалистичной

Начать стоит с понимания принципов и простых вещей. Чтобы совершенствовать свои навыки, необходимо знать базу - прошло немало времени, прежде чем я хотя бы частично смирился с этой мыслью. Обычно хочется сразу взяться за что-то очень интересное и стоящее, но из-за недостатка опыта у вас есть все шансы получить свою крайне амбициозную идею с очень жалкой реализацией. Я использую довольно ограниченный инструментарий, а начинающим и вовсе рекомендую какое-то время не перегружать себя лишней информацией, чтобы не лишиться желания двигаться дальше. Возьмите, скажем, 3ds max или Cinema 4D для моделирования и V-Ray для рендеринга - на первое время вам этого вполне хватит. А бесчисленное множество уроков в интернете быстро помогут вам освоиться.



Работы Ильи Колганова.

Занимайтесь самообразованием - сейчас для этого не нужно искать информацию, она уже доступна повсюду. Нужно только не лениться её использовать. Многие рекомендуют начинать с воссоздания своего рабочего места в 3D. И, я считаю, это неплохой совет.

В окружающем нас реальном мире не существует идеальных вещей: абсолютно гладких поверхностей, резких углов и всего подобного. Вы можете смоделировать что-то подобное при помощи трёхмерной графики, но такой подход - наиболее простой, и результат, скорее всего, будет довольно скучным (если, конечно, речь не идёт о конкретной ситуации с чётко прописанными требованиями). Всегда держите это в голове, если воспроизводите реальный мир в виртуальном пространстве. Подходите с этой «философией» к созданию каждой модели. Усложняйте себе задачу в процессе работы, добавляя неровности и детали из реального мира. Тогда вы увидите, как в конце ваша модель «заживёт». Чаще оглядывайтесь по сторонам, исследуйте поведение света, наблюдайте за отражениями - всё это вам пригодится, когда дело дойдёт до рендеринга.

Рыночная ситуация такова, что профессиональный уровень моделлеров может оказаться очень разным, их сейчас так же много, как фотографов. Ну или почти так же. Моё субъективное мнение состоит в том, что по-настоящему высокий уровень 3D-специалиста в России востребован не таким уж большим количеством заказчиков или компаний.

Роман Лапаев о работе в Голливуде,
полезности академического образования
и ограничениях плоского экрана

Изначально я хотел больше заниматься не 3d-графикой, а скульптурой, силиконовыми масками. За один месяц в Америке я быстро понял, что скульптурой лучше заниматься в России. 3D здесь обучают, но проще смотреть самоучители - Gnomon, Digital Tutors. Можно потратить $5 тысяч и научиться этому за год, как в университете за пять лет. Я разговаривал со многими художниками, которые работают в индустрии, - они очень обижены на качество образования в Америке. Индустрия очень новая. Никто из великих в ней ещё не умер, можно быть знаменитым и в 20 лет. Тот, кто преподаёт, чаще всего просто не может найти себе работу. Профессионалы, которые могут чему-то научить, заняты работой в самой индустрии. Есть несколько толковых университетов, где хорошо дают материал (школа Gnomon, например), но проблема в том, что они не спонсируют студенческую визу и не дают диплом бакалавра. При этом у них ты научишься тому, чего не освоишь в любом специализированном институте Америки. Я люблю сам во всём разбираться, поэтому мне было достаточно заниматься с самоучителями в своём индивидуальном режиме. Я не был ограничен во времени и мне не приходилось сидеть в классе без надобности.

Работы Романа Лапаева.

«У меня есть знакомый, который работал в одной компании, к ним пришёл Майкл Бей, увидел его работы и сказал: "нанять его"»

Важно понимать, на что рассчитывает человек. Если он крайне амбициозен, хочет коммерчески преуспеть и попасть в высшую лигу - Голливуд или компьютерные игры - у него будет больше шансов, если он поступит здесь в университет, получит студенческую визу и будет очень сильно трудиться, при этом ни на что не отвлекаясь, поскольку потеряться во всём новом очень просто. Кажется, что пять лет - это много, но на самом деле и этого времени может быть недостаточно для достижения такого уровня, чтобы компания была готова проспонсировать тебе визу. При этом индустрия очень тяжёлая, финансово у них всё не очень хорошо. Контракты в сфере визуальных эффектов заключаются на год. Компаниям незачем нанимать людей с визой, подавать документы в иммиграционный сервис, мучаться и ждать год. Хотя у меня есть знакомый, который работал в одной компании, к ним пришёл Майкл Бей, увидел его работы и сказал: «нанять его». Этот человек ему был нужен как концепт-арт-художник, моделлер, и его взяли.

Если же человек не хочет славы, а просто хочет раскрыться как художник, деньги его не особо волнуют, я бы ему посоветовал идти в академию Репина и учиться базе: скульптура, рисунок и всё прочее. 3D-программы можно учить максимум 2-3 месяца, после этого ты уже начинаешь упираться в свои визуальные навыки - насколько хорошо ты лепишь. Потом уже, наработав себе впечатляющее портфолио, можно пробовать через знакомых в Америке устроиться на работу - попросить их порекомендовать тебя в крупную компанию. Тогда, возможно, ещё и получится избежать долгов за образование.

Работа в Америке - наиболее желаемый вариант для современных 3D-художников. Уверен, каждый из них хотел бы поработать в Blizzard и получить этот опыт. Я считаю, к этому нужно стремиться. На самом деле здесь у всех есть хорошие шансы преуспеть.


Работы Романа Лапаева.

Когда я переехал сюда, я понял ценность российского академического образования. Рисуя с натуры в американском университете, я делал это по русской системе. Но то, что мне здесь очень нравится, это то, что ты можешь сам выбирать классы и таким образом составлять себе программу обучения. Я встретил намного больше понимания со стороны преподавателей, чем в России, где тебя против воли заставляют делать многие вещи и потом не могут объяснить зачем. Для индустрии визуальных эффектов первым делом нужно выучить базис: скульптуру, рисунок, краски.

Я провёл очень много времени, лепя из глины. Когда ты учишься моделить, проблема в том, что ты учишь софт, а не формы. Ты учишься быстро работать в этой программе, и это немного обманывает человека. Компьютер позволяет прибегать к огромному множеству быстрых и резких обходных путей. А когда ты работаешь с материалом, у тебя нет пространства для того чтобы смухлевать - работа не получится лучше, чем ты её сделаешь сам. Нужны чистые знания, чистая практика. Я считаю, для того чтобы научиться моделировать, нужно лепить в глине каждый день. Потом, когда ты откроешь программу, у тебя уже всё получится автоматически. Очень много примеров, когда традиционные скульпторы преуспевают в моделинге. Рику Бейкеру уже было под шестьдесят, когда он открыл ZBrush и за неделю научился моделировать лучше, чем 90 % моделлеров. Традиционные знания очень хорошо развивают объёмное виденье так, что ты можешь положить руку за скульптуру, подвинуть её. А экран всё-таки плоский - с ним очень сложно выучить глубину и форму.

Я советую начинающим моделлерам поэкспериментировать, побаловаться со всеми программами и средствами - моделингом, рендерингом, анимацией, и в то же время с рисунком, фотошопом, карандашами, глиной . А когда вы уже решитесь сделать определённый вклад - сконцентрируйтесь и сделайте его за короткое время.

Иван Савенко о низком пороге входа,
выборе конкретного направления работы
и совмещении академического с цифровым

Сейчас технический бэкграунд уже не столь важен, порог входа в профессию крайне низкий. Для того чтобы овладеть базовым инструментарием и начать что-то делать самостоятельно, потребуется около месяца упорной работы. Есть реальные примеры, когда, условно говоря, домохозяйки становились 3D-моделлерами, занимаясь самообразованием в свободное время, разбираясь с программами. Один парень из Азербайджана, большой любитель автомобилей, самостоятельно сделал сумасшедший ролик , который посмотрели более четырех миллионов человек. После такого дебюта он может без проблем найти себе хорошую работу. И таких историй предостаточно для вдохновения.

Я начал изучать 3D-графику около десяти лет назад с одной книгой в руках. Сейчас материалов по теме огромное количество. Откройте render.ru или любой другой отраслевой сайт с кучей уроков, найдите онлайн-курс или самоучитель и просто начните заниматься. Любой человек, который решает погрузиться в 3D-графику, в любом случае начинает с моделинга, но дальше, по мере совершенствования навыков, открывается масса направлений для развития. Одно из самых востребованных направлений - дизайн и визуализация интерьеров. Даже в небольших городах есть студии, которым нужны специалисты в этой области. В архитектурную 3D-визуализацию, как правило, попадают люди с соответствующим образованием, умеющие читать чертежи, знающие пропорции - с ними не нужно тратить время, объясняя, что такое разрез или фасад. Для более творческих людей есть такие сферы, как дизайн персонажей, motion-графика. Игры - отдельный и огромный пласт, который сейчас активно развивается. Там есть своя специфика, и требуется много специалистов. Отталкивайтесь от своих предрасположенностей и навыков. Если у вас есть задатки к рисованию, то обратите внимание на создание персонажей. Получили архитектурное образование - можете попробовать себя в архитектурной визуализации. Направлений - масса, всегда есть куда расти. Узко специализированный профессионал, как и везде, - на вес золота.


Работа студии «Метр в кубе».

«Преимущество 3D-графики - в том, что проблемы создать себе портфолио нет: вы можете сами сделать визуализацию любимого архитектурного проекта или автомобиля, или вымышленного персонажа»

Для того чтобы начать что-то зарабатывать, базовых знаний может быть и достаточно. Но если вы хотите стать профессионалом, нужно уделять много времени изучению света, цвета, композиции, различным художественным приёмам, разбирать чужие работы в галереях, смотреть фотографии, разрабатывать в себе чувство вкуса. Критически важно - хорошо чувствовать пропорции. На освоение всего этого уходят годы.

Можете попробовать найти себе толкового наставника или попасть на стажировку. Если студия или компания увидит в вас потенциал, то, при определенном везении, вас могут взять на бесплатное обучение для дальнейшего трудоустройства. При поступлении на работу обязательное требование ко всем кандидатам только одно - портфолио. Преимущество 3D-графики - в том, что проблемы создать себе портфолио нет: вы можете сами сделать 3D-визуализацию любимого архитектурного проекта или автомобиля, или вымышленного персонажа. Всё зависит только от ваших усилий.

Мне нравится, что архитектурная визуализация находится на стыке двух очень разных профессий: академического, серьёзного архитектурного проектирования и цифровой, совсем новой - компьютерной графики. Слияние технологий и ремесла, технических и творческих профессий даёт поразительные, очень вдохновляющие результаты. Сейчас всё большее распространение получают 3D-принтеры, и это раскрывает моделирование совсем с другой стороны - теперь ты можешь ощутить то, что ты создаёшь. Мы занимаемся виртуальными вещами. Но когда приходишь на объект, визуализацию которого ты делал, когда можешь почувствовать его воплощение (каркас, камень и т. п.) - это очень крутое ощущение.

Сайты знаменитых 3D-художников

Редакция благодарит Александра Новицкого за помощь в создании материала.

Для любого моделлера не секрет, что для того чтобы успешно моделировать объекты, нужно уметь представлять объект в объеме, видеть его изнутри. Хотя и это умение приходит не сразу, с опытом. Я моделирую сейчас зачастую в голове, когда еду с работы домой к примеру, и потом уже дома мне остается лишь воплотить задуманное в жизнь. Многим по началу трудно замоделить даже кружку, но как правило все эти проблемы от желания всего и сразу. Так не бывает, всему нужно учиться. Я хочу рассказать вам, об уникальном пакете, на мой взгляд, и имя ему Blender.
Сразу стоит сказать, что пакет абсолютно бесплатен и с открытым кодом, а это значит, что вам не нужно переживать за лицензию, а значит вы можете в нем моделировать, печатать, и продавать изделия не опасаясь судебных исков и прочих неприятностей. Конечно вы всегда можете перевести какую-нибудь сумму денег на счет разработчиков, тем самым помогая проекту развиваться дальше.
Другой плюс Blender для вас будет в том, что он адаптирован для 3D печати. В нем есть Плагин для теста модели на пригодность к печати, а также импорт в формат STL и OBJ. На самом деле в Блендере (буду писать его так) есть масса плагинов и расширений, позволяющих настроить его более гибко, под себя. Кроме того, единица измерения в нем (несмотря на разные версии и мнения) равна 1 мм, т.е. 1.00000 = 1 мм. Значит, что 0.0010 - это 1 микрон. Фактически, точность печати модели ограничивается возможностями вашего принтера.
Многие меня убеждали в том, что существует масса CAD систем, с которыми Блендер никогда не встанет в один ряд. Возможно они в чем-то правы, да Блендер не умеет работать с чертежами, но и CAD система не сможет построить скульптуру, скажем Венеры, а Блендер может. Вообще в Блендере многие предметы, вазы например, рисуются путем нажатия нескольких кнопок, что по времени занимает меньше минуты. На высоком уровне поддержка Булиновых операций сложения, вычитания, остатка. На высоком уровне работа с текстом.
Вообще Блендер это серьезный пакет, позволяющий делать анимацию, фильмы, дизайн и даже игры.
Освоил я Блендер меньше чем за неделю, это касается конечно лишь в части моделирования, быстро привык к горячим клавишам и теперь очень редко вспоминаю 3Ds max)) Ниже я размещаю для вас ссылки на сам Блендер, а также на курс обучения, по которому учился я. Пройдя этот курс, прочитав Blender Basics вы сможете уверенно работать в Блендере и как следствие печатать свои модели.

http://www.blender.org/ - официальный сайт, где вы можете скачать Блендер под свою ОС.
http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_3-rd_edition - Книга по изучению всех основ Блендера (обязательна к прочтению)
http://www.youtube.com/watch?v=7GCtVM-8naY&list=PLC15BA37A75D1F0D1 - канал на YouTube, где автор рассказывает самые важные вещи и научит вас создавать кружку.
http://www.youtube.com/watch?v=WgW90_8zEK8 - мастер класс от человека моделирующего под печать для ювелирки.
http://www.youtube.com/user/fastaboutblender/playlists - Уроки на YouTube от профессионала, рассказывает все, от настроек пакета до малейших нюансов.

Вы всегда можете поискать в сети что-то еще по Блендеру. Просмотрев эти ролики, прочитав книжку, и конечно же практикуясь, вы будете обречены на успех.

Всем привет. Я знаю, что подобные вопросы довольно часты, но я хотел бы обрисовать именно собственную ситуацию. Кто может ответьте пожалуйста.
Я хотел бы примерно рассчитать, сколько понадобиться времени, чтобы обучиться моделированию. Я в моделировании почти 0, поэтому скажу как я себе это представляю - конкретно требуется:
+ моделирование персонажей со знанием анатомии, пропорций и скелета(если это нужно)
+ средне-реалистичное нанесение рельефа на персонажей,
+ текстурирование гдето средненького уровня реализма,
+ рендеринг нормального уровня(пока точно не знаю в чем вообще его суть, кроме как отрисовки которую впринципе выполняет сама программа),
+ уверенное знание анатомии (лицо, мускулатура, пропорции, скелет и т.д.),
+ приемлемое знание света и тени (для сцены это вроде нужно),
+ анимация только начального уровня,
+ скетчинг только начального уровня,
+ хорошо уметь Zbrush и 3dsMax,
+ приемлемая дорисовка отрендеренного изображения в граф/редакторе (Photoshop знаю, но рисую не сильно),
+ моделирование техники, архитектуры и любых других объектов с правильной структурой, частичной симметричностью, повторяемостью элементов и т.д. на хорошем уровне

Конкретная цель - научиться:
+ моделировать персонажей на среднем реалистичном уровне
+ моделировать технику, архитектуру, предметы на простом реалистичном уровне
+ текстурировать, рендерить, дорисовывать в фотошопе на среднем уровне
+ ознакомиться с анимацией и скетчингом
Сразу скажу, что я в одинаковой степени заинтересован не только в моделировании персонажей, но и в моделировании техники, механизмов, роботов, машин, особенно мне понравится если я добьюсь реализма в текстурах, рельефе, цвете и свете. В меньшей степени мне нравится архитектура... А ее же можно освоить в короткий срок, чтобы сразу подрабатывать на фрилансе?

Вот на каком уровне (по реализму и достоверности) я это представляю:
imgdisk.ru/images/2016/02/02/sam-sun-william-walla...
imgdisk.ru/images/2016/02/02/claudio-saavedra-01.jpg
imgdisk.ru/images/2016/02/02/nate-baerwald-lionsar...
imgdisk.ru/images/2016/02/02/rory-bjorkman-fallout1.jpg
imgdisk.ru/images/2016/02/02/artem-gainullov-05-02.jpg
imgdisk.ru/images/2016/02/02/kai-fan-game-character.jpg
imgdisk.ru/images/2016/02/02/ji-ruan-swim-tec-full...

Возможно я чтото еще упустил? Что-то еще нужно знать?
Учиться буду на недорогом граф.планшете + ноутбук с хорошей видеокартой и дисплеем. Обучению смогу посвящать примерно 5 часов каждый день. Учиться могу быстро, если конечно не попадутся видеоуроки, где препод больше говорит, чем делает. Могу смотреть и читать английские уроки. Немного рисую простым карандашем. Можно ли уложиться в полтора года упорного труда?

  • Вопрос задан более трёх лет назад
  • 12885 просмотров