Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Как эффективно использовать шаблоны в Inkscape. Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape

Как эффективно использовать шаблоны в Inkscape. Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape

При первом запуске программы перед пользователем появляется специальное окно с чистым холстом в центре. Холст - основное место работы пользователя на котором и размещаются различные фигуры, линии, готовые изображения для редактирования и т.д. Выше над холстом представлена горизонтальная панель со стандартными кнопками вроде «создать новый документ»,»сохранить», «открыть готовый документ» и так далее. Под ней расположена горизонтальная панель инструментов на которой имеются специальные кнопки и поля для работы с конкретными объектами или фигурами которые меняются в зависимости от выбранного объекта. Слева от холста можно увидеть вертикальную панель инструментов предназначенную для помещения определенных объектов на холст (прямоугольники, эллипсы, текст и т.д.). Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе рабочее окно программы. В целом интерфейс программы довольно прост для понимания обычного пользователя и при желании уже после нескольких уроков работы в Inkscape даже обычный пользователь сможет создавать если не произведения искусства то очень интересные проекты.

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (здесь и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того, чтобы показать или спрятать их). Колесо прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом. Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе как выглядит эта прекрасная программа.

Изменение масштаба

Простейший способ изменить масштаб - нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колесо мыши с нажатым Ctrl. Как вариант, вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указано в процентах; набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.

Инструменты Inkscape

Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню, находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Параметры инструментов, содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния, что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».

Работа с документами

Для создания нового чистого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий документ SVG, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S), либо «Сохранить как…» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по-прежнему может быть нестабильным в работе, так что запомните важное правило - сохраняться почаще!)

Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).

Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab, для переключения между документами по кругу. Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, это не сработает.

Создание фигур

Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите ее курсор в сторону - вы получите прямоугольник:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет черную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырех инструментов: синий квадрат, коричневый круг, желтая звездочка или спираль). У панели параметров инструментов свой способ изменения фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

Перемещение, изменение размера и вращение

Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор. Выбрать его можно щелчком по черной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щелкните квадрат, изображенный на иллюстрации ниже:

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

    Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

    Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl, вы сохраните пропорции оригинала).

Щелкните по прямоугольнику еще раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

    Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

    Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)

В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.

Изменение формы при помощи клавиш

Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которое нельзя было бы выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.

Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >), и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы, производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана, не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это значит, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядит как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, меняя масштаб.

Схожим образом Alt+> и Alt+< меняют размер на один пиксел, а Alt+> и Alt+< вращают объект на один пиксел.

Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.

Выделение нескольких объектов

Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Еще можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением. (Рамка выделения появляется, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом.) Попрактикуйтесь в выделении на этих трех фигурах:

Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник, что под ними:

Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой - нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

Shift+щелчокна выделенном исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, это равносильно выделению всех объектов документа).

Группировка

Несколько объектов могут быть объединены в группу. При перемещении и трансформации группа ведет себя как обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G. Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколь угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.

Очень удобно, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете его редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

Заливка и обводка

Множество функций Inkscape доступны через диалоги (субменю). Вероятно, самый простой способ заполнить объект каким-либо цветом - это выбрать «Образцы цветов…» из меню «Вид», выбрать объект и его цвет в палитре образцов цвета (изменение цвета заливки или обводки объекта).

Но более мощным способом будет выбрать диалог «Заливка и обводка…» через меню «Объект» (Shift+Ctrl+F). Выберите ту фигуру, что ниже, и откройте диалог «Заливка и обводка…».

Вы увидите, что диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Цвет обводки», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Плоский цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведенной выше фигуры будет нажата кнопка «Плоский цвет».

Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета. Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», где можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).

Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка…» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких, одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усредненный цвет). Поэкспериментируйте на этих примерах:

Используя вкладку «Цвет обводки», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать градиенты для заливки и/или обводки:

При переключении с режима «Плоский цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычаги градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Когда какой-нибудь из вычагов градиента выбран (подсвечен синим), диалог «Заливка и обводка…» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.

Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент Пипетка («Брать усредненные цвета от изображения (F7)»). Просто щелкните этим инструментом в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).

Рисование произвольных линий и кривых Безье

Простейший путь создать произвольную фигуру - нарисовать ее при помощи Карандаша («Рисовать произвольные контуры» в меню слева (F6)):

Если хотите получить более правильные фигуры, используйте Перо (инструмент «Рисовать кривые Безье и прямые линии» в меню слева (Shift+F6)):

При использовании Пера каждый щелчок (короткое нажатие левой кнопки мыши) создает острый узел без возможности управлять изгибом (без узлов управления). Таким образом, серия щелчков создает последовательность из прямых отрезков линии. Щелчок и смещение создаёт гладкий узел Безье с двумя узлами управления, лежащими на одной линии, но направленными в разные стороны. Нажмите Shift при перемещении узла управления, чтобы крутить только один рычаг и зафиксировать другой. Кроме того, Ctrl ограничивает поворот рычагов шагами по 15 градусов. Нажатие Enter заканчивает линию, Esc отменяет ее. Для отмены только последнего сегмента незаконченной линии нажмите Backspace.

В обоих рассмотренных инструментах выбранный контур содержит маленькие квадратики, якоря, на обоих концах контура. Они позволяют продолжить этот контур (рисуя от одного из якорей) или закрыть контур (рисуя от якоря до якоря).

Редактирование контуров

В отличие от фигур, созданных инструментами фигур, Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливик и обводки. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента. Выберите этот контур и включите инструмент редактирования узлов (F2):

Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щелкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединенных с выбранным узлом отрезком прямой линии. Клавиша! обращает выделение узлов в текущем субконтуре (или субконтурах) (т.е. субконтурах с как минимум одним выбранным узлом); Alt+! обращает весь контур.

Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. (Попробуйте подвигать узлы и рычаги узлов у пути что выше.) Ctrl работает обычно ограничителем в движении и повороте. Кнопки стрелок, Tab, [, ], <, > и их модификаторы, все работают так же как и с инструментом выделения, но вместо объектов применяются к узлам. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+щелчок в нужной точке контура.

Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J.

Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги еще и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.

Вы также можете втягивать рычаги в узел при помощи комбинации Ctrl+щелчокна рычаге. Если рычаги у двух соседних узлов втянуты, этот сегмент пути будет отрезком прямой линии. Чтобы вытащить рычаги наружу, нужно нажать Shift и потянуть рычаг в сторону от узла.

Субконтуры и их объединение

Объект контура может состоять из более чем одного субконтура (subpath). Субконтур - это последовательность соединенных друг с другом узлов. (Поэтому если у контура больше одного субконтура, то не все узлы контура соединены друг с другом.) Внизу слева контур состоит из трех субконтуров, такие же три субконтура справа являются независимыми объектами - контурами:

Но контур, состоящий из субконтуров, не является группой объектов. Это один объект, выделяемый как целое. Если выбрать верхний правый объект и включить инструмент правки узлов (F2), узлы отобразятся на всех трех субконтурах. Справа же можно редактировать только один из контуров.

Inkscape может объединять контуры в составной контур (Ctrl+K) и разбить составной контур на отдельные контуры (Shift+Ctrl+K). Опробуйте эти команды на приведенных выше примерах. Поскольку параметры заливки и обводки у объекта индивидуальны, новообъединенный контур берет параметры первого объекта из объединения (нижнего по оси Z).

Когда объединяются перекрывающие друг друга контуры с заливкой, в местах перекрытия заливка исчезает:

Это простейший способ создавать объекты с дырками внутри. Более мощные команды по работе с контурами описаны чуть ниже в разделе «Логические операции».

Несколько слов о векторной графикеInkscape - редактор векторной графики.

В векторной графике изображения создаются с помощью математических законов построения прямых и кривых линий, из которых строится изображение. Запись ведется на языке XML, так что картики эти фактически являются текстовыми файлами.

Так как математические законы построения изображения не зависят от его размеров, появляется возможность масштабировать векторные изображения в огромных пределах без малейшей потери качества.

Векторная графика существует давно, но расцвет ее впереди. С наступлением нового, сенсорного, этапа развития компьютерной техники, первыми представителями которого являются планшетники и коммуникаторы, возникает острая потребность в масштабируемых и небольших по "весу" графических файлах.

Inkscape, будучи свободным редактором с открытыми исходниками, работает со свободным форматом векторных файлов - SVG (масштабируемая векторная графика). В настоящее время почти все гаджеты и веб браузеры поддерживают формат SVG, а с приходом HTML 5 размещение SVG файлов в веб контенте станет не сложнее, чем сейчас размещение растровых графических файлов.

Освоение Inkscape сегодня - это интеллектуальная инвестиция в день завтрашний.

О версиях и релизах программы Inkscape

Когда пишутся эти строки, новейшим релизом программы Inkscape являтся 0.48. Он доступен для Windows и для тех умельцев, которые способны установить его в Linux из исходников. Неостывшей новостью является также релиз 0.47, доступный в Ubuntu. В стабильном на сегодняшний день Debian Lenny установлен Inkscape 0.46.

Не нужно драматизировать это небольшое отставание. Все три перечисленные версии программы практически одинаковы по своему функционалу, добавлено только несколько очень специальных эффектов, да еще появилась новая панель Прилипание , которая скорее мешает, сужая и без того небольшое окно. Ничего революционного в новых релизах нет. Зато есть новые баги (например 0.48 под Vista не слушается некоторых горячих клавиш). Так что спокойно работайте на той версии, которая имеется в вашем распоряжении, при очередном апгрейде вы ничуть не отстанете от жизни.

Строение окна программы Inkscape 0.46

Впервые запустив программу Inkscape, вы увидите перед собой единое окно. Но в рамки этого окна напихано столько, что разбираться можно долго. Рисунок 1 поможет в этом.

Рис. 1. Строение окна программы.

Начнем по порядку номеров:

1. Панель меню как в любой программе, тут все понятно.

2. Панель команд . Все команды этой панели доступны из различных меню. Так что эту панель можно смело убирать, если нужно окно побольше.

3. Панель настройки текущего инструмента . Когда выбран некий инструмент (на рисунке 1 это инструмент Выделения и трансформации объектов (стрелка), то на Панели настройки текущего инструмента появляются его настройки. В конце панели черный треугольничек, означающий, что не все настройки поместились в окне. При нажатии на нем можно просмотреть недостающие настройки.

4. Панель инструментов . Содержит миниатюры 17 инструментов при помощи которых и создается векторная графика. Любой инструмент может быть также вызван нажатием горячих клавиш. Подсказка возникает при наведении указателя мыши. Правый клик на инструменте открывает окно его глобальной настройки.

Панели 2,3 и 4 можно перетаскивать мышью за полоски, которые я на рисунке 1 окрасил в синий цвет.

5. Палитра . Цвет можно перетаскивать мышью с Палитры на объект, изменяя его Заливку . Чтобы изменить цвет Обводки , нужно при перетаскивании удерживать клавишу SHIFT . Текущий цвет некоторых инструментов может быть задан кликом на соответствующем цвете Палитры . В правом конце палитры находится маленький треугольный переключатель (на скриншот он не попал). При нажатии на него открывается меню настройки палитры. Можно настроить внешний вид палитры, и выбрать из множества предустановленных палитр. Если все цвета не умещаются в окне, то под Палитрой возникает полоса прокрутки.

6. Строка состояния . Содержит пять областей:

7. Индикатор Заливки и Обводки выделенного объекта . Когда в окне имеется выделенный объект, Индикатор окрашивается в цвета его заливки и обводки. При левом клике на цвете открывается окно Заливка и Обводка , служащее для настройки этих параметров. При правом клике - выпадает меню с полезными опциями, позволяющими иногда обойтись без открытия окна Заливка и Обводка .

8. Секция информации о слоях . Если слоев немного, то вполне можно обойтись этой секцией, не открывая специальное окно Слои .

9. Секция уведомлений . Выдает полезные сообщения о текущих действиях. Нужно завести привычку бросать взгляд на эту секцию, особенно когда используется незнакомый инструмент или что-то не получается. Если все сообщение не помещается в секции, то при наведении указателя мыши текст появляется полностью.

10. Координаты указателя мыши .

11. Индикатор текущего масштаба . Можно вписывать нужный масштаб от руки и нажимать ENTER , а можно пользоваться стрелочками.

Рабочая область окна программы Inkscape называется Холстом . Сверху и слева холста расположены линейки. При наведении указателя мыши на линейку всплывает подсказка, в каких единицах она проградуирована (по умолчанию - в пикселях). Линейки можно перетаскивать мышью, образуя Направляющие.

В середине холста видна рамка нового Документа . Иногда Документ также называют Страницей . Если линейные размеры документа нужно изменить, то следует пройти в меню Файл -> Свойства Документа .

Рисовать можно в любом месте холста, даже за рамкой документа.

Диалоговые окна

Некоторые меню открывают диалоговые окна, например, Заливка и Обводка, Слои, Трансформации и прочие. В Inkscape 0.46 эти окна по умолчанию прикрепляются к правой "раме" окна программы. Кроме того они могут быть скреплены между собой. Это может быть неудобно, так как сильно сужает размер рабочей области окна. Мышью можно передвигать эти окна и выводить за рамки окна програмы. Чтобы глобально отключить функцию прикрепления диалоговых окон, нужно пройти в меню Файл -> Настроить Inkscape -> Окна -> Поведение диалогов .

Особенности версии 0.48

В новой версии наиболее заметным отличием является дополнительная Панель Прилипания , которая вмонтирована в правую "раму" окна программы (рисунок 2).

Рис. 2. Панель прилипания (показана стрелкой).

В версии 0.46 Прилипание регулировалось настройками в Свойствах Документа .

Ознакомившись со строением и частями рабочего пространства, в следующей главе начнем пользоваться ими. При этом применим метод "погружения", то есть сразу приступим к созданию векторных изображений.

Inkscape - это очень популярный векторный графический редактор с открытым исходным кодом, который может работать как в операционной системе Linux, так и в Windows и MacOS. Отличие векторного графического редактора от растрового в том, что рисование выполняется не с помощью пикселей, а с помощью различных фигур и формул. Это дает определенные преимущества, например, изображение можно масштабировать без потери качества.

В этой статье мы рассмотрим как пользоваться Inkscape для рисования и обработки изображений. Поговорим про установку самой программы и использование фигур.

Это достаточно популярная программа, поэтому вы можете очень просто ее установить. В дистрибутивах Linux, векторный редактор Inkscape доступен из официальных репозиториев, например, для установки в Ubuntu необходимо выполнить команду:

sudo apt install inkscape

Для установки в системах Red Hat и CentOS выполните:

sudo yum install inkscape

Если вы хотите установить программу в Windows, то установочный файл можно скачать на официальном сайте. Кроме версии для Linux, Windows и MacOS, можно скачать исходный код и собрать программу самому. Когда установка будет завершена, вы можете найти программу в главном меню:

Как пользоваться Inkscape?

Теперь рассмотрим более подробно как пользоваться утилитой. Но начать необходимо с разбора интерфейса утилиты.

1. Интерфейс программы

Сразу после запуска программы вы увидите такое главное окно:

Интерфейс программы достаточно прост и выглядит намного понятнее, чем в том же Gimp. Его можно условно разделить на несколько областей:

  • Меню - находится в самом верху окна, с помощью него вы можете выбирать различные опции и параметры работы программы;
  • Панель инструментов - находится сразу под меню, здесь расположены часто используемые инструменты, к которым нужно иметь возможность легко получить доступ;
  • Инструменты рисования - панель с инструментами рисования находится в левой части окна и расположена вертикально;
  • Рабочая область - холст для рисования, расположенный в центре окна;
  • Инструменты действий - панель инструментов действий находится справа от рабочей области;
  • Нижняя панель и палитра - в самом низу окна расположена панель с несколькими инструментами для настройки параметров фигур и палитрой цветов.

Вам также часто придется использовать различные горячие клавиши для навигации по документу и выбора некоторых функций. Вот основные из них:

  • Ctrl+стрелка - для перемещения по листу. Также перемещаться можно с помощью колесика мышки по вертикали и с зажатой кнопкой Shift по горизонтали;
  • Клавиши + и - используются для масштабирования документа;
  • Ctrl+Z и Ctrl+Shift+Z используется для отмены и повтора последних действий соответственно;
  • Shift - выделить несколько фигур.

Черный прямоугольник в центре вашего холста - это область для рисования, вы можете изменить ее размер через меню "Файл" -> "Свойства документа" .

2. Создание фигур

Как я уже сказал все действия по рисованию изображения выполняются с помощью различных фигур. Выберите одну из доступных фигур на панели слева и кликните по области рабочего пространства, где необходимо вставить фигуру. Чтобы изменить ее размер потяните в указатель мыши в нужную сторону.

Каждая фигура имеет два параметра, которые влияют на ее оформление. Это заливка и обводка. Заливка определяет основной цвет фигуры, а обводка - цвет контура. Обводка и заливка настраиваются в окне, которое можно отрыть на панели инструментов:

На палитре Inkscape вы можете выбрать общий цвет для фигуры, а в окне настройки заливки отдельно цвет для заливки и обводки. Кроме однородного цвета можно использовать градинеты.

3. Группировка объектов

Для удобства перемещения и применения объектов векторный редактор Inkscape поддерживает объединение их в группы. Для этого отметьте несколько объектов с помощью кнопки Shift и в меню "Объект" выберите "Сгруппировать" . Теперь все выбранные объекты находятся в одной группе, вы можете их перемещать и применять операции ко всем ним сразу. Также для группировки можно использовать сочетание клавиш Ctrl+G.

Для расгруппировки используйте пункт разгруппировать. Или нажмите несколько раз клавишу Ctrl+U . В вопросе как пользоваться Inkscape более важна работа с формами и цветами фигур, рассмотрим это подробнее.

4. Действия над фигурами

Чтобы перемещать фигуру нужно использовать инструмент "Стрелка" . Также, когда активирован инструмент фигуры, например, "Прямоугольник" , вы можете изменить ее размер, углы и очертания с помощью белых квадратиков. Просто перетаскивайте их в нужную сторону.

С помощью инструмента "Стрелка" можно не только менять размер, но и переключать передний и задний план, отражать объекты и тонко настраивать их координаты. Обратите внимание, что когда вы меняете инструмент рисования, меняется панель инструментов, на ней отображаются возможности этого инструмента:

Инструмент "Редактировать углы" позволяет различным образом изменить углы и очертания объекта:

Инструмент "Корректировать объекты раскрашиванием или лепкой" позволяет изменить цвет и очертания объектов, например, вы можете сделать их вогнутыми, перемещать в различных направлениях, уменьшать и увеличивать, вращать и даже дублировать объекты. Для применения действий необходимо чтобы объект был выделен.

Инструмент "Измеритель" позволяет изменять длины и углы различных геометрических объектов:

5. Фильтры

С помощью фильтров можно применить различные эффекты к объектам. Все доступные эффекты рассортированы по категориям и доступны из меню "Фильтры" . Среди эффектов есть различные текстуры, изменение дизайна, и многое другое:

6. Сохранение результата

Поскольку в этой статье мы ставим перед собой задачу рассказать об Inkscape для начинающих, разберем как сохранить изображение. Поскольку это векторные изображения, здесь будет использоваться специальный формат - svg. Чтобы сохранить готовое изображение откройте меню "Файл" и выберите "Сохранить" , затем выберите расположение файла:

Основные функции

  • различные методы обработки текста (рендеринг, вставка в контур, правка и т. д.);
  • инструменты для рисования (градиент, эллипс, звезда, спираль и др.);
  • ыполнение разнообразных операций с контурами;
  • векторизатор растровых изображений;
  • работа с клонами объектов;
  • коллективное рисование;
  • сохранение/открытие файлов в сжатом виде;
  • импорт/экспорт многочисленных графических форматов;
  • набор макросов для создания графики.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • бесплатное распространение;
  • набор многочисленных полезных инструментов для работы с графикой;
  • наличие индивидуального движка рендеринга;
  • создание графических элементов для высококачественной печати.

Недостатки:

  • замедление работы процессора вследствие высокой ресурсоемкости;
  • отсутствие функции экспорта в формат SWF;
  • периодические ошибки при импорте файлов.

GIMP - бесплатный редактор графики . Отличается огромным набором эффектов и рабочих инструментов. Умеет обрабатывать GIF-анимации и работать со слоями. Поддерживает пакетную обработку файлов.

Pixia - бесплатный графический редактор . Работает практически со всеми форматами изображений, имеет большой набор эффектов, базовых инструментов для обработки, множество дополнительных опций. В нем можно подключать фильтры Photoshop к собственной библиотеке.

CorelDRAW. Платная графическая программа для создания и обработки векторных изображений, а также их экспорта в любой удобный формат. В ней можно создавать анимированные изображения GIF, рисовать векторную графику для проектирования домов, печатать готовые проекты.

Как пользоваться

Интерфейс программы состоит из левой панели с основными инструментами для рисования и обработки объектов и с верхней панели, содержащей подэлементы для каждого инструмента. В нижней строке выводятся полезные подсказки.

Интерфейс

Для того чтобы создать новый документ, откройте меню «Файл», пункт «Создать» или используйте сочетание клавиш «Ctrl+O». Для сохранения проекта предназначена комбинация «Ctrl+S». Переключать рабочие окна можно с помощью клавиш «Ctrl+Tab».

Если вы хотите изменить параметры страницы (редактировать размеры холста, ориентацию, фон и т. д.), нажмите «Shift+Ctrl+D» и перед вами появится такое окно:

Параметры страницы

Для создания фигур используйте соответствующие инструменты. Чтобы точно настроить их параметры, применяйте поля ввода на верхней панели:

Создание фигур

Для выделения объекта пользуйтесь специальным инструментом – селектором. Щелкните мышкой по верхней кнопке, а затем по объекту. После этого вокруг него появится несколько инверсных стрелок. С их помощью можно перетаскивать объект, поворачивать, изменять его размер и т. д.

Перетаскивание

Inkscape – программный продукт, в котором есть все необходимые инструменты и функции, позволяющие полноценно работать с векторной графикой.