Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Использование современных гаджетов в образовательном процессе. Гаджеты в школе: зло или средство обучения. Опутанные всемирной паутиной

Использование современных гаджетов в образовательном процессе. Гаджеты в школе: зло или средство обучения. Опутанные всемирной паутиной

Просмотр содержимого документа
«Влияние современных гаджетов в образовательном процессе»

Влияние современных гаджетов в образовательном процессе

Оксана Александровна Шумская

учитель английского языка, МОУ « СОШ №1»,

309996, РФ, г. Валуйки Белгородской области, ул. Толстого , д .10

The influence of modern gadgets in the educational process

Oksana Shumskaya
the teacher of English language, MOU «SOSH №1»,
309996, Russia, Valuiki, Belgorod region, ul. Tolstogo, 10

People in contemporary world can hardly imagine their lives withoutmodern gadgets. Different people appreciate new inventions differently. In spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life. Gadgets make people`s lives easier.

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без современных гаджетов. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более значительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью. Новые устройства делают нашу жизнь легче.

Ключевые слова: гаджет, недостатки, новые изобретения, делают нашу жизнь легче, экономить время, достоинства.

Keywords: a gadget, drawback, new inventions, make people`s lives easier save people`s time, benefits.

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям, накопленным предшествующими поколениями. В течение многих веков люди учились и развивались. Новые технологии не могли не затронуть сферы образования. В России, сравнительно недавно, стали доступны современные технологии широкому классу населения, поэтому темпы продаж гаджетов с каждым годом всё увеличиваются.

Гаджетом является небольшим устройством, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Цифровые фотоаппараты, коммуникаторы, планшетные компьютеры, мобильные телефоны, GPS-навигаторы, MP3-плееры, флешки - это самые привычные гаджеты для нас.

Слово гаджет с английского переводится, как "портативное техническое приспособление, обладающее определенной функциональностью в какой-либо области". В современном мире люди активно пользуются гаджетами. Высокие технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и без них трудно уже представить свою жизнь.

Гаджеты в школе – это особая тема для обсуждения и она приводит к горячим спорам как в родительской среде, так и в педагогической. Использование гаджетов имеет ряд преимуществ, но ряд недостатков.Для одних использование гаджета - это показатель того, что они учатся лучше, а для других – это совершенно противоположный процесс.

С одной стороны, все эти средства – это дань моде и этот вопрос более актуален в подростковом возрасте, когда ученик стремится занять свое место под солнцем, поэтому навороченный гаджет повышает его в глазах других. К сожалению, моде на высокотехнологичные гаджеты подвластны как дети, так и взрослые люди. С другой стороны, гаджеты развивают логическое мышление и мелкую моторику, тренируется слуховое и зрительное восприятие того, что происходит на экране, у ребенка сосредотачивается внимание.

Многие современные школьники становятся интернет зависимыми. У них появляется потеря интереса к жизни и возникают проблемы с общением в реальной жизни. Часто интернет становится тем местом, где школьник может быть тем, кем хочет, а не тем, кем его видят. Беспокоиться надо начинать, если вы замечаете, что ребёнок не ходит гулять с друзьями, мало общается с семьей и почти не разговаривает по телефону. Но, если круг интересов школьника не сужен до одного только интернета, то и о зависимости говорить рано.[ 2]

А как обстоит дело со здоровьем, если ребёнок не расстаётся со своим гаджетом? Многие родители конечно же наслышаны о вреде здоровью, в том числе и гаджетами. Но какую в действительности угрозу они несут? Первая проблема – это развитие близорукости, вторая – появляется синдром сухого глаза, когда слезная пленка истончается и глаза краснеют. Кроме того, у детей, которые увлекаются компьютерными играми, повышается возбудимость. От любой техники исходит излучение и это может стать причиной серьёзных заболеваний. Поэтому длительное сидение за компьютером и долгая работа с другими гаджетами вредна как ребенку, так и взрослому.

Порой страшно становится за подрастающее поколение, когда видишь на улице компанию детей, где каждый уткнулся в свой телефон. Но если ребёнок будет только прыгать и бегать, он вырастит необразованным. Поэтому родители должны найти баланс в обращении ребенка с техникой. Главное и это касается любого другого вопроса, должна соблюдаться золотая середина и правильный подход. Каждый из родителей, должен выбрать сам, как воспитывать своего ребенка и когда разрешить ему пользоваться гаджетом.

Гаджет открывает широкие возможности для использования очень полезных для развития и учёбы приложений. Это и электронные книги, которые можно использовать и дома, и на уроке. На многих современных мобильных телефонах и смартфонах школьники смогут не только делать видео и фотографии, но и обрабатывать их. Есть приложения, в которых можно рисовать или сочинять музыку, можно установить игры и приложения, которые развивают логическое и пространственное мышление, память и внимание.

В интервью Figaro Madame один из авторов исследования Академии наук Оливье Удэ сказал:
"Цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и классификации информации. Отсюда возникает риск формирования поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное, глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировало у нас книжная культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут творить чудеса."

Мир не стоит на месте. Не стоит забывать, что специальности в сфере информационных технологий не только самые востребованные, но и самые высокооплачиваемые. Возможно, увлечение гаджетами и компьютерами станет не только времяпрепровождением, но и перерастет в будущую профессию. Так зачем ограждать ребенка от технического прогресса? Надо просто научить ребёнка использовать гаджеты правильно и для него откроется новый мир, мир, в котором ему жить.

Список литературы:

1.Протопопова С. В., Макаренко Т. А. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 264–267. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

2. Katz J.E., Rice R.E. Социальные последствия использования Интернета: доступ, участие и взаимодействие. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002.

3. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.

1. Protopopova SV, Makarenko TA Analysis of the use of gadgets by students in the educational process // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2017. - V. 32. - P. 264-267. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

2. Katz J.E., Rice R.E. Social consequences of Internet use: access, involvement, and interaction. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2002

3. The War of Mobile Phones: news about children // Zdorove..2005.- №4.-С.78.

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов выступил с инициативой запретить школьникам пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет в стенах учебного заведения. По его мнению, гаджеты мешают учебному процессу.

Министерство образования и науки РФ его предложение не поддержало, ведь интернет сейчас стал неотъемлемой частью школьного образования. Более того, ведомство развивает это направление. Например, с начала этого года стали доступны электронные учебники, пользоваться которыми может любой школьник со своего мобильного устройства.

В скандинавских странах и Великобритании детям разрешают пользоваться смартфонами лишь в крайних случаях. Впрочем, это ни в каких законах или указах не прописано, об официальном запрете там только задумываются. В некоторых штатах США применение гаджетов на уроках даже поощряется, в других - запрещено. Удивительно, но в самой высокотехнологичной стране мира - Японии - проносить включенную электронику на урок запрещено. Если учитель увидит, как школьник держит в руках смартфон или услышит сигнал, он отберет устройство, и вернуть его можно будет только с родителями. И домашнюю работу там делают исключительно в письменном виде.

Что думают по поводу инициативы запрета гаджетов в Коми?

Алексей Рогачев, учитель истории и обществоведения физико-математического лицея-интерната:

Запрещать гаджеты нельзя, потому что они уже неотъемлемая часть современной жизни. Если проблема в том, что ученики пользуются интернетом на уроках, то можно поставить специальные глушилки. Если проблема в том, что ученики играют на уроках, то в данном случае нет разницы между гаджетами и старыми играми на листочках в морской бой, например. Дело в преподавателе и дисциплине. Плюсы вполне очевидны. Гаджеты можно использовать в учебе. Например, я иногда прошу детей уточнить информацию по уроку в интернете или посмотреть портрет царя или исторического деятеля, пока я показываю на компьютере карты.

Это не проблема школы, а проблема родителей. Мобильный интернет школа контролировать не может. Тем более, что подавляющее число телефонов - это смартфоны с возможностью выхода в интернет. Тогда надо лишать детей телефонов. А это уже другой вопрос, связанный с безопасностью. Что касается школьного интернета, он, конечно же, должен фильтроваться.

Любовь Филиппова, студентка Института гуманитарных наук СГУ:

Считаю, что именно на уроках (во время учебного процесса) использовать гаджеты не нужно. В этом нет необходимости: на уроках есть тетрадь, учебники, дополнительные материалы. Но и отказываться от гаджетов не стоит: с их помощью зачастую легче подготовить домашнее задание (те же самые презентации), да и у детей явно растёт интерес к учебе. К примеру, мой младший брат не хотел писать домашнее сочинение, но когда появилась альтернатива - напечатать его, а не написать от руки - он с радостью выполнил задание. Да, детей привлекает все, что связано с гаджетами, и этот их интерес можно направить в правильное русло.

Мой ответ - да, дома детям стоит пользоваться гаджетами. Но нет, в школе этого делать не нужно, чтобы ребёнка не отвлекали посторонние развлечения и информация, которые есть а телефонах и планшетах.

Думаю, что просто не нужно разрешать свободное использование гаджетов на уроках (захотел - достал). Все должно быть в рамках разумного. Зачитать доклад, показать презентацию - это да.

Я сейчас, например, учусь в вузе и понимаю, что без планшета на парах было бы тяжко. Все время нужно находить новую информацию, приносить какие-то материалы. Поэтому гаджеты всегда под рукой. Школа - немного другое, дети не всегда понимают, что использовать свои телефоны и планшеты нужно лишь в учебных целях. Поэтому и должны быть ограничения, контроль учителя.

Валентина Трошева, завуч школы №1:

Гаджеты - это часть современного информационного пространства. Я считаю, что нельзя полностью их запрещать. Например, у нас в школе нет электронных учебников, и ученики прям о на уроке (если нет книги с текстом на литературе) быстро находят нужный текст. А вот на проверочных и контрольных я бы ограничила наличие гаджетов, это легко сделать: достаточно просто попросить учеников оставить эти предметы на учительском столе.

Ольга Медведева, педагог физико-математического лицея-интерната :

Рассматривать сегодня, в век высоких информационных технологий, вопрос об использовании личных средств связи с выходом в интернет столь категорично - по типу "казнить нельзя помиловать" - нельзя.

Господин Астахов рассматривает гаджеты как средство доступа в интернет, а, следовательно, и все неприятные информационные материалы, которые оттуда идут.

Я бы рассматривала личные средства связи с одной стороны, как возможность родителям всегда иметь доступ к общению с ребенком (и совершено понятно по каким причинам). С другой стороны – возможность получать информацию без вреда для физического здоровья: уж лучше один планшет, чем пять-шесть "бумажных" учебников.

Сложнее всего, на мой взгляд, здесь другая сторона медали: вред "личных средств связи с доступом в интернет" для духовного развития, психологического здоровья, развития социальных навыков, коммуникабельности. Дети и подростки сидят в социальных сетях бесконечно, на уроках нередко можно видеть их "онлайн".

Если говорить о доступе к информации, то грустная ситуация складывается в связи с изучением произведений художественной литературы. Знакомиться с произведением по краткому изложению, в пересказе (часто именно это ищут в интернете к урокам литературы) - то же самое, что слушать музыку не в зрительном зале, а по телевизору, ну, или полистав нотную тетрадь. Читая произведение, ты наслаждаешься языком, словом, мыслью, образами. Работает воображение, сопереживаешь героям. Что дает, например, краткое изложение произведений Пришвина? "Сел мужик на пенек, увидел травку, птичку и небо…" Как-то так представляется. И где здесь любовь к природе, восхищение красотой, неповторимостью цветов и звуков, красок?! Любовь к Родине разве в кратком изложении формируют? Как душа ребенка будет развиваться? А уметь действовать быстро в какой-то непредвиденной ситуации? Ответы на все есть в интернете. Только они далеко не всегда правильные. Да и правильные если и есть, то когда их искать, если проблему решать надо срочно.

О влиянии на зрение – отдельный разговор. А если экран дорогого гаджета разбит от неоднократного падения, то проблема многократно увеличивается.

Самый верный вариант в этом случае – в каждом конкретном учебном заведении самостоятельно решать этот вопрос. С родителями и детьми. Договариваясь.

Дмитрий Шатохин, депутат Государственного Совета РК:

Я поддержал инициативу запретить гаджеты на совещании по увеличению уровня преступности в подростковой среде в нашем регионе за последние годы. Я считаю, причина тому, в том числе, - расслоение населения по имущественному принципу и потребительские ценности, которые сейчас прививаются в обществе. Отсюда ряд подростков, которые не могут купить себе планшеты и смартфоны, видя их у других, зарабатывают себе на этом фоне невроз. А что хуже - выливают свою злость на других в виде правонарушений либо просто отбирают эти гаджеты (количество грабежей в дневное время со стороны молодежи за год увеличилось вдвое). Или пытаются заработать деньги незаконным путем для приобретения гаджетов. Поэтому пусть школа будет свободна от культа вещей, первые ласточки уже есть - это введение унифицированной школьной формы. Теперь нет расслоения, приходит ребенок в дорогой одежде или нет. Надо идти дальше и ввести запрет на внос гаджетов в школу. Это мнение не только мое как депутата, но и как папы. Вижу по своему сыну, какими ценностями наполнена сегодняшняя ALma Mater.

Каждый родитель задумывался над вопросом: какой планшет выбрать для ребёнка. Но не все спрашивают себя, с какого возраста можно начинать им пользоваться. Приобщение детей к смартфону или планшету в наше время естественно, но должно быть рациональным и дозированным. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой - средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений.

Почему планшеты так привлекают детей?

Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают малыша и стимулируют познавательную активность. Мышление в период дошкольного детства является наглядно-практическим и только потом переходит к наглядно-образному.

В каком возрасте начинать ими пользоваться?

Начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Это не страшно, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми. Прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил.

Ни в коем случае нельзя совать гаджет ребенку для того, чтобы он не мешал. Нерегулируемое пользование гаджетами наносит вред. Ребёнок на подсознательном уровне будет ощущать собственную ненужность для родителей. И тогда планшет ему их заменит.

Это самый опасный сценарий, который вырабатывает у ребёнка зависимость.

Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним!

Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.

Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств.

Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.

Почему важно не запрещать, а объяснять?

Мне понравился случай, который я недавно наблюдала в самолете. Отец рассказывал сыновьям, двойняшкам лет десяти, о правильном использовании смартфона и его альтернативах. Мальчики сказали, что они будут лететь в самолёте и играть в игры.

Отец им ответил, что, во-первых, нельзя на взлёте включать электронное оборудование, а во-вторых, лучше бы им почитать книжку. Чтение лучше развивает интеллект, поскольку задействует другие мозговые структуры, развитие которых потом более позитивно скажется на учёбе. Так отец попытался объяснить детям, что мыслительные процессы, которые активизируются при чтении книги, в данный момент приоритетнее, чем игра на планшете.

Я впервые услышала, чтобы родители объясняли ребёнку, что при чтении мозг выполняет совершенно другие операции, отличные от тех, которые он совершает во время игр.

Это было вполне доступное объяснение. И дети ему вняли. Тут нужно добавить, что чтение книги - несомненно полезное занятие, но и некоторые интерактивные образовательные программы, разработанные с учебными, развивающими целями и осваиваемые только с помощью техники, также позитивно влияют на ребёнка.

Если родители всё время разговаривают с детьми и стараются объяснять свои поступки, то к их мнению прислушиваются. В дальнейшем дети в ситуации выбора сами спрашивают: почему так лучше, почему выгоднее или выигрышнее поступить именно так?

К чему приводит полный запрет гаджетов для ребёнка?

Чем больше запрещаем, тем больше хочется. Разумное объяснение и внятный ответ на вопрос «почему нельзя?» являются лучшими средствами в борьбе с запретами. Многие родители вообще не задумываются над тем, что ребёнка необходимо побуждать самостоятельно отвечать на вопрос «почему нельзя?». Родители часто действуют по принципу «Нельзя. И точка!». А толкового объяснения дети не получают.

«Почему нельзя? Другому можно, а мне нет...»

Родители должны уметь находить такие слова, которые бы действительно запали ребёнку в душу и отложились в памяти. Ребёнок в процессе объяснения поймёт, что родитель не просто так запрещает, а беспокоится о его развитии, желает ему блага в дальнейшей жизни.

Сотрудничество с ребёнком - наиболее эффективный способ управления его поведением.

Самый действенный метод - когда родители просят ребёнка у самого себя спросить, почему ему что-то запрещают. «Как бы ты сам ответил на этот вопрос?» Это и есть искусство разговаривать с ребенком. Так возникает беседа. Если ребенок чувствует неравнодушное отношение к себе, на подсознательном уровне он делает вывод: «Обо мне заботятся, меня любят, я нужен своим родителям, им интересно со мной».

Сколько времени ребёнок может проводить с планшетом?

К сожалению, существует не так много исследований, которые бы показали точный процент положительного и отрицательного влияния электронных устройств на развитие и здоровье детей разных возрастов. Планшеты используются ежедневно во всём мире и, если бы они были действительно опасны, их бы давно запретили.

Если обратиться к самым строгим российским санитарно-эпидемиологическим нормам, которые прописаны для дошкольных образовательных организаций, то в них статьи по использованию электронных продуктов для самых маленьких нет. Но мы знаем, что уже в детских садах педагоги используют компьютер, интерактивную доску, мультимедиа-проектор.

Будем надеяться, что в следующей редакции СанПиНов для дошкольников такие нормы всё же появятся.

Что касается начальной школы, то в СанПиНах 2010 года указано, сколько времени ребенок может взаимодействовать с электронными продуктами. Ответ - не более 15-20 минут непрерывно. А вот сколько раз за урок можно пользоваться этими предметами с перерывом - на усмотрение преподавателя. Поэтому главный совет - делать регулярные перерывы и следить за усталостью ребёнка.

Какая польза от планшетов и смартфонов?

Гаджеты полезны, если «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.

Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.

Однако нужно учитывать, что высокая подвижность и сменяемость событий иногда может оказывать и негативное влияние.

Например - раздражать, вызывать негативные эмоции, пробуждать страхи. Психика детей ещё не окрепла, поэтому мы всегда говорим о дозированности использования устройств. Осторожно нужно давать планшеты детям с особенностями развития: детям с синдромом гиперактивности, детям с ослабленным здоровьем, которые склонны быстро утомляться.

Замечу, что гаджеты не всегда способствуют развитию системного мышления у детей. Быстрое перескакивание с кнопки на кнопку, переключение с одного фрагмента на другой формирует так называемое фрагментарное или «кнопочное мышление» - его ещё называют дискретным. Но, когда речь заходит о взаимодействии с образовательными продуктами, тут, наоборот, без системного мышления не обойтись.

Как платформа Учи.ру развивает мышление ребёнка?

Интерактивные курсы «Учи.ру» выстраиваются по учебной программе, которая относится к Федеральному образовательному государственному стандарту. В ней заложен плавный переход от образного к абстрактно-логическому мышлению.

Сначала ребёнок учится математическим действиям на предметах, которые окружают его в жизни. Затем вместо предметов используются предметы-заменители - кубики, шарики, бусины. Всё это помогает наглядно представить математическую ситуацию или математическую задачу. На более высоком уровне абстракции появляются знаки, символы, которые воплощаются в цифрах, формулах, графиках, диаграммах, схемах и чертежах.

Когда ребёнок обозначил, например, четыре шарика цифрой 4 - это первый переход к абстракции.

Помните, как у Мальвины и Буратино? Мальвина ему говорит: «Представьте, что некто дал вам два яблока». А Буратино отвечает: «А мне никто два яблока не давал!». Это пример конкретного мышления. Буратино ещё не способен представить ситуацию мысленно. Первоклассники тоже с трудом это делают. Поэтому сначала их учат считать на конфетах и яблоках, потом на кубиках, счетных палочках. И только потом знакомят с цифрами, математическим выражением и знаками сравнения.

По исследованию психологов, переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому начинается около 6-7 лет, в то время, когда ребенок приходит в школу. Это наиболее комфортное время для знакомства с обучающими программами и интерактивной платформой «Учи.ру».

Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.

В современном мире компьютерные технологии развиваются очень быстро, портативные устройства и всевозможные гаджеты в виде смартфонов, планшетов и других устройств активно входят в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Сейчас практически каждый ребенок имеет сотовый телефон и свободно владеет компьютером. В настоящее время эффективный образовательный процесс очень затруднителен без использования информационных ресурсов, а доступ к компьютерным технологиям значительно облегчает усвоение изучаемого материала, вызывает большую заинтересованность предметом у учеников и сокращает затраты сил и времени у учителя.

В данной работе я рассматриваю самый доступный большинству и учителей и учеников вид информационных технологий, который не требует наличие в классах дополнительного оборудования и имеется в том или ином виде практически у каждого, это портативные электронные устройства, такие как всевозможные смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д. В данных устройствах имеется огромное количество функций и всевозможных мобильных приложений, которые значительно облегчают ведение урока.

Итак, рассмотрим, как же нам может помочь обычный гаджет в виде смартфона или планшета на уроке музыки. В качестве примера я использовала смартфон на операционной системе Android. Начнем со стандартных функций и приложений, имеющихся в телефоне и не требующих дополнительной установки.

Практически каждый современный телефон имеет фотокамеру с возможностью записи видео. Иметь при себе карманную видеокамеру, пусть даже и любительского качества, это огромный плюс, о котором еще не так давно можно было только мечтать. Это возможность записать игру ученика перед важным выступлением или экзаменом, даже просто во время изучения музыкального произведения, ученик может увидеть и услышать себя со стороны. Прямо во время урока ученик сам имеет возможность при просмотре записи своей игры оценить ее качество, услышать все недочеты, которые он может не замечать во время исполнения произведения, проконтролировать красиво ли он стоит (или сидит), правильность постановки корпуса, рук, осанку и прочее. Похожие функции может выполнять диктофон, также имеющийся в большинстве телефонов, в данном случае ребенок сможет себя только услышать, что тоже во многих случаях очень помогает исправить большинство ошибок и улучшить самоконтроль ученика.

Еще одно замечательное достоинство современных гаджетов это возможность выхода в интернет. Прямо во время урока, учитель имеет возможность найти и показать ученику любую видео или аудио запись изучаемого произведения, найти интересующую информацию о музыкальном материале, композиторах, исполнителях и многих других интересных и познавательных вещах. Что делает урок более продуктивным, красочным и запоминающимся.

Также существует множество полезных приложений, которые отдельно устанавливаются на телефон/планшет и очень облегчают ведение урока. Далее я приведу краткий обзор используемых мною приложений, установленных с Play Маркета для операционной системы Android (такие же приложения существуют на различных операционных системах). Хочу отметить, что здесь рассматриваются только бесплатные приложения, не требующие дополнительных затрат, которые доступны абсолютно всем, как взрослым, так и детям.

Начну с простого, но полезного приложения «My Piano». В основном приложение полезно при отсутствии рядом фортепиано, например для построения интервалов, или проверки слуха при определении звуковысотности.

Приложение «Музыкальные термины». Большое достоинство данного приложения заключается в том, что огромное множество терминов находится сразу в телефоне. Для того чтобы найти перевод нужного термина не обязательно бежать за музыкальным словариком и перелистывать множество листов бумаги, достаточно просто ввести интересующее нас слово в поисковик приложения, и подробный перевод с кратким описанием и даже исторической справкой будет готов.

Приложение «Абсолютный слух». Приложение более рассчитано на учеников, но иногда в рамках урока или просто для того, чтобы освежить свои знания может быть полезно и для учителей. Включает в себя упражнения, направленные на улучшение навыков, необходимых любому музыканту, такие как диктанты, упражнения на слух, работу с интервалами, гаммами и аккордами, упражнения на ритм, статьи по теории и многое другое.

«Тюнер» или «Камертон». Данное приложение помогает настроить инструмент, очень полезно для преподавателей ансамбля, оркестра, любых духовых и струнных инструментов.

Одно из самых моих любимых и часто используемых приложений это «Мобильный метроном». Его несомненное преимущество перед оригинальным устройством является возможность регулировать громкость, менять звук самого метронома, настраивать любой ритм, выделять сильные или слабые доли, также в нем имеются все темпы от Lento assai до Prestissimo, что сильно облегчает работу над произведением.

Все вышеперечисленные мобильные приложения имеют множество аналогичных разновидностей на любой вкус и цвет, что позволяет удовлетворить потребности большинства пользователей.

На мой взгляд, самое большое преимущество всех мобильных приложений, это наличие их всех на одном устройстве.

Еще каких-то 10-15 лет назад, чтобы найти и послушать нужную запись, посмотреть полезное видео или найти ту или иную информацию, приходилось обходить кучу фонотек, библиотек, музыкальных и книжных магазинов, переписывать нужные записи на CD-диски у знакомых, и то все эти действия не давали гарантии нахождения конкретного материала. Приходилось носить с собой множество громоздких приспособлений, таких как метроном, тюнер, плеер, словари, книги и многое другое, можно перечислять до бесконечности. Сейчас все это можно поместить на одно устройство и использовать в любое удобное время, что значительно облегчает нашу жизнь.

Для измерений

В компании Variable рассчитывают, что приложение Node скоро найдёт своё место в каждой квартире, классе и офисе. С его помощью можно измерять явления и предметы в любых науках: от археологии до дизайна. Работает Node в нескольких режимах. Базовый предполагает обыденные измерения, необходимые в физике, в климатическом режиме можно узнать скорость ветра или влажность воздуха, а режим «терма» позволяет узнать температуру предмета, даже не касаясь его. Если просто навести Node на предмет, программа подскажет код цвета в RGB, CMYK или Lab.

История Node началась на Kickstarter в 2012 году - американскому предпринимателю Джорджу Ю удалось собрать $76 350 при цели в $50 000.

Для мониторинга окружающей среды

Единственный гаджет в подборке, созданный российскими создателями - Вадиком Мармеладовым и Сергеем Филипповым. «Лапка» присоединяется к iPhone и умеет измерять температуру, влажность и уровень радиации, показывать, сколько химических добавок в любом предмете или веществе. Это устройство создано для мониторинга окружающей среды, поэтому в конце дня вся информация, собранная сенсором, через инфографику показывает, насколько экологически безопасным был день.

По признанию самих основателей, всё, что cоздаёт «Лапка», можно было использовать и до неё, но в этом случае упор делается на форму. Не нужно внедрять процессоры, мониторы или батареи в каждый сенсор, потому что всё есть в телефоне. «Лапка» позволяет получать информацию удобнее и приятнее.

Для сканирования учебников

В Гонконге придумали мышь, которая помогает быстро оцифровать учебники, документы и изображения. Любой текст или фото мгновенно появляются на экране. Сканер поддерживает распознавание 64 языков. После сканирования документ можно отредактировать: сделать ближе, дальше, установить нужную яркость и контрастность. Не забыли и социальную часть: документами и учебниками теперь можно делиться в Facebook.

Химическая лаборатория

Ещё один предмет, подаренный нам Kickstarter. C его помощью можно создать собственную химическую лабораторию. В устройстве находятся 20 сенсоров, которые помогут понять, какой газ выделился во время химической реакции, подобрать значения RGB или измерить артериальное давление, если во время эксперимента вдруг почувствовали сбой. Благодаря тому что гаджет может легко превратиться в метеостанцию, он будет полезен на уроках природоведения. Впервые компания была запущена ещё в 2004 году для помощи R&D американской армии, но затем перезапущена в 2011 уже для обычных пользователей и школ. СМИ называли Sensordone первым настоящим